Новаторский характер романа фадеева разгром кратко

Обновлено: 07.07.2024

Образ командира Левинсона – новаторство автора. Подобного изображения коммуниста в русской литературе нет.

Иосиф Левинсон не наделен какими-то особенными внешними данными: он не отличается ни красотой, ни физической силой. Скорее даже наоборот. С виду этот человек очень прост: маленький и невзрачный, внутри же сложный и дисгармоничный.

Душевный потенциал командира Левинсона дает возможность завоевать авторитет и уважение у подчиненных. Его отличают такие качества, как терпение, находчивость и мудрость.

Для партизан Иосиф – человек с большой буквы, стойкий и надежный, он, кажется, вовсе не знает, что такое человеческие слабости и грехи.

Командир отряда партизан обладает чертами отличного психолога, хитер и дальновиден. Он умеет общаться с людьми, обладает правильной тактикой. Так, например, в общении с Метелицей. Этот полный жизни юноша был очень симпатичен командиру. Когда Метелица предложил план отступления, Левинсон не стал его открыто опровергать, а осторожно подменил более осторожным, сделал это так умело, что никто ни о чем не догадался. Как искусно удалось командиру повысить значимость Метелицы, заставить его поверить в свои силы и знания.

Левинсон карает даже за маленький проступок, ведь только так можно сохранить дисциплину в отряде. Для Морозки, укравшего дыни, устраивают самый настоящий показательный суд. Командир приглашает даже местных жителей поучаствовать в этом важном мероприятии и выносит решение: помогать крестьянам по хозяйству в свободное от сражений время.

Фадеев акцентирует внимание на взгляде Левинсона. Его боялись, перед ним трепетали, понимая всю подлость проступка. Немигающий строгий взор командира отряда, будто клещами, вырывал из партизан правду, придавливал, заставлял каяться.

И все же писатель не стремится идеализировать своего героя. Он приоткрывает завесу души славного командира, показывая, что тот обычный человек, который борется со слабостями, подавляет их, прячет от других. Партизаны считают его правильным до мозга костей, и этому имиджу приходится соответствовать, как бы ни было тяжело или страшно порой.

Фадеев не боится показать Левинсона, совершающего жестокие поступки, находящего в ситуации нравственного выбора. Именно таким мы видим его в эпизоде с корейцем, когда, конфисковав свинью, командир обрекает на голодную смерть всю его семью. Этот трудный поступок продиктован желанием помочь революции. По сравнению с судьбой страны жизнь маленькой семьи корейца не берется в расчет.

Или принятое решение отравить смертельно раненого Фролова. Лучше это сделают свои, чем враги, - так аргументирует свой поступок командир отряда партизан. И пусть это открытое убийство, но оно не лишено веских оснований.

В основу событий романа А. Фадеева “Разгром” положен реальный исторический факт – разгром партизанского отряда на Дальнем Востоке.
Во главе отряда стоит Левинсон. Образ этого красного командира – своего рода открытие Фадеева. Налицо его новаторство в изображении коммуниста.
Прежде всего, Левинсон не обладает внешней красотой и физической мощью: “Он был такой маленький, неказистый на вид – весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен”. С виду Левинсон прост, внутренне же, напротив, очень сложный человек.


Внешняя неказистость, физическая слабость сочетаются в герое с большим внутренним потенциалом. Этот человек сумел завоевать огромный авторитет у окружающих. “Он был на редкость терпелив и находчив, как старый таежный волк, у которого, может быть, недостает уже зубов, но который властно водит за собой стаи – непобедимой мудростью многих поколений”, – говорит о нем автор романа.
В глазах партизан, которые преклоняются перед ним, Левинсон – “правильный человек”, которому неведомы человеческие грехи и слабости: “он не ходит к девчатам, “не ворует дынь”, “все делает, как нужно”.

У меня сложилось впечатление, что Левинсон очень хитрый, дальновидный человек, а еще прекрасный психолог.
Так, Левинсону (как и самому автору) очень и очень симпатичен смелый, полный жизни Метелица. “Метелица выставил свой план отступления”, Левинсон, похвалив юношу, “подменил план Метелицы своим – более простым и осторожным”, однако “сделал это так искусно и незаметно, что его новое предложение голосовалось как предложение Метелицы и всеми было принято”. Какой умелый подход к людям! Ведь Метелица почувствовал свою значимость, лишний раз поверил в себя.
Прекрасно сознавая важность мирного сосуществования партизан и местного населения, Левинсон устраивает показательный суд над Морозкой (хотя его проступок не так уж значителен – он украл дыни с бахчи), на суде присутствуют и представители местного населения. Более того, дальновидный Левинсон сообщает местному населению о своем решении: отныне партизаны в свободное от военных операций время обязуются помогать крестьянам по хозяйству.
А чего стоит лишь один взгляд Левинсона! Вот он наблюдает за “преступником” Морозкой, который очень смущен, подавлен: “Морозка заколебался. Левинсон подался вперед и, сразу схватив его, как клещами, немигающим взглядом, выдернул из толпы, как гвоздь”.
Фадеев изображает красного командира, не стремясь к его идеализации. Напротив, он акцентирует внимание читателей на том, что “правильность” Левинсона давалась ему с трудом. Герой тщательно скрывает от других (а как же, ему ведь нужно вести людей за собой!), “подавляет”, “прячет” “свои слабости”. Его воспринимают как “человека особой, правильной породы”, и он делает все для поддержания этого имиджа.

А ведь Левинсон – обычный человек, которому бывает и страшно, и одиноко, и очень-очень трудно.
“Правильность” красного командира – своего рода “шаблонная” черта таких героев, но обычно она берет начало от их врожденного благородства. “Правильность” Левинсона сродни дальновидности, хитрости, ему приходится прилагать усилия, дабы выглядеть “правильным”.
Фадеев не боится показать красного командира Левинсона, совершающим и жестокие поступки. Примеров тому несколько. Вот, например, сцена глушения рыбы.

Парень наотрез отказывается (несмотря на то, что в этот день была его очередь) залезть в воду и глушить рыбу. И вот, чтобы удержать свой отряд в повиновении, Левинсон прибегнул к оружию. “Держась за маузер”, он “направился” к парню “с мрачной угрозой”: “Живей!” … Парень покосился на него и вдруг перепугался, заторопился, застрял в штанине и, боясь, что Левинсон не учтет этой случайности и убьет его, забормотал скороговоркой: – “Сейчас, сейчас… зацепилась вот… а черт!

Сейчас, сейчас…”.
А уж как не вяжется поступок Левинсона по отношению к корейцу с образом благородных красных командиров! У несчастного корейца многодетная семья, единственный шанс не умереть от голодной смерти – свинья: “Свинья тут у них пудов на десять, так они на нее молятся – мясо на всю зиму”. Кореец, “трясущийся, седоватый”, “упал на колени и, ерзая в траве бородой, стал целовать Левинсону ноги…”.

Левинсон “не поднял его” из страха, “что, сделав это, не выдержит и отменит свое приказание”.
Мне понравилось, что Фадеев не идеализирует образ Левинсона, но при этом не впадает в другую крайность – не рисует его только черной краской. Левинсону жалко корейца, у командира вовсе не злое сердце. Но он руководствуется революционным гуманизмом: на одной чаше весов – маленькая судьба корейца и его семьи”, на другой – судьба революции, огромная и важная.

Конечно, судьба революции перевесила чаши весов.
Совершает Левинсон поступок, который я считаю жестоким, идущий вразрез с нашими представления о красном командире. По его приказу убивают раненого Фролова. Да, конечно, я понимаю, этот человек, медленно умирающий от полученной раны, для всех стал обузой.

Он давно должен был умереть, но смерть медлит. А отряд должен уходить. И тогда Левинсон принимает решение ускорить уход из жизни несчастного умирающего Фролова.

Он заставляет врача Сташинского подать Фролову, под видом лекарства, яд. Что самое ужасное: несчастный догадался о своем страшном приговоре, но он настолько исстрадался, измучился, что принимает это достаточно спокойно. И все-таки, грешно и ужасно это – ускорить конец пусть и обреченного, но все-таки живого человека!

Человека, у которого еще бьется сердце, у которого на руках сынишка! Какое жестокое решение!
На мой взгляд, образ Левинсона в романе А. Фадеева достаточно сложен, как и дело, которое он защищает!

Фадеев писал о событиях, о которых знал не понаслышке. Он с 7 лет жил в Уссурийском крае, знал его природу. С 18 лет будущий писатель состоял в Особом Коммунистическом партизанском отряде, а в Гражданскую войну участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке, занимая пост комиссара, был ранен.

Литературное направление и жанр

Роман относится к направлению так называемого социалистического реализма. Хотя соцреалисты считали себя наследниками реализма, называемого ими критическим, а своё направление – новым творческим методом, принципы соцреализма не вполне реалистические, а предмет их изображения далёк от реальности. В соцреализме есть элементы, близкие к классицизму, он нормативен.

Писатель-соцреалист должен был изображать правдиво и исторически конкретно действительность в её революционном развитии, попутно воспитывая читателя в духе соцреализма. На деле соцреалисты изображали только то, что не противоречило их идеям, а всё, что не вписывалось в прокрустово ложе соцреализма, не существовало для искусства. Например, Фадеева вовсе не интересуют человеческие качества японцев или казаков. Это враги, которых нужно убивать. Схваченный казак рыдает, враг не может проявлять мужество, как схваченный Метелица. Рефлексия Мечика по поводу убитого казака – признак слабости, опасных колебаний негативного героя.

Тема, основная мысль и проблематика

Фадеев через Левинсона поднимает философскую проблему гуманизма: Левинсон и Мечик похожи по первоначальным личностным качествам и условиям жизни, но Левинсон воспитывает в себе настоящего человека, а Мечик, потакающий своим слабостям, становится подлецом. Левинсон считает, что люди потому так ленивы и безвольны, что живут в грязи и бедности, верят в злого и глупого бога.

Сюжет и композиция

Роман небольшой по размеру, состоит из 17 глав. Действие романа начинается в тылу в июле. Отряд Левинсона уже пятую неделю стоял на отдыхе и оброс хозяйством. В начале августа пришла конная эстафета о поражении от начальника штабов партизанских отрядов. Левинсон собрался перевести отряд в деревню Шибиши, а госпиталю пока приказал оставаться на месте. Все больные постепенно ушли, остались только смертельно раненый Фролов и Мечик.

Мечик попадает в партизанский отряд Левинсона. В августе японцы заняли почти всю долину. Левинсон ведёт отряд через горы в долину, где есть хлеб и лошади. Отправленный на разведку взводный Метелица убит казаками.

Атакуя казаков, отряд Левинсона теряет людей, а у Морозки погибает конь Мишка. Ответный удар казаков теснит партизан в болото, из которого они вырываются, сделав гать. Левинсон теряет треть людей.

Уставший Левинсон доверил очередную разведку Мечику, который не подал сигнал, наткнувшись на казаков, и сам сбежал. В результате этого низкого поступка погиб Морозка, успевший дать сигнал. Левинсон прорывается через территорию врага и выезжает в мирную деревню, но в его отряде остаётся только 19 человек.

Композиция романа линейная, важное значение в ней имеют внутренние монологи героев, в основном из них читатель узнаёт о их прошлом.

Герои

Иосиф Абрамыч Левинсон – командир партизанского отряда. Он строг, но справедлив. Левинсон думает о деле и пользе, а не о внешней привлекательности. Символом такого прагматизма является его избитая японская шашка. Командир терпелив и настойчив. Он сравнивается с таёжным волком-вожаком, который водит стаю благодаря мудрости.

Кубрак называет Левинсона холерой двужильной, но Левинсон всё время боится показать слабину, например, уснуть на лошади. Потеряв большинство людей, он плачет, не скрываясь, но быстро находит новый смысл жизни: жить и исполнять свои обязанности.

Бакланов – 19-летний коренастый парнишка, помощник Левинсона, во всём ему подражавший. Он не кончил ремесленного училища, в котором учился на токаря. У Бакланова бритая голова, косые и узкие, как у татарина, глаза смотрели настороженно и пытливо. Он был такой плотный и круглый, сидел на седле как пришитый. Глаза у него были коричневые и сметливые, он все схватывал на лету, тут же отделяя достойное внимание от пустяков, затем следовали практические выводы. Это драчливый и весьма добродушный парень, которого Левинсон любил поддразнивать.

Метелица, когда его вывели на расстрел, радовался тому, что люди будут гордиться и восхищаться им.

Морозка бесстрашно спасает раненого Мечика, рискуя жизнью ради незнакомого человека, хотя Мечик ему и не понравился.

Павел Мечик – романтик и идеалист, носит в кармане портрет нежной кудрявой девушки. Лицо у Мечика бледное, безусое, чистенькое. Морозка называет его сопливым и желторотым, занудой.

О романтизме Мечика свидетельствует и его желание романтических приключений. Он был ранен через 3 недели после того как отправился к партизанам. Он шёл в отряд с хорошим, наивным, искренним чувством. Прежде чем стать своим в партизанском отряде, Мечик был по ошибке избит. Партизаны смеялись над интеллигентным Мечиком, над его городским пиджаком и правильной речью. А романтика Мечика развеялась, когда он увидел, каковы партизаны на самом деле, как они воруют друг у друга, дерутся и ругаются. Он научился огрызаться, не бояться людей, загорел и опустился в одежде, внешне сравнявшись со всеми.

Мечик склонен к рефлексии. Все, о чем думал Мечик, было не настоящее, а такое, каким он хотел бы все видеть.

Варя влюбляется в Мечика, потому что тот робкий, и дарит некурящему Мечику вышитый кисет. Она упрекает Морозку, что тот не сделал ей за 3 года ребёнка. Сташинский понимает, что Варя не может заменить всему отряду мать и жену.

Художественное своеобразие

В первом издании в романе было гораздо больше ругательств, которые Фадеев ввёл для натуралистической передачи речи партизан и шахтёров. В последующих изданиях остались самые мягкие ругательства: дурак, трепло сучанское, калека, вертило немазаное.

Пейзажи часто контрастируют с состоянием людей, которые не чувствуют этой сияющей, светлой, чистой красоты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

зам. директора по УПР

______________________С. Н. Калиберда

Учебная дисциплина: ОУД.01 Русский язык. Литература

Тема: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1920-Х ГОДОВ.

- охарактеризовать проблему человека и революции в романе;

- рассмотреть психологическую глубину изображения характеров.

Оборудование: доска, лекционный материал, роман автора.

Организационный момент

Вступительное слово:

Содержание лекции:

Читайте также: