Номенклатурная модель государственной службы и ее особенности кратко

Обновлено: 08.07.2024

Езекян Армен Ревикович, заведующий кафедрой юриспруденции Академии государственного управления Республики Армения, кандидат юридических наук, доцент.

Начало последней "волны" реформирования публичной службы за рубежом приходится на 90-е годы XX века . Реформа публичной службы стала приоритетом для многих развивающихся и переходных государств. Основными целями реформы государственной службы, как правило, являются стремление решить текущие проблемы страны и по возможности стратегические задачи создания службы, которая могла бы быстро адаптироваться к меняющимся внешним условиям. Анализ зарубежной практики дает возможность определить, какой опыт, какие из концепций реформирования и в какой мере могут быть адаптированы в национальном праве, позволяет лучше понять логику реформирования отечественной модели публичной службы и определить пути повышения ее эффективности.

See: The New Public Governance? Emerging Perspectives on the Theory and Practice of Public Governance / ed. by St.P. Osborne [Paperback]. 2010. Р. 17.

Ключевые слова: публичная служба, модели публичной службы, реформирование публичной службы.

Major Models of Public Service (Comparative Law Research)

Ezekyan Armen R., Head of the Department of Jurisprudence in the Public Administration Academy of the Republic of Armenia, Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor.

The start of the last "wave" of reforming the public service abroad comes for 90's of the twentieth century. Public service reform has become a priority for many developing and transition countries. The main objectives of the reform of public service, as a rule, are striving to solve the current problems of the country and possibly solve the strategic tasks - creating a service that could quickly adapt to changing external conditions. Analysis of foreign experience enables us to determine what kind of experience, which of the reform concepts and at what extent can be adapted to the Armenian administrative law, for the better understanding of the logic of reforms of the domestic model of public service and to identify ways to improve its efficiency.

Key words: public service, public service model, reformation of the public service.

Публичная служба представляет собой институт государства или подструктуру, направленные на рациональное и должное выполнение государственных функций. Во всех странах, где внедряется этот институт, он должен положительно отразиться на развитии социально-экономической и духовно-культурной жизни.

В современном мире существуют разные модели публичной службы. Уникальность публичной службы в зарубежных странах обусловлена историей развития политических и административных институтов данной страны, особенностью правовой системы, формой государства, экономическим развитием, особенностью осуществления государственных реформ и рядом других факторов. В зависимости от того, к какой правовой системе относится данное государство, выделяют следующие виды публичной службы.

  1. Континентальной правовой системе присуще четкое правовое регулирование, сложная классификация государственных служащих, наличие специальных судов по административным вопросам, которые включают в подсудность также проблемы, касающиеся государственных служащих.
  2. Англо-саксонской правовой системе присуще отсутствие "чиновников" в классическом смысле, следовательно, и решение судебных споров, возникших в результате этого.
  3. В конфессиональной (религиозной) правовой системе государственная служба осуществляется исключительно на основе религии.
  4. На африканскую правовую систему сильно действуют континентальная и англо-саксонская правовые системы, в результате чего системы гражданской службы здесь достаточно разные .

Широкое распространение получили англо-саксонская и романо-германская модели. Несмотря на модели, применяемые в разных странах, и на некоторые особенности проблем, вставших перед ними, в последние десятилетия XX века возникла необходимость реформ в системе гражданского управления, в том числе и публичной службы. Реформы были направлены на повышение роли и эффективности института публичной службы, сокращение числа гражданских служащих и затрат на них, улучшение их деятельности, расширение демократии публичной службы и решение иных актуальных проблем.

Теперь рассмотрим эти модели в отдельности. Начнем с континентальной модели публичной службы. Континентальная, или, как ее чаще называют, "карьерная" модель реализуется в таких странах, как Франция, Германия и Япония. Основная ее черта - ориентация на "закрытость" карьеры и нематериальные льготы и гарантии на государственной службе (социальная защита государственных служащих, пенсионные гарантии, стабильность статуса).

See: The Origins of Canadian and American Political Differences; by Jason Kaufman Harvard University press. 2009. Р. 97; Science, Money, and Politics: Political Triumph and Ethical Erosion / by Daniel S. Greenberg. Paperback, Un. Chicago press, 2003. Р. 168.

Поступление на государственную службу происходит по конкурсному экзамену на основании принципа равенства всех кандидатов. Обязательными условиями при поступлении являются наличие базового образования и специальное предварительное обучение. Таким образом, государственная служба основана на карьерном росте, основным принципом которой является "посвящение себя службе государству" .

Заработная плата определяется фиксированной сеткой оплаты труда и законодательно утвержденными окладами. Уровень оплаты зависит от должности, стажа и ранга государственного служащего. Помимо этих "недостатков", с распространенной в странах СНГ точки зрения, есть еще одна особенность, которая угрожает развитию экономики и государства в целом, - отсутствие межведомственной мобильности чиновников, что стало одной из наиболее острых проблем карьерной модели.

Англосаксонская, или "позиционная", модель реализуется в США, Великобритании и Канаде. Основной характеристикой модели является акцент на концепцию нового государственного менеджмента (New public management) и систему оценки качества и результативности работы .

See: John J. Problems of the public management. Handbook. New York, 2014. Р. 49.

Поступление на государственную службу осуществляется на основании письменного экзамена общего типа. В то же время англо-саксонская система продвижения по службе отличается жесткостью на всех уровнях. Вся система приема, обучения и продвижения по службе организована так, чтобы создать тип профессионального управленца, администратора широкого профиля (дженералиста) .

См.: Орсариев А. Указ. соч. С. 8.

Оплата труда зависит от тарифной сетки и дифференциации по результатам работы. В то же время, к примеру, британская Комиссия по делам гражданской службы следит за тем, чтобы установление окладов было конкурентоспособным с частным сектором.

Кроме того, в этих странах создана гибкая система премий и бонусов, основанных на методиках оценки государственных органов и персонала.

Продвижение по служебной лестнице для большинства чиновников производится согласно принципам системы заслуг - отбору наилучших кандидатов на повышение в должности на конкурсных экзаменах, а также на основе ежегодной оценки их служебной деятельности.

В конфессиональных правовых системах, в частности по "исламской модели" публичной службы, ее основным законодательным источником является Шариат, который рассматривается не только как сборник божественных установлений, но и как один из регуляторов служебного поведения. Основная характеристика регулирования деятельности чиновников в этой системе - ориентация на определение обязанностей служащих-верующих при некотором второстепенном значении признаваемых за гражданином социальных прерогатив.

Исламское право во многом носит "архаичный" характер, но в то же время оно оказалось способным гибко адаптироваться к нравственной эволюции и техническому прогрессу. Исследователи все чаще говорят об изменяющейся основе публичного мусульманского права. Это происходит путем осторожного использования религиозных обычаев в конкретных управленческих ситуациях, а также путем непосредственного вмешательства самих органов власти.

Кроме вышеперечисленных моделей, существует еще так называемая трудовая модель, остаток советской модели публичной службы, которая присуща таким социалистическим республикам, каковыми являются Вьетнам, КНР, Куба и т.д. Трудовая модель публичной службы занимает особое положение среди прочих административно-правовых систем. Она является родственной романо-германской модели. Публичная служба этих стран (КНР, Куба и т.д.) основывается на принципах партийности, номенклатуры, административной иерархии и централизма. Деятельность чиновников регламентирована партийными решениями, а административная деятельность носит несколько подчиненный, по сравнению с партийной деятельностью, характер.

Публичная служба во многих случаях приравнивается к общей трудовой деятельности. Таким образом, происходит отождествление правового положения государственных служащих и служащих (лиц наемного труда).

Кроме того, на фоне политических и экономических успехов стран Азиатско-Тихоокеанского региона выделяются еще две модели публичной службы:

  • восточноазиатская модель (элитная);
  • "корпоративная" модель публичной службы.

Основной характерной особенностью "элитной" модели считается ориентация на высокую материальную мотивацию. Восточноазиатская модель отмечена следующими основными характеристиками:

  • сформировано сильное государство с эффективным государственным аппаратом;
  • публичная служба находится под постоянным контролем общественности, а также считается почетной и престижной, так как стабильна и хорошо оплачивается;
  • публичный служащий, его знания, трудовые навыки и мотивация трудового поведения - решающий фактор, определяющий качество и уровень управленческой деятельности;
  • зарплата госслужащего пересматривается каждый год и состоит из базового оклада, надбавки за профессионализм и надбавки, учитывающей экономическое состояние страны.

При поступлении на публичную службу действует система конкурсного отбора. При отборе кандидатов на государственную службу акцент делается на работу с кадровым резервом через выявление перспективных учащихся, поощрение их учебы, предоставление стипендий для поступления в университеты и направление наиболее способных для обучения за рубеж.

При принятии решений о карьерном росте госслужащего основным критерием является эффективность работы, а не стаж. При начислении зарплаты применяются рыночные методы. Зарплата соответствует рангу госслужащего и вычисляется согласно формуле, привязанной к средней зарплате успешно работающих в частном секторе лиц. Размер зарплаты также зависит от того, насколько хорошо работает экономика страны.

"Корпоративная" модель представляет собой реформированную англо-саксонскую модель. Характерными особенностями "корпоративной" модели можно считать полную ориентацию на рынок труда, отказ от четкого определения штатной численности госслужащих, внедрение принципов корпоративного управления.

Поступление на государственную службу является результатом жесткого конкурсного отбора по принципу "правильный человек на вакансию". Особенностью данной модели в Новой Зеландии является контрактная система трудовых отношений с государственными служащими. При поступлении на службу практически нет таких понятий, как "лимит штатной численности" и "реестр должностей". Первый руководитель государственного органа сам вправе решать, сколько нужно работников для достижения поставленной цели (проектная система работы) .

Обобщая, хотим подчеркнуть, что не имеет значения, какая модель публичной службы используется государством. Важно, чтобы в данную эпоху, когда идет конвергенция правовых систем, она (публичная служба) не стала статичной, а была динамичной, смогла вовремя и соразмеренно реагировать на глобальные изменения. Реформирование не должно стать самоцелью.

По мнению ряда аналитиков, практически во всех государствах реформы публичной службы должны направляться на решение следующих задач.

  1. Поиск баланса между ролью политических назначений в системе гражданской службы и профессиональной внепартийной бюрократией.
  2. Достижение баланса между динамизмом публичной службы и ее стабильностью.
  3. Усиление открытости, демократичности публичной службы, ее "отзывчивости" на потребности и интересы граждан и общества.
  4. "Менеджеризация" (managerizing) публичной службы, внедрение рыночных принципов в систему публичной службы (Великобритания, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия и др.); создание неправительственных структур, заключающих с правительством на конкурсной основе контракт на исполнение той или иной государственной функции или оказание услуги.
  5. Расширение сферы проведения конкурсных экзаменов - как при занятии должности, так и при продвижении по службе.
  6. Сокращение численности публичных служащих, их льгот и привилегий при одновременном повышении заработной платы и введении прогрессивной шкалы ее роста в зависимости от результатов работы (Великобритания, Нидерланды, Южная Корея, США) .

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В современном мире существуют различные модели государственной службы. Каждое общество вырабатывает свое собственное понимание функций государства в зависимости от социальных характеристик, национальной философии, менталитета и идеологии, верований и традиций. В то же время, несмотря на многообразие общественного обустройства стран, прослеживаются некоторые сходные черты, определенная политическая и культурная взаимосвязь. В организационно-правовой структуре государственной службы и ее административно-правовой регламентации можно выделить следующие модели:

1. Континентальная или романо-германская модель, представленная преимущественно европейскими государствами, странами Латинской Америки, Ближнего Востока, а также франкоговорящими странами Африки, Японией и Индонезией.

2. Англосаксонская модель (система общего права), к которой относятся англоязычные страны и косвенно все государства Британского Содружества.

3. Государственная служба стран исламской ориентации.

4. Трудовая (советская) модель (КНР, Куба, косвенно бывшие страны социалистической ориентации).

В англосаксонской системе ключевую роль играют судебная практика (феномен прецедента) и вопросы процедуры. Юридическая норма рассматривается не столько как общее абстрактное правило поведения, сколько в качестве средства разрешения споров. Исторически административное право этих стран развивалось с преобладающей ролью судебной практики и неписаной нормы. В отличие от романо-германской системы система общего права имеет преимущественно процедурный и прагматический характер, нежели законодательно-системный.

Государственная служба стран исламской ориентации представляет собой наиболее яркую иллюстрацию религиозного права. При этом исламское право и государственная служба являются неотъемлемой частью исламской религии. Исламская государственная служба входит в систему конфессиональных государственных служб. По мнению исследователей, в мусульманском мире особенностью организации государственных органов является то, что исторически верховные должности (светская и духовная) объединялись в одном лице – халифе. В исламской религии понятие права специфично, в целом шариат является правовой системой, допускающей прецедент. Основным законодательным источником является Коран. Исламское право во многом носит архаичный характер, но в то же время оно оказалось способным гибко адаптироваться к нравственной эволюции и техническом прогрессу.




Трудовая (советская) модель государственной службы занимает особое положение среди прочих административно-правовых систем. Она появилась после революции 1917 г., является некоторым изменением права, относящегося изначально к романо-германской системе. Сущ. в СССР, после Второй мировой войны распространилась на страны Центральной Европы. Коллективное право рассматривается как основной инструмент экономической организации и воспитания граждан. Юридический порядок носит более политизированный, централизованный и принудительный характер. Государственная служба этих стран основывается на принципах партийности, номенклатуры, административной иерархии и централизма. Деятельность чиновников регламентирована партийными решениями, а административная деятельность носит подчиненный, по сравнению с партийной деятельностью, характер. Г. с. во многих случаях приравнивается к общей трудовой деятельности. Таким образом, происходит отождествление правового положения г. с. и лиц наемного труда. КНР по форме правления относится к республикам советского типа. Данная модель характеризуется верховенством и полновластием представительных органов (собрания народных представителей). Все государственные органы формируются ими, ответственны и подотчетны перед ними. Депутаты представительных органов выполняют свои функции, не оставляя своей основной работы. По государственному режиму КНР является партократическим государством, фактически вся власть формируется партийными комитетами. При этом формально коммунистические комитеты сами не осуществляют государственную власть. Фактически же действует система параллельного управления при доминанте партийного аппарата. Китайская г. с. представляет собой компромисс старой (советской) системы и новой (модернизационной).

Процесс реформирования государственной службы в зарубежных странах связан с изменением самих оснований общественного миропорядка, переходом западного общества в эпоху информационного и постиндустриального развития, кардинальной трансформацией основ регулирования общественных процессов.

В современном мире существуют различные модели государственной службы. Каждое общество вырабатывает свое собственное понимание функций государства в зависимости от социальных характеристик, национальной философии, менталитета и идеологии, верований и традиций. В то же время, несмотря на многообразие общественного обустройства стран, прослеживаются некоторые сходные черты, определенная политическая и культурная взаимосвязь. В организационно-правовой структуре государственной службы и ее административно-правовой регламентации можно выделить следующие модели:

1. Континентальная или романо-германская модель, представленная преимущественно европейскими государствами, странами Латинской Америки, Ближнего Востока, а также франкоговорящими странами Африки, Японией и Индонезией.

2. Англосаксонская модель (система общего права), к которой относятся англоязычные страны и косвенно все государства Британского Содружества.

3. Государственная служба стран исламской ориентации.

4. Трудовая (советская) модель (КНР, Куба, косвенно бывшие страны социалистической ориентации).

В англосаксонской системе ключевую роль играют судебная практика (феномен прецедента) и вопросы процедуры. Юридическая норма рассматривается не столько как общее абстрактное правило поведения, сколько в качестве средства разрешения споров. Исторически административное право этих стран развивалось с преобладающей ролью судебной практики и неписаной нормы. В отличие от романо-германской системы система общего права имеет преимущественно процедурный и прагматический характер, нежели законодательно-системный.

Государственная служба стран исламской ориентации представляет собой наиболее яркую иллюстрацию религиозного права. При этом исламское право и государственная служба являются неотъемлемой частью исламской религии. Исламская государственная служба входит в систему конфессиональных государственных служб. По мнению исследователей, в мусульманском мире особенностью организации государственных органов является то, что исторически верховные должности (светская и духовная) объединялись в одном лице – халифе. В исламской религии понятие права специфично, в целом шариат является правовой системой, допускающей прецедент. Основным законодательным источником является Коран. Исламское право во многом носит архаичный характер, но в то же время оно оказалось способным гибко адаптироваться к нравственной эволюции и техническом прогрессу.

Трудовая (советская) модель государственной службы занимает особое положение среди прочих административно-правовых систем. Она появилась после революции 1917 г., является некоторым изменением права, относящегося изначально к романо-германской системе. Сущ. в СССР, после Второй мировой войны распространилась на страны Центральной Европы. Коллективное право рассматривается как основной инструмент экономической организации и воспитания граждан. Юридический порядок носит более политизированный, централизованный и принудительный характер. Государственная служба этих стран основывается на принципах партийности, номенклатуры, административной иерархии и централизма. Деятельность чиновников регламентирована партийными решениями, а административная деятельность носит подчиненный, по сравнению с партийной деятельностью, характер. Г. с. во многих случаях приравнивается к общей трудовой деятельности. Таким образом, происходит отождествление правового положения г. с. и лиц наемного труда. КНР по форме правления относится к республикам советского типа. Данная модель характеризуется верховенством и полновластием представительных органов (собрания народных представителей). Все государственные органы формируются ими, ответственны и подотчетны перед ними. Депутаты представительных органов выполняют свои функции, не оставляя своей основной работы. По государственному режиму КНР является партократическим государством, фактически вся власть формируется партийными комитетами. При этом формально коммунистические комитеты сами не осуществляют государственную власть. Фактически же действует система параллельного управления при доминанте партийного аппарата. Китайская г. с. представляет собой компромисс старой (советской) системы и новой (модернизационной).

Процесс реформирования государственной службы в зарубежных странах связан с изменением самих оснований общественного миропорядка, переходом западного общества в эпоху информационного и постиндустриального развития, кардинальной трансформацией основ регулирования общественных процессов.

Различные варианты организации государственной службы могут быть классифицированы по нескольким основаниям.

На основании классификации видов государственной службы можно выделить несколько основных моделей государственной службы, существующих в современных зарубежных странах:

- рациональная централизованная закрытая модель, реализуемая в унитарном государстве (французская модель);

- рациональная относительно децентрализованная закрытая модель, реализуемая в федеративном государстве (германская модель);

- относительно децентрализованная открытая модель, реализуемая в унитарном государстве (Великобритания);

- децентрализованная открытая модель, реализуемая в федеративном государстве (США).

Основными чертами сложившейся во Франции модели государственной гражданской службы являются:

1) иерархическая организация системы государственной службы с четкой, нормативно установленной компетенцией каждого уровня госслужбы и твердо закрепленными принципами должностной субординации;

2) очень высокий уровень централизации государственной службы, незначительное внимание к местным условиям, проблемам и инициативам; жесткий контроль за местной бюрократией из центра;

3) осуществление значительной части внутриорганизационной деятельности на основе формальных, нормативно закрепленных процедур;

4) конкурсная система отбора кадров для государственной службы;

6) развитая система гарантий правовой и социальной защищенности служащего; весьма усложненная процедура его увольнения;

7) зависимость карьерного роста и оклада государственного служащего от стажа службы и должности.

Постепенное снижение уровня подготовки чиновников, увеличение их численности, существенное отставание роста оклада госслужащих от заработной платы лиц, занятых в частном секторе, привели к падению престижа государственной службы, потере элитой французской службы ее морально-нравственных качеств.

Реформы 1981–1983 гг. были направлены на децентрализацию управления страной, повышение инициативности государственных служащих. Итогом реформы стало принятие Закона от 13 июля 1983 года о правах и обязанностях служащих и Закона от 11 января 1984 года, содержащих положения общего статута центральной госслужбы. С 1991 года приоритетом в реформе государственной службы во Франции стало нормативное закрепление моральных стандартов, норм профессиональной этики государственных служащих и создание учреждений по контролю за соблюдением этих норм.

Современная модель государственной (публичной) службы Германии сформировалась не сразу. Основное влияние на германскую довоенную администрацию оказала прусская модель государственной службы, сформировавшаяся в результате реформы Фридриха Вильгельма I в 1728 году. Чиновники набирались в основном из числа офицеров, в связи с чем, с одной стороны, прусский административный стиль отличался эффективностью, честностью, отстаиванием государственных интересов, а с другой стороны – низким творческим потенциалом и недоверием к демократии (что во многом предопределило судьбу Веймарской республики и быстрый переход чиновничества на службу к Третьему Рейху).

Серьезная задержка с формированием в Германии централизованного государства предопределила наличие в государствах, существовавших до 70-х годов XIX века на территории современной Германии, собственных систем государственной службы – как правило, более открытых и демократичных, чем в Пруссии. Это явилось предпосылкой для создания в Германии после второй мировой войны федеративного государства и относительно децентрализованной системы государственной службы.

В 1957–1985 гг. были приняты основополагающие нормативно-правовые акты в сфере государственной службы: Закон о федеральных чиновниках от 14 июля 1953 года в новой редакции от 27 февраля 1985 г.; Рамочный закон о праве чиновников от 1 июля 1957 года в новой редакции от 27 февраля 1985 г., Закон об окладах федеральных служащих от 27 июля 1957 года в редакции 3 декабря 1998 года, Положение о прохождении государственной службы в Федерации от 15 ноября 1978 г. в новой редакции от 8 марта 1990 г.; Федеральный дисциплинарный устав от 20 июля 1967 года. На основе Рамочного закона были приняты соответствующие законы и иные нормативно-правовые акты субъектов федерации.

Перечислим наиболее существенные черты современной модели германской государственной гражданской службы:

1) очень высокая роль политических назначенцев в системе государственной службы, особенно в процессе выработке стратегических управленческих решений;

2) четкая организация системы государственной службы с нормативно установленной компетенцией каждого уровня управления (вплоть до разделения компетенции по принятию и исполнению решений) и установленными принципами должностной субординации;

3) осуществление всей внутриорганизационной деятельности на основе формальных, нормативно закрепленных процедур;

4) сложная, многоступенчатая система отбора кадров для государственной службы из выпускников высших учебных заведений с наилучшей успеваемостью (государство имеет приоритет в наборе кадров перед частным сектором);

5) очень высокий социальный статус госслужащего, большое значение репутационных механизмов и норм профессиональной этики; существование института почетного чиновника;

7) зависимость карьерного роста, заработной платы и льгот от стажа службы и должности.

8) преобладание на госслужбе специалистов с юридическим образованием.

Масштабная реформа государственной службы началась с программного доклада Норткота – Тревельяна британскому парламенту в 1854 году и шла очень медленно, встречая серьезное сопротивление. В процессе реформы была унифицирована система госслужбы (введены три класса служащих – администраторы, исполнители и клерки), на службы пришли высококвалифицированные кадры. Завершением реформы можно считать введение в 1870 году открытых конкурсных экзаменов, проводимых под наблюдением центральной экзаменационной комиссии (Комиссии по делам гражданской службы).

Основными чертами существующей сегодня модели государственной гражданской службы в США являются:

1) высокая роль политических назначений в системе государственной службы – особенно на тех должностях, где принимаются ключевые стратегические решения;

3) упрощенные процедуры увольнения госслужащих, поощрение высокой мобильности государственных служащих;

4) высокая децентрализация системы государственной службы, что связано с наличием и федеральной государственной службы, и государственной службы субъектов федерации (законы субъектов федерации о государственной службе совпадают в общих чертах друг с другом и с законами федерации);

5) незначительная унификация государственной службы: существуют публичные служащие, под которыми понимаются все работающие по найму в учреждениях США, правительственные служащие – высшие политические назначенцы, гражданские служащие – профессиональные несменяемые чиновники, составляющие до 60% госслужащих;

6) важное внимание уделяется проблемам этики государственной служащих.

Прогрессивные социал-демократы не могут не понимать, что пока сохраняется разделение труда, в обществе будет сохраняться разделение на классы. Класс, который берёт на себя управление производством, будет в таком случае господствующим, будет "элитой" общества. В Советском Союзе таким классом оказалась номенклатура, которая суммарно оказалась ещё хуже, чем бизнесмены, и мы рассмотрим это в цикле статей о ней.

Что такое номенклатура

Номенклатура – это перечень наиболее важных должностей, кандидатуры на которые предварительно рассматриваются, рекомендуются и утверждаются данным партийным комитетом (райкомом, горкомом, обкомом партии и т. д.). Освобождаются от работы лица, входящие в номенклатуру партийного комитета, также лишь с его согласия. В номенклатуру включаются работники, находящиеся на ключевых постах 2 .

Вот какое мнение высказывал о номенклатуре академик Андрей Сахаров:

Однако с падением СССР номенклатура отнюдь не была уничтожена. Члены советского правительства, которые привели страну к экономической катастрофе и развалу, не только не были изолированы от власти. Эти люди, если не ушли на пенсию, либо составили новое правительство, либо стали владельцами крупных предприятий. Многие из привилегий номенклатуры, сформированные ещё при Сталине, остались до сих пор. Россией до сих пор правит номенклатура, как мы можем видеть из этой статьи, поэтому нам нужно привести более современное определение.

Номенклатура – это общественный класс, который состоит из занимающих важные управленческие должности лиц, получивших эти должности недемократическим путём, а также руководителей трудовых коллективов, назначенных государственными или политическими лицами. То есть под номенклатурой имеется в виду не только советская элита, но и государственная элита любого другого недемократического общества.

В полном соответствии с ленинским определением класса, это большая группа людей, отличающаяся от других групп по своему – господствующему – месту в исторически определённой системе общественного производства, тем самым по отношению к средствам производства, по своей – организующей – роли в общественной организации труда, а следовательно, по способу получения и размерам той – непомерной – доли общественного богатства, которой она располагает 4 .

Определение Михаила Восленского

По расчётам того же Михаила Восленского, приблизительная численность номенклатуры в позднем СССР составляла около 3 миллионов человек 5 .

Как было открыто понятие

Номенклатура СССР с точки зрения марксизма

С точки зрения марксизма, то есть теории, в соответствии с которой СССР выстраивался, номенклатура является эксплуататорским классом. Первое доказательство – это ярко выраженное экономическое неравенство в СССР, которое описано в статье о привилегиях номенклатуры.

Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. …существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы 9 .

Владимир Ленин

Поскольку буржуазии и дворянства в СССР не существовало, какой класс подавляло государство? И между какими классами было противоречие, как не между номенклатурой и другими?

Что такое номенклатура

Эти видные господа уверены — эксплуатации в СССР не было. Аргументы совпадают с аргументами тех, кто считает так же

Иногда пропагандисты номенклатуры утверждают, что многие секретари обкомов и директора заводов при СССР начинали с того, что были рабочими, а поэтому в Советском Союзе власть была в руках рабочих. Однако, если многие миллиардеры в США начинали с того, что были чистильщиками сапог, это не значит, что в США власть была в руках чистильщиков сапог. Принадлежность к классу определяется не происхождением, а ролью в общественном производстве и распределении капиталов именно в текущий период.

Как осуществляется диктатура номенклатуры

Номенклатура держит демократические институты только как вывеску, но на самом деле они ничего не решают. Михаил Восленский описал, кем реально принимались решения в СССР:

Центрами принятия решений класса номенклатуры являются не Советы, столь щедро перечисленные в Конституции СССР, а органы, которые в ней не названы. Это партийные комитеты разных уровней: от ЦК до райкома КПСС. Они и только они принимали все до единого политические решения любого масштаба в СССР. Официальные же органы власти – лишь безжизненные луны, светящиеся отражённым светом этих звёзд в системе класса номенклатуры.

Верховным органом партийных комитетов КПСС (как и других коммунистических партий) являются – в полном соответствии с партийным уставом – пленумы этих комитетов, то есть собрания всех их членов.

Но фактически не пленумы решают вопросы. Их решают бюро (в ЦК КПСС – Политбюро) и секретариаты партийных комитетов. Здесь принимаются окончательные решения. На рассмотрение пленумов выносятся лишь немногие из них, причём только для проформы 13 .

Михаил Восленский

Процесс выработки и принятия решений описан Восленским подробно и развёрнуто 14 , мы не будем приводить его полностью, лишь скажем, что он требовал очень объёмной бюрократической волокиты.

Были ли номенклатурщики социалистами?

Что такое номенклатура

Кортеж лимузинов, везущий социалистов

Павел Судоплатов, генерал-лейтенант МВД, рассказывал:

В последующие годы моя жена и Эйтингон, как выяснилось, оказались настроенными куда более реалистично в оценке наших порядков, чем я. Я помню, Леонид часто говорил, к примеру, что партия больше не является отрядом единомышленников, преданных социалистическим идеям и принципам справедливости, а стала всего лишь машиной для управления страной. Сначала его шутки в адрес руководства страны расстраивали меня, но затем я привык к ним и стал понимать, насколько он прав, полагая, что наши лидеры ставили свои собственные корыстные интересы выше интересов народа 16 .

Павел Судоплатов - Разведка и Кремль

Коммунисты сами выстроили такую систему — отсутствие демократических институтов приводит к тому, что наверх пробиваются наиболее ловкие бюрократы и карьеристы, а не идейные люди.

Нравы номенклатуры

В условиях реального социализма действительно есть возможность для человека иметь 100-метровую квартиру – да ещё с загородной дачей – за ничтожную плату; без труда купить автомашину, а ещё лучше – получить её даром да ещё с шофером; отлично и дёшево питаться и кормить семью, бесплатно пользоваться хорошими поликлиниками и больницами и бесплатно же отдыхать каждый год в санатории. Всё это возможно в СССР. Только вот для этого надо стать членом класса номенклатуры.

Для непосредственных же производителей номенклатуpa чётко очертила круг их материальных возможностей: 12 кв. метров жилплощади на человека; простенькая пища; дешёвый проезд на городском транспорте на работу и назад; дешёвые газеты и прочая пропагандистская литература, а для интеллигенции – дешёвые дозволенные книги, чтобы в свободное время читала поучительное и не задумывалась; если заболел – медпомощь, чтобы скорее шёл снова на работу; маленькая пенсия по старости и инвалидности (предел для большинства – 120 рублей); пособие 20 рублей на похороны 18 .

Михаил Восленский

Секретность

Разумеется, номенклатуре было довольно неловко при декларируемой ей приверженности идеологии марксизма пользоваться своими привилегиями. Поэтому она не только избегала общения с народом, но и стремилась максимально засекретить как своё существование, так и своё особое положение в обществе:

Плюс или минус?

Что такое номенклатура

При смене политического и экономического курса номенклатура обязательно найдёт способ приспособить его под свои выгоды, поэтому решение в отношении неё может быть одно – номенклатурная люстрация, по окончанию которой действительно профессиональные, эффективные и честные руководители вернутся в аппарат управления, совершавшие экономические преступления будут нести ответственность, а неэффективные будут освобождены от обязанностей. Это лишь первая, самая лёгкая часть необходимых работ. Более трудной и ответственной будет другая задача.

Как не допустить формирования новой номенклатуры

Поскольку номенклатура образуется в результате недемократического управление государством и раздачи должностей вместо их реальной выборности, формирование номенклатуры предотвращается с помощью максимальной демократизации и поддержания высокого уровня демократии — например, перехода к парламентской форме правления и расширения демократических институтов (мы писали об этом здесь). Необходимо обеспечение свободы СМИ, сменяемости власти, реальной конкуренции среди политических партий, повышение уровня верховенства права, решительная борьба с коррупцией.

Источники

Главный редактор и создатель "Логики прогресса". Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Редакция онлайн-журнала "Логика прогресса" разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.

Друзья, вопрос с доказательной базой существования в ссср господствующего класса, осуществлявшего эксплуатацию трудящихся, проработан слабо. Нет цифр (об этом я уже писал в комментариях к др.статье) какое количество средств тратилось из бюджета на привилегии парт.бюрократии.
Далее. Тот же Троцкий указывал, как Вы, разумеется, знаете, что с его точки зрения парт.бюрократия классом не является, а есть привилегированный слой, и приводил в доказательство своей точки зрения определённую аргументацию. Но для Вас этой точки зрения, как будто, не существует, Вы не полемизируете с ней.

Вот это и есть как раз слабый аргумент. В статье написано: рабочие не распоряжались средствами производства. Вы опровергаете этот тезис фразой о том, что в Конституции не было сказано, что они распоряжались? Как это должно опровергать тезис? Это, напротив, только подтверждает его.

Такими аргументами можно и Маркса опровергнуть. Мол, конкретных цифр он не привел, сколько буржуазия присваивает, а значит у него вопрос с доказательной базой слабо проработан.

Читайте также: