Неудачи реформаторов во франции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Франциск I, который правил Францией с 1515 по 1547 год, практически постоянно был занят борьбой с испанским королем за Италию. Вмешательство Франции в итальянские дела привело на практике к появлению библейского гуманизма, потому что французы, обучавшиеся в Италии, с энтузиазмом относились к использованию древних источников знания. Жак Лефевр (1455–1536) был одним из таких французов. Обучаясь у гуманистов Италии, которые интересовались изучением Библии в оригинале, Лефевр к 1525 году завершил перевод Нового завета на французский язык с Вульгаты. Даже Маргарита, сестра короля, стала членом группы, сформировавшейся вокруг него и включавшей Фарела, Буду, специалиста по классическому искусству, и Ватабла, способного исследователя древнееврейского языка. Центром учения этих гуманистов стал город Мье, где они хотели реформировать Римскую Церковь изнутри так, чтобы она более соответствовала Писаниям.

Лютеранское влияние (в основном через сочинения Лютера) стало еще одним фактором начала Реформации во Франции. Высшие слои купцов среднего класса в городах и рабочие городов и сельской местности не были удовлетворены монополией дворянства и духовенства в обществе и в политике и возмущались коррупцией в Римской Церкви. Взгляды библейских гуманистов Мье и учение Лютера проложили путь, по которому могли проводиться реформы.

Франциск, обеспокоенный распространением протестантских идей, решил силой остановить наступление ереси. К 1525 году группа во Мье была разогнана, и многие бежали из Франции. Сорбонна в 1521 году также осудила сочинения Лютера, но она не могла предотвратить распространение протестантских взглядов.

Движению во Франции недоставало способного руководства, и люди, принимавшие принципы Реформации, опирались на авторитет Библии в своем понимании веры и моральных нравов и на учение об оправдании верой. Библия Лефевра, которая была основана на Вульгате, многим казалась безвкусицей, и Оливетан, который повлиял на Кальвина в Орлеане, сделал новый перевод, который был готов для использования к 1535 году.

Гугеноты стали настолько мощны и настолько хорошо организованы, что образовали как бы королевство внутри королевства. Когда государство осознало это, оно перешло от политики постоянных гонений 1538–1562 годов к политике религиозной войны, пытаясь вернуть Францию Риму. С 1562 по 1598 год было восемь жестоких войн и погромов. Кровавая Варфоломеевская ночь началась в 1572 году убийством Колиньи. Примерно две тысячи человек были убиты ночью 23–24 августа в Париже, а в общей сложности было убито примерно 20 тыс. человек, их имущество захватили католики, которые были вдохновлены на это жестокое деяние Екатериной Медичи, имевшей сильное влияние на короля Карла IX.

В 1593 году Генрих Наваррский, глава гугенотов, обратился в католичество и правил под именем Генриха IV. Он издал Нантский эдикт в 1598 году, который даровал свободу поклонения гугенотам, так что они могли образовать свое государство внутри французского государства. Им разрешалось иметь войска в нескольких из 200 городов, где они взяли власть. Этот указ защищал протестантизм во Франции, пока не был отменен в 1685 году Людовиком XIV, который захотел иметь одно государство, одного правителя и одну веру. Тогда примерно 400 тыс. гугенотов были вынуждены бежать из Франции в Англию, Пруссию, Голландию, Южную Африку и на Каролинские острова в Северную Америку. Из-за того, что гугеноты были искусными мастеровыми, это было серьезным экономическим ударом для Франции. Потеря гугенотов привела к поражению от Англии в борьбе за колонии в XVIII веке. С того времени реформатский протестантизм не играл большой роли во Франции, и протестанты составляли небольшое меньшинство ее населения.

Но даже талантливая защита Паскаля не могла привести янсенизм к победе. Пор-Рояль в 1710 году был разрушен по королевскому приказу, и Людовик XIV под влиянием иезуитов стал преследовать янсенистов. Их новому руководителю Пасквие Квенснелю (1634–1719) пришлось бежать в Голландию. Климент XI по наущению иезуитов осудил сочинения Квенснеля в папской булле 1713 года. В 1723 году янсенистская католическая церковь была образована в Голландии. Таков был конец попыток воскресить августинианство в Римской Церкви.

Бнай-Брит во Франции

Бнай-Брит во Франции Бнай-Брит постепенно обосновался в Европе, и его главные задачи сосредоточились в области идеологии, включая средства информации, систему образования, педагогику, издательское дело. Первой страной, где широко утвердился в этой сфере орден, стала

Русские беженцы во Франции

Русские беженцы во Франции Когда разразилась революция, Лиза примкнула к партии социал-революционеров, соединившей идеи западной демократии с русским народничеством, с его жаждой правды. В 1918 году в разгар Гражданской войны Лиза живет со своей матерью и дочерью Г аяной в

Гуманисты Франции

Гуманисты Франции Оригинальные мыслители-вольнодумцы XVI в. составили целую плеяду гуманистов, выросших во Франции в условиях общеевропейской обстановки Возрождения. Тесная связь Франции с Италией, политическая и культурная, способствовала развитию там гуманизма,

Глава 29 РЕФОРМАТЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШВЕЙЦАРИИ

Глава 29 РЕФОРМАТЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШВЕЙЦАРИИ Пока лютеранство завоевывало Скандинавию, кальвинизм в XVI веке нашел себе последователей в Рейнской долине Германии, в Венгрии, в Моравии, во Франции, в Нидерландах, в Шотландии, в Северной Ирландии и на некоторое время в Польше.

2. Реформаты в Германии

2. Реформаты в Германии Когда Лютер потерял поддержку крестьянства в Рейнской долине из-за недвусмысленной оппозиции крестьянскому восстанию, многие крестьяне стали анабаптистами. С распространением кальвинизма те, кто жил лучше в финансовом отношении, обратились к

3. Реформаты в Венгрии

3. Реформаты в Венгрии Мало кто знает, что в Венгрии реформатскую веру исповедует 2–3 миллиона людей. Поскольку венгры не любили немцев, лютеранство в Венгрии не получило благоприятного приема. Но после 1550 года, когда венгры, которые обучались в Женеве и в Виттенберге,

4. Реформаты в Шотландии

4. Реформаты в Шотландии Примерно с 1300 года, когда Эдвард I безуспешно пытался подчинить Шотландию английской короне, Шотландия была союзником величайшего врага Англии — Франции. Англичане всегда могли ожидать нападения с тыла со стороны скоттов на севере, как только

Глава 12 Реформация во Франции

Глава 12 Реформация во Франции После протеста в Шпейере и принятия Аугсбургского исповедания, доставивших Реформации победу в Германии, последовали годы борьбы и мрака. Ослабленный раздорами среди своих приверженцев и постоянно подвергаясь нападкам со стороны

Анна Ярославна – королева Франции

Анна Ярославна – королева Франции Сватовство и свадьба Анны Ярославны состоялись в 1050 году, тогда ей было 18 лет. Из хроник известно, что королева Анна была красавицей, получила хорошее образование, знала несколько языков и прекрасно гарцевала на коне. Но вообще о ней мало

Первая французская республика не удержалась, как не удержалась и республика в Англии в середине XVII века. В обоих случаях существовали республики без республиканцев, основанные энергичным меньшинством при исключительных обстоятельствах. Народные массы, воспитанные монархически, были равнодушны к форме правления. Крестьяне, добившись ликвидации феодальных повинностей, успокоились и не проявляли интереса к организации власти. Рабочие городов не имели собственной организации и разочаровались в республике, которая не улучшила их жизни. Городская интеллигенция и буржуазия в массе своей также охладели к республике, не способной защитить их как от реставрации свергнутой монархии Бурбонов, так и от восстановления якобинского террора.

Лекция № 5. Государственный строй Франции периода Консульства и Первой империи (1799-1814 гг.)

Конституция 1799 года

Вскоре после переворота специальная комиссия в соответствии с указаниями Бонапарта выработала проект Конституции. Она была утверждена народным голосованием. Три миллиона избирателей проголосовали за конституцию и только 1500 против. Конституция не содержала Декларации прав человека и гражданина, как это имело место в трёх предшествующих конституциях. Она провозглашала Францию республикой и удерживала принцип народного суверенитета, согласно которому народ доверяет принадлежащую ему власть своему представителю - первому консулу Наполеону. Проявлением народного суверенитета стало утверждение наполеоновской конституции народным голосованием. Поэтому Наполеон настаивал, что является первым консулом благодаря воле народа и по постановлению народа.

Народу предоставлялось право выдвигать кандидатуры лиц, достойных занимать государственные должности, но назначение доверялось правительству. Поэтому формально восстанавливалось всеобщее избирательное право. Все французы, достигшие 21 года без имущественного ценза (6 миллионов человек), признавались избирателями. Избиратели в округах (6 миллионов) выбирали из своей среды одну десятую часть (600 тысяч) в окружные списки. Из этого списка назначалась администрация и мировые судьи округа. Граждане, внесённые в окружные списки, указывали, из своей среды, одну десятую граждан (60 тысяч), для внесения в департаментские списки. Из этого списка назначалась администрация и судьи департамента. Наконец, граждане, внесённые в департаментские списки, избирали из своей среды одну десятую часть в национальный список (6 тысяч). Из этого списка назначались члены законодательных палат и должностные лица центрального управления. Эта система списков практически не применялась. Фактически высшие и местные государственные органы после переворота 18 брюмера формировались первым консулом и его окружением по собственному усмотрению.

Конституция 1799 г. отказалась от разделения и равенства властей, которые пытались установить конституции 1791 г. и 1795 г. и тем более от подчинения исполнительной власти законодательной по конституции 1793 г. Целью Конституции 1799 г. являлось установление прочного, устойчивого государственного порядка. Поэтому устанавливалось явное преобладание исполнительной власти над законодательной.

Вся полнота исполнительной власти передавалась в руки первого консула Наполеона, при котором второй и третий консулы пользовались только совещательным голосом. Тем самым упразднялась вредная коллегиальность Директории. Первый консул стал единоличным главой государства. Консулы назначались самой Конституцией на 10 лет с неограниченным правом переизбрания. Первый консул назначал и смещал наиболее важных должностных лиц: министров, членов государственного совета, послов, офицеров армии и флота, членов местной администрации, большинство судей, но без права их смещать, так как судьи провозглашались несменяемыми. Он руководил внешней политикой: объявлял войну и заключал международные договоры, но решения первого консула по этим вопросам подлежали утверждению законодательным корпусом. Первый консул заботился о внешней и внутренней безопасности государства, являлся главнокомандующим вооружёнными силами, распоряжался государственными доходами и расходами. Принятие бюджета в целом входило в прерогативу законодательной власти. Он подписывал и обнародовал законы, принятые законодательным корпусом. Его распоряжения приобретали силу закона, будучи опубликованы в форме постановлений.

Законом 1800 г. сохранялось деление Франции на искусственные департаменты. При этом ликвидировалось местное самоуправление и восстанавливалась система бюрократической централизации. Первый консул назначал и смещал в департаментах префéктов, в округах - супрефектов, в общинах - муниципалитетах - мэров. При префектах, супрефектах и мэрах состояли совещательные органы - советы, членов которых назначал первый консул. Префекты занимали место интендáнтов старой монархии.

Первая французская республика не удержалась, как не удержалась и республика в Англии в середине XVII века. В обоих случаях существовали республики без республиканцев, основанные энергичным меньшинством при исключительных обстоятельствах. Народные массы, воспитанные монархически, были равнодушны к форме правления. Крестьяне, добившись ликвидации феодальных повинностей, успокоились и не проявляли интереса к организации власти. Рабочие городов не имели собственной организации и разочаровались в республике, которая не улучшила их жизни. Городская интеллигенция и буржуазия в массе своей также охладели к республике, не способной защитить их как от реставрации свергнутой монархии Бурбонов, так и от восстановления якобинского террора.

Лекция № 5. Государственный строй Франции периода Консульства и Первой империи (1799-1814 гг.)

Конституция 1799 года

Вскоре после переворота специальная комиссия в соответствии с указаниями Бонапарта выработала проект Конституции. Она была утверждена народным голосованием. Три миллиона избирателей проголосовали за конституцию и только 1500 против. Конституция не содержала Декларации прав человека и гражданина, как это имело место в трёх предшествующих конституциях. Она провозглашала Францию республикой и удерживала принцип народного суверенитета, согласно которому народ доверяет принадлежащую ему власть своему представителю - первому консулу Наполеону. Проявлением народного суверенитета стало утверждение наполеоновской конституции народным голосованием. Поэтому Наполеон настаивал, что является первым консулом благодаря воле народа и по постановлению народа.

Народу предоставлялось право выдвигать кандидатуры лиц, достойных занимать государственные должности, но назначение доверялось правительству. Поэтому формально восстанавливалось всеобщее избирательное право. Все французы, достигшие 21 года без имущественного ценза (6 миллионов человек), признавались избирателями. Избиратели в округах (6 миллионов) выбирали из своей среды одну десятую часть (600 тысяч) в окружные списки. Из этого списка назначалась администрация и мировые судьи округа. Граждане, внесённые в окружные списки, указывали, из своей среды, одну десятую граждан (60 тысяч), для внесения в департаментские списки. Из этого списка назначалась администрация и судьи департамента. Наконец, граждане, внесённые в департаментские списки, избирали из своей среды одну десятую часть в национальный список (6 тысяч). Из этого списка назначались члены законодательных палат и должностные лица центрального управления. Эта система списков практически не применялась. Фактически высшие и местные государственные органы после переворота 18 брюмера формировались первым консулом и его окружением по собственному усмотрению.

Конституция 1799 г. отказалась от разделения и равенства властей, которые пытались установить конституции 1791 г. и 1795 г. и тем более от подчинения исполнительной власти законодательной по конституции 1793 г. Целью Конституции 1799 г. являлось установление прочного, устойчивого государственного порядка. Поэтому устанавливалось явное преобладание исполнительной власти над законодательной.

Вся полнота исполнительной власти передавалась в руки первого консула Наполеона, при котором второй и третий консулы пользовались только совещательным голосом. Тем самым упразднялась вредная коллегиальность Директории. Первый консул стал единоличным главой государства. Консулы назначались самой Конституцией на 10 лет с неограниченным правом переизбрания. Первый консул назначал и смещал наиболее важных должностных лиц: министров, членов государственного совета, послов, офицеров армии и флота, членов местной администрации, большинство судей, но без права их смещать, так как судьи провозглашались несменяемыми. Он руководил внешней политикой: объявлял войну и заключал международные договоры, но решения первого консула по этим вопросам подлежали утверждению законодательным корпусом. Первый консул заботился о внешней и внутренней безопасности государства, являлся главнокомандующим вооружёнными силами, распоряжался государственными доходами и расходами. Принятие бюджета в целом входило в прерогативу законодательной власти. Он подписывал и обнародовал законы, принятые законодательным корпусом. Его распоряжения приобретали силу закона, будучи опубликованы в форме постановлений.

Законом 1800 г. сохранялось деление Франции на искусственные департаменты. При этом ликвидировалось местное самоуправление и восстанавливалась система бюрократической централизации. Первый консул назначал и смещал в департаментах префéктов, в округах - супрефектов, в общинах - муниципалитетах - мэров. При префектах, супрефектах и мэрах состояли совещательные органы - советы, членов которых назначал первый консул. Префекты занимали место интендáнтов старой монархии.

Во-первых, при проведении своих реформ, Тюрго умудрился покуситься на интересы практических всех сословий, в том числе и влиятельных социальных групп. Во-вторых, фактор неудачи: во время проведения реформ Тюрго случился неурожай. Вполне возможно, что реформы Тюрго в будущем помогли бы экономике, однако, им не суждебно было случиться — Людовик XVI отправил Тюрго в отставку, чтобы избежать массовых выступлений и протестов.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Попытка Машо Д'Арнувиля

Так, королевский министр Жан Батист де Машо Д'Арнувиль, во время войны за австрийское наследство упразднил десятину — временный военный налог, но заменил его постоянной двадцатиной. Налог предполагался всеобщим, без каких-либо сословных исключений (дворянство и церковь не платили поземельный налог). Ударило это, в первую очередь, по самым богатым слоям населения, так как налогом облагались все доходы, кроме заработной платы наёмных работников.

Конечно же, эти слои начали сопротивляться новому налогу. Взбунтовались парламенты, без разрешения которых не могли пройти какие-либо налоговые законы. И хотя король мог воспользоваться своим правом прийти на заседание парламента (а в его присутствии закон должен был быть принят без прений), судейские могли утопить его в бесконечной волоките внесением поправок или обсуждением инструкций к закону, саботируя принятие закона довольно долго. Кроме того, парламенты поддержала церковь, имевшая огромный вес в обществе.

В итоге, после трёх лет препирательств, правительство вынуждено было пойти на уступки духовенству и освободило его от налогов. Ну а дальше по накатанной: от этого налога освобождалось всё больше и больше категорий граждан. В конце концов в 1754 году Машо отправили в отставку, а во Франции так и не появилось всеобщего налога.


“Я выиграл для короля процесс, продолжавшийся триста лет. Но если он хочет его проиграть, это его право”.

Предреволюция

Картина иллюстрирует восстание 10 августа 1792 года. Они произойдут чуть позже, картину взял для превью

Картина иллюстрирует восстание 10 августа 1792 года. Они произойдут чуть позже, картину взял для превью

Попытка Калонна

В августе 1786 года глава правительства Шарль-Александр де Калонн ознакомил короля с планом налоговой реформы. Замысел был в том, чтобы распространить поземельный налог на привилегированные сословия. Налог предполагалось взимать в натуральной форме: от 2 до 5% урожая, в зависимости от плодородности земель. Разумеется, парламенты никогда бы не дали добро такой реформе. Тогда Калонн пошёл на юридическую проволочку. Он решил созвать собрание нотаблей — самых влиятельных лиц всех трёх сословий (эдакие Генеральные Штаты на минималках). Только в отличии от генеральных штатов, король мог сам назначать депутатов в это собрание, что и должно было обеспечить их лояльность.

Попытка Ломени де Бриена

Место Каллона в правительстве занял один из его критиков — председатель собрания нотаблей архиепископ Тулузы Этьен Шарль де Ломени де Бриенн. Ломени де Бриен хотя и критиковал предложение Калонна, но понимал, что государству необходима фискальная реформа. В итоге он заменил натуральный налог денежным и внёс проект в собрание нотаблей. Тогда собрание просто сослалось на собственную некомпетентность и посоветовало созывать Генеральные штаты. Королю ничего не оставалось, кроме как распустить собрание нотаблей.

А Ломени Де Бриенн пошёл со своим предложением в Парижский парламент. Парламент, разумеется, отклонил закон о едином поземельном налоге и также посоветовал созывать Генеральные штаты.

Тогда Ломени Де Бриенн назначил заседание парламента с участием Людовика XVI. Как мы помним, в присутствии короля закон должен приниматься без прений. В ответ парижский парламент принял постановление, суть которого в том, что любое решение, которое он примет под давлением, не будет иметь юридической силы.

Правительство не оставило этот удар без ответа. В ночь с 14 на 15 августа весь Парижский парламент сослали в Труа. Обычно такие действия помогали, и ссыльные члены парламента вдали от своих столичных резиденций становились гораздо сговорчивее. Но в этот раз у правительства не было времени ждать: оно было на грани дефолта. И все это знали, к тому же общественное мнение было на стороне сосланного парламента. В итоге через месяц Ломени Де Бриенн вернул парламент в столицу, получив от него ряд незначительных уступок.

Закон о всесословном поземельном налоге так и не был принят.

Попытка Ламуаньона

8 мая 1788 года на заседание Парижского парламента явился король. Парламент был вынужден принять законы Ламуаньона, согласно которым деятельность всех парламентов приостанавливалась на неопределённое время, их состав сокращался, а полномочия передавались 47 новым окружным судам. Право регистрации законов перешло к Пленарному суду, куда вошли самые лояльные королю члены парламента.

В Париже регистрация законов Ламуаньона прошла относительно спокойно. Но в провинциях сопротивление было очень серьёзным. Для принятия закона требовалось, чтобы все 12 парламентов зарегистрировали закон. И, конечно же, они этого не делали. Более того, члены парламента кроме формальных нот протеста, пытались вызывать, иногда успешно, настоящие волнения в своих провинциях. Напоминаю, в стране экономический кризис, из-за чего в волнениях принимают участие широкие массы населения. Это, кстати, один из моментов, с которых можно отсчитывать начало Французской революции. Элиты борются за Генеральные штаты, а низы поддерживают их в надежде на улучшение собственного положения.

Особенно показательны события в Гренобле. Там на обслуживание парламента работала значительная часть жителей двадцатитысячного города. Для того чтобы местный парламент принял законы Ламуаньона, правительству пришлось вводить в город армию. 12 мая муниципалитет Гренобля осудил использование войск. А 20 мая парламент совместно с муниципалитетом объявили о нелегитимности регистрации законов под давлением военной силы. Ломени де Бриенн ответил ссылкой непокорных судейских в их сельские имения. Напомню, множество жителей города занимались тем, что обслуживали этих людей, их высылка не сулила им ничего хорошего.


6 мая исполнится четыре года с тех пор, как президентом Франции избран Ф. Олланд, которому остается занимать этот пост еще ровно год. Последним на данный момент аккордом его многолетних усилий по борьбе с безработицей стала реформа трудового кодекса, по которой правительство было вынуждено пойти на уступки профсоюзам из-за массовых манифестаций. В то же время полностью провалился пакет конституционных реформ, направленный на борьбу с терроризмом. Эти процессы отражают раскол политической элиты, в том числе самого соцлагеря, и неготовность населения к переменам.

6 мая исполнится четыре года с тех пор, как президентом Франции избран Ф. Олланд, которому остается занимать этот пост еще ровно год. Последним на данный момент аккордом его многолетних усилий по борьбе с безработицей стала реформа трудового кодекса, по которой правительство было вынуждено пойти на уступки профсоюзам из-за массовых манифестаций. В то же время полностью провалился пакет конституционных реформ, направленный на борьбу с терроризмом. Эти процессы отражают раскол политической элиты, в том числе самого соцлагеря, и неготовность населения к переменам.

Однако преуспеть в этом оказалось непросто. Так, в феврале, после небольшого спада в январе, безработица росла самыми быстрыми темпами с сентября 2013 г. и увеличилась на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем, на 0,6% за три месяца и на 2,4% за год; с начала правления Ф. Олланда Франция получила 723,3 тыс. новых безработных.

Социалисты против профсоюзов

Трудности Ф. Олланда отражают желание населения Франции заполучить исполнение хотя бы части тех обещаний, которые президент давал в ходе избирательной компании.

Ф. Олланд объявил 18 января масштабный план по борьбе с безработицей, который включил в себя выдачу премий за найм безработных предприятиям малого и среднего бизнеса в размере 2 тыс. евро в год на протяжении двух лет, организацию образования для 500 тыс. незанятых, стимулирование создания предприятий. Однако общественно-политический и медийный дискурс вскоре сосредоточился исключительно на проекте, который не мог иметь ни немедленного, ни мощного эффекта в плане преодоления безработицы.


Самые болезненные аспекты реформы — максимальный порог компенсации, которую работник может потребовать в случае незаконного прекращения трудового договора, и расширение критериев, позволяющих увольнять людей на основании экономических показателей предприятия.


Вторая статья проекта (новая статья Конституции 3-1) касалась лишения французского гражданства лиц, совершивших теракты. По ней компромисс Национального собрания и Сената не представлялся возможным. Палаты проголосовали по этой статье в разных ее вариантах. Сенат решил ограничиться лишением гражданства исключительно лиц с двойным гражданством, а Национальное собрание поддержало лишение гражданства всех осужденных за терроризм лиц.

В общественном мнении уже сложилась оценка этого президентского срока как провального, а самого главы государства — как самого непопулярного в истории Пятой республики.

Когда стало ясно, что вопрос о лишении гражданства согласовать политическим силам не удастся, несколько представителей левого фланга предложили ограничить реформу первой, консенсусной статьей. Но республиканцы в обеих палатах парламента отвергли такой вариант, объяснив, что, по приведенным выше причинам, рассматривать столь незначительное изменение в качестве реформы нельзя. Тогда, через четыре с половиной месяца после терактов, в конце марта, Ф. Олланд отозвал проект. Он обвинил в провале умеренную правую оппозицию, которая имеет большинство в Сенате. В этом была своя правда: Н. Саркози думает о 2017 г. и достаточно бдителен, чтобы не способствовать тому, что действующий глава государства стремится записать в свой актив.

Выхолащивание реформ


С одной стороны, это демонстрирует большой накал политической борьбы, непримиримость противников, их неготовность к малейшим уступкам, даже в чисто символических мерах, неспособность договариваться и, главное, раскол в самой Соцпартии. Именно он, по сути, блокирует все реформы и потенциально может привести к зеркальному расколу электората социалистов.

С другой, трудности Ф. Олланда отражают желание населения Франции заполучить исполнение хотя бы части тех обещаний, которые президент давал в ходе избирательной компании, и в то же время неготовность граждан к сколько-либо болезненным изменениям, связанная с пока не критической экономической ситуацией в стране. Рост ВВП в 2015 г. составил 1,1%. Бюджетный дефицит в 2015 г. оказался ниже, чем предполагалось, и равен 3,5% ВВП. Госдолг растет (95,7% ВВП в 2015 г. против 95,3% ВВП в 2014 г.), но остается управляемым. Страна не страдала от мер жесткой экономики, больно бьющих по покупательной способности, что не позволило маргинальным и популистским политическим силам набрать электоральную мощь, достаточную для уверенного прихода во власть.

Вслед за провальным сроком… новый срок?


В последний год своего пятилетнего президентского срока от Ф. Олланда уже вряд ли стоит ожидать крупных инициатив. Оставив позади четыре пятых своего пути на высшем государственном посту, он входит в полосу подведения итогов. Эти итоги для него неутешительны: в глазах электорального большинства он зарекомендовал себя как неэффективный и нехаризматичный лидер, не сдержавший своего главного обещания о преодолении роста безработицы. В общественном мнении уже сложилась оценка этого президентского срока как провального, а самого главы государства — как самого непопулярного в истории Пятой республики. Раскол Соцпартии — настоящая ахиллесова пята Ф. Олланда. Соцопросы показывают, что французы больше ничего не ждут от своего президента. Все рычаги использованы, все карты разыграны. Как безжалостно говорят наблюдатели, президент отрезал себя от Соцпартии, от своего электората, от общественного мнения. Поэтому дальнейшие инициативы Ф. Олланда не могут вызвать доверия ни у населения, ни даже у социалистов, как это уже показала судьба его последних реформ. И ему, скорее всего, остается только пытаться создавать видимость того, что он занимает активную и принципиальную позицию как ядро левых сил, например, через яркие медиавыступления (участие в передаче на телеканале France 2 14 апреля).

1. Данный проект правительства Д. де Вильпена предполагал двухлетний испытательный срок для лиц моложе 26 лет, в течение которого они могли быть уволены без объяснения причин; это вызвало массовые протесты студентов, лицеистов и профсоюзов, что в итоге заставило власти отказаться от скандальной идеи.

Читайте также: