Новаторство мазаччо в живописи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мазаччо — великий итальянский художник XV века. Полное имя художника: Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди. Родился 21 декабря 1401 года в Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана. Известен как один из лучших художников своего времени, мастер флорентийской школы живописи.

Мазаччо — это великий художник раннего Возрождения. Он работал на самой заре расцвета живописи и внёс немалый вклад в становлении основных живописных законов и принципов. Учителями Мазаччо были Филиппо Брунеллески (1337-1446) и Донателло (1386-1466). Мазаччо стал известен именно своей религиозной живописью. Современные исследователи считают, что самым первым произведением Мазаччо был Триптих Святого Ювеналия, который сегодня хранится в церкви Сан Пьетро а Кашья ди Реджелло. Среди массы религиозных картин, фресок и росписей, также известны и три потерта Мазаччо. На всех трёх портретах Мазаччо изобразил молодых людей в профиль.

Мазаччо, наряду с Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), можно по праву отнести к числу величайших живописцев флорентийской школы эпохи Раннего Возрождения. В отличие от работ большинства художников того времени, написанных в стиле интернациональной готики, произведения Мазаччо отличаются искусной реалистичностью образов.

Мазаччо. Триптих Сан Джовенале, 1422

Биография Мазаччо

Мазаччо (настоящее имя — Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tommaso di Ser Giovanni di Mòne di Andreuccio Cassài)) появился на свет 21 декабря 1401 года в городке Сан-Джованни-Вальдарно в семье нотариуса. Точная дата рождения художника не вызывает сомнений, так как в этот день католическая церковь той поры отмечала праздник Святого апостола Фомы, в честь которого родители и назвали новорожденного младенца именем Томмазо.

Детство гения нельзя назвать счастливым и беззаботным. Когда мальчику было 5 лет, а мать была беременна вторым ребенком, умер его отец, которому на момент смерти едва исполнилось 27 лет. Оправившись от горя, молодая вдова вышла замуж за Тедеско ди Мастро Фео — владельца небольшой аптеки, воспитывавшего после кончины жены двух дочерей. Но спустя 11 лет скончался и отчим Томмазо, с тех пор все заботы по содержанию семьи из 5 человек легли на плечи 16-летнего парня.

К счастью, у будущего художника рано обнаружился талант к рисованию, и уже в 1418 году он перебрался во Флоренцию, где его матери удалось снять небольшую комнату. Достоверно неизвестно, кто обучал Томмазо азам живописи, хотя чаще всего современные историки его учителями называют Биччи ди Лоренцо (Beachci di Lorenzo) или Мазолино (Masolino).

В возрасте 21 года Мазаччо приняли во Флорентийскую гильдию врачей, аптекарей и живописцев с присвоением звания мастера. С этого момента началась полноценная карьера художника, которая, к сожалению, продлилась недолго. Огромное влияние на творчество Мазаччо оказала дружба с Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) и Донателло (Donatello) — двумя великими скульпторами эпохи Ренессанса. Именно они и стали настоящими учителями молодого живописца, познакомили его с новаторскими идеями реалистического изобразительного искусства и линейной перспективы.

Всю последующую жизнь Мазаччо прожил во Флоренции, лишь ненадолго, в апреле 1423 года, он совершил поездку в Рим, где получил возможность познакомиться с лучшими образцами античного искусства. Мастерство молодого художника признавали многие современники, поэтому он получал стабильные заказы от обеспеченных граждан и духовенства на создание фресок, картин и алтарных росписей.

Многие работы Мазаччо написаны в соавторстве с Мазолино, с которым художника связывали хорошие приятельские отношения. Тем не менее, относительно авторства значительной части совместных работ современные историки ведут жаркие дискуссии.

Самые известные работы Мазаччо

Гениальный мастер живописи за свою недолгую жизнь написал немало произведений, которые по праву считаются шедеврами искусства эпохи Возрождения. И все же, самыми известными работами Мазаччо можно назвать:

За свою короткую жизнь Мазаччо успел создать много прекрасных работ, которыми и сегодня восхищаются зрители. А если бы он прожил гораздо больше, чем отведенные судьбой 26 лет, то сегодня его имя безусловно стояло в одном ряду с величайшими гениями итальянского Возрождения — да Винчи (da Vinci), Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэлем (Raffaello).

Мазаччо Томмазо ди сер Джованни ди Симоне Кассаи
М. называют отцом живописи эпохи Возрождения. Он совершил целый ряд революционных открытий, исследуя пространство и стремясь к созданию объемных образов.
Мазаччо - один из удивительных мастеров Флоренции начала XV века, которых принято считать отцами итальянского искусства эпохи Возрождения. Л. Б. Альберти поставил его рядом с такими выдающимися мастерами, как архитектор Брунеллески и скульпторы Донателло, Джи-берти и Лука делла Роббиа.
М. уникален еще и тем, что он единственный из художников, кто так мало прожил на свете, но оставил заметный след в истории мировой культуры. М. способствовал прорыву в изобразительном искусстве, уделив огромное значение методу, позволяющему создавать иллюзию объемного пространства, трехмерной формы на плоской поверхности картины. Недаром Вазари разделил историю итальянской живописи на три периода, назвав каждый именем ведущего художника своего времени, Джотто, Мазаччо и Леонардо.
Большинство современных М. художников писали, не проявляя особого интереса ни к колориту, ни к реалистическим деталям. И только М. развил начинания Джотто. Но если Джотто решал проблемы перспективы и объема исключительно интуитивно, то Мазаччо начал подходить к ним, опираясь на логику и точный расчет.
Фундаментом для главного открытия М. послужили изученные им законы перспективы, одним из исследователей которых был друг художника, архитектор Брунеллески. Другим открытием М. стала его идея о едином источнике света, благодаря чему возникает светотень, позволяющая представить фигуры и предметы на полотне так, как они выглядели бы при естественном дневном свете.
Перспектива М. основывалась на оптической иллюзии, когда параллельные линии сходятся по мере удаления от зрителя в одной точке на горизонте, определяя глубину пространства картины. Открытые Брунеллески законы перспективы М. применил уже в росписи фресок. Самая ранняя из дошедших до нас работ художника "Триптих Сан Джовенале" (1422), еще несовершенный с точки зрения перспективы. Но через 4 г художник создает центральную панель Пизанского полиптиха, где все арх. формы выстроены в соответствии с линейной перспективой.
Центральная панель Пизанского полиптиха отчетливо показывает, что Мазаччо как бы освещает объект постоянным источником света, это позволяет художнику создавать объемные изображения. Его знаменитая "Троица", стала образцом построения перспективы, массивные архитектурные детали подчеркивают объем и величественность фигур, а не соперничают с ними и не отвлекают внимание зрителя.
М. создавал композицию, сосредотачиваясь на главном и отказываясь от второстепенных деталей. Если же говорить о современниках, то по своей манере Мазаччо был, пожалуй, ближе всего к скульптору Донателло.
Фрески М. написаны с невиданной по тем временам свободой и уверенностью.


Masaccio._Madaonna_and_Child._1426._National_Gallery,_London


Masaccio._Crucifixion_of_St._Peter_and_Beheading_of_St._John_the_Baptist.


Masaccio,_trinità

Мазаччо (1401, Сан Джованни Вальдарно, Ареццо – 1428, Рим), собственно Томмазо ди Джованни ди Кастелло Сан Джованни, один из самых революционных художников своей эпохи, основатель живописи Возрождения. В 1422 вступает во флорентийский цех врачей и аптекарей, а в 1424 — в гильдию святого Лужи. В это время он много работает с Мазолино. В конце 1427 отправляется в Рим, где вскоре умирает. Большое вдохновение Мазаччо приносят работы скульптора Донателло (1386–1466) и его друга, архитектора Филиппо Брунеллески (1376–1466). Мазаччо первому удается связать пластичность фигуры с построением пространственной перспективы. К тому же он очень точно передает архитектуру и пейзажи, которые подчеркивают выразительность изображаемой сцены. Картины художника отличают простые цветовые решения и точно выдержанная центральная перспектива. После смерти художника некоторые его произведения остались незавершенными.

Основные произведения

Изгнание из рая. Мазаччо.

Изгнание из рая, около 1425. Фреска, 208*88 см. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция.
Эта фреска в капелле Бранкаччи — характерный пример творчества Мазаччо. Причина воздействия, которое оказывает произведение, — в точном анатомическом изображении фигур, удачно подобранном колорите, в игре света и тени. В живописи эпохи Возрождения очень редко встречается при столь простом изображении темы воспроизведение повышенного эмоционального настроя героев и в целом происходящего.

Святая Троица. Мазаччо.

Распятие. Мазаччо.

Распятие, 1426. Дерево, темпера, 83*63 см. Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
Эта алтарная картина — доска, венчающая полиптих церкви Санта Мария дель Кармине, части которого находятся сегодня во многих музеях. Фигуры изображены необычайно экспрессивно. Голова Христа безжизненно упала на грудь, распятое тело несет следы принятых страданий. Очень выразительно передано на картине и страдание безутешной Марии Магдалины. Художник изобразил ее коленопреклоненной перед крестом.

Воскрешение сына Теофила. Мазаччо.

Воскрешение сына Теофила и Проповедь святого Петра, около 1425. Фреска, 230*598 см. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция.

Фрески с изображением жизни святого Петра в капелле Бранкаччи считаются колыбелью живописи итальянского Возрождения. Начало нового понимания искусства отражает прежде всего перспективное построение в композициях художника. В 1425 Мазаччо некоторое время работает над росписью вместе с Мазолино. Когда он через три года покидает город, произведение остается незавершенным. Его заканчивает Филиппо Липпи спустя почти 60 лет. Фрагмент справа отчетливо показывает изменения в построении фигур у Мазаччо. Реалистическое изображение персонажей, их одежд, ясное пространственное членение композиции присущи произведению.

Чудо со статиром. Мазаччо.

Чудо со статиром, около 1427–1428. Фреска, 255*598 см Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция.

В этой фреске объединены три эпизода. Вокруг Христа ученики и мытарь. Христос велит Петру поймать рыбу, во рту которой зажата монета — статир. Справа можно увидеть, как Петр передает ее Иисусу. От искусно соединенных в сюжете монументальных фигур исходит живое тепло. Пейзаж и архитектура удачно вписываются в общую композицию.

Читайте также: