Нигилизм ницше кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

ПОНЯТИЕ НИГИЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ НИЦШЕ

Философию Ницше иногда характеризуют как имморализм или моральный нигилизм. И правда, Ницше занят по преимуществу тем, что критикует мораль, разоблачает ее скрытые истоки (генеалогию). Однако нетрудно заметить, что его отрицание-разоблачение морали есть в то же время ее утверждение на новых началах. На первый взгляд кажется очевидным, что одно дело – критика морали, которая ведется ради каких-то нравственных целей (указать на недостатки общественной морали, предложить новые образцы нравственности, заново осмыслить понимание человечности человека и т.п.), и совсем другое – радикальная критика, полностью отрицающая мораль. Только последнюю принято считать моральным нигилизмом. Но существует ли большая разница между первой критикой и второй? Присмотримся, как устроена философская критика, полностью отрицающая мораль.

Сверхчеловек – это символ преодоления всего человеческого, то есть неподлинного, иллюзорного, пустого, такого как трансцендентный абсолют и все нравственно-религиозные идеалы, с ним связанные. Сверхчеловек преодолевает эту веру в некую высшую цель жизни, отдельную от самого субъекта целеполагания или воления. Есть эта цель или ее нет, знать нельзя, но от слабости человек создает ее и поклоняется ей, чтобы сделать свое существование выносимым и осмысленным. Видя господство подобного самообмана на протяжении всей европейской истории, Ницше заключает, что никаких метафизических целей у жизни, по-видимому, нет. Сама честность по отношению к себе, воспитанная христианской моралью, велит ему так думать.

Для Ницше моральное и телеологическое толкование мирового процесса – это лишь проекции сил нашего сознания на мир в целом. Если обусловленный своей культурой человек стремится к добру, счастью, пользе, успеху, можно ли думать, что и мировое становление совершается ради какой-то высшей цели? Ницше усматривал подобный антропоморфизм восприятия мира в религии, философских учениях, искусстве и даже в современной ему науке. Законно спросить: если речь идет о переоценке, то что такое сами ценности, которые переоцениваются? Для Ницше ценности являются необходимыми условиями жизни, сущность которой понимается как воля к власти. То есть ценности – это условия существования воли к самовозрастанию и упрочению, которую Ницше находит везде в мире и понимает как универсальный принцип существования. Однако ценности – это не только условия, делающие жизнь именно такой, но и ее цели-перспективы, то есть то, что дает жизни (человеку) смысл. Например, подобными ценностями могут быть гармония человеческих отношений, идеалы братской любви и сострадания, справедливое устройство общества, общественный прогресс и т.п. Как легко можно заметить, все это, по существу, моральные цели-перспективы, обусловливающие деятельность людей. Для Ницше это не подлинные ценности, а те искаженные ценности-перспективы человеческой жизни, которые уже пошатнулись и должны подвергнуться переоценке. Однако нигилизм как исторический процесс переоценки ценностей, в который активно включается Ницше, затрагивает не только моральные идеалы, но и категории метафизического мышления (мировое единство, субъект, причинность, субстанциальность, понятие объективной действительности и т.д.).

Имя немецкого философа и мыслителя Фридриха Ницше – одно из наиболее узнаваемых в мире. Его учение пронизано нигилизмом и критическим отношением ко всему существующему на земле. Труды мыслителя являются очень сложными для понимания и принятия. Его убеждения могут встретить и резко отрицательную реакцию, и недоумение, и положительное принятие. Но только не равнодушие. Биография и жизненный путь Фридриха наполнены событиями.

Философские взгляды Ницше очень долго воспринимались как идеи фашизма и нацизма. И до сих пор, его труды могут быть восприняты как основа фашистского мировоззрения. Ницше обвиняют в том, что его философия нигилизма и Сверхчеловека являются основополагающими для действий Гитлера.

Философия жизни

фото 574

Основа всей философии Фридриха Ницше – происходящее Бытие. Его центр – это воля к власти, которая представляется собой ни от чего не зависящее космическое начало. Все существующее – материальное и нематериальное – появилось из небытия. Все происходящее на свете не имеет смысла и содержания. Человек находится в поиске власти и постоянства, но это неосуществимо. Все изменчиво. Весь мир – изменчивая ложь. Эти короткие цитаты являются основой философии жизни Ницше. Он утверждает, что людям необходима иллюзорная вера. Кому-то просто для выживания, а кому-то – чтобы стоять у власти. По Ницше жить значит не просто существовать, а расти, наращивать силы, укрепляться. Отсутствие воли к власти означает деградацию.

Жизнеописание Ницше сводится к тому, что жизнь существует здесь и сейчас, невозможно получить награду за хорошие поступки и достойные действия в загробной жизни, которой нет. Ницше уверял, что церковь заставляет людей совершать несвойственный им действия. Нужно понять, что Господа не существует, и ответственность за все поступки полностью ложится на самого человека.

Тогда и появится истинный человек – неповторимое природное создание или жестокий зверь. Все мужчины должны добиваться власти и достигать победы, в мужчинах заложено природой стремление доминировать.

Воля и разум по Ницше

Фридрих стремится объединить философскую мысль и поэзию. Он считает, что философская мысль заключена в художественном взгляде на мир и бытие. Ницше пытается изменить одностороннее материалистическое мышление того времени. По его мнению, мир – это активная энергия жизни, это воля. Она не уравновешена и не разумна, это стихия. Мироздание не упорядочено, Ницше лишает его разумности. Мир становиться полем действий стихии и силы. Им овладевают неподвластные эмоции, которые и являются характерными особенностями жизни. Все сдерживающие факторы, такие как моральные устои, религиозные убеждения, разумный подход – это показатели болезненности и слабой воли.

Как и Коперник, Фридрих превращает дух и сознание в марионетку воли. Дух не находится в центре всего. Миром никто и ничто не управляет. Мир – это слепая энергия и воля.

Три этапа ницшеанства

фото 575

Сверхчеловек

В качестве противовесной силы Сверхчеловеку, стоит последний человек. Он не сражается и не пытается занять лидирующую позицию, его главное стремление – просто существовать. Он принимает пищу, спит, рожает детей, подобных себе. Последние люди полностью подвластны сверхчеловеку, они могут только подчиняться его приказам.

По этой причине в мире существуют абсолютно инертные люди, которые не могут оказать никакого влияния на историю и прогресс. Но есть и благо, которое очищает пространство для сверхлюдей.

Концепция Ницше была опорой для действий Гитлера, она послужила основанием его теории расизма. В СССР работы мыслителя были под строгим запретом.

фото 576

Истинное бытие

Ницше кратко затрагивает проблемы бытия. По его мнению, истину и эмпирику нельзя ставить в противовес друг другу. Мыслитель отрицает существование мира, а это приводит к отрицанию реальности жизни человека. Его точка зрения основана на том, что бытия не существует и не существовало в принципе. Есть только круговорот жизненных событий, которые периодически повторяются.

Мыслитель подвергает яростной критике практически все: религию, достижения науки, разум, моральные устои. Он утверждает, что человечество в большинстве своем – это жалкие и ничтожные люди, которыми возможно управлять только с помощью войны.

Единственным смыслом наполнена только воля к власти, разум не занимает столь значимых позиций и не достигает таких масштабов. Ницше очень агрессивно относится к женщинам, которых он сравнивает с кошками, птицами и коровами. Женщина – это только источник вдохновения мужчины, а он обязан держать ее в строгости, иногда с применением силы. Но, тем не менее, философ имеет большое количество работ положительного характера об искусстве и здоровье.

Философия Ницше представляет собой непрекращающуюся работу по поиску причин и последствий нигилизма. Нигилизм Ницше связан с любовью к своей собственной судьбе, а последняя – с вечным возвращением., а оно в свою очередь связано с учением о сверхчеловеке.




Имморализм - это целостная мировоззренческая позиция, которая заключается в дискредитации позитивного значения морали вообще или ее конкретно-исторической формы посредством отрицания общезначимости нравственных требований, возможности специфически моральных мотивов (принципиально не сводимых к другим способам мотивации), способности человека контролировать свои действия инести за них ответственность.

Философия Ницше представляет собой непрекращающуюся работу по поиску причин и последствий нигилизма. Нигилизм Ницше связан с любовью к своей собственной судьбе, а последняя – с вечным возвращением., а оно в свою очередь связано с учением о сверхчеловеке.

Имморализм - это целостная мировоззренческая позиция, которая заключается в дискредитации позитивного значения морали вообще или ее конкретно-исторической формы посредством отрицания общезначимости нравственных требований, возможности специфически моральных мотивов (принципиально не сводимых к другим способам мотивации), способности человека контролировать свои действия инести за них ответственность.

И если мы обмануты, то не мы ли, в силу того же самого, и обманщики?

В XIX веке и на рубеже XX в философии появилось новое специфическое направление, названное позже иррационализмом и тесно связанной с ним "философией жизни". Представители этой школы критиковали в первую очередь немецкую классическую философию с ее идеализацией разума и четко построенной логической системой объяснения сущности бытия, познания и других философских проблем. Мир представлялся им в виде не подчиненного разуму хаоса, в котором господствуют аффекты, и которым движет иррациональная воля. Фридрих Ницше явился одним из основоположников этой школы. Он одним из первых остро ощутил кризис старых философских и религиозных ценностей, основанных на идеализме, в современном ему обществе и как следствие все возрастающий нигилизм в умах. Выход из этого кризиса философ видел в "переоценке ценностей", в способности опровергнуть устоявшуюся мораль, перевернуть старые ценности с ног на голову, и в созидании ценностей нового порядка, которые будут соответствовать жизни более высокого уровня - сверхчеловека.

Вообще, Ницше был первый, кто сделал понятие о "ценности" и смысле жизни одними из главных проблем современной философии и человеческого мировоззрения. Ницше вполне можно назвать "имморальным" моралистом, потому что вопрос о ценностях и морали для него был гораздо важнее, чем, например, вопрос об истинности познания, саму философию он считает ценностным мышлением: "Этой переоценкой бытие впервые осмысливается как ценность. Тем самым метафизика становится мышлением в ценностях".

Чтобы понять, в чем заключается смысл "переоценки ценностей" нужно в первую очередь раскрыть Ницшевское понимание нигилизма. "Что обозначает нигилизм? -- То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем?"". Мир больше не может быть объяснен с помощью прежних ценностей, он обесценивается, поэтому и само существование человека теряет смысл, становится абсурдным. Почему так происходит? Потому что мораль и религия, которая была призвана давать человеку высшие ценности и смысл жизни, и философия, которая должна была объяснять самую сущность мира, показали свою несостоятельность, оторванность от действительности. Человеку не на что опереться, во всех прежних высших идеалах он видит ложь: "ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности. Чисто воображаемые причины ("Бог", "душа", "дух", "свободная воля" - или даже "несвободная"); чисто воображаемые действия ("грех", "искупление", "милость", "наказание", "прощение греха")". Мало того, устами своего героя, Заратустры, Ницше заявляет: "Бог мертв. Из-за сострадания к людям умер Бог". Это не просто утверждение атеизма, это утверждение того, что нет прежнего Бога - высшей ценности и смысла, и что человек сам виновен в его смерти, это необходимый и неизбежный процесс. "Это значит - "христианский Бог" утратил свою власть над сущим и над предназначением человека". Что касается метафизики, то она извращена уже со времени Сократа, с начала появления идеализма, когда сущность мира и ценности человеческой жизни начали объясняться с помощью причин, находящихся в потустороннем. Также Ницше критикует практически всю европейскую философию - от Реформации, Лейбница, Декарта до Дарвина и Канта, но не с точки зрения правильности и логичности их теорий, а с точки зрения их соответствия природному миру и полезности для качественного развития жизни человека: "Ошибочный инстинкт в общем и в частности, противоприродное как инстинкт, немецкая decadence как философия - вот что такое Кант!", "Падение божества: Бог стал "вещью в себе". " Таким образом, Ницше "намечает в общих чертах двойную программу: первую ее часть он посвящает критике идеализма, который ответственен за торжество нигилизма; вторую - необходимости "преодолеть метафизику", а затем оперировать понятием "изменение всех ценностей так, чтобы заменить декаданс человечества сверхчеловеком". Нигилизм, вера в "ничто", пессимизм - это ответная реакция на ложность старой истины, это упадок, но это и первый шаг к правдивости, борьба льва, бывшего навьюченным верблюдом, с драконом "тысячелетних ценностей", и отвоевывающего себе свободу для нового созидания.

В учении Ницше можно выделить три типа нигилизма: "пассивный нигилизм", "активный нигилизм" и "классический" или "восторженный нигилизм". Пассивный нигилизм более всего близок философии пессимизма Шопенгауэра: она уже признала, что мир не стоит на прежних ценностях, но еще не в состоянии полностью их отвергнуть, не в состоянии разрушить их идеалистическое обоснование. Она все еще тоскует по потере старого Бога, и страдает от опустошенности, поэтому и создает себе самые простые пути бегства и забвения. В частности, Шопенгауэр, не признавал в человеке того, кто способен жить, справляясь со своими аффектами, не поддаваясь давлению темной мировой воли, поэтому выход он видит в избавлении от желаний, в уходе от страданий, характерных для буддизма. Отказавшись от воли, вместо того, чтобы использовать ее для преодоления Ничто и создания новых ценностей, пассивный нигилист погружается в рефлексию о страданиях и бессмысленности жизни и ностальгирует по утраченным идеалам. Так рождается декаданс - не только упадок веры человека, но упадок всех его инстинктов и жизнеспособности. Но вместе с декадансом рождаются и "активные нигилисты" - наиболее злые, жаждущие отмщения и способные к разрушению. "Эти люди хотят не только пассивно гаснуть, но и с большим желанием погасить все, что с их точки зрения лишено смысла и цели; еще следует подчеркнуть, что это - последняя конвульсия, слепая ярость". Когда все традиционные идеалы сведены на нет, когда нечего больше уничтожать, со смертью Бога появляется надежда на создание новых ценностей: "Перемена ценностей - это перемена созидающих. Постоянно уничтожает тот, кто должен быть созидателем". Так рождается "классический", "восторженный" нигилизм, так лев становится ребенком, творящим мир и новые ценности в игре и забвении.

Но какая сила побуждает к творению ценностей? Ницше видит положительную энергию созидания в "воле к власти" - она есть не только стремление к господству, но и способность к завоеванию права создавать и утверждать новые ценности. "Волю к власти" нужно культивировать, чтобы отделить декадентов от настоящих творцов. Носителем, как и создателем, новой морали является будущий человек - сверхчеловек, которому присущ индивидуализм, радость жизни и радость танца-созидания. Признавая "волю к власти" в качестве движущей созидательной основы всего сущего, Ницше тем самым уже совершил "переоценку ценностей", утвердил "волю к власти" и сверхчеловека как ее результат в качестве высшей ценности. В целом, как писал Хайдеггер: "Новое полагание ценностей, не потому лишь становится "переоценкой всех прежних ценностей", что на место прежних ценностей помещает в качестве верховной ценности власть, но сначала и, прежде всего потому, что власть сама и только она полагает ценности. "

Какими же будут эти новые ценности? Во-первых, в противоположность традиционной христианской морали, эти ценности не будут обосновывать необходимость сострадания, они направлены не на сохранение слабых, а на "волю к власти", это мораль сильных: "я утверждаю, что всем высшим ценностям человечества недостает этой воли, что под самыми святыми именами господствуют ценности упадка, нигилистические ценности". Во-вторых, новые ценности провозглашают также крайний индивидуализм, в ответ на "перед Богом все равны" христианства - если бы боги существовали, то почему бы мне не быть одним из них? "Я хочу" вместо "я должен". В-третьих, "воля к власти" влечет за собой радость жизни, оптимистичное утверждающее начало и главенствующую роль созидания в противоположность декаданса христианства и метафизики. В мире новых ценностей не будет также добра и зла, можно сказать утрировано, что добром будет считаться то, что направлено на развитие силы и величия, на раскрытия природного, дионисийского, а зло - все, что противоположно этому.

Как видно, "переоценка ценностей" - это сложный процесс критического переосмысления и радикальной ломки традиционных моральных и религиозных представлений, которые не могут больше соответствовать действительности и придавать смысл человеческой жизни, а также создания новых ценностей, направленных на качественное развитие человека.

Значение Ницшевской "переоценки ценностей" для всей последующей философии огромно. Господство разума было поставлено под сомнение, четко построенные логические доктрины немецкой классической философии показывали свою несостоятельность перед новыми оригинальными теориями, которые признавали иррациональное и аффективное как основу сущего. Скорее всего, просто была открыта совершенно другая плоскость мышления в философии. Но "переоценка ценностей" в философии все же произошла. После Ницше мыслители все чаще стали обращаться не к абстрактным идеям об истинности познания или бытия, а к проблеме смысла существования отдельного человека (так из "философии жизни" развивался экзистенциализм), и к проблемам ценностей. Возникло даже новое направление в философии - аксиология - учение о ценностях. Также после ницшевской "переоценки ценностей" исчезла слепая вера в прогресс, так как он ярко показал скорое наступление кризиса человечества. "Похоже, что с Ницше нигилизм становится пророческим", - писал Альбер Камю. Действительно, начиная с Ницше, философы стали глубоко задумываться о возможности глобальной "переоценки ценностей", о нигилизме и о будущих катастрофах, которые могли бы быть с этим связаны. Например, тему неадекватности старых ценностей, нужды в их переоценке и катастрофы как следствие этого, раскрыл Ортега-и-Гассет в книге "Восстание масс". Об аффективном, иррациональном как основе человеческого существования писал Фрейд, назвав это бессознательным, также по-особому переосмыслив ценности. Постструктурализм как и постмодернизм также использовали идею "переоценки ценностей": постмодернизм, к примеру, полностью построен на переоценке старых ценностей, только не такой радикальной, как у Ницше. Идеи Ницше странным образом повлияли и на историю: весь период конца XIX и первой половины XX века можно назвать периодом "переоценки ценностей". В первую очередь, это связано с революциями в России, и в Германии. Сам Ницше, конечно, не являлся идеологом ни фашизма, ни коммунизма, наоборот самая суть его учения противоположна этим доктринам. Но "переоценка ценностей" все же произошла и кардинально изменила жизнь в мире на протяжении целого века.

Читайте также: