Ночь чудес во франции 1789 кратко

Обновлено: 04.07.2024

знаменательный момент Великой французской революции: в ходе проводившегося в эту ночь заседания, Учредительное собрание Франции положило конец феодальному строю, отменив привилегии двух правящих классов, духовенства и дворянства.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.


Ночь 4 августа 1789 года (фр. la nuit du 4 août 1789 ) — знаменательный момент Французской революции, так как, в ходе проводившегося в эту ночь заседания, Учредительное собрание Франции положило конец феодальному строю, отменив привилегии двух правящих классов, духовенства и дворянства.

Содержание

Историческая обстановка

Летом 1789 года крестьяне, не видя со стороны национального собрания удовлетворения жалоб, выраженных в наказах, подняли в разных местах восстание, поджигали замки, уничтожали феодальные документы. Собрание, до того времени занимавшееся исключительно вопросами о политических преобразованиях, встревожилось известиями из провинций и решилось приступить к отмене феодализма: дворяне и духовенство видели, что нужно пожертвовать одной частью прав, чтобы сохранить за собой другую.

Предложения и декреты

Некоторые дворяне, воспитанные на идеях XVIII века и в числе первых перешедшие 25 июня на сторону третьего сословия (виконт де Ноайль, герцог д’Эгильон, герцог де Ларошфуко, Александр де Ламет и др.), договорились между собой взять на себя инициативу переворота.

Ноайль предложил возвести в закон равенство в налогах, уничтожение обременительных для народа привилегий, выкуп феодальных повинностей, безвозмездную отмену барщины, и др. Такое же предложение внес и д’Эгильон, распространяя, однако, выкуп и на последнюю категорию феодальных прав. За ними на трибуну всходили одни за другими депутаты от дворянства, духовенства и городов, отказываясь от сословных, корпоративных и провинциальных привилегий, своих и чужих. Все предложения встречались громом аплодисментов, многие плакали от умиления и восторга; секретари едва успевали записывать то, что предлагалось и говорилось.

Общие принципы, сформулированные в декретах 4—11 августа, не представляли ничего нового сравнительно с требованиями, заявленными в наказах третьего сословия, а отчасти и двух первых сословий:

  • наказы дворян требовали уничтожения остатков крепостничества, сохранившегося преимущественно на церковных землях, и отмены десятины;
  • наказы духовенства — уничтожения права охоты и патримониального суда;
  • наказы третьего сословия в громадном большинстве высказывались и за то, и за другое, восставая, вместе с тем, против налоговых изъятий.

Два раза "ку", мои малиновые штаны. Сегодня понедельник. На иллюстрации к статье сидит французский асассин, делающий вид, что он тут "в тему", а это значит, что мы снова с вами разговариваем о "Великой Французской Революции". Потому что история - это область, в которой для кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики всегда найдётся работа.

Два раза "ку", мои малиновые штаны. Сегодня понедельник. На иллюстрации к статье сидит французский асассин, делающий вид, что он тут "в тему", а это значит, что мы снова с вами разговариваем о "Великой Французской Революции". Потому что история - это область, в которой для кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики всегда найдётся работа.

Утром мажу бутерброд. Сразу мысль: а как народ?

Великая Французская Революция дошла до чудесных событий. На всю голову чудесных. Вы же помните, как Бастилию французы штурмовали совершенно случайно ? Так вот, на том "чудеса" не закончились.

Вообще, события Великой Французской Революции стали донельзя хаотичными, когда в дело вмешался "простой люд". Ну вы ведь помните, как оно было раньше ? Три сословия собираются на заседания. Выдвигают какие-то требования. Время от времени оскорбляют друг друга, и делают скандальные выходки. В общем, всё шло относительно цивилизованно и спокойно. Но уж больно медленно. А простой французский люд, напомним, голодал .

Уровень информированности у населения был низок. Ей богу, да тут целая крепость пала просто потому, что до народа, переминающегося с ноги на ногу под стенами этой крепости не смогли донести простую мысль, что "завтрак просто затянулся", а вы говорите. "информированность".

Но. давайте попробуем себя поставить на место простого крестьянина. Близится осень. Скоро сбор урожая. А это значит, что у вас будет ЖРАТ. Но будет ЖРАТ только на себя, свою семью, и чутка на продажу. Однако, спрос многократно превышает предложение. И это даже если брать только тех, кто готов заплатить за булку хлеба.

А сколько тех, кто не готов заплатить? Кто не мог себе позволить заплатить? Работяги постоянно видели нищих и бродяг, живущих даже не случайными подработками, а разбоем и милостыней. И, да, даже в эти суровые времена можно было достать милостыню. А толку? Хлеб был намного дороже денег.

Если вы не до конца поняли подводку к ситуации, то поясню ясней. Едва вы соберёте урожай, вас начнут грабить. И это будут не какие-то там монголы, а такие же французы, как вы. Только нищие. И когда вас ограбят, у вас не останется иного выбора, кроме как пойти грабить соседа, которого ещё не ограбили. Вывод очевиден - надо вооружаться!

Если вы не до конца поняли подводку к ситуации, то поясню ясней. Едва вы соберёте урожай, вас начнут грабить. И это будут не какие-то там монголы, а такие же французы, как вы. Только нищие. И когда вас ограбят, у вас не останется иного выбора, кроме как пойти грабить соседа, которого ещё не ограбили. Вывод очевиден - надо вооружаться!

Великий Страх

И тут кто-то, за бутылкой дешёвого пойла сказал "а что если, на самом деле, бандам платят аристократы, которые просто нас ненавидят?"

Нет, ну, оно и понятно, что предположение совершенно тупое. Типичная теория заговора . Вот делать нечего дворянам, кроме как грабить крестьян нанятыми бандюками? У них для этого есть уполномоченные органы на зарплате, а бандюки - они сами по себе. Но, куда там. народ всегда был падок на идеи, класса "государство вот конкретно лично нас ненавидит".

Именно эта идея получила название "Великий Страх". И всем было бы плевать на этот страх: ну бурчит себе народ, что Путин, в смысле, Людовик, плохой, и бурчит. Но ведь крестьяне активно вооружались, и сами объединялись в банды. А армия, как мы выяснили раньше, и сама не прочь к бунтующим присоединиться.

Далее, следуя принципам "лучшее средство защиты - это нападение", крестьяне нанесли аристократии превентивный удар. Ну, точнее, серию ударов: то тут, то там они нападали на дворян, поджигали замки, уничтожали феодальные документы. В общем, творили полнейшее беззаконие.

Страна рассыпалась на части. Уже ничто было не истинно. Всё было дозволено.

Авторитетов у простого люда просто не было. Король? Меж ягодицами моль! Он за аристократию! Он нанял все эти банды! Лично! Национальное Собрание, как главный орган организованной оппозиции? Ну, многие провинции, действительно, его признавали. однако, и оно стремительно теряло авторитет. В конце концов, "наказы", в которых были выражены потребности простого люда, ведь до сих пор не удовлетворены!

Авторитетов у простого люда просто не было. Король? Меж ягодицами моль! Он за аристократию! Он нанял все эти банды! Лично! Национальное Собрание, как главный орган организованной оппозиции? Ну, многие провинции, действительно, его признавали. однако, и оно стремительно теряло авторитет. В конце концов, "наказы", в которых были выражены потребности простого люда, ведь до сих пор не удовлетворены!

Ночь Чудес

Было очевидно, что народ ждать не будет. Как бы, и наплевать уже на то, что король согласился сотрудничать и теперь лыбится во все зубы, заверяя, что готов к конституционной монархии. И наплевать на то, что столь важный для позитивных реформ Неккер вновь вернулся на пост министра. Народ не будет ждать. Ему нужно бросить большую, вкусную, сочную кость уже сейчас.

Именно поэтому и началось заседание "Ночи Чудес". Нет, оно связано с "Двором Чудес", где каждую ночь у калек отрастали конечности, ну о-о-очень опосредованно. Но если вы так предположили, то поздравляю. Вы в курсе культурных отсылочек того времени. Нет-нет, в "Ночь Чудес" заседали важные сурьёзные дядьки, которые ломали голову над тем, как собрать из обломков разваливающегося государства кость для народа, да чтобы само государство при этом не развалилось.

Лазейка была найдена. И заключалась она в ущемлении прав дворян. Благо, там прав было столько, что ущемлять можно было долго. Да-да, удар был нанесён именно по правам, а не напрямую по имуществу. Да, один дворянин намного богаче одного крестьянина. Но крестьян столько, что "забрать и поделить" было совершенно бессмысленно.

Собственно, в этом и заключались "чудеса". Современники считали чудом тот факт, что дворян, наконец-то, совершенно чудесным образом подвинули. А вот автор этих строк считает чудом, скорей, тот факт, что удалось грамотно найти лазейки.

Итак, что именно смогло дать крестьянам Национально Собрание? Для начала, послабление по налогам. Каким образом? А очень изящно. Отменились всевозможные косвенные налоги, идущие в казну местного феодала. Вообще, феодальные повинности отменили. Нет, ну а что? Крестьяне итак жгут феодальные документы, а сами феодалы для власти стали совершенно бесполезны, и даже вредны. Они больше не столпы власти. Они препона. Поэтому их обделили в пользу простого люда. При этом, налоги, идущие непосредственно в государственную казну - сохранились.

Итак, что именно смогло дать крестьянам Национально Собрание? Для начала, послабление по налогам. Каким образом? А очень изящно. Отменились всевозможные косвенные налоги, идущие в казну местного феодала. Вообще, феодальные повинности отменили. Нет, ну а что? Крестьяне итак жгут феодальные документы, а сами феодалы для власти стали совершенно бесполезны, и даже вредны. Они больше не столпы власти. Они препона. Поэтому их обделили в пользу простого люда. При этом, налоги, идущие непосредственно в государственную казну - сохранились.

Декларация прав человека и гражданина

Во многих источниках принято подчёркивать, какими были молодцами дядьки из Национального Собрания, что людям такую вкусную кость бросили. Но. присмотритесь. Национальное Собрание сделало не только это! Национальное Собрание помимо того, что удовлетворило запросы народа, ещё и централизовало власть.

Будь у Людовика, изначально, такая власть, не нужно было бы ему прыгать вокруг дворян , пытаясь им понравиться. До Революции Франция жила по старым законам феодального права, когда власть короля напрямую зависела от лояльности подчинённых ему вассальных феодалов. Национальное Собрание же сделало важный шаг в сторону привычного нам государственного устройства.

Да, оно это смогло сделать, потому что положение привыкших к праздности феодалов стало шатким. Но они это смогли. Теперь можно было судить феодала, как простого крестьянина. А сам феодал не мог судить никого, если только не занимал соответствующую должность судьи!

Это. это так изящно. Вот именно поэтому я считаю Ночь Чудес по-настоящему полной чудес. А каково ваше непопулярное мнение?


Разумеется, между дворянами-землевладельцами и крестьянами существовало немало противоречий. За свои земельные держания крестьяне вносили владельцу земли — сеньору — определенные платежи и исполняли некоторые повинности. Все это в совокупности составляло так называемый сеньориальный Французская революция 66 комплекс. Однако к концу XVIII века сеньориальные платежи во многих местах уже фактически превратились в обычную земельную ренту. Общий их объем, как правило, составлял от 10 до 20 процентов чистого (за вычетом производственных издержек) дохода. Естественно, в такого рода рентных отношениях арендатор всегда заинтересован понизить плату, арендодатель, напротив, стремится ее повысить, что создает почву для противоречий между ними. Тем не менее во Франции Старого порядка с ее развитой правовой культурой подобные конфликты между крестьянами и сеньорами решались обычно в судах.

Гораздо большее недовольство у селян вызывали различного рода традиционные сеньориальные привилегии, экономически не столь значимые, но психологически весьма раздражающие. К их числу, например, относились имевшиеся у дворян привилегии держать крольчатник и голубятню, а также исключительное право охотиться в лесах. Крестьяне же не могли убивать дичь, принадлежавшую исключительно сеньору, — кроликов, голубей и оленей, даже если та приходила кормиться на их поля.

Около пяти часов [вечера] прибыл нарочный от мэра и кюре города Монтэгю с предупреждением, что по соседству с Монлюсоном появился значительный отряд разбойников, что отряд этот произвел погром в городе Гере, а перед тем разрушил город Сутрени. Известие это моментально распространилось Французская революция 68 и повергло в страшную тревогу всех наших сограждан. По улицам забегали люди, женщины подняли плач. И вот уже слышится голос, что этот отряд состоит из 15 тысяч человек. Испуг возрастает; с городской башни и с церкви св. Амабля раздается набат. Люди вооружаются чем попало и спешат в ратушу. На Вербную площадь привезены семь пушек, и уже все готово, чтобы палить из них. Отдано распоряжение, чтобы в каждом окне горел свет и чтобы все неизвестные были арестованы. Жители баррикадируются у себя в домах. Наступившая ночь усиливает волнения и тревогу. Утром, около четырех часов, несколько человек, взобравшись на башню Борегар, приняли встающий над землей туман за облако пыли, поднятой передвижением разбойников, и начали кричать, что вот они уже тут, явились. Набат гудит, и никто не сомневается, что действительно пришли разбойники. Те, кто было лег в постель, вскакивают; к Львиному фонтану тащат пушки; вооруженные люди толпами устремляются к предместью Айа, готовясь к стойкой защите. К вечеру страхи улеглись. Население убедилось, что тревога не имела других оснований, кроме появления в наших краях нескольких человек, убежавших из тюрем Парижа и Лиона и других мест.

Аналогичные пароксизмы массовой паники, граничившей с безумием, пережили и многие другие городки и деревни Франции. Люди ощущали, что старый, привычный, мир рушится, будущее же пугало неизвестностью.

Единственным оратором, чьи слова тем вечером прозвучали диссонансом общему настроению, оказался известный философ, журналист и экономист эпохи Просвещения, 50-летний Дюпон де Немур. Неоднократно выступая до Революции с критикой прежней, несправедливой системы налогообложения, он на сей раз, однако, заявил, что с мятежами лучше бороться не уступками, а строгим применением власти. Впрочем, его призыв не встретил понимания у коллег.

Читайте также: