Нравственный прогресс его признаки и критерии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Мораль – социальный феномен, находящийся в постоянном изменении и развитии. Изменяются взгляды людей о добре и зле, совершенствуются обычаи и традиции. Решая одни моральные проблемы, в обществе возникают другие. Процесс развития морали сложен и зависит как от социальных условий, так и от изменения других сфер человеческой деятельности. Не всегда процессы изменения морали были правильно поняты. Противоречивый характер нравственности и отсутствие четких критериев способствовали формированию негативных или скептических представлений относительно прогресса морали. Древнегреческий поэт Гесиод отмечал, что в своем развитии цивилизация прошла несколько периодов (веков). Первым был золотой век, общество характеризовалась высокой нравственностью, люди были благочестивы, жили хорошо и без проблем. Следующим был серебряный век – люди жили хуже, в результате деградирования морали. Процесс деградации морали продолжается и дальше, поэтому последующий век был хуже предыдущего.

Однако действительность доказывает, нравственность развивается по восходящей линии, что мораль имеет прогрессивные тенденции. Об этом говорят возрастающие возможности морали влиять на социальные процессы, на духовное совершенствование личности. Мораль все больше и больше проникает во все сферы общества, играет решающую роль в регламентации человеческой деятельности. Мораль есть способ самовыражения и совершенствования человека, проявление его в системе социальных отношений. Будучи совокупностью человеческого опыта, ценностей и идеалов мораль способствует совершенствованию нравственного сознания личности.

Нравственный прогресс как составная часть общественного прогресса детерминирован теми же условиями. Соответственно критерием нравственного прогресса является общечеловеческий критерий того же социального прогресса – степень свободы человека, гуманизации и демократизации общественных отношений. Другими словами, о нравственном прогрессе можно судить по тому, насколько нормы и принципы морали отражают объективные условия общественного развития, соответствуют потребностям развития общественных отношений и человеческой личности. Общественный прогресс есть всестороннее качественное и количественное развитие всех сфер общества – производительных сил, техники, естественных и технических знаний, материальной и духовной культуры, морали, искусства и т.д. Без нравственного прогресса не может быть и общественного прогресса. Содержанием общественного прогресса есть степень развития и свободы человека, его господства над силами природы, над социальными и духовными явлениями и самим собой. Содержанием нравственного прогресса есть степень гуманизации общественных отношений, решения противоречий между добром и злом, индивидом и обществом. Он способствует расширению объективных возможностей для морально-позитивного выбора в поведении и развитии морального сознания. Нравственный прогресс неизбежно ведет к возрастанию роли и ответственности каждого человека во всех сферах общества.

Признаками нравственного прогресса являются:

· возрастание объема духовной свободы личности и расширение возможностей ее совершенствования;

· усиление воздействия нравственных начал на все сферы общественной жизни;

· способность морали преодолевать конфликтные ситуации;

· повышение уровня нравственного протеста против бездуховности и аморализма;

· дальнейшее теоретическое развитие морали, постоянное обогащение этики как науки;

· определение новых, более совершенных способов воздействия и контроля за нравственным поведением людей.

Моральное развитие человечества

На протяжении истории мораль всегда была главным условием социализации личности, выводя ее за пределы чисто природной значимости.

Проблемы нравственного прогресса и его критерии расположены на стыке различных наук: истории и этики, этнографии и социологии, психологии и истории права, истории искусства и эстетики и т. д. Здесь важно и описание нравственного развития, как отдельных народов, так и всемирного развития общества. Объективные показатели нравственного прогресса, определение его общеисторического критерия, исследование эволюции нравственности в масштабе всемирной истории показывают, что существуют реальные подходы для ответа на этот вопрос.




Каждый новый этап в развитии морали достигался через борьбу добра и зла, ответственности и безответственности, позитивных и негативных тенденций. Нравственное развитие человечества — постепенное восхождение к новым духовным вершинам. Носителями морального прогресса всегда являлись передовые классы и слои общества (в Новое время — буржуазия, затем рабочий класс; в настоящее время — новый средний класс). Чем более эгоистичны, архаичны и ограничены интересы класса, находящегося у власти, тем больше они противоречат объективному ходу истории, духовному прогрессу и тем в большей степени в интересах всего общества необходимо их скорейшее преодоление.

При этом надо иметь в виду, что новое в морали появляется как исключение из правила, как единичное.

Прогресс нравов отражает не только требования социально-экономического развития, но и активное отношение субъекта истории к своей деятельности. Рост влияния морали, совершенствование нравственного самосознания, расширение возможностей для морального выбора — все эти черты нравственного прогресса говорят о развитии индивидуальной свободы, освобождении человеческой личности, расширении пространства и стимулов ее творческой деятельности.

Особенностью морали современного общества является то, что знание и умение, которые требуются от работника, все глубже сращиваются с моральными качествами личности. Профессиональные решения все чаще требуют от личности тяжелейшей моральной нагрузки, а этическая взыскательность объективно необходима для обеспечения позитивных результатов профессиональной деятельности. В современном обществе этика добродетелей необходимо должна дополняться институциональной этикой, которая воплощена в соответствующих правилах функционирования социальной системы и совпадает с логикой объективного развития общества. Понятия добра, зла, совести, достоинства, справедливости, ответственности и другие конкретизируются, получают новое содержание, соответствующее возросшему уровню духовной культуры, достижения научных знаний, технологическому процессу воспроизводства.

Прогресс нравственности в современном обществе многогранный и сложный. Это одновременный прогресс отрицания тех ее норм и установок, которые перестали соответствовать новой эпохе, критически позитивного переосмысления всего того, что может быть использовано в созидательных усилиях по реформированию социальной системы, и главное – обогащения теории и практики морали новыми духовными ценностями. Развитие морали – отражение реальных социальных и человеческих противоречий, решение которых во многом зависит и от состояния ее самой. Единственно возможный вариант этого в современных условиях: опора на духовные начала, требовательность в выполнении каждым своего морального долга, нетерпимость ко всем проявлениям аморализма, диалог.

НТР и нравственность

Нравственное, духовное развитие современного общества в большой степени зависит от научно-технической революции, которая, как принято считать, началась в середине ХХ века и является частным проявлением научно-технического прогресса, который осуществляется практически на протяжении всей человеческой истории.

Научно-техническая революция привела к серьезным изменениям в условиях жизни людей. Значительно повысилась производительность труда, жизнь человека стала более обеспеченной, комфортной, динамичной. Появилось множество новых профессий, ранее неизвестных. Резко возросло количество добываемой информации (информационный взрыв). Заметно вырос удельный вес городского населения (урбанизация — от лат. urbanis— городской). Нетрудно назвать и множество других изменений в повседневной жизни, вызванных научно-технической революцией. Естественно, они ярче всего проявляются в промышленно-развитых странах.

Каким же образом все эти изменения сказываются на нравственности? Здесь необходимо подчеркнуть, что сущность человека, нравственные основы бытия не определяются напрямую наукой и техникой. Они имеют более глубинные основания. Более того, многие мыслители не без основания полагают, что науки (естествознание) не в состоянии ответить на смысложизненные вопросы, обосновать те или иные ценности. Как отмечал еще А. И. Герцен, смысл жизни не найти на дне реторты. "Перед последними вопросами жизни и смерти, добра и зла наука стоит безответно теперь, как и прежде", — писал в начале века С.Н. Булгаков. "Наука не решает вопрос о ценностях", — утверждал выдающийся английский ученый Б. Рассел. Высказываний подобного рода можно привести немало. Подобные суждения в известной мере отличаются категоричностью. Однако очевидно, что исходные постулаты морали не доказываются таким же образом, как геометрические теоремы. Они в определенной мере обосновываются чувством, принимаются на веру.

Но если научно-техническая революция не в состоянии изменить сущность морали, то она способна заметно преобразовать те условия, в которых реализуется добро и зло, справедливость, осуществляются духовные искания человека. И эти преобразования могут оказывать неоднозначное воздействие на повседневную нравственную жизнь человека. Точно также следует признать, что достижения НТР могут использоваться как в добрых, так и в злых целях. Простейший пример: открытия в ядерной физике привели, с одной стороны, к созданию атомной бомбы, а с другой — к появлению АЭС (хотя и к ним отношение неоднозначное), атомных ледоколов и т.д.

Разберемся в этом более обстоятельно. И первоначально отметим позитивное влияние НТР на повседневную нравственность. Сразу необходимо указать на то, что развитие науки и техники приводит к повышению общей культуры человека, уровню его образования. У многих людей при помощи современных средств массовой информации появляется возможность приобщиться к самым различным произведениям искусства, к последним достижениям науки и т. д. - А это очень важно при оценке самых различных явлений, поступков, ибо широкий кругозор дает возможность индивиду учитывать многие обстоятельства, предвидеть будущее и не уподобляться чеховскому герою, свертывающему гайки с железнодорожного полотна. Повышению общей нравственной культуры способствует и то, что этические исследования становятся более изощренными. Тем более, что сама научно-техническая революция порождает целый ряд очень трудных для морального сознания проблем: эвтаназия (легкая смерть), искусственное прерывание беременности, пересадка отдельных органов и определение момента смерти и др.

Именно в последние десятилетия появились также направления в этической мысли (обычно на стыке с другими науками), как биоэтика, экологическая этика и др. Особенно остро встает вопрос о нравственной ответственности ученого, о направленности научных исследований, о возможности использования достижений науки в антигуманных целях. :

Нельзя не отметить и того обстоятельства, что современная высокопроизводительная, часто дорогая техника и' технология предъявляют повышенные требования к ответственности, моральной надежности человека, ибо халатность, недисциплинированность, безграмотность могут привести к масштабным трагическим последствиям (аварии на АЭС, на химических заводах, на транспорте и т.д.). Можно сказать, что научно-техническая революция приводит к повышению роли морального фактора и в повседневной жизни, в быту, и в деятельности самых различных предприятий.

Однако современный научно-технический прогресс создает и немалые трудности для полноценной нравственной жизни. О6 этом говорил еще Ж.-Ж. Руссо. Эта же проблема остро встала в ХХ веке. Например, Н. Бердяев отмечал, что техническая цивилизация ведет к упрощению духовного мира человека, к господству чисто утилитарного, эгоистического отношения к жизни, к бездуховности, к появлению технократического мышления, которое не очень обеспокоено высшими ценностями, смысложизненными вопросами.

Именно научно-техническая революция привела к появлению многих глобальных проблем современности (экологическая, угрозы термоядерной войны, демографическая и др.). Нередко человек живет в предчувствии неизбежного конца. Подобные настроения негативно сказываются на психическом здоровье, приводят к различным срывам, немотивированным поступкам. Аналогичное же действие оказывает и резкое ускорение темпа жизни, распространение поверхностного, беглого общения и появление самого страшного вида одиночества — одиночества в толпе, в крупных городах.

Таким образом, современная научно-техническая революция лишний раз демонстрирует всю сложность, противоречивость нравственной жизни человека, как и то, что без веры в нравственный прогресс, в светлое будущее, в царство Божие на земле, в высокие идеалы человеку просто не выжить в этом пестром, нелегком мире. Этой верой в торжество (конечное) справедливости, добра, счастья на земле пронизано и устное народное творчество, и творения выдающихся художников, писателей, философов. Именно этой верой наполнены и такие, ставшие уже афоризмами, высказывания: "Добро (красота) спасет мир".

Нравственный прогресс – это восходящее развитие морали, начинающееся менее совершенными историческими состояниями (этапами) и восходящее к более совершенным.

Нравственный прогресс является составной частью социально-исторического прогресса человечества, или процессом замены существующих нравственных норм на новые, более совершенные и гуманные.

Для определения того, в чем именно выражается истинный прогресс, необходимо определить критерии, которые его определяют.

Разного рода изобретения в области техники, медицины и биологии – не во всех случаях служат для человека благом, а тем более для животных. Стоит вспомнить о массовой автоматизации, которая вызвала столь же массовую безработицу.

Иными словами, сами технические средства и научные открытия не могут служить прогрессу, ели его не использует прогрессивное и гуманное общество. В руках неэтичного общества они могут служить против интересов человеческого общества и всего живого.

Причины прогресса нравственности

Известно несколько гипотез, которые объясняют прогресс нравственности:

  • В терпимых обществах человеческая энергия направляется на сотрудничество, а не на борьбу друг с другом. В связи с этим более нравственные общества с экономической точки зрения более эффективны, обладают большими ресурсами, а значит, имеют преимущество в естественном отборе. В связи с этим терпимые общества распространялись на более обширные территории, то есть нравственный прогресс поощряется естественным отбором.
  • Технический прогресс удовлетворяет основные нужды человека. Очевидно, что человек легче переступит через нравственные ограничения, если ему грозит голодная смерть.
  • Техно-гуманитарный баланс. Вместе с техническим прогрессом возрастала и убойная сила оружия, что вызвало резкое увеличение жертв насильственных действий. Например, экономический прогресс и развитие военной техники позволили провести в ХХ веке несколько чудовищно разрушительных войн. Это вызывало разрушение или деградацию общества, либо необходимость вырабатывать новые нравственные ограничения, позволяющие снижать число жертв насилия.

Готовые работы на аналогичную тему

Проблема прогресса нравственности

На протяжении всего исторического развития, мораль выступала как главное условие социализации индивида, выводя ее за пределы чисто природной значимости. Проблематика прогресса нравственности и его критерии стоят на стыке разных наук: этики и истории, этнографии и социологии, психологии и истории права, истории искусства. Здесь имеет значение описание нравственного развития и отдельных народов и всемирного общественного развития.

История этических учений говорит о том, что нравственный общественный прогресс всегда связывали с соответствующими социальными условиями. В истории развития морали, как и в истории развития всего общества не было прямой восходящей линии. Изучение взаимосвязи морали с состоянием общества демонстрирует, что ее падение было отмечено в момент упадка и духовного кризиса целого общества. Особенно это было свойственно периодам перехода от одного общественного строя к другому.

В связи с этим прогресс нравственности нельзя считать прямой абстрактной линией, они выглядят постепенными и противоречивыми шагами в регулировании отношений между людьми на основании морали. Каждый новый этап развития морали достигался благодаря борьбе между добром и злом, ответственностью и безответственностью, позитивными и негативными тенденциями.

Нравственное развитие человечества предполагает процесс постепенного восхождения к новым духовным вершинам. Носители морального прогресса – всегда передовые классы и слои общества. Чем эгоистичнее и ограниченнее интересы класса, который стоит у власти, тем в большем противоречии они находятся с объективным ходом истории, духовным прогрессом и тем скорее необходимо их преодолеть.



В конце XX века наказания стали мягче, человечнее, начинает учитываться, что и преступник является личностью и имеет право на то, чтобы уважали его достоинство. Во многих странах отменена смертная казнь. Значительно улучшились условия жизни заключенных. К сожалению, последнее относится, в основном, к промышленно развитым странам, а не к России.

Возрастание общего уровня образования, развитие этических исследований и увеличение объема нравственного просвещения (школа, СМИ, искусство и литература и т.д.) — все это факторы, способствующие обогащению нравственной культуры населения.

Таким образом, сторонники признания существования нравственного прогресса в истории имеют свои достаточно серьезные аргументы.

В конце XX века наказания стали мягче, человечнее, начинает учитываться, что и преступник является личностью и имеет право на то, чтобы уважали его достоинство. Во многих странах отменена смертная казнь. Значительно улучшились условия жизни заключенных. К сожалению, последнее относится, в основном, к промышленно развитым странам, а не к России.

Возрастание общего уровня образования, развитие этических исследований и увеличение объема нравственного просвещения (школа, СМИ, искусство и литература и т.д.) — все это факторы, способствующие обогащению нравственной культуры населения.

Таким образом, сторонники признания существования нравственного прогресса в истории имеют свои достаточно серьезные аргументы.

В-третьих, повысилась значимость общечеловеческого начала в морали. Локальные, групповые кодексы сменяются планетарным мышлением, которое объединяет людей Земли, сближает их как равных. Наконец, с развитием человеческого сознания мораль делается все более сложной по механизму своего действия. Если прежде основными регуляторами поведения служили принуждение, страх и стыд, то в современном обществе человек имеет больше возможностей свободно поступать по совести.

Итак, признаками нравственного прогресса являются:

возрастание объема духовной свободы личности и расширение возможностей ее совершенствования;

усиление воздействия нравственных начал на все сферы общественной жизни;

способность морали преодолевать конфликтные ситуации;

повышение уровня нравственного протеста против бездуховности и аморализма;

дальнейшее теоретическое развитие морали, постоянное обогащение этики как науки;

определение новых, более совершенных способов воздействия и контроля за нравственным поведением людей.

Однако среди моралистов всегда находятся скептики, которые сомневаются в каком бы то ни было прогрессе в области нравственности. И тому есть много причин. Каждый новый век был отмечен еще более чудовищными преступлениями, чем предшествующий. Две мировых войны, ядерное и химическое оружие сделали XX век едва ли не самым страшным из всех. Современное зло стало куда более изощренным, чем простодушный порок наших малопросвещенных предков. Число негодяев не убывает, а святые исчезают. Выиграв в научно-технической области, мы разрушили гуманитарные основы своей жизни. В стремлении комфортно устроиться люди пренебрегают друг другом. Новые времена порождают все новые проблемы, не разрешая старых; сфера действия моральных оценок расширяется, все новые и новые явления, прежде считавшиеся нейтральными, ныне называются злом. Таким образом, "количество" зла увеличивается, зло воспринимается все более обостренно. И едва ли не в каждую эпоху слышны рассуждения об "упадке нравов''. Даже когда были прочитаны первые, клинописные таблички из библиотеки вавилонского царя Хаммурапи, в них говорилось, что наступившие времена куда хуже прежних.

Не следует ли отсюда, что вопрос о прогрессе в морали — вообще фикция? Может быть, его нельзя решить в данной постановке, и поэтому следует отбросить "прогрессистскую" модель развития? Мораль, не столько "подымается" или "опускается" по лестнице прогресса, сколько "переливается" в лучах истории.

Читайте также: