Ноам хомский синтаксические структуры кратко

Обновлено: 08.07.2024

Настоящее исследование посвящено синтаксической структуре как в широком смысле (т. е. синтаксису в противоположность семантике), так и в узком (т. е. синтаксису в противоположность фонологии и морфологии). Оно является частью попытки построить формализованную общую теорию лингвистической структуры и исследовать основания такой теории. Поиски строгих формулировок в лингвистике вызываются гораздо более серьезными мотивами, чем просто желанием соблюсти логические тонкости или упорядочить традиционные методы лингвистического анализа. Точно построенные модели лингвистической структуры могут играть важную роль (как отрицательную, так и положительную) в самом процессе исследования. Выводя неприемлемые следствия из точных, но неадекватных формулировок, мы часто можем с большой точностью установить причину этой неадекватности и, таким образом, получить более глубокое представление о лингвистических данных. Говоря позитивно, формализованная теория автоматически может дать решение многих проблем, помимо тех, на решение которых она была явным образом рассчитана. Туманные интуитивные понятия не могут привести ни к абсурдным выводам, ни к выводам новым и правильным; следовательно, они оказываются бесполезными в двух важных отношениях.

Язык — пространство для творчества, математически точная система, встроенная с рождения в наш мозг, или то и другое одновременно? Сегодня мы разбираемся, как Ноам Хомский повлиял на современное понимание языка, почему язык более сложен, чем об этом говорят разработчики искусственного интеллекта, и какие всё-таки есть недостатки у теории универсальной грамматики.

Особенность метода Хомского заключается в том, что он представил грамматику естественного языка в виде механизма, который способен породить бесконечное число грамматически правильных предложений при наличии изначально ограниченных языковых ресурсов. Однако его целью было не только выявить математически точную грамматическую систему, но также объяснить творческое использование языка людьми и механизмы усвоения языка детьми.

Взгляды Ноама Хомского неоднократно претерпевали изменения, но его фундаментальная посылка оставалась неизменной – способность к языку является врожденной. Однако что именно является врожденным? Ученый считает, что универсальная грамматика как общий набор синтаксических правил встроена в мозг. Таким образом, логика, согласно которой мы выстраиваем предложения, оперируем языковыми конструкциями, продиктована самой природой, биологическими особенностями нашего мозга, и это является одним из условий, согласно которым существует универсальная грамматика.

Действительно ярким примером в пользу этой идеи служит наблюдение за тем, как дети научаются языку. Примерно в возрасте двух лет ребенок уже понимает речь, очевидно не имея никакой теоретической основы для этого понимания. Кроме того, любой человек с нормальным уровнем умственного развития способен использовать язык.

В то же время у многих взрослых людей возникают трудности при изучении механизмов работы биологических или физических законов, хотя эти системы устроены на порядок проще, чем лингвистическая, как утверждает ученый. Таким образом, Хомский уверен, что изучение структуры языка, а также его свободного употребления поможет понять устройство человеческого ума. Его теория была новым подходом в изучении проблемы отношений языка и мышления.

Наиболее оригинальным и действительно революционным аспектом теории языка Хомского стала его убежденность в том, что формирование языка происходит не от звуков к словам и, далее, к предложениям, а, наоборот, от абстрактных синтаксических структур к фонетике. Таким образом, генеративизм стал заниматься не изучением и описанием языка, но моделированием процесса формирования языка вообще, на самом абстрактном уровне, изолированном от привязки к какому бы то ни было конкретному языку.

Однако с точки зрения эпистемологии, теория универсальной грамматики приводит нас к признанию невозможности получения объективного знания индивидом, то есть к антиреализму. Врожденная способность к языку, если таковая и есть, обеспечивает, но и ограничивает наши познавательные возможности — в точности, как категории в теории Канта.

Как бы мы ни относились к практическому аспекту теории генеративной грамматики, нельзя отрицать, что ее цели актуальны, а методы решения проблем оригинальны. Теория Хомского наряду с сильными имеет и слабые стороны, но тем не менее она произвела революцию в лингвистике: произошло смещение со структуралистской парадигмы на генеративную. Генеративная лингвистика, основанная на принципе рационализма и конструктивизма, выступила с активной критикой бихевиоризма.

Хомский критикует принцип бихевиоризма и показывает его несостоятельность, указывая на творческие основы языка. Слово, употребленное в нетривиальном контексте, не вводит нас в ступор, мы по-прежнему понимаем, какой объект имеется в виду, несмотря на слово, употребленное для нас необычным образом. Язык нами используется в соответствии с заданной ситуацией. Индивид способен понимать — точно так же, как и создавать — предложения, которые ранее не слышал.

В то время как, согласно бихевиоризму, индивид усвоит лишь те слова, которые были подкреплены достаточным образом, но это исключает возможность нетривиального использования языковых конструкций. Допущение, что способность к созданию и использованию языка заложена в нас биологически, не вступает в конфликт с фактом его творческого использования, так как она не ограничена факторами извне, как, например, при бихевиоризме.

Кроме того, бихевиоризм не объясняет природу синонимии. В рамках этой концепции невозможно объяснить процесс понимания индивидом различных слов со схожим значением. Таким образом, неясно, как ограниченный набор стимулов породит неограниченное количество вариаций использования слов.

Становление генеративной лингвистики стало возможным благодаря таким предшествующим традициям изучения языка, как философская грамматика, зародившаяся в семнадцатом веке, а так же структурализм, основоположником которого считается Фердинанд де Соссюр.

По мнению Хомского,

Многие идеи, которые нашли свое воплощение в генеративной грамматике, были взяты из структуралистской традиции. Например, методы сегментации и классификации, которыми занимался Соссюр, немного претерпев изменения, нашли свое применение у Хомского в поверхностной структуре языка. Однако генеративная грамматика охватывает больше областей исследования, она тесно переплетена с нейрофизиологией и психологией познания.

Теория, связывающая язык, мышление и сознание (психическая триада), возникает в противовес идее создания формализованного языка, машин с искусственным интеллектом. Хомский настаивает на том, что человеческий язык и мышление устроены более сложно, чем это пытаются преподнести разработчики искусственного интеллекта. Математическая теория и социально-поведенческие науки значительно упрощают процесс усвоения языка и формирование мышления, сводя все исключительно к системе алгоритмов.

Углубляемся Проблема сознания в психологии и философии: кто управляет нашими мыслями

В то же время Хомский критикует подход, при котором способность к языку рассматривается как эволюционирующая. Говорить о том, что способность к речи развивалась в зависимости от целей индивида, неверно, считает ученый, т.к. язык имеет слишком много функций и разнообразные формы его использования.

Иначе говоря, область применения языка настолько сложна, что не возникает сомнений в уникальности устройства человеческого интеллекта.

Читайте по теме Эволюция и метафорический язык: Роберт Сапольски о нашей способности думать символами

Хомский признает, что он не дает неопровержимых доказательств в пользу того, что универсальная семантика имеет биологическое происхождение. Кроме того, его теория не охватывает всей совокупности фактов относительно языка и мышления. Однако он настолько уверен в верности выбранного направления для развития лингвистики, что призывает ученых к активной разработке своих идей в будущем.

Ноам Хомский предложил теорию, которая стала называться трансформационной грамматикой (или трансформационно-генеративной грамматикой). По мнению Хомского, язык — это не набор единиц языка и их классов, а механизм, создающий правильные фразы. Синтаксис Хомский определял как учение о принципах и способах построения предложений. «Грамматика языка L, — писал он, — представляет собой механизм, порождающий все грамматически правильные последовательности L и не порождающий ни одной грамматически неправиль-

(58) pie little blue mud make eye girl was

кулич маленький голубой песок делать глаз девочка

(59) The little pie with mud eyes was making a blue girl.
Маленький кулич с песочными глазами делал голубую девочку.

(60) The little girl with blue eyes was making a mud pie.
Маленькая девочка с голубыми глазами делала кулич из пес
ка.

По мнению Хомского, система правил существует как способность порождать и понимать бесконечное число предложений. При этом грамматически правильными могут быть и бессмысленные предложения. Так, бывают предложения, хотя и бессмысленные, но грамматически правильные (61), а бывают неправильные и по смыслу, и грамматически (62).

(61) Colorless green ideas sleep furiously.
Бесцветные зелёные идеи яростно спят.

(62) Furiously steep ideas colorless green.
Яростно спят идеи бесцветны зелёные.

В рамках трансформационного анализа существует представление о поверхностной и глубинной структуре предложений. Поверхностная структура — та, которую мы слышим или читаем. Глубинная структура связана со смыслом. Есть предложения, где разная поверхностная, но одинаковая глубинная структура (63 и 64), а есть фразы, которые, обладая одной поверхностной структурой (65), имеют две глубинные семантические структуры (66 и 67).

(63) Полиция разогнала демонстрацию.

(64) Демонстрация разогнана полицией.

(65) Его арест.

(66) Он арестован.

(67) Он арестовал.

Трансформационный анализ — это анализ синтаксических структур путём их преобразования из поверхностных в глубинные. Предполагается, что если, допустим, человек хочет произвести предложение (68), в котором есть две глубинные структуры (68 и 69), то он производит ряд операций по переводу этих глубинных структур в поверхностные. В данном случае (68) человек, по Хомскому, последовательно заменяет вторую группу подлежащего словом который (человек, который

(68) Мудрый человек честен.

(69) Человек честен.

(70) Человек мудр.

Повторим, что глубинная структура формирует смысл предложения, а поверхностная — является звуковым или графическим воплощением этого смысла.

Аналогичным образом, для того, чтобы построить пассивную конструкцию (72), надо знать, как устроена активная (71). Если типичное ядерное предложение имеет структуру: Ni -Vnepex.-N2 винит, (где N — существительное, V — переходный глагол), то пассивная конструкция устроена иначе: ЛГ2 именит. - Увозвр. -ЛГ1творит. (где N — существительное, V — возвратный глагол). Это предложение уже не ядерное, оно получено путем операции трансформации, которая Хомским названа операцией пассивизйции (из ядерной активной структуры).

(71) Рабочие строят дом.

(72) Дом строится рабочими.

Генеративная грамматика содержит набор правил, позволяющих описать глубинную структуру предложения и создать на её основе множество синтаксически правильных поверхностных вариантов. Хомский вводит ряд правил перехода глубинной структуры в поверхностную (правила подстановки, перестановки, произвольного включения одних элементов, исключения других элементов), а также предлагает 26 правил трансформации (пассивизация, субституция, пермутация, негация, адъюнкция, эллипс и др.). Всё это в совокупности и представляет, согласно трансформационно-генеративной теории, врождённую способность к производству языка.




Теория Хомского стимулировала огромное количество экспериментальных исследований и оказала решающее влияние на формирование американской психолингвистики. В отечественной науке эта теория

подвергалась значительной критике преимущественно в своей теоретической части. Но не принимался, по сути дела, сам формальный подход к языку, когда языковые факты объясняются аксиомами, которые формулирует сам исследователь.

Ноам Хомский предложил теорию, которая стала называться трансформационной грамматикой (или трансформационно-генеративной грамматикой). По мнению Хомского, язык — это не набор единиц языка и их классов, а механизм, создающий правильные фразы. Синтаксис Хомский определял как учение о принципах и способах построения предложений. «Грамматика языка L, — писал он, — представляет собой механизм, порождающий все грамматически правильные последовательности L и не порождающий ни одной грамматически неправиль-

(58) pie little blue mud make eye girl was

кулич маленький голубой песок делать глаз девочка

(59) The little pie with mud eyes was making a blue girl.
Маленький кулич с песочными глазами делал голубую девочку.

(60) The little girl with blue eyes was making a mud pie.
Маленькая девочка с голубыми глазами делала кулич из пес
ка.

По мнению Хомского, система правил существует как способность порождать и понимать бесконечное число предложений. При этом грамматически правильными могут быть и бессмысленные предложения. Так, бывают предложения, хотя и бессмысленные, но грамматически правильные (61), а бывают неправильные и по смыслу, и грамматически (62).

(61) Colorless green ideas sleep furiously.
Бесцветные зелёные идеи яростно спят.

(62) Furiously steep ideas colorless green.
Яростно спят идеи бесцветны зелёные.

В рамках трансформационного анализа существует представление о поверхностной и глубинной структуре предложений. Поверхностная структура — та, которую мы слышим или читаем. Глубинная структура связана со смыслом. Есть предложения, где разная поверхностная, но одинаковая глубинная структура (63 и 64), а есть фразы, которые, обладая одной поверхностной структурой (65), имеют две глубинные семантические структуры (66 и 67).

(63) Полиция разогнала демонстрацию.

(64) Демонстрация разогнана полицией.

(65) Его арест.

(66) Он арестован.

(67) Он арестовал.

Трансформационный анализ — это анализ синтаксических структур путём их преобразования из поверхностных в глубинные. Предполагается, что если, допустим, человек хочет произвести предложение (68), в котором есть две глубинные структуры (68 и 69), то он производит ряд операций по переводу этих глубинных структур в поверхностные. В данном случае (68) человек, по Хомскому, последовательно заменяет вторую группу подлежащего словом который (человек, который

(68) Мудрый человек честен.

(69) Человек честен.

(70) Человек мудр.

Повторим, что глубинная структура формирует смысл предложения, а поверхностная — является звуковым или графическим воплощением этого смысла.

Аналогичным образом, для того, чтобы построить пассивную конструкцию (72), надо знать, как устроена активная (71). Если типичное ядерное предложение имеет структуру: Ni -Vnepex.-N2 винит, (где N — существительное, V — переходный глагол), то пассивная конструкция устроена иначе: ЛГ2 именит. - Увозвр. -ЛГ1творит. (где N — существительное, V — возвратный глагол). Это предложение уже не ядерное, оно получено путем операции трансформации, которая Хомским названа операцией пассивизйции (из ядерной активной структуры).

(71) Рабочие строят дом.

(72) Дом строится рабочими.

Генеративная грамматика содержит набор правил, позволяющих описать глубинную структуру предложения и создать на её основе множество синтаксически правильных поверхностных вариантов. Хомский вводит ряд правил перехода глубинной структуры в поверхностную (правила подстановки, перестановки, произвольного включения одних элементов, исключения других элементов), а также предлагает 26 правил трансформации (пассивизация, субституция, пермутация, негация, адъюнкция, эллипс и др.). Всё это в совокупности и представляет, согласно трансформационно-генеративной теории, врождённую способность к производству языка.

Теория Хомского стимулировала огромное количество экспериментальных исследований и оказала решающее влияние на формирование американской психолингвистики. В отечественной науке эта теория

подвергалась значительной критике преимущественно в своей теоретической части. Но не принимался, по сути дела, сам формальный подход к языку, когда языковые факты объясняются аксиомами, которые формулирует сам исследователь.

Н. Хомский СИНТАКСИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ[1]

ПРЕДИСЛОВИЕ

В период исследований мне посчастливилось иметь частые и продолжительные дискуссии с Зеллигом С. Хэррисом. Настоящая работа и сами исследования, на основе которых она написана, содержат так много его идей и положений, что я не буду пытаться отмечать их особыми ссылками. Исследования Хэрриса в области трансформационной структуры, ведущиеся с несколько иной, чем здесь, точки зрения, изложены в его работах, которые приводятся в библиографии к настоящей книге (см. №№ 15,16, 19, стр. 526—527). Менее очевидное, но сильное влияние на ход данного исследования оказали работы Н. Гудмэна и У. В. Куайна. Я обсуждал подолгу большую часть своих материалов с Морисом Халле, и мне много дали его замечания и предложения. Эрик Леннеберг, Израэль Шеффлер и Егошуа Бар-Хиллел прочли ранние варианты этой рукописи и высказали много ценных замечаний и соображений как по содержанию, так и по форме изложения.

Исследования по теории трансформации и трансформационной структуре английского языка, хотя и кратко изложенные ниже, однако служащие основой для многочисленных дискуссий, были выполнены в большей своей части в 1951—1955 гг., когда я состоял младшим членом Научного общества Гарвардского университета. Пользуюсь случаем, чтобы выразить свою признательность Научному обществу за предоставленную мне свободу для проведения исследований.

Ноам Хомский и теория языка / Когнитивная психология

Ноам Хомский - известный американский лингвист, известный своими психологические исследования о языке и одном из великих мыслителей современности. С самого начала своей карьеры Хомский оказался очень противоречивым персонажем из-за своих политических убеждений и своей карьеры признанного активиста социалистических кампаний..

Среди множества опубликованных статей и книг Хомский известен в мире психологии своей знаменитой теорией овладения языком. В этой лингвистической теории он утверждает, что мы рождены с Врожденная способность говорить и что наш процесс покупки основан на изучении структур языка и грамматики. ¿Вы хотите узнать больше о Ноам Хомский и теория языка? Тогда мы рекомендуем вам продолжить чтение этой статьи Psychology-Online.

  1. Кто такой Хомский: биография и идеология
  2. Теория развития языка Ноама Хомского
  3. Теория универсальной грамматики
  4. Лингвистическая теория Хомского: язык и мысль
  5. Ноам Хомский: книги

Кто такой Хомский: биография и идеология

В 1949 году Ноам женился на Кэрол Шатц, более известной как Кэрол Хомски, известная лингвистка, развившая изучение языка параллельно с мужем. В 1957 году Ноам Хомский опубликовал первую книгу, которая произвела революцию в интерпретации языка научным сообществом: Синтаксические структуры. С этого момента он делал публикации, исследования и книги, связанные с тем же предметом..

С другой стороны, Ноам Хомский также имеет сильную репутацию активиста и критический взгляд на капиталистическую систему, Его идеология неоднократно подвергалась критике за сочувствие идеям социализма. Он выступил против войны во Вьетнаме и с тех пор продолжает публиковать политические произведения с резкой критикой нынешней системы..


Теория развития языка Ноама Хомского

¿Как язык приобретается по Хомскому?

В своей первой публикации: Синтаксические структуры (1957) [1] , Ноам Хомский предлагает революционную теорию. В нем известный лингвист утверждает, что есть элемент, называемый Устройство для изучения языка или LAD (устройство для изучения языка) в сознании человека, которое врожденным образом способствует знанию основных структур родного языка.

Таким образом, относительное сходство в изучении языка между различными культурами и легкость изучения родного языка в детстве обусловлены врожденной способностью понимать общие языковые структуры, такие как SVO (Subject - Verb - Object).

Лингвистическая теория Хомского

Таким образом, теория языка Хомского считает, что ребенок не изучает язык под воздействием и имитацией, но учится связывать свои врожденные знания о синтаксических структурах языка с ограниченным набором слов (также известным как лексикон), который содержит твой родной язык Эта теория, которая знаменует собой начало новой концепции лингвистики, была пересмотрена и изменена самим Хомским вплоть до теории универсальной грамматики (УГ)


Теория универсальной грамматики

По словам лингвиста Ноама Хомского, в построении всех языков существует ограниченный набор общих правил и характеристик, известных как универсальная грамматика (Универсальная грамматика), присуще человеку. Таким образом, там “определенная ментальная структура, сформированная системой правил и принципов, которая генерирует и связывает ментальные представления различных типов” [2]

Таким образом, усвоение основных правил языка неосознанно, и универсальная грамматика устанавливает начальное состояние ребенка в процессе его психологического обучения. Когда ребенок получает информацию из слов, содержащих родной язык, он создает особый словарь, к которому применяется набор характеристик универсальной грамматики. Таким образом, с момента своего рождения универсальная грамматика позволяет ребенку неосознанно знать, что есть слова, которые ведут себя как глаголы, другие - как существительные, и что существует ограниченный набор возможностей для сортировки этих категорий, чтобы сформировать предложение.

Модификации теории: более открытый подход

Несколько лет спустя Ноам Хомский сказал, что натуралистический подход к его теории. Благодаря такому подходу становится очевидным, что цель теории иннатистов состоит не в том, чтобы свести приобретение к чисто биологическому факту, а в том, чтобы объединить принципы когнитивного мышления с анатомо-физиологическим исследованием. Вообще говоря, натуралистический подход призван выяснить, в какой степени сущность языка и его приобретение зависят от врожденных умственных операций..

Лингвистическая теория Хомского: язык и мысль

Короче говоря, согласно иннатистской теории Хомского, язык - это характеристика, которая есть у всех людей еще до их рождения. Эта теория полностью противоречит бихевиоризму Скиннера, поскольку в поведенческой теории утверждается, что язык приобретается посредством обучения и повторения..

По словам лингвистическая теория Хомского, Приобретение языка основано на следующих принципах:

  • только человеческий вид может научиться общаться через изучение языка
  • Подражать и повторять - это не элементы, которые мешают овладению языком
  • Когда ребенок начинает издавать звуки, он делает это не путем повторения или обучения, а путем активации своего устройства для приобретения.
  • Развитие языка - это свойство, которое действует независимо от интеллекта.

Критика теории Хомского: язык и мысль

  • Это не объясняет, как оно производится или как язык воспринимается в реальной и повседневной среде. Его исследования сосредоточены на контролируемые сценарии и нереально.
  • Многие эксперты утверждают, что это теория простой и редукционистский и это не принимает во внимание такие важные факторы, как обучение и социальная среда.
  • Эмпирические данные, подтверждающие эту теорию их недостаточно, Идеи Ноама Хомского и его теория овладения языком довольно абстрактны по тону, и, хотя они пытаются объяснить такие важные процессы, как овладение языком, им нужно больше исследований, чтобы доказать свою обоснованность.

Ноам Хомский: книги

Мы можем различить две четко определенные редакционные линии: их политические очерки и их исследования по лингвистике. то, мы остановимся на его наиболее знаковых работах, классифицируется по темам и в хронологическом порядке.

Книги по теории языка Хомского

  • 1955: Логическая структура лингвистической теории (не опубликовано до 1975 г.).
  • 1957: Синтаксические структуры (Синтаксические структуры).
  • 1965: Аспекты теории синтаксиса (Аспекты теории синтаксиса).
  • 1965: Декартова лингвистика (Декартова лингвистика).
  • 1968: Язык и разум (Язык и понимание).
  • 1968: Звуковая картина английского языка (с Моррисом Холли).
  • 1970: Актуальные проблемы лингвистической теории.
  • 1972: Исследования по семантике в генеративной грамматике.
  • 1975: Размышления о языке (Размышления о языке).
  • 1977: Очерки по форме и интерпретации (Очерки по форме и интерпретации).
  • 1980: Правила и представления (Правила и представления).
  • 1981: Лекции по Правительству и Связыванию: Пизанские Лекции.
  • 1984: Модульные подходы к изучению ума.
  • 1986: барьеры (барьеры).
  • 1986: Знание языка: его природа, происхождение и использование. (Знание языка, его природа, происхождение и использование).
  • 1995: Минималистская программа (Минималистская программа).

Ноам Хомский: книги и политические очерки

  • 1996: откат (Как распределяется пирог. Политика США в конце тысячелетия)
  • 1997: Глобальная Деревня
  • 1997: Классовая Война (Классовая борьба).
  • 1997: Мировые Порядки, Старые и Новые (Новый Мировой Порядок и старый).
  • 2002: Пропаганда и общественное мнение (Пропаганда и общественное мнение)
  • 1983-1999: Роковой Треугольник: Соединенные Штаты, Израиль и Палестинцы (Роковой Треугольник)
  • 2003: классовая борьба
  • 2006: человеческая природа: справедливость против власти, дебаты с Мишелем Фуко
  • 2007: Несостоятельные государства: злоупотребление властью и посягательство на демократию. (Несостоявшиеся государства: злоупотребление властью и нападение на демократию).
  • 2008: вмешательства (Вмешательства)
  • 2013: На анархизме (Причины анархии)
  • 2016: Кто правит миромд (¿Кто доминирует в мире?)
  • 2017: Реквием по американской мечте (Реквием по американской мечте)

Эта статья носит исключительно информативный характер: в онлайн-психологии у нас нет факультета, чтобы поставить диагноз или рекомендовать лечение. Мы приглашаем вас пойти к психологу для лечения вашего случая в частности.

Если вы хотите прочитать больше статей, похожих на Ноам Хомский и теория языка, Мы рекомендуем вам войти в нашу категорию когнитивной психологии.

Читайте также: