Наука и искусство 19 века кратко

Обновлено: 07.07.2024

На развитие русской культуры огромное влияние оказала европейская культура, развитие которой значительно опережало Россию. Это влияние было исторически неизбежным.

Начало этому положила Отечественная война 1812 года. Она сблизила Россию с Западом и ускорила формирование русской культуры.

Передовые умы России начали изучать западные политические учения и философские течения применительно к российской действительности. Они поставили вопрос о крепостном праве в России, об историческом пути ее развития, о взаимоотношениях с Европой и западно-европейской культурой.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Шел большой общественный спор, по какому пути идти России: по самобытному или по европейскому. Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.

Эти явления в общественной мысли страны предопределили развитие художественной культуры России XIX века, а именно: ее пристальное внимание к политическим и социальным проблемам страны.

Особенности развития

В истории культуры России XIX век занимает особое место. Его называют временем небывалого взлета русской культуры. Этот век отмечен гениями во всех областях духовной культуры — в литературе, музыке, живописи, философии, науке и т.д.

Особенностью культурного развития России в XIX веке стал процесс демократизации культуры. В число деятелей культуры вошли выходцы из непривилегированных сословий – разночинцы, в то время как в XVIII веке это были только представители дворянства.

Демократизация культуры выразилась в изменении тематики произведений живописи, музыки литературы. В них появились темы, связанные с изображением жизни простого народа. Народное творчество стало источником идей и мерилом эстетического вкуса мастеров культуры.

Характерной чертой великих русских мастеров была тесная и неразрывная связь искусства с общественной жизнью, с прогрессивной научной мыслью.

В культуре развивается критический реализм. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова вошли навсегда в сокровищницу мировой литературы, так как в них поднимаются важнейшие философские и нравственные проблемы человечества.

Предпосылки развития

Развитие культуры формировало бурное развитие событий:

  • предшествовавшие веку реформы Петра I;
  • Отечественная война 1812 года;
  • выступление декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 года;
  • общественно-демократический подъем в стране;
  • отмена крепостного права;
  • проведение либеральных реформ 60-70-х годов;
  • высокие темпы развития капитализма в промышленности.

Реформы Петра I

Петр I ввел гражданскую азбуку в книгопечатание и арабские цифры. В результате читать книги и писать стало значительно легче. Он создал первый русский музей — Кунсткамера, дал добро на развитие светской живописи, открыл новые школы, которые обучали различным ремеслам. Система обучения детей стала светской. В 1725 году он основал Академию наук.

Близкие контакты с Европой

В начале XIX века началось расширение культурных связей России с другими странами. Увеличилось число контактов представителей русской культуры с зарубежными учеными, мыслителями, писателями, художниками. Русские ученые и художник выезжали на учебу в Германию, Италию. Учились в Европе музыке, художеству, торговле и естественным наукам.

Развитие капиталистических отношений в стране

Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833-1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге.

После отмены крепостного права возникали новые промышленные города, менялась общественная атмосфера. Начался процесс демократизации российского общества. Помещичьи хозяйства без крепостных стали клониться к упадку. На первый план вышли денежные отношения. Началось развитие российского капитализма.

Оппозиционные течения в обществе

Экономические преобразования также способствовали расцвету оппозиционных движений. Наиболее заметным из них было либеральное движение, критиковавшее существующий строй. К средине века образованная молодежь стала пропагандировать радикально-демократические, а также социалистические идеи.

В России началась эпоха освободительного движения. Оппозиция заявляла о себе в подцензурной литературе, которая становилась одной из активных общественных сил.

Научные достижения

В условиях становления капиталистического уклада жизни и промышленного переворота происходят значимые научные открытия, имевшие как теоретическое, так и прикладное значение. Вот только некоторые из них:

Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в исследованиях научных центров Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи.

Применение электричества

В конце XIX века по миру, в том числе и по России, прокатилась волна открытий, связанных с электричеством. Все открытия включали и практическое применение.

В 70-х годах XIX века была изобретена лампа накаливания. Ее создателем стал российский электротехник А.Н. Лодыгин. Это было сделано за семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н.

Один из первых российских электротехников академик В.В. Петров (1761-1834) раньше европейских ученых открыл явление светового и теплового действия электричества, вошедшее в науку как вольтова дуга. Этим было положено начало применению электроэнергии на практике.

В 1832 году член-корреспондент Петербургской Академии наук П. Л. Шиллинг впервые продемонстрировал работу изобретённого им электромагнитного телеграфа. Так появилась проводная связь.

Изобретения воплощались в жизнь. Впервые электрическое освещение появилось в Санкт-Петербурге в 1879 году. В 1883 году начала работу первая электростанция у Полицейского моста. В Москве освещение впервые появилось 1881 году.

Развитие медицины

К началу XIX в. в России было всего два высших медицинских учебных заведения: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия. Оба они стали центром медицинской науки.

Выдающимся терапевтом стал выпускник Московского университета М.Я. Мудров (1776-1831). Он создал систему клинического обследования и одним из первых в России применил методы пальпации, перкуссии и аускультации.

С.П. Боткин (1832-1889) создал крупнейшую в России научно-терапевтическую школу. Он впервые описал клиническую картину ряда заболеваний: сердца, сосудов, почек, а также выделил инфекционный гепатит, названный позже болезнью Боткина.

Н.И. Пирогов (1810-1881) — учёный-анатом, русский хирург создал первый атлас топографической анатомии, первым в мире начал проводить операции под эфирным наркозом. Это стало началом новой эпохи в развитии военно-полевой хирургии.

Большим открытием для медицины в России в конце XIX века стало создание службы оказания скорой медицинской помощи.

После отмены крепостного права в России начала развиваться земская медицина. До этого медицинская помощь сельскому населению практически не оказывалась. Больницы были только в губернских и уездных городах.

Становление литературы

XIX век называют Золотым веком русской культуры благодаря развитию литературы. Именно литература становится господствующим видом искусства.

Хотя произведения русских писателей подвергались жесткой цензуре, они оставалась важным инструментом развития общественной мысли.

В XIX веке творили писатели:

  • А.С. Пушкин;
  • М.Ю. Лермонтов;
  • Н.В. Гоголь;
  • Л.Н. Толстой;
  • А.П. Чехов;
  • Н.А. Некрасов;
  • А.А. Фет;
  • Ф.М. Достоевский;
  • А.И. Куприн;
  • М. Горький и многие другие классики.

Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне демократических настроений в России. Так или иначе, они отражали недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом.

В начале века в литературе расцвел сентиментализм и началось становления романтизма. Эти направления ярко проявили себя в поэзии. Среди самых талантливых поэтов:

  • Е.А Баратынский;
  • К.Н. Батюшков;
  • В.А. Жуковский;
  • А.А. Фет;
  • Ф.И. Тютчев.

Русская поэзия XIX века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались в своих стихах осмыслить свое предназначение. Поэт в России считался проводником истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их строкам.

Литераторы все чаще обращаются к общественно-политическим проблемам российской жизни. Развивается жанр реалистического романа. В этом жанре пишут:

  • И.С. Тургенев;
  • Ф.М. Достоевский;
  • Л.Н. Толстой;
  • И.А. Гончаров.

Мастером малого литературного жанра — рассказа считается А.П. Чехов. Мировую известность приобретают и его пьесы.

Драматургию продолжают А.Н. Островский, М. Горький. В их пьесах уже хорошо ощущается настроение грядущих перемен социального строя.

Реформы в образовании

В начале века существовала сословная система образования.

Повсеместно было распространено домашнее образование. Учителя приглашались в дворянские семьи. Учили они иностранным языкам, музыке, словесности, этикету и живописи.

Крепостным крестьянам обучение было недоступно. Правительство боялось широкого просвещения народа. Но развитие капиталистических отношений в экономике требовало грамотных и образованных людей.

После реформ Александра II образование сделало огромный шаг вперёд. Сложились три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. Открылись классические и реальные гимназии, были основаны новые университеты.

Появились профессионально-художественные училища закрытого типа: Балетная школа при Московском воспитательном доме, Академия художеств.

В первой половине XIX века было улучшено военное образование. Выросло число кадетских корпусов. Туда стали принимать детей обедневших дворян на бесплатной основе.

Впервые была создана государственная система связанных между собой учебных заведений: приходские и уездные училища, губернские гимназии и университеты с общим сроком обучения 10 лет.

Были основаны женские гимназии и женские училища. В 1860-70-х годах основаны первые государственные и учительские семинарии, а в 1872 г. появляются реальные училища.

Особое место в развитии образования занимают земские трёхгодичные школы. Обучение в них было организовано лучше, чем в церковно-приходских школах. Кроме письма, чтения, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь изучались природоведение, география, история. Учили детей представители земской интеллигенции. Земский учитель становится подлинным подвижником просвещения.

Петербургское народное училище для подготовки учителей было преобразовано в Педагогический институт. Педагогические институты были созданы при всех университетах, так как учителей в России катастрофически не хватало.

Для дочерей дворян был создан Смольный институт благородных девиц — первое в России привилегированное женское воспитательное заведение, где давалось среднее образование. Туда принимались девицы потомственного дворянства и дочери высоких чиновников. Воспитание в нем продолжалось с 6 до 16 лет.

Царскосельский лицей учил небольшое число дворянских детей. Он был создан для того, чтобы выпускники участвовали в управлении Россией.

Мещанское училище было открыто для дочерей дьячков, солдат, конюхов, лакеев. Девочек учили стряпать, мыть, чистить, ткать, шить, вязать.

Начали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых: рабочие курсы и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, торговой лавкой и чайной.

Искусство

Бурное развитие получили все виды искусства: живопись, архитектура, скульптура, музыка. Русское искусство XIX века — это многогранное явление, которое отличает многообразие направлений.

Живопись

Русское изобразительное искусство XIX века в основном выражалось в академизме. Этот стиль диктовала Академия художеств.

Живопись передвижников носила реалистический характер. На своих полотнах они отражали жизнь со всеми ее проблемами и противоречиями. Передвижники вдохновлялись идеями народничества. Они вели активную просветительскую деятельность, организовывая передвижные выставки.

Русская историческая живопись достигла вершины в творчестве Суриков В.И. На его картинах народ также главный герой истории.

Близок к передвижникам был художник-баталист Верещагин В.В. (1842-1904). Он совершил переворот в батальной живописи, наполнив ее правдой жизни. Его полотна — приговор войне.

Передвижники были непревзойденными мастерами пейзажа. Пейзаж на их полотнах становится значимым жанром живописи. Среди них Саврасов А.К (1830-1897), Поленов В.Д. (1844-1927), Шишкин И.И (1832-1898), Куинджи (1842-1910), Айвазовский И.К. (1817-1900), Левитан И.И. (1860-1900).

Художников поддерживали меценаты, такие, как Третьяковы, Мамонтов С.И. Эта поддержка способствовала зарождению крупнейшей коллекции произведений изобразительного искусства — Третьяковской галерее.

Театр

XIX столетие стало временем успешного развития русского театра. В начале века он был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. На сцене ставились трагедии на мифологические и исторические сюжеты.

Над театрами был установлен строгий контроль государства. В 1826 г. они были подчинены ведению Министерства двора. Государственная монополия на театры просуществовала до 1882 г.

Важным этапом в развитии русского театра было создание в 1898 г. Московского Художественного театра. Создателями его были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Этот театр отличали демократизм и новаторство. На его сцене шли пьесы Чехова, Горького, Островского, Ибсена, Метерлинка, и другие.

Всемирную известность получила система работы актера над образом, разработанная К.С. Станиславским. В театре выросла целая плеяда замечательных актеров: М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, М.Г. Савина, В.В. Самойлов и многие другие.

Музыка

Традиции русской музыкальной культуры сложились уже к концу XVIII века. Знаменитые композиторы тех лет:

  • А.А. Алябьев (1787-1851);
  • А.Е. Варламов (1801- 1848);
  • А.Л. Гурилев (1803-1858);
  • Н.А. Титов (1800-1875).

Они создавали произведения камерного жанра: романсы, небольшие музыкальные пьесы.

Основоположником русской классической музыки стал М.И. Глинка (1804-1857). В музыке Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. В основе его музыки лежит русская народная песенная культура.

В составе группы были:

  • М.А. Балакирев (1837-1910);
  • М.П. Мусоргский (1839-1881);
  • А.П. Бородин (1833-1887);
  • Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908);
  • Ц.А. Кюи (1835-1918).

Все они придерживались народного стиля в музыке. Их творчество современники называли музыкальной революцией.

Великим композитором в истории русской и мировой музыки считают Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Он создал оперы и балеты, идущие до сих с успехом пор на мировой оперной сцене:

XIX век знаменит появлением русского романса, основу которого составили народные мотивы. Главную роль в развитии русского романса сыграли композиторы:

  • А.А. Алябьев;
  • А.Л. Гурилёв;
  • А.Е. Варламов;
  • П.П. Булахов;
  • А.Н. Верстовский.

Самым знаменитым среди музыкальных театров был петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Многие имена русских исполнителей знали во всем мире: знаменитый оперный бас Ф.И. Шаляпина, лирический тенор Л.В. Собинова. Известны были русский балетмейстер и педагог М.И. Петипа, балетмейстеры и танцовщики М.М. Фокин, В.Ф. Нижинский, балерина А.П. Павлова.

Наука и искусство в XVIII-XIX вв.

XVIII-XIX вв. были временем формирования основ coвременной науки, опирающейся на естественнонаучные принципы познания окружающего мира, литературы, обращенной к человеку и eгo проблемам.

Развитие естественнонаучных знаний

В ХVIII веке сложились основные принципы научных исследований. Критерием истинности знания стали возможности eгo опытной, экспериментальной проверки, математического обоснования полученных результатов. Заслуживающим доверия считался такой подход, который не требовал привлечения для объяснения природных явлений ссылок на теологические аргументы, вмешательства высших сил. Eгo вершиной была теория образования Солнечной системы П. Лагиюса (1749-1827), который заявил, что ему не потребовалась гипотеза о существовании Бога для объяснения возникновения планет.

Первоначально наука решала задачи накопления знаний о живой и неживой природе, разрабатывала системы классификации минералов, кристаллов, растений и животных, Шведский естествоиспытатель К. Линней (1707-1778) описал и классифицировал около 9 тысяч видов растений. Французский ученый Ж.Д. Бюффон (1707-1788) представил картину развития Вселенной, Земли, ее растительного и животного мира, сделав вывод о связи живых opгaнизмов со средой их обитания.

Наука постепенно начала сближаться с практикой. Великий pycский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765) написал руководство по металлургии. Появилась теория гидродинамики и водяных турбин (члены Петербургской Академии наук Д. Бернулли, 1700-1782 и Л. Эйлер, 1707-1783), строительной механики (швейцарский ученый Я. Бернулли, 1654- 1705, французский инженер Ш. Кулон, 1736-1806), газов и тепловых явлений (английский ученый Р.Бойль, 1627-1691, французский - Э. Маpиотт 1620-1684). Зародилась такая дисциплина, как химия (А.Л. Лавуазье, 1743-1794), физическая химия (М.В. Ломоносов). Были проведены первые исследования в области электричества (М.В. Ломоносов, американский просветитель Б. Франклин, 1706-1790, русский физик Г.B. Pиxмaн, 1711-1753). Блaгoдаря изобретению микроскопа голландский ученый А. Левенгук (1632-1723) впервые открыл мир микроорганизмов, бактерий.

Важной особенностью науки XVIII - XIX вв. стал ее интернациональный характер. Результаты научных исследований публиковались в академических изданиях, получали широкую известность. Начал налаживаться обмен научными кадрами. Так, после создания в России Академии наук сотрудничать с ней были приглашены ученые из стран Западной Европы. Студенты из России направлялись на учебу в старейшие европейские университеты.

Налаживание связей позволяло обеспечивать поступательность и преемственность в развитии научных знаний. Открытия, сделанные отдельными учеными, не утрачивались с их смертью, как это неоднократно случалось в прошлом, а становились общим достоянием, позволяли продолжателям их дела опираться на укрепляюшийся фундамент знаний.

Итальянский физик А. Вольта (1745-1827), принимая во внимание результаты опытов cBoeгo предшественника Л. Гальвани (1737-1798), создал "гальваническую батарею", служившую источником электрического тока. В 1820 г. датский физик Г. Ф, Эрстед (1777-1851) открыл воздействие электротока на магнитную стрелку, французский физик Ампер (1775-1836) установил, что ток сам создает магнитное поле. Развивая их идеи, английский физик М. Фарадей (1791-1867) открыл явление электромагнитной индукции (появление электрического тока при пересечении замкнутым проводником магnитных силовых линий). Это позволило создать электродвигатели, со временем изменившие облик промышленности.

Овладение электричеством сказалось и на других естественных науках, в частности получила развитие электрохимия, значительно расширившая познания о строении химических элементов. Важнейшим итогом развития химии и физики стала разработка русским химиком Д.И. Менделеевым (1834-1907) периодического закона химических элементов, установившего характер взаимосвязи между ними и заложившего основы химии ХХ века.

Развитие химии, в свою очередь, создало фундамент для успехов в медицине, в создании новых лекарственных препаратов.

Попытки широких обобщений, выявления закономерностей предпринимались и в области изучения живой природы. Особое внимание современников привлекла теория английского ученого Ч.Дарвина (1809-1882). Он разработал теорию эволюции - происхождения всех видов существующих на Земле растений и животных естественным путем, в процессе эволюции, движущей силой которой выступают изменение природных условий и межвидовая борьба за существование.

Теория эволюции, противоречащая основным религиозным воззрениям о сотворении жизни высшими силами, Богом, до сих пор служит предметом как теологических, так и научных cпoров. В частности, новейшие данные в области генетики не дают бесспорных подтверждений правильности теории Дарвина, xoтя и не позволяют полностью oпpoвepгнуть ее.

Литература XVIII-XIX вв.

Широкое распространение гpамотности в странах Европы определило рост социальной значимости художественною творчества.

Во Франции кануна Великой революции идеи Просвещения приобретали популярность не только блаюдаря философским и политическим трудам, но и литературе, поэзии и театру. Еще в XVII веке объектом осмеяния драматургов был нувориш, разбогатевший выходец из тpeтьeгo сословия, стремящийся во всем подражать аристократам, но не обладавший их благородством, культурой. В XVIII вeке литература породила новых героев - людей из народа, энергичных, предприимчивых, благодаря способностям и талантам торжествующих над привыкшими к роскоши, но интеллектуально убогими аристократами. Многие просветители были писателями, драматургами.

Например, Д. Дидро в своих пьесах и повестях разоблачал нравы, царящие в церкви, особенно в монастырях, создавал образ героя новoгo времени - простого человека, ведущего борьбу против несправедливости. Эта традиция была продолжена П.О. Бомарше (1732-1799). В комедиях"Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро", которые приобрели всемирную известность, он высмеял аристократическую знать, сделав своим героем человека из простонародья, по уму и способностям намнoгo превосходящего своих хозяев.

Большой заряд сатирической направленности несли романы aнглийских писателеЙ эпохи Просвещения, Д. Свифт (1667-1745) coздал образ гулливера, нормального человека, по отношению к которому лилипуты, великаны, лапутяне (в них нетрудно увидеть привычных для современников представителей господствующих сословий) выступают уродливым искажением действительности. Гeроем современника Свифта - Д. Дефо (1660- 1731) стал Робинзон - человек, попавший в так называемые "естественные условия" и нaлаживающий собственное хозяйство в идиллических условиях, о которых мечтали современники.

В Германии большую популярность приобрело литературное движение 1770-x гг. получившее название "Буря и натиск". Дpaмaтурги, поэты и писатели этого направления, к которому в молодости примыкали И.В. Гете (1749-1832) и И. Ф. Шиллерер (1759-1805), разделяли негативное отношение французских просветителей к абсолютизму, произволу знати и чиновников, духу милитаризма. Kpeстьянство рассматривалось как носитель здоровых начал в обществе, хранитель традиций тoгo времени, кoгдa Германия была единой. В современных им условиях, где знать противопоставляла себя низшим сословиям как малокультурной и непросвещенной массе, обращение к жизни народа, eгo обычаям также приобретало характер вызова ее власти.

В России гнет жесткой цензуры ограничивал возможность распространения идей Просвещения. Книга А.Н. Радищева (1749-1802) "Путешествие из Петербурга в Mоскву", осуждавшая крепостничество и самодержавие, была запрещена и не издавалась до 1905 г. Ее автор был объявлен сумасшедшим и позже сослан в Сибирь.

Важной заслугой многих писателей эпохи романтизма стало обращение к конкретному историческому материалу. Написанию многих их трудов (особенно наглядно это видно по творчеству А.С. Пушкина и В. Cкoттa) предшествовало изучение описываемых ими эпох. В их художественных произведениях воспроизводились особенности быта, нравов, обычаев прошлогo. Eгo восприятие читателями становилось реалистичным, освобожденным от тех наивно-идеалистических взглядов, которыми пронизаны работы авторов эпохи Возрождения и Просвещения.

Особенности взглядов на историю эпохи романтизма подготовили переход к новому этапу в развитии духовной жизни общества, связанную с реализмом.

Особенно широкую известность получили произведения реалистической литературы. Во второй половине XIX века интерес к ней был колоссальный.

К шедеврам реализма относятся сочинения замечательных французских писателей Оноре де Бальзака (1799-1850), Стендаля (1783-1842), В. Гюго (1802-1885), П. Мериме (1803-1870), Г. Флобера (1821-1880),a также английских авторов - Ч. Диккенса (1812-1870) и У. Теккерея (1811-1863). Впервые в истории литературы они пытались отразить внутренний мир простых, рядовых людей, которые в процессе осознания собственных интересов и стремлений начинают игpать активную роль в общественной жизни, принимать участие в социально значимых исторических событиях. При этом авторы не использовали популярный в эпоху романтизма прием, когда их гeрои оказывались способными мыслить и самостоятельно влиять на окружающий мир только потому, что они принадлежали к потомкам опальной аристократической знати, укрывающимся в среде простонародья. Напротив, реалисты показывали горечь и отчаяние людей, которые в силу cвoeгo происхождения были лишены возможности игpать активную роль в жизни, права распоряжаться которой принадлежало аристократии, выходцам из среды обеспеченных людей.

Россия стала также родиной реалистической, сатирической прозы, высмеивающей всевластие бюрократии и особенности психологии и мировосприятия чиновников, превратившихся в большинстве стран мира в особый, самовоспроизводящийся слой, вызывающий к себе ненависть как аристократии, так и промышленников, не говоря уже о рядовых гpажданах. Наиболее яркие произведения классиков русской литературы, разоблачающие нравы чиновничества (Н.В. Гоголя, 1809-1852, М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1826-1889), стали шедеврами мировой литературы. Они были источником вдохновения писателей, которые исходя из иррациональных воззрений, приобретших популярность в ХХ веке, видели в государстве и чиновничестве реализацию сатанинских начал, уничтожающих человека как личность.

Вопросы и задания

1. В чем состояла сущность естественнонаучных принципов исследования общественной жизни?
2. Как вы можете объяснить ускорение темпов при роста научных знаний в XVIII-XIX вв.?

Заполните таблицу:

Таблица Научные достижения и их последствия

Ученые Область знания Открытия Последствия

4. Сформулируйте идеи, которые питали литературу и искусство новогo времени. Какие образы и литературные герои стали популярными в искусстве?
5. Охарактеризуйте особенности художественного творчества эпохи Просвещения, классицизма, романтизма, реализма. Как они были связаны с проблемами общественного развития cвoeгo времени?

Календарно-тематическое планирование по истории, видео по истории онлайн, История в школе скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Реформы Петра I, которые были введены в 1696 году, всё больше приближали Российскую империю к европейской жизни. Золотой век русской культуры (19 век) начался внедрением западных веяний и особенностей. Писатели, скульпторы, живописцы и архитекторы стремились приобщиться к новой моде. Каждый из них хотел внести разнообразие в свои произведения путём заимствования различных приёмов при работе, что и оказало значительное влияние на развитие просвещения.

Золотой век русской культуры (19 век)

Роль истории в русской культуре

Золотой век богат переменами, которые были продиктованы предыдущей стратегией развития Российской империи. Иными словами, всё то, что было запланировано ранее, теперь приводилось в действие. Границы государства постоянно расширялись и превратили его территорию в необъятную страну.

Присоединение Средней Азии и Северного Кавказа.

Значительную роль в этом деле играло присоединение Средней Азии и Северного Кавказа. Размах царя не знал жалости и промедления. Не заставили себя ждать и нововведения, которые, по мнению Петра Великого, приведут империю к успеху. Но, несмотря на запал военачальника, народ воспринимал указы с опаской и нехотя шагал в новое время. Это и стало главной причиной неравномерного развития страны.

Наибольший прогресс наблюдался именно в сфере культурно исторического развития России середины 19 века. В экономической, материальной и социально-политической отраслях государству не удалось достичь ошеломляющего успеха. Но и на месте никто не стоял, достигнув некоторых результатов:

  • зарождение отечественного машиностроения;
  • прогресс в изготовлении паровых двигателей;
  • появление первого парохода (1815 год);
  • стала действовать первая железная дорога (1851 год), её путь лежал между Санкт-Петербургом и Москвой.

Урал стал центром развития металлургической промышленности.

Благодаря своим природным ресурсам Урал стал центром развития металлургической промышленности. Стремительный прогресс в этой области позволил строить новые заводы и расширить возможности производства. Это дало толчок к запуску и развитию текстильной промышленности. Появившиеся рабочие места и доступ к новой продукции стали привлекательны для населения. Многие люди переезжали в города, чтобы быть ближе к комфорту и заработку.

Как и прежде, стремительный шаг в новую эпоху тормозит старый подход к решению задач. Самодержавие и крепостное право стали непреодолимым препятствием на пути к процветающему будущему страны.

Отмена крепостного права в 1861 году позволила дышать глубже, но не устранила факторы, сдерживающие скорость развития. Эта реформа не стала спасением, которого так ждал народ. Её действие оказалось ограниченным, поскольку не происходило никаких изменений в политической сфере. Люди поняли, что перемены возможны. Это стало стимулом для требования изменений в пользу улучшения жизни народа.

События XIX века привлекли внимание к стране не только своими культурными достижениями, но и тяжёлыми последствиями:

  • Отечественная война;
  • восстание декабристов;
  • период крепостничества;
  • отмена крепостного права.

Отмена крепостного права.

Эти явления стали доказательством того, что люди, живущие в Российской империи, — настоящие патриоты. Они не стали бежать и приняли боем всех, кто хотел использовать страну в своих интересах. Однако народ умел защищать не только государство и правительство, но и своё мнение. Вместе с защитой границ люди добились улучшения положения и дали понять, что хотят создавать собственные законы на своей территории.

Настойчивость и чёткое виденье лучшего будущего сделали своё дело: новая эпоха подарила свободу, теперь русский народ мог творить и развиваться. Но XX век вынудил заплатить за неё двумя войнами и многочисленными жертвами.

Образование и наука

Фундаментом для развития культуры стала популяризация образования и воспитания молодёжи. Утомлённые войной и революцией люди хотели утолить жажду новых знаний, поэтому представители власти были вынуждены ввести единую систему образования. Она была достаточно продумана, чтобы обеспечить необходимыми навыками всех граждан в зависимости от их сословия. Обучение состояло из четырёх методик. Школы делились на:

Церковно-приходские школы

  1. Церковно-приходские. Они состояли из одного класса, в котором проходили обучение представители низших слоёв населения.
  2. Уездные училища. Двухгодичную программу были обязаны освоить мещане, купцы и горожане.
  3. Губернские гимназии. Провести четыре года в стенах школы могли себе позволить только дворяне.
  4. Университеты и прочие высшие учебные заведения были построены для богатых людей, составлявших элиту общества.

Результат, полученный в конце XIX столетия, можно охарактеризовать как залог образованной и процветающей нации. На тот момент уже были основаны 63 высших учебных заведения, количество студентов в них превышало 30 тыс. человек. Для женщин образование стало доступным с 1819 года. Реформа, отменившая крепостное право, послужила своеобразным катализатором для продвижения системы обучения. Во второй половине столетия количество грамотных людей возросло с 7 до 22%, что увеличило количество учёных и изобретателей.

Искусство, которое впечатлило мир

Наиболее благоприятным и плодотворным XIX век оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет, став классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Литература золотого века

Почувствовав глоток свободы, творческие люди стали больше работать и заявлять о себе миру. Архитекторы, живописцы, писатели, музыканты и поэты хотели любыми способами добиться славы. Однако деятели культуры 19 века признали, что из всех творческих сфер наибольшего прорыва удалось достичь в литературе.

Творцы и критики не могли отвергать тот факт, что писатели быстрее всех поняли главное: важно не только дать объяснение какому-либо событию или ситуации, нужно отразить национальный менталитет, свойственный народу, преподнести читателю развёрнутое описание душевных терзаний, которые испытывают герои, подать изложение так, чтобы характеристика персонажа не была категоричной. Одна из основных задач автора — это донести всю многогранность личности.

Направления в литературе

Сентиментализм — ответвление в творчестве, характеризующееся излишним вниманием к чувствам и переживаниям персонажей. В таких произведениях герои идеализируют своих возлюбленных и этот мир. Они обидчивы, вспыльчивы и часто совершают необдуманные поступки.

Романтизм имел большее распространение, чем сентиментализм. Дух бунтарства привлекал писателей и поэтов того времени. Именно это направление и дало возможность выразить свои мысли. Романтизм делился на несколько ответвлений, представители которых знакомы читателям со школьной скамьи.

Кондратий Фёдорович Рылеев, Владимир Фёдорович Одоевский, Вильгельм Карпович Кюхельбекер — это имена поэтов-декабристов. Их работам гармонировали темы патриотизма, свободы и гражданской осознанности. В творчестве Антона Антоновича Дельвига, Ивана Ивановича Козлова и Николая Михайловича Языкова читался свободолюбивый лейтмотив.

Неизмеримая глубина духовного мира, разбавленная долей фантастики, — это обязательные составляющие произведений Василия Андреевича Жуковского и Константина Николаевича Батюшкова. Философские размышления, знание психологии и любовь к Родине объединились в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева и Владимира Фёдоровича Одоевского.

Иван Андреевич Крылов и Александр Сергеевич Грибоедов

Иван Андреевич Крылов и Александр Сергеевич Грибоедов стали основоположниками нового течения в литературе — реализма. Это направление стало главным в 30-х годах XIX века. Самыми известными его представителями являются Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой.

Живопись и театр

Мастера живописного дела в то время достигли небывалых высот благодаря глотку свободы и нововведениям, которые открыли новые пути для развития изобразительного искусства. Творческие люди того времени имели общее мнение о реальности, что отражалось и в работе. Как и в литературе, в живописи образовались романтизм и реализм.

 Орест Адамович Кипренский

Свой след в истории этого периода оставили также художники Иван Николаевич Крамской, Виктор Михайлович Васнецов, Василий Григорьевич Перов, Павел Андреевич Федотов, Алексей Кондратьевич Саврасов, Иван Иванович Шишкин.

Новая архитектура

Градостроение 19 века

В начале XIX столетия, после Отечественной войны 1812 года, главной отраслью специалистов стало градостроение. Было необходимо не только заново построить города, но и отразить культуру народа во внешнем виде зданий. Для этого зодчие тщательно продумывали варианты оформления и наделяли общественные строения чертами, которые указывали на историческое прошлое России.

Чтобы лучше познакомиться с историей своей Родины, необходимо узнать не только о театре, живописи и литературе, но и об архитектуре, народной культуре 19 века в России, а таблица станет оптимальным вариантом для краткого конспекта.

Здание Автор Годы строительства
Казанский кафедральный собор А. Н. Воронихин 1801—1811
Большой театр в Санкт-Петербурге Ф. И. Тома де Томон 1784—1886
Главное Адмиралтейство А. Д. Захаров 1704—1706
Здание Главного штаба К. И. Росси 1819—1829
Троице-Измайловский собор В. П. Стасов 1828—1835

Достижения российских мастеров XIX столетия превзошли все ожидания. Успехи в области искусства громко заявили о стране на весь мир, что улучшило репутацию государства на мировой арене. Осознавая свою значимость, народ стал больше гордиться Российской империей и делать всё для её светлого будущего.

В сферах культуры, науки и просвещения в России XIX в. произошли крупные изменения и был достигнут серьёзный прогресс. Чтобы убедиться в этом, необходимо последовательно рассмотреть развитие системы образования, науки и культуры на протяжении всего XIX в.

Отечественное образование XIX в.

Изменения в сфере просвещения в России были непосредственно связаны с политикой конкретного императора. Поэтому в XIX в. каждый правитель России вносил новые корректировки в систему образования. Рассмотрим все периоды.

Александр I (1801-1825 гг.)

  1. В 1803 г. была проведена реформа образования, по которой в России впервые вводилась единая система учебных заведений . В ней было 4 ступени: церковно-приходские школы— 1 год, уездные училища— 2 года, губернские гимназии — 4 года и университеты. Реформа была построена по принципам бессословности и преемственности. То есть доступ к образованию был открыт для всех сословий. К тому же, учащийся мог при желании пройти все ступени обучения: от церковно-приходского школы до университета.
  2. В 1804 г. был принят либеральныйуниверситетский устав. Он провозглашал самоуправление университетов : самостоятельный выбор ректора, профессоров, учебной программы и т.д. Также произошло открытие новых университетов: 1802 г. — в Дерпте ; 1803 г. — в Вильно , в 1804 г. — в Харькове и Казани . В 1819 г. Петербургский институт был преобразован в университет.
  3. Открывались также привилегированные лицеи: Демидовский в Ярославле (1805) и Царскосельский (1811), где учился А.С. Пушкин.

Николай I (1825-1855 гг.)

После восстания декабристов новый император Николай I решил бороться со свободомыслием в умах молодёжи. Поэтому он пошёл по пути ограничения вольности университетов и запрете ряда гуманитарных дисциплин. Над студентами был установлен жёсткий контроль.

  1. Для борьбы со свободомыслием была ужесточена цензура. Так, в 1826 г. Николай I принял “чугунный” цензурный устав, который сильно ограничивал свободу слова.
  2. В 1835 г. был издан новый университетский устав, который фактически ликвидировал их автономию . В высших учебных заведениях ввели казарменную дисциплину и поставили их под жёсткий контроль. Из учебной программы изъяли философию и некоторые другие гуманитарные науки, не имевшие прикладного значения. За нарушение порядка следовало заключение в карцер, исключение, а иногда и отправление на Кавказскую войну солдатом, как это случилось с студентом А.И. Полежаевым.
  3. Системе образования придали сословныйхарактер. Таким образом, доступ в университеты был открыт только дворянам. Дети крестьян могли учиться только церковно-приходских школах (1 год), дети мещан, купцов, ремесленников – в уездных училищах (3 года), дети дворян, чиновников, купцов I гильдии – в престижных гимназиях (7 лет).

Александр II (1855-1881 гг.)

При вступлении на престол Александра II цензура и контроль за учебными заведениями был смягчён.

  1. В 1864 г. было издано Положение о начальных народных училищах. По нему учебные заведения могли открываться общественными учреждениями и частными лицами. Стали сосуществовать государственные , частные , земские и воскресенские школы.
  2. В том же 1864 г. вышел устав средней школы. Учреждались классические гимназии и реальные гимназии (позднее – училища). В первых делался упор на изучение древних языков и гуманитарных предметов. После окончания классических гимназий учащиеся могли поступить в университет. В реальных училищах учили большее время уделялось естественным и техническим наукам. Их выпускники могли поступить в специальные технические высшие заведения, а не в университеты. В гимназии и училища принимали детей всех сословий, однако плата за обучения была достаточно высокой.
  3. Было положено начало женскому образованию . Открывались женские гимназии, а позднее стали возникать и высшие женские курсы.
  4. В 1863 г. появился новый университетский устав, который предоставлял университетам значительную автономию : самостоятельное избрание ректора, присуждение степеней, выбора учебной программы и т.д.
  5. В 1865 г. были изданы “Временные правила” о печати. Отменялась предварительная цензура для ряда печатных изданий.

Александр III (1881-1896 гг.)

После убийства отца Александр III решает вновь взять под жёсткий контроль всю систему образования и печать.

  1. По “временным правилам о печати”1882 г. министр внутренних дел и обер-прокурор Синода получали право закрывать любое печатное издание . Впоследствии прекратилось издание таких либеральных и демократических печатных органов как “Дело”, “Голос”, “Земство” и “Отечественные записки”.
  2. В 1884 г. вышел новый университетский устав. Ликвидировалась автономия университетов , за студентами начал осуществляться жёсткий надзор со стороны инспекции.
  3. В 1887 г. вышел указ министра народного просвещения И.И. Делянова. Он стал известен как циркуляр о кухаркиных детях. В гимназии запрещалось принимать детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников . Повышалась плата за образование. Следствием стало совращение доступа к среднему образованию детей из “низших сословий”.
  4. Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев способствовал распространению церковно-приходских школ , одновременно выступая против земских учебных заведений.

Географические открытия русских путешественников XIX в.

XIX век ознаменовался крупнейшими географическими открытиями, которые расширили представления человека о Земле и способствовали освоению новых территорий.


И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский

  1. В 1803–1806 гг. состоялась первая кругосветная экспедиция под эгидой русских путешественников И.Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского. На кораблях “Надежда” и “Нева” они изучили побережье о. Сахалин, многочисленные острова Тихого и Северного Ледовитого океанов.
  2. В 1819–1821 гг. произошла первая русская антарктическая экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева. В ходе очередного кругосветного плавания русские путешественники на кораблях “Мирный” и “Восток” в 1820 г. открыли новый материк – Антарктиду. Как результат, были сделаны важные открытия, собраны ценные коллекции.
  3. Г.И. Невельскойв ходе двух экспедиций середины XIX в. исследовал низовья Амура и установил, что Сахалин является островом.
  4. Е.В. Путятин в 1822-1825 гг. совершил очередное кругосветное плавание и открыл острова Римского-Корсакова. Кроме того, именно он смог первым из русских побывать в закрытой Японии и даже подписать в 1855 г. договор.
  5. Важным итогом географических достижений первой половины XIX в. стало учреждение Русского географического общества в 1845 г. Оно занималось организацией научных экспедиций для исследования российских территорий Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Закавказья.
  6. Во второй половине XIX в. П.П. Семёнов Тян-Шанский занимался изучением гор Тянь-Шань. Н.Н. Миклухо-Маклай изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и островов Тихого Океана (2,5 года он прожил на берегу Новой Гвинеи). Н.М. Пржевальскийпредпринял экспедиции в Центральную Азию, где изучал горные хребты и внутренние воды. Также им был обнаружен новый вид дикой лошади, которая впервые была описана И.С. Поляковым.

Научные открытия

Отечественные учёные XIX в. внесли неоценимый вклад развитие мировой науки. Ниже представлен список из важнейших достижений и открытий этого периода.

  1. Математик Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию . П.Л. Чебышёв открыл закон больших чисел. С.В. Ковалевская — первая женщина член-корреспондент Петербургской Академии наук (1889 г.) — исследования в области математического анализа.
  2. Физик В.В. Петров исследовал электродугу и показал возможность освещения улиц. Б.С. Якоби изобрёл электродвигатель, создал гальванотехнику. А.Г. Столетовосуществил фундаментальные исследования в области магнетизма и фотоэлектрических явлений. П.Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу (1876 г.). А.Н. Лодыгин — лампу накаливания. А.С. Попов изобрёл радиотелеграф (1897 г.).


Литература


А.С. Пушкин. Худ. О.А. Кипренский

Первая половина XIX в. считается “золотым веком” русской литературы. Для этого периода характерна быстрая смена художественных стилей. От сентиментализма Н.М. Карамзина, Г.Р. Державина к романтизму и реализму (впоследствии, к критическому реализму).

Романтизм представлен произведениями В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхелбекера, ранними работами А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

А.С. Пушкин стал родоначальником реализма в русской литературе (историческая драма “Борис Годунов”, “Капитанская дочка”, “Дубровский” и др.). Шедевром реализма стал роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Основоположником критического реализма стал Н.В. Гоголь (“Шинель”, “Мёртвые души”, “Ревизор”). Новый мир открылся читателям реалистических произведений А.Н. Островского (“Свои люди – сочтёмся”, “Гроза” и др.). В середине века популярность приобретает творчество И.С. Тургенева (“Записки охотника”, а потом и “Отцы и дети”).

Архитектура

В начале XIX в. в русской архитектуре господствовал стиль ампир. В таком стиле творили следующие архитекторы. В Санкт-Петербурге это были А.Н. Воронихин (Горный институт, Казанский собор), А.Д. Захаров (Адмиралтейство), К.И. Росси (ансамбли Дворцовой площади, Александринского театра, здания Сената и Синода), В.П. Стасов (Московские и Нарвские триумфальные ворота). Московские архитекторы О. И. Бове (здания Большого и Малого театров), Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев успешно соединяли в своих постройках черты русского ампира и традиции московской архитектурной школы.


Казанский собор. Арх. А.Ф. Воронихин

В 30-50-х гг. началось смешение стилей (эклектика). Так, например, известными стали произведения русско-византийского стиля К.А. Тона (храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата, Петербургский вокзал в Москве, Московский вокзал в Санкт-Петербурге).

Скульптура


Тысячелетие России. М.О. Микешин

Живопись

Первая половина XIX в.


Явление Христа народу. Худ. А.А. Иванов

Вторая половина XIX в.

Они организовали около 50 выставок в городах России, наиболее активно работая в 70–80-е гг. (официально объединение передвижников просуществовало до 1923 г.), в разных жанрах:


Чаепитие в Мытищах. Худ. В.Г. Перов

Театр

В Москве главными театрами были Большой и Малый. В Санкт-Петербурге в 1832 г. состоялось открытие Александринского театра. Самыми талантливыми и прославленными актёрами стали М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.Н. Асенкова, Е.С. Семёнова, В.А. Каратыгин, А.Е. Мартынов. На сценах ставились произведения классиков “золотого века” русской литературы.

Во второй половине века в Малом театре блистали П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. В Александринском театре можно было увидеть игру неподражаемых актёров М.Г. Савиной, П.А. Стрепетовой, М.В. Дальского.

Музыка


А.Г. Рубинштейн. Худ. И.Е. Репин

В 1859 г. братья А.Г. и Н. Г. Рубинштейн основали в Санкт-Петербурге Русское музыкальное общество.

Подводя итог, можно сказать, что XIX в. стал важнейшей эпохой формирования русской национальной культуры. Была создана система образования, первые научные институты. Это время последовательной смены стилей в культуре от позднего, уходящего возвышенного и официозного классицизма к реализму и теме народа и суровой действительность русской жизни. Во второй половине века литература и живопись стали основными рупорами тяжёлой жизни простого народа и их нелёгкой судьбы.

19 век русская культура

История

Культура напрямую связана с жизнью государства. Первая половина XIX века характеризуется быстрым культурным развитием России. Эта обусловлено борьбой между старым и новым, появляющимся из-за естественных потребностей страны. Эта ситуация сохранялась на протяжении всего столетия. Таким образом, будет весьма любопытно проследить все особенности развития русской культуры в 19 веке.

Предпосылки и причины

В XIX столетии наблюдалось активное культурно-историческое развитие Российского государства. При этом страна существенно отставала от европейских держав в социальном и экономическом развитии. Однако в области культуры она находилась на ведущих ролях. Среди основных причин, вызвавших бурный рост культуры, можно выделить несколько наиболее важных:

Русская культура 19 века особенности развития

  • проведенные Петром Великим реформы;
  • просвещенный абсолютизм Екатерины Второй;
  • усиление контактов с европейскими державами;
  • зарождение и дальнейшее развитие капиталистических отношений в России;
  • появление в обществе оппозиционных движений.

Нельзя недооценивать победу в Отечественной войне 1812 года. После этого события в обществе резко усилилось национальное самосознание. Однако были факторы, сдерживающие темп культурного развития. В первую очередь речь идет о борьбе правительства с общественной мыслью в литературе и публицистике. Вторым фактором, мешающим развиваться культуре страны еще активнее, было крепостное право.

Кратко судить о развитии культуры в России 19 века можно благодаря таблице:

Просвещение и наука

Для развития общества страны в XIX столетии требовалось серьезно изменить область просвещения. Большую роль в ее реформировании сыграл Александр I. Созданная во время его правления система образования включала:

  • начальные одноклассные приходские школы и двухклассные уездные училища;
  • четырехклассные гимназии;
  • университеты и технические учреждения образования.

19 век культура

Следует заметить, что последних учебных заведений в стране было сравнительно мало. Центральное место в этой системе занимали университеты. Одновременно с ними существовали учебные заведения для дворян — лицеи. Наиболее известным среди них был Царскосельский. Для желающих получить военное образование были открыты кадетские корпуса. Однако учиться в них могли лишь дети дворян.

Несмотря на это, система образования в России сделала шаг вперед. Еще в XVIII столетии учиться могли лишь представители высшего дворянства. В 19 веке образование стало доступным для мещанства, ремесленничества и купечества. Также положительную роль в росте уровня образованности населения страны сыграло и увеличение числа библиотек. Общество все больше интереса проявляло к прессе, что привело к росту количества газет и журналов.

19 века культура

В мировую историю вошли имена русских математиков Лобачевского, Буняковского и Остроградского. Не отставали от коллег и физики:

  1. 1802 год — открытие электрической дуги Петровым.
  2. 1828−1832 года — создание Шиллингом электромагнитного телеграфа. Несколько позже Якоби соединил столицу страны с Царским Селом подземным кабелем.
  3. Ленц активно изучает процесс превращения тепловой энергии в электрическую.

Также в 19 веке активно развивается и техника. Например, крепостные механики Черепановы в 1834 году построили первую железную дорогу не только в Российском государстве, но и в мире.

Литературные стили

Одним из самых значительных явлений в мировой культуре 19 столетия стала русская литература. Еще в XVIII веке начался процесс вытеснения классицизма новым литературным стилем — сентиментализмом. В отечественной литературе его основоположником является Карамзин. Произведения автора были наполнены чувствами героев и пользовались большим успехом у читателей.

Победа в Отечественной войне 1812 привела к росту самосознания в общества. Благодаря этому в русской литературе появилось течение романтизма. Его наиболее известным представителем стал Жуковский. Произведения автора переводились на различные языки и заняли место в одном ряду с работами Байрона, Гомера, Шиллера и других известных писателей.

19 века русская культура

Первая половина XIX столетия оказалась богатой на новые имена в литературе. Отличным примером проявления народного таланта стало творчество Пушкина. В тридцатых годах восходит звезда Лермонтова. Эти авторы являются отличным примером направления реализма в отечественной литературе.

Огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературной мысли оказали работы Гоголя. Именно под его влиянием свои произведения создавали Салтыков-Щедрин, Тургенев, Некрасов. Также нельзя не вспомнить Тютчева, труды которого наполнены чувством любви к Отечеству.

Театр и музыка

Благодаря смене крепостного театра вольностью, интерес в обществе к театральному искусству стремительно растет. Государственные театры на территории страны стали появляться еще в 18 веке, однако в XIX столетии этот процесс набирает большие обороты. Так, в 1832 году в Петербурге был возведен Александрийский театр, названный в честь супруги Николая Первого — Александры. Сегодня он носит название Российский государственный академический театр драмы имени Пушкина.

19 век театр

На театральной сцене того времени большим успехом пользовались произведения Грибоедова и Гоголя. В начале второй половины 19 века все чаще ставятся пьесы Островского. Серьезных успехов в те времена добился и балетный театр. В 1815 году на сцене Большого театра в Петербурге состоялся дебют Истоминой. Имя этой танцовщицы вошло в мировую историю.

Живопись и архитектура

Еще в 18 веке в российском изобразительном искусстве зарождается течение классицизма. Оно продолжает стремительно развиваться в начале 19 столетия, постепенно трансформируясь в академизм. Именно эта художественная школа в результате была принята Академией художеств в качестве ведущей. Представителями академизма являются Бруни и Мартос.

19 век живопись

Главное внимание русских архитекторов того времени все еще привлекал Петербург. Именно 19 век стал периодом создания известного сегодня во всем мире стиля этого города. Среди наиболее известных зданий города, возведенных в те времена, можно отметить:

  • Генеральный штаб;
  • здание Сената и Синода;
  • Смольный институт;
  • Михайловский дворец и другие.

Однако шло строительство и в других городах страны. После пожара 1812 года быстро застраивается Москва. Регионы не желали отставать от столицы. В результате во многих уездных и губернских населенных пунктах начинают возводить частные дома представители купечества.

Читайте также: