Неопозитивизм в социологии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Становление школы неопозитивизма. Отказ от эволюционизма и сравнительно-исторического метода. Содержание неопозитивизма как науки о социальном поведении. Основные положения данного течения в трудах социологов А. Звоницкой, К. Тахтарева, П. Сорокина.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 10.11.2010
Размер файла 36,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Неопозитивизм

Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории социологии. Ведущей школой становится НЕОПОЗИТИВИЗМ.

Происходит дальнейшее изменение ортодоксального марксизма, идет усиление вульгаризации и политизации социальной теории (Ленин), с одной стороны, а с другой стороны, появляется направление, которое стремится соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов). В этот период появляется новое определение самого предмета социологии и ее методов.

Критическое отношение и отказ от эволюционизма и сравнительно-исторического метода потребовало расширения эмпиризма (статистические данные, эмпирические исследования). По их мнению, интроспекция была очень темным и подозрительным источником знания. Поэтому социология этого периода была направлена на наблюдение объективного поведения. Оно выражалось абстрактной формулой стимул - реакция. Под стимулом в данном случае понимались условия, в которых происходило поведение, а под реакцией - содержание поведения (контакты, отношения, связи).

Методологической программой неопозитивизма как науки о социальном поведении стало наблюдение вместо априоризма, индукция вместо ценностно-значимой интерпретации, сциентизм вместо метафизики, функциональное объяснение вместо эволюционного. Хотя неопозитивисты и признавали в целом программу социологии как науку о поведении, при рассмотрении средств и способов реализации данной программы их взгляды расходились. Этим обусловлено наличие большого количества расхождений и взаимной критики по отношению друг к другу.

Тахтарев выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. «Единственное спасение, - считал он, - заключается в политическом сотрудничестве самых разных общественных групп, в их действительном общественном соглашении, в их настоящем совластии. Только совластие всех общественных групп, только общественное соглашение их, только оно одно может обеспечить развитие свободной гражданственности и привести классовую борьбу в конце концов равенству прав и общественных выгод для всего населения посредством действительного обобществления власти в руках всей совокупности граждан, ставших непосредственными участниками ее и творцами своей общественной жизни. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно обобществленный труд, который на месте производимого разрушения создаст новый общественный строй и взамен организованного насилия господствующего вооруженного класса осуществит верховное право народа быть господином собственной жизни и право всех граждан на непосредственное и равное участие в общественном сотрудничестве и в верховной общественной власти, право самого общества стать государством, цель которого: обеспечение всем полной и совершенной человеческой жизни, обеспечение всем равных прав и возможностей.

Питирим Александрович СОРОКИН (1889-1968) - виднейший представитель неопозитивизма.

Структура социологической науки представлялась Сорокину следующим образом:

Подобные документы

Концептуальные основы неопозитивизма и структурного функционализма современной западной социологии. Развитие и институционализация социологии в ХХ веке. Разработка теории постиндустриального общества. Макро- и микросоциологические теории общества.

реферат [27,5 K], добавлен 30.05.2015

Жизнь и этапы творческого пути. Основные положения социологических концепций Питирима Сорокина. Становление теоретических воззрений. Система социологии П. Сорокина. Научные концепции П. Сорокина.

реферат [33,2 K], добавлен 15.09.2006

Характеристика Уральской социологической школы и ее характерные особенности. Биография основателя школы Когана. Становление социологии на Урале, творческие сообщества социологов и Уральские чтения. Основные направления исследований ученых Екатеринбурга.

реферат [27,9 K], добавлен 25.01.2010

Истоки и особенности становления Чикагской школы, ее основные поколения и вклад в развитие социологии как науки. Важнейшие представители данного направления и их концепции. Ключевые идеи Чикагской школы, их использование в современной социологии.

курсовая работа [57,7 K], добавлен 06.09.2012

Понятие и предмет изучения интегральной социологии, этапы ее становления как науки. Пиритим Сорокин как основатель данного научного течения, его краткая биография и творческий путь. Источники знаний и идей Сорокина, анализ его ярких произведений.

контрольная работа [28,7 K], добавлен 23.10.2009

Становление социологии в России XIX-начала ХХ века, ее сущность и трудности. Н.К. Михайловский как основатель субъективной школы в социологии. Историко-генетическая социология М.М. Ковалевского. П.А. Сорокин как методолог и теоретик социологической науки.

курсовая работа [151,1 K], добавлен 12.10.2011

Социально-экономические, правовые и идейно-нравственные основы политического процесса. Основные понятия, связанные с научными фактами. Подход к научным фактам с точки зрения позитивизма и неопозитивизма. Подход Эмиля Дюркгейма к научным фактам.

(от греч. neos - новый и позитивизм) - течение, представители которого продолжали придерживаться основных принципов позитивизма: в обществе действуют такие же законы, как и в природе (натурализм); методы социологии должны быть такими же точными и строгими, как и методы естественных наук (сциентизм); социология должна быть свободна от ценностных суждений (объективизм)\ социологические теории должны базироваться на эмпирических данных (эмпиризм); истинность научных знаний должна проверяться социальными фактами (верификация); познавательная стратегия социологии направлена на количественное описание социальных явлений (квантификация) и открытие социальных законов (номотетизм, от греч. nomo-tetéo устанавливать законы). Однако на практике сторонники Н. приоритет в научных исследованиях отдавали эмпирическому знанию. Н. оказал большое влияние на развитие в первой половине XX в. эмпирической социологии (см.: Эмпиризм социологический). Во второй половине XX в. Н. был подвергнут критике представителями постпозитивизма.

теоретико-методолог. ориентация в социологии, опирающаяся осознанно или неосознанно на философские положения логич. позитивизма. Его основные принципы: 1) соц. явления подчиняются законам, общим для всей действительности - природной и соц.-историч. (натурализм); 2) методы соц. исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания (сциентизм); 3) "субъективные аспекты" человеч. поведения можно исследовать только через открытое поведение (бихевиоризм); 4) все научн. понятия должны определяться операционально (операционализм); 5) все соц. явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация); 6) социология как наука должна быть освобождена от ценностных суждений и связи с идеологией (методологич. объективизм). Н. представляет собой не единую школу, а скорее нек-рую общую ориентацию, сторонники к-рой называют себя представителями "научн. социологии" или "естественно-научн." направления в социологии. Возникнув первоначально на базе Венского кружка ("физикализм" и концепция эмпирич. социологии" О. Нейрата), это течение, отказавшись от своего первонач. ригоризма, оказало затем значительное влияние на амер. социологию (Д. Ландберг, С. Чэпин, С. Додд, и др.). Лит.: Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1965; Комаров М.С. Новейшие тенденции развития позитивистско-натуралистической социологии//Новейшие тенденции в современной немарксистской социологии. М., 1986; Half penny P. Positivism and sociology. L., 1982; Blalock H. Dilemmas of social science. N.Y., 1986. И.С. Кон


К.М.Тахтарев (1871-1925). Основные социологические работы: "Главнейшие направления в русской социологии", "Наука об общественной жизни", "Общество и государство и закон борьбы классов".
Выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно общественный.
П.А.Сорокин (1889-1968). Основные социологические работы: " Система социологии", "Социология революции", "Социальная мобильность", "Социальная и культурная динамика", "Россия и Соединенные Штаты", "Общество, культура и личность", "Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа".
Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее.
В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия.
Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.
Предлагал создать социологию на следующих принципах:
1.Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук.
2. Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, какой он есть
3.Социология должна быть объективной наукой.
4. Если социология хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.
5. Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом.
Сорокин выделял 2 уровня социологии:
1) теоретическая:
1. аналитика
2. генетика
3. механика
2) практическая:
1. политика
Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение теории взаимодействия.
Индивиды взаимодействуют, когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями другого индивида.
Процесс взаимодействия возможен при трех условиях:
1) наличие одного или нескольких индивидов.
2) наличие актов, обуславливающих их поступки.
3) наличие проводников.
Дает структурный анализ общества.
Выделяет 2 критерия для классификации социальных групп:
1. односторонний: индивиды объединены в группу по одному признаку.
2. многосторонний: индивиды объединены в группу по двум и более признакам.
Выделяет:
1. закрытые группы: раса, пол, возраст.
2. открытые группы: партия, ассоциация.
3. промежуточные группы: класс, сословие, вторая семья.
Построил теорию социальной стратификации:
3 страты:
1. политическая
2. профессиональная
3. экономическая
Построил теорию социальной мобильности:
1. вертикальная мобильность
2. горизонтальная мобильность

Становление школы неопозитивизма. Отказ от эволюционизма и сравнительно-исторического метода. Содержание неопозитивизма как науки о социальном поведении. Основные положения данного течения в трудах социологов А. Звоницкой, К. Тахтарева, П. Сорокина.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 10.11.2010
Размер файла 36,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Неопозитивизм

Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории социологии. Ведущей школой становится НЕОПОЗИТИВИЗМ.

Происходит дальнейшее изменение ортодоксального марксизма, идет усиление вульгаризации и политизации социальной теории (Ленин), с одной стороны, а с другой стороны, появляется направление, которое стремится соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов). В этот период появляется новое определение самого предмета социологии и ее методов.

Критическое отношение и отказ от эволюционизма и сравнительно-исторического метода потребовало расширения эмпиризма (статистические данные, эмпирические исследования). По их мнению, интроспекция была очень темным и подозрительным источником знания. Поэтому социология этого периода была направлена на наблюдение объективного поведения. Оно выражалось абстрактной формулой стимул - реакция. Под стимулом в данном случае понимались условия, в которых происходило поведение, а под реакцией - содержание поведения (контакты, отношения, связи).

Методологической программой неопозитивизма как науки о социальном поведении стало наблюдение вместо априоризма, индукция вместо ценностно-значимой интерпретации, сциентизм вместо метафизики, функциональное объяснение вместо эволюционного. Хотя неопозитивисты и признавали в целом программу социологии как науку о поведении, при рассмотрении средств и способов реализации данной программы их взгляды расходились. Этим обусловлено наличие большого количества расхождений и взаимной критики по отношению друг к другу.

Тахтарев выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. «Единственное спасение, - считал он, - заключается в политическом сотрудничестве самых разных общественных групп, в их действительном общественном соглашении, в их настоящем совластии. Только совластие всех общественных групп, только общественное соглашение их, только оно одно может обеспечить развитие свободной гражданственности и привести классовую борьбу в конце концов равенству прав и общественных выгод для всего населения посредством действительного обобществления власти в руках всей совокупности граждан, ставших непосредственными участниками ее и творцами своей общественной жизни. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно обобществленный труд, который на месте производимого разрушения создаст новый общественный строй и взамен организованного насилия господствующего вооруженного класса осуществит верховное право народа быть господином собственной жизни и право всех граждан на непосредственное и равное участие в общественном сотрудничестве и в верховной общественной власти, право самого общества стать государством, цель которого: обеспечение всем полной и совершенной человеческой жизни, обеспечение всем равных прав и возможностей.

Питирим Александрович СОРОКИН (1889-1968) - виднейший представитель неопозитивизма.

Структура социологической науки представлялась Сорокину следующим образом:

Подобные документы

Концептуальные основы неопозитивизма и структурного функционализма современной западной социологии. Развитие и институционализация социологии в ХХ веке. Разработка теории постиндустриального общества. Макро- и микросоциологические теории общества.

реферат [27,5 K], добавлен 30.05.2015

Жизнь и этапы творческого пути. Основные положения социологических концепций Питирима Сорокина. Становление теоретических воззрений. Система социологии П. Сорокина. Научные концепции П. Сорокина.

реферат [33,2 K], добавлен 15.09.2006

Характеристика Уральской социологической школы и ее характерные особенности. Биография основателя школы Когана. Становление социологии на Урале, творческие сообщества социологов и Уральские чтения. Основные направления исследований ученых Екатеринбурга.

реферат [27,9 K], добавлен 25.01.2010

Истоки и особенности становления Чикагской школы, ее основные поколения и вклад в развитие социологии как науки. Важнейшие представители данного направления и их концепции. Ключевые идеи Чикагской школы, их использование в современной социологии.

курсовая работа [57,7 K], добавлен 06.09.2012

Понятие и предмет изучения интегральной социологии, этапы ее становления как науки. Пиритим Сорокин как основатель данного научного течения, его краткая биография и творческий путь. Источники знаний и идей Сорокина, анализ его ярких произведений.

контрольная работа [28,7 K], добавлен 23.10.2009

Становление социологии в России XIX-начала ХХ века, ее сущность и трудности. Н.К. Михайловский как основатель субъективной школы в социологии. Историко-генетическая социология М.М. Ковалевского. П.А. Сорокин как методолог и теоретик социологической науки.

курсовая работа [151,1 K], добавлен 12.10.2011

Социально-экономические, правовые и идейно-нравственные основы политического процесса. Основные понятия, связанные с научными фактами. Подход к научным фактам с точки зрения позитивизма и неопозитивизма. Подход Эмиля Дюркгейма к научным фактам.

Позитивизм и неопозитивизм суть, разновидности подходов, основоположники

Позитивизм и неопозитивизм направления художественной и философской мысли, известные всем взрослым и школьникам по истории. Они берут свое начало с 30-х годов 19 века, в то время, когда появились первые кружки общественной мысли.

Что представляет собой позитивизм с неопозитивизмом, что для них свойственно, какая была концепция и история возникновения, в чем заключается суть подхода позитивного знания, кто основоположник — ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Что такое позитивизм определение, теория, принципы

Позитивизм Конта является известным философским направлением в психологии, которое определяет в качестве источника подлинного знания эмпирический вид исследований и отрицает, что можно познать истину с помощью философского исследования.

Позитивизм и неопозитивизм суть, разновидности подходов, основоположники

Он считается также культурной установкой для всего общества в зарубежном сознании, которая появилась в течение Нового времени. Ее особенность заключается в направленности этого сознания на позитивный мир, землю, в которой обитаем и развиваемся.

В философской истории свое название первый позитивизм получил в 30-е годы девятнадцатого столетия. Сегодня он также популярен. Означает положительное течение, от латинского слова positivus.

В этом направлении исследуется научный вид познания с логикой и методологией. По теории, позитивным является знание, максимально правдивое. Оно противопоставляется сумбурному и не несущему пользу обыденному представлению сознания и метафизическим рассуждениям.

Позитивизм как историческое явление был призван создать научный вид методологии, который смог бы сформулировать нормы, по которым можно было бы получать и развивать знания. Однако она была призвана целенаправленно отойти от философии с культурой, главной составной частью которого считается наука.

На основе этого курса была выражена известная концепция Конта (не путать с Кантом!) про три исторические стадии = три стадии развития души:

  • теологическая,
  • метафизическая,
  • научная.

Так, по Конту все объясняется действием сверхсил, а философия, которая породила науку, становится для нее ненужной.

Из концепции Конта были выдвинуты позднее важные принципы позитивизма:

  1. Принцип натуралистической онтологии или однородности социальных, культурных с природными явлениями.
  2. Принцип методологического натурализма или построение социологический знаний на физических науках.
  3. Принцип феноменализма или опыт с чувствами взамен умозрительных выводов социальной философии и социологии.
  4. Принцип ценностной нейтральности или воздержание от каких-либо социологических мнений как ученого по природе изучаемого объекта.
  5. Принцип инструментальности знания.

Родоначальник позитивизма

Родоначальником позитивистского явления девятнадцатого столетия является французский философ Огюст Конт. Во Франции его поддерживали Линттре с Реваном, в Англии Джон Миль и Герберт Спенсер, а в Германии Якоб Молешотт с Эрнстом Геккелем.

Позитивизм и неопозитивизм суть, разновидности подходов, основоположники

Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт (1798 — 1857) — французский философ. Основоположник социологии. В апреле 1826 года Конт открыл в своей квартире курс позитивной философии перед учёными слушателями, в числе которых находились такие знаменитости, как Александр Гумбольдт, Блэнвилль, Луи Пуансо и Франсуа Бруссэ. После третьей лекции Конт заболел умопомешательством, в припадке которого убежал из Парижа в Монморанси.

В России позитивизма придерживались Михайловский с Лавровым. Перечисленные философы представители первого течения позитивизма. Второе логическое течение или этап теории был связан с работой Маха с Авенариусом, которые развили мысль родоначальника и преобразовали позитивизм в эмпириокритицистическое направление.

Затем мысли подхватили и преобразовали Рассел, Карпан и Шлик с Витгенштейном, преобразовав классику в явление неопозитивизма.

Черты позитивистской философии

В отличие от другого направления в западной философии указанного столетия, в позитивизме:

  • отсутствует органическое единство, которое выражается в появлении с развитием школ с понятийным аппаратом и методами мышления,
  • присутствует претензия на явление надпартийности и снятия противоположности идеализма с марксизмом,
  • человеческие проблемы становятся центральной проблемой философского явления,
  • наблюдается связь течений со школами религий,
  • наблюдается борьба с идейностью, которая несет угрозу капиталистическому явлению,
  • господствует антидиалектический образ мыслей, который выражается во враждебному отношению к диалектике и попытках объявить ее противоположной науке,
  • наблюдается тип мыслей в виде эклектицизма,
  • наблюдается противоречивое отношение к научному знанию, которое выражено в сциентизме и антисциентизме,
  • распространяется иррационалистическое мышление, которое выражено в ограничении возможностей получения знания для процветания мистики,
  • наблюдается утрата оптимизма.

В этом проявляются главные характерные черты позитивистской философии.

Позитивизм и его разновидности

Вскоре после появления позитивизма, он быстро разделился на отдельные виды, рассматривающие разные вопросы и проблемы. Самыми известными из них является махизм с неопозитивизмом и постпозитивизмом, после классического позитивизма.

Классический позитивизм

Позитивизм и неопозитивизм суть, разновидности подходов, основоположники

Особенности его в том, что он разграничивает метафизику с наукой, представляет закон о трех стадиях по Конту, описывает задачи науки и критику соответствующего знания (по нему наука должна отбирать и классифицировать известные факты, делать больше и шире позитивный вид знаний, то есть собирать устойчивые факты с помощью наблюдения с экспериментом).

Эмпириокритицизм или махизм

Эмпириокритицизм либо махизм (второе название того же направления) явление, называемое вторым позитивизмом, конца девятнадцатого начала двадцатого столетия, при котором отрицается наличие материального мира.

Позитивизм и неопозитивизм суть, разновидности подходов, основоположники

Здесь существующая реальность сводится к системе чувств. В этом принципы учения. Учеными, положившими начало этому направлению, являются представитель Австрии и Швейцарии — Э. Мах с Р. Авенариусом.

Основные идеи направления:

  • мир соединенные вместе физические и психические элементы, которые не считаются ни материальными, ни идеальными,
  • предметом науки выступают факты в виде эмпирического исследовательского опыта, списка его мироощущений,
  • отношения, которые имеются в природе, обладают функциональным видом характера,
  • наука опирается на принцип экономии мышления и только так понимается,
  • наука описывает определенные численные величины математическими операциями, по этой причине теории с законами рассматриваются в качестве форм описания реальности.

Неопозитивизм

Неопозитивизм течение в философии середины двадцатых по середину шестидесятых годов прошлого столетия, сосредоточившееся на языковом анализе в качества средства, чтобы разграничить науку и метафизику.

Позитивизм и неопозитивизм суть, разновидности подходов, основоположники

Философами, положившими начало этого течения, являются участники венского кружка, львовской школы и берлинской философской группировки.

Неопозитивизм, в отличие от других разновидностей позитивизма:

  • разграничивает науку и метафизику, изучая проблему демаркации,
  • анализирует язык в качестве средства, активно влияющего на процесс мышления,
  • изучает верификацию с редукцией.

Постпозитивизм

Постпозитивизм направление, возникшее в результате распада неопозитивизма в шестидесятых годах прошлого столетия. Создателями этого явления являются К. Р. Поппер с Т. С. Куном.

Позитивизм и неопозитивизм суть, разновидности подходов, основоположники

В отличие от других видов позитивизма, постпозитивизм:

  • критикует научное разграничение с метафизикой на основе фальсификационного принципа вместо верификации,
  • рассматривает научное развитие как явление социокультурного контекста достижений религии и политики,
  • реабилитирует философские и мировоззренческие вопросы и делает выводы по значению философии для науки,
  • отказывается от неисторического объяснения всего научного,
  • отказывается от поисковой установки с обоснованием научной концепции как главной идеи.

Плюсы и минусы позитивизма

К плюсам позитивистского направления можно отметить то, что оно:

  • относительно самостоятельное и независимое явление,
  • предусматривает ориентиры философии на реальную науку,
  • различает классическую философию и конкретные научные факты,
  • ориентировано на реальную науку как критерий истины в философских суждениях,
  • подчеркивает различия между философской методологией и научным познанием действительности.

Позитивизм и неопозитивизм суть, разновидности подходов, основоположники

К минусам его можно отнести то, что позитивизм:

  1. Не договаривает тот факт, что классический вид философии, будучи важным показателем развития культуры, не имеет пользы для общества из-за исчерпавших себя когнитивных элементов.
  2. Неверно истолкована сущность направления. Основоположники стремятся сделать все эмпирическим видом знаний, в то время как качественные особенности теории в научном знании недооценены, если сравнивать его с первым. При это неправильно интерпретируют природу знаний.

Кроме того, наука рассматривается как абсолютно самодостаточная культурная система, которая развивается лишь по интернализму, наблюдается редукция научной философии.

В целом, позитивизм философское течение, возникшее в середине девятнадцатого столетия и продолжавшееся развиваться до настоящего времени, в котором позитивное научное знание исследуется как философское.

Читайте также: