Нефть на сахалине кратко

Обновлено: 19.04.2024

В 1970-х геологоразведка установила, что Северный Сахалин - это лишь периферия нефтегазоносной провинции, а крупнейшие запасы углеводородов скрываются под дном Охотского моря за десятки километров от берега. В теории, СССР был родиной шельфовой добычи - первой в мире нефтяной платформой стали Нефтяные Камни близ Баку. На практике же это направление у нас не развивалось, и к концу ХХ века нефтяные платформы стали приметой сугубо буржуазных акваторий вроде Северного моря или Мексиканского залива. Сложно сказать, сколько десятилетий бы потребовалось Советскому Союзу, чтобы освоить шельфовую добычу самим, но Советского Союза не стало, а капиталистическая прозападная Россия 1990-х решила пойти другим путём.

Так на Сахалин пришли Проекты - здесь это слово говорят с совершенно особой интонацией, содержащей восхищение, удивление и озлобление, что слишком мало со всего этого великолепия говорящему упало в карман. Курировал их губернатор Игорь Фархутдинов. Проекты стали крупнейшим вложением прямых иностранных инвестиций в постсоветскую Россию, даже несмотря на то, что воплотилось из них лишь два, оба в 1996 году. В "Сахалине-1" по 30% принадлежит американской "ЭксонМобил" и японской "Содеко", по 20% - индийской ONGC и нашей "Роснефти". У "Сахалина-2" оператор - компания "Сахалин Энерджи", акционерами которой были англо-голландская "Шелл" (55%) и японские "Мицубилиси" (20%) и "Мицуи" (25%, эти инвестировали ещё в Карафуто!). В 2007 их доли уменьшились ровно вдвое - контрольный пакет акций выкупил "Газпром".

Иностранцы на Сахалине создали своеобразную колониальную инфраструктуру, позволявшую им работать здесь годами, минимально контактируя с невесёлой (а в те времена так втройне) российской реальностью. В Южно-Сахалинске есть Американский городок, в Ногликах - большой аэропорт, но как я понимаю, заморскими гостями остров полнился лишь на этапе строительства. Зато везли в чуждый край они буквально всё, вплоть до почтовых ящиков, предупреждающих табличек или мусорных баков. Доходы всё это стало приносить также далеко не сразу: инвесторы освобождались от налогов до тех пор, пока прибыль не окупит затраты, то есть до начала 2010-х годах. В целом, постепенно Проекты становятся всё более российскими, а американский след Сахалина уходит в прошлое. но пока заметен.
"Сахалин-1" работает на трёх месторождениях - Аркутун-Даги, Одопту-море и Ч а йво. У КПП последнего мы и попрощались с водителем.

Итак, перед нами - забор, будка, шлагбаум. Кругом оголившийся песок - как часто бывает на Севере, под лесами и болотами тут скрыта целая Сахара. За песками гудят заводы и пылают их факелы, а моря отсюда не видать и по дороге до него 9 километров. Я зашёл к охранникам, не надеясь на какой-то успех, но охранники встретили меня внезапно дружелюбно - зарплаты здесь огромные, и даже сторожить шлагбаум набирают людей качественных и приличных. Охранники сообщили, что проезд через промзону не запрещён, и хотя сами они машины предоставить не могут, периодически тут ездят рыбаки.

Нам даже налили чаю, и мы отошли в курилку, решив хоть пару часов подождать кого-нибудь, например тех же рыбаков, договорившись, чтоб за денежку нас привезли обратно. И машина вдруг нашлась: с соседнего месторождения приехал паренёк на джипе, то ли забрать, то ли передать что-то через пост охраны. Он никуда не спешил, настроен был благожелательно, даже бензин у него был заправлен казённый, и за умеренную денежку он согласился свозить нас на море. Дорога пролегает через Береговой комплекс "Чайво" (2004-08), и на этих заводах добытую в море нефть очищают от газа, воды и примесей.

Он перекинут не через реку, а через залив. Но при этом - перпендикулярно морскому берегу: Чайво - образец заливов лагунного типа, вытянутый вдоль побережья на 40 с лишним километров.

Вид на юг. Вдали синеют Восточно-Сахалинские горы. Существенно ближе в залив впадает Вал-река, напротив устья которой пролив Клейе образует единственный выход из лагуны в море:

Первый центр металлургов

Встречи в Сколково

ТМК: итоги 2018 года

Cертификат стандарта IATF

Cтанок для нарезки муфт

Назначение: Денис Нестеров

Для ключевых клиентов

Упор на наплавку

Стимулы для инвестиций

Председатель Советов директоров ТМК и Группы Синара Дмитрий Пумпянский принял участие в панельной дискуссии в рамках Российского инвестиционного форума, который прошел в Сочи 13–15 февраля при участии Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.

География партнерства
I квартал 2019

KUWAIT OIL COMPANY

Прорыв на Сахалин

В конце прошлого года ТМК отгрузила продукцию сразу для нескольких проектов на Сахалине, укрепив свой статус единственного отечественного поставщика премиальных труб для добычи на шельфе острова.

Нефть и газ Сахалина

Богатый уникальной флорой и фауной остров Сахалин еще и один из ключевых нефтегазоносных регионов России. Интенсивная добыча сахалинского черного золота в прошлом столетии пока не исчерпала все его запасы на суше. Вместе с тем, огромным нефтегазовым потенциалом обладает континентальный шельф.

Поставки продукции ТМК

Трубы из уникального сплава ТМК-С

Трубы из хромоникелевого сплава ТМК-С для обустройства скважин – уникальная для отечественного рынка продукция. В России ее производит только ТМК.

В переводе с китайского

В Китае важно быть готовым к приключениям: самые привычные действия могут обернуться настоящим квестом. Екатерина Штейнберг, главный специалист службы ТМК по конкурентной политике и взаимодействию с регулирующими органами, делится впечатлениями о поездке.

О профессии в рисунках

Главные события в II квартале 2019

ТМК в объективе

Нефть и газ
Сахалина

Богатый уникальной флорой и фауной остров Сахалин еще и один из ключевых нефтегазоносных регионов России. Интенсивная добыча сахалинского черного золота в прошлом столетии пока не исчерпала все его запасы на суше. Вместе с тем огромным нефтегазовым потенциалом обладает континентальный шельф.

В рамках проекта ведется разработка месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на северо-восточном шельфе Сахалина в акватории Охотского моря.

В Одопту была добыта первая нефть с сахалинского шельфа. Месторождение открыли еще в 1977 году, но его разработка началась спустя 20 лет. Ввод на Одопту-море в 1998 году первой скважины №202 считается началом освоения российского шельфа на Дальнем Востоке.

Первая скважина

Первое из месторождений Киринского блока – Киринское – было открыто в 1992 году и введено в эксплуатацию в октябре 2013 года. В ходе проведения геологоразведочных работ на Киринском участке с 2010 по 2016 год были открыты еще три газоконденсатных месторождения: Южно-Киринское, Мынгинское и Южно-Лунское.

Киринское месторождение является единственным месторождением на российском шельфе, где применены технологии подводной добычи. Добыча ведется с помощью подводного добычного комплекса, без использования платформ и иных надводных конструкций. Такой комплекс позволяет добывать углеводороды в сложнейших климатических условиях, даже подо льдом.

Освоение шельфа

Первые попытки освоения шельфа Охотского моря были предприняты в конце 1960-х годов. В течение 1970–1980 годов на северо-восточном шельфе Сахалина были открыты крупные месторождения нефти и газа: Одопту, Чайво, Лунское, Пильтун-Астохское, Аркутун-Дагинское.




Нефтегазовая отрасль играет ведущую роль в экономике Сахалинской области, а ее развитие является одним из основных факторов, определяющих экономический рост на территории области.

На Сахалине и прилегающем шельфе выявлено 82 месторождения углеводородов, в том числе 64 на суше и 18 на шельфе, из них в разработке находятся 28 месторождений на суше и 7 на шельфе.

К объектам промышленной инфраструктуры проекта также относятся: береговой комплекс подготовки (БКП) Чайво, магистральный нефтепровод, нефтеотгрузочный терминал в Де-Кастри.

Часть добываемого газа по трубопроводной системе Сахалин-Хабаровск-Владивосток отгружается потребителям Хабаровского края.

На большей части этих участков в настоящее время проводятся геолого-геофизические исследования с целью подготовки перспективных нефтегазоносных структур для разведочного и эксплуатационного бурения.

Наиболее динамично развивающимся проектом Роснефти на шельфе Сахалина является Северная оконечность месторождения Чайво, где осуществляется добыча с 2014 года.

Такой вариант сотрудничества двух компаний способствует наиболее эффективной и оптимальной разработке месторождения Чайво в целом, обеспечивая максимальное извлечение запасов нефти и значимый экономический и социальный результат в виде создания дополнительных рабочих мест и развития мультипликативного эффекта.

В 2017 году введено в промышленную эксплуатацию Лебединское месторождение, а в ближайшей перспективе Компания планирует начать освоение Северо-Венинского месторождения.

В 2019 году, по результатам бурения первой поисково-оценочной скважины на Восточно-Прибрежном лицензионном участке Сахалинского шельфа, открыто новое нефтяное месторождение.

В 2017 году, по результатам строительства скважины №1 Южно-Лунской на Киринском лицензионном участке было открыто крупное Южно-Лунское газоконденсатное месторождение.

Данная программа включает в себя бурение новых скважин, реконструкцию существующего скважинного фонда, а также проведение сейсморазведочных работ 3Д с целью наращивания ресурсной базы.

Итоги деятельности предприятий нефтегазового комплекса Сахалинской области в 2019 г.:

- Добыча нефти и газового конденсата – 19,8 млн. тонн, газа – 31,6 млрд. м³;

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах

Судьба дальневосточной нефти в первой половине XX века

Первую часть истории сахалинской нефтедобычи вы можете прочитать тут

Купцы и японцы


Транспортировка нефти с русских скважин, начало XX века

К 1917 году северная половина Сахалина оставалась малолюдной и неосвоенной, здесь проживало лишь 9 тысяч человек. Любые работы на пустынном острове требовали слишком больших вложений и множества рабочих рук, которых здесь просто не было. Поэтому богатые нефтью недра оставались почти нетронутыми.


Японская экспедиция на Сахалине, 1919 год

Огонь и лёд Сахалина


Японские скважины на Сахалине

Однако, войска Японии уходили с северной половины острова под условием, что у Токио останется право добывать здесь природные богатства — лес, уголь и, прежде всего, незаменимую сахалинскую нефть. Поэтому 14 декабря 1925 года был заключён договор о нефтяной концессии японцев на Северном Сахалине. Со стороны СССР его подписал один из основателей советского государства, Феликс Дзержинский, со стороны Японии — адмирал Шигецуру Накасато, представитель японского военного флота, главного потребителя сахалинской нефти.

Чтобы СССР смог наладить свою добычу сахалинской нефти, требовалось провести самостоятельное геологическое исследование возвращённой части острова. В начале 1926 года на Сахалин из Москвы отправилась большая научная экспедиция, которую возглавил Николай Акимович Худяков, бывший офицер царской армии и командующий одной из красных армий в годы гражданской войны.

Экспедиции предстояло провести на дальней окраине несколько лет, и для Худякова освоение богатств Сахалина началось с личной трагедии — его жена наотрез отказалась покидать столицу ради далёкого и дикого острова. К сахалинскому берегу экспедиция Худякова добиралась по льду Татарского пролива на собачьих упряжках. До нефтяных луж на реке Оха геологи добрались лишь в середине июня 1926 года. Сначала им пришлось идти на катере, вдоль северных берегов Сахалина, всё ещё окруженных ледяными полями, а затем пробираться через тайгу с оленьим караваном.


Зима на месторождении Оха. Люди к скважинам добирались на санных повозках. 1932 год

От полной катастрофы нефтеносный район Охи спас начавшийся 23 июня сильный дождь. К 30 июня летнее тепло окончательно разбило и ледяной панцирь, блокировавший северо-восточный берег Сахалина. Геологи смогли продолжить работу в тайге.

90 лет назад, в 1926 году северную половину Сахалина, протянувшуюся почти на 500 километров, населяло всего 10 128 человек, проживавших в 144 деревнях и 12 полукочевых стойбищах. Японцам приходилось завозить на свои нефтяные промыслы сезонных рабочих из Японии, Кореи и Китая. Нашей стране тогда потребовалось почти три года, чтобы собрать на острове достаточное количество специалистов и рабочих рук, чтобы начать собственную добычу нефти. В тайгу на остров с материка приходилось везти кораблями всё — от людей и сложного оборудования до простых гвоздей и кирпичей.


Палатки сахалинских нефтяников, 1928 год

Первую скважину начали бурить 10 октября 1928 года. Работами руководил буровой мастер Никифоров, приехавший из Баку. Под его началом работали опытные техники из Грозного и Майкопа.


Большинство работников нефтяного прииска были заняты самым примитивным ручным трудом — в три смены непрерывно валили лес и пилили дрова для паровой машины, или на санях возили для неё воду с окрестных ручьёв. Работы на первой скважине не остановили даже рано начавшиеся морозы.

На тридцать первые сутки непрерывной работы, 5 ноября 1928 года, когда скважина достигла глубины 192 метра, из недр ударил нефтяной фонтан. Напор был столь силён, что не хватило заготовленных ёмкостей для хранения нефти. Вместо них пришлось использовать даже деревянные чаны, в которых солили рыбу…

К концу 1928 года, когда Советский Союз пробурил свою первую скважину на Сахалине, население северной части острова увеличилось более чем в два раза. За три минувших года с материка переселилось почти 15 тысяч человек. В следующие пять лет рост будет ещё более впечатляющим — в пять раз. К 1933 году население Северного Сахалина достигнет 74 тысяч человек.

Для поощрения переселенцев на далёкий остров им предоставляли различные льготы, например, освобождали от налогов и призыва в армию. Зарплаты специалистов-нефтяников на Сахалине были в два раза выше, чем у их коллег в других регионах страны. Однако жить и работать новым сахалинцам приходилось по сути в глухой тайге, вдали от всех благ цивилизации.


Разрушенная вышка в результате открытого фонтана на 22 участке Охинского месторождения, 1934 год

Конец японских концессий


Внедрение роторно-вращательного бурения на месторождении Оха. 1935 год

К концу 30-х годов прошлого века отношения Японии и СССР резко обострились, после вооруженных столкновений у Хасана и реки Халхин-Гол ситуация балансировала на грани открытой войны. Но пока в Приморье и Монголии русские и японцы стреляли друг в друга, на Сахалине стороны пытались соблюдать прежние договорённости. Пограничная война на материке для острова обернулась лишь несколькими массовыми драками советских и японских нефтяников.

Сахалинская нефть для победы

К лету 1941 года на северном Сахалине работало 470 скважин, обеспечивавших нефтью наш Дальний Восток. О начавшейся войне сахалинцы узнали поздним вечером 22 июня, а в отдалённые сёла и промыслы страшная весть пришла лишь сутки спустя.

Но даже вдалеке от боёв пришлось работать по-военному. Уже в 1941 году треть сахалинских нефтяников ушла на фронт, их заменили женщины и подростки — вскоре они составили почти половину работников, обслуживавших скважины и нефтепроводы на острове.


Вид на месторождение Оха с самолета, конец 1930-х годов

Рабочий день подсобных рабочих был увеличен до 11 часов, а специалисты-нефтяники все годы войны трудились по графику в три смены — по 12 рабочих часов после суток отдыха. Напряжённый труд дал результат: к концу войны добыча нефти на Сахалине увеличилась в полтора раза, по сравнению с довоенным 1940 годом.

Но мало было добыть будущее топливо для самолётов и танков, его надо было доставить с острова на материк. До войны сахалинскую нефть отправляли танкерами в порты Приморья и далее везли железнодорожными цистернами на перерабатывающий завод в Хабаровск. География и природные условия резко ограничивали морские перевозки с Сахалина, когда штормы и льды напрочь отрезали остров. Поэтому ещё в 1940 году запланировали строительство нефтепровода от промыслов в районе Охи на материк.

Начало работ по прокладке трубопровода подстегнула война, требовавшая бесперебойных поставок нефти. Необходимо было проложить 196 километров труб по Сахалину и ещё 175 километров по материку до Комсомольска-на-Амуре. Трубы в тайге укладывали как вольные рабочие, так и несколько тысяч заключённых. Но самым сложным стал подводный участок, где трубопровод должен был протий свыше 8 километров по дну Татарского пролива.

Японская разведка внимательно наблюдала за ходом работ на стратегическом нефтепроводе. Полученные данные японцы передавали своим германским союзникам, и, показательно, что немецкие эксперты сочли невозможным перебросить в короткие сроки подводный трубопровод с Сахалина на материк.


Прокладка трубопровода на Северном Сахалине

Действительно, опыта строительства таких сооружений почти не было. Решение небывалой задачи в сентябре 1941 года поручили особой бригаде под руководством инженера Николая Максимовича Белова. До февраля следующего года шли подготовительные работы, а со 2 марта, когда Татарский пролив наконец покрылся коркой льда, начался самый сложный, решающий этап.

Строительство на таёжных участках по обе стороны Татарского пролива продолжалось ещё 15 месяцев. К июлю 1943 года 400-киломтеровый трубопровод заработал в полную мощность, обеспечив бесперебойные поставки нефти с Сахалина.

Открыли нефтедобычу на шельфе

Вся нефть, добываемая РН-СМНГ, транспортируется по трубопроводу до Комсомольского НПЗ, расположенного на реке Амур. Газ поставляется внутренним потребителям по трубопроводу Дальтрансгаза.

Ежегодно на месторождениях суши и шельфа Сахалина предприятие добывает около полутора миллионов тонн нефти и до 500 миллионов кубометров газа.

Богатая история, уникальный опыт

Впервые в нашей стране в 1967 году на Сахалине в промышленных масштабах были начаты работы по закачке пара в пласты Охинского месторождения. За внедрение нового способа разработки месторождений сахалинские нефтяники получили медаль ВДНХ СССР.

РН-СМНГ построил и эксплуатирует магистральные нефтегазопроводы, соединяющие по дну пролива Невельского Сахалин и Хабаровский край.

Сахалинморнефтегаз

Внедряя инновации

Новый энергокомплекс

Блочно-модульный энергетический комплекс стал одним из крупнейших в Сахалинской области. Суммарную мощность 12 МВт обеспечивают 6 газопоршневых агрегатов, способных работать на попутном нефтяном газе. Кроме того, 5 котлоагрегатов могут вырабатывать 125 тонн технологического пара в час. В энергокомплекс входят более 20 зданий и сооружений: трансформаторная подстанция 6/35 кВ, участок электрогенерации, автоматическая газораспределительная станция, котельная и т. д. Здесь создано 65 рабочих мест.

Это пилотный проект для РН-СМНГ, и его реализация позволяет заменить действующие с 70-х годов мощности, которые генерируют пар для теплового воздействия на продуктивные пласты, обеспечить электроэнергией месторождения Катангли и Уйглекуты, а также повысить объемы рационального использования попутного нефтяного газа.

С запуском объекта на промысле Катангли компания возобновляет добычу на законсервированных скважинах — это обеспечит прирост суточной добычи более чем на 30%. Кроме того, планируется отработать эффективную технологию паротепловых обработок ранее построенных уникальных горизонтальных скважин с наклонным устьем.

В стремлении к экологически безопасному производству

В Охинском и Ногликском районах построены современные комплексы очистных сооружений. Теперь ручей Промысловый на месторождении Центральная Оха и река Катангли на одноименном месторождении очищаются от естественных выходов нефти, исключено загрязнение заливов Уркт и Набиль.

В задачи компании входит и снижение уровня аварийности внутрипромысловых и магистральных трубопроводов. Ведутся работы по диагностике трубопроводных систем, капремонту и замене аварийных участков трубопроводов.

Кроме того, в 2018–2021 годы на предприятии намерены реализовать целевую экологическую программу по созданию объектов природоохранной инфраструктуры. По итогам ее выполнения компания будет обеспечена необходимыми производственными мощностями по обращению с отходами.

Сохранить уникального тайменя

Сейчас с участием нефтяников идет разработка региональной программы по сохранению сахалинского тайменя. В планах найти поддержку у губернатора островного региона и выйти на Министерство природы России.

Сахалинморнефтегаз

Беспилотники контролируют объекты

Оперативное наблюдение начато сразу в нескольких регионах — Охинском, Ногликском районах Сахалинской области, поселке Лазарев и Комсомольске-на-Амуре в Хабаровском крае.

Беспилотники позволяют получать высококачественные аэрофотоснимки, видео-, тепловизионные и другие данные в режиме реального времени. С помощью БПЛА работники РН-СМНГ проводят авиационное беспилотное обследование вдоль трассовых линий электропередач и патрулирование трасс магистральных трубопроводов. В итоге это существенно повышает экологическую и промышленную безопасность, усиливает контроль за объектами нефтегазодобычи.

Читайте также: