Недостаточная видимость это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Внешние факторы на дороге, например, погодные или сезонные, зачастую играют немаловажную роль. Они оказывают влияние на условия видимости объектов. Во время эксплуатации транспорта нельзя ими пренебрегать.

Условия недостаточной видимости

Что означает недостаточная видимость

Бывалые автомобилисты нередко сталкивались с условиями, в которых существенно падает обзорность дорожной обстановки. Это может происходить как по причине образовавшихся туманов, сильных дождей либо чрезмерно слепящих солнечных лучей.

Водителю не удается четко различить предметы или людей в нескольких десятках или сотнях метров. Подобные условия описаны в Правилах дорожного движения. Поэтому, разбираясь, что для автомобилистов означает такой важный термин, как недостаточная видимость, необходимо обратиться к ПДД.

Важно! Недостаточная видимость на дороге – это период тёмного времени суток, потому что реальная обзорность зависит от работы установленных на транспорте световых приборов.

Без дополнительной помощи или приспособлений водителю не удается различать формы движущихся по дороге объектов. Не всегда очевидно, где имеется силуэт пешехода, а где иной образ. В подобных обстоятельствах рекомендуется существенно снизить скоростной режим, а для того, чтобы быть более заметным для остальных, стоит включить аварийную световую сигнализацию.

Движение в условиях недостаточной видимости

К условиям, характеризующимся как недостаточная видимость на дороге, относятся временные явления. Они блокируют обзорность далее 300 метров от авто. Одним из факторов являются сумерки.

Что означает недостаточная видимость

Сумеречным периодом называется время, когда солнце только оказалось за горизонтом. При этом еще сохраняется хорошая видимость на дальнее расстояние без включения фар. Соответственно сумерки могут быть ночными и дневными.

Во время дождя

Начинающие водители могут считать, что дождь опасен для транспорта тем, что снижает сцепление колес с дорогой. В отдельных случаях мокрое полотно понижает коэффициент до 2 раз и более, что существенно увеличивает тормозной путь. Из-за аквапланирования происходит множество аварий.

Также осадки в виде дождя или снега понижают видимость дорожной обстановки для водителя. Ограниченная обзорность не должна стать для автомобилиста неожиданностью. Важно заранее настроиться на то, что во время непогоды нужно менять поведение за рулем.

Даже если встречное авто залило водой из лужи или потока на дороге лобовое стекло, нельзя резко тормозить или делать внезапные маневры. Стоит выполнить ряд мероприятий:

  • сразу включаем очистители стекла;
  • плавно снижаем нагрузку с педали газа;
  • при необходимости переходим постепенно на пониженную передачу или включаем аварийку, что даст понять водителям вокруг о ваших сложностях в управлении машиной.

Как только видимость восстановится, выключайте аварийную световую сигнализацию, но увеличивать скорость не стоит. Мокрые колодки не смогут качественно выполнить свою работу.

При тумане

Вождение в тумане требует более высокого профессионализма от автомобилиста, чем езда в дождь. Такие погодные условия создают потенциально высокоаварийную ситуацию на пути. Ежегодно в таких ДТП гибнет и калечится множество людей.

Негативными факторами тумана являются:

  • существенно снижается зона видимости;
  • формируется обман зрения;
  • затрудняется ориентирование на местности;
  • отсутствует возможность просчитывания расстояний до объектов.

Такая погода формирует искаженное восприятие предметов и транспорта. Рассчитать скорость движущегося попутного или встречного автомобиля практически невозможно. Происходит искажение цветов (кроме красного спектра). Это делает наиболее видимыми красные машины.

Во время дождя

Высокая концентрация и напряжение выматывает водителя, что может стать причиной совершения ошибок. Вглядываясь во мглу, устают быстро глаза, особенно, когда на машине отсутствуют более приспособленные для ситуации противотуманные фары. Дальний в такой ситуации оказывается абсолютно бесполезным.

Правильным является следующее поведение:

Не стоит существенно уменьшать дистанцию с передней машиной в тумане. Также ненужно светить ей агрессивно сзади, а лучше притушить фары. Категорически недопустимо останавливаться на проезжей части, а важно максимально с нее убрать транспорт, когда требуется парковаться. Совершать обгон в подобных условиях вряд ли уместно, так как что-либо выиграть не удастся.

При ослеплении солнцем

Одним из факторов на дороге, оказывающим негативное влияние на обзорность, является яркое солнце. Чрезвычайно большая яркость понижает концентрацию внимания и негативно сказывается на обзорности.

Проблемно ехать навстречу закату или рассвету. Также усугубляет ситуацию в нашем климате обилие снега вокруг. Глаза быстро устают от напряжения, и это сказывается на состоянии водителя.

Резкий переезд в тень не дает быстрого улучшения, а наоборот, создает кратковременный эффект ослепления, когда теряется вовсе видимость при перенастройке зрения. У водителя в солнечный день из-за напряжения может теряться концентрация и сосредоточенность, поэтому он не всегда замечает дорожные знаки или не видит сигнал светофора.

При ослеплении солнцем

Желательно правильно пользоваться козырьком, расположенным перед лобовым стеклом. Эта деталь интерьера также во всех машинах поворачивается, закрывая глаза от ослепления сбоку.

Под влиянием иных погодных явлений

Внезапный снегопад может сопровождаться метелью. Снежинки дольше находятся в воздухе, чем капли дождя, поэтому могут создавать барьеры видимости. Это повышает риск возникновения аварий на трассах.

Применение химических средств, разрушающих снег на дороге, приводит к образованию грязи. Из-под колес она летит на лобовое стекло в виде агрессивной взвеси. В вечернее время подобные ситуации создают трудности для автомобилистов.

Сумеречный период суток оказывает влияние на скорость внимания. У водителя замедляется реакция, так как глаза перестраиваются на новую окружающую обстановку.

Чем недостаточная видимость отличается от ограниченной

Ограниченная видимость по действующим ПДД для водителя проявляется в ограничении поля зрения окружающим ландшафтом, строениями, растительность, дорожными изгибами. Фактически подобная видимость не зависит от текущего времени. Водитель должен придерживаться рекомендованного ограничения скорости на подобных дорожных участках. Кроме этого при движении определены запреты на развороты или обгонные маневры.

В значении обзорности нет разницы по сезону или времени суток, что отличает его от других понятий. Стоит дополнительно учитывать обязательства, накладываемые на водителей за пределами города. Чтобы повысить видимость, которая может быть недостаточная даже днем в пасмурную погоду, всех обязуют включать ближний свет либо ходовые огни, чем стремятся снизить аварийность.

Способы увеличения видимости

Ограниченная обзорность по правилам не урегулирована жестко. Водителю дается некоторая свобода действий. Важно правильно воспользоваться имеющимися в машине вспомогательными приборами.

Повысить видимость помогают хорошо отрегулированный ближний свет и включенные противотуманки. Дополнительно рекомендуется включать задние противотуманки, чтобы улучшить видимость себя. Скоростной режим нужно выбрать оптимально-минимальный.

Способы увеличения видимости

Не стоит уменьшать дистанцию между машинами, так как это не только скажется на безопасности, но и на обзорности. Если пришлось остановиться, то обязательно съезжайте в сторону с пути, а при выходе из машины нужно быть одетым в жилет со светоотражающими элементами.

В машине включайте обдув переднего стекла, чтобы не создавался конденсат. Снаружи поверхность должны обрабатывать резиновые щетки дворников. Придерживаясь правильно скоростного режима, необходимо держаться середины полосы.

Заключение

При плохой видимости или обзорности водитель должен приложить максимум усилий, чтобы обеспечить безопасность пассажирам и остальным участникам дорожного движения. Не стоит расслабляться, обгонять машины, двигаться задним ходом. Важно быть готовым к любым неожиданностям на пути.

Недостаточная видимость

В правилах дорожного движения есть два схожих понятия: ограниченная видимость и недостаточная видимость. И хотя они относятся к совершенно разным ситуациям, водители довольно часто путают их между собой.

В этой статье рассмотрены оба перечисленных термина а также ситуации, в которых эти термины применяются.

Что такое недостаточная видимость?

Термин недостаточная видимость расшифровывается в пункте 1.2 ПДД:

"Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Говоря простым языком, недостаточная видимость означает, что дорогу плохо видно из-за погоды или времени суток.

Данный термин распространяется на дорожную ситуацию в целом. То есть если водитель проедет по дороге еще сотню метров, то погода и время суток не изменятся и видимость останется недостаточной.

Что такое ограниченная видимость?

Еще раз обратимся к пункту 1.2 ПДД:

"Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Термин ограниченная видимость также означает, что дорогу плохо видно. Однако в данном случае видимость ограничена чем-то, то есть какими-то объектами на проезжей части или вблизи нее.

Например, на обочине растут кусты, которые своими ветками заслоняют часть дороги.

Данный термин распространяется только на конкретное место, из которого плохо видно дорогу. Если проехать мимо объекта, ограничивающего видимость, то исчезнет и сама ограниченная видимость.

Правила для недостаточной видимости

Поскольку термин недостаточная видимость распространяется на ситуацию в целом, то и связанные с ней правила в основном относятся к использованию световых приборов и световозвращателей, уменьшающих риск наезда на плохо видимый объект.

Использование фар и фонарей

Автомобиль в тумане

Правила использования фар и фонарей в условиях недостаточной видимости перечислены в пунктах 19.1, 19.3, 19.4, 19.7, 19.8.

При движении должны быть включены следующие световые приборы:

  • Фары ближнего или дальнего света - на механических ТС.
  • Фары или фонари - на велосипедах.
  • Фонари - на гужевых повозках.
  • Габаритные огни - на прицепах и буксируемых ТС.
  • Опознавательный знак "Автопоезд".

В дополнение к фарам при движении в условиях недостаточной видимости могут быть включены противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

При остановке или стоянке должны быть включены:

  • Габаритные огни. В дополнение к ним могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и противотуманные фонари.
  • Опознавательный знак "Автопоезд".

Обозначение выступающего груза

23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками "Крупногабаритный груз", а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди - фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета.

Груз, значительно выступающий за габариты транспортного средства, должен быть дополнительно обозначен фонарями или световозвращателями спереди и сзади.

Световозвращатели для пешеходов

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

В условиях недостаточной видимости пешеходы должны использовать световозвращающие элементы при переходе дороги или движении по ней (по обочине или проезжей части). Вне населенных пунктов световозвращатели являются обязательными, в населенных пунктах их использование рекомендуется.

Световозвращатели для велосипедов и мопедов

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Для велосипедистов и водителей мопедов использование световозвращателей не является обязательным, однако правила все же рекомендуют иметь такие элементы.

Фонари для пеших колонн

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

В условиях недостаточной видимости организованная пешая колонна должна быть обозначена фонарями (спереди - белым, сзади - красным).

Ограничения на прогон животных

  • прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);

В условиях недостаточной видимости прогон животных по дорогам запрещен (кроме прогона по специальным тоннелям или мостам для животных).

То есть все правила для условий недостаточной видимости направлены на то, чтобы сделать объекты на дороге более заметными и уменьшить риск столкновения.

Правила для ограниченной видимости

Запрет обгона

  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

На участках дорог с ограниченной видимостью запрещается обгон транспортных средств.

Световозвращающий жилет для водителя

2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

Пункт 2.3.4 правил говорит о том, что при ограниченной видимости водитель должен надевать одежду со световозвращающими полосами.

При рассмотрении данного пункта можно предположить, что его составители перепутали понятия ограниченная и недостаточная видимость.

Например, водитель находится на проезжей части на участке дороги с ограниченной видимостью (за крутым поворотом). Если водитель наденет световозвращающий жилет, то это никак не повлияет на его безопасность, т.к. его все равно не будет видно за поворотом.

Если же водитель наденет куртку со световозвращающими полосами при недостаточной видимости (в тумане), то водители проезжающих транспортных средств смогут заметить его раньше и принять меры для избежания столкновения.

Также можно вспомнить и о том, что выше в тексте этой статьи было обнаружено, что фары, фонари и световозвращатели следует использовать именно в условиях недостаточной видимости.

Дорожные знаки при ограниченной видимости

На крутых поворотах с ограниченной видимостью могут устанавливаться следующие дорожные знаки:

Знак 1.11.1 Опасный поворот
Знак 1.11.2 Опасный поворот

Знак 1.34.1 Направление поворота
Знак 1.34.2 Направление поворота

Примечание. Кроме крутых поворотов существуют и другие места с видимостью менее 300 метров, однако специальными знаками они не обозначаются.

Правила, если видимость небольшая

Существуют также несколько пунктов правил, которые относятся ко всем ситуациям, когда дорогу плохо видно. То есть не имеет значения причина плохой видимости, правила в любом случае должны выполняться.

Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки

  • при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Если водитель совершил вынужденную остановку и автомобиль плохо видно, то он должен включить аварийку и выставить знак аварийной остановки.

Разворот

  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

Если видимость составляет менее 100 метров, то разворот запрещается.

Скорость

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

При выборе скорости движения водитель должен учитывать видимость в направлении движения. То есть в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью имеет смысл снизить скорость.

Очень часто причиной ДТП становится тот факт, что водитель не снижая скорости въезжает в туман или дым и врезается в неподвижное препятствие.

Остановка и стоянка

  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

Также как и разворот, в местах с видимостью менее 100 метров запрещаются остановка и стоянка.

Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что правила составлены таким образом, чтобы исключить дорожно-транспортные происшествия в условиях, когда дорогу плохо видно.

Если видимость ограничена из-за погоды, то ПДД предлагают использовать световые приборы и световозвращатели. Если причина плохой видимости - особенность конкретного участка дороги, то правила предлагают отказаться от опасного маневрирования.

Ну и в любом случае, если дорогу видно недостаточно хорошо, то будьте внимательны и осторожны.


Недостаточная видимость снегопад

Раздел 1.2 ПДД

В разделе ПДД 1.2 говорится, что недостаточная видимость – это видимость менее чем на 300 метров. Подобные условия создаются в следующих случаях:

  • туман;
  • снег;
  • дождь;
  • сумеречное время.

Не стоит путать ограниченную и недостаточную видимость, это два разных понятия.

В правилах также прописывается, что такое сумерки. Согласно ПДД, это такое время, когда солнце заходит за горизонт и человек может видеть на ограниченном участке без включенного света. Сумерки бывают не только вечером, но и утром, когда солнце поднимается из-за горизонта.

Недостаточная видимость, дождь

Ограниченная и недостаточная видимость

Существует три определения условий, при которых человек видит небольшой участок дороги. По ПДД, это недостаточная видимость, ограниченная и ночное время. Для каждого вида есть свое определение.

Ограниченная видимость – это когда водитель не может видеть дорогу из-за особенностей рельефа, изгиба дороги. Подобные ограничения присутствуют на данном участке дороги всегда, в независимости от времени года и погоды, времени суток. На подобных участках обычно устанавливаются различные знаки, регулирующие движение транспортных средств. Это может быть знак ограничения скорости или извилистой дороги, с дополнительными табличками или без них.

Также в пункте 1 правил дорожного движения есть пояснения определению темного времени суток. Если говорить простыми словами, то под темным временем суток всегда подразумевается ночь. А вот время, когда солнце уже скрылось за горизонтом, но еще не наступила полная темнота – это сумерки.

Недостаточная видимость это

Особенности движения при недостаточной видимости

Как уже было сказано, недостаточная видимость – это особые условия, при которых водитель не имеет хорошего обзора дороги из-за различных природных факторов. Правила не регламентируют, как именно нужно двигаться в подобных случаях, сказано только, что нужно снизить скорость и ехать предельно осторожно. Хотя есть оговорка по поводу применения внешних световых приборов.

При движении в условиях недостаточной видимости следует подбирать скоростной режим с учетом качества покрытия и обстановки на дороге.

В редких случаях на опасных участках дорог могут быть установлены знаки ограничения скорости с дополнительными табличками, которые указывают, в какой именно момент действует ограничение.

Использование света

Если наблюдается туман, идет дождь или снег, то водители могут включать противотуманные фары, так как это улучшит обзор дороги в условиях недостаточной видимости. Но применять данные световые приборы можно только совместно с фарами дальнего или ближнего света.

Также при плохой видимости можно использовать ближний или дальний свет. К примеру, в условиях снегопада лучше всего видно дорогу при ближнем свете. В остальных случаях водитель сам решает, какой свет ему применять исходя из ситуации.

При совершении вынужденной остановки в условиях недостаточной видимости необходимо включать задние противотуманные фары, габаритные огни. Это позволит заблаговременно увидеть машину другим участникам движения.

Недостаточная видимость

Скорость движения

При движении в условиях недостаточной видимости следует правильно подбирать скоростной режим. Обычно скорость не должна быть больше половины видимости в метрах. Например, при видимости 40 метров в условиях тумана двигаться нужно не быстрее 80 км в час, а при видимости 20 метров – 40 км. В любом случае следует учитывать длину пути торможения, которая будет больше на скользкой дороге.

При движении в тумане важно соблюдать дистанцию. Не стоит прижиматься к другим транспортным средствам, так как это опасно. Также важно знать, что в тумане видимость искажается, и каждый далеко едущий автомобиль на самом деле может оказаться очень близко.

Заключение

Отличия между недостаточной и ограниченной видимостью, и действия водителя в такой ситуации

Условия недостаточной видимости могут длиться 24 часа в сутки, и это время является не самым комфортным для владельцев автомобильного транспорта. Иногда приходится передвигаться на автомобиле по местам, где видимость сильно ограничена. На самом деле, недостаточная и ограниченная видимость - это два совершенно разных понятия.

Описание понятий. Между тем, для понятия данного определения в законе имеется его ясная и понятная формулировка. Наиболее точное определение понятий дается в п. 1.2 ПДД.

Отличия между недостаточной и ограниченной видимостью, и действия водителя в такой ситуации 3

Как уже говорилось ранее, условия недостаточной видимости появляются по причине различных явлений природы - тумана, дождя, снегопада, сумерек. К таким же явлениям можно причислить и дым от пожаров в лесу, либо яркое закатное солнце, которое светит прямо в глаза. При этом, в правилах указывается конкретное расстояние доступного обзора - 300 метров.

Отличия между недостаточной и ограниченной видимостью, и действия водителя в такой ситуации 4

Недостаточная видимость может носить продолжительный характер, в противоположность ограниченной, которая длится непродолжительное время. Например, причиной ограниченной видимости может служить сломавшийся грузовой автомобиль, небольшой пригорок, крутой поворот. В условиях же недостаточной видимости может иметь место и почти полная потеря ориентации в окружающем пространстве. Для предотвращения опасности, в данном случае оптимальным вариантом будет полная остановка, с обязательным включением аварийной сигнализации. Чаще всего такое развитие событий имеет место при сильном снегопаде, густом тумане или непроглядном ливне.

Действия водителя согласно ПДД. Согласно информации, прямо прописанной в ПДД, а конкретно, в статье 19, водитель обязан выполнить следующие действия. При наступлении темного времени суток, а также в условиях недостаточной видимости, вне зависимости от общего освещения дороги, он должен включить в автомобиле фары с ближним или дальним светом, совместно с противотуманными фонарями.

Согласно п. 7.1, водителю предписывается применить аварийную сигнализацию в каждом случае, когда необходимо предупредить остальных, находящихся поблизости водителей транспортных средств, об опасности, создаваемой перемещающимся в таких условиях транспортным средством. Подобная формулировка рассматривается как полностью соответствующая условиям недостаточной видимости.

Еще одним моментом, на который следует обратить внимание - это скоростной режим перемещения машины. При попадании в такую ситуацию, водитель обязан замедлить автомобиль до минимальной скорости, чтобы не подвергать опасности жизнь и здоровье своё, своих пассажиров, и других находящихся рядом автомобилистов. Помимо этого, следует также обеспечить соблюдение безопасной дистанции с впереди идущим автомобилем, с обязательным учетом длины пути торможения, на случай, если появится внезапная опасность и автомобиль потребуется резко остановить.

Итог. При попадании в условия недостаточной или ограниченной видимости, водителю стоит ехать с особой осторожностью и минимальной скоростью и быть готовым немедленно совершить остановку при возникновении опасной ситуации.

Читайте также: