Наука в древнем мире кратко

Обновлено: 05.07.2024


Доисторический период: не было философии и науки, поскольку все находилось во власти традиций, когда человек ориентировался на прошлые культурные образцы и мышление не могло выйти за его пределы, что принципиально ограничивало творческие возможности человеческих сообществ, делало их развитие похожим на течение равнинной реки.

Исторический период: возникновение и развитие философии и науки.

Середина 1 тысячелетия до н.э. считается периодом возникновения философии и науки – 1 этап Античность.

  • Преднаука
  • Наука в собственном смысле слова.

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Включает в себя все условия и моменты этого производства наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания. Наука – необходимое следствие общественного разделения труда; она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой – сперва очень малочисленной группы людей.

Функции науки:

  • культурно-мировоззренчесская;
  • непосредственная производственная сила;
  • социальная сила.

Одновременно с процессом возникновения и укрепления культурно-мировозренческих функций науки, занятия наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества.

(историческое) многообразие форм науки (диахронный плюрализм науки):

  • Древняя восточная преднаука (вавилонско-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская)
  • Античная наука
  • Средневековая европейская наука
  • Новоевропейская классическая наука
  • Неклассическая наука
  • Постенклассическая наука

Восточная преднаука:

Наука появляется в странах Древнего Востока (в осевое время): в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики.

Производство идей, представлений, сознания первоначально было непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни.

Первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилонии, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительного количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей науки.

Достояние восточной цивилизации было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции главной функцией науки является объяснительная функция;

её основная задача – познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек.

Для возникновения науки в ее собственном понимании были необходимы определённые социальные условия:

  • достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений (приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность систематических занятий наукой),
  • наличие богатой и широкой культурной традиции, допускающей свободное восприятие достижений разных культур и народов.

Эти условия сложились к VI в. до н. э. в Древней Греции, где и возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит и др.), объяснявшие действительность через естественные начала. Это было теоретическое знание, в котором на первый план выдвигались его объективность, логическая убедительность.

Древнегреческая наука (Аристотель и др.) дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления, которые были во многом несовершенны, но сыграли выдающуюся роль в истории культуры:

  • они ввели в практику мыслительной деятельности систему абстрактных понятий, относящихся к миру в целом,
  • превратили в устойчивую традицию поиск объективных, естественных законов мироздания и
  • заложили основы доказательного способа изложения материала, что составило важнейшую черту науки.
  • теоретичность (источник научного знания – мышление)
  • логическая доказательность
  • независимость от практики
  • открытость критике
  • демокраизм

астрология, алхимия, религиозная герменевтика.

Огромный вклад в развитие науки внесли учёные арабского Востока и Средней Азии (Ибн Сина 10-11вв, Ибн Рушд 12в, Бируни 10-11вв и др.), сумевшие сохранить и развить древнегреческую традицию, обогатив её в ряде областей знания.

  • Теологизм
  • Непосредственное обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества
  • Схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения)
  • Догматизм (способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретные условий места и времени, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины.). Наука должна была выполнять роль служанки богословия и согласовывать свои утверждения.

Новоевропейская классическая наука

(15-16 века эпоха Возрождения и 17в-нач 20в Новое время) - прообраз современной науки.

Отличительные черты от предыдущих этапов:

Отличается от предыдущих этапов:

  • от средневековья - против схоластикой науки
  • от античной - начинает учитывать практические потребности общества

Парадигмальные образцы: аналитическая геометрия Декарта, механика Галилей и Ньютона, матанализ Ньютона, Лейбниц, Коши.

Онтологические основание:

  • антителеологизм,
  • детерминизм (учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.Утверждает объективный характер причинности)
  • механицизм (мировоззрение, объясняющее развитие природы и об-ва законами механической формы движения материи, к-рые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения. Исторически возникновение и распространение М. было связано с достижениями классической механики 17-18 вв. (Галилей, Ньютон и др.))

Гносеологические основания: объективные м-ды исследования, эксперимент, математическая модель объекта,дедуктивно-аксиматический способ построения теории.

Социальные основания: дисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений (научные лаборатории, институты и др), востребованность науки обществом, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки, возникновение массовой науки. Осознание ограниченности когнитивных ресурсов классической науки (кон 19 нач 20вв) – начало кризиса основ. Открыты: теория относительности, квантова механика, конструктивная логика и математика и др.

Неклассическая наука

конец 19 в - конец 20в(этап новоевропейской) теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

  • релятивизм (пространства, времени, массы) - идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Признавая относительность знаний Р. отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир,
  • индетерминизм (фундаментальных взаимосвязей объектов) - отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме - отрицание причинности вообще)
  • массовость (множество объектов любого рода – статическая система)
  • системность
  • структурность
  • организованность
  • эволюционность систем и объектов.

Гносеология:

  • субъект-объектность научного знания
  • гипотетичность
  • вероятностный характер научных законов и теорий
  • частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания

Методология:

  • отсутствие универсального научного метода,
  • плюрализм научных методов и средств ((лат. множественный) - концепция, противоположная монизму, по к-рой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу)
  • интуиция,
  • творческий конструктивизм (критерия истины просто нет места – изобретения оцениваются с точки зрения эффективности, а не истинности)

Пик 70-ые годы 20 века.

В эпоху НТР происходит новая, коренная перестройка науки, она уже не просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей силой прогресса материального производства.

Постнеклассическая наука

начало с конца 70-ых 20 в(описал В.С. Степин)

Лидеры: биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке.

Главный предмет: сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития (механические, физические, химические, биологические, экологические, инженерно-технические, технологические, компьютерные, медицинские, социальные и др.)

Идеология, философские основания, методология: существенно отличаются и во многом несовместимы с принципами предыдущих этапов новоевропейской науки.

Принципы онтологии:

  • Системность
  • Структурность
  • Органицизм
  • Нелинейный (многовариантный) эволюционизм
  • Телеологизм
  • Антропологизм

Гносеологические основания:

  • Проблемная предметность
  • Социальность (коллективность) научно-познавательной деятельности
  • Контекстуальность научного знания
  • Полезность
  • Экологическая и гуманистическая ценность научной информации

Методология:

  • Методологический плюрализм
  • Конструктивизм
  • Консенсуальность
  • Эффективность
  • Целесообразность научных решений.

Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам человек - так называемые "человекоразмерные комплексы"; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы "человек-машина", которые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т.д. С такими системами осложнено, а иногда и вообще невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без определения границ возможного вмешательства человека в объект, что связано с решением ряда этических проблем.

Поэтому не случайно на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т.д.) и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Часто универсальный, или глобальный, эволюционизм понимают как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах.

Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным путем инсулин, интерферон (защитный белок) и т.д.

Основная цель генных технологий - видоизменение ДНК. Работа в этом направлении привела к разработке методов анализа генов и геномов (совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом), а также их синтеза, т.е. конструирование новых генетически модифицированных организмов. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии - клонирование.

Внесение эволюционных идей в область химических исследований привело к формированию нового научного направления - эволюционной химии. Так, на основе ее открытий, в частности разработки концепции саморазвития открытых каталитических систем, стало возможным объяснение самопроизвольного (без вмешательства человека) восхожде ния от низших химических систем к высшим.

Наметилось еще большее усиление математизации естествознания, что повлекло увеличение уровня его абстрактности и сложности. Так, например, развитие абстрактных методов в исследованиях физической реальности приводит к созданию, с одной стороны, высокоэффективных теорий, таких как электрослабая теория Салама-Вайнберга, квантовая хромодинамика, "теория Великого Объединения", суперсимметричные теории, а с другой - к так называемому "кризису" физики элементарных частиц.

обусловлен существенным различием предметов и методологии разных научных дисциплин. А также реализуемых в них идеалах, норм научного исследования, форм организации деятельности.

Выделяют 4 класса наук:

  • Логико-математические
  • Естественно-научные
  • Инженерно-технические и технологические
  • Социально-гуманитарные.

Объединяющее общее сложно назвать. Проще найти различия по разным основаниям: предмет, способ конструирования знания, способ конструирования знания, критерии истинности, способ организации научных сообществ и их ценностным ориентациям.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Тема 2. Наука в эпоху античности и средневековья Преднаука и эволюция смысла научности. Культура античного полиса. Становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организация науки в средневековых университетах. Астрология, магия, алхимия.


Тема 3. Наука в эпоху Возрождения Особенности науки в период рождения новой культуры: светский характер, натурализм, антропоморфизм, синтез дисциплин. Революция в познании и новая естественнонаучная картина мира. Великие географические открытия и расширение горизонтов познания. Первые шаги в области систематизации знания (систематика растений, возникновение научной анатомии и др.). Роль механико-математической модели мира и гелиоцентрической космологии Коперника в освобождении науки от влияния теологии.

Тема 4. Возникновение современной науки в Западной Европе Исторические условия и социокультурные предпосылки новоевропейской науки. Концептуальные различия между Средневековой наукой и наукой Нового времени. Ф. Бэкон о значении истории науки. Критический дух, объективность, практическая направленность – характерные черты науки Нового времени.

Вторая половина XIX – начало XX вв. Кризис в основаниях классической науки и глобальная научная революция в математике, физике и социальных науках (начало XX в.). Неклассическая наука и ее философско-методологические последствия. Создание теории относительности и квантовой механики – начало этапа неклассической науки. Онтология неклассической науки: релятивизм, индетерминизм, нелинейность, массовость, синергетизм, системность, структурность, организованность, эволюционность научных объектов. Гносеология неклассической науки: субъект – объектность научного знания, гипотетичность, вероятностный характер научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм. Научно-техническая интеграция.

Середина XX в.: научно-техническая революция. Создание наукоемкой экономики. Превращение науки в главный источник инноваций и решающую силу общественного прогресса. Наука – важнейший объект государственной научной политики развитых стран. Технократизм и его негативные последствия. Необходимость экологического и гуманитарного контроля над научно-техническим развитием. Биология, экология, глобалистика и науки о человеке – лидеры постнеклассического этапа. Предмет исследования неклассической науки – сверхсложные системы (механические, физические, химические, биологические, экологические, космологические, инженерные, компьютерные, технологические, медицинские, социальные и др.).

Постнеклассическая наука. Принципы онтологии постнеклассической науки: системность, структурность, органицизм, эволюционизм, телеологизм, финализм, антропологизм. Гносеология постнеклассической науки: проблемность, коллективность научно-познавательной деятельности, контекстуальность научного знания, экологическая и гуманистическая направленность научной информации. Методология постнеклассической науки: методологический плюрализм, конструктивизм, коммуникативность, консенсуальность, целостность, эффективность и целесообразность научных решений. Компьютерная, телекоммуникативная и биотехнологическая революция в науке. Высокие технологии – основа развития экономики, переход к созданию информационного общества.

У нас длинная история. И с каждым археологическим открытием истоки человечества все отдаляются. Еще недавно считалось, что Homo Sapiens появился на Земле 40 000 лет назад, сегодня открыты следы его деятельности, указывающие на возраст первого человека в 2 000 000 лет. Думаю, это не конечная цифра.

Итак, человечество существует очень давно. И если использовать здравый смысл, то нетрудно понять, что за этот огромный промежуток времени было сделано многое и накоплен очень ценный опыт — два миллиона лет не могли пройти бесследно. Однако особенность человека в том, что, устремляясь в будущее, он пренебрегает прошлым. Так, примерно в середине XVIII века, когда в науке стала преобладать механистическая модель вселенной, а существовавшие в то время религии дискредитировали себя в глазах думающих людей, появилось представление о том, что только наука способна повести человечество вперед, а религия, мифология и философия, которые давали жизнь цивилизациям на притяжении всех предыдущих эпох, устарели и не подходят для нового времени.


Однако возникают сомнения насчет примитивности древних цивилизаций. Дело в том, что некоторые из них существовали тысячелетиями, чем пока не могут похвастаться современные формы общественного устройства. Вызывает вопросы и техническая отсталость народов прошлого. Сегодня считается, что развитие науки влечет упадок религиозных форм и наоборот. Из этого можно сделать вывод, что наука в древности была развита слабо, так как религия была очень сильна. И поскольку наука со времен Конта представляется вершиной цивилизации, то древние религиозные общества не обладали научными знаниями и потому были примитивны. Однако факты доказывают, что наука в древности не просто существовала, но и достигла немалых высот. Итак…

Математика

Из древних математика у нас связывается разве что с именем Пифагора. Однако приписываемая ему теорема использована на практике в строении пирамид на плато Гиза и на Юкатане. Теорема Пифагора также была сформулирована древнеиндийским математиком Баудхаяной, который жил, по одной из версий, в VIII веке до н.э.[1]

Большие и малые числа

В Ведах, основной религиозной книге bндуизма, мы видим множество научных сведений. Так, наименьшее число, упомянутое в Ведах, — крати. Оно равно 1/34 000 секунды. Самое большое число — кальпа — это 4,32 биллиона лет. Интересно было бы узнать, для каких целей использовались такие цифры.

Папирус Ринда

Папирус Ринда

Астрономия

Физика

Багдадская батарея

Багдадская батарея

Технологии

Механизм Антикитера

Механизм Антикитера

Необычный артефакт , найденный во время раскопок мастабы чиновника Сабу в Саккаре , датируемой 3100-3000 гг. до н.э . Схожие формы имеют рабочие органы современных мешалок для химических процессов, но следов химической коррозии на диске не обнаружено.

Диск Сабу

Диск Сабу

До открытия ассирийской линзы считалось, что первое увеличительное стекло было сделано Леонардо да Винчи. Линза Нимруда была найдена при раскопках в Нимруде , одной из древних столиц Ассирии . Предполагают, что она использовалась в качестве лупы или части телескопа. Галилей якобы утверждал, что телескопы были известны задолго до его официального изобретения голландцем Хансом Липперсгеем в 1608 году.[3]

Линза Нимруда

Линза Нимруда

Также известно много предметов, похожих на антенны, электрические элементы и т. д. Подлинность многих из них ставится под сомнение.

Биология и медицина

Существуют находки скелетов возрастом 30-60 тыс. лет, на которых явны следы успешных ампутаций и трепанаций черепа. Причем сросшиеся ткани показывают, что операции прошли без последующих инфекций и человек прожил еще десятки лет.

Читайте также: