Неопластицизм это кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

НЕОПЛАСТИЦИЗМ (гол. neoplasticism) – течение в голландском искусстве, связанное с архитектурно-художественным журналом "Стиль" (1917–1928). Выдвигало идею "универсальной гармонии", воплощенной в "чистой", геометризованно обобщенной форме. Дав плодотворные результаты в архитектуре и художественной промышленности (П. Ауд, Г. Ритвелд), неопластицизм в станковом искусстве (П. Мондриан) выразился в создании одного из вариантов абстрактной живописи – комбинациях крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.

Энциклопедический словарь

(гол. neoplasticism), течение в голландском искусстве, связанное с архитектурно-художественным журналом "Стиль" (1917 - 28). Выдвигало идею "универсальной гармонии", воплощенной в "чистой", геометризованно обобщенной форме. Дав плодотворные результаты в архитектуре и художественной промышленности (П. Ауд, Г. Ритвелд), неопластицизм в станковом искусстве (П. Мондриан) выразился в создании одного из вариантов абстрактной живописи - комбинациях крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.


Термин “ненарративное искусство” или “абстракционизм” означает отказ от привычного “повествования” (именно так переводится с английского narrative. Abstract Art — это новый взгляд не только на живопись и скульптурные композиции, это революционный способ передачи видения во всех сферах искусства.

Neoplastitsizm (неопластицизм), как особый вид художественного направления, является одним из ранних видов абстракционизма. Зародился он в начале ХХ века в Голландии , и послужил источником вдохновения для архитекторов и дизайнеров, создающих современные формы, в том числе промышленного назначения.

Неопластицизм представляет собой концепт геометрического абстракционизма. Своим появлением направление в живописи обязано Питеру Корнелису (Пит) Мондриану, художнику из Голландии (Нидерландов).

В 1915 году Пит познакомился с живописцем и архитектором Тео ван Дусбургом. Спустя два года тандем создал сообщество “Де Стейл” (De Stijl) и выпустил одноименный журнал. Детище Мондриана и Дусбурга просуществовало до 1928 года, и нашло множество единомышленников.

Нидерландский художник Дусбург выдвинул идею и закрепил термин “конкретики в искусстве”, а в 1926 — разработал “Манифест элементаризма”, кардинально изменивший взгляд на классические идеи живописи и зодчества.

Новая концепция Neoplastitsizm построена на идее дуальности окружающего мира, проявленной во взаимосвязи черного и белого, как Земли и Солнца, неразрывности двух начал. Базовыми элементами в неопластицизме стали прямые линии, плоскости и прямоугольники. В живописи использовались только чистые спектральные оттенки, а фоном служили исключительно белый, серый или черный цвет.

Античный принцип пропорционизма — принцип прямого угла был преобразован Питом Мондрианом в “мистерию отношений начал и цветов”. Вертикали и горизонтали противопоставлялись друг другу; мужское и женское, единичное и множественное подчинялись определенному закону с математической точностью.

Для связи элементов композиции в цветовой гамме спектра Мондриан использовал “не цвета”: серый, белый, черный. Для данного направления характерны некоторые закономерности:

  1. Пересечение линий возможно только под прямым углом.
  2. Горизонтальные плоскости и линии символизируют ось Земли, вертикальные — Солнца. В неопластицизме обозначенные прямые располагаются строго перпендикулярно относительно друг друга.
  3. Использование локальных цветов и отсутствия их (серый, белый, черный) для связи композиции.

Большое влияние на создание нового стиля оказал ранее популярный французский кубизм (синтетический, коллажный). Мондриан создал собственный способ эстетической передачи эстетики на основе работ, разработанных знакомым ему Шёнмакерсом (неоплатоническая философия). В 1915 – 1916 гг. свет увидел сочинения ученого-математика “Новый образ мира” и “Принципы пластической математики”. Существует версия, что именно Шёнмакерс является основоположником неопластицизма.

По иной, более распространенной версии, Мондриан является автором 12 работ, в которых отслеживается основная концепция неопластицизма.

Она заключается в следующем: два противоречия — силовая линия Земли и вертикаль из центра Солнца являются базовыми. С их помощью можно видение всего окружающего мира. Геометрические линии и их пересечение несут в себе сакральный смысл. Вертикаль символизирует мужское, а горизонталь женское начало. Главным принципом в образовании форм композиции является ритм.

Формообразование в неопластицизме характеризуется как техническое или архитектоническое, подчиненное принципу динамической пондерации (равновесие). Сам художник считал себя “философом с кистью в руке”, и считал, что будущее сведен к минимуму потребность в передаче восприятия окружающего мира посредством живописи в пользу “чистой” архитектуры.

Неопластицизм объединил множество единомышленников, и вскоре распространился на архитектуру Европы и Америки. Он нашел применение в разработках дизайна, графики и проектирования.

Популярность концепции оказала влияние на разные сферы искусства. Ив Сен Лоран в 1965 году использует основные принципы неопластики в создании модной коллекции. В ее основе сочетание прямоугольники базовых цветов, разграниченные черными полосами. Коллекция названа в честь основателя течения — Мондриан.

Стиль широко используется в архитектуре, в том числе в России (торговые центры, дизайн помещений).

В неопластика Это художественное направление, развитое в 1917 году в Голландии Питом Мондрианом в сотрудничестве с Тео ван Дусбургом. Возникновение этого движения в начале 20 века помещает его в течения современного искусства.

Мондриан стремился к универсальности своей концепции. Это течение также рассматривается в абстрактном искусстве, поскольку оно предлагает гораздо более аналитическую концепцию работ и пытается не имитировать элементы реальной жизни, такие как реализм, а представлять формы и цвета реальности.

В то же время это движение связано с кубизмом изображением геометрических фигур. Хотя неопластицизм широко известен своими картинами, он также получил развитие в других соответствующих областях пластического искусства, таких как скульптура и архитектура.

характеристики

Цель неопластицизма - представить сущность вселенной и ее чистую красоту. Такое представление достигается за счет использования ярко выраженного стиля, который имеет следующие особенности:

- Эстетическое обновление, которое стремится универсально представить красоту и мир.

- Рационалистический подход, исключающий наличие фурнитуры в работах. Он ограничен захватом только элементалей, без украшений или дополнительных элементов.

- Уникальное использование геометрических форм, плоскостей и линий. Как правило, геометрические формы, которые преобладают в работах, - это квадраты и прямоугольники.

- Отсутствие кривых и расположение форм и линий перпендикулярно, так что в работе образуются только прямые углы.

- Использование основных цветов (желтый, синий и красный), а также нейтральных цветов (белый, черный и серый). Цвета не изменяются светом или тенью, а фон обычно светлый.

- Наличие асимметрии, но с балансом.

- Отвращение к реализму. Художники-неопластики чувствовали и заявляли, что в представлении и имитации реальности нет необходимости, поскольку искусство уже было частью жизни. Вот почему они стремились представить компоненты реальности через их элементарные формы и цвета.

Происхождение

Неопластицизм родился после глубоких размышлений о художественных движениях, развившихся до сих пор.

Мондриан, как и другие художники, присоединившиеся к этой тенденции, не был доволен тем, что было представлено в реализме, символизме или даже кубизме, хотя это сильно служило вдохновением.

На момент зарождения этого художественного направления Европа переживала Первую мировую войну. Пит Мондриан навещал своего отца в Голландии, но он был вынужден остаться в своей стране из-за войны, и именно там он завершил разработку основ этого художественного движения.

Мондриан работал над неопластицизмом с 1913 года, и именно в 1917 году он закончил работу над проектом. В октябре того же года Тео ван Дусбург опубликовал первый выпуск журнала под названием Де Стейл, и в это издание вошли работы Мондриана и многих других художников.

Это художественное направление было очень хорошо встречено в художественном мире и было наполнено похвалами и поздравлениями.

Кроме того, художники, погруженные в это, вызывали восхищение, поскольку считалось, что они впервые заявили о себе через средства массовой информации (например, журнал Де Стейл), пока его работы не стали запрашивать во многих художественных галереях.

Де Стейл

За годы до начала Первой мировой войны Тео ван Дусбург познакомился с рядом художников, таких как Пит Мондриан и Ритвельд, среди прочих, которые поддержали его в создании журнала. Де Стейл, с изданиями без установленной преемственности, которые были очень хорошо приняты публикой.

После публикации манифеста неопластиков в первом издании Де Стейл, Мондриан и Ван Дусбург стали сотрудниками. Ван Дусбург считается одним из основоположников неопластицизма, поскольку с момента основания журнала он активно участвовал в распространении этого искусства.

когда Де Стейл Он получил большое признание и был очень хорошо позиционирован, с ним сотрудничали около 100 художников, среди которых выделялись Геррит Ритвельд, Энтони Кок и Барт ван дер Лек. Однако некоторые покинули проект из-за разногласий или личных причин.

После смерти Ван Дусбурга в 1931 году журнал в последний раз издавался в его честь. Считается, что Де Стейл он прекратил свое существование, когда закончилась жизнь его основателя и главного редактора Тео ван Дусбурга.

Авторы

Пит мондриан

Питер Корнелис Мондриан родился в Амерсфорте (Голландия) 7 марта 1872 года. Пристрастие к живописи он приобрел благодаря своему отцу, который также был художником. Только в 10 лет он поступил в Амстердамскую государственную академию, где проучился до 1908 года.

Вначале он стремился изображать природные ландшафты, такие как леса, без ярких красок. После его прибытия в Париж в 1911 году, где он познакомился с такими художниками, как Пикассо и Жорж Брак, его картины находились под сильным влиянием кубизма.

В 1914 году он вернулся в Голландию, чтобы навестить своего отца, и остался там до начала Первой мировой войны. Во время этой поездки он встретил Тео ван Дусбурга и начал свое истинное погружение в абстрактное искусство: в 1917 году они основали журнал. Де Стейл и в то же время движение неопластиков, основателем которого считается Мондриан.

В 1918 году он вернулся в Париж, где прожил следующие двадцать лет и оставался преданным искусству. В 1938 году он уехал из Парижа в Лондон, но его пребывание было недолгим, потому что в 1940 году он определенно поехал в Нью-Йорк, США.

В Нью-Йорке он написал свои последние картины и даже оставил некоторые незаконченными, так как Мондриан умер в этом городе 1 февраля 1944 года.

Тео ван Дусбург

Официально его звали Кристиан Эмиль Мари Кюппер, он родился в Утрехте (Голландия) 30 августа 1883 года и был известным художником, писателем, архитектором и поэтом. Он начал в художественном мире как самоучка и посвятил себя натурализму, хотя позже склонился к течениям абстракции.

Во время своего роста в Голландии, особенно в 1917 году, он начал взаимодействовать с различными художниками, включая Мондриана, Дж. Дж. П. Оуда, Барта ван дер Лека и других, которые сотрудничали с ним при создании журнала. Де Стейл, посвященный неопластицистскому движению. Ван Дусбург был редактором этой публикации.

В дополнение к его огромному вкладу в неопластицизм с созданием и публикацией Де Стейл, участвовал в различных архитектурных проектах, таких как перестройка и косметический ремонт здания Aubette в Страсбурге.

На протяжении всей своей жизни он также участвовал в конференциях, выставках и курсах. Его последним крупным проектом было строительство дома-студии в Медоне, но его не удалось завершить, потому что Ван Дусбург был вынужден поехать в Давос из-за проблем со здоровьем и умер 7 марта 1931 года от сердечного приступа.

Барт ван дер лек

Он родился в Утрехте (Голландия) 26 ноября 1876 года. Он был голландским художником и скульптором, который был связан с течением неопластицизма благодаря стилю своих работ. Он также был одним из художников, сотрудничающих с журналом. Де Стейл.

Он получил раннее обучение в мастерской и получил официальное образование в Школе Kunstnijverheid и Rijksakademie van Beeldende Kunsten в Амстердаме в 1904 году.

Помимо живописи, он также участвовал в архитектурных работах, проектировании мебели и интерьеров. Хотя его стиль был явно абстрактным, ближе к концу своей карьеры он также склонялся к полуабстрактному. Ван дер Лек умер 13 ноября 1958 года в Бларикуме, Нидерланды.

Якобус Йоханнес Питер Уд

Он был голландским архитектором и моделистом, родился 9 февраля 1890 года в Пурмеренде. Он выделялся тем, что был одним из представителей современного искусства в Голландии и сотрудничал с журналом. Де Стейл. Из своей основной области, которой была архитектура, он следовал движению неопластиков.

Он получил образование с 1904 по 1907 год в Амстердамской школе искусств и ремесел. Спустя годы, более осознавая свое призвание к рисованию, он обучался в этой области в Амстердамской государственной школе рисования и, наконец, он учился в Политехническом университете Дельта.

Всего в 22 года он начал работать независимым архитектором и выполнил несколько работ вместе с Тео ван Дусбургом, с которым годы спустя он работал в журнале. Де Стейл.

В 1918 году он был муниципальным архитектором Роттердама и стал важным обществом. Умер 5 апреля 1963 года в Вассенааре.

Представительские работы

Красный Синий стул (1917), работа Геррита Ритвельда, одно из первых представлений неопластицизма в трех измерениях.

Русский танец (1918), картина Тео ван Дусбурга.

Композиция VIII, также известный как Корова (1918), картина Тео ван Дусбурга.

Таблица I (1921), картина Пита Мондриана.

Композиция II в красном, синем и желтом (1930), картина Пита Мондриана.


В архитектуре неопластицизм представлен такими известными голландскими архитекторами начала 20 века, как Тео ван Дусбург и Геррит Томас Ритвельд. Известное здание в стиле неопластицизма – дом Шредер в Утрехте (1924 г.). Его отличительные черты – предельный минимализм, функциональность, использование однотонных плоскостей.

Неопластицизм был возрожден современными дизайнерами в качестве необычного стиля дизайна интерьера. В помещениях, оформленных в этом стиле, большое значение имеют мотивы, созданные Мондрианом. Применяются также темные гладкие поверхности (для оформления стен, дверей и т.д.), модульная мебель, однотонные полы.

Читайте также: