Неофициальное юридическое общение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко . 2006 .

Смотреть что такое "Неофициальное общение" в других словарях:

неофициальное общение — Общение в обиходно бытовой (семейной, дружеской, интимной и т.п.) сфере, допускающее достаточно большую (большую, неограниченную) свободу говорящего или пишущего в выборе языковых средств … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Общение — (Коммуникация) Употребление языка или одной из форм его существования в рамках какого л. языкового коллектива: от семьи до группы государств. В порядке количественного нарастания называют следующие сферы общения: 1) семейное; 2) внутри… … Словарь социолингвистических терминов

общение (коммуникация) в социолингвистике — Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения: 1) семейной; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Общение (коммуникация) в социолингвистике — Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения: 1) семейной; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Сферы неофициального общения — Неофициальное общение происходит в неофициальных ситуациях, отличается отсутствием регулирования. К С.н.о. относятся дружеское, внутрисемейное, бытовое повседневное общение. <=> сферы официального общения ♦ сферы общения См. также:… … Словарь социолингвистических терминов

коммуникативная (речевая) ситуация — Может быть охарактеризована по разным основаниям: 1) по количественному составу и социальному статусу адресата: а) индивидуальное общение; б) массовая коммуникация. 2) По сферам общения: а) устное общение; б) письменное общение 3) По наличию… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Фонетика функциональных стилей — В совр. науч. литературе характеристика произносительной стороны функц. разновидностей языка строится двояким образом: она может рассматриваться как с точки зрения предъявляемых к ней идеальных требований и характеристики того, как правильно ,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Адресат — (нем. Adressat) получатель речи, рецептор, слушающий, аудитория, декодирующий, собеседник, интерпретатор и т. д. Всякий речевой акт рассчитан на определенную модель А. Постулаты X. Грайса сформулированы под углом охраны коммуникативных интересов… … Педагогическое речеведение

Территориальный диалект — Форма существования языка, характеризующаяся территориальной ограниченностью, ограниченностью сфер употребления и противопоставленная другим диалектам и литературному языку. Каждый Т.д. представляет собой системное языковое образование, имеющее … Словарь социолингвистических терминов

Внелитературная лексика — – это слова и словосочетания, а также их отдельные значения, находящиеся за пределами лит. языка. К ним относятся диалектизмы, вульгаризмы, жаргонизмы и арготизмы, просторечия и под. Все эти единицы языка время от времени пополняют его… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Поскольку мы общаемся в разных сферах деятельности, общение разделяется на виды, в каждом из которых действуют свои правила и законы.

1) официальное – неофициальное (частное, приватное);

2) устное – письменное;

3) диалогическое – монологическое;

4) межличностное – публичное;

5) непосредственное – опосредованное;

6) контактное – дистантное.

Общение официальное и неофициальное

Общение делится на два вида: официальное (деловое) и неофициальное (частное).

Деловым является общение во время совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Деловое общение используется для организации социально значимой деятельности: научной, общественной, административной, управленческой, коммерческой, производственной. Оно связано с обсуждением вопросов организации производства, выполнения должностных обязанностей, планирования деятельности, установления внешних связей, принятием решений, заключением договоров, оформлением документов. Поскольку деловое общение обслуживает сферу деловых отношений, к нему предъявляются строгие требования, которые, в первую очередь касаются важных для коммуникации качеств речи (правильность, точность, ясность и др.) и соблюдения этических норм.

Поскольку мы общаемся в разных сферах деятельности, общение разделяется на виды, в каждом из которых действуют свои правила и законы.

1) официальное – неофициальное (частное, приватное);

2) устное – письменное;

3) диалогическое – монологическое;

4) межличностное – публичное;

5) непосредственное – опосредованное;

6) контактное – дистантное.

Общение официальное и неофициальное

Общение делится на два вида: официальное (деловое) и неофициальное (частное).

Деловым является общение во время совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Деловое общение используется для организации социально значимой деятельности: научной, общественной, административной, управленческой, коммерческой, производственной. Оно связано с обсуждением вопросов организации производства, выполнения должностных обязанностей, планирования деятельности, установления внешних связей, принятием решений, заключением договоров, оформлением документов. Поскольку деловое общение обслуживает сферу деловых отношений, к нему предъявляются строгие требования, которые, в первую очередь касаются важных для коммуникации качеств речи (правильность, точность, ясность и др.) и соблюдения этических норм.

Цель:практически рассмотреть основные лексические, грамматические и стилистические особенности разговорного стиля в сфере права; усовершенствовать умение соотносить стиль и соответствующий жанр; отрабатывать навыки, связанные с повышением письменной и устной культуры речи; развивать логическое, аналитическое мышление; прививать стремление обогащать свою речь устойчивыми образными речевыми оборотами.

Вид занятия: практическое

Содержание и ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Дать краткий устный ответ на вопросы, привести убедительные примеры

Экстралингвистические факторы разговорного стиля языка.

Устная и письменная разновидность разговорного стиля языка.

Неофициальное юридическое общение.

Особенности использования языковых единиц в разговорной речи.

Разговорный стиль языка и просторечие.

4. Письменно (устно) выполнить практические задания

4.1. Заполните таблицу жанров (устно).

Стили речи
Научный Деловой Публицистический Разговорный

Материал для справок: устав, монография, реферат, статья, аннотация, справочник, очерк, памфлет, каталог, патент, письмо, диссертация, отчет о проведении научно-исследовательской работы, записка, распоряжение, инструкция, автореферат диссертации, беседа, обвинительная и защитительная речи в суде, спор, лекция, приказ, личный дневник, доверенность, учебник, конспект, тост, агитационная речь, рецензии и отзывы на научные работы, объяснительная записка, завещание, брачный контракт, фельетон, памфлет, деловые письма.

4.2. Прочитайте. Докажите принадлежность данных языковых средств к разговорно-бытовой лексике. Какие из них могут употребляться в сфере права?

Ага, бац, вертушка, вещица, возомнить, восвояси, вот-вот, вояка, всезнайка, всяческий, втихомолку, выкрутиться, гипертоник, глупить, говорун, грязнуля, деликатничать, директриса, досюда, дурнушка, егоза, ерунда, ёлки-палки, ещё бы!

живность, жеманница, загляденье, задира, заждаться, запоем, затеять, заумь, здоровяк, зевака, завтрашний, знаться, зря, зубрить, зубрежка, изворачиваться, кавардак, каверза, кадровик, канителиться, кой-какой, кой-куда, кропать, ладно! лентяй, ленца, мальчуган, многовато, молодчина, оперативник, отксерить, отслеживать, плакса, писанина, прикарманить, работяга, рифмоплет, скажем так, стишки, торгаш, увиливать, уж (част.), халтура, что за. шмонать, шумиха, электричка, этакий.

4.3. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие не соответствуют языковой норме? Как называется данная стилистическая ошибка? (Устно).

4.4. Определите стилистическую окраску приведённых ниже фразеологизмов, дайте им толкование. Для справок используйте лингвистические словари. Запишите данные фразеологизмы, запомните их значение.

Вступить в свои права, власть имущие, волчий закон, сермяжная (1) правда, филькина грамота, на птичьих правах, качать права, (дуракам) закон не писан, замести следы, буква закона, пока суд да дело, совесть нечиста.

Сермяга (1) - русское историческое название грубого толстого сукна из простой шерсти ручного или кустарного изготовления, а также одежды из него

4.5. Прочитайте русские крылатые устойчивые выражения, касающиеся области права. Докажите, что их ценность не только в точности выводов, раскрывающих многие аспекты предмета юридической психологии, но и воспитательной направленности. В чем она заключается? В чем актуальность этих пословиц и поговорок? (Устно).

1. Ах, судья, судья: четыре полы´, восемь карманов! Перед богом ставь свечку, перед судьею мешок! 2. Вора в суд веди — и сам туда иди. 3. Кто за пустяк готов сердиться, тот в судьи не годится. 3. Не бойся суда, бойся судьи. 4. Закон – что дышло: куда повернешь – туда и вышло. 5. Судья – что плотник: что захочет, то и вырубит.
Дышло – оглобля между двумя лошадьми, служащая для поворота повозки
4.6. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности. Отредактируйте предложения. (Устно)

1. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 2. На собрании обсуждался вопрос о повышении дисциплины. 3. На общем собрании накрепко предупредили нарушителей дисциплины. 4. Станционники дали обещание закончить разгрузку состава досрочно на два часа 5. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. 6. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 7. Жанна позаимствовала мне свои последние деньги.8. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 9. Студенты нашей группы добились ухудшения успеваемости в этом полугодии. 10. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

4.7. Опираясь на собственный речевой опыт, анализируя речь окружающих, определите правильное написание данных слов. Правильно запишите слова.

Беспреце(н)дентный, буду(ю)щий, грейпфру(к)т, дерма(н)тин, (дур, дру)шлаг, жажду(ю)щий, компроме(н)тировать, (скур,скру)пулёзный, инци(н)дент, изнемож(д)ение, компос(т)ировать, конкурент(н)оспособный, почтам(п)т, по(д)щечина, преце(н)дент, сги(н,б)аться, следу(ю)щий, уча(в)ствовать, э(к)скорт, юрис(т)консульт, э(к)скалатор, я(в)ства.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Вспомните, что такое жаргонизм. В какой речевой ситуации уместно их употребление? Приведите примеры юридических жаргонизмов и профессионализмов, дайте им толкование. Выразите свое мнение по поводу целесообразности функционирования данных ненормативных единиц в языке (Устно)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Н. Кузнецова. Русский язык и культура речи. Упр. 2 с. 105. Списать, объяснить значение фразеологизмов (письменно)

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. — М.: Форум, 2010. — 368 с.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 275-351.

Практическое занятие 9. Классификация ошибок (2 часа)

Цель: ознакомиться с типологией ошибок в языке; вырабатывать умение замечать ошибку, определять ее вид, редактировать предложение с допущенной ошибкой; развивать внимание, сосредоточенность, логическое и аналитическое мышление; прививать стремление повышать культуру речи

Вид занятия: практическое

Содержание и ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Выполнить практические задания

Практические задания

3.1. Ознакомиться с типологией ошибок. Законспектировать теоретический материал по следующим вопросам:

- группы, на которые можно разделить все ошибки;

- группы, на которые разделяются речевые шибки

Кандидат филологических наук, доцент Л.С.Пастухова разделяет ошибки в письменной речи на три группы:
⎯ фактические,
⎯ логические,
⎯ речевые.

Речевые ошибки в письменной речи студентов дают представление об их уровне владения русским языком. Такие ошибки нарушают правильность речи, ее точность и чистоту, затрудняют восприятие ее содержания.
В классификации Л.С.Пастуховой речевые ошибки подразделяются на следующие основные группы:

орфографические, пунктуационные, орфоэпические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, стилистические

1. Орфографические ошибки – неправильное написание русских слов, несоблюдение правил переноса, сокращения слов и др. нарушения русской орфографии.
2. Пунктуационные ошибки – нарушение правил постановки знаков препинания.
3. Лексические недочеты – употребление слова в несвойственном ему в литературном языке значении вследствие незнания или непонимания его семантики.
4. Фразеологические ошибки – искажение устойчивого сочетания вследствие незнания его значения.

5. Словообразовательные ошибки – нарушение словообразовательных норм русского языка.

3.2. Рассмотрите примеры, где допущены ошибки. Исправьте ошибки (письменно)

Вид ошибки Примеры
Г1 Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; спятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнегопафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; имдвигаетчувство сострадания; ручейки воды, стекаемыевниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.
Г2 Нарушение норм согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Г3 Нарушение норм управления Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.
Г4 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
Г5 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Г6 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.
Г7 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимсяснегом под ногами.
Г8 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
Г9 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Г10 Нарушение границ предложения Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
Г11 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Г12 Пропуск члена предложения (эллипсис) На собрании было принято (?) провести субботник.
Г13 Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Н. Кузнецова. Русский язык и культура речи. Теория: Использование форм глагола в речи с.190-193. Упр.7 с.194 (письменно)

Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Виды речевого общения

Типология видов общения возможна по разным основаниям.

1) По теме общения:

Тематическая классификация видов общения основана на выделении преобладающего в той или иной коммуникативной ситуации предмета общения — политика, наука, воспитание и т. д. Сколько существует в обществе типовых, предметов об­щения, столько и тематических видов общения может быть выделено. Каждый из этих видов общения имеет свои особен­ности, свои правила, стратегии и тактики ведения.

2) По цели общения :

Деловое общение предполагает конкретную предметную цель, развле­кательное (в широком смысле) предполагает проведение вре­мени в общении, оно не связано непосредственно с утилитар­ными, деловыми задачами.

3) По :

Официальное общение ведется в официальных, то есть в формальных коммуникативных ситуациях — начальник и под­чиненный, коллега — коллега, продавец — покупатель, кли­ент — слушатель, учащийся — преподаватель, гражданин — представитель власти, проситель — чиновник и т. д.

В официальном общении роли общающихся достаточно четко определены и необходимо вести общение в рамках этих ролей. Официальное общение предполагает четкое соблюде­ние всеми участниками официального социального статуса друг друга. Неофициальное общение не предполагает соблю­дения статусных норм, в его рамках можно общаться запросто, проявляя инициативу, нарушая (вернее, не соблюдая) многие официальные нормы.

4) По форме общения:

Закрытое общение — это общение, когда содержание раз­говора в значительной степени отходит на второй план, оно как бы оказывается малосущественным. При закрытом обще­нии важно придерживаться темы и соблюдать форму и прави­ла, принятые для данного типа общения в этой социальной среде или группе. Таково, например, так называемое светское общение или разговор на общие темы.

Светское общение представляет собой ритуальную бесе­ду, которую этикет предписывает вести людям, когда они вы­ступают в официальных ролях — попутчиков, официальных гостей, официальных участников какого-либо приема или соб­рания, мероприятия, либо в роли только что представленных друг другу и еще мало знакомых друг для друга людей. Закрытое общение — не только светское. К закрытому общению прибегают также в тех случаях, когда у собеседни­ков очень различается уровень знаний или компетентности: скажем, взрослый с ребенком не будет говорить о серьезных вещах, а только на общие темы, потому что только такие темы понятны ребенку. Закрытое общение используется также то­гда, когда собеседники мало знают друг друга, например, только что познакомились.

При открытом общении предметная ситуация открыта, можно избирать любые темы, можно выражать свою точку зрения, оспаривать точку зрения собеседника. При открытом общении человек может выразить свою индивидуальность, что исключается при общении закрытого типа. При открытом об­щении есть взаимная готовность собеседников выслушать друг друга, готовность учесть точку зрения собеседника.

Смешанное общение содержит элементы открытого и за­крытого общения одновременно. Такое общение обычно асимметрично (его иногда и называют асимметричным) — один из собеседников ведет себя по правилам открытого об­щения, а другой в силу тех или иных причин вынужден при­держиваться правил закрытого общения. Такая ситуация мо­жет быть объяснена асимметричными отношениями собесед­ников: собеседники могут быть неравноправны в выборе тем, высказывании своей точки зрения, выборе форм выражения мысли в силу разного служебного, профессионального, возрас­тного или социального положения, пола или других факторов. (Учитель — ученик, начальник — подчиненный, препо­даватель — студент, врач — пациент, служащий — клиент)

5) По свободе выбора партнера :

Инициативное общение предполагает, что собеседник имеет возможность выбрать в качестве партнера того, кто ему симпатичен, и может не вступать при этом в разговор с теми, с кем ему не хочется. Инициативное общение — это общение с другом, общение в условиях, когда человек идет к кому-либо в гости.

Принудительное общение предполагает, что человек вы­нужден общаться с кем-либо, независимо от интереса к этому человеку, испытываемых к нему чувств, желания общаться и т. д.

6) По соотношению формы и содержания :

Прямое общение — это такое, при котором содержание высказывания непосредственно вытекает из содержания упот­ребленных в нем слов; содержание фразы полностью соответ­ствует ее форме и невозможна другая интерпретация смысла, другое понимание, кроме данного, общепринятого.

При косвенном общении высказывание не понимается бу­квально, оно содержит некоторый второй план, подтекст, на­мек, который и составляет истинную цель высказывания, ее истинное коммуникативное содержание. Смысл косвенного высказывания выводится путем некоторой логической мысли­тельной операции, он всегда базируется на жизненном опыте воспринимающего, на анализе им конкретной коммуникатив­ной ситуации.

Читайте также: