Нравственная свобода это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Нравственная свобода – это исполнение морального долга, которое мотивируется личными ценностями.

Общие сведения о проблеме свободы выбора

При этом задача этики состоит в том, чтобы показать подлинную свободу, лежащую внутри морали. Тем самым выбор добра ведет к нравственной свободе, выбор зла есть безнравственная свобода.

Считается, что выбор зла есть результат несвободы человека. Иногда под внешним давлением или под напором собственных страстей человек может пренебречь некоторыми моральными соображениями ради иных ценностей. При совершении безнравственных деяний под влиянием внешней свободы человек оказывается связан с их последствиями. Процесс, который начинается по собственной воли человека продолжается уже по воле обстоятельств. В связи с этим этика постоянно предупреждает о том, что выбор зла становится для человека путем к нравственной несвободе или моральны тупиком.

Этика – это феномен, который описывает многие аспекты поведения людей. Этическая оценка поступков человека предполагает их одобрение или осуждение с моральной точки зрения.

Моральный выбор открывает нравственную свободу, или показывает возможный путь к ней. Для каждой личности он может быть весьма своеобразным.

Мораль – это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека. К морали относят также и психологические аспекты – эмоции, переживания и т. п.

Нравственная свобода заключается в принятии нравственного поведения. Нравственное поведение формируется на основе культуры и особенностей менталитета, а также индивидуальных особенностей личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Нравственное поведение – это тип поведения, который соответствует общепринятым в конкретном социуме нормам жизни и деятельности.

Реализация нравственной свободы, формы морального выбора

Способом реализации нравственной свободы личности можно назвать моральный выбор. В реальной практике человеческого существования можно выделить несколько вариантов морального выбора:

Моральный выбор – это осознанный выбор человеком того или иного варианта поведения в соответствии с его личными или общественными моральными установками.

При этом нравственно развитая личность будет испытывать чувство моральной неудовлетворенности и, возможно, вины за несовершенство собственного решения. Необходимо правильно оценивать собственный уровень заинтересованности в получении моральной свободы путем нравственного выбора.

Словарь по этике. — М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Полезное

Смотреть что такое "СВОБОДА НРАВСТВЕННАЯ" в других словарях:

СВОБОДА ВОЛИ — философская категория; в самом общем смысле означает способность человека самостоятельно, в соответствии с принятым им мировоззрением, онределять свои поступки действовать на основании собственного решения. Как категорий этики С. в. означает, что … Словарь по этике

СВОБОДА — многозначное понятие, крайние значения которого: 1) С. как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) С. как возможность действовать в направлении цели,… … Философская энциклопедия

Свобода личности — Свобода воли = Свобода выбора (греч. το αύτεξούσιον или το εφ ημίν, лат. liberum arbitrium) от времён Сократа и доселе спорный в философии и богословии вопрос о том обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками. Содержание … Википедия

СВОБОДА ВОЛИ — способность человека к самоопределению в своих действиях. В контексте раннегреческой культуры в понятии C.B. акцентируется не столько философско категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек это гражданин полиса, тот, кто живет… … История Философии: Энциклопедия

СВОБОДА ВОЛИ — способность человека к самоопределению в своих действиях. В контесте раннегреческой культуры в понятии С. В. акцентируется не столько философско категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек это гражданин полиса, тот, кто живет… … Новейший философский словарь

свобода — безбрежная (Лермонтов); безграничная (Ладыженский); безначальная (Полежаев); могучая (Фофанов); святая (Рылеев, П.Я.); священная (Пушкин); сладостная (Сологуб); широкая (К.Р.) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества… … Словарь эпитетов

СВОБОДА ВОЛИ — способность человека к самоопределению в своих действиях. В контексте раннегреческой культуры в понятии C.B. акцентируется не столько философско категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек это гражданин полиса, тот, кто живет… … История Философии: Энциклопедия

Свобода воли = С. выбора — (το αύτεξούσιον или το εφ ημίν, liberum arbitrium) от времен Сократа и доселе спорный в филофии и богословии вопрос, который при объективной логической постановке сводится к общему вооросу об истинном отношении между индивидуальным существом и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Нравственная статистика — (Moralstatistik, Statistique Morale) изучает массовые проявления человеческой деятельности вне сферы хозяйственных отношений. Вместе с демографией, рассматривающей биологические процессы, в которых человек играет лишь пассивную роль, и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

В зависимости от степени актуализации нравственного самоопределения человека, его свобода разделяется на три вида: формальную, реальную и идеальную.

Понятие формальной свободы вводится для обозначения состояния человека, которое характеризуется нравственной непорочностью и невинностью, когда ум человека еще не знает реальности нравственного зла и когда чувства и желания находятся в подчинении разуму. Примером пребывания человека в состоянии формальной свободы является свобода прародителей в раю и свобода детей. В состоянии формальной свободы нет антагонизма между умом, чувствами и желаниями человека. Формальная свобода открывает возможность нравственного выбора. Когда человек сознательно осуществляет нравственный выбор, его формальная свобода становится реальной свободой.

Реальная нравственная свобода — это свобода самоопределения в ситуации морального выбора. Реальная свобода характеризуется напряжением духовных сил человека, осуществляющего нравственный выбор. В состоянии реальной свободы ум находится в борьбе с помыслами, чувствами и наклонностями природы. Желая осуществить господство разума над эмоциями и влечениями, человек стремится компенсировать противоречие, возникающее между умом, чувством и волей, и подчинить чувство и волю нравственному идеалу и долгу.

Идеальная нравственная свобода характеризуется сверхъестественным харизматическим даром, доводящим реальную свободу до совершенства. Идеальная нравственная свобода — это свобода святых праведников, находящихся в обладании Божественной благодати. В состоянии идеальной свободы нравственный выбор теряет свою драматическую напряженность, человек может желать, выбирать и творить только добро, в результате чего совершение зла ни теоретически, ни практически является невозможным. Идеальная нравственная свобода — это полная свобода человека от власти греха, достигаемая духовным подвигом человека при содействии Божественной благодати.

Нравственная свобода — это способность личности осуществлять посредством разума господство над чувствами и желаниями.

Из приведенного определения нравственной свободы с непосредственной очевидностью следует, что в этическом смысле свобода человека есть не что иное, как его самообладание. Раскрыв понятие самообладания, мы тем самым сумеем раскрыть содержание понятия нравственной свободы.

Экзистенциальный аспект нравственной свободы человека раскрывается в становлении и самовыявлении личности на фоне ее этического отношения к другим, подобным ей, личностям. В бытии личности имеются два экзистенциальных момента, на которых она утверждается. Первый момент — это оригинальность и неповторимость личности, ее несводимость ни на что другое. Ведь лично то, говорит А.Ф. Лосев, что оригинально, своеобразно, неповторимо, несводимо ни на что другое и, прежде всего, неразрушимо ни в пространстве, ни во времени. Второй момент — это невозможность для личности осуществлять свое бытие вне общения с другими, подобными ей, личностями. Утверждая себя как личность, человек стремится к общению, к признанию ценностного своеобразия других людей, без чего его собственный внутренний мир не будет сиять богатством и полнотой. Стремление человека к общению предполагает его нравственную свободу, то есть господство над собственными интересами и стремлениями. Без нравственного самообладания и свободы человек не способен преодолеть свой природный эгоизм и подчинить его свободе и интересам ближних. Основанное на началах нравственной свободы отношение к ближнему включает, во-первых, признание другой личности, во-вторых, уважение к ней, в-третьих, заботу о благе этой личности, то есть заповеданную Евангелием любовь. Таким образом, любовь и свобода взаимосвязаны. Но при этом любовь в действительности не ограничивает свободу, а, наоборот, несет человеку освобождение. Как этический принцип отношения к человеку любовь наиболее полно и глубоко выражает экзистенциальный аспект нравственной свободы личности.

Архимандрит Платон (Игумнов) о самовыявлении твари через форму, индивидуальность и ипостась

В окружающем нас мире, где все, кроме человеческой личности, подчинено закону необходимости, мы тем не менее видим на всем творении творческую печать свободы Бога. Многообразие в проявлении тварных форм бытия напоминает нам о нашей личной свободе.

Так, например, все, что относится к неживой природе, выражает себя через форму. В царстве неживой природы наше воображение могут поражать причудливость узоров и линий и красота цветов и оттенков самых различных минералов, удивительное многообразие форм кристаллов, художественные очертания скал и горных хребтов. При этом видимом богатстве и многообразии форм трудно избавиться от впечатления, что неживая природа стремится использовать все возможности, чтобы выразить себя ярко, оригинально и многолико. В еще большей степени наше воображение поражают совершающиеся в неживой природе процессы изменения и текучести ее форм. Впечатляющие проявления природных стихий в картинах величественного течения могучих рек, грозного движения морских волн, ослепительного блистания молний в раскатах грома или белого вихря разбушевавшейся зимней метели говорят нашему чувству больше о свободе этих стихий, чем о подчинении их закону необходимости.

В живой природе мы встречаем бесконечное многообразие растительных и животных форм. Разнообразие деревьев и трав, красота и благоухание их плодов и цветов, нарядное оперение и многоголосое пение птиц, изящество форм и грациозность движений животных выражают всеобщее стремление живой твари выявить себя через свою индивидуальность. Картина резвящегося на воле дикого зверя, играющей в воде рыбы или птицы, парящей в высоком небе, заставляет нас забыть о законе необходимости и, наоборот, является для нас чем-то вроде символа свободы, возможности беспрепятственно осуществлять наши собственные желания.

Если в творческом замысле Бога все неживое выражает себя через форму, будет ли это структура или процесс, все живое выражает себя через свою индивидуальность, будет ли это растительный или животный вид, то все сознательное выражает себя через личность, или ипостась, будет ли это человеческая или ангельская природа. Оформление природы через ипостась является самым глубоким, личным и совершенным самовыражением твари. Отсюда следует, что свобода, как основа самовыявления человека, является самым безусловным и неотъемлемым свойством личности.

Бог сотворил человека и даровал ему вместе с разумом свободу, благодаря которой человек способен осуществить и явить себя как личность.

По форме и степени существуют абсолютная и относительная свобода. Абсолютная свобода – это идеальное состояние, полная самореализация субъекта. Она может оказывать влияние на реальность как регулятивная иде я. В жизни существует свобода относительная. Человек всегда ограничен объективно. Есть обстоятельства бытия, которые за пределами нашей власти, поэтому свобода как полная автономия, независимость от необходимости иллюзорна. Сложились также понятия свободы потенциальной (готовность субъекта к самоосуществлению) и актуальной (осуществляемой),свободы.

Вопрос о степени, условиях и последствиях свободы в этике принято рассматривать в контексте соотношения свободы и необходимости.

Необходимость – это внешние условия деятельности человека. Это 1) объективные ситуации жизни (историческая эпоха, социальная среда, экономика, политический строй, война, стихийное бедствие и т.д.), 2) устоявшиеся нормы морали, 3) потребности других людей, предписывающих субъекту определенный тип поведения.

По поводу меры свободы человека в рамках заданной необходимости в этике сложились разные точки зрения.

В марксистской этике диалектическое понимание свободы и необходимости было конкретизировано в контексте реальной истории, с точки зрения познавательной и преобразующей мир деятельности людей.

В диалектико-рационалистической философии своб од а трактуется как достижение субъектом независимости от необходимост и, власть над ней. Это требует активности, нацеленной на познание необходимости, выработку должной программы деятельности и реализацию этой программы на практике.

Обязательным условием реализации нравственной свободы является моральная вменяемость личности, т.е. осознаниеею моральной необходимости. Это предполагает понимание моральных императивов и убеждение в их верности. Моральная вменяемость вырабатывается уже в процессе социализации, поэтому большинство людей понимают, “что такое хорошо и что такое плохо”. Хотя позиции и оценки в конкретных ситуациях могут быть различными. Моральное познание идет всю жизнь.

Реальный переход от морального закона к добродетели осуществляется именно благодаря желанию добра, а не из страха перед наказанием. Действительно свободен тот, кто отвергает зло не потому, что оно запрещено, а потому, что оно зло. Эта идея качественной свободы, обоснована богословом Фомой Аквинским в XIII в., актуальна поныне.

Даже в условиях жесткой детерминации существует известная вариативность поведения. Например, в фашистском концлагере или блокадном Ленинграде люди всегда могли выбирать, как себя вести. Духовный статус человека позволяет ему противостоять детерминизму: если мы не вольны изменить обстоятельства своего бытия, то, по крайней мере, можем определять свое отношение к этим обстоятельствам.

Ситуации выбора бывают разными. Во-первых, выбор между нравственным и безнравственным (возможен выбор зла). Во-вторых, выбор между разними вариантами нравственного поведения. Это может быть выбор между долгом и склонностями, выбор между своими и чужими интересами, выбор между личными убеждениями и общественным мнением (который требует моральной зрелости человека), выбор между различными видами обязанностей, моральных долгов человека (долг гражданский и долг родительский, долг служебный и долг благодарности).)

Выбор всегда уникален. Он зависит не только от внешних обстоятельств, но и от ценностных установок, психологических особенностей, готовности или неспособности личности к свободе.

У всех есть свобода выбора. Вся жизнь есть цепь выборов между можно и нельзя, хочу и надо. Каждый выбор влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор делается самим человеком, поэтому его действия могут расцениваться как добро и зло, как его заслуга или вина.

1) Если моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение, это говорит об отсутствии свободы.

2) При осознании моральных требований как долга осуществляется внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным.

3) Когда моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности, делается свободный выбор. Это реальная свобода.

Даже будучи связан с самоограничением, свободный выбор есть показатель подлинной свободы воли, фактор самоутверждения личности. Нравственная свобода — это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека. Свобода связана с чувством собственного достоинства человека и достигается в процессе саморазвития личности.

Читайте также: