Наука при николае 2 кратко

Обновлено: 05.07.2024

НА ФОТО: МГУ им .М.В. ЛОМОНОСОВА. Главное здание МГУ — центральное здание университетского комплекса Московского государственного университета на ЛЕНИНСКИХ горах. Самая высокая из семи построенных сталинских высоток. Высота-183,2 м,со шпилем-240 м, этажность центрального корпуса-32. Высота основания над уровнем моря-194 м.
Построено в 1949-1953 годах по проекту архитекторов Бориса Иофана, Льва Руднева, Сергея Чернышёва, Павла Абросимова, Александра Хрякова и инженера Всеволода Насонова. Над скульптурным оформлением фасадов работала мастерская Веры Мухиной. До 1990-х годов здание было самым высоким в Европе.

При всех разногласиях среди сторонников возрождения монархии их объединяет одно - стремление как можно шире распространить среди русского народа идею самодержавного правления, сделать ее притягательной. В этих целях всячески превозносятся успехи дореволюционной России во всех сферах жизни, особенно экономической.
Прилагаются большие усилия, чтобы сделать привлекательным образ последнего царя Николая Второго. Средства разнообразны: пропаганда на разного рода сборищах, манифестации с плакатами и портретами царя, публицистические статьи на страницах газет и журналов, в том числе и демократических, в различного рода листках, НА КАНАЛЕ РОССИЙСКОГО ТВ "СПАС",ДРУГИХ КАНАЛАХ и т.д.

Всего бюджет народного просвещения вырос на 628%. Число учащихся в средних учебных заведениях выросло с 224 тысяч человек до 700 тысяч человек. Количество студентов за 20 лет удвоилось, количество школьников выросло с 3-х миллионов до 6-ти миллионов человек. К 1913 году в стране было 130 тысяч школ. Перед революцией проведен закон о полной бесплатности образования, причем, не только обучения, но и жизни во время обучения. Семинарию оканчивали за казенный счет - в этот казенный счет входило все содержание и питание учащихся".

Предлагаемая "СКЕПСИСОМ" работа является попыткой проверить, насколько приведенные В.Л. Бразолем факты неоспоримы, а цифры беспристрастны.

Бюджет Министерства народного просвещения, пишет Бразоль, за 1894—1914 гг. вырос с 25,2 млн до 161,2 млн руб. при значительном росте числа учащихся.

Но соответствовал ли этот рост потребностям народа в условиях мирового прогресса? Ответить на этот вопрос можно только путем сравнения с другими странами, чего автор тщательно избегает. Что касается основы основ всякой цивилизации — грамотности народной массы,—ПРОВЕДЕНО сравнение (см. табл. 13).

Таблица 13. Начальное образование в России и странах Европы в 1910—1914 гг.*
А).Просвещенные: Норвегия, Швеция, Греция, Швейцария, Дания, Голландия, Бельгия.
Годы: 1910-1914;
Население : тыс.чел.-30870,3
Начальных школ: 51407;
Школ на 1000 жителей: 1.7
Жителей на 1 школу: 601
Школьников, тыс.: 4114,3
В % к населению: 13,3
Учителей: 66102
Учителей на 1000 жителей: 3.6 (по учителям расчет сделан без Норвегии и Швейцарии за отсутствием данных об учителях).
Учеников на 1 учителя:41

Б).Обездоленные: Италия, Испания,
Болгария, Венгрия, Румыния, Сербия.
Годы: 1910-1914г.г.
Население, тыс.чел.: 89837,0
Начальных школ: 146207
Школ на 1000 жителей: 1.6
Жителей на 1 школу: 614
Школьников, тыс. 8641.3
В % к населению: 9,6
Учителей: 145327
Учителей на 1000 жителей: 1.6
Учеников на 1 учителя 59

ПО ДАННЫМ ВИКИПЕДИИ ЧИСЛО УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ СОСТАВЛЯЛО 12.
Университетская идея впервые реализовалась в России в 1725 году в виде учреждённого в Петербурге Академического университета. Но первым образцом классической для России университетской формы явился основанный в 1755 году Московский университет.
Всего в истории Российской империи существовало двенадцать императорских университетов:
1.1 Императорский Московский университет
1.2 Императорский Дерптский (Юрьевский) университет
1.3 Императорский Виленский университет
1.4 Императорский Харьковский университет
1.5 Императорский Казанский университет
1.6 Императорский Санкт-Петербургский университет
1.7 Императорский Александровский университет
1.8 Императорский университет Святого Владимира
1.9 Императорский Новороссийский университет
1.10 Императорский Варшавский университет
1.11 Императорский Томский университет
1.12 Императорский Николаевский университет
В 1917 в российской высшей школе училось 135065 студентов (Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. Таблица № 28, с. 254)

LIVEGOURNAL: Университеты СССР: Тбилисский, Днепропетровский, Воронежский, Крымский (Таврический), Самарский, Иркутский (Восточно-Сибирский), Ташкентский (Туркестанский) университеты были основаны в 1918 г.

Ереванский, Бакинский, Латвийский университеты были основаны в 1919 г.

Уральский (Свердловск) университет был основан в 1920 г. Потом расформирован, в 1931 г. восстановлен.
Белорусский университет был основан в 1921 г.
Литовский (Каунас) университет открыт в 1922 г.
1923-1933, 1935-1939 – университеты не открывались, зато во множестве открывались педагогические институты, ставшие основой третьей (1960-70-е) и четвертой (1990-е) волны университетов.
Узбекский университет (Самарканд) был основан в 1933 г.
Казахский (Алма-Ата) университет был основан в 1934 г.
Петрозаводский (Карело-Финский) государственный университет был основан в 1940 г.
В 1941-1944 гг. была война.
Ужгородский университет был основан в 1945 г.
Кишиневский университет был основан в 1946 г.
1947-56 – В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ не было основано университетов.
Таджикский университет был основан в 1947 г.
Туркменский университет (Ашхабад) был основан в 1950 г.
Киргизский университет был основан в 1951 г.
Якутский государственный университет был образован в 1956 г.
Дальневосточный (Владивосток, восст. 1920) - 1956 г.
Башкирский, Мордовский, Кабардино-Балкарский и Дагестанский университеты были основаны в 1957 г.

Новосибирский университет был основан в 1959 г.
В 1960-64 гг. университетов не открывали.
Донецкий университет был основан в 1965 г.
В 1966 г. университетов не открывали.
Калининградский, Cеверо-Осетинский (Владикавказ) и Чувашский (Чебоксары) университеты основаны в 1967 г.
Полоцкий университет был основан в 1968 г.
Cамарский, Гомельский и Красноярский университеты были основаны в 1969 г.
Калмыцкий (Элиста) университет, Ярославский и Краснодарский (Кубанский) университет основаны в 1970 г.
Тверской (Калининский) и Удмуртский (Ижевский) университеты были основаны в 1971 г.
Симферопольский, Сыктывкарский, Марийский, Чечено-Ингушский и Карагандинский университеты основаны в 1972 г.
Ивановский, Тюменский, Кемеровский и Алтайский университеты основаны в 1973 г.
Омский университет основан в 1974 г.

Челябинский и Нукусский (Каракалпакский) университеты основаны в 1976 г.

Гродненский государственный университет был основан в 1978 г.
Абхазский государственный университет (Сухуми) был основан в 1979 г.
Волгоградский университет был основан в 1980 г.

ПО СТАТИСТИЧЕСКИМ ДАННЫМ ЦАРСКОЙ РОССИИ И СССР КАЖДЫЙ ЧИТАЮЩИЙ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ВЫВОД О "преимуществах" монархического строя РОССИИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОЯ ПРИ СССР.

Немного информации к мифу о научно-технической отсталости Российской Империи периода правления Николая II.

Итак, в хронологической последовательности:

1868 год. Очёсывающая жатка. Андрей Романович Власенко в 1868 году создал оригинальный комбайн на лошадиной тяге, объединяющий косилку, транспорт и молотилку.

1869 год. Периодическая система химических элементов. Изобретатель – Дмитрий Иванович Менделеев.

1871 год. Проект автономного водолазного скафандра. Создатель – Александр Николаевич Лодыгин.

1872 год. Электрическая лампа. Изобретатель – Александр Николаевич Лодыгин. В 1872 году он подал заявку на патент на лампу накаливания в России. Он также запатентовал это изобретение в Австрии, Британии, Франции и Бельгии. В качестве нити накаливания, Лодыгин использовал очень тонкий угольный стержень, помещённый в вакуумированный сосуд. Время горения стержня составляло 30-40 минут, затем его приходилось менять. Поэтому Александр Николаевич предложил откачивать воздух из ламп (время горения увеличилось до 1000 часов) и вместо угля использовать тугоплавкий металл – вольфрам (как в современных лампах).

1872 год. Монорельс с вагонами на паровой тяге. Первый в мире паровой монорельс сконструировал инженер Александр Лярский.

1873 год. Арифмометр Однера. Изобретатель – Вильгодт Теофил Однер.

1874 год. Вектор Умова. Николай Алексеевич Умов ввёл следующие свойства энергии: скорость и направление движения, плотность в данной точке среды, пространственная локализация потока.

1876 год. Свеча Яблочкова. Изобретена в 1876 году Павлом Николаевичем Яблочковым. Свеча была первой коммерчески выгодной электрической дуговой лампой.

1876 год. Экспериментальная онкология. Родоначальником экспериментальной онкологии считается ветеринарный врач Мстислав Александрович Новинский, сделавший в 1876 году серию перевивок злокачественных опухолей от взрослых собак щенкам.

1876 год. Арифмометр непрерывного действия. Изобретатель – Пафнутий Львович Чебышёв. Изначально поддерживалось только суммирование (производить вычитание было неудобно) с непрерывной передачей десятков, в 1881 добавилась возможность деления и умножения. Идеи, положенные в основу арифмометра, используются и в современных счётчиках воды, газа и электричества.

1878 год. Резервуар Шухова. Изобретатель – Владимир Григорьевич Шухов. Современные цилиндрические резервуары-нефтехранилища и сейчас строятся по основным принципам, разработанным Шуховым.

1878 год. Шагающий механизм Чебышёва. Своё изобретение Пафнутий Львович Чебышёв впервые продемонстрировал на выставке в Париже в 1978 году вместе с изобретённым ранее арифмометром.

1879 год. Танкер. Изобретатель – Людвиг Нобель.

1880-е годы. Колонна Виноградского. Колонна Виноградского – это простое устройство для выращивания разнообразных микроорганизмов. Изобретена в 1880-х гг. Сергеем Николаевичем Виноградским. Представляет собой стеклянную колонну, содержащую грязь из пруда, разбавленную водой. Ещё нужны: источник углерода в виде газетной бумаги (вообще подойдёт что-то, содержащее целлюлозу), поджаренный зефир или яичная скорлупа (содержащие карбонат кальция) и источник серы такой, как гипс (сульфат кальция) или яичный желток. После двух месяцев на свету получится градиент аэробных/анаэробных бактерий и градиент сульфида. Эти два градиента способствуют росту различных микроорганизмов: Clostridium, Desulfovibrio, Chlorobium, Chromatium, Rhodomicrobium, and Beggiatoa и многим другим разновидностям бактерий, цианобактерий и водорослей.

1880-е годы. Бензиновый карбюраторный двигатель внутреннего сгорания. Огнеслав (Игнатий) Степанович Костович изобрёл бензиновый карбюраторный восьмицилиндровый двигатель с электрическим зажиганием и водяным охлаждением. Впервые было применено встречное движение поршней в оппозитно расположенных цилиндрах. Спустя 20 с лишним лет подобное расположение цилиндров использовал в самолётах Хуго Генрихович Юнкерс.

1880 год. Витамины. Николай Иванович Лунин экспериментально доказал, что для жизни необходимы кроме воды, солей, белков, жиров и углеводов, ещё и другие вещества, которые не вырабатываются организмом животных.

1880 год. Электрический трамвай. Изобретатель – Фёдор Аполлонович Пироцкий.

1880 год. Телеграфирование и телефонирование по одному проводу. Изобретатель – Григорий Григорьевич Игнатьев.

1881 год. Проект ракеты. Николай Иванович Кибальчич создал схему летательного аппарата на реактивной тяге.

1881 год. Дуговая сварка угольным электродом. Впервые метод дуговой сварки был предложен Николаем Николаевичем Бенардосом и позже запатентован в 1887 году.

1882 год. Самолёт Можайского. Создатель – Александр Фёдорович Можайский.

1882 год. Многополюсный телефон. Павел Михайлович Голубицкий разработал многополюсный телефон, который значительно превосходил предшественников по качеству связи.

1883 год. Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя – это главный и крупнейший собор русской православной церкви, расположенный в Москве на берегу Москвы-реки. Является высочайшим православным храмом в мире. Возведённый по проекту Константина Андреевича Тона храм служит выдающимся примером русского стиля архитектуры. Главы собора впервые в истории были позолочены с помощью гальванопластики. Здание было разрушено в советскую эпоху.

1883 год. Газгольдер. Владимир Григорьевич Шухов рассчитал оптимальную форму газгольдеров и позднее разработал типовые проекты хранилищ природного газа емкостью до 100 тысяч куб. м.

1885 год. Нефтеналивная баржа. Изобретатель – Владимир Григорьевич Шухов. Первые нефтеналивные баржи, построенные в 1885 году, достигали в длину 150 м. Однако уже в 1893 году была создана баржа длиной 172 м с грузоподъёмностью 12 000 т.

1885 год. Подводная лодка c электродвигателем. Изобретатель – Степан Карлович Джевецкий.

1886 год. Аэрофотоаппарат (АФА). Изобретатель – Вячеслав Измайлович Срезневский. Он же, кстати, изобрёл водонепроницаемую камеру для морских съёмок (1886), фотопластинки для аэрофотографии (1886), особую камеру для регистрации фаз солнечного затмения (1887). Первый в мире АФА для маршрутной и площадной съёмки с самолёта был изобретён русским военным инженером В. Ф. Потте. Его испытания прошли летом 1911 года на Гатчинском аэродроме.

1886 год. Паровая машина множественного расширения. Василий Иванович Калашников в 1872 году создал паровую машину с двойным расширением пара – компаунд. В 1886 – впервые в мире с тройным, в 1890 – с четверным.

1888 год. Гусеничный трактор. Первый паровой трактор на гусеницах построен Фёдором Абрамовичем Блиновым.

1888 год. Дуговая сварка металлизированным электродом. Изобретатель – Николай Гаврилович Славянов.

1888 год. Трёхфазная система электроснабжения. Михаил Осипович Доливо-Добровольский был одним из первых авторов изобретения и развития трёхфазных систем, таких как трёхфазный мотор, трёхфазный генератор и трёхфазный трансформатор. И впервые в мире трёхфазная система в промышленности была применена в Новороссийске русским инженером Александром Николаевичем Щенсновичем.

1889 год. Трёхлинейная винтовка образца 1891 года (винтовка Мосина, трёхлинейка). Разработанная Сергеем Ивановичем Мосиным винтовка стала самой массовой винтовкой в мире.

1890 год. Хемосинтез. Явление было открыто Сергеем Николаевичем Виноградским.

1891 год. Термический крекинг. Первый крекинг-процесс был изобретён Владимиром Шуховым и Сергеем Гавриловым.

1892 год. Вирусы. Дмитрий Иосифович Ивановский открыл первый вирус – вирус табачной мозаики.

1894 год. Нефоскоп. Изобретатель – Михаил Михайлович Поморцев.

1894 год. Первая фотонаборная машина. Виктор Афанасьевич Гассиев создал первую рабочую машину в 1894 году, когда ему было 15 лет. В 1897 году он подал заявку на получение патента, а в 1900 году получил.

1896 год. Перекрытие-оболочка. Изобретатель – Владимир Григорьевич Шухов.

1896 год. Структуры растяжения. Изобретатель – Владимир Григорьевич Шухов.

1896 год. Гиперболоидные конструкции. Изобретатель – Владимир Григорьевич Шухов. Обратите внимание также на Шуховскую башню.

1897 год. Сетчатая оболочка / Авиационные ангары. Изобретатель – Владимир Григорьевич Шухов. Сетчатые оболочки идеально подошли для просторных павильонов и авиационных ангаров.

1898 год. Радиоуправление. 7 апреля (25 марта) 1898 года Николаем Дмитриевичем Пильчиковым были проведены первые опыты по радиоуправлению.

1899 год. Давление электромагнитного излучения. Пётр Николаевич Лебедев своим экспериментом доказал существование светового давления.

1899 год. Электрифицированная монорельсовая дорога. Первая в России электрифицированная монорельсовая дорога была построена в Гатчине по проекту Ипполита Владимировича Романова. Проект предусматривал возможность рекуперативного торможения поездов. Романов уже тогда задумывался об автоматизации движения, чтобы исключить человеческий фактор, и в качестве решения предлагал автоматическое снижение скорости при сближении поездов на опасное расстояние (1,5-2 км).

1901 год. Фагоцитарная теория иммунитета. Создатель – Илья Ильич Мечников. За работы в области иммунитета был награждён Нобелевской премией в 1908 году вместе с Паулем Измаровичем Эрлихом.

1901 год. Хроматография. Изобретатель – Михаил Семёнович Цвет.

1902 год. Цветная фотография методом тройной экспозиции. Изобретатель – Сергей Михайлович Прокудин-Горский. В 1905 году он запатентовал конструкцию сенсибилизатора, одинаково чувствительного ко всему цветовому спектру.

1902 год. Противопожарная пена. Противопожарная пена – это пена, используемая для подавления огня. Её задача – охлаждение и перекрытие доступа огня к кислороду. Результатом будет прекращение пожара. Противопожарная пена была изобретена русским инженером и химиком Александром Григорьевичем Лораном в 1902 году. Он был учителем в школе в Баку, который был главным центром российской нефтяной промышленности в это время. Впечатлённый страшными нефтяными пожарами, которые тяжело тушились, Лоран пытался найти такое жидкое вещество, которое бы могло эффективно решить эту проблему, и так он изобрёл противопожарную пену.

1903 год. Теоретическое обоснование возможности космического полёта. Сформулировал Константин Эдуардович Циолковский.

1903 год. Цитоскелет. Николай Константинович Кольцов предположил, что форма клеток определяется сетью канальцев, которую он назвал цитоскелетом.

1904 год. Аэродинамика. Год создания Николаем Егоровичем Жуковским теоремы о подъёмной силе можно считать годом рождения аэродинамики как науки. Огромный вклад в аэродинамику внёс Сергей Алексеевич Чаплыгин, и его по праву называют основоположником этой науки наравне с Жуковским.

1904 год. Пенный огнетушитель. Пенный огнетушитель – это тип огнетушителя, использующий огнетушащую пену. Он работает и выглядит как углекислотный, но внутри есть различия. Основная ёмкость содержит водный раствор, пенную смесь (обычно используется корень солодки) и бикарбонат натрия. Первый такой огнетушитель сделан в 1904 году Александром Григорьевичем Лораном, изобрётшим пену двумя годами ранее.

1904 год. Миномёт. Изобретатели: Сергей Николаевич Власьев и Леонид Николаевич Гобято.

1905 год. Звуки Короткова, метод измерения кровяного давления путём выслушивания. Открыл Николай Сергеевич Коротков.

1905 год. Непотопляемость. Понятие непотопляемости впервые введено Степаном Осиповичем Макаровым, теория непотопляемости создана Алексеем Николаевичем Крыловым, дополнена и развита Иваном Григорьевичем Бубновым.

1906 год. Электромагнитный сейсмограф. Изобретатель – Борис Борисович Голицын.

1906 год. Кукольная мультипликация. Александр Викторович Ширяев первым снял кукольный мультфильм в 1906 году. Интересно, что долгое время Владислав Александрович Старевич, другой русский мультипликатор, считался первопроходцем.

1907 год. Аэросани / Снегоход. Первый и сразу успешный снегоход был сделан Сергеем Сергеевичем Неждановским.

1907 год. Баян.

1907 год. Собор Воскресения Христова на Крови. Выдающееся творение зодчества. Собор украшен мозаиками общей площадью 7500 кв/м, что немного меньше, чем площадь крупнейшей коллекции мозаик в соборе святого Людовика (7700 кв/м).

1909 год. Индукционная печь. Изобретатель – Александр Николаевич Лодыгин.

1910 год. Ионная теория возбуждения. Создатель – Пётр Петрович Лазарев.

1910 год. Синтетический каучук. Первой коммерчески успешной формой синтетического каучука стал полибутадиен, синтезированный Сергеем Васильевичем Лебедевым.

1910 год. Монтаж, эффект Кулешова. Теория монтажа была описана одним из пионеров мирового киноискусства – Львом Владимировичем Кулешовым.

1910 год. Неаристотелевская логика. Основатель – Николай Александрович Васильев.

1911 год. Ранцевый парашют. Изобретатель – Глеб Евгеньевич Котельников. Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдёргивал вытяжное кольцо. Впоследствии жёсткий ранец был заменён мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

1911 год. Гафний. Открытие элемента совершили независимо друг от друга Владимир Иванович Вернадский со своим учеником Константином Автономовичем Ненадкевичем и Жорж Урбэн.

1911 год. Система Станиславского. Совокупность методик, используемых для подготовки актёров к изображению правдоподобных эмоций своих героев. Метод, который был первоначально создан Константином Станиславским в 1911–1916 гг., основывался на идее об эмоциональной памяти, на которой внутренне фокусируется актёр, чтоб изобразить эмоции сценического персонажа.

1912 год. Подкосный моноплан. Первый в мире подкосный моноплан создал Яков Модестович Гаккель.

1913 год. Мёртвая петля. 9 сентября (27 августа) 1913 года Пётр Николаевич Нестеров, основываясь на своих расчётах, выполнил в вертикальной плоскости замкнутую петлю, впоследствии названную в его честь. Тем самым заложил основы высшего пилотажа.

1913 год. Полугусеничный вездеход. Также известен как движитель Кегресса, изобретён Адольфом Кегрессом.

1913 год. Синтетический каучук. Борис Васильевич Бызов открыл способ получения синтетического каучука из нефти.

1914 год. Гирокар. Изобретатель – Пётр Петрович Шиловский.

1915 год. Вездеход. Вездеход был первым прототипом гусеничного танка или танкетки, и первым танком-амфибией. Был построен в 1915 году Александром Александровичем Пороховщиковым.

1916 год. Транссибирская магистраль. Самая длинная в мире железная дорога.


Масштабность здания науки, техники, наукоемкой промышленности и, в конечном счете, обороноспособности любого государства, и главное – прочность этого здания, зависит в первую очередь от качества фундамента здания. Фундаментом же этим является система народного образования государства. Чем совершеннее эта система, тем грандиознее и прочнее будут возведенные над ней корпуса отечественной науки, техники и всего с ними связанного.

Образовательное будущее страны всегда лежит в основе и предшествует ее научному, техническому, экономическому и военному потенциалу.

Образование в широком смысле создает, формирует образ нации, народа, его сознание. Сознание в свою очередь формирует ту материальную действительность, которая народ окружает в конкретный исторический момент.

Борис Глебович Галенин

Борис Глебович Галенин

Стандарты, нормы и эталоны образования должны естественным образом вытекать из истории данного народа, а также из целевой функции религии, которая является исторической, народной и государствообразующей.

Целевая же функция христианства и прежде всего нашего родного православия, заключается в том, чтобы посильно вернуть греховного человека, находящегося в вырождающемся, деградационном состоянии, в первозданное качество, присущее ему до его грехопадения, и во всяком случае, сделать его доброжелательным к ближним, и верным сыном своего земного Отечества.

Бюджет Министерства народного просвещения

Бюджет Министерства народного просвещения

1894–1914

Начальные школы
Увеличение числа школ – в 2 раза
Увеличение числа учеников – в 2,9 раза
Средние школы и гимназии
Увеличение числа школ – в 15 раз
Увеличение числа учащихся – в 13 раз

1917–1928

Начальные школы
Сокращение числа школ – в 1,1 раза
Сокращение числа учеников – на 2%
Средние школы и гимназии
Сокращение числа школ – в 1,5 раза
Увеличение числа учащихся – в 1,1 раза

Николай Богданов-Бельский Устный счет в школе Рачинского

Николай Богданов-Бельский Устный счет в школе Рачинского

С самого начала царствования Николая II имел место опережающий рост бюджетных расходов на образование, причем в 1906–1916 гг. рост совершенно беспрецедентный. Ни до, ни после этого периода государство Российское не расходовало на образование столь большую часть своего бюджета. И это было так. В начале царствования Николая II из средств государственного казначейства на образование выделялось немногим более 40 млн руб., а земства, города и учреждения расходовали еще 30–40 млн руб., то есть по совокупности – 70–80 млн руб.

А в 1914 г. консолидированный бюджет составил уже 660 млн руб. – это порядка 20% госбюджета. Так что если брать на 1894 г. цифру 70 млн руб., то рост будет почти 10-кратный, на порядок. Но и по минимальной оценке – более чем в восемь раз.

Чтобы было понятно, о каких цифрах идет речь, отметим, что 660 млн золотых руб. – это, по разным оценкам, порядка 200–300 млрд нынешних долл.
Наиболее впечатляющее представление о росте бюджетного финансирования образования в Российской империи при Николае II, дает график этого финансирования, причем только по линии Министерства народного просвещения (см. рис.).

Дореволюционная начальная школа

Дореволюционная начальная школа

Обратите внимание на форму графика начиная с 1906 по 1917 г. Он идет едва ли круче графика экспоненты. График же консолидированного бюджета шел еще круче.

Он, независимо от нашего желания, показывает, что в образовании, а вслед за ним в науке и технике мы шли с опережением, которого нам хватило до тех самых 1960–1962 гг., когда мы смогли первыми выйти в космос.

Поскольку образовательный потенциал страны с абсолютной необходимостью и неизбежностью предшествует потенциалу научному и техническому, график финансирования образования в Российской империи в царствование императора Николая II есть математическое обоснование того неотвратимого факта, что именно император Николай II – творец не только образовательного, но и нашего научного и технического потенциала за последний век. И остатки этого имперского потенциала пока позволяют России, даже в ее малопонятной структурной форме Российской Федерации, оставаться относительно независимым государством.

Разумеется, развитие образования сопровождалось открытием библиотек и музеев.

В 1914 г. в стране действовало 76 тыс. библиотек, посещаемость музеев достигла 5 млн человек в год. Ежегодно печаталось около 99 млн книг и 11 млн журналов. Почтенные цифры, не так ли?

Но откуда же, спросите вы, столь любимый необольшевиками и либералами миф о дремучей российской безграмотности при дремучем царизме? Приведу единственный, однако многозначительный пример, стоящий диссертации по контрразведке.

На самом деле, речь должна идти не о неточностях, а об идеологических диверсиях, равных государственной измене, которые и подготовили катастрофу 1917 г.

Неудивительно, что один из крупнейших математиков современности академик Владимир Арнольд ответственно заявил, что царская церковноприходская школа давала значительно большее развитие мозговых извилин, чем нынешняя постсоветская десятилетка.

Гимназии же, число которых, как мы помним, росло наиболее быстро (в 15 раз за 20 лет!), предполагали значительно более широкий список дисциплин, чем современные школы. В них изучались немецкий, французский, латинский, греческий языки, родная речь, история, география, физика, педагогика и, конечно, Закон Божий.

Многих постигло массовое душевное заболевание. Да еще с тяжелыми многолетними, неизлеченными до сих пор последствиями.

Борис Глебович Галенин – кандидат технических наук, автор научных работ, посвященных защите портов от волнения. В 1970 г. окончил механико-математический факультет МГУ, работал в системе Минморфлота СССР.

Автор ряда работ по малоизученным вопросам истории Российской Империи. Действительный член Общества изучения истории отечественных спецслужб.

Успешное завершение Отечественной войны повлияло на самосознание русского народа. Дворяне и простые солдаты, которые увидели уровень развития европейских государств, стремились осуществить такие же грандиозные преобразования на Родине. Для развития государства требовались грамотные специалисты, поэтому Александр 1 принял решение реформировать сферу образования и науки. В первой половине 19 века началось активное строительство учебных заведений.

Наука и образование в первой половине 19 века

Система образовательных учреждений

Приходские и уездные училища

Приходские училища.

Первой ступенью образования являлись приходские училища. Эти учебные заведения создавались для обучения низших слоёв населения, то есть крепостных. Организации учреждались при церквях в городах и деревнях и содержались только за счёт финансирования местного населения. Неудивительно, что часто заведения находились в плачевном состоянии.

Обучение в приходских училищах велось в течение 1 года. В одном классе одновременно могло находиться от 30 до 70 человек. При этом возраст учеников был разным, от 6 до 14 лет. В приходских училищах преподавали всего 4 дисциплины:

  1. Божий закон.
  2. Чтение.
  3. Письмо.
  4. Правила арифметики.

Уездные училища были второй ступенью образования. В них обучалось свободное городское население: дети ремесленников, торговцев и зажиточных крестьян. В течение 2 лет студенты изучали 15 предметов. По поручению Министерства просвещения в программу были добавлены:

  • география;
  • физика;
  • естествознание.

Уездные училища задумывались как подготовительный этап перед поступлением в гимназию. Заведения финансировались государством, поэтому в них преподавали более образованные наставники, использовались учебники.

Городские гимназии

Городские гимназии

Дети дворян и чиновников получали образование в гимназиях. В этих заведениях готовили будущих сотрудников государственного аппарата, поэтому программа обучения была непростой. Гимназисты закреплялись за учебным заведением на 4 года. Программа образования в учебном заведении состояла из циклов. Информация по дисциплинам отражена в таблице:

В гимназиях была введена должность классного надзирателя, задача которого сводилась к наблюдению за поведением учеников. Все преподаватели делились на младших и старших.

Университеты и лицеи

Университеты считались высшей ступенью образования. Учиться в этом заведении могли только дети дворян и чиновников. К началу правления Александра 1 в Российской империи было всего 3 университета:

Университет в Санкт-Петербурге

  1. Московский.
  2. Дерптский.
  3. Виленский.

Но уже в 1805 г. высшие учебные заведения открылись в Харькове и Казани, а в 1819 г. в Санкт-Петербурге. Университеты были прекрасно оборудованы. В них были просторные классы, богатые библиотеки и лаборатории, но наблюдалась проблема с нехваткой учеников. Провинциальные дворяне настороженно относились к новым учебным заведениям и предпочитали обучать детей на дому.

Активно развивалась система женского образования. В Москве действовал Институт Благородных Девиц, в который принимали девушек из дворянских семей. Несмотря на большое количество учебных дисциплин, акцент был сделан на эстетические предметы, такие как рисование, танцы и музыка.

Система образования при Николае 1 существенно изменилась. Новый правитель ввёл жёсткую сословную политику. Он запретил крепостным учиться в образовательных учреждениях высшего и среднего звена, преемственность заведений была отменена. За образованием дворянских детей новый император следил особенно внимательно. Вольнодумство не допускалось, студентов учили смирению и служению государству.

Развитие науки

Благодаря реформам императора в России, наука в 19 веке начинает активно развиваться. Отечественные учёные сделали ряд важных открытий. Например, И. Лобачевский создаёт неевклидовую геометрию. И. Зинин впервые синтезирует анилин, а братья Черепановы создают паровоз. В начале XIX века был открыт метод гальванопластики и способ использования электрических зарядов для освещения помещений и плавки металлов.

В начале XIX века сделано много географических открытий. Например, Крузенштерн и Лисянский совершают первое кругосветное путешествие. В 1819 г. Беллинсгаузен и Лазарев открывают Антарктиду. Были исследованы отдалённые материки и острова.

Читайте также: