Наука и религия наука и искусство кратко

Обновлено: 05.07.2024

Другие кр-и науч-ти В совр ФН : Кр логичес­кой непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичнос-и, когерентности. След отметить, что ФН отвергает наличие окончательных критериев науч-ти.

Н — важнейш. cфера чел-й деят, особ вид познават д-ти, напр-й на получ, уточн и произв-дство объективн, системно-организ и обосн-х знан о прир, об-ве и мышлен. в совр об-ве Н заним центр-е место, являясь особой сферой культуры. Н ныне восприним как 1 из высших ценностей культуры.К-ра – специф человеч ф-ма бытия, включ опред уров организации матер и духовн деят-ти ч-ка, а так же рез-ты этой деят, оценен ч-м ч-з призму идеалов, целей, устан-к, знан и умен. В более узк см-ле К подразд-т на матер-ю и дух-ю. Т. Обр, К вбирает в себя все перечисл понятия.В наст время Н-социокульт феномен. Как социокульт феномен, Н всегда опирается на слож-ся в об-ве культ-е традиц, на принятые цен-ти и нормы. Познават деят-ть вплетена в бытие культуры. Культ сущн-ть Н влечет за собой ее этич и цен-ю наполн-ть.

Н и Ф : 1.Спец н-ки служ отд-м конкр-м потреб­н-м об-ва: техн, эк-ке, обуч пр.,изуч свой специф срез дей­ствит-ти, свой фрагм бытия, огранич отд-ми частями мира. Ф интересует мир в целом, она устремлена к целостному постиж универсу­ма. 2. Частн н-ки обращ к яв-м, сущ-м объек­тивно, т.е. вне ч-ка, независ ни от ч-ка, ни от ч-ва. Личност, эмоц отнош уч-го отключ-ся. Мир в глазах ф-фа — не просто статичный пласт реаль­н, но живое динамичное целое, поэтому осн ? Ф - ? об отнош мышл-я к бытию (ч-ка к миру). Ф рассматр ? о сущностном смыс­ле и знач-ти проц и яв-й в контексте ч-го бытия. 3. Узк спец-ты не зад-ся ?, как возникла их дисц, в чем ее собств спец-­ка и отл от проч. Ф всегда стрем выясн предпос-ки всякого знан 4.Н —ф-ма общ-го сознан, напр-я на пред­м-е постиж мира, выяв законом-й и по­луч нового знан. Цель Н всегда связ с опи­с-м, объясн и предсказ проц-в и явл-й действит-ти на осн откр-х ею законов. Ф осн на теоретико-рефлексивн и ду­ховно-практич отнош subj к obj, оказ активн воздейств на бытие посредст формир-я новых идеалов, норм и культ цен-й. Главные тенден­ции развития Ф связ с осмысл проблем: мир и место в нем ч-ка, судьбы совр цивилиза, ед-во и многообр к-р, прир ч-го позн-я, бытие и язык… 5.Н опир-ся на факты, их эксперим-ю пров-ку. Ф отстоит от сферы повседневности и уносится в мир интеллигибельных (недост чувствен позн-ю) сущ-й: красота, истина, добро, справед. 6. Язык Н-четк фиксац термина и пред­мета, яз Ф - яз катего­рий, предельно широких понятий: Причина и следств, необход-ть и случайность.7.конкр-науч дисц могут развив, не учит-я опыт др-х форм общ-го созн-я (физи­ка без истории иск-ва, а химия без религ,в Ф в кач эмпириче базы и исх-го пункта обобщ-х представ-й о мире приним совокупн опыт духовного разв ч-ва, всех форм общ-го сознан: Н, иск, религ, полит, права, морали и пр.8. В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на 2 план, в Ф- на 1. 9. В Ф важен и ярко выраж нац эл-т.

Подходы при рассмотр Н и Р: 1.утверждающ, что главн роль игр Н-Они проявились в 17-18 вв., когда возн механистич КМ. Натурализм и материализм - это мировоззренч позиц, в которых не т-ко утвержд главенствующ роль Н, но и отриц потребн в Р. 2. отдающ главн роль Р. Эта ТЗ была главн в эп Средневек-я. В наст время этого

взгляда придерж религиозн мыслит, теологи. 3. Н и Р должны развив параллельно. Их сторонники исходят из того, что Н и Р можно примирить, найти их общие основ-я. Ведь именно разум определяет содержание Р, а подлинная вера проверяется разумом. Разрыв м-ду Н и Р происход от недостаточного развития Н или от несоверш Р. Окончательная цель развития - высшее объедин обеих областей, синтез всего духовного мира. Р и Н не противореч и не могут противореч др др-у, тк говорят о разном: Н изуч действит-й

Н и Иск-во. И —ф-ма общ-го сознания, связ с трансляцией опыта ч-ва поср худож-х образов. мастерство, умение того или иного субъекта, ис­кус, искушение, хитрость и обман.В отл от И, отраж-го действит в художе образах, Н делает это в форме абстрактных понятий, полож, обобщ-х в виде гипотез, законов, теорий и т.п.И предлаг 1 из древнейш ф-м знан — худож знан, котор предстает как личностно-субъективное отображ мира на осн худож образов. Оно конструирует специфичмир по отнош к эмпирич действит-ти и ори­ентирует на нахождение прекрасного и худож идеал. И подвержено историческим изменениям, оно находит­ся в завис от духа эпохи, а также от спос-й того/иного субъекта — творца худож процесса.Родствен Н и И:худож образ как осн матричная ед И явл и неустрани­мым элем-м научного исслед, подпитываем-м пита­тельными соками воображения и облаченным в наряды метафоры. В отл от Н и научн знания, в худож знан Ч прояв свою индиви­ду-ть, творческие спос-ти, закрепляет личностно-эмоциональное видение мира. И сопряжено с богатой палит­рой эмоц-х переживаний, предоставляет возм-ти для самовыраж Ч, для отраж и познан отдельных, частных сторон жизни и пограничных жизненных ситуаций, ус­кользающих из сферы ведения Н. Этим И обеспеч способ надэмпирической трансляции человеческого опыта и выступает как источник духовного обогащения личности на ос­н сопереживания судьбам героев и драматическим ситуа­циям, отраж-м в ткани худож-го произв. И показывает, насколько отраж действит-ти зависит от способа ее восприятия. Ученый, как и художник, — это творец. Влияние Н на И. И традиционно использовало Н знания. Напр, матем и оптич представ-я влияли на состояние архитектуры и живописи. Познават компонент И сегодня не может обойтись без использования Н достижений и идей. Н идеи и представления проникают в мастерские художников. Влияние И на Н. обусловлено присутствием в Н деят-сти эстетич сост-й (простота концепции, ее логическая стройность и связность, гармония матем формул, остроумие и элегантность доказательства, лаконичность изложения). Для ученого эстетич критерии- дополнительное, но мощн сред-во проверки истинности его интеллект-х конструкций. И выступает для ученого важным фактором, стимулирующим творческую деят-сть, вызывающих у него состояние эмоц подъема и вдохновения, просветляет и обогащает его разум. Общая укорененность в целостной К-исторической эпохе Н и искусства.

В науке знания применяются вполне сознательно и могут быть использованы для раскрытия ошибок в рассуждениях, в научной аргументации. В обыденном же сознании они усваиваются и используются стихийно. Существует определенная преемственность между обыденным знанием и научным, то есть между здравым смыслом, на котором основывается обыденное знание, и критическим мышлением, свойственным науке. Указанная преемственность, связь между ними проявляется в том, что научное мышление зачастую возникает на основе предположений здравого смысла. Но в дальнейшем наука исправляет, уточняет эти предположения или же вообще заменяет их новыми.

Здравый смысл также не остается неизменным –постепенно он все больше включает в себя прочно утвердившиеся в науке истины.

Не следует абсолютно противопоставлять научное знание обыденному и отвергать какую бы то ни было связь между ними. Отличия науки от обыденного знания: 1. обыденное знание носит фрагментарный, не систематизированный характер; 2. обыденное суждение – изолированные обобщения результатов; 3. знания ограничено полученные рамками обыденно-практического опыта в прин­ципе не могут использоваться в научно-экспериментальных и теоретических исследованиях; 4. для обыденного знания нет надежных способов их проверки и обоснования.

Таким образом, обыденное знание является одной из форм вненаучного знания.

Философия –форма духовной культуры направленная на постановку, анализ и решение коренных вопросов мировоззрения, первоначальное знание, содержащее в себе все научное знание древнего времени. Оно было направлено на создание общего представления о мире и человеке, которое оформлялось в виде различных философских систем, выполнявших мировоззренческую функцию. Позднее происходит специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от философии. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII-XVIII веках. В XIX веке происходит окончательное формирование и отделение от философии конкретных научных дисциплин. Это время, когда многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся лишь в умозрительной философской форме, наука уверенно взяла на себя.

Философия представляет собой особый вид духовной деятельности. Как и наука, она имеет теоретическую форму, но, строго говоря, философия не является наукой,по крайней мере в том смысле, в каком считают наукой физику, химию, биологию, механику, геологию, историю и т.д. Каждая наука исследует конкретный объект, определенный фрагмент мира, определенную его сторону, пользуется специальными методами, недоступными никому, кро­ме ученых-специалистов, опирается на эксперимент и точные наблюдения, пользуется приборами и т.д. Ничего подобного нет в сфере философии и философского позна­ния, но это нисколько не умаляет достоинства философии.

Любая философская система выражает определенное отношение человека к миру, его самочувствие в мире, создавая тот или иной образ мира. Ф. задает и определенное отношение к нему, определенный настрой, определенное переживание бытия, определяя направление развития культуры, общества в целом. Наука не в состоянии дать ответы на все интересующие человека вопросы, не в состоянии уберечь человечество от опасности войны, экологической катастрофы, от духовной и физической деградации. Мировоззренческий дефицит, порожденный, как это ни парадоксально, наукой, точнее сциентизмом – верой в науку как в единственно спасительную силу, восполнить могут только философия, религия, мораль, искусство.

Философия для науки – это проекты теоретических проблем, идеи, методы, правила и операции мышления. В отличие от научных правильность решения философских проблем невозможно подвергнуть прямому испытанию практикой. Философские проблемы и идеи в определенном смысле вечны, а поэтому и философские направления множественны. На определенном этапе развития науки те или иные философские идеи становятся востребованными, отдельные учения – актуальными. В рамках философии человеческий дух освобождается от научных рамок, интуиция позволяет найти пока недоказуемые наукой идеи, обладающие потенциальной силой.

История науки показывает, что развитие научных идей происходит в рамках фундаментальных принципов, принадлежащих философии. В этом смысле наука и философия неотделимы друг от друга.

Отличия веры от науки: фактологически – факт установлен (приборно) и это просто знание, верить или не верить можно в то, что не является твердо установленным; большая часть представлений вероятностны, т. е. основаны на той или иной степени нашей уверенности.

Если рассматривать знание и веру в контексте человеческой деятельности, то можно сказать, что существуют виды деятельности, которые основываются на точном знании о том, чего мы хотим достичь и как это сделать. Это, прежде всего, деятельность в сфере производства, осно­ванная на естественнонаучном и техническом знании.

Продолжение к 13. Наука и религия. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности.




Религия авторитарна, она требует подчинения. Человек должен уверовать в слово Божие, которое содержится в Библии. Поэтому религия всегда была враждебна разуму. Когда наука Нового времени позволила себе усомниться в истинности некоторых утверждений Святого Писания, она вступила в тяжелый конфликт с церковью.

Отношения науки и религии, конечно, не сводятся к мнимому конфликту. Эти отношения глубже и сложнее. Многие ученые были верующими людьми, что не мешаим делать выдающиеся открытия.

Подлинно великие произведения науки и искусства освящены вдохновением авторов. В науке вдохновение играет не меньшую роль, чем в искусстве. Научные произведения, открытия, теории, гипотезы рано или поздно уйдут в историю и будут иметь, так сказать, второстепенное значение лишь как исторический факт, методический опыт. Совершенное произведение искусства всегда остается вершиной, неповторимым событием.

Наука оказывает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научно-мировоззренческие принципы присутствуют в самих воспитательных и образовательных доктринах, в составе мыслительной деятельности педагога, пронизывают все содержание учебно-образовательного процесса. Они опираются на достижения многообразных наук о человеке: антропологии, педагогики, психологии, физиологии, дидактики и пр.

Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений образовательной системы, опирающейся на достижения науки. Без повышения качества и уровня образования невозможно эффективное применение современной техники, ее развитие и внедрение новых научных достижений.

Современная наука обеспокоена созданием таких моделей образовательного процесса, в которых была бы значима его гуманитарная составляющая, ориентация на толерантность, сбалансировано научное и духовное содержание. В настоящее время говорят о поликультурном образовательном пространстве, весьма актуальном для многонациональной России.

Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следующих уровней: операционального – освоение логики учебного предмета, межоперационального – совокупность дисциплин данного учебного курса, тактического – формирование содержания на основании пройденных дисциплин, стратегического – ставит задачи интегрирования содержательного потенциала знания во внутреннюю смысловую структуру личности, глобального – свидетельствует о сущностном ядре личности, предстающей как результат интегрального и направленного образовательного процесса.

Наука, религия, искусство, несмотря на огромные расстояния, разделяющие их, интуитивно воспринимаются нами как нечто целое, принадлежащее к одному уровню отношений человека к Миру — отношений не непосредственно вещественных, а опосредованно идеальных. Хотя наука, религия, искусство и разнесены по разным полюсам, мы неизбежно приходим к пониманию, что эти полюса принадлежат одному пространству, и как три точки задают в нем единую плоскость познания.

Прежде всего, мы можем констатировать, что и наука, и религия, и искусство — это формы не прямого, не непосредственно-физического, а духовно-интеллектуального отношения человека к Миру. Этим замечанием мы отличаем, отделяем сферу их единства от области человеческой деятельности, направленной на обеспечение его физиологического (биологического) существования — добычи пищи, защиты от природных стихий и т.д. или, если говорить о современном обществе — от производственно-экономических отношений.

Другой особенностью, объединяющей искусство, науку, религию и одновременно отделяющей их от внутренних переживаний и мыслей единичного человека, является их обязательная внешняя человеку фиксация. То есть, говоря о науке, искусстве, религии, мы имеем в виду не просто обдумывание, чувствование, созерцание мира человеком, а обязательное представление этих процессов в виде текстов, звуков, вещей. Благодаря этой внешней — проговоренной, воплощенной, овеществленной — существующей вне человека форме, наука, религия, искусство имеют не только личностную, но и общественную значимость — являются сферами социальной деятельности, которую мы называем познанием.

Общая схема познавательного процесса проста: человек что-то увидел, почувствовал, уловил – и зафиксировал это внутреннее состояние во внешней себе форме: в словах, линиях, звуках. Можно, конечно, и сам акт чувствования, видения трактовать как познание. Но такое непосредственное, внешне не проявленное индивидуальное познание не только не может быть передано другим людям, но и не всегда однозначно воссоздаваемо внутри человека. Оно не может быть отделено от чистых восприятий, чувствований, ощущений и поэтому лежит вне искусства, науки, религии. Сугубо внутреннее, непосредственное (не выявленное) индивидуальное познание предшествует им или, наоборот, может рассматриваться как частный сухой остаток, послевкусие.

Следовательно, рассматривая искусство, науку, религию как способ познания мы, прежде всего, должны иметь в виду не внутренний мимолетный акт прозрения, а процесс его внешнего закрепления, фиксации в форме, доступной для передачи другим людям. Поэтому точнее было бы говорить об искусстве, религии, науке как о формах общественного познания. Этим уточнением подчеркивается не только необходимость внешней реализации внутреннего чувствования, но и констатируется обязательная социальная значимость формы закрепления индивидуального познавательного порыва. Ни пророчество, ни поэма, ни теорема произнесенные на неведомом языке не имеют познавательной ценности, то есть не являются элементами религии, искусства, науки. И реликвия, и картина, и научный метод до общественного признания их таковыми являются лишь частными предметами, хотя и имеют форму реликвии, картины, научного метода.

Различия же начинаются тогда, когда человек пытается зафиксировать момент прозрения, передать другим свое предчувствие истины. Он может взять в руки музыкальный инструмент, кисть, перо и попытаться в звуках, красках, словах запечатлеть свои ощущения. Такую сугубо личностную, субъективную форму выражения индивидуально познанной истины мы называем искусством.

Проповедник, в отличие от художника, не выражает личное отношение к миру в самостоятельных, уникальных, оригинальных высказываниях, а формулирует их в предзаданных, уже существующих терминах одной из религий. Для такой унификации религия изначально строится как некая абсолютная система, на языке которой возможно выразить любой познавательный порыв, любое чувство, предощущение истины. В отличие от искусства, в котором схожие чувства выражаются в разнообразнейших произведениях искусства, в религии – весь спектр чувств фиксируется в терминах единой формализированной схемы. Но именно эта внесиюминутность, внеиндивидуальность характеризует религию как способ познания вневременного единства Мира, его общности во всех его явлениях и нашем восприятии его.

Если высказывания художника отражают лишь его субъективное отношение к явлениям, а религиозные высказывания констатируют вневременное единство всех элементов Мира, то научные высказывания, прежде всего, формулируют отношения отдельных явлений Мира друг к другу, их некоторое относительное единство, их взаимозависимую последовательность. Высказывания в искусстве и религии абсолютно истинны. Первые – потому, что тождественны самим себе; вторые – потому, что тождественны абсолютной системе религиозных постулатов. Научные же высказывания, как выражающие относительное единство различных явлений мира, не являются абсолютно истинными. Но именно эта неабсолютность придает научным высказываниям познавательную ценность – позволяет распространять их с той или иной долей достоверности на другие явления, или, что равносильно, подводить другие явления под готовые высказывания. То есть реальным результатом (и смыслом) научного познания является не создание индивидуальных субъективных высказываний (произведений искусства) и не констатация тождества всех явлений в рамках абсолютной системы высказываний (религии), а получение, генерация новых относительных высказываний о явлениях мира в терминах конечных систем (теорий). Именно эта относительность, текучесть, преемственность науки делает ее инструментом для познания ограниченных во времени и пространстве элементов Мира.

Но с другой стороны, внешне столь явно различимые, разнесенные по разным полюсам, эти три формы воплощения человеческого познания – религия, искусство, наука – всегда оставались и остаются в непосредственном единстве. И как дополняющие друг друга, дополнительные друг другу. И как реально единые в единичном сознании — та изначальная синкретическая целостность познавательного потенциала сохранилась в непосредственной неразличимости индивидуального внутреннего творческого порыва.

Человек сочиняет стихи, музыку, исследует просторы вселенной, изобретает новые устройства, верит в Будду, Аллаха, Христа… и пока он не произнес ни единого слова, пока перо не прикоснулось к листу бумаги, переполняющие его предощущение истины, чувство единения с Миром и являют собой те отзвуки архаического синкретического познания, а также прообраз будущего познания, не разделенного на способы, методы, области, сферы.

Это познание не будет религией – оно не будет ссылаться на регламентированные ритуалы, канонизированные истины, предписанные ответы, хотя в фундаменте его будет лежать вера в Единство Мира, которую невозможно исчерпать, выразить, запечатлеть ни словами, ни формулами, ни красками, ни звуками.

Это познание не будет искусством – оно не будет переполнено самостью, эгоцентричной уверенностью в истинности частного видения, но по своей сути оно будет эмоциональным, эстетическим восприятием каждого мгновения Мира, его красоты и гармонии.

Это познание не будет наукой — оно не будет приписывать каждому элементику мира свое определение, в надежде заменить реальный мир его формальной моделью, но оно будет основано, выстроено на всем рациональном знании, являющимся не только средством выживания цивилизации, но и способом ее развития.

Представление о природе науки можно получить, сопоставив ее с другими формами знания, прежде всего с философией, религией, искусством, с обыденным познанием.

Предметом науки может быть не только вещь, но и отношение, и мысль, но рассмотренные в качестве объекта, т.е. сами по себе. В действительности мир нам дан только через человека. Наука осуществляет абстрагирование от этого факта, абсолютизируя объективность. Философия, напротив, сосредоточена на субъективном.

Задача науки - создать как можно более точную модель изучаемого объекта, наука стремится к позитивному знанию. Философия, напротив, проявляет неоднозначность в отношении к объекту, она всегда есть критика, для философии нет ничего самоочевидного. Научное знание объективно. Здесь объективность означает, что все содержание знания определяется свойствами объекта. Гарантом объективности научного знания является истина. Истину понимают в двух формах: как соответствие знаний объекту и как соответствие замысла и дела идеалу. Наука более склонна к первому варианту, философия - ко второму. Научное мышление теоретично. Теория формируется как отражение объекта, как мысль о предмете. В философском дискурсе мышление осуществляется от мысли к мысли.

Более всего, на первый взгляд, наука отличается от религии, постигающей мир не на пути разума, а на пути откровения. Цель религии - не получение знаний, а организация отношений Человека к Миру как типичных, общезначимых. Науку характеризует объективность, беспристрастность, кумулятивность, универсальность, прогрессивность, тогда как религиозные традиции субъективны, пристрастны, ограничены, некритичны, устойчивы к изменениям и догматичны. Наука ориентирована на изучение предметного мира, религия – на постижение символического, интеллигибельного мира. Наука познает мир сущего. Откровения религии относятся к миру должного.

Рассматривая соотношение науки и искусства, прежде всего, отметим, что искусство своим предметом имеет человека в его переживаниях, чувствах. Задача искусства не в отражении мира, а в создании особой реальности, в духовном моделировании мира. Если наука отражает реальность в понятиях, то искусство - это эмоциональное переживание, образное восприятие. Произведение искусства выражает личностное видение, являя субъективность индивидуальную и коллективную. В то время как законы науки не несут никакой информации о том, кто их открыл, о личности ученого, произведения искусства глубоко личностны. Искусство символично, иносказательно, это язык чувств, а потому отражает не объект, а отношение субъекта к объекту.

Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

· Ненаучное знание. Разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

· Донаучное знание. Знание, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного знания;

· Паранаучное знание. Несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом (включает в себя, например, учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности);

· Лженаучное знание. Знание, сознательно эксплуатирующее предрассудки. Лженаука - это ошибочное знание. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучные знания очень чувствительны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

· Квазинаучное знание. Ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим.

· Антинаучное знание. Утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней".

· Псевдонаучное знание. Интеллектуальная активность, спекулирующая на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Истина в научном познании. Проблема объективности научного знания.

В целом НП представляет собой достаточно строгую форму организованности и характеризуется такими признаками, как непротиворечивость, доказуемость, проверяемость, системность.

Концепции истины:

Концепция соответствия (корреспондентская).

Концепция когерентности.

Концепция, сводящая проблему истинности к критерию самосогласованности,непротиворечивости: например, предложение истинно, если оно является элементом логическивзаимосвязанной и когерентной системы.Истинным является знание, согласованное внутри себя (когерентное). Истина как согласованность. Изолированное суждение не может быть истинным или ложным само по себе. Оно становится таковым лишь в рамках некоторой совокупности других суждений.

Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.

Представление о природе науки можно получить, сопоставив ее с другими формами знания, прежде всего с философией, религией, искусством, с обыденным познанием.

Предметом науки может быть не только вещь, но и отношение, и мысль, но рассмотренные в качестве объекта, т.е. сами по себе. В действительности мир нам дан только через человека. Наука осуществляет абстрагирование от этого факта, абсолютизируя объективность. Философия, напротив, сосредоточена на субъективном.

Задача науки - создать как можно более точную модель изучаемого объекта, наука стремится к позитивному знанию. Философия, напротив, проявляет неоднозначность в отношении к объекту, она всегда есть критика, для философии нет ничего самоочевидного. Научное знание объективно. Здесь объективность означает, что все содержание знания определяется свойствами объекта. Гарантом объективности научного знания является истина. Истину понимают в двух формах: как соответствие знаний объекту и как соответствие замысла и дела идеалу. Наука более склонна к первому варианту, философия - ко второму. Научное мышление теоретично. Теория формируется как отражение объекта, как мысль о предмете. В философском дискурсе мышление осуществляется от мысли к мысли.

Более всего, на первый взгляд, наука отличается от религии, постигающей мир не на пути разума, а на пути откровения. Цель религии - не получение знаний, а организация отношений Человека к Миру как типичных, общезначимых. Науку характеризует объективность, беспристрастность, кумулятивность, универсальность, прогрессивность, тогда как религиозные традиции субъективны, пристрастны, ограничены, некритичны, устойчивы к изменениям и догматичны. Наука ориентирована на изучение предметного мира, религия – на постижение символического, интеллигибельного мира. Наука познает мир сущего. Откровения религии относятся к миру должного.

Рассматривая соотношение науки и искусства, прежде всего, отметим, что искусство своим предметом имеет человека в его переживаниях, чувствах. Задача искусства не в отражении мира, а в создании особой реальности, в духовном моделировании мира. Если наука отражает реальность в понятиях, то искусство - это эмоциональное переживание, образное восприятие. Произведение искусства выражает личностное видение, являя субъективность индивидуальную и коллективную. В то время как законы науки не несут никакой информации о том, кто их открыл, о личности ученого, произведения искусства глубоко личностны. Искусство символично, иносказательно, это язык чувств, а потому отражает не объект, а отношение субъекта к объекту.

Наука есть социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте и сама в значительной степени определяет общественную жизнь. Наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ "культуры". Наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы.

Наука и искусство.

Искусство – это форма общественного сознания, связанная с надэмпирической трансляцией опыта человечества посредством художественных образов. Художественный образ как основная единица искусства является неустранимым элементом научного исследования. В этом проявляется родственность науки и искусства. С другой стороны, художественный образ предстает как единство объективного и субъективного, тогда как наука стремится к объективизму, в чем заключается различие науки и искусства.

Наука и религия

Как и для религии, источником знаний для науки являются наблюдения, опыт (эмпирическая сторона познания). Научное познание мира является активным осмыслением полученных фактов (теоретическая сторона познания). Важной отличительной чертой науки является проверка полученных знаний, законов на опыте, поэтому научные знания не зависят от нашего самочувствия или настроения и могут быть названы объективными.

Знания, которые дают нам религия, искусство и наука взаимно дополняют друг друга. Можно сказать, что религия, искусство и наука - это взгляд человека на одно и то же с трех разных сторон. Они отличаются друг от друга не по существу, а лишь по методам познания окружающего мира и человеческой природы.

Отличия науки от религии:

1)Наука стремится понять как устроен мир. Религию интересует смысл существования мира.

3)Наука стремится к объективной истине. Религия оперирует верой.

4)Наука опирается на рациональные формы познания. Религия опирается на иррациональное сознание.

5)Наука принципиально незавершенна. Религия претендует на абсолютную истинность и завершенность.

6)Наука не доступна всем. Религия доступна каждому.

Наука и нравственность

Наука - это совокупность теоретических представлений о мире, ориентированная на выражение в понятиях и математических формулах объективных характеристик действительности, то есть тех, которые не зависят от сознания. Нравственность (мораль), напротив, является совокупностью ценностей и норм, регулирующих поведение и сознание людей с точки зрения противоположности добра и зла.

Нравственность проникает всюду, где встречаются два субъекта и где речь идет об их нуждах и угрозах для них. Наука не существует в неких чисто духовных сферах, не витает над миром, она касается огромного множества человеческих интересов.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Во взаимодействии науки и нравственности можно выделить три сферы их взаимодействия. Первая сфера - соотношение науки и ученых с применением их открытий в практической повседневной жизни. Вторая - внутринаучная этика, т.е. те нормы, ценности и правила, которые регулируют поведение ученых в рамках их собственного сообщества. Третья - некое "срединное поле" между научным и ненаучным в самых разных областях.

Наука и философия

Можно выделить следующие общие черты философии и науки: Рациональность, Систематизированность, Обоснованность, Стремление к открытию законов, Практическая значимость.

Отличия философии от науки:

1)Наука испытывает постоянное движение вперед. Философия же возвращается к одним и тем же проблемам, ее проблемы вечны;

3)В науке и философии различный понятийный аппарат. Язык науки – четкая фиксация объема и содержания понятий, философия же создает свой язык категорий и понятий;

5)Частные науки могут учитывать опыт других наук. Философия стремится учесть весь имеющийся опыт.

6)В науки ценностный аспект отнесен на второй план. В философии ценностный аспект является очень важным;

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Наука и другие виды культуры: наука и искусство; наука и религия; наука и нравственность; наука и философия.

Наука и другие виды культуры: наука и искусство; наука и религия; наука и нравственность; наука и философия.

Наука и другие виды культуры: наука и искусство; наука и религия; наука и нравственность; наука и философия.

Читайте также: