О троице аврелий августин кратко

Обновлено: 07.07.2024

Августин верил в Бога-Троицу. Подобно Оригену и великим каппадокийцам, с богословием которых познакомился через Амвросия, он соединяет библейское учение с идеями платонизма. Бог принадлежит к сфере познаваемого, но неизменен. Бог действительно Троица: Отец, Сын и Святой Дух есть единая Первопричина всего сущего.

Если Церковь провозглашает веру в равновеличие Троицы, то она должна быть отображена в структуре нашего мышления. Августин проводит блестящий анализ умственной деятельности, подробности которого не приводятся здесь за недостатком места. Основные взаимосвязи таковы: Разум, самосознание, себялюбие; Память, понимание, воля (или любовь).

Последняя триада более удачна: помнить, понимать и любить Бога — мудро, а помнить, понимать и любить самого себя — безумие. Это согласуется с представлением, что место человека в замысле Божием зависит от направления его мыслей: к Богу или к себе.

Конечно, от примера нельзя требовать идеального соответствия существу вопроса, однако в данном случае его влияние на мышление Августина оказалось недопустимо велико. Склонность уравнивать Лица и затушевывать их особенности была одной из причин появления догмата о двойном исхождении Духа, ставшего причиной трагического раскола.


Патристика: учение Августина Блаженного

  • Мир сотворён Богом из ничего по образу идей, которые были в божественном разуме. В этом утверждении содержится важнейшее у Августина и в христианстве в целом учение — креационизм (от латинского creatio ex nihilo — творение из ничего). Это одна из основных идей христианства. Сотворение мира Богом состоялось вследствие его всемогущества.

Отсюда следует наличие у Бога свободной воли, поскольку мир сотворён им из ничего актом божественного замысла, следовательно, Бог обладает разумом.

Августин Блаженный "О граде Божьем"

Не только происхождение и устройство мира, сущность исторического процесса, но и сам человек, его свобода воли, условия его спасения — в центре философско-теологического творчества Августина. Он старается логически согласовать две христианские доктрины: о свободе воли человека и о Божественном предопределении. Августин решает эту проблему, трактуя подлинную свободу как осознанное следование необходимости, которое состоит в служении Христу. Но человек может отклоняться от истинного пути, когда делает ложный выбор. Таким образом, свобода воли, которой человека наделил Бог, способна привести его как к подлинной свободе, так и к произволу. Последнее произошло с Адамом и Евой, впавших в первородный грех. При этом возможность произвола Августин связывает с существованием Зла, которое, несмотря на его роль в нашем мире, не имеет самостоятельной основы. Зло, по Августину, является недостатком или неполнотой Добра, нарушением установленного Богом порядка. Поскольку Бог творил мир из небытия, без постоянной опеки со стороны Господа все им сотворенное, в том числе человек и ангелы, один из которых пал и стал Сатаной, имеет тенденцию к разрушению, к возвращению в небытие.

Опираясь на эти рассуждения, Августин настаивает на предопределении Богом судьбы каждой вещи и каждого человека. Тем более, что после грехопадения Адама и Евы Бог был вынужден лишить людей вечной жизни. Но Бог не только Всемогущ, он есть Абсолютное Благо, а потому пожертвовал своим сыном, чтобы часть людей смогла вернуться к вечной жизни. Так Августин обосновывает наличие благодати, вследствие которой некоторые люди оказываются изначально, с момента рождения предуготовлены к спасению, другие изначально обречены на вечные муки. При этом, с точки зрения Августина, субъективно все находятся в ситуации выбора и способны принимать собственные решения, поскольку никто из живущих не знает своей судьбы.

Августин Аврелий - О Троице: в пятнадцати книгах против ариан (2004)

Название: О Троице: в пятнадцати книгах против ариан
Автор: Августин Аврелий (епископ Гиппонский)

Краснодар: "Глагол", 2004.- 416 с.
djvu, pdf
Качество: хорошее
ISBN 5-93730-020-3
Серия: Патристика. Тексты и исследования

Впервые русскому читателю предлагается полный перевод трактата "О Троице" выдающегося средневекового мыслителя св. Августина Аврелия (Блаженного). Как сообщал сам Августин в письме папе Аврелию (papae Aurelio), епископу Карфагенскому в 416 г., ". к написанию книг о Троице я приступил еще будучи молодым человеком, а издал их, уже будучи стариком. В этом нет ничего удивительного, ведь "О Граде Божием" мыслитель писал в течении 15 лет, "О христианском учении" - в течении 30 лет. Этот труд ("О Троице") по своему значению стоит в-одном ряду с такими сочинениями богослова, как "Исповедь" и "О граде Божием", и посвящен систематическому изложению тринитарной проблематики, в которой Августин видел основу христианского вероучения. Начиная с экзегетики текстов Святого Писания, Августин отстаивает догмат троичности с философских позиций, используя аналогии с миром природы и в особенности с формами деятельности человеческого ума. Текст трактата предваряется в качестве предисловия 174-м письмом Августина и заключается выдержкой из его позднейшего сочинения "Возвращение к написанному" (Retractiones). Адресуется философам, богословам и всем читателям, интересующимся наследием мировой классической мысли.

Читайте также: