Ницше о сократе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. При нарушении правил сайта и официального судебного запроса Администрация сайта предоставит все необходимые данные об авторе-нарушителе.


Отправной точкой для наших размышлений должен обязательно стать некий неоспоримый факт. Под неоспоримым в данном случае понимается факт, не зависящий от издержек и недостатков толкования текстов Ницше и исключающий возможность разночтений в его понимании, а значит, и двусмысленностей при оперировании им. Подобным фактом, необходимо признать некое философское событие, очищенное от наносных песков многообразия трактовок и шелухи эмоциональных оценок, нередко превалирующих в исследованиях, касающихся философии Ницше, а также лишь такое событие, которое было бы лишено какой бы то ни было привязки к личности самого мыслителя, с тем чтобы избежать искажений в понимании построенного им текста.


Если подойти к этому вопросу с другой стороны и описать ситуацию в греческом мире в несколько иных терминах, с тем чтобы более полно раскрыть роль аттической трагедии, то необходимо прибегнуть к аналогии, выстроив схему, иллюстрирующую механизм происходивших тогда процессов, - схему, основанную исключительно на тезисах, предложенных Ницше.

ЛИТЕРАТУРА
1. Ницше Ф. ЕССЕ НОМО // Ницше Ф. Сочинения в 2 томах. Т.2.- СПб., 1998.
2. Ницше Ф. Сумерки идолов или как философствуют молотом // Ницше Ф. Сочинения в 2 томах. Т.2. - СПб., 1998.
3. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Сочинения в 2 томах. Т.2. - СПб., 1998.
4. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения в 2 томах. Т.1.- СПб.,
1998.

ответ выше моего, конечно, замечательный.. . Я лишь добавлю, что он считал Сократа плебеем - а так оно и было на самом деле. Сократ к тому же не имел образования, враждебно относился к науке и искусству (особенно к трагедии) . Он верил, что люди занимаются науками, только для удовлетворения своего любопытства. Ницше не могу простить Сократу, что тот учил философии, носящей абсолютно практический характер и которая была враждебна всякому знанию
(Сократ отвергал геометрию, астрономию и др. науки).

он ему завидовал, наверное.. . Сократ бы во сто крат мудрее Фридриха.. . не даром ведь даже оракул это утверждал

Там же всё написано :-)
Ницше утверждает, что Сократ - первый decadent, проповедующий упадок и желающий всё объяснить только через логос, а значит отбрасывающий изначальное опьяняюще - природное начало. Тогда создается точка вИдения, что у истоков западной философии стоял человек, изначально определивший её движение в ошибочно - регрессивном, упадочном русле. В глазах Ницше Сократ изуродовал ребёнка философии ещё в младенчестве и сделал его одноглазым калекой - за что же его любить? :-))

Проведен анализ оснований критики Сократа у Ницше, а также тех методологических установок философии Ницше, которые оказываются сходными с методом майевтики у Сократа. Выявлено, что представление о рассудке, свободном от инстинктивной природы человека, не принимается Ницше, что служит основанием развернутой им критики западноевропейской философской традиции. Вместе с тем понятие интеллектуальной совести, играющее значительную роль в учении о познании у Ницше, имеет своим историко-философским источником майевтику Сократа. При этом образ экспрессивного мышления, который предлагает Ницше, является независимым от сократической философии и может быть в таком ключе продуктивен в будущем.


1. Делез Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 480 с.

4. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров, или Как философствовать молотом. О философах. Об истине и лжи во вненравственном смысле. Минск: Харвест, 2003. 384 с.

7. Радеев А.Е. Эстетика силы в философии Ницше // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С.65-67.

В этом можно заметить парадоксальность мысли Ницше: интеллектуальная совесть, интеллектуальная честность заставляют его признать за всем - неинтеллектуальные, инстинктивные основания. Несложно заметить в этом порочный круг: если мы не доверяем рассудочности, почему мы пользуемся ее средствами, чтобы ее же и опровергнуть? Причем здесь нет и следа того, что Деррида мог бы признать за свою деконструкцию, в которой такой прием - доведения до абсурда изначальных посылок какого-либо текста, традиции - является одним из основных. Нет: для Ницше, как мы видим, интеллектуальная честность продолжает быть важной, тем, что он и не собирался опровергать. В этом нам видится противоречивость его мысли - в том, что, преодолевая сократическое, он изжил его не до конца, не до предела.

Итак, ответ на первый вопрос, ставившийся в начале данной статьи, был дан, как и описаны противоречия, который порождают черты сократического философствования в учении Ницше. Как, в таком случае, мы можем ответить на вопрос, какой философии удалось избежать сократизма?

Рецензенты:

Читайте также: