Новые идеалы и ценности западного мира 17 века в европе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Следует сказать, что характер европейского культурного процесса в XVII в. был крайне сложен, неоднороден и кричаще противоречив. В начале этого столетия, как уже упоминалось, завершается эпоха Возрождения, [89] в течение всего века в очень неоднозначных взаимоотношениях находятся такие художественно-эстетические направления, как барокко и классицизм, а в конце его в Англии зарождается качественно иная разновидность классицизма — просветительский классицизм и начинается эпоха Просвещения.

С точки зрения истории философии, культуры, искусства, науки и техники, XVII столетие является одним из наиболее сложных и важных периодов. Его совершенно особое положение определяется прежде всего характером и масштабом изменений в сферах социальной и духовной жизни европейского человека. С одной стороны, это уже не средневековое общество, но, с другой стороны, еще и не современное — таков переходный, пограничный характер этого века. Старая идеология уже не отвечает растущим запросам большинства европейцев, а новая еще не успела сформироваться. Именно поэтому пафос поиска уверенно доминирует, порождая, в свою очередь, новые открытия, изобретения и мысли, а также их чрезвычайное разнообразие.

Таким образом, культура XVII в. ведет диалог не столько с прошлым (с культурой Ренессанса, Средневековья, античности), сколько [90] внутри себя, что проявляется, в частности, в бурных философско-эстетических полемиках того времени (например, между сторонниками рационалистического и эмпирического способов познания), а также в сложном характере взаимоотношений между искусством барокко и классицизма.

Таким образом, с культурологической точки зрения, XVII в. — совершенно особый этап в европейском культурном развитии. С его идеями соглашались и полемизировали, их принимали и им оппонировали, но их колоссальное значение признавалось всеми и всегда.

Однако несмотря на чрезвычайное идейное и стилистическое разнообразие XVII в., в искусствоведческом отношении это прежде всего эпоха барокко и классицизма.

В литературе барокко уверенно доминируют темы скоротечности земного бытия и ничтожности всех человеческих деяний перед лицом Вечности:

Однако представители искусства барокко, помня о смерти (memento mori) и суетности бытия (vanitas mundi), пытались разрешить эти проблемы по-разному. Одни искали утешение в религиозном мистицизме, отвергая земные соблазны и растворяясь душой в Боге; другие же, напротив, стремились максимально использовать каждое мгновение своей земной жизни, наслаждаясь ее маленькими радостями. Первые (религиозно-мистическая ветвь барокко) преобладали в Испании и Германии, вторые (эротико-гедонистическая ветвь) — во Франции и Италии.

Наиболее характерными чертами барочных произведений являются их метафоричность, орнаментальность, тяга к контрастам (небесное и земное, христианское и языческое, дух и плоть, свет и тень, жизнь и смерть и т. п.), повышенная эмоциональность и экспрессивность. Помимо мыслей о бренности жизни и суетности мира, для искусства барокко также весьма характерно наличие особых, эсхатологических мотивов, представлений о близком и неотвратимом наступлении конца света:

Гражданственность и открытая тенденциозность искусства являются одними из наиболее существенных признаков классицизма. В частности, классицистической литературе присуще представление, согласно которому писатель — это прежде всего гражданин. Следовательно, идея служения Отечеству — ведущий стимул творчества литераторов-классицистов. Классицистическое требование подчинения личности государству, по сути дела, выражает ту же самую идею общегосударственного, общенационального служения; соответственно, любимый герой искусства классицизма — это обязательно герой-патриот.
[94]

Предметом художественного изображения в искусстве классицизма является этический, а не социальный человек. Поэтому типология классицистических героев основана не на их социальном статусе (король, священнослужитель, дворянин, ремесленник и т. п.), а на их моральных качествах (ханжа, скупец, мот, щеголь и т. д.). В свою очередь, из отношения к человеку как явлению этическому и из требования изображения правдоподобного (т. е. должного, а не сущего) непосредственно вытекает характернейший для классицизма принцип внеисторизма. По мысли классицистов, если этическая природа людей в античной Греции, Древнем Риме или Франции XVII в. одна и та же, значит, возможно и даже необходимо обращаться не столько к современности, сколько к античности, поскольку герои того времени являют образцы могучих характеров с высокими добродетелями и сильными страстями.

Согласно одному из основных положений эстетики классицизма, существует некий вневременной идеал Прекрасного — универсальный, единый и неизменный для всех времен и народов. Этот идеал — античное искусство. Поэтому классицисты, стремясь максимально приблизиться к этому идеалу, в своих произведениях постоянно используют античные сюжеты, образы и мотивы.

Вплоть до настоящего времени в исследовательских и научно-популярных работах нередко встречаются утверждения, в соответствии с которыми для культуры Западной Европы XVII в. было характерно наличие двух противоположных взглядов человека на мир — барочной и классицистической картин мира. Думается, что существование подобной точки зрения абсолютно неправомерно, поскольку различные индивиды, находящиеся, тем не менее, в одинаковой социокультурной среде и живущие в одну и ту же историческую эпоху, не могут обладать диаметрально противоположным мировидением. Иными словами, человек, живущий в доме напротив, не может придерживаться абсолютно иных мировоззренческих представлений, нежели его соседи; такова специфика картины мира как самостоятельного культурно-исторического и психологического феномена. В связи с этим барокко и классицизм следует считать полноправными художественно-эстетическими системами и стилистическими доминантами того времени, но отнюдь не разными типами человеческого мировоззрения. Картина мира была едина для всей Западной Европы XVII в. и характеризовалась ощущением кризисности и переломности этого исторического момента.

Дворец Цвингер

XVII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.
В XVII веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция XVI века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе — центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.

Однако в конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции — странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В 18 веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.

Абсолютистская Испания — в XVI веке одно из могущественных государств Европы — в XVII веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной. Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины XVI века частично утратившая свою национальную независимость.

Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640—1660 гг.) и французской (1789—1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.

Наука и культура в XVII веке

В истории культуры Нового времени XVII век занимает особое положение, хронологически и стадиально располагаясь между эпохой Возрождения (пятнадцатый — начало семнадцатого века) и временем, называемым эпохой Просвещения (вторая половина восемнадцатого — начало девятнадцатого века). Часто именно с семнадцатого века начинают отсчет современной европейской истории. Причина этому — выдающиеся достижения в области естественных и точных наук, которые послужили базой для современной научной картины мира.

Художественная культура XVII века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы.

В философии идея научного метода, устанавливающего закон природы и затем распространяющего его действие на весь мир, претворилась в идею сомнения, ставящего весь мир под вопрос и вновь обретающего мир, но уже на основе твердых принципов (картезианство).

Искусство XVII века

Микеланджело Меризи да Караваджо - Лютнист

Микеланджело Меризи да Караваджо. Лютнист.

Искусство XVII столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В нём ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы.

По сравнению с эпохой Возрождения искусство XVII века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Титаны, воспетые в произведениях искусства Возрождения, уступили место человеку, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. В нем обнаруживается бесконечное разнообразие и богатство внутреннего мира, ярче и определеннее выступают национальные черты, показывается его место в обществе. Реальная жизнь раскрывается художниками XVII века в многообразии драматических коллизий и конфликтов, гротескио-сатирических и комедийных ситуаций.

Литература эпохи дала соответствующий упомянутым идеям образ Робинзона Крузо, созданный английским писателем Д. Дефо (1717). Герой Дефо попадает на необитаемый остров, в чуждую ему среду, которую он подчиняет себе при помощи труда, культурных навыков и подручного материала. Аналог Крузо в социальной сфере — герой популярного в эту эпоху плутовского романа, не имеющий связей и денег, но добивающийся успеха при помощи личных качеств (романы А. Р. Лесажа и др.). В свою очередь, живописным аналогом приведенных выше идей может служить портрет семнадцатого века (часто это автопортрет), где вместо открывающейся мировой перспективы (как в живописи эпохи Возрождения) человеческое лицо как бы выступает из темноты, сосредотачивая внимание на изображенном человеке и сводя весь окружающий его мир к темному фону.

В XVII веке наступает новый этап в истории искусства: с формированием национальных государств завершается процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось художественной традицией , сложившейся в каждой стране. Однако национальное своеобразие не исключало общих черт и общих тендениций в развитии отдельных видов и жанров.

Глубокое и целостное восприятие действительности в творчестве художников ведёт к определённому синтезу в искусстве. Отдельные виды искусства, как и отдельные произведения, утрачивают обособленность и стремятся к соединению друг с другом. В архитектуре усиливается стремление органически сключать здания в пространство улицы, площади, парка. Скульптура, становясь динамичнее, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектамидополняет то, что заложено в архитектурном интерьере.

В то же время в отдельных видах искусств идёт процесс формирования новых жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоёвывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт.

В стилевом отношении эпоха характеризуется сочетанием барочной и классицистической традиции. Согласно традиционной точке зрения с его культом разумной простоты и гармоночности в хронологическом отношении следовал "за" барокко оспаривая его декоративность и вычурность. Это действительно так, но при этом необходимо учитывать, что барокко был архитектурным и скульптурным языком церкви, а классицизм - светской власти. Таким образом в искусстве была отделена "сфера чувств" от "сферы разума". Классицизм стал стилистическим языком концепции "просвещённого абсолютизма", а барокко сыграло свою роль в реабилитации религиозного переживания.

Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве возникает свободное от стилевых элементов реалистическое направление, проявления которого разнообразны в различных национальных школах и у отдельных мастеров.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

Этот век начало нынешний мировой системы

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

sevava

XVII век вошел в историю человечества как один из самых неоднозначных и противоречивых. К этому времени противостояние между капитализмом и феодализмом носило уже общеевропейский характер. В Европе одна за другой вспыхивали буржуазные революции. Тем не менее, феодальный строй не спешил сдавать свои позиции.

Еще почти целых 100 лет во многих европейских странах предпринимались попытки стабилизировать ситуацию и сохранить баланс политических сил. Практически везде господствующим классом оставалось дворянство и сохранялись феодально-абсолютистские монархии.

Общие тенденции мирового развития в XVII веке

Исторические процессы этого периода в разных странах не совпадают по времени. И если Западная Европа переживает процесс активного разложения феодализма и зарождения в его недрах капиталистической формации, то в Центральной и Восточной Европе происходит усиление феодального гнета, сопровождаемое окончательным закрепощением крестьян.

В отличии от России в странах Западной Европы процесс разложения феодализма идет одновременно с процессом первоначального накопления капитала. Опережающими темпами развиваются Голландия и Англия, во Франции феодальные отношения остаются господствующими вплоть до конца XVIII века, а в Германии происходит своеобразная консервация феодального строя.

17-ый век в Европе

В развитых странах Европы все активнее формируется класс наемных работников, с одной стороны, и капиталистов-предпринимателей – с другой. Последний становится все более влиятельным. Буржуа выступают как движущая сила религиозных и политических преобразований в обществе.

Это время великих географических открытий, способствующих стремительному развитию торговых связей и появлению мирового рынка. Происходит ряд научных открытий, способствующих развитию техники, что в свою очередь ведет к росту производства и появлению мануфактур, функционирование которых предполагает использование наемного труда. Феодальная собственность на землю постепенно сменяется капиталистической.

Возникают заморские колониальные империи, принадлежащие Испании, Англии, Нидерландам и Франции, а также несколько континентальных империй — Польша (Речь Посполита) и Швеция. Постепенно в огромную континентальную империю превращается и Россия.

Переход от феодализма к капитализму окончательно зафиксировали две буржуазные революции:
английская (1640 —1660 гг.) и французская (1789 —1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в истории Европы.

Северная Америка переживает процесс активной колонизации континента европейцами, в первую очередь, англичанами, и возникновения общественной формации буржуазного типа.

Активизируется проникновение европейцев в Индию, что способствует обострению противоречий внутри индийского общества — между ремесленниками, скупщиками, купцами и феодальной властью.

В Китае происходит свержение Минской династии и утверждение маньчжурской династии Цин, правившей в стране вплоть до 1911 года.

Свержение Минской династии

Основные события XVII века в хронологическом порядке

Выводы

Переломный характер мировой истории XVII века стал его главной отличительной чертой. В ходе буржуазных революций формировались новые, капиталистические, отношения, происходили серьезные качественные изменения, связанные с переходом к новому этапу исторического развития. Постепенно разрушалась феодальная система и ее ценности. В первую очередь этот процесс затронул государства Европы.

Благодаря великим географическим открытиям сложились колониальные империи, поставляющие в Старый Свет золото, серебро и драгоценности. Европейцы нарушили самостоятельное развитие народов Америки и Азии. Колониальная экспансия Европы стала причиной того, что страны Восточной Азии (Китай, Япония, Корея) взяли строгий курс на полную изоляцию от внешнего мира, закончившуюся в итоге значительным отставанием в развитии.

Активное развитие торговли способствовало образованию крупного частного капитала. Стабильным источником доходов стал подневольный труд. Крестьяне и ремесленники постепенно пополняли ряды зарождающегося рабочего класса.

О переломном характере европейской истории XVII века и свидетельствует и тот факт, что кризис абсолютизма в ряде стран (Голландия, Англия) соседствует с его расцветом во Франции. Происходят серьезные изменения в международных отношениях — как в Европе, так и в мире в целом.

Это время выдающихся открытий в математике, астрономии, физике, философии… Время, ставшее отправной точкой для развития многих направлений научного познания мира. Отсчет современной мировой истории традиционно начинается именно с XVII века.

Читайте также: