Неформальные молодежные объединения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье

Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся.

Друзья. Идёт подготовка сайта Владимира Ланцберга. Подробнее читайте здесь и пишите по адресу

Неформальные молодежные организации - это любительские молодежные объединения.

Неформальные молодежные организации формируются спонтанно. Социальные связи и взаимоотношения в них формируются под воздействием социокультурной среды в процессе деятельности их членов для достижения какой-то определенной цели. Стоит отметить, что цель в неформальной группе часто бывает не совсем понятна всем ее членам.

Их появление связано с отказом молодежи от социально-экономических систем, общественных и духовных норм, ценностей своих стран. Можно сказать, что это некий протест, направленный против уже сложившихся и существующих правил и порядков, а также поиск наиболее справедливых, правильных, подходящих и достойных форм и способов существования человека.

Многие эксперты видят одной из причин появления неформальных объединений резкие изменения, связанные с НТП, урбанизацией всего населения.

В данных условиях процесс социализации в семье теряет силу воздействия на того или иного подростка и определенные типы неформальных объединений, клубы привлекают тех несовершеннолетних, которые не могут войти в структуру окружающего сообщества. Такие факторы, как влияние иностранной культуры и моды, также играют важную роль.

Принадлежность к группе мотивируется большой надеждой найти в ней полное или хотя бы частичное удовлетворение своих личных запросов. Небольшая группа способна удовлетворять намного больше потребностей индивида. Если сумма удовлетворения, полученного в той или иной группе, снижается до минимального уровня, то человек практически сразу покидает ее.

Готовые работы на аналогичную тему

Исследователи провели анализ всех существующих причин вступления и участия подростков в различных неформальных организациях. Это:

  • желание научиться необычному, особенно современному западному искусству;
  • неудачи в школе и отчуждение от школьной команды;
  • отсутствие интереса ко всему, бездействие;
  • равнодушное отношение к учебе;
  • потребность в каких-то особенных эмоциональных впечатлениях;
  • недостаток внимания к подросткам в семье;
  • свежесть впечатлений, полученных подростками в организациях, внутренняя свобода;
  • способность протестовать против сформированного положения молодежи в современном обществе.

Виды неформальных молодежных организаций

Неформальные молодежные объединения классифицируются следующим образом:

Такие групповые привычки называются неформальными групповыми нормами. Механизм, который контролирует соблюдение таких стандартов, называется групповым давлением.

По социально-правовому критерию действующие сегодня неформальные молодежные объединения делятся на:

Существенную роль в решении социальных проблем молодежи могут сыграть неформальные группы, члены которых находятся в определенных социально-психологических, неформальных дружеских отношениях. Вступление в неформальные группы может способствовать более эффективному преодолению трудных жизненных ситуаций, с которыми часто сталкиваются дети, подростки, юноши и девушки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основные причины возникновения неформалов:

1. Вызов обществу, протест.

2. Вызов семье, непонимание в семье.

3. Нежелание быть как все. Желание привлечь к себе внимание.

4. Неразвитая сфера организации досуга для молодежи

5. Копирование западных структур, течений, культуры. Дань моде.

6. Религиозные идейные убеждения.

7. Отсутствие цели в жизни.

8. Влияние криминальных структур, хулиганство.

Классификация неформальных объединений

Существует множество классификаций неформальных самодеятельных групп.

По социально-правовому признаку выделяют:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, например, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;

2) социальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, например, музыкальные и спортивные фанаты;

3) антисоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Российскую специфику определяют следующие факторы:

- социальная и экономическая неустойчивость российского общества и обнищание основной части населения;

- особенности социальной мобильности в российском обществе;

-потеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности.

Три направления молодежной контркультуры:

2. Романтико-эскапистские субкультуры – отличаются мировоззрением и образом жизни, предполагают собой раскрепощение сферы бессознательного с помощью наркотиков; нарушение общественных приличий.

3. Гедонистическо-развлекательные (байкеры, рэйверы, растаманы, р эпперы, брейк-дансеры, графиттеры, мажоры)

МОУ Гимназия №16 Тракторозаводской район Волгограда

https://i1.wp.com/fs1.ppt4web.ru/images/95608/165958/640/img3.jpg

Что мы знаем о современных неформальных объединениях

(По материалам ПДН УМВД России по Астраханской области)

Составители: Маркосян Н.Г., педагог-психолог,

Самсоненко В.В., педагог-психолог

Название объединения

Проявления во внешнем виде

Проявления в поведении

Колумбайнен или

Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.

Изменение поведения подростка – замкнутость, вспышки агрессии, ярости, открытые угрозы совершения убийства/самоубийства, склонность к насилию (к людям и животным) и др.;

Фашики, Скинхеды – (от англ. Skinhead – бритоголовый, букв. Кожа-голова).

(арестанское уголовное единство или арестантское уркаганское единство)

Молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет.

Признаки того, чтоб ребенок находится под влиянием АУЕ:

1. Признаки суицидального поведения: резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность, раздражительность, плаксивость, тревожность, бессонница или повышенная сонливость и т.д.

2. Появление на кожных покровах детей странных рисунков, надписей воровской направленности.

4.Ребенок начинает интересоваться музыкой данной направленности (Воровской РЭП, воровской шансон)

5. Появление в одежде символики экстремистских организаций и т.п.

Цвета российского флага, наличие символов своих команд. Не исключено использование отдельными экстремистски ориентированными группами хулсов элементов нацистской символики, например, кельтского креста, в составе других символов. Стрижки — любые, чаще короткие. Головные уборы: кепки, шапки, повязки на голову

Панки (от англ. Punk – отбросы, гнилье, что-то ненужное)

Одежда рваная, грязная, часто это джинсы, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками, обувь - высокие армейские ботинки.

Преимущественно черные цвета одежды. Культивируется все, что каким-либо образом относится к "темной стороне бытия", что как-то связано со смертью, с фатализмом.

Мистически мрачное, депрессивное восприятие и отношение к своей жизни. Идеология движения "готов" основана на идее романтизации смерти (dark romantic), боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления.

Краткая характеристика некоторых неформальных молодежных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории России.

Радикальные преобразования в Российском обществе 90-х годов 20 века значительно изменил мировоззренческие ориентации общества. Изменения наиболее отмечаются у молодежи, у которой этот показатель в несколько раз выше, чем у лиц старшего поколения, что является в условиях глобального мирового кризиса достаточно тревожным симптомом для общества. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что именно молодежь наиболее восприимчива к идеям радикализма и экстремизма. Кроме того, исследования свидетельствуют о росте негативного влияния на молодежную среду неформальных объединений экстремистской направленности.

Существующие неформальные объединения молодежи весьма многообразны, степень их реальной криминализации варьируется в весьма широких пределах и отнюдь не сводится только к хулиганско-экстремистским проявлениям. По статистике молодые люди совершают более 50 % всех преступлений, более 80 % из них позиционируют свою приверженность к тем или иным неформальным молодежным объединениям. А это значит, что подобные объединения в любом случае должны находиться в поле внимания органов внутренних дел, органов власти и других заинтересованных ведомств.

В настоящее время под неформальными объединениями молодежи понимаются группы, обеспечивающие своим членам возможности самореализации в соответствии с их запросами. Членство в этих объединениях не является фиксированным, достаточно часто различные акции проводятся членами различных объединений совместно, переход из одного объединения в другое – обычное дело.

Как правило, членство и участие в деятельности конкретного объединения является не целью, а средством самореализации для конкретного человека. Средством, в большей степени связанным с жизненными обстоятельствами и формирующимися ценностными установками. Именно поэтому пребывания в подобных объединениях для большинства членов редко бывает продолжительным. Постоянный состав подобных объединений – это люди, сделавшие увлечения других своей профессией.

На территории России, действует большое количество неформальных молодежных группировок различной направленности. Их можно условно разделить на несколько групп:

1. Футбольные фанаты.

2. Группировки националистического толка

3. Прозападные поклонники различных музыкальных направлений 4. Поклонники различных культов

5. Леворадикальные группировки.

1. Фанаты спортивных команд.

Наибольшую известность и численность среди неформальных молодежных объединений имеют футбольные фанаты. Их следует отличать от официальных футбольных фанатов, которые состоят в официальных клубах; имеют членство, не проявляют негативный настрой к болельщикам других команд. Посещение футбольных матчей проходит организованно, без нарушений общественного порядка.

Футбольные фанаты – в основной массе молодые лица в возрасте 14 -30 лет, объединенные одними идеями в области футбола, имеющие свою атрибутику, баннеры, речевые тексты (иногда содержащие негативную лексику).

Представители футбольных фанатов отличаются повышенной агрессивностью и склонностью к совершению противоправных деяний, имеющих большой общественный резонанс. При передвижении большими группами они наносят ущерб общественному и частному транспорту, предприятиям торговли и т.п.

В качестве символики выступают эмблемы различных клубов и цветовая гамма, в которой они оформлены. Ношение шарфа является ключевым атрибутом, футболки с символикой команды. На время матча наносят на лицо грим цветов российского флага или предпочитаемой команды.

2. Группировки националистического толка (скинхеды).

Скинхедов отличают бритые головы, высокие армейские ботинки, черные куртки и нашивки в виде так называемого кельтского креста. Выступают за лишение лиц нерусской национальности или неправославного вероисповедания Российского гражданства, депортацию всех иностранцев.

Совершаемые ими групповые нарушения общественного порядка сопровождаются насилием, неоправданной жестокостью и дерзостью. Легко поддаются провакции и активно участвуют в драках.

Движение скинхедов разнообразно. Имеется два крупных крыла:

2. Скины – антифашисты.

Бонхеды . В России движение появилось в конце 80-х в основном в больших городах. Участились нападения на места скопления лиц кавказской национальности и массовые избиения.

Группировки бонхедов, как правило, очень сплоченные, сформированные на базе расистской идеологии и организации совместных разбойных нападений. Однако большое количество скинов увлекаются только внешней атрибутикой (военные ботинки, короткие куртки черного или защитного цвета, подтяжки, полувоенные кепи, черные джинсы с вольно закатанными штанинами, фашистская свастика).

Среди поддерживаемых скинхедами идеологией очень большое разнообразие. Бонхеды часто участвуют на демонстрациях и массовых акциях, нередко являясь молодежным крылом той или иной партии. Скинов можно встретить в рядах болельщиков футбола. Костяк любой радикальной группировки фанатов состоит их бонхедов, чье влияние в футбольных кругах очень велико.

Скины всегда при деле там, где нужны большие кулаки и не очень много извилин в голове. В драке используют выкидные ножи, кастеты, биты. Российские скины пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанными на руку.

3. Панки, рэперы и другие поклонники западных музыкальных направлений.

Пацифисты – мирные, добрые, слушают спокойную инструментальную музыку. Одеваются в черные джинсы, пестрые рубашки на выпуск, бандана на шее или колене, возможна серьга в ухе.

Хиппи – последователи битников («дети – цветы).

Группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои, общепринятые нормы поведения и ведущие бродяжнический образ жизни.

Панков легко отличить на улице от остальных людей: кожаная или джинсовая куртка с обилием металлических элементов, платок, бейсболка. В ухе – булава. Стандартное место учебы панка - ПУ.

В России панки появились в конце 70-х годов.

Рейверы – в основном пьяницы, наркоманы. Одеваются как и рэперы.

Одежда: черная, джинсовая, большие балахоны с капюшонами.

4Поклонники различных культов.

Сатанисты. Сатана – это архитип, символ реальной, полноценной жизни – олицетворение всего человеческого в человеке – властность, гордость, мудрость, чувственность, эгоизм, любовь и ненависть, наслаждение жизнью – в отличие от аскетичного выхолощенного образа Христа, но не в коем случае неличность.

Сатанизм как разновидность атеизма отвергает многие нравственные ценности, выдвинутые в свое время христианством и воспринятые в настоящее время в качестве общечеловеческих.

Сатанисты считают, что кровь невинных жертв служит главным залогом успешности совершаемых ими ритуалов поклонения сатане.

Ярко выраженные лидеры у сатанистов не установлены. Они разбиты на отдельные группы, общающиеся в основном на концертах тематической музыки в различных клубах. Агрессивностью по отношению к представителям других неформальных объединений не отличаются, свои акции совершают, как правило, на кладбищах, развалинах и т.п.

Дьяволопоклонники – одно из направлений сатанизма. Движение малоинтеллектуализировано.

Молодежь в стиле эмо предпочитает особый стиль, который выделяет их среди других субкультур. Эмо носят черный цвет в сочетании с розовым, или другим ярким цветом. Классическая одежда эмо - это одежда в черно-розовой гамме, где узоры так же двухцветные. Различные повязки на руках и запястьях, пояса с железными бляшками, перчатки без пальцев, рюкзак с различными значками эмо . Среди эмо вы можете увидеть парня в узких джинсах, но так же можете встретить молодежь эмо, которые предпочитают носить много железных заклепок на джинсах. Браслеты на руках с черепами, ногти черного или серебристого цвета. Эмо- макияж, распространенный как у девушек так и парней, - это подводка глаз черным карандашом, но не сильно обильно. Прически не делятся на женские и мужские, они одинаковые как у парней так и у девушек. Челка прикрывает один глаз, черный или темно-каштановый цвет волос.

Стиль эмо развивался не гармонично и линейно, а практически хаотично (что характерно для эмо жизни и всех ее проявлений). Где-то активно развивалась эмо - музыка, где-то и у кого-то – мода и стиль (одежда, прически, косметика), а где-то эмо развивался и проявлял себя как образ жизни.

Что касается музыки эмо – классическим стилем считается тяжелый панк-рок, который уверенно существовал на Западе и в России уже задолго до того, как в первый раз было произнесено слово эмо. Так что если взять за основу жизни эмо - музыку, то этот стиль существует уже очень давно, постепенно распространившись из Центрального в более отдаленные регионы России. (Позже просто было определено новое название этого течения – эмо, от слова эмоции, так как именно это слово целиком и полностью отражает суть эмо - культуры). Если же за основу эмо считать специфическую внешность, имидж и стиль одежды, то тут сильное влияние на формирование эмо повлияли такие стили, как тот же панк-рок и некоторые готические культуры. Что же касается развития этих аспектов – Советское прошлое наложило и на эти течения свои сильные отпечатки, отбросившие развитие эмо стиля на много десятилетий назад.
В Россию, тогда еще в Советскую, эмо жизнь начинала проникать в основном с запада, с западной Европы. Именно поэтому западные регионы страны (Центральный и Северо-Западный) являются основоположниками стиля эмо. Затем эта культура начала просачиваться в массы и в других регионах, уверенно завоевывая своих почитателей в глубине страны и продвигаясь на Восток. Каждый регион накладывал на эмо культуру свои собственные особенности, поэтому эмо стиль, путешествуя по стране, постоянно претерпевал множество изменений, обретал какие-то вариации и делился на различные течения и направления культуры. Самое бурное развитие эмо получило и получает все таки в крупнейших городах Центрального и Северо-Западного региона России. Эта культура сейчас является просто бумом, и рост числа приверженцев эмо растет ежедневно в колоссальных масштабах. Это касается как музыки эмо (разные эмо группы растут как грибы после теплого дождя), так и стиля жизни в целом. Связь между различными эмо сообществами среди регионов осуществляется в основном путем различных концертов эмо - музыки, куда съезжаются представители эмо культуры практически со всей страны, а также различные съезды, форумы и парады. Не стоит сбрасывать со счетов и различные медиа каналы. Телевидение и интернет обеспечивают колоссальное развитие эмо - жизни даже в самых отдаленных уголках России.

Готы (от англ. goths – готы, варвары) – молодежная субкультура и связанное с ней молодежное движение, характеризующиеся мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к своей жизни. Идеология движения "готов" основана на идее романтизации смерти (dark romantic), боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления. Отсюда соответствующие стиль в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды. Культивируется все, что каким-либо образом относится к "темной стороне бытия", что как-то связано со смертью, с фатализмом.

Для субкультуры "готов" характерна общая тенденция к театральности, позёрству и гипертрофированной заботе о специфическом имидже, к извращенной форме эстетства, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Гoтам нравится ощущение собственной порочности и неординарности. Поэтому они охотно заимствуют кладбищенскую, вампирскую и хипповскую эстетику

Для "готов" характерны депрессивное психологическое состояние, искусственная стимуляция, либо имитация такого состояния, как вариант – романтически-депрессивный взгляд на жизнь, меланхолия и равнодушие ко всему происходящему.

Средний возраст "готов" – 15-19 лет. Минимальный возраст – 14 лет, реже встречаются лица 20-22 лет. Фиксируется существенное численное превалирование девочек: на 10 девочек – 2-3 мальчика.

Существует определенное течение в музыке, оцениваемое и воспринимаемое "готами" как "готическое" (группа "HIM" с поклонниками, иногда именуемыми "химозниками", группы "Lacrimosa", "Hellirius", "Arcana", "Sophia" и др.).

Идентификационные внешние признаки "готов", практически не встречающиеся в иных молодежных субкультурах:

Длинные волосы на голове, окрашенные в иссиня черный цвет, иногда – с выкрашенными темно-синим цветом участками; при этом виски или иные части головы могут быть выбриты. Часто используется специальная прическа "готический ирокез" (нечто вроде "ирокеза" черного цвета, который не стоит вертикально, а зачесан на бок).

Тотальное использование в одежде исключительно черного цвета. Одежда обычно длиннополая. Девочки-готы предпочитают носить корсеты (иногда близкие к эстетике садомазохизма – из кожи и латекса), зачастую носят длинные платья, стилизованные под старину, либо длинные черные юбки в сочетании с черными блузами. "Готы" носят черные высокие ботинки со шнуровками. Участниками обоих полов может носиться длинный черный плащ.

Ношение оккультно-религиозного "египетского креста" – анкха (крест с петлей на верхнем конце).

Характерно ношение колец, кулонов, подвесок, значков, брошей с сатанистской символикой либо с выраженной символикой смерти (двух- или трехмерные изображения черепов (неспецифический признак, должный оцениваться в комплексе), скелетов, гробов), стилизованные изображения трупов, например – мертвой девочки-героини мультсериала "Линор"). Иногда – кулоны и подвески с изображениями летучих мышей, в том числе стилизованных. Для части "готов" ношение такой символики и атрибутики носит мистический смысл и является неотъемлемой частью их жизни, для некоторых "готов" это дань своеобразной моде, для всех, помимо основной мотивации, эта символика и атрибутика выполняют функцию распознавания своих сторонников.

Многочисленный пирсинг на лице: язык, губы, брови (неспецифический признак, должный оцениваться в комплексе).

Черный лак на ногтях у мальчиков (при плохом качестве лак может выглядеть коричневым; по другим данным используется специальный оттенок именно коричневого лака), крашенные в черный, иногда в красный, цвет губы, подведенные черным косметическим карандашом глаза у мальчиков при отсутствии в поведении признаков гомосексуализма и при отсутствии четких признаков отношения к другому молодежному неформальному движению (обводка черным карандашом глаз редко встречается в среде панков).

Черно-белый макияж. Практикуется специальное отбеливание лица при помощи белого грима или пудры в целях придания лицу выраженной мертвенности, неестественной бледности (неспецифический признак, встречается также у "кишей" – поклонников рок-группы "Король и Шут"). Средствами макияжа могут быть также сымитированы "синяки под глазами".

По мнению психологов, выбор исключительно черного цвета одежды в ряде случаев обусловлен глубокими психологическими травмами несовершеннолетних "готов", для них это цвет одиночества, ребенок ограждается от людей, пытаясь защитить себя от них и спастись от боли.

Субкультура "готов" содержит в себе определенные характерные черты, обуславливающие ее потенциальную криминогенность и высокую социальную опасность:

Пограничное, маргинальное состояние сознания многих "готов", происходящие в среде "готов" процессы характеризуются тенденцией к увеличению агрессивности сообщества.

Смычка с идеологией религиозного сатанизма и расширяющиеся контакты с сатанинскими сектами.

Отмечена суицидальная направленность отдельных направлений движений "готов". Много более жесткие, в сравнении с другими социально негативными объединениями несовершеннолетних, коммуникативные барьеры, исключающие участников движения из коммуникативной системы общества, повышенная сложность психологического выведения ребенка, втянутого в движение готов, из этого движения.

Бисексуальность как часть субкультуры многих направлений "готов".

По мнению ряда специалистов, в частности кандидата медицинских наук, сексопатолога А. Воронина, кладбищенские пристрастия являются одной из форм проявления некрофилии. Это заболевание, которое встречается редко и преимущественно у психически больных людей. Они специально устраиваются на работу в морги или на кладбища, чтобы быть ближе к объекту своей страсти. Такие люди крайне редко обращаются за помощью к специалистам и обычно скрывают свое занятие от окружающих, даже от членов семьи. Они попадают на лечение лишь после того, как их задержат правоохранительные органы или разоблачат близкие.

Группировки леворадикального толка

Авангард Красной молодежи (АКМ). Организация не имеет государственной регистрации. Ее цели – переход общества на социалистический путь развития. Возрождение СССР. Достижение этой цели возможно в результате социалистической революции. АКМ имеет свою символику: знамя – красное полотнище с эмблемой АКМ. Официальным приветствием является согнутая в локте правая рука со сжатым кулаком. В организацию входит радикальная молодежь (студенты, учащиеся старших классов, колледжей и техникумов, молодые рабочие и служащие), недовольная существующим общественным строем.

АКМ активно участвует в пикетах, митингах. Проводит работу со студентами, рабочими, малообеспеченными слоями населения.

Союз Коммунистической Молодежи РФ (СКМ) является молодежным крылом КПРФ. СКМ разделяет программные цели политической партии КПРФ и участвует в их достижении. В СКМ может принят гражданин в возрасте от 14 до 30 лет.

На сегодняшний день на территории Республики Марий Эл так же присутствуют представители некоторых неформальных молодежных объединений:

Выраженных лидеров у представителей данных движений нет. Количество членов указанных групп не постоянно и колеблется от 3 до 30 человек.

Официальной регистрации как общественное или политическое объединение ни одна из указанных групп не имеет. Возрастной уровень 15-20 лет, социальный статус - учащиеся, средних учебных заведений, студенты ВУЗов.

Читайте также: