О конт основатель социологии кратко

Обновлено: 28.06.2024

Основной заслугой французского ученого Огюста Конта является то, что он впервые ввел в научный обиход понятие социологии как науки. Таким образом, социология приобрела научный статус и начала формировать свой предмет исследования. Конт создал классификацию наук, в которой социология заняла достаточно высокое место. Однако Конт так и не смог исчерпывающе определить предмет изучения социологии, наметить основные теоретические направления исследования и начать разработку специфического понятийного аппарата социологии. Этому помешали два основных обстоятельства.

Во-первых, Конт находился под значительным влиянием естественных наук, особенно физики и биологии. Социологию он называл социальной физикой, а общество отождествлял с биологическим организмом. В связи с этим, Конт считал, что социология не должна изучать отдельных индивидов, а только общество или социальные группы.

Во-вторых, Конт признавал только так называемые позитивные стороны социологии. По его мнению, социология должна изучать только факты проявления социальной реальности, делать первичные эмпирические обобщения, не создавая при этом крупных теоретических построений. Такой подход способен сделать социологию позитивной наукой, которой присущи реальность, полезность, достоверность и точность. Отсюда Конт приходит к выводу, что социологи в своей деятельности должны ориентироваться только на изучение отдельных полезных фактов проявления социальной реальности, проводить их первичное обобщение без глубокого теоретизирования. Такой взгляд получил название научного позитивизма.

По замыслу Конта, социология должна разделяться на социальную статику, к которой можно отнести изучение индивида, семьи, общества, и социальную динамику, включающую в себя социальные процессы, происходящие в человеческом обществе.

В соответствии с теорией Конта, социальная динамика — это теория прогресса. В соответствии с этой теорией общество прошло три основных этапа или эпохи.

В теологическую эпоху люди верили в фетиши, затем в богов, и, наконец, в единого бога. Отличительной особенностью этой эпохи являются завоевательные войны как основное занятие населения.

В метафизическую эпоху происходит смена системы ценностей, приоритетом начинают обладать объекты духовной культуры. Происходит зарождение гражданского общества с развитой законодательной системой.

Посвятив свою жизнь разработке системы социологических знаний, Конт к концу своей жизни убедился, что самое совершенное изложение "системы наук" не способно ничего изменить в реальной жизни, ибо народ не состоит из одних ученых, да и сами ученые не могут прийти к единству. Согласно Конту, стал необходим "второй теологический синтез" как духовная опора нового общества. Конт создает "вторую социологию", изложив ее в книге "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества" (1851-1854), где признавалась великая организующая и воспитательная роль религии в современном обществе.

Стремление переделать общество на основе социальных законов приобрело у Конта религиозные формы, любовь к Богу он пытался заменить любовью к человечеству. Человечество Конт именует "Великим Бытием", пространство - "Великой Сферой", землю - "Великим Фетишем". Догматами новой веры должны были выступить позитивная философия и научные законы. Арон назвал "Великое Бытие" Конта "наилучшим из всего, сделанного людьми": "Стоит любить сущность Человечества в лице лучших и великих его представителей как его выражение и символ; это лучше страстной любви к экономическому и социальному порядку, доходящей до того, чтобы желать смерти тем, кто не верит в доктрину спасения. То, что Огюст Конт предлагает любить, есть не французское общество сегодня, не русское - завтра, не американское - послезавтра, но высшая степень совершенства, к которой способны некоторые и до которой следует возвыситься".

Энциклопедические труды Конта были призваны на основе цельного осмысления истории общества и интеллектуальной интеграции накопленных им знаний дать человечеству средство выхода из "метафизической" эпохи, полной социальных потрясений и не способной примирить прогресс и порядок. Конт решил, что политические проблемы невозможно решить, если пролетарии не объединятся для переустройства общества.

В народном образовании Конт усмотрел доступное каждому человеку средство вступить в позитивные отношения с миром. Предлагаемый им порядок образования, который должен идти от математики к социологии, знакомит учащихся с основами социологии, предполагающей знание исторических и общественных наук. Конт продемонстрировал, что единство разума не может быть "объективным" (т.е. связанным с универсумом); оно, по его мысли, - "субъективно" (т.е. связано с человечеством).

Конт считал, что разум каждого человека повторяет путь, пройденный всем человечеством. Конт имел многочисленных последователей, которые пытались придать позитивизму институциальные формы, превратив его в духовный ориентир человечества (в некоторых странах, например, латиноамериканских, в соответствии с принципами позитивизма Конта были даже написаны конституции).

Идеи Конта, согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологической науки), сыграли важную роль в становлении философского модерниз ма

Внимание! Информация, размещенная на ресурсе, является действительной на дату опубликования. Рекомендуем Вам уточнять полученные данные в связи с изменениями, происходящими в законодательстве РФ. @2022

Огюст Конт (1798 - 1857) – это французский философ и социолог. Его считают родоначальником и основоположником позитивизма в социологии. Он стремился познать скрытые, неопознанные еще законы, управляющие обществом. В этих целях он выработал рациональный подход к изучению общества. Это означало употребление в изучении общества наблюдения, эксперимента, анализа, выявления зависимостей, изменений и тенденций развития, главных сил, взаимодействующих в обществе.

Позитивизм Конта означал два момента, наблюдаемые в обществе:

Социальная статистика - раскрывает взаимоотношения между всеми социальными институтами. Социальная статистика, по Конту, - это анатомия общества – это теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения в нём социальной гармонии. Общество он сравнивал с живым организмом, имеющим различные органы, выполняющие специфические функции. Каждая общественная структура и организация в процессе эволюции определяла и выполняла свою функциональную направленность.

Социальная динамика - раскрывает все социальные изменения в обществе, происходящие в период его распада или переустройства.

Социология, по мнению Конта, должна отвечать не только на вопрос, что существует, но и на вопрос, как зарождаются и происходят новые явления, как суметь их предвидеть и как разрешить возникающие явления и события. По мнению Конта, наука должна заниматься классификацией феноменов, которые она изучает, а не анализировать лишь причины. Отсюда, говорил он, все существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано наукой.

В работах Конта просматриваются две идеи:

Обязательное применение научных методов для изучения общества.

Практическое использование науки для осуществления социальных реформ в обществе.

Изучая социальную структуру общества, Конт выделяет в ней четыре класса:

· спекулятивный - представители науки: философии, эстетики, искусства, занимающие высшее положение в обществе;

· практический - торговцы, предприниматели, банкиры;

· представители сельского хозяйства – земледельцы;

· класс рабочих - пролетариат, его численность должна быть в 33 раза выше, чем класс предпринимателей, банкиров.

Как видим из данной классификации, часть людей должна управлять, а часть должна быть управляемой, то есть подчиняться. Конт называет это социальной статистикой. Она анализирует равновесие человеческого общества, изучает условия существования системы, взаимосвязь элементов структуры общества, закономерности их функционирования, изучает изменение и состояние социальных фактов. Конт относит сюда семью, государство, религию и отмечает их высокую роль в установлении стабильности и согласия в обществе.

Как часть социологии Конт выделяет социальную динамику. Она имеет дело с законами развития социума и разъясняет интеллектуальную эволюцию человечества. Основным фактором прогресса человечества он считал духовное и умственное его развитие. Исходя из этого, Конт формулирует законы о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека.

Согласно им познавательная деятельность людей, их общественное сознание прошли три стадии развития:

- теологическая стадия - человек объясняет явления религией, усматривает за каждым явлением сверхъестественные силы, т.е. имеет доминирующее религиозное миропонимание, короче говоря, фетишизм - обожествление всего, в конце этой стадии человек приходит к единому богу, т.е. монотеизму. При этом практически все вопросы морали и политики решались на базе религиозных ценностей;

- метафизическая стадия - объясняет явления с помощью абстракции, человек оперирует понятиями: природа, космос, материя, право, при этом разлагая теологию;

- научная или позитивная - человек наблюдает явления, фиксирует связи между ними, делает предположения, выводы, предвидения.

Социология Конта опирается на позитивный метод, это значит на анализ данных, собранных в экспериментах и наблюдениях на практике. Конт утверждает, что появление социологии предопределено законом разделения и кооперации труда. В результате появляются социальные и профессиональные группы, растет благосостояние людей. Но одновременно это разрушает фундамент общества, делит на богатых и эксплуатируемых. Социально объединяются только люди одной профессии, возникает эгоистическая профессиональная мораль, солидарность. Способствовать появлению солидарности и согласия в обществе в целом - задача социологии. А социология призвана также укреплять стабильность общества, согласованное взаимодействие всех сторон жизни человека.




С точки зрения Конта, общество проходит три стадии развития как закономерные, прогрессивные:

- военную, соответствующую теологической стадии развития ума, она приводит к военно-авторитарному режиму. Здесь боги - герои, от них идет родословная вождей племен, аристократов, глав государств. Военная стадия завершается в католическом и феодальном режиме;

- переходную, соответствующую метафизической стадии - это эпоха разрушения религиозных воззрений, эпоха возмущения существующими порядками, эпоха смятения, сомнения, поиска;

- научно - промышленную, соответствующую стадии позитивной, завершающей, замыкающей все общественное развитие, этот период кончает с анархией умов, утверждает научный взгляд на мир и общество, определяет роль науки и религии в обществе.

Социальный идеал Конта - это гармония, согласие и мир в обществе. Он, естественно, был противник радикальных реформ, революций, он предпочитал эволюционный путь, эволюционный метод развития. Основным методом в социологии он считал исторический. Но при этом он утверждал, что законы абстрактных наук - математики, физики, химии, биологии совпадают с законами социологии и других наук. Законы естественных явлений, считал он, составляют необходимую основу в социальной жизни.

Огюст Конт (1798 - 1857) – это французский философ и социолог. Его считают родоначальником и основоположником позитивизма в социологии. Он стремился познать скрытые, неопознанные еще законы, управляющие обществом. В этих целях он выработал рациональный подход к изучению общества. Это означало употребление в изучении общества наблюдения, эксперимента, анализа, выявления зависимостей, изменений и тенденций развития, главных сил, взаимодействующих в обществе.

Позитивизм Конта означал два момента, наблюдаемые в обществе:

Социальная статистика - раскрывает взаимоотношения между всеми социальными институтами. Социальная статистика, по Конту, - это анатомия общества – это теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения в нём социальной гармонии. Общество он сравнивал с живым организмом, имеющим различные органы, выполняющие специфические функции. Каждая общественная структура и организация в процессе эволюции определяла и выполняла свою функциональную направленность.

Социальная динамика - раскрывает все социальные изменения в обществе, происходящие в период его распада или переустройства.

Социология, по мнению Конта, должна отвечать не только на вопрос, что существует, но и на вопрос, как зарождаются и происходят новые явления, как суметь их предвидеть и как разрешить возникающие явления и события. По мнению Конта, наука должна заниматься классификацией феноменов, которые она изучает, а не анализировать лишь причины. Отсюда, говорил он, все существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано наукой.

В работах Конта просматриваются две идеи:

Обязательное применение научных методов для изучения общества.

Практическое использование науки для осуществления социальных реформ в обществе.

Изучая социальную структуру общества, Конт выделяет в ней четыре класса:

· спекулятивный - представители науки: философии, эстетики, искусства, занимающие высшее положение в обществе;

· практический - торговцы, предприниматели, банкиры;

· представители сельского хозяйства – земледельцы;

· класс рабочих - пролетариат, его численность должна быть в 33 раза выше, чем класс предпринимателей, банкиров.

Как видим из данной классификации, часть людей должна управлять, а часть должна быть управляемой, то есть подчиняться. Конт называет это социальной статистикой. Она анализирует равновесие человеческого общества, изучает условия существования системы, взаимосвязь элементов структуры общества, закономерности их функционирования, изучает изменение и состояние социальных фактов. Конт относит сюда семью, государство, религию и отмечает их высокую роль в установлении стабильности и согласия в обществе.

Как часть социологии Конт выделяет социальную динамику. Она имеет дело с законами развития социума и разъясняет интеллектуальную эволюцию человечества. Основным фактором прогресса человечества он считал духовное и умственное его развитие. Исходя из этого, Конт формулирует законы о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека.

Согласно им познавательная деятельность людей, их общественное сознание прошли три стадии развития:

- теологическая стадия - человек объясняет явления религией, усматривает за каждым явлением сверхъестественные силы, т.е. имеет доминирующее религиозное миропонимание, короче говоря, фетишизм - обожествление всего, в конце этой стадии человек приходит к единому богу, т.е. монотеизму. При этом практически все вопросы морали и политики решались на базе религиозных ценностей;

- метафизическая стадия - объясняет явления с помощью абстракции, человек оперирует понятиями: природа, космос, материя, право, при этом разлагая теологию;

- научная или позитивная - человек наблюдает явления, фиксирует связи между ними, делает предположения, выводы, предвидения.

Социология Конта опирается на позитивный метод, это значит на анализ данных, собранных в экспериментах и наблюдениях на практике. Конт утверждает, что появление социологии предопределено законом разделения и кооперации труда. В результате появляются социальные и профессиональные группы, растет благосостояние людей. Но одновременно это разрушает фундамент общества, делит на богатых и эксплуатируемых. Социально объединяются только люди одной профессии, возникает эгоистическая профессиональная мораль, солидарность. Способствовать появлению солидарности и согласия в обществе в целом - задача социологии. А социология призвана также укреплять стабильность общества, согласованное взаимодействие всех сторон жизни человека.

С точки зрения Конта, общество проходит три стадии развития как закономерные, прогрессивные:

- военную, соответствующую теологической стадии развития ума, она приводит к военно-авторитарному режиму. Здесь боги - герои, от них идет родословная вождей племен, аристократов, глав государств. Военная стадия завершается в католическом и феодальном режиме;

- переходную, соответствующую метафизической стадии - это эпоха разрушения религиозных воззрений, эпоха возмущения существующими порядками, эпоха смятения, сомнения, поиска;

- научно - промышленную, соответствующую стадии позитивной, завершающей, замыкающей все общественное развитие, этот период кончает с анархией умов, утверждает научный взгляд на мир и общество, определяет роль науки и религии в обществе.

Социальный идеал Конта - это гармония, согласие и мир в обществе. Он, естественно, был противник радикальных реформ, революций, он предпочитал эволюционный путь, эволюционный метод развития. Основным методом в социологии он считал исторический. Но при этом он утверждал, что законы абстрактных наук - математики, физики, химии, биологии совпадают с законами социологии и других наук. Законы естественных явлений, считал он, составляют необходимую основу в социальной жизни.


Оглавление

  • 1. Объект и предмет социологии
  • 2. Функции, категории и законы социологии
  • 3. Социология в системе гуманитарных наук
  • 4. О. Конт – Основоположник социологической науки
  • 5. Органическая теория общества Г. Спенсера
  • 6. Социология М. Вебера
  • 7. Социология и метод Э. Дюркгейма

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология. Краткий курc предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. О. Конт — Основоположник социологической науки

Первичный фактор социальной динамики — это духовное и умственное развитие. Ко вторичным факторам социальной динамики относятся климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения. Вторичные факторы обуславливают разделение труда и особенности интеллектуальных и моральных черт человека.

Позитивист О. Конт предложил выделить социологию как отдельную науку: по его мнению, социология должна противопоставить революционным теориям позитивную теорию эволюционного развития общества.

О. Конт утверждал, что в основе развития человеческого общества лежит прогресс знаний, и выделял следующие стадии в развитии общества и знаний:

Теологическая стадия в развитии общества и знаний охватывает Древний мир и ранее Средневековье (до XIV в.): в основе развития лежат религиозные представления, вера в Бога.

Метафизическая стадия (до XIX в.): происходит постепенное ослабление религиозного влияния и освобождение от него, но знание носит также абстрактный характер.

Позитивная стадия характеризуется овладением человечеством наукой и использованием ее для развития гармонического общества.

Конт также начал разрабатывать методологию научного познания в социологии.

Он предложил отказаться от идеологии врожденных истин. Наука должна опираться только на факты. В качестве методов научного познания Конт предлагал использовать наблюдение, опрос, документы, исторический метод.

Огюст Конт

Огюст Конт – французский философ и социолог XIX века, известный, прежде всего, как создатель позитивизма и основоположник социологии, сделавший её самостоятельной наукой и давший ей название. С юных лет он демонстрировал острый ум, жажду к знаниям и принципиальность, которые, с одной стороны, позволили ему сделать значительный вклад в науку, а с другой – создали ему немало личных и карьерных проблем. О его непростой биографии поговорим чуть позже, а сначала рассмотрим его основные идеи.

Ключевые идеи Огюста Конта

  • теологическая (законы природы объясняются вмешательством сверхъестественных сил);
  • метафизическая (вместо сверхъестественных сил вводятся абстрактные фундаментальные принципы);
  • позитивная (только эмпирическое познание может дать достоверное знание, объяснить и систематизировать законы природы).

Таким образом, позитивная ступень является высшим и последним этапом эволюции методов познания. Кроме того, Конт утверждает, что любая наука в своём становлении и развитии проходит все три стадии. По его мнению, философия также должна прийти к последней стадии, чтобы давать только достоверные и объективные знания, избегая абстрактных концепций.

Закон трёх стадий О. Конта

Одной из самых известных концепций, предложенных Огюстом Контом, является закон трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества. Согласно данному закону всё развитие человеческих представлений о мироустройстве можно разделить на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Теологическая

Пока уровень развития естественных наук остаётся низким, большинство физических и природных явлений люди объясняют действиями богов, духов, призраков, демонов, ангелов и прочих сверхъестественных существ. Внутри теологической стадии Конт выделил три ступени:

  • фетишизм – приписывание сверхъестественных свойств неодушевлённым предметам;
  • политеизм – первопричиной отдельных природных явлений считаются самостоятельные божества;
  • монотеизм – первопричины выстраиваются в определённую иерархию, и становится удобнее считать, что за всем стоит единый бог.

Важнейшая особенность теологической стадии развития заключается в том, что абсолютно всё можно объяснить простыми для понимания словами, поэтому необъяснимых явлений не существует.

2. Метафизическая

На метафизической стадии развития человек также стремится к исчерпывающему пониманию всех физических и природных явлений, но теперь уже не опирается на религиозные и мистические концепции. Вместо этого используются вымышленные первичные сущности и фундаментальные основы бытия. В отличие от религии, античная метафизика уже претендовала на научность, однако далеко не все использовавшиеся в ней методы познания можно назвать научными.

3. Позитивная

Позитивизм Конта

Позитивизм (от латинского positivus – положительный) – это философское учение, согласно которому единственным источником истинного (позитивного) знания может являться эмпирическое исследование, тогда как знание, полученное в процессе философского размышления, познавательной ценностью не обладает.

Ключевые идеи позитивизма прослеживаются ещё у античных стоиков. Но его основоположником считается Огюст Конт, который сформулировал основные принципы учения в нескольких работах, опубликованных им в 1830-х годах. Он считал, что всё человеческое знание делится на 2 вида:

  • позитивное – истинное, достоверное, объективное знание, соответствующее действительности;
  • идеологическое – не поддающееся оценке знание, в основе которого лежит интерес, цель или идея.
  • достоверными, а не сомнительными;
  • ценными, а не бесполезными;
  • реальными, а не химерическими;
  • эмпирическими, а не вымышленными;
  • чёткими и однозначными, а не смутными;
  • организующими, а не разрушительными.

С учетом этих признаков Конт называл метафизику негативным знанием, неточным и бесполезным. Он считал, что позитивная философия должна заниматься систематизацией и классификацией знаний, полученных исключительно методами научного познания. При этом она должна отказаться от поиска метафизических начал, причин и прочих основ, а изучать только реальные факты, полученные эмпирическим путём.

Социология Конта

  • доказательность (то есть, каждый тезис должен быть обоснован реальными фактами);
  • нейтральность (наука не должна продвигать идеи и ценности);
  • свобода от индивидуальных предпочтений (она не должна обслуживать чьи-либо интересы).

Стоит отметить, что социология, будучи изначально свободной и нейтральной наукой, всё же может использоваться политиками и другими деятелями для продвижения своих взглядов и зарабатывания политических дивидендов.

Конт предложил выделять в социологии два направления:

  • социальная статистика – наука о социальной структуре общества и социальных институтах, таких как семья, государство, общество и прочее.
  • социальная динамика – наука о законах развития общества (её идеи нашли отражение в социологическом эволюционизме Герберта Спенсера).

Краткая биография О. Конта

Огюст Конт родился 19 января 1798 года в католической семье среднего достатка. Уже в детстве проявились его основные качества – острый ум, жажда знаний и трудолюбие. Благодаря этому он был невероятно успешным учеником, удивляя всех учителей своими познаниями. Однако у него была ещё одна ярко выраженная черта – неуёмная принципиальность, которая часто его подводила. В частности, в 1816 году он был отчислен из Политехнической школы за то, что его рукой было написано коллективное письмо студентов с требованием об отставке одного из преподавателей.

Даже с неоконченным образованием Конт обладал исключительными познаниями в математике, благодаря чему мог зарабатывать репетиторством. Изредка он пытался найти постоянную работу, но его снова подводила принципиальность. К примеру, он устроился секретарём к влиятельному банкиру и политику Казимиру Перье, но не сработался с ним из-за регулярных конфликтов.

Только к осени 1828 года состояние ученого стабилизировалось, но его репутация к тому моменту довольно сильно пострадала. Поэтому у него снова возникли сложности с трудоустройством. В частности, министр народного просвещения Гизо отказался от старых положительных отзывов о его работах и теперь отзывался о нём как об ограниченном и полоумном фанатике с очень странным видением науки.

Благодаря упорному труду, во время которого он не забывал уделять время духовному саморазвитию и самоактуализации, к 1840-м годам Конт сумел восстановить свою репутацию. Его уважали как успешного ученого и философа, а издательства охотно публиковали его труды. Удивительно, что несмотря на свою востребованность, он так и не смог заработать сколь-нибудь приличное состояние.

Умер Конт в 59-летнем возрасте 5 сентября 1857 года. Причиной его смерти стал эмоциональный кризис из-за затяжного конфликта с женой и его самым близким учеником Эмилем Литтре. Незадолго до смерти он сильно заболел, однако потом пошёл на поправку и, казалось, выздоровел. Но после визита Литтре он был взбешён, а через несколько дней умер, предположительно, от инсульта. Многие современные исследователи, изучая его записи, высказывают предположение, что у ученого в последние пару лет жизни возобновились проблемы с психикой, которые и подорвали его здоровье.

Заключение

Огюст Конт известен, прежде всего, как создатель позитивизма и основоположник социологии – одной из важнейших наук современности. При этом многие его идеи подвергались критике его современниками и даже сегодня продолжают порождать споры и сомнения. В частности, сомнительными выглядят аналогии, которые Конт проводил между социальными процессами в обществе и физическими явлениями. Но несмотря на все эти тонкости, нельзя отрицать, что он был умным и одарённым человеком, оказавшим существенное влияние на современную науку.

Влияние работы с философом А. де Сен-Симоном (с 1817 по 1824 годы) повлияло на идею создания Контом особой науки об обществе, которая опиралась бы на объективные наблюдения. Сен-Симоном предложил назвать такую науку "социальная физиология", а Конт дал ей название "социальная физика". Однако в четвертом томе "Курса позитивной философии" (1839 г.) Конт употребил новый термин вместо "социальной физики" - "социология".

Термин "социология" О. Конт образовал с помощью соединения латинского слова "социум" (общий, общинный, общественный) с греческим словом "логос" (слово, понятие, учение). В дальнейшем термином "социология" стали обозначать науку об обществе.

Место социологии в системе позитивных наук

Конт дал несколько определений термину позитивный:

  • реальный в противовес химерическому;
  • полезный в противовес негодному;
  • достоверный в противовес сомнительному;
  • точный в противовес смутному;
  • организующий в противовес разрушительному.

Именно в системе позитивных наук Конт отвел место социологии. Конт выстроил науки в соответствии с принципами: восхождения от абстрактного к конкретному и от простого к сложному в содержании предмета науки.

Место социологии в системе позитивных наук

Таким образом, система наук представляла собой пирамиду, на вершине которой располагалась социология. Основания пирамиды составляла математика как самая абстрактная наука, затем следовали - астрономия, физика, химия, биология.

В предложенной Контом иерархии обозначается положение, что развитие конкретных наук неосуществимо без предшествующего исследования положений, установленных более абстрактными науками. Социология же появляется в арсенале человеческого познания, когда прочие его сферы уже достаточно развиты.

Конт считал, что социология должна изучать общество, исходя из объективных законов, как это делают естественные науки. Социология, по Конту, является конкретной и сложной по содержанию наукой, которая опирается в своем познании действительности на предыдущие отрасли научного знания.

Социальная статика и социальная динамика

Социальная статика, по Конту, представляет собой отрасль, в рамках которой имеют место процессы социального порядка, то есть некоторой гармонии элементов, находящихся во взаимном притяжении, связи. Предложенные Огюстом Контом законы социальной статики – дифференциация, централизация власти и развитие общей морали стали основой его видения социального порядка.

Социальная динамика - отрасль, изучающая социум в его развитии.

Развитие общества Конт понимает как трехстадийный процесс:

  • военное господство ( теологическая стадия);
  • феодальное господство (метафизическая стадия);
  • промышленная цивилизация (позитивная стадия).

Первым, кто поддержал Конта и его позитивизм стал философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873), который был лично знаком с Контом и написал труд "Огюст Конт и позитивизм" (1859).

Милль уточнил предмет и задачи социологии, дополнил классификацию позитивных наук (политэкономия, психология и этология). Так же Милль предложил индуктивную логику как метод социальных наук, схемы логического доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явлений, которые используется до сих пор в социальном эксперименте (на принципе сравнения двух и более групп).

Конт впервые обосновал необходимость научного подхода к исследованию общества и возможность познания законов его развития. Он определил социологию как особенную науку об обществе, которая основывается на эмпирических исследованиях, что должно обеспечить ее объективность и беспристрастность. В своих трудах Конт рассмотрел общество как систему с ее статическими и динамическими закономерностями, акцентировал внимание на изучении социальных институтов и структуры этой системы, механизмов ее модификации.

Читайте также: