Нейропсихологический подход к обследованию речи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Логопедия – это наука, которая занимается изучением причин, механизмов, симптомов, течением, структурой нарушений речевой деятельности, а также методами их предупреждения и способами коррекционного воздействия.

Количество детей с нарушениями в развитии возрастает, в связи с этим появляются трудности в освоении школьного материала вследствие недоразвития головного мозга и особенностей его развития. Для решения этой проблемы в логопедической работе применяются нейропсихологические методики, направленные на компенсацию поврежденных функций головного мозга.

Нейропсихологический подход дополняет коррекционную программу и вместе с ней реализуется.

Нейропсихология позволяет выстроить грамотную стратегию сопровождения, выявить причину нарушения, и оказать помощь в формировании базовых функций для дальнейшего обучения ребенка.

Нейропсихологическая работа включает этапы:

  • диагностику с обязательным обследованием ребенка и выявлением особенностей его развития;
  • установку для сотрудничества и мотивации;
  • коррекцию с правом изменения сроков, объема и содержания программы;
  • оценку с фиксацией результатов после контрольного нейропсихологического обследования.

Коррекция идет по трем направлениям:

  1. становление базовых высших психических функций;
  2. развитие связей межполушарного взаимодействия и их коррекция;
  3. стимулирование развития познавательных функций.

Основным методом в этой работе является метод замещающего онтогенеза. Благодаря этому методу происходит воздействие на сенсомоторный уровень и как следствие – активизация и развитие высших психических функций.

Метод способствует полноценному развитию ребенка и имеет стабильный результат.

Готовые работы на аналогичную тему

Чтобы развить интеллектуальный уровень вводят кинезиологические упражнения, активизирующие межполушарное взаимодействие и обеспечивающие работу полушарий мозга.

Нейропсихологические методы и приемы дают возможность преодолеть имеющиеся нарушения и способствуют их коррекции. Преодолеваются и корректируются интеллектуальные, речевые, двигательные, поведенческие расстройства, создается база для преодоления психоречевых нарушений и возможность качественной работы логопедов.

Причины недоразвития речи

Недоразвитие речи относится к полиэтиологическому дефекту, который может быть как самостоятельной патологией и как следствие более сложных дефектов, среди которых алалия, дизартрия, ринолалия и др.

Рисунок 1. Структура речевого дефекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К чистому дефекту речи относится несформированное звукопроизношение и фонематическое восприятие, ограниченный словарный запас и несовершенный грамматический строй языка.

Причинами общего недоразвития речи могут быть:

  • отсутствие правильных условий формирования речи ребенка в семье – дефицит общения, глухие родители, няня-иностранка, плохо владеющая русским языком;
  • речевое недоразвитие детей, воспитывающихся в детских домах;
  • использование разных языков в семье и в детском дошкольном учреждении;
  • неблагоприятные социальные условия.

Причины общего недоразвития речи носят биологический и социальный характер.

Среди биологических факторов может быть интоксикация матери во время беременности, групповая несовместимость крови матери и плода, патология натального периода, травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др. Стойким вариантом общего недоразвития речи является недоразвитие по причине раннего органического поражениеямозга, к тому же это наиболее сложное поражение.

Таким образом, причины, вызывающие речевые нарушения достаточно сложны и многообразны. Типичные проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии и дизартрии. При ринолалии и заикании проявления недоразвития речи встречаются реже.

Рисунок 2. Уровни недоразвития речи детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Уровни речевого развития

Специалисты выделяют несколько уровней речевого развития.

Первый уровень речевого развития ограничен речевыми средствами общения. В активном словаре ребенка отмечается небольшое количество слов, причем нечетко произносимых. Есть звукоподражания и звуковые комплексы.

Для обозначения предметов ребенок использует один и тот же комплекс, а разницу между ними обозначает интонацией и жестом.

Отсутствует дифференцированное обозначение действий и предметов.

По сравнению с активным словарем, пассивный несколько шире. Для звуковой стороны речи характерной будет фонетическая неопределенность и нестойкое фонетическое оформление, много дефектных звуков в произношении. Фонематическое развитие имеет зачаточное состояние.

Дети с первым уровнем имеют отличительную черту речевого развития – это ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слов.

Второй уровень речевого развития ребенка характеризуется большей речевой активностью. Запас общеупотребительных слов пока всё ещё ограничен и искажен.

На этом уровне ребенок может использовать местоимения, союзы, простые предлоги. Поскольку во всех компонентах появляется речевая недостаточность, дети используют простые предложения из 2-3 и очень редко 4-х слов.

Словарный запас низкий и отстает от возрастной нормы, многие слова ребенок этого уровня не знает – названия одежды, мебели, профессий и др. Не знает названия цвета, форму, размеры предмета и заменяет слова, близкими по смыслу.

Довольно большие трудности испытываются при пользовании предложными конструкциями – предлоги могут вообще не употребляться, возможна замена предлога, а союзы и частицы употребляются довольно редко.

На втором уровне существует различение некоторых грамматических форм, за счет которых развивается понимание обращенной речи. Ребенок ориентируется на морфологические элементы, приобретающие смыслоразличительное значение.

Ребенок с третьим уровнем речевого развития имеет развернутую фразовую речь, есть элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Для этого уровня характерно недифференцированное произнесение звуков – один звук может одновременно заменять два звука или больше.

Преобладающими в активном словаре ребенка этого уровня существительные и глаголы. Ребенок не умеет пользоваться способами словообразования и это создает трудности в использовании вариантов слов.

Не всегда ребенок может подобрать однокоренные слова, с помощью суффиксов и приставок образовывать новые слова. Часто название части предмета заменяется названием всего предмета.

В свободной речи ребенок использует простые распространенные предложения, без употребления сложных конструкций. На этом уровне у ребенка в значительной степени развивается и приближается к норме понимание обращенной речи.

Всё это говорит о том, что специальная логопедическая работа при использовании приемов нейропсихологии по устранению недостатков звуковой и слоговой структуры слова с разной речевой патологией является актуальной и необходимой.

Нейропсихология с позиций мозговой организации функциональных систем открывает перспективы изучения речевых нарушений. Мозг ребенка имеет те же блоки и зоны, что и взрослый человек, только включаются они постепенно.

Активация этих зон мозга произойдет быстрее, если стимулов из внешней среды ребенок будет получать больше.

Многие участки головного мозга включаются в функционирование только в детском возрасте. Поскольку мозг ребенка пластичен, поэтому при нарушениях коррекция компенсирует дефекты психического развития, включая речь ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Нейропсихологический подход, как средство диагностики и коррекции речевых нарушений

Климова Е.В.

студент 1 года обучения

магистратуры АПП ЮФУ

очная форма обучения

Современная образовательная среда предполагает не только равные возможности и перспективы для всех обучающихся, но и новые, эффективные средства диагностической и коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Дети с тяжелыми нарушениями речи страдают от многих особенностей развития и функционирования центров головного мозга. И, в следствии, чего очень нуждаются в помощи со стороны специалистов: логопедов, дефектологов, психологов и врачей.

Одним из таких методов помощи детям с тяжелыми нарушениями речи может являться современный подход, применяющий нейропсихологические методики. Данные методики можно использовать как в качестве диагностического инструментария, весьма точного по полученным данным. Так и в качестве коррекционно-развивающего метода. Следует подчеркнуть красной линией, что применение нейропсихологического подхода для коррекции актуальна для детей в любом возрасте, а также его применение дает положительную динамику при различного вида нарушениях: ЗПР, УО, ТНР, СДВГ, ДЦП, РДА и др..

Нейропсихологический подход в своей основе содержит различные нейропсихологические методики, которые в свою очередь, представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга.

В основе нейропсихологических методик лежат данные из различных областей знаний, качественно и очень аккуратно подобранных для каждого вида нарушения.

Так как, проводя диагностическое обследование, а тем более коррекционно-развивающую работу с детей со сложным дефектом, какими являются тяжелые нарушения речи, необходимо опираться на методики и технологии из различных областей научного теоретического и практического знания. Другими словами, помощь оказывается при использовании обобщенного опыта различных специалистов

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

Выделяют основные направления работы с применением нейропсихологчисекого подхода, это:

формирование основ для становления базовых ВПФ

развитие и коррекция связей межполушарного взаимодействия.

стимулирование развития познавательных функций

При этом, как отмечает Цветкова Л.С., ведущий метод коррекционно-развивающей работы при нейропсихологическом подходе – это метод замещающего онтогенеза. Основа этого метода базируется на воздействии на сенсомоторный уровень, что вызывает активизацию и развитие ВПФ [2].

Это воздействие ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат.

В процессе применения нейропсихологического подхода в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи выделяют четыре основных этапа:

Первым этапом, естественно является – диагностическое обследование, диагностика. Обследование ребенка, направленное на выявление особенностей его развития. Также, на основе данных, полученных в ходе диагностики в последующем разрабатываются и проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие программы. Вторым этапом является – установка, или создание активного сотрудничества и взаимодействия с ребенком, имеющим нарушения, создание и подкреплении ситуации мотивации для плодотворной работы.

Третьим этапом, является – сама коррекционно-развивающая работа. Другими словами, на данном этапе происходит уже непосредственная реализация разработанной ранее коррекционно-развивающие программы. Здесь следует подчеркнуть нюанс, так при необходимости на данном этапе могут вноситься коррективы в саму программу, так могут быть изменены сроки реализации, дополнены необходимые и обусловленные, имеющимися у ребенка нарушениями, консультации и/или лечебные процедуры, изменены объем и содержание программы (в связи с контролем зоны ближайшего развития).

Как видим, из описанного выше нейропсихологический подход имеет в своей основе и предполагает работу многих специалистов на благо развития одного ребенка. Такое комплексное коррекционно-развивающее воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить слаженную работу полушарий мозга.

Таким образом, подводя итог можно сказать, что применение нейропсихологического похода, методик и приемов будет способствовать преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам, дефектологам и психологам более качественно вести свою работу.

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001. – 272с.

2. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с.

Давайте поговорим о целях, принципах и методах такого важного направления в психологии, как нейропсихологическая диагностика. Такие знания будут полезны для студентов, начинающих специалистов и всех интересующихся нейроподходом, ведь многие методики успешно применяются в процессе патопсихологических и психосоматических исследований. Надеемся, что наша информация расширит знания о влиянии особенностей головного мозга на психику и представления о коррекции психологических нарушений.

Понятие нейропсихологической диагностики и ее цели

Нейропсихологическая диагностика – это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности для выявления нарушений и их коррекции. Диагност дает комплекс заданий и наблюдает за пациентом. В процессе также используются аппаратные методы.

В ходе такого обследования можно выявить: особенности функционирования участков мозга и очаги патологий, которые могут быть напрямую связаны с трудностями в поведении, в характере, в обучении, в общении.

Ученые при помощи нейропсихологии пытаются решить многие проблемы:

  • восстановление мозговых функций и памяти у возрастных пациентов и пациентов, перенесших инсульт или травму;
  • коррекция проявлений патологий мозговой деятельности у детей;
  • наладить мозговую деятельность и поведение людей с расстройством аутистического спектра.

Что диагностирует нейроспециалист у взрослых и детей?

В зависимости от возраста пациента, методы диагностики будут носить разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформирован, а у детей – только проходит период развития.

При обследовании взрослого человека, нейропсихолог будет констатировать в своем заключении дефицит или поломку определенных отделов мозга или коры больших полушарий. В работе с ребенком исследуется степень сформированности мозговых зон, хотя иногда и в юном возрасте обнаруживается отклонение от нормы стволовых мозговых образований.

Методы нейродиагностики

Основные диагностические тесты для взрослых были разработаны еще в период Второй мировой войны в процессе исследований, которые проводились в госпиталях. При классическом подходе нейропсихолог дает пациенту задания, которые помогают дать оценку функциям восприятия, памяти, речи, слуха, зрения, навыкам чтения, счета и другим.

Однако, если трудности нейропсихологического характера имеет трехлетний неговорящий малыш, такой метод не даст результатов. Поэтому психологи используют индивидуальные техники диагностики для каждого конкретного случая, в зависимости от возраста пациента, психических дисфункций и конечных задач.

Обычно применяются две группы методов диагностики.

1. В первую группу входят исследования для получения знаний:

2. Вторая группа методов – это использование научных подходов и возможностей аппаратной диагностики для коррекции нарушений (поведения, утраченных функций, медленного развития):

  • электроэнцефалография;
  • МРТ;
  • исследования при помощи химических индикаторов;
  • ПЭТ;
  • КТ.

Этапы нейропсихологического обследования и его продолжительность

Нейропсихологи выстраивают свою работу поэтапно:

  • выдвигают гипотезу, с учетом истории болезни и беседы с пациентом;
  • назначают методы обследования;
  • проверяют первоначальную гипотезу в ходе выполнения пациентом заданий;
  • выделяют синдром;
  • составляют нейропсихологическое заключение и план дальнейшей коррекции.

Профессионал в этой области должен уметь оперативно и грамотно принять все необходимые решения, поэтому обследование проходит в емком формате и не занимает более 90 минут для взрослых и 40 минут для детей. Продолжительность диагностики зависит от возраста пациента и его состояния здоровья. Если пациент устал, нейропсихолог должен прервать обследование, потому как утомление плохо влияет на мозговую деятельность и может ощутимо исказить точность результатов.

Кому нужно пройти нейропсихологическую диагностику?

Главная цель обследования – определить пострадавшее мозговое звено у взрослого человека или выявить причину нарушений, задержки или асинхронии развития у ребенка. Поэтому проконсультироваться у нейропсихолога настоятельно рекомендуется при следующих диагнозах (или подозрениях на них):

  • взрослым людям при нарушениях после перенесенного инсульта, травмы, опухоли или ее продолжительного лечения;
  • детям с задержкой психического развития, речевых, слуховых и моторных функций, при расстройстве аутистического спектра, при нарушениях чтения, письма, счета, при синдроме гиперактивности и дефиците внимания, при последствиях, вызванных травмой, опухолью или инсультом.

Низкая успеваемость, необщительность, невнимательность, невозможность сконцентрировать внимание или усидеть на одном месте в возрасте 4-11 лет также должны насторожить родителей. Возможно, ребенок просто не может вести себя иначе из-за особенностей мозговых отделов и нуждается в коррекционной помощи специалиста.

Виды нейропсихологической коррекции

По результатам нейродиагностики специалист составляет план лечения.

Основными видами нейропсихологической коррекции будут:

Двигательная коррекция, состоящая из комплекса полезных физических задач (массаж, упражнения для растяжки, нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального фона; дыхательные тренировки, призванные активизировать навыки концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля; задания для развития моторики, занятия с сенсорными материалами).

Когнитивная коррекция проводится при помощи задач, тестов, настольных игр, которые развивают память, внимание, воображение и мелкую моторику.

Подвижные игры, игры с конкретными правилами также используются нейропсихологами для достижения положительной динамики у детей с нарушенным здоровьем и низким уровнем коммуникации.

Зачастую нейропсихолог не ограничивается каким-то одним коррекционным методом, а применяет их в комплексе, пытаясь разнообразить задания для достижения более устойчивого результата лечения. Разумеется, в выборе методики специалист учитывает возраст, диагноз, рекомендации лечащего врача и личные особенности пациента.

Не только изучить теоретическую часть нейропсихологии, но и научиться применять на практике методы диагностики и коррекции патологий мозговой деятельности у детей поможет наш курс профессиональной переподготовки.

Выделяют восемь категорий детей с нарушениями в развитии:

- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);

- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

- дети с нарушением речи (логопаты);

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич);

- дети с задержкой психического развития (замедленности мыслительных процессов, нарушение внимания);

- дети с нарушением поведения и общения (расстройство аутистического спектра);

- дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость);

- дети со сложными дефектами в развитии (глухие или слепые дети с нарушениями интеллекта, слепоглухонемые).

У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но они вторичны.

Логопед сталкивается с различными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в своей коррекционной работе.

Речь – это высшая психическая функции, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Коснемся именно центрального отдела, который состоит из головного мозга.

Необходимо обратиться к нейропсихологии для понимания функционирования головного мозга.

Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она изучает, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Эта наука была создана в середине 20 века в нашей стране Александром Романовичем Лурия.

А. Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3-и функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.

Согласно данной модели, каждая высшая психическая функция, интерпретируемая как сложная сознательная форма психической деятельности, реализуется при участии 3-х блоков мозга. Каждый из них вносит специфический вклад в ее осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью, которую он играет в реализации психической функции.

Три основных функциональных блока мозга:

I блок – энергетический;

II блок – приём, переработка и хранение внешней информации;

III блок – программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности.

Первый блок мозга – Энергетический блок (Рис. №1).

1-й блок - обеспечение условий для психической деятельности. Он обеспечивает условия, в которых будет проистекать психическая деятельность. Два самых главных условия – бодрствование и должный тонус (возбуждение) коры. За эту работу отвечает не кора, а подкорковые отделы и части мозга, расположенные вблизи ствола, включая лимбическую систему и ряд других структур. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т. д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.

Если недостаточно развит первый блок, ребенок быстро утомляется. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок, и они становятся более грубыми. На уроках такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши, ручки, мешать другим.

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:

- истощаемость, утомляемость, вялость;

- аллергии у ребенка;

- часто болеющие дети;

- дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;

- движение языком во время письма (другие синкинезии);

- сужение полей зрения и др.

Комплекс нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга включает в себя:

- тренировка мышц речевого аппарата;

- упражнения для шеи, плеч, рук и ног.

Таким образом, комплекс этих технологий, ориентированных на коррекцию 1 -го функционального блока мозга формирует сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительные взаимодействия.

Второй блок мозга – Приём, переработка и хранение внешней информации (Рис. №2).

2-й блок – получение и анализ «входящей информации (в значительной степени от органов чувств). Включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов. Данный блок формируется от 3-х до 7-и лет.

На особенности письма у школьников с левополушарной дисфункцией указывают: смещение букв по акустико-артикуляторному принципу, ошибки обозначения границ слов, бедность словарного запаса.

Правополушарные гностические трудности обусловливают ошибки, связанные с особенностями переработки зрительно-пространственной информации: оптические замены букв, несоблюдение строки, наклона и размера букв, трудности их запоминания.

Признаки несформированности 2-го блока:

- несформированность пространственных представлений (у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т. п.);

- несформированность сенсомоторных координаций (согласованные глаз и действия рук и т. п.);

- неловкость, однотипность движений.

Методы коррекции 2-го блока мозга: направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.

С помощью коррекции мы можем начинать внедрение специальных когнитивных процедур более высокого порядка. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный, слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.

Третий блок мозга – Программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности (Рис. №3).

Если первичный блок принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичный блок обрабатывает ее, а третий блок соединяет информацию, полученную из разных органов чувств и соответствующих областей мозга.

3-й блок – собственно психическая деятельность. Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое. Функции этого блока: планирование высшей психической деятельности, самоорганизация и регуляция (то есть ее фактическое исполнение, контроль. Собственно, поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля. Для данной работы задействуют передние отделы больших полушарий (преимущественно лобные доли). Данный блок формируется от 7-и до 15-и лет. Полное созревание лобных долей происходит к 20-и годам.

К нарушениям письма при дисфункции этого блока относят персеверации, упрощения, пропуски букв, слогов, слов. При письме под диктовку и при списывании учащиеся допускают большое количество ошибок обозначения границ предложения, границ слова. Ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет. В работах этих учеников большое количество орфографических ошибок. Дети не в состоянии контролировать осуществление такой сложной и многоступенчатой программы как орфографическое правило.

Признаки недостаточной сформированности у детей 3-го блока мозга:

- отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;

- упрощение любой программы;

- пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;

- не могут решить смысловую задачу.

Методы коррекции 3-го функционального блока мозга: направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.

Упражнения, направленные на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирование, целеполагание, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.

Большое количество упражнений, представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой, можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р. Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельности осуществляется с обязательным участием всех трех блоков мозга.

Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.

Детская нейрокоррекция – это работа со всеми ТРЕМЯ блоками мозга. На занятиях идет поэтапное проживание каждой фазы развития, стимулирование всех зон мозга.

Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольников

Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольников Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультемидийные презентации в математическом развитии младших дошкольников. У меня большой.

Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет.

Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет. В нашем детском саду проходила неделя логопедии, так, как, в настоящее время наблюдается задержка речевого развития у детей дошкольного.

Читайте также: