Недостатки конституции 1977 года кратко

Обновлено: 05.07.2024

Советское государство, как государство рабочих, крестьян и интеллигенции .

Конституция 1977 года подчеркивает все возрастающую консолидацию советского общества, его

социальную однородность. Новая Конституция впервые вводит понятие "на род". Без сомнения, прежнее

понятие "трудящиеся" в большей мере совпадает с понятием "народ". Однако нельзя не отметить, что

народ есть более высокая ступень консолидации Советского общества. В этом смысле указания на народ

как источник власти означает дальнейшее развитие Советской демократии. Народовластие в нашей

стране юридически обеспечивается правом граждан участвовать в управлении государственными

делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения

(статья 48). Но, как говорилось выше, часто в нашем государстве народ является идеологической

ширмой для правящего класса людей (в данном случае Коммунистической партии). В новой

Конституции Коммунистической партии отводится особое значение. Статья 6-ая действующей

Конституции гласит: КПСС, действуя в рамках Конституции СССР, осуществляет политическое

руководство государственными и общественными организациями, напра вляет и координирует их

деятельность. Но не ре дко КПСС в управлении страны выходила за ра мки конституции . Но, не смотря

на все негативные стороны ( их было немного). Конституция 1977 года была намного лучше своих

предшественниц. Были сильнее закреплены права граждан. Одним из важнейших прав является право

человека на труд. Конституция 1977 года подчеркивает, что п раво на труд включает в себя и право на

выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, п одготовкой и образ ованием. Не м енее

важным является право на отдых. Действующая Конституция, говоря о праве граждан СССР на отдых,

подчеркивает, что это право обеспечивается 41-ой часовой рабочей неделей для рабочих и служа щих.

Таким образом, у трудящихся увеличивается время на отдых. Для общенародной демократии

закономерно расширение круга конституционных прав и свобод советск их граждан. Действующая

Конституция провозглашает и совершенно новое право - право на охрану здоровья. Характерно, что

документ связывает право на охрану здоровья с трудом. Задача состоит в том, чтобы трудовая

деятельность человека была не только безвредной для него, но и по возможности полезной. Статья 42-я

предоставляет широкий круг мероприятий, целью которых является забота о здоровье Советских

граждан в процессе их трудовой деятельности, развитие и совершенствование техники безопасности и

производственной санитарии , профилактические мероприятия, меры по оздоровлению окружающей

среды и т.д. К сожалению, подобные мероприятия не входя т в Конституцию России, а если и входят, то

редко исполняются. Еще одним важнейшим мероприятием стало закрепление в Основном законе нового

права Советских граждан п рава на жилище. Новая Конституци я ра звивает дальше такие инс титуты, как

неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки. Кроме тайны переписки Закон охраняет также

тайну телефонных переговоров. Новая Конституция не только закрепляет права и с вободы, известные

нам по прежним конституциям, но и рас ширяет гарантии этих пра в. Так, право на образование

действующей Конституции обеспечивает осуществление всеобщего обязательного среднего

образования. Прежний Основно й закон гарантировал лишь всеобщее начальное образование. В любой

статье, посвященной правам граждан, большую часть текста занимают гарантии того или иного право.

Например, право на материальное обеспечение (статья 43) , гарантируется социальным страхованием

рабочих, колхозников и служащих пособиями по временной нетрудоспособности; выплаты за счет

государства и колхозов пенсии по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца;

трудоустройством граждан частично утратившим трудоспособность ; заботой о престарелых гражданах и

об инвалидах; а также другими формами социального обеспечения. Вот гарантия права на жилище

(статья 44): "это пра во обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного

жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному стро ительству,

справедливому распределению под общественным контролем жилой пло щади, представляемой по мере

осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платы за

квартиру и коммунальные услуги". Новая конституция обеспечивает использование свободы совести,

запрещая возбуждение вражды и ненависти в свя зи с религиозными верованиями (статья 52).

Конституция предусматривает не только материальные, но и чисто правовые гарантии прав и свобод

Советских граждан. Так статья 49 устанавливает, что должностные лица обязаны в определенные сроки

рассматривать заявления и предложени я граждан, да вать на них ответы и предпринимать необходимые

меры. Провозглашая свободу критики, Конституция гласит, что лица, преследующие за критику,

привлекаются к ответственности. Говоря о неприкосновенности личности, Конституция подтверждает и

ранее существующий принцип: "никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании

судебного решения -и с санкции прокурора". Статья 47, предусматривающая право на свободное

творчество, устанавливает что права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются

государством. Мы видим, что Конституция обязывает надлежащие государственные органы обеспечить

реальное использование гражданами ССС Р всех перечисленных в ней прав.

Сравнительный анализ Конституций советского периода об обязанностях граждан

Конституция РСФСР 1918г. Первая советская конституция была приня та 10 июля 1918г. V

Всероссийским съездом советов. В январе этого же года на третьем съезде была принята Декларация

прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая бы ла включена в Конституцию в качестве ее

первого раздела. Строго говоря, применительно к этой конституции вообще нельзя говорить об

обязанностях граждан, поскольку личность как таковая и в ее политическом качестве (“гражданин ”) н е

вписывается в идеологическую доктрину, которая с принятием Конституции получила юридическое

“Единицами” социума признаются некие коллективные образования (“с овет рабочих, солдатских

и крестьянских де путатов”, “нация”). Хотя, в соответствии с Конституцией, ее основной задачей

является “уничтожение всякой эксплуатации человека человеком” , отношения человека с государством

не регулируются вообще. Вместо этого все население России делится на две категории: “трудящиеся

массы” и “паразитические с лои общества”. Эти расплывчатые понятия несколько конкретизируются,

когда решается вопрос об активном и пассивном избирательном праве. Как можно понять из ст.64, к

“трудящимся массам” относятся следующие категории граждан: а) все, добывающие средства к жизни

производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством,

обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как -то: рабочие и служа щие всех

видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-

земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли; б) солдаты советской

армии и флота; в) граждане , входящие в категории, перечислен ные в пунктах “а ” и “б”, потерявшие в

какой-нибудь ме ре трудоспособность. К “паразитическим слоям” были отнесены пять категорий

граждан: 1) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; 2) лица, живущие на

нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с капитала, по ступления с имущества и т .п.; 3)

частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; 4) монахи и духовные с лужители церквей и

религиозных культов; 5) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных

отделений, а также “члены царствовавшего в России дома” .

Конституция закрепляет неограниченные возможности государственной власти, “руководствуясь

интересами рабочего класса в целом”, лишает “отдельные лица и отдельные группы прав, которые

используются ими в ущерб интересам социа листической революции” (ст.23). Соответственно такому

разделению на “трудящихся” и “паразитов” были дифференцированы и обязанности граждан

государства “нового типа”. В частности, институт военной повинности в ст.19 Конституции изложен

следующим образом: “В целях всемерной охраны завоеваний великой рабоче-крестьянской революции

Российская социалистическая федеративн ая советская республика признает обязанностью всех граждан

республики защиту социалистического отечества и ус танавливает всеобщую воинскую повинность.

Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на

нетрудовые же элементы возлагается отправление иных во енных обязанностей”.

Хотя ст.18 Конституции признает труд “обязанностью” всех граждан республики и

провозглашает лозунг: “нетрудящийся да не ес т”, применительно к “нетрудящимся” указывается, что

всеобщая трудовая повинность вводится “в целях уничтожения паразитических слоев общества и

Таким образом, формально Конституция РСФСР 1918г. устанавливала лишь две обя занности

гражданина: трудиться (в сугубо “социалистическом” понимании этого слова) и в той или иной форме

нести воинскую повинность. Да и какие другие обя занности можно было возложить на людей,

лишенных права частной собственности и находящихся не только экономически, но и физически в

Конституция СССР 1924г. не вносит каких-либо изменений, касающихся отношений государства

и личности. Эта конституция была прин ята в свя зи с обр азованием СССР и необходимостью закрепить

Конституция СССР 1936г. Эта конституция, известная как “сталинская”, отражает изменени я, к

этому времени внесенные в официальную идеологическую доктрину, и поэтому витрина тоталитарного

Исчезает упоминание об эксплуататорских классах и всякого рода “лишенцах”. Теперь все

население СССР трактуется как однородная масса “трудя щихся города и деревни”. Им и принадлежит

“вся власть. в лице Советов депутатов трудящихся” (ст.3).

Наряду с социалистической системой хозяйства, “являющейся господствующей формой

хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных кресть ян и кустарей,

основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию человека человеком” (с т.9). Впервые

упоминается право личной с обственности граждан, хотя ее объем ограничивается достаточно узкими и

весьма неопределенными рамками. Личная собственность распространяется на “трудовые доходы и

сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и

обихода, на предметы личного потребления и удобства”. Одновременно провозглашается, что “право

наследования личной собственности гражд ан охраняется законом” (ст.10).

Появляется специальная глава, посвященная основным правам и обязанностям граждан. Круг

обязанностей граждан расширяется. Сама формулировка обязанностей граждан претерпевает

определенные модификации. Так, обязанность трудиться помещена в первую главу Конституции

“Общественное устройство” и гласит следующее: “Труд в СССР является обязанностью и делом чести

каждого способного к труду человека по принци пу: “кто не работает, тот не ест”. В СССР

осуществляется принцип социализма: “от каждого по его способности, каждому — по его труду” (ст.12).

Вместе с тем, право на труд сформулировано в ст.118 гл.10 “Основные права и обязанности граждан” и

раскрывается как “право на получение гарантированной работы с оплатой. труда в соответствии с его

Обязанность нести воинскую с лужбу разбита на дв е статьи гл.10 (ст.ст.132 и 133). Одна из них

провозглашает всеобщую воинскую обязанность законом, указывая при этом, что воинская служба в

РККА представляет собой почетную обязанность граждан СССР (ст.132). Ст.133 подкрепляет эту

“почетную обязанность” суровыми карами за “ измену родине”. “Защита отечества, — говорится в этой

статье, — есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена родине: нарушение присяги,

переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей

строгости закона, как самое тяжкое злодеяние”. Наряду с изменением формулировок обязанностей

трудиться и нести воинскую повинность, закрепленных прежней конституцией, появляются и новые

обязанности граждан. Они носят декларативный и расплывчатый характер и могут быть и столкованы в

любом желательном для властей смысле. Первая из них сформулирован а в ст.130 следую щим образом:

“Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик,

исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, ува жать

правила социалистического общежития”. Вполне очевидно, что неопределенность, юридическая

неформализованность таких понятий как “честное” отношение к “общественному долгу” и “уважение

правил с оциалистического общежития” открывала ш ирокий простор для применения государственного

Ст.131 Конституции обязывает каждого гражданина СССР беречь и укреплять общественную,

социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как

источник богатства и могущества родины, как и сточник зажиточной и культурной жизни вс ех

трудящихся. Лица, пок ушающиеся на общес твенную, с оциалистическую собственность, являются

Итак, “паразитов” и “эксплуататоров” Конституции 1918г. заменили “враги народа”. Правда,

Конституция 1936г. причисляла к таковым лишь “экономических нарушителей”. Жизнь, как известно,

Сформулированные таким образом обязанности граждан давали возможность конструировать

любой состав преступления, как бы “легитимизируя” судебную расправу за такие, в частности, деяния,

как “тунеядство”, “скармливание хлеба домашнему скоту и птице” и т.п.

Конституция СССР 1978г. Брежневская конституция “развитого социализма” несколько

изменила словесное оформление оставшейся неизменной тоталитарной сущности режима. Многословие

и расплывчатость формулировок, наряду с некоторым их внешним смягчением, отражают усилия ее

авторов создать видимость перемен в положениях О сновного закона страны.

Глава, посвященная основным правам, свободам и обязанностям граждан, не только

переместилась во второй раздел конституции, озаглавленный “государство и личность”, но и

увеличилась почти вдвое по количеству статей (с 16 до 31). Теперь обязанностям граждан, вместо

четырех статей, было посвящено одиннадцать . При этом была изменена и реда кция обязанностей

граждан, закрепленных в Конституции 1936г. Так, обязанность “соблюдать Конституцию СССР и

советские законы, уважать правила социалистического общежития” была дополнена обязанностью “с

достоинством нести высокое звание гражданина СССР” (ст.59). Обязанность беречь и укреплять

социалистическую собственность дополнена “долгом” гражданина СССР “бороться с хищениями и

расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному

добру”. “Враги народа” исчезли, эта формула была заменена указанием на то, что “лица, пося гающие на

социалистическую собственность, наказываются по закону” ( ст.61). Обязанность трудиться сохранилась,

а “уклонение от общ ественно полезного труда” было признано несов местимым с “принципами

социалистического государства”. Соответствующие статьи представляют собой некие общие запреты, а

не обязанности граждан как субъектов правоотношений с государством. Например, ст.64 устанавливает,

что “долг каждого гражданина СССР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять

дружбу наций и народностей Советского многонационального государства”. Если в соответствии с

текстом этой статьи можно предположить, какие виды поведения запрещены гражданину, то сделать

вывод о том, какие действия нужны, чтобы выполнить эту обязанность, практически невозможно. То же

самое можно сказать и о ст.65, которая обязывает гражданина “уважать права и законные интересы

других лиц, быть непримиримыми к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране

Кроме того, данная норма конституции пытается сделать предметом правового регулирования

человеческие эмо ции ( “уважение”, “непримиримость”), что в принципе невозможно . Пред метом

правового регулирования может быть только поведение люде й, но не их чувства и эмоции.

Ст.66 возлагает на граждан об язанность “заботиться о воспитании детей, готовить их к

общественно полезному труду , растить достойн ыми членами соци алистического общества. Дети

должны заботиться о родителях и оказывать им помощь”. Будучи декларативной и практически не

поддающейся контролю исполнения, эта статья несет в себе определенны й идеологический заряд,

указывая, в каком именно духе родители обязаны вос питывать своих детей. Очевидно, что такого рода

декларация не м огла каким-либо образом пов лиять на реальные отношения в семье, но идеологическая

Ст.67 обязывает граждан СССР “беречь природу, охранять ее богатства”. Это положение

интересно тем, что здесь государство как бы перекладывает одну из с воих весьма важных задач на плечи

То же самое можно сказать и о ст.68, которая провозглаша ет долгом и обязанностью граждан

СССР заботу о сохранении исторических памятников и других куль турных ценностей.

Наконец, ст.69 возлагала на каждого гражданина СССР “интернациональный долг”, который

заключался в том, чтобы “содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран,

поддержанию и укреплению всеобщего мира”. Особенно пикантно это положение констит уции

воспринималось в условиях жесткого ограничения лю бых контактов советских граждан с иностранцами.

Анализ текстов советских конституций, помимо всего сказанного выше, подчеркивает то

обстоятельство, что ныне действующая Конституция РФ, несмотря на некоторые ее пробелы и иные

дефекты, явл яется первым юрид ическим док ументом в истории Росси и, кот орый действ ительно

является Конституцией, чьи положения мог ут оказывать и оказывают реальное влияние на социальную

Конституция 1977 года: значение, плюсы и минусы

К 1977 году принятие новой конституции должно было произойти. В Советском Союзе к тому времени произошли преобразования в социально-экономическом плане, покончено с эксплуатацией, страна успешно развивается, и уже существенно изменился политический строй. Конечно, по-прежнему единственным руководящим органом оставалась незыблемая партия коммунистов, но позади остались развенчанный культ личности вождя народов, период, когда нужно было действовать жестко и даже жестоко, удерживая власть и борясь с противниками советского образа жизни, а классовой борьбы уже не существовало.

Конституция победившего социализма

Принятую в 1936 году Конституцию было решено изменить, внеся важные коррективы, еще в 1962 году. Была уже даже создана Конституционная комиссия, которую возглавил Никита Хрущев. Однако вскоре он был смещен с должности, и вскоре Леонид Брежнев был назначен председателем комиссии, о чем свидетельствовало постановление Верховного Совета. Это был уже 1964 год.

Эта конституция разрабатывалась длительное время, и главным при разработке проекта был вопрос – какое общество строит страна, ведь уже исторически отпала нужда возвеличивать и отдавать приоритеты определенным слоям общества, а других отодвигать на второй план. Теперь Основной Закон страны должен был отобразить в полной мере победу развитого социалистического общества. А разрабатывался данный документ потому так долго, что это был завершающий этап построения зрелого социалистического общества. И когда он набрал свою силу, только тогда можно было теоретически осмыслить этот период, определить концепцию победившего социализма и отразить это документально. Потому разработка новой конституции стала проходить намного быстрее уже в 70-е годы.

Конституция 1977 года

Страна начала жить по-новому

Разрабатывало проект конституции не только правительство. И граждане страны тоже активно участвовали в обсуждении. На протяжении нескольких месяцев на различных предприятиях и в организациях, по месту жительства и в военных частях, на пленумах, собраниях и конференциях люди решали судьбу страны. Более 400 000 предложений они внесли в статьи проекта.

Значок конституции

Не все так идеально в Конституции 1977 года

В Конституции, принятой в 1977 году, есть много положительного, но все же некоторое несоответствие между статьями и теми фактами, которые происходили в те времена в Советском Союзе, имеются.

  • В первых статьях документа говорится о том, что СССР – это общенародное государство. То есть народу принадлежит власть. Ее он осуществляет через Советы народных депутатов, они в свою очередь являются политической основой страны. Но далее в Законе говорится о том, что основой политической системы является КПСС, а все самые важные вопросы государственного значения – политические, экономические, международные – решаются на высшем партийном уровне. Советы остаются в стороне.
  • К отрицательным фактам можно отнести и принудительную службу в армии. Причем призывникам грозила уголовная ответственность за отказ от воинской повинности, не учитывались никакие факторы – ни религиозные, ни идейные.
  • Не была четко прописана норма, позволяющая уехать за рубеж, отказавшись от советского гражданства. Значит, советский человек не обладал подлинной свободой и демократическими правами, как утверждалось в Конституции.
  • Несмотря на уверения Основного Закона, нельзя было устраивать шествия или демонстрации, митинги или собрания, высказывать убеждения, не соответствующие идеологии Коммунистической партии. А свобода слова контролировалась, пресекаясь партийными цензорами.
  • Все так же за рабочим классом сохранились приоритеты как ведущей силы общества.

Если сравнить Основные Законы страны

Новая Конституция отличалась от предыдущей тем, что уже не определяла экономическую основу государства как сформированную путем ликвидации капиталистической системы хозяйствования и частной собственности. Принятый документ утверждал социалистическую собственность, а экономика успешно двигалась вперед благодаря успешному применению научно-технического прогресса во всех отраслях производства и технической оснащенности народного хозяйства.

7 октября 1977 года на сессии ВС СССР была принята новая Конституция. К 60-летию советской власти Леонид Брежнев решил обновить главный документ страны, который оставался неизменным на протяжении четырех десятилетий. Основной посыл обновленной Конституции – построение коммунистического общества без каких-либо классов. В диктатуре пролетариата уже не было необходимости. Советский народ стал единым и уравненным в правах и свободах.

Подготовка и принятие Конституции

После принятия в 1936 году сталинской Конституции много воды утекло. Мир изменился, люди нуждались в иных целях. Поэтому Леонид Ильич отдал распоряжение собрать Конституционную комиссию для разработки главного документа страны. В новой версии важно было отобразить все изменения, которые произошли в национальной, экономической и социальной сфере. Важное условие – документ должен соответствовать нормам международного права.

Конституция СССР 1977

Проект новой Конституции опубликовали 4 июня. Была добавлена статья о наказах избирателей, а также внесены изменения в 118 статей. Официально в обсуждении нововведений участвовали 140 млн. человек. Но эта цифра явно завышена, поскольку многие принимали участие лишь формально. 7 октября прошла внеочередная сессия ВС СССР. На ней и утвердили основной закон страны.

Главные принципы Конституции 1977 года

Обновленный Основной закон провозглашал курс на построение развитого социализма. В диктатуре пролетариата уже не было смысла, поскольку за столько десятилетий сформировалась общность людей, считающих себя советским народом. Конституция призывала помогать друг другу, беспокоиться о благе каждого гражданина. Звучало обещание и дальше идти к светлому будущему, к коммунизму.

Отдельно внимание уделялось Коммунистической партии. Она и дальше возлагала на себя главенствующую роль во всей политической системе. КПСС представляла интересы народа, определяла курс для дальнейшего развития. Лишь коммунисты имели право определять внутреннюю и внешнюю политику государства. Они гарантировали в конечном итоге победу коммунизма.

В Конституции были прописаны права граждан на:

  • Получение среднего образования.
  • Свободный выбор профессии.
  • Получение жилья.
  • Свободу слова.
  • Участие в демонстрациях, шествиях или собраниях.

Главный закон страны определял гарантии выполнения всех прав и свобод. Кроме того, в документ включили 10 положений Хельсинского акта о принципах межгосударственных отношений. Предусматривалось наказание за пропаганду войны.

Принципы Конституции СССР

Главная особенность Конституции – расширение социалистической демократии. Полномочия граждан постепенно увеличивались. Обещалась гласность, учет общественного мнения, усиление народного контроля. С этого времени значительно увеличилось число общественных организаций. Количество комитетов народного контроля возросло до 250 тыс. Конечно, деятельность организаций во многом была ограничена. Но все же людям дали возможность получить минимальный опыт самоуправления.

Критический взгляд на новую Конституцию СССР

Конституция – это главный документ страны, который в обязательном порядке должен иметь правовые основы. Все положения закона важно четко формулировать, чтобы можно было объективно проверить правильность их исполнения. Но Конституция 1977 года была скупа на конкретные правовые нормы. Вместо этого статьи состояли из деклараций.

Верховный Совет

Наблюдались неоднократные случаи игнорирования статей главного закона. Хотя четких правил проведения референдума не было, все же упоминание о нем имелось даже в предыдущей сталинской Конституции. Несмотря на это в 1968 году без каких-либо предупреждений в Чехословакию вторглись советские войска. Но, по сути, нужно было вынести этот вопрос на референдум.

Конституция 1977 года имела явные противоречия. С одной стороны, народ получал право влиять на политические решения через Совет народных депутатов. Но с другой стороны, главенствующее положение занимала Коммунистическая партия. В статье 6 за КПСС закреплялось право решать все государственные вопросы. Советы роли не играли. В итоге новая Конституция лишь усилила влияние руководства КПСС.

Монополия власти

Даже в сталинской Конституции 1936 года в перечне общественных организаций партию упомянули единожды в конце статьи. В брежневском документе имеется указание на руководящую роль КПСС. Это была явная попытка Леонида Ильича окончательно монополизировать власть, не допустить инакомыслия среди политиков. Иных партий и существовать не должно было. Их представители все равно ничего бы не решали.

Брежневская Конституция

Никакого явного прогресса новая Конституция не принесла. Она была преемницей предыдущих законов, только немного обновленной в соответствии с тенденциями эпохи. В конце 70-х наблюдался застой в общественной жизни. Многие статьи Конституции были фиктивны и не соблюдались на практике.

Кроме того, пропагандируя равноправие, само руководство и не думало становиться на один уровень с простым народом. В правящих кругах процветала коррупция, кумовство. Верхушка не стеснялась пользоваться служебным положением в личных интересах. Брежневской Конституцией попытались замылить людям глаза, отвлечь от реальных проблем, сделать вид, что страна развивается. Но все это оказалось обычной фикцией.

Подготовка проекта новой всесоюзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Конституция СССР 1977 г. принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября.

Структура Конституции 1977 г.

  • I раздел — Основы общественного строя и политики;
  • II раздел — Государство и личность;
  • III раздел — Национально-государственное устройство;
  • IV раздел — Советы народных депутатов и порядок их избрания;
  • V раздел — Высшие органы власти и управления;
  • VI раздел — Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках;
  • VII раздел — правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;
  • VIII раздел — О гербе, флаге, гимне и столице государства;
  • IX раздел — Действие Конституции и порядок ее применения.

Особенности Конституции СССР 1977 г.

Утверждала впервые в истории СССР окончатель­ное построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства;

Общегосударственная цель поданной Конституции — формирование бесклассового коммунистического общества, где все будут равны и по правам, и по обязанностям;

Впервые данная Конституция вводила некоторые формы непосредственной демократии, а именно: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство), но, естественно, всем этим правам всегда сопутствовали обязанности;

Коммунистическая партия по-прежнему была проводником официальной политической идеологии, ей принадлежала руководящая и направляющая роль;

Конституция 1977 г. провозглашала принцип демократической централизации органов власти, что означало их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, их вертикальную соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим.

Устанавливалась обязанность органов Советского государства соблюдать социалистическую законность.

Устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам — например, право коллективов организации участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.

Конституционные основы СССР

  1. Политическая основа: СССР — социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочего класса;
  2. Экономическая основа: социалистическая собственность (государственная собственность) на средства производства и землю;
  3. Социальная — нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г.

Народ являлся единственным источником власти в государстве;

Советы народных депутатов — единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный Совет, Совет автономных республик — выс­шие органы власти (срок их полномочий — пять лет; в составе Верховного Совета формировался также Президиум); местные Советы народных депутатов (срок их полномочий — 2,5 года);

Высший исполнительно-распорядительный орган — Совет министров СССР. Компетенция Верховного Совета СССР — это все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик — право законодательной инициативы в Верховном Совете.

Схемы

Третья конституция Союза СССР

Как и предыдущие Конституции, Конституция 1977 года распределяла полномочия между союзными и республиканскими органами власти. В Основном законе также были гарантированы важнейшие права человека и гражданина и регламентированы основы правосудия.

89

Третья и последняя Конституция СССР была принята в 1977 году на внеочередной сессии Верховного Совета. Она состояла из преамбулы и восьми глав.

Осуществление государственной власти СССР

Формально высшим органом власти в СССР был Верховный Совет. Однако фактически и Верховный Совет, и Совет министров выполняли решения Политбюро и Центрального комитета партии. Во всех эшелонах власти дублировались функции парткомов и исполкомов.

90

Конституция СССР 1977 г. закрепляла руководящее положение Коммунистической партии и обеспечивала слияние государственных и партийных структур.

Органы государственной власти и управления СССР по конституции 1977 г.

Высшим органом каждой республики и автономной республики был Верховный Совет. Ему соответствовал исполнительный орган – Совет министров. При областных, краевых, окружных, районных, городских и сельских советах депутатов действовали исполкомы.

91

Руководящую роль в государстве выполнял Верховный Совет СССР, который состоял из Совета Союза, Президиума Верховного Совета и Совета национальностей. Исполнительную функцию власти по Конституции 1977 года выполнял Совет Министров СССР.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Союзные республики

Четырнадцать советских республик были унитарными, хотя некоторые из них и включали автономные территориальные образования (АО и АССР). Единственной федерацией в составе СССР была Россия. Число республик оставалось неизменным до 1991 года.

92

Советский Союз по Конституции 1977 года состоял из пятнадцати республик, единственной федеративной из которых была РСФСР. Крупнейшими национально-государственными образованиями оставались Российская СФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе РСФСР

АССР обладали признаками государственности. Автономные области и округа входили в состав областей и краёв и не имели признаков государственности, хотя были образованы по национальному признаку. Все они были представлены в Совете Национальностей.

93

По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в себя другие автономные области и республики. Так, РСФСР состояла из Башкирской, Бурятской, Дагестанской, Калмыцкой, Карельской, Мордовской, Марийской и других автономных республик.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе других союзных республик

В составе Грузии существовали две АССР и одна автономная область, в составе Азербайджана – одна АССР и одна автономная область. В составе Таджикской СССР существовала Горно-Бадахшанская АО, а в составе Узбекистана – Каракалпакская АССР.

94

По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в свой состав другие автономные республики и области. Так, Нагорно-Карабахская автономная республика входила в состав Азербайджанской ССР, а Аджарская – в состав Грузинской ССР.

Судебная система СССР по конституции 1977 г.

Основными кассационными инстанциями были верховные суды союзных республик. Наивысшей кассационной инстанцией был Верховный Суд СССР, которому в обход системы республиканских, областных, краевых и окружных судов подчинялись военные трибуналы.

95

Верховный Суд СССР по Конституции 1977 года возглавлял всю судебную систему государства, ему подчинялись суды всех национально-государственных образований. Верховный Суд также имел прямую власть над Военными трибуналами в Вооружённых Силах.

По своей структуре новая Конституция отличалась от предшествующих ей (1918,1924,1936гг.).

Она состояла из преамбулы, которая содержала некоторые положения политического, научного и практического значения, и 174-х статей. В преамбуле Конституции констатировалось построение “развитого социалистического общества” и создание “общенародного государства”, а в качестве цели указывалось построение “бесклассового коммунистического общества”, базирующегося на общественном самоуправлении.

Конституция состояла из следующих разделов: 1) Основы общественного строя и политики; 2) Государство и личность; 3) Национально-государственное устройство; 4) Советы народных депутатов и порядок их избрания; 5) Высшие органы власти и управления; 6) Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; 7) Правосудия, арбитражи и прокурорский надзор; 8) Герб, флаг, гимн и столица; 9) Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция СССР 1977 года подчеркивала свою преемственность (1918,1924,1936гг.), но имела и определенные отличия. Впервые в Кон-ции появился специальный раздел об основах общественного строя и политики СССР. Термин “общественное устройство” был заменен понятием “основы общественного строя”. К общественному строю Конституция относила политическую и экономическую системы. Кон-ция 77г. определяла СССР как социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

В Конституции впервые была дана характеристика политической системы и составляющих ее компонентов. Подчеркивалось, что в СССР вся власть принадлежит народу. Политической основой СССР выступили Советы народных депутатов, что соответствовало сложившимся в СССР общественным отношениям. Подчеркивалась роль КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества. Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Высшим судебным органом в СССР яв-ся Верховный Суд. Все судьи и народные заседатели должны быть независимы и подчиняться только закону. Впервые вводится понятие “презумпции невиновности”, т. е. никто не может быть призван виновным в совершении преступления иначе как по приговору судьи.

Новая Конституция значительно расширила полномочия профсоюзных и других общественных организаций.

Для Конституции СССР 1977г. характерна преемственность положений об экономической системе социалистического общества. Важное значение имело указание на то, что никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных интересах.

Новый раздел в К-ции “Государство и личность”. Существенные изменения общественных отношений обусловили необходимость выдвижения на одно из первых мест в Основном Законе регулирование взаимоотношений государства и личности.

Конституция закрепляла новые формы “непосредственной демократии”: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права; право на обжалование действий должностных лиц; на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство гражданина; критику действий государственных и общественных организаций и т. д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась “неразрывная связь” прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большой определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

Читайте также: