Наука в эпоху просвещения кратко

Обновлено: 05.07.2024

В XVIII в. впервые за последнее тысячелетие образованные люди были столь единодушно согласны в том, что все беды от невежества, а знание — это благо. Это убеждение высказывалось постоянно, независимо от национальности и языка авторов, и подкреплялось одним и тем же сравнением: поток солнечного света торжествующе пробивается через чёрные тучи и рассеивает их. Свет символизировал добро, знание, разум, а тьма — зло и невежество.

Отсюда и возникло понятие Просвещение, обозначавшее особую культурную эпоху, проходившую под знаком свободы и всевластия разума. Появляется искренняя убеждённость в том, что человеческий разум может познать любые секреты вселенной, что это ключ, который отопрёт замок природы, стоит только правильно его применить. Веком Просвещения обычно считается период конца XVII — конца XVIII в. (до Французской революции).

В годы научной революции учёные стали выяснять, по каким законам живёт природа. И уже тогда возникла мысль о том, что если человек — это часть природы, а общество — творение человека, то и они подчиняются чётким законам, которые остаётся только выявить. Причём если природа живёт по своим законам, того не осознавая, то человек обладает свободой воли и, не зная этих законов, нарушает их. Этим и объясняли то, что и природе царит гармония, которой нет в обществе, где свирепствуют голод и войны, где приходится сталкиваться со злом, невежеством, нищетой.

Одной из главных задач деятелей века Просвещения становится именно изучение общества, а целью — понять, какие загоны им управляют. Только поняв эти законы, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Просветить государей, показать им, как они должны управлять своими подданными. Просветить, образовать народ, поскольку чем более народ просвещён, тем более он независим от чужих суждений, тем лучше он понимает и собственное благо, и то, как устроено общество.

Просвещение — это не только созидание, но и борьба — с невежеством, с предрассудками, с тиранами, забывшими истинные истоки своей власти. Необходимо всё подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Произведения, содержавшие такую критику, вне зависимости от их жанра в то время называли философскими, а их авторов — философами, сегодня мы чаще называем их просветителями.

Новый взгляд на человека и общество

Для Локка важно иное. В естественном состоянии господствуют свобода и равенство. Но ради безопасности и сохранения собственности человек передаёт ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства. Он меняет одну свободу на другую, поскольку естественная свобода заменяется свободой человека в обществе. Если раньше он подчинялся только закону природы, то теперь он готов подчиняться законодательной власти, созданной по всеобщему согласию.

Если Гоббс выступает за абсолютную монархию, то для Локка власть обязательно должна быть ограничена, должен существовать орган, к которому люди могли бы обратиться за запитой от власти. Важнейшую роль у Локка играет равенство пред законом, который принимают по согласию большинства.

Согласно идеям Руссо люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Но эта власть, возникающая из общего согласия, имеет право требовать от человека всё, что ей нужно даже отдать жизнь ради общества. Она имеет право контролировать мысли и поступки людей, а при необходимости и воспитывать их такими, какими они будут для неё наиболее полезны.

На примере учения Руссо можно проследить и радикальные тенденции в политической мысли XVIII в. Руссо в своих трудах провозглашал суверенитет народа на основе полного равенства и высказывал идеи о возможности свержения тирании пocpeдством народного восстания. Таким образом, был сделан шаг от просветительства к революции, к массовым действиям.

Веротерпимость

Научная революция возродила античную идею прогресса (от лат. progressus — движение вперёд, успех) разума, который приумножает человеческие знания, заставляет природу выдавать свои тайны и тем самым увеличивает власть над ней человека. Именно прогресс разума обеспечивает прогресс общества: оно становится всё лучше именно по мере того, как становится всё более и более просвещённым.

Просветители отстаивали идею о том, что вера — личное дело каждого, государство не должно её навязывать. Теперь был уже лишь один шаг до отделения церкви от государства. Этот процесс начнёт повсеместно происходить с конца XVIII в.

Космополитизм

Просвещение отличалось в разных европейских странах – они имели свои традиции и проблемы Гоббс и Локк писали под впечатлением от Английской революции XVII в. и ожесточённых религиозных конфликтов, французов волновали вопросы законности и границ власти, ограничения монархии и проведения реформ, в которых нуждалось государство. В германских землях просвещение началось позже, оно во многом развивалось в общем русле, как видно из творчества Иммануила Канта (1724–1804). Его особенностью стало то, что немецкие просветители возлагали немало надежд на государство, которое должно было проводить необходимые обществу реформы.

Став реакцией на возведение в XVII в. новых национальных, языковых и религиозных преград между государствами, космополитизм утверждал братство, основанное на едином для всех народов естественном праве, создавал интеллектуальное пространство без границ. Переписка, путешествия, дружеские контакты, музыка и опера, научные и религиозные сообщества, развитие международной торговли — всё это покрывало Европу густой сетью культурных и экономических связей. В то же время ещё больше закреплялось культурное влияние Франции, проявлявшееся уже в XVII в.: ориентиром становятся французские литература и искусство, мода, правила поведения.

Уже тогда планы единой Европы включали в себя признания естественного равенства всех европейских народов, их права на свой выбор (т. е. фактически на самоопределение), принципа невмешательства во внутренние дела соседних государств. В трактате можно найти даже предложение об унификации политических систем. И главная цель этих преобразований — достижение всеобщего мира.

Развитие науки в XVIII в.

Научная революция в начале XVI столетия заканчивается, до XIX в. столь впечатляющей череда открытий, изменяющих мир, уже не будет. Тем не менее те процессы, которые происходили в европейской науке в век Просвещения, были весьма важными.

Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и учёных, заниматься многими науками. Одновременно оказывается затруднительно в силу большого объема накопленных специальных знаний. Собирать материал для наследований становится модным: учёные и просто состоятельные люди увлекаются составлением коллекций окаменелостей, гербариев, в которых были собраны в том числе и растения из экзотических стран. Возникают и крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов: Британский музей (Лондон), Эрмитаж (Санкт-Петербург), к концу века открывается для посетителей королевское собрание в Лувре (Париж).

Появляются всё новые и новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках), начинают активно ставиться опыты электричеством. Всё это создавало предпосылки для нового взлёта европейской научной мысли в следующем столетии.

В эпоху Просвещения учёные искали ответы на вопросы о том, по каким законам живёт общество и что нужно сделать, чтобы оно достигло процветания . Философы критиковали устоявшиеся традиции, полагая, что все их необходимо поверять одним инструментом — собственным разумом .

Достижения эпохи Просвещения

Многочисленные достижения эпохи Просвещения в науке, технике, политике, литературе и философии навсегда изменили мир. Именно тогда зародился гуманизм, были сделаны большие шаги вперёд в антропогенезе и эволюционизме, достигнут огромный культурный прогресс.

Достижения человечества

Суть эпохи Просвещения

Этот важнейший период в истории частично охватывает 17-18 века. Эпоха Просвещения началась под воздействием научной революции и ознаменовалась развитием философской, общественной и научной мысли. Был достигнут огромный прогресс сразу во множестве областей, во многом благодаря деятельности великих просветителей Европы – Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескьё и других. При этом не существует единой датировки эпохи Просвещения – началась она либо в конце 17 века, либо в середине 18, в зависимости от мнения конкретного исследователя, а закончилась либо в 1778 году (когда скончались Вольтер и Руссо), либо в 1800 году, с началом Наполеоновских войн.

Основные достижения эпохи Просвещения

Суть эпохи Просвещения кратко

Важнейшим достижением эпохи Просвещения был отказ от религиозного миропонимания. Мыслители начали обращаться к разуму, как к единственному критерию познания общества и человека. Именно тогда впервые в истории человеческой цивилизации люди задумались над тем, чтобы поставить научно-технический прогресс на службу общественному развитию.

Основные достижения эпохи Просвещения кратко

Достижения эпохи Просвещения кратко

Великие просветители Европы

Некоторые достижения эпохи Просвещения

Достижения эпохи Просвещения в области культуры

Новое время (XVI—XVII вв) стало определяющим периодом для эпохи просвещения (XVIII - XIX). С началом Нового времени произошёл гносеологический поворот в философии – учение о познании. Раньше была онтология (понимание того как устроен мир) – эпоха Возрождения, в Новое время – наукоцентризм. Теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы и с эмпирическими, опытными сведениями, что резко усилило познавательные возможности науки.

1) сосредоточить­ся на изучении отдельных процессов и явлений с тем, чтобы использовать впоследствии полученное знание о свойствах и законах этих процессов в технических и технологических целях;

В 1660 году основано Лондонское королевское общество, в 1666 году - Парижская Академия наук. В Россию идеи Просвещения проникают с Петровскими реформами, в 1724 году основана Петербургская Академия наук.




Образцом такого мышления выступает основной эпистемический треугольник. Ученый может построить мир, потому что за ним стоит следующая схема:

2. Сотворил человека, способного постигать мир и действовать в нем

3. Сотворил мир, вложил законы (устроил мир математическим способом)

Нептунисты: связано со всемирным потом (водой)

Плутонисты: связано с вулканической породой.

Выделение биологии произошло благодаря тому, что Карл Линней и Шорт Бюфон ввели систематика в областях ботаники и зоологии. Происходит становление химии (это связано с именем Лавуазье).

Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяготения и разработал на его основе теорию движения небесных тел. В XVIII веке революционные открытия были совершены в астрономии Кантом и Лапласом, а также в химии — ее начало связано с именем Лавуазье. К этому периоду относится деятельность Ломоносова, предвосхитившего многое из последующего развития естествознания.

В XIX веке в науке происходили непрерывные революционные перевороты во всех отраслях естествознания.

Однако как реакция на крайности эпохи Просвещения в Германии возникает романтизм. Романтическое движение противопоставляет разуму чувство, рациональному — интуитивное. Интерес к загадочному, иррациональному, таинственному. Математику противопоставляется образ поэта — того, кто может постигнуть природу.

Новое время (XVI—XVII вв) стало определяющим периодом для эпохи просвещения (XVIII - XIX). С началом Нового времени произошёл гносеологический поворот в философии – учение о познании. Раньше была онтология (понимание того как устроен мир) – эпоха Возрождения, в Новое время – наукоцентризм. Теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы и с эмпирическими, опытными сведениями, что резко усилило познавательные возможности науки.

1) сосредоточить­ся на изучении отдельных процессов и явлений с тем, чтобы использовать впоследствии полученное знание о свойствах и законах этих процессов в технических и технологических целях;

В 1660 году основано Лондонское королевское общество, в 1666 году - Парижская Академия наук. В Россию идеи Просвещения проникают с Петровскими реформами, в 1724 году основана Петербургская Академия наук.

Образцом такого мышления выступает основной эпистемический треугольник. Ученый может построить мир, потому что за ним стоит следующая схема:

2. Сотворил человека, способного постигать мир и действовать в нем

3. Сотворил мир, вложил законы (устроил мир математическим способом)

Нептунисты: связано со всемирным потом (водой)

Плутонисты: связано с вулканической породой.

Выделение биологии произошло благодаря тому, что Карл Линней и Шорт Бюфон ввели систематика в областях ботаники и зоологии. Происходит становление химии (это связано с именем Лавуазье).

Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяготения и разработал на его основе теорию движения небесных тел. В XVIII веке революционные открытия были совершены в астрономии Кантом и Лапласом, а также в химии — ее начало связано с именем Лавуазье. К этому периоду относится деятельность Ломоносова, предвосхитившего многое из последующего развития естествознания.

В XIX веке в науке происходили непрерывные революционные перевороты во всех отраслях естествознания.

Однако как реакция на крайности эпохи Просвещения в Германии возникает романтизм. Романтическое движение противопоставляет разуму чувство, рациональному — интуитивное. Интерес к загадочному, иррациональному, таинственному. Математику противопоставляется образ поэта — того, кто может постигнуть природу.

На рубеже XVII-XVIII веков европейским ученым удалось по-новому объяснить многие явления окру­жающего мира. Эпоха Просвещения была отмечена обогащением науки новыми важными открытиями, которые разрушили прежнюю картину мира и способствовали созданию нового научного мировоззрения.

Исаак Нью­тон (1642-1727)

Важнейшая роль в пересмотре научных представлений принадлежит Исааку Нью­тону (1642-1727).

Ньютон родился в самый разгар граждан­ских войн в Англии, в глухой деревеньке Вулсторп, в семье недавно умершего фермера. В школе мальчик производил впечатление мечтателя, неспособного к серьезным занятиям. В возрасте 14 лет юноша стал всерьез заниматься наукой. Поступив в Кембридж­ский университет, он уже через несколько лет стал профессором кафедры математики. К тридцати годам молодой человек был уже академиком, членом Королевского общества. Ему удалось объяснить, почему любой брошенный вверх предмет обязательно падает на землю (вследствие действия закона всемирного тяготения), им были открыты основные законы механики (раздела физики) и многое другое. Череду научных открытий, начатую Ньютоном, продолжили другие выдающиеся ученые Европы.

Пьер Симон Лаплас (1749-1827)

Читайте также: