О лесных пожарах детям кратко

Обновлено: 05.07.2024

Во-первых, костер разводить следует только под присмотром старших.

Для начала, нужно выбрать хорошее место для костра – наиболее безопасное, и тщательно его подготовить. Лучше всего разводить костер на месте старого кострища – там уже и трава вокруг вытоптана, и ямка подготовлена, возможно, даже угли старые остались.

Но если кострища вы не нашли, то нужно приложить немного усилий, чтобы сделать костер по всем правилам безопасности.

Место выбирайте свободное от деревьев и кустов, чтобы огонь на них ни в коем случае не перекинулся. Желательно, чтобы рядом со стоянкой был водоем – там вы наберете воду в ведро или пластиковую бутылку и поставите рядом, чтобы в случае чего сразу же потушить огонь, решивший прогуляться, куда не следует. После того, как выбрали место, нужно выкопать неглубокую ямку – просто снять верхний слой земли с травой и корнями, который называется дерн. Это наиболее гуманный и безопасный способ разведения костра в лесу – слой дерна потом можно будет положить обратно и трава через некоторое время приживется и снова зазеленеет. В ямку вам нужно сложить собранные ветки и для большей безопасности обложить костер камнями или кирпичами.

Собирая топливо для костра помни, что ветки должны быть без сухих листьев – они могут вспыхнуть и, тлея, разнестись по всей стоянке, что может привести к пожару.

Ну и, конечно же, помни, что костер перед уходом следует ТЩАТЕЛЬНО ПОТУШИТЬ. Алгоритм действий такой: залить водой, перемешать угли, залить еще раз, подождать немного и только потом спокойно отправляться домой.

Цель: Сформировать представление причинах лесных пожаров.

- Дать представление о роли леса в жизни человека;

- объяснить причины и последствия лесных пожаров;

- сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара;

- избегать нарушение правил пожарной безопасности;

- подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей; формировать чувство повышенной опасности огня.

- развивать внимание, логическое мышление.

- воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам;

-воспитывать чуткость к пониманию многообразных тайн, скрытых в природе и бережному отношению к ним;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки.

Ход беседы.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем (Лес)

Восп. : - Правильно, лес! Молодцы! Сегодня мы поговорим о нашем зелёном друге – лесе, о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о бережном отношении к нему. Нет на свете человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако с каждым днём леса всё больше нуждаются в защите.

Для этого отправимся в путешествие. Закройте глазки и представьте, что вы в лесу. В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, помогая человеку выращивать человеку хороший урожай.

А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. Лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.

Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения.

Восп. : Давайте поговорим о том, какова роль леса в жизни человека? Что произойдет, если исчезнут леса (Ответы детей).

1) Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)

2) Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)

3) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)

4) Если ветку повяжу, колышек подставлю? (Да)

5) Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет)

6) Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет)

7) Если мусор уберу? (Да)

8) Я люблю свою природу, я ей помогаю? (Да)

-Теперь оглянитесь вокруг и скажите, какие 3 группы растений нас окружают в лесу? (Деревья, кустарники, травы).

(Дети показывают движения)

Отгадав мою загадку, вы сможете узнать, какая тема нашей беседы.

Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а не кусает.

Напоишь – умрет. (огонь)

Восп. : Прослушайте сказку об огне.

«Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал всё подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:

- Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

Восп. : - А какая беда может прийти? (Пожар).

Восп. :Люди любят ходить в лес гулять, собирать ягоды, грибы, шишки. Но не все понимают важность природы и лесов. Приходит весна и люди выезжают на природу, разжигают костры, которые приводят к пожарам. Самый страшный враг леса – это пожар. Причины возникновения пожаров в лесу – костры.

Сегодня мы поговорим с вами о таком страшном бедствии, как лесной пожар. Страшное зрелище – лесной пожар. Большие беды происходят в лесу во время пожара : гибнут животные и растения, мертвеет почва, воздух наполняется едким, отравляющим дымом! Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. И хотя в нашей стране имеется наземная и воздушная служба охраны лесов от пожаров, но любой пожар легче предупредить, чем тушить. Эту беду в лес приносит человек. Люди разводят костер в лесу. Это могут быть туристы или охотники. Они знают, что прежде, чем разжечь костер, нужно выбрать безопасное место подальше от деревьев и кустарников, убрать слой травы вместе с корнями и землей (дерн). А потом костер следует затушить: залить водой или засыпать землей. Кострище можно закрыть дерном, а можно оставить для других туристов. Бывает, дети приходят в лес одни и играют там с огнем. Ребята, расскажите, чем это может закончиться. Чтобы такого не случилось, лесничие вывешивают у дороги в лес специальные знаки – запрещающие въезд, запрещающие разводить костры, призывающие беречь лес.

Если, всё же взрослые люди решили развести костёр в лесу, то необходимо расчистить место для костра от травы намного шире, чем будет сам костёр. День должен быть безветренным. Нельзя оставлять костёр без присмотра. Уходя, обязательно нужно потушить костёр, тщательно залив его водой.

Восп. :- Как вы думаете, ребята, а может ли стать причиной пожара в лесу мусор, который нерадивые туристы не убрали после себя? (Ответы детей).

Восп. : Правильно, ребята! Даже крошечное стеклышко может выжечь весь лес. Не знаете, как? А очень просто: если на него попадет солнечный лучик, то он разогреет траву или ветки под стеклышком до такой степени, что они могут загореться. Мусор нужно сжечь на костре. А то, что не горит, собрать в пакеты и вынести за территорию леса.

А еще случаются подземные пожары, когда горят торфяные болота. Такой пожар распространяется медленно, почти без доступа кислорода. Не затушенные пожары могут продолжаться даже зимой под толстым слоем снега.

Восп. :- А знаете ли вы, почему нельзя жечь сухую траву? (Ответы детей).

Сейчас таких любителей много появилось. Многие люди стараются жечь прошлогоднюю траву, так как думают, что от этого трава будет расти лучше. Но получается наоборот: корни трав выгорают, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе не вырастает. При этом погибает масса насекомых и их куколок. В лесу, на месте, где был костер, трава не растет три года, а то и больше.

Восп. :– При пожаре людям на помощь приходит пожарная охрана. С давних пор пожарные борются с огнем. Это люди мужественные, сильные, потому что их профессия очень опасна. А спешат они на помощь на пожарных машинах. Не только пожарные машины помогают тушить пожар. На помощь людям часто приходят пожарные вертолеты, самолеты.

Восп. :- А кто знает, как человек может самостоятельно потушить огонь, если он не большой? (Ответы детей : затоптать, накрыть одеждой, залить водой, засыпать землей).Но помните, что это можно делать только под присмотром взрослых!

Восп. :- А если огонь большой и человек понимает, что не справится, как он должен поступить тогда? (Ответы детей) Правильно, нужно позвонить в пожарную часть.

Восп. :- Какой же у нее номер? Подскажите мне, ребята. (01)

Восп. :- А что мы должны назвать по телефону? (Назвать свое имя и фамилию; сказать что случилось; указать место, где это произошло).

Восп. :- А можем ли мы с вами помочь лесу и предупредить лесные пожары?

Конечно, во-первых мы должны сами соблюдать правила поведения в лесу (не разводить костры, не бросать зажженные спички, не оставлять стёкла, которые в солнечную погоду действуют как увеличительные стёкла и могут стать причиной пожара).

- Так из-за чего же возникают пожары?

Причины пожара :

а) брошенная горящая спичка или окурок;

б) охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;

в) механизатор ремонтировал технику и оставил промасленный обтирочный материал,

затем бросил и окурок;

г) турист не погасил костер;

д) осколок стекла, брошенный на солнечном месте, как линза, сфокусировал лучи солнца;

е) хозяйственные работы в лесу.

Давайте соблюдать правила ПБ в лесу, чтобы сохранить наш лес.

-Не разжигай в лесу костер!

Огонь коварен и хитер,

Он уничтожит все кругом!

А лес – он для животных дом.

Стать может пеплом этот дом.

Не навреди игрой с огнем.

Восп. : Давайте вспомним пословицы и поговорки об огне.

Пословицы и поговорки.

-Правда в огне не горит и в воде не тонет.

- Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

- Голова без ума, что фонарь без огня.

- Словно в огне сгорел.

- Москва от копеечной свечи сгорела

- Спичка – невеличка, огонь – великан.

- Огонь друг и враг человека.

(Обводят по трафарету животных, вырезают, раскрашивают и наклеивают на ладошки и язычки пламени, размещаем всё на плакате.)

Давайте подведем итог нашего занятия и ответим на вопросы викторины. Викторина покажет, готовы ли мы стать хозяевами нашего леса. Помогать ему, а не вредить.

1. Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава? Ваши действия. (залью водой, сообщу об этом взрослым).

2. Почему в лесу нельзя разбивать стеклянные бутылки? (В данном случае стекло играет роль линзы, где фокусируется солнечный луч, от которого может загореться сухая трава.)

3. Чем опасно поджигать сухую траву? (огонь быстро распространится на деревья).

4. Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать при разведении костра в лесу? (Подготовить место для разведения костра (выкопать яму, разгрести сухую листву на безопасное от возгорания расстояние).

5. Назвать всевозможные причины лесных пожаров (высокая температура воздуха, молния, брошенная спичка или окурок, непотушенный костер, бутылки в лесу).

6. Какие последствия возникают при пожарах в лесу (сгорают деревья, страдают животные и люди.)

7. Какие методы борьбы с лесными пожарами вы знаете?

(Тушение водой, заваливать песком, разреживать лес, очищать лес от сухих веток)

Восп. : - Какую пользу приносит лес человеку? (Ответы детей)

Восп. : – Что значит любить природу? (Ответы детей)

Восп. : – Что для этого необходимо помнить и делать? (Ответы детей)

Восп. : Лес нужно беречь, т. к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу. Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает.

Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы! Хочется надеяться, что вы никогда не станете причиной гибели леса.

fire_share__0.jpg

ДЕТЯМ — О ПРИРОДНЫХ ПОЖАРАХ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ, МУЛЬТФИЛЬМЫ И ЗАНЯТИЯ

Для кого предназначены материалы: для учителей, педагогов дополнительного образования, вожатых детских лагерей, студентов и волонтёров, работающих с детьми, а также для неравнодушных к проблемам экологии родителей.

Все материалы прошли экспертизу Министерства Просвещения РФ и были рекомендованы к использованию в учреждениях дополнительного образования и как дополнение к курсу ОБЖ в общеобразовательных учреждениях.

Мы выложили материалы в удобном для печати виде и сопроводили их написанными в соответствии с ФГОС планами-конспектами, которые могут использовать в своей работе педагоги.

Все материалы с этой страницы можно свободно использовать в некоммерческих целях.

Все материалы с этой страницы можно свободно использовать в некоммерческих целях.

Полезные игры с огнём:
Противопожарные занятия для детей

Это пособие поможет любому желающему провести интересное и полезное занятие для детей на противопожарную тему, используя материалы, размещённые на этой странице. Здесь мы собрали советы о том, как скомпоновать уроки, игры и упражнения для разного возраста, формата и продолжительности занятий. Пособие подойдёт для педагогов, вожатых, добровольцев или родителей.

Противопожарная профилактика для детей:
методические рекомендации для учителя

Методические рекомендации — это набор советов для учителей о том, как провести занятия по теме пожаров без сутевых ошибок. Рекомендации рассказывают о причинах и последствиях природных пожаров, о безопасном поведении ребёнка рядом с огнём, а также содержат обзор мифов и заблуждений о пожарах.

Интерактивный урок о пожарах на природных территориях

На уроке педагог обсуждает с детьми причины и последствия пожаров на природных территориях и методы безопасного поведения. Урок сделан в интерактивной форме и подойдёт для школьных программ, занятий в детских лагерях или кружках.

Подвижная игра

Игра на командное взаимодействие. Проводится на большом игровом поле на полу.
Задача: увести участника с завязанными глазами от пожара безопасным путём. Для этого остальные игроки дают ему по очереди голосовые команды, каждый произносит по одному слову.

Подвижная игра

Игра на командное взаимодействие. Детям завязывают глаза, и каждый участник получает вырезанную букву или цифру.
Задача: определить вслепую, какая фраза зашифрована.

DSC02603__0.jpg

Подвижная игра

Подвижная игра

Командная игра, где участники выбирают, чем пожертвовать, чтобы снизить число пожаров. Можно использовать как мотивирующее упражнение в начале занятия.

DSC02754__0.jpg

Подвижная игра

Игроки отправляются на помощь животным и спасают остров от пожара, возникшего по вине человека.

Ролевая игра

fire_game.jpg
Настольная игра

Участники стараются не допустить огонь в село, сохранить заповедник и спасти как можно больше природных территорий. Все участники играют против игры, которая подкидывает непростые задачи.

Настольная игра

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

fire_game.jpg
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА

Игроки с помощью карточек-подсказок узнают, какие причины природных пожаров нельзя контролировать, а на какие причины человек может повлиять, не допустив пожар в доме или в лесу.

fire_face.jpg
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ УРОК

Участники примеряют на себя роли зверят и вместе с Феей и Человеком узнают, как спасти домики зверей от пожара.

fire_games_1.jpg

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ

Мы рекомендуем использовать эти мультфильмы во время занятий на противопожарную тематику как в виде отдельного наглядного учебного материала, так и в качестве дополнения к играм или интерактивному уроку. Эти короткие и информативные мультфильмы украсят любое занятие по ОБЖ и окружающему миру на тему природных пожаров.

Мы подготовили урок с презентацией, в которую включили мультфильмы с Фиксиками и Смешариками. Готовый урок поможет вам рассказать о проблеме пожаров быстро и интересно.

СКАЧАТЬ ВСЕ ВЫПУСКИ

Скачивая или размещая на своих ресурсах эти мультфильмы, вы принимаете условия лицензионного соглашения.

СКАЧАТЬ ВСЕ СЕРИИ

Скачивая или размещая на своих ресурсах эти мультфильмы, вы принимаете условия лицензионного соглашения.

Дополнительные материалы

Скачайте листовку о том, как вызвать помощь при травяном пожаре.

Скачайте листовку о том, как вызвать помощь при торфяном пожаре.

Памятка рассказывает о работе диспетчерских служб лесной охраны, обучает тому, как нужно сообщать о пожаре в лесу, какую информацию передавать. Для средних и старших классов подходит как раздаточный материал.

Памятка пребывания граждан в лесах Российской Федерации

Памятка рассказывает о том, как нужно вести себя в лесу, какие правила существуют. Особое внимание уделено обращению с отходами — причинам пожаров. Для средних и старших классов подходит как раздаточный материал.

Памятка рассказывает о том, какие пожары бывают, о причинах пожаров, о правильных алгоритмах действий. Для средних и старших классов подходит как раздаточный материал.

Книжка-раскраска простым и доступным языком описывает работу лесных пожарных, лётчиков-наблюдателей, парашютистов и десантников-пожарных, и объясняет причины пожаров и рассказывает о способах борьбы с ними. Подходит для занятий с небольшой группой детей дошкольного или младшего школьного возраста, для домашних занятий.

Материалы подготовлены совместно большой группой экспертов:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

(Экологическая беседа для младших школьников)

Цель: помочь детям понять и осознать, что состояние природы зависит от поступков каждого человека и что каждый в ответе за тот мир, в котором мы живем.

- учить детей бережно относиться к родной природе.

- прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней;

- развивать познавательный интерес к природе;

- напомнить правила поведения при пожаре.

Представьте, что погожим августовским деньком вы собрались на прогулку в лес. В лесу тепло и сухо. Прикоснешься ли рукой к шершавой ветке, к головкам колючей травы, присядешь ли на пригорке, все душистое и сухое. В такие дни особенно опасно разводить в лесу огонь!

Вопрос: Знаете ли вы, почему вспыхивают лесные пожары?

Иногда поджечь лес может и молния, но это случается очень редко.

Чаще всего причиной лес. Пожар начинается из-за брошенной горящей спички, непотушенной сигареты, непогашенного костра и даже осколка толстого стекла! Да, не удивляйтесь! Осколок стекла может собрать солнечные лучи в одну точку (её называют фокусом) и сыграть роль зажигательной линзы. Сначала начнут тлеть тонкие былинки и прутики, иголочки хвои, потом сухие ветки и валежник. Языки пламени с каждой минутой становятся все больше и больше, взвиваются все выше и выше, захватывая кусты и деревья.

Запомните, что небольшое пламя можно сбить ветками или засыпать землей, но тушить лесные пожары могут только взрослые – спасатели и пожарные, используя специальную технику, самолеты и вертолеты.

Вопрос: Как вы думаете, что нужно сделать человеку, который оказался в зоне лесного пожара?

Следует срочно покинуть опасное место. Нужно уходить быстрым шагом против ветра, лучше по просеке, дороге, по берегу реки или ручья. Если в лесу много дыма, надо смочить водой платок или одежду и дышать через мокрую ткань, а убегать от пожара следует, пригнувшись к земле.

Хоть верьте, хоть нет, но однажды из-за маленького стекла случилась большая беда. Бутылочный осколок лежал на лесном пригорке под старой сосной. Пригорок был густо усыпан сухими порыжевшими сосновыми иголками.

В жаркий летний полдень осколок собрал солнечные лучи в одну точку, и от их тепла стала тлеть тонкая высохшая былинка. Потом загорелись сухие иглы хвои, от них огонь перекинулся на обломанные ветки, и в лесу запахло дымом.

Вопрос: Как вы думаете, откуда в лесу появился осколок стекла?

А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лиса с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки. Как раз в это время над поляной пролетела сорока, она тоже заметила огонь и громко, встревожено застрекотала:

- Караул! Пожар! Горим! Горим!

Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.

- Ну-ка, серые зайки, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. А бурундуки, еноты и белки засыпайте землей огонь! – стал распоряжаться медведь.

- А нам что делать? – спросили медведя лисы и волки.

- Срывайте большие ветки, да сбивайте ими пламя, - скомандывал пожарник-медведь.

Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные язычки становились все меньше и скоро совсем погасли.

Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой.

Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать корягу, потом заползла по высохшей траве к куче валежника. С каждой минутой она росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья.

Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветки громко затрещали, лес стал наполняться дымом.

Почуяли звери и птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят, бушует в лесу пожар!

Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:

- Бегите, детки, за мной к лесному ручью, да пониже к земле пригибайтесь, хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.

Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь от огня и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный змей гнался за ними по пятам.

Скоро звери добрались до большой реки, в которую впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег.

Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до самой кромки воды, зашипел, перебраться на другой берег он так и не смог.

Вопрос: Как вы думаете, стих после этого лесной пожар?

Но пожар не стих. Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось строить себе новое жилье в другом лесу.

- Почему в лесу начался пожар?

- Как звери боролись с огнем?

- Куда спряталась огненная змейка?

- Могли ли лесные жители потушить большой пожар?

- Как вы думаете, быстро ли огненная змейка превратилась в большого огненного змея?

- Как звери спасались от лесного пожара?

- Почему, убегая из зоны огня, нужно прикрывать рот и нос мокрым платком?

- Почему надо бежать, пригибаясь к земле?

- Как река помогла спастись от огня?

- Кто потушил лесной пожар?

- Почему звери и птицы не смогли вернуться в свой лес?

- Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву, бросать бутылки и осколки стекла?

Подводя итоги беседы, можно сделать вывод, что дети узнали о бережном отношении к природе и мерах безопасного поведения при пожаре в лесу.

Читайте также: