Объектно ориентированное проектирование кратко
Обновлено: 04.07.2024
Метод объектно-ориентированного проектирования основывается на:
- модели построения системы как совокупности объектов абстрактного типа данных;
- модульной структуре программ;
- нисходящем проектировании, используемом при выделении объектов.
Объектно-ориентированный подход использует следующие базовые понятия:
- объект;
- свойство объекта;
- метод обработки;
- событие;
- класс объектов.
Объект - совокупность свойств (параметров) определенных сущностей и методов их обработки (программных средств).
Объект содержит инструкции (программный код), определяющие действия, которые может выполнять объект, и обрабатываемые данные.
Свойство - характеристика объекта, его параметр. Все объекты наделены определенными свойствами, которые в совокупности выделяют объект из множества других объектов.
Объект обладает качественной определенностью, что позволяет выделить его из множества других объектов и обусловливает независимость создания и обработки от других объектов.
Например, объект можно представить перечислением присущих ему свойств:
ОБЪЕКТ_А (свойство-1, свойство-2. свойство-k).
Свойства объектов различных классов могут "пересекаться", т.е. возможны объекты обладающие одинаковыми свойствами:
ОБЪЕКТО_В (. свойство-n, свойство-m. свойство-r. ) ОБЪЕКТ_С (. свойство-n. свойство-r. ).
Одним из свойств объекта являются метод его обработки.
Метод - программа действий над объектом или его свойствами.
Метод рассматривается как программный код, связанный с определенным объектом; осуществляет преобразование свойств, изменяет поведение объекта.
Объект может обладать набором заранее определенных встроенных методов обработки, либо созданных пользователем или заимствованных в стандартных библиотеках, которые выполняются при наступлении заранее определенных событий, например, однократное нажатие левой кнопки мыши, вход в поле ввода, выход из поля ввода, нажатие определенной клавиши и т.п.
По мере развития систем обработки данных создаются стандартные библиотеки методов, в состав которых включаются типизированные методы обработки объектов определенного класса (аналог - стандартные подпрограммы обработки данных при структурном подходе), которые можно заимствовать для различных объектов.
Событие - изменение состояния объекта.
Внешние события генерируются пользователем (например, клавиатурный ввод или нажатие кнопки мыши, выбор пункта меню, запуск макроса); внутренние события генерируются системой.
Объекты могут объединяться в классы ( группы или наборы - в различных программных системах возможна другая терминология).
Класс - совокупность объектов, характеризующихся общностью применяемых методов обработки или свойств.
Один объект может выступать объединением вложенных в него по иерархии других объектов.
Схематично связь основных понятий объектно-ориентированного программирования представим следующим образом (рис. 18.5).
Рис. 18.5. Соотношение основных понятий объектно-ориентированного подхода
В объектно-ориентированном программировании используется следующий формат записи работы с объектами:
Программный продукт, созданный с помощью инструментальных средств объектно-ориентированного программирования, содержит объекты с их характерными свойствами, для которых разработан графический интерфейс пользователя. Как правило, работа с программным продуктом осуществляется с помощью экранной формы, с объектами управления, которые содержат методы обработки, вызываемые при наступлении определенных событий. Экранные формы также используются для выполнения заданий и перехода от одного компонента программного продукта к другому. Каждый объект управления обладает определенными свойствами, значения которых могут изменяться. Для объектов управления уточняется перечень событий и создаются пользовательские методы обработки - программный код на языке программирования в виде событийных процедур.
МЕТОДИКА ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Существуют различные объектно-ориентированные технологии и методики проектирования программных продуктов, которые должны обеспечить выполнение важнейших принципов объектного подхода:
- инкапсуляция (замыкание) свойств данных и программ в объекте;
- наследование;
- полиморфизм.
Инкапсуляция означает сочетание структур данных с методами их обработки в абстрактных типах данных - классах объектов.
Класс может иметь образованные от него подклассы. При построении подклассов осуществляется наследование данных и методов обработки объектов исходного класса. Механизм наследования позволяет переопределить или добавить новые данные и методы их обработки, создать иерархию классов.
Полиморфизм - способность объекта реагировать на запрос (вызов метода) сообразно своему типу, при этом одно и то же имя метода может использоваться для различных классов объектов.
Для различных методик объектно-ориентированного проектирования характерны следующие черты:
Читайте также: