Наука при петре 1 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Пресловутое окно в Европу — не единственная заслуга Петра I перед Россией. Рассказываем, что правитель сделал для науки и образования в империи.

Реформа языка

По указу императора 1710 года, новый гражданский шрифт стал основным для светских книг, а старый, церковнославянский шрифт (полуустав), остался только для духовных изданий.

…присланным Галанския земли, города Амстердама, книжного печатного дела мастеровым людем… теми азбуками напечатать книгу Геометрию на руском языке… и иныя гражданския книги печатать темиж новыми азбуками…

Обязательное образование

В результате, при Петре активно развивалось военное образование: открывались школы пушкарей, инженеров, артиллеристов, навигационные и гарнизонные школы. Многих русских даже отправляли учиться за границу. Большое внимание уделялось и медицинским учебным заведениям, так как государство нуждалось в полевых хирургах. Благодаря этому в 1706 году учреждается первый в Москве и России госпиталь, а годом позже — Медико-хирургическое училище (будущая Военно-медицинская академия).

В 1724 году Петр I утвердил состав Академии Наук и художеств. Туда приглашали работать иностранных специалистов (в основном, из Германии), причем долгие годы большинство академиков были не из России.

Интересно, что начальное образование было обязательным для всех, кроме крепостных. За отказ учиться духовенству грозили службой в армии и высокими налогами, а необразованным дворянам запрещали вступать в брак. К тому же успех последних на службе также зависел от обучения.

Музеи

.. человечьи, так скотские, звериные и птичьи уроды, приносили в каждом городе к Коммендантам своим: и им за то будет давана плата, а именно: за человеческую по 10 рублей, за скотскую и звериную по 5, а за птичью по 3 рубли, за мертвых; а за живыя, за человеческую по 100 рублей, за скотскую и звериную по 15 рублев, за птичью по 7 рублей; а ежели гораздо чудное, то дадут и более .

О передаче родившихся монстров в каждом городе коменданту и о назначении за них платы и о штрафе за утайку

В первые годы существования музея гости могли видеть даже живые экспонаты — карликов и великанов. После смерти их скелеты оставались в Кунсткамере.

Печать и перевод книг

Во время правления Петра I в России появилось множество новых книг, большинство из которых были переведены на русский с других, европейских языков. Император открыл в Москве и Петербурге новые типографии, которые за 25 лет напечатали более 1300 наименований изданий: это почти вдвое больше, чем за всю предыдущую российскую историю книгопечатания.

Основной упор был сделан на духовной, научно-популярной и технической литературе. Петр был настолько заинтересован правильным переводом книг с иностранных языков, что иногда лично руководил процессом. Он сам выбирал издания, просматривал некоторые переводы, делал корректуры и указывал тиражи книг. Император даже издавал правила, которых должны были придерживаться переводчики.

Книгопечатание развивалось так быстро, что вскоре в Петербурге открыли первую государственную библиотеку, которая заложила основу для Библиотеки Академии наук.

Наука при Петре. Учреждение Академии наук

Наука при Петре. Учреждение Академии наук. Имея дело с более развитыми странами на Западе, Петр Великий лихорадочно строил заводы и фабрики для снабжения армии и усиления обороны страны.

Так были сделаны первые шаги в насаждении в России точных и технических наук. Однако этого было ещё недостаточно. Нужно было осваивать богатства страны, остро ощущалась необходимость не только в морских инженерах, техниках, штурманах, но и знатоках горного дела, разведчиках недр, географах и геологах, металлургах.

В этом параграфе устава сформулирована основная идея нового учреждения. На академию возлагались большие задачи, она должна была «е только развивать науку, но и приносить прямую пользу народу, прежде всего подготовкой обученных кадров. Поэтому при академии учреждались гимназии и университет. Когда нам придётся говорить о борьбе Ломоносова за создание отечественной науки, мы вернёмся к этому пункту.

Развитие науки и техники в петровскую эпоху было обусловлено практическими потребностями государства. Это касалось геодезии, гидро- и картографии, изучения недр и поиска полезных ископаемых. Русские гидрографы составили карты Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке, в Средней Азии были сделаны во время экспедиций под руководством В. В. Атласова, И. М. Еврейнова и Ф. Ф. Лужина, Д. Г. Мессершмидта, Ф. Беневенина, И. С. Унковского и др. Картографическая деятельность С. У. Ремезова, начатая на рубеже XVII-XVIII вв., была продолжена 11. К. Кириловым, приступившим к составлению сводного "Атласа Всероссийской империи", первый том которого вышел в 1732 г.

В январе 1725 г. Петр подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В. И. Беринга и А. Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка "сошлась с Америкой". Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г. Успешной была деятельность и русских изобретателей. Так, Михаил Сердюков предложил ряд новшеств в строительстве гидротехнических сооружений; Яков Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Ефим Никонов представил проект создания "потаенных судов" (подводных лодок); Иван Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Известный механик Александр Нартов изобрел токарный и винторезный станки, создал оптический прицел и т.д.

Первая четверть XVIII в. была ознаменована рядом ценных исследований по отечественной истории. Крупнейшие из них - двухтомная "Гистория Свейской войны", созданная при участии самого Петра I (издана М. М. Щербатовым в конце XVIII в. под названием "Журнал или поденная записка императора Петра Великого") и "Ядро российской истории" секретаря русской миссии в Швеции А. И. Манкиева (вышла в свет в 1770 г.). Видным дипломатом Б. И. Куракиным была написана "Гистория о царе Петре Алексеевиче" (опубликована в конце XIX в.).

Петр I положил начало собиранию научных коллекций. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера. Итогом достижений в области науки и образования стало создание по указу 1724 г. в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

Что было особенно важным, что Российская академия находилась на содержании государства, в то время как иностранные академии вынуждены были сами изыскивать средства для существования. Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч рублей в год и обещал академикам “довольное жалованье”, квартиру, дрова, свечи. Самих же академиков приглашали из-за границы. В их числе были ученые с мировым именем – математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли. В состав Академии помимо научно-исследовательской части входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория, типография, анатомический театр, ботанический сад и граверная палата. Академический университет явился первым светским учебным заведением стремя факультетами: юридическим, медицинским, философским. Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России. Одним из достижений технической мысли было создание А.К. Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-винторезного станка. Научные и технические данные применялись при сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов, доков, корабельных верфей. В 1702 г. было начато строительство Вышневолоцкой системы каналов, и в 1709 г. новый водный путь был открыт.

Реформы Петра I в сфере образования и науки:

Открытие множества школ (цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Инженерная, Артиллерийская, Навигацкая);

Создание системы профессионального образования;

Направление молодых дворян на учебу за границу;

Изменение содержания образования: на первом месте вместо церковных оказались светские науки;

Создание светских учебников;

Основание первой библиотеки в 1714 году;

Создание Академии наук;

Развитие отечественной науки: внедрение русских изобретений, организация географических, геологических и других экспедиций;




Введение нового летоисчисления с 1 января 1700 года;

Основание в Санкт-Петербурге первого музея – Кунсткамеры.

6) Вывод:Реформы Петра в области просвещения, образования, культуры и быта в целом положительно сказались на развитии общества: образование стало приобретать светский характер, развивалось книгопечатание, был введен современный шрифт, новый календарь, стали издаваться газеты, было расширено и упорядочено образование, введено преподавание точных наук, подготовлены тысячи отечественных специалистов во всех областях знаний.

Развитие науки и техники в петровскую эпоху было обусловлено практическими потребностями государства. Это касалось геодезии, гидро- и картографии, изучения недр и поиска полезных ископаемых. Русские гидрографы составили карты Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке, в Средней Азии были сделаны во время экспедиций под руководством В. В. Атласова, И. М. Еврейнова и Ф. Ф. Лужина, Д. Г. Мессершмидта, Ф. Беневенина, И. С. Унковского и др. Картографическая деятельность С. У. Ремезова, начатая на рубеже XVII-XVIII вв., была продолжена 11. К. Кириловым, приступившим к составлению сводного "Атласа Всероссийской империи", первый том которого вышел в 1732 г.

В январе 1725 г. Петр подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В. И. Беринга и А. Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка "сошлась с Америкой". Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г. Успешной была деятельность и русских изобретателей. Так, Михаил Сердюков предложил ряд новшеств в строительстве гидротехнических сооружений; Яков Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Ефим Никонов представил проект создания "потаенных судов" (подводных лодок); Иван Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Известный механик Александр Нартов изобрел токарный и винторезный станки, создал оптический прицел и т.д.

Первая четверть XVIII в. была ознаменована рядом ценных исследований по отечественной истории. Крупнейшие из них - двухтомная "Гистория Свейской войны", созданная при участии самого Петра I (издана М. М. Щербатовым в конце XVIII в. под названием "Журнал или поденная записка императора Петра Великого") и "Ядро российской истории" секретаря русской миссии в Швеции А. И. Манкиева (вышла в свет в 1770 г.). Видным дипломатом Б. И. Куракиным была написана "Гистория о царе Петре Алексеевиче" (опубликована в конце XIX в.).

Петр I положил начало собиранию научных коллекций. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера. Итогом достижений в области науки и образования стало создание по указу 1724 г. в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

Что было особенно важным, что Российская академия находилась на содержании государства, в то время как иностранные академии вынуждены были сами изыскивать средства для существования. Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч рублей в год и обещал академикам “довольное жалованье”, квартиру, дрова, свечи. Самих же академиков приглашали из-за границы. В их числе были ученые с мировым именем – математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли. В состав Академии помимо научно-исследовательской части входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория, типография, анатомический театр, ботанический сад и граверная палата. Академический университет явился первым светским учебным заведением стремя факультетами: юридическим, медицинским, философским. Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России. Одним из достижений технической мысли было создание А.К. Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-винторезного станка. Научные и технические данные применялись при сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов, доков, корабельных верфей. В 1702 г. было начато строительство Вышневолоцкой системы каналов, и в 1709 г. новый водный путь был открыт.

Реформы Петра I в сфере образования и науки:

Открытие множества школ (цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Инженерная, Артиллерийская, Навигацкая);

Создание системы профессионального образования;

Направление молодых дворян на учебу за границу;

Изменение содержания образования: на первом месте вместо церковных оказались светские науки;

Создание светских учебников;

Основание первой библиотеки в 1714 году;

Создание Академии наук;

Развитие отечественной науки: внедрение русских изобретений, организация географических, геологических и других экспедиций;

Введение нового летоисчисления с 1 января 1700 года;

Основание в Санкт-Петербурге первого музея – Кунсткамеры.

6) Вывод:Реформы Петра в области просвещения, образования, культуры и быта в целом положительно сказались на развитии общества: образование стало приобретать светский характер, развивалось книгопечатание, был введен современный шрифт, новый календарь, стали издаваться газеты, было расширено и упорядочено образование, введено преподавание точных наук, подготовлены тысячи отечественных специалистов во всех областях знаний.

Развитие образования и науки в России первой четверти ХVIII века связано с личностью Петра I, который образованию придавал первостепенную для государства значимость. В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные своих детей обучали письму и чтению. Рекомендовалось использовать кроме азбуки псалтырь и часослов. К детям дворян предъявлялись особые требования. Их обязывали учить иностранные языки и науки. Особый интерес вызывает указ 1714 года, запрещавший жениться дворянским детям, пока они не овладеют грамотой и не пройдут курс наук.

Внедрение светского образования

Петр I считал необходимым развитие ориентированного на Европу светского образования. Было решено открыть государственные школы с целью подготовки образованных людей из семей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Выпускники Навигацкой, Медицинской, Инженерной, Артиллерийской школ получали общее и профессиональное образование, затем получали ведущие должности и становились проводниками внедряемых реформ.

Петровская эпоха предоставляла талантливым людям из народа уникальные возможности для личностного роста. Приоритетной государственной задачей было развитие светского мышления, грамотности, приветствовалась образованность в противовес религиозности и церковной консервативности.

Светское образование – это образование, полученное без церковного влияния.

Готовые работы на аналогичную тему

Вначале студентов было мало, тут по большей части учились дети дворян или проживающих в России иностранцев. Однако после введения стипендии и мест для студентов, учащихся за счет государства, среди них появились разночинцы и крестьяне. Дети крестьян, мастеровых и солдат, как правило, ограничивались только младшими классами.

реформы Петра I в сфере образования и науки:

Кунсткамера - первый музей России, созданный императором Петром I.

Развитие науки и техники в Петровскую эпоху

Читайте также: