Научное общение это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Коммуникация – в широком смысле – обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Научная коммуникация – это совокупность видов и форм профессионального общения в научном сообществе, а также передачи информации от одного его компонента к другому. Наличие коммуникации как формы интенсивного информационного обмена между членами научного сообщества всегда признавалось существенной характеристикой научной деятельности. Но объектом специального анализа она становится только во второй половине 20 в. Этот анализ был инициирован т.н. информационным взрывом. Возникает особая область исследований науки – наукометрия. Школа Прайса. Изучение коммуникации в науке позволило обосновать несколько моделей их описания: — познавательные (акцентируется внимание на когнитивно-информационных аспектах научной деятельности и основной задачей сообщества считается максимально возможное приращение массива имеющейся научной информации); — социально-организационные (выделяются в качестве приоритетных стратификационные моменты в реальном общении ученых, решающих те или иные проблемы научных школ или профессиональных сообществ).

Понятие коммуникации

Успешное функционирование современного индивида в обществе невозможно без знания и понимания универсальных механизмов общения и взаимодействия людей, как на межличностном уровне, так и на уровне социальных групп, социальных институтов, человеческих сообществ в целом. Такие знания необходимы для выполнения профессиональных задач в любой сфере деятельности, поскольку любые социальные взаимодействия реализуются благодаря и посредством коммуникации. Полезными окажутся эти знания также при любых вариантах межличностного общения.

Таким образом, коммуникацию можно рассматривать как один из компонентов общения. И в качестве такового она представляет собой процесс обмена информацией посредством специальных знаков, символов или сигналов. И в таком качестве коммуникация является объектом изучения многих наук — не только гуманитарных, но и точных.

В тоже время, каждая наука вычленяет из коммуникации как объекта исследования свой предмет изучения.

Например, естественные (технические) науки изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации, создание специальных кодов — систем определенных символов и правил, при помощи которых можно представить необходимую информацию.

Основные функции науки

Очень важны функции науки, как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно–технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности искусством, обыденным сознанием.

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях научно–технического развития, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

Наука как социокультурный феномен в современных условиях должна заботиться не только об открытии объективных безличностных закономерностей, но и о коэволюционном вписывании в мир всех её достижений. Имея в виду эту приобретающую особую значимость проблему, необходимо рассматривать вопрос о социальных функциях науки. Выделяют следующие основные функции науки:

— функцию непосредственной производительной силы;

— функцию социальной силы.

Культурно–мировоззренческая функция проявляет себя в том, что многие открытия в естественных и точных науках всегда несут в себе определенную мировоззренческую нагрузку. Проще говоря, науки в ходе своего развития вырабатывают некоторую сумму знаний, тем самым внося большую ясность в существующие представления людей о мире.

Функция науки как непосредственной производительной силы проявляется в форме новых технологий, принципов организации труда, новых технических средств и оборудования.

Наука берет на себя функцию социальной силы в том смысле, что она обеспечивает общество необходимыми, полезными знаниями, ресурсами, которые используются им во всех сферах жизнедеятельности. В современных условиях методы и средства науки активно вовлечены в разработку масштабных планов экономического, технического, социального развития, и призваны регулировать так называемые глобальные проблемы и минимизировать их влияние на природные и социальные миры.

Кроме перечисленных функций нельзя забывать и группы присущих ей традиционных функций. Среди них:

Гносеологическая функция нацелена на построение системы объективных знаний о свойствах отношений и процессов объективной реальности.

Прогностическая функция науки проявляется в создании по критериям научной рациональности перспективных моделей изучаемых, любых возможных объектов.

Как и в философии науки следует разграничивать образы философии техники как направления интеллектуального поиска и как учебной дисциплины. Именно от того, что понимается под философией техники, зависит содержание тех задач и функций, которые выполняет данная отрасль знания.

В первом случае, философия техники — в связи с наметившимся общепланетарным характером развития технологий — выполняет преимущественно:

Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой — как раз познание природы, общества и человека, рационально–теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания.

Социальная роль науки

Чтобы понять, найти объяснения многим философским вопросам, таким как познание природы, для пользы всему человечеству, необходимо обратиться к науке, использовать для достижения своей цели важные научные открытия.

Современная наука возникла в Европе в период XV–XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся.

Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

Логико–гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно–историческими условиями, так и уровнем развития самой науки.

Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально–техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки.

В 50–60–е годы стали появляться работы, в которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально — специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

Наука как социальный институт — это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально–профессиональной группой, определенным сообществом.

Цель и назначение науки как социального института — производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой.

Сегодня, в условиях научно–технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития.

1. В качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов; так, взаимосвязи Солнца и Земли не есть коммуникационный процесс.

2. Обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, подарок и т. д.) или не иметь ее. Например, коммуникатор может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь.

3. Коммуникации свойственна целесообразность или функциональность, поэтому бред — не коммуникационный акт.

Исходя из сказанного, можно дать следующее научное толкование: коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.

Это взаимодействие может представлять собой: движение материальных объектов в реальном пространстве и времени, а также движение идеальных объектов (смыслов, образов) в умозрительных (виртуальных) пространствах и временах.

И, наконец, социальная коммуникация, обеспечивающая обмен смыслами между социальными субъектами. В таком понимании социальную коммуникацию можно рассматривать как движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу.

Важно обратить внимание на то, что все виды смысловой коммуникации взаимосвязаны через личность (человека), т. е. субъекта социальной коммуникации.

Итак, социальная коммуникация неразрывно связана с генетической и психологической смысловыми коммуникациями, которые служат ее необходимыми предпосылками, и вместе с тем она сама воздействует на становление и формирование последних. Иногда понятие социальная коммуникация употребляется во множественном числе. Это происходит при необходимости дифференцировать коммуникационные потоки.

Заключение

Список литературы

Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учебник. — М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. — 304 с.

Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. Ї СПб., 1996. Ї С. 17 Ї43; 201 Ї228.

Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века, — М.: Ваклер. 2002.

Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. — М.: Дрофа, 2009.

Подгурецки Ю. Н. Социальная коммуникация.- М.: Гелиос АРВ, 2006.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Научная коммуникация – это процесс и механизм распространения внутри научного сообщества и в обществе в целом научных знаний об окружающей действительности.

Научная коммуникация осуществляется с помощью различных каналов, средств, форм и институтов коммуникации. Их конкретный перечень обуславливает этап реализации научной коммуникации:

  • первый (внутренний) этап научной коммуникации заключается в коммуникации между учёными в рамках научного сообщества на тему одобрения научной идеи;
  • второй (внешний) этап научной коммуникации заключается во взаимодействии с широкой аудиторией научного сообщества, которое транслирует в массовое сознание научного знания.

На внутреннем этапе научная коммуникация реализуется непосредственно внутри научного сообщества. Обычно она может быть оформлена в виде устных докладов, очных научных дискуссий, семинаров, публикаций научных изданий, научных конференций, научно-технических выставок и т.д.

По итогу реализации двух этапов научной коммуникации должен быть запущен процесс популяризации науки. То есть научное сообщество, обладая необходимыми специальными знаниями, выступает хранителем и транслятором науки в широкие массы. На данном этапе посредником коммуникации между учеными и обществом в целом выступают масс-медиа, которые представлены научно-популярными журналами, блогами, телевизионными передачами, научными электронными библиотеками, различными выставками, фестивали науки и т.д.

Научная коммуникация может быть успешной только в случае соответствующей адаптации языка донесения информации. Кроме того, основной упор должен быть сделан на результатах деятельности, практической полезности и прогнозах (а не на эмпирической части исследований).

Готовые работы на аналогичную тему

Научная коммуникация (как и любая другая коммуникация) имеет свою целевую аудиторию. К её основным группам относятся:

  • учёные (научное сообщество);
  • новые молодые представители интеллектуальной деятельности (школьники, студенты, аспиранты, молодые учёные);
  • общественность, которая составляет наиболее широкую аудиторию;
  • средства массовой информации, которые одновременно выступают в качестве канала научной коммуникации и в качестве её аудитории;
  • органы государственной власти, которые определяют основы и приоритетные направления научно-исследовательской деятельности (в частности, законодательство в сфере науки, расходы государственного бюджета на науку и т.д.);
  • представители предпринимательского сообщества, которые станут конечными получателями и пользователями результатов научных открытий и исследований.

В международной практике рекомендуют различать два понятия: научная коммуникация и коммуникация в науке. Первым называют процессы и формы взаимодействия науки и общества, следствием которого должна стать популяризация среди неэкспертов научного результата. Второе понятие – это название части информационного общества и социологии науки, которая описывает социальную специфику формальной и неформальной коммуникации среди ученых.

В науке знания распространяются в зависимости от языкового аспекта, который выступает фактором, способствующим или препятствующим успешному представлению публикации научному сообществу. Этим и обусловлена специфика этого процесса.

К настоящему времени научная коммуникация в ряде стран сформировалась в отдельные дисциплины:

  • профессиональная дисциплина - коммуникация в научно-исследовательских организациях, научная журналистика, работа в музеях и центрах науки, научная визуализация и иллюстрация, научная политика и т.д.;
  • академическая дисциплина - изучает вопросы, которые связаны с процессами трансляции и восприятия научной информации в обществе.

История развития научной коммуникации

Практика научной коммуникации в Европе начала формироваться с XVII века. Тогда в основе научной коммуникации лежали личные связи. А личные встречи и обмен письмами способствовали закреплению этой практики. Научная коммуникация периода Нового времени исполняла роль, которая заключалась в координации научной информации, её последующей трансляции посредством переписок и периодических изданий, а также её внедрении в образовательный процесс.

Следующий период в развитии научной коммуникации начался с конца XIX – начала ХХ веков. В это время широкие массы стали активнее интересоваться научными достижениями и наукой как таковой. Это было вызвано ростом важности информационного обеспечения всех сторон человеческой деятельности, с одной стороны, и появлением новых форм взаимодействия между субъектами в рамках научного сообщества, с другой. Таким образом, с этого момента ведёт своё существование открытая наука.

В последнее время средствами осуществления научной коммуникации становятся средства массовой информации, которые стали важным инструментом популяризации науки. К её дополнительным функциям относится соединение внутреннего и внешнего этапов научной коммуникации.

Принцип нераздельности творчества субъекта и его включений в систему социальных связей является одним из важнейших для понимания творческого процесса и творческой личности.

Это положение придает принципиально новую ориентацию конкретному изучению творчества в различных сферах культуры, в том числе и в сфере научной деятельности, позволяет преодолевать субъективизм и индивидуализм в трактовке творческого акта. Разнообразие неповторимых стилей мышления интеллектуальных ориентации общающихся между собой ученых создает необходимые предпосылки для зарождения и опровержения гипотез и теорий, для решения творческих задач.

Научное исследование представляет собой специфическую форму деятельности, существенно отличную по ряду параметров от других ее форм. Его содержание, структура и динамика предъявляют особые требования к психологическим возможностям личности. Если способность к мышлению в научных понятиях, к усвоению и применению научных истин есть общечеловеческое свойство, то способность к добыванию этих истин, генерированию новых идей, изобретению методов и т. д. не распределена по людям равномерно. Научный талант так же редок, как и художественный. Вместе с тем он, подобно последнему, характеризуется градуированностью, воспитуемостью, специфичностью по отношению к различным предметным областям.

Специфика научной деятельности, ее предмета необходимо должна быть принята во внимание, чтобы объяснить сложность тех многомерных процессов, которые имеют место при общении между учеными.

Научное творчество - многоаспектно. Его предметно-логический аспект выступает перед нами в первую очередь как возникновение и преобразование научных идей.

С давних времен хорошо известен и личностный аспект науки. Нашими вечными спутниками являются образы великих ученых, самоотверженно служивших научной истине.

Разговор

Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.

Что такое общение?

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:

С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).

Средства общения

Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.

1. Вербальные средства общения

В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).

Примеры вербальной передачи информации:

Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.

2. Невербальные средства общения

К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.

Примеры невербальной передачи информации:

  • особенности почерка, выделение слов;
  • мимика, жесты, поза (кинестетические средства);
  • приближение или отдаление;
  • интонация и скорость речи, особенности голоса, паузы;
  • символы, знаки и пиктограммы.

Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.

Цели общения

Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).

Основные функциональные цели общения:

  • обмен информацией, выгодный обеим сторонам или одной из них;
  • получение помощи;
  • оказание помощи другому человеку;
  • получение эмоционального отклика (похвалы, сочувствия, солидарности, сопереживания);
  • координация взаимодействия (в работе, игре или иной совместной деятельности);
  • приобщение к коллективу или социальной группе путём принятия идей, ценностей, принципов, моральных норм и прочих установок;
  • влияние на взгляды и поведение собеседника;
  • самовыражение, проявление своих умений и способностей;
  • получение удовольствия от самого процесса общения.

Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.

Этапы общения

Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:

Функции общения

Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:

  • Коммуникативная. Взаимодействие между людьми на разных уровнях (межличностное, групповое, общественное).
  • Когнитивная. Общение является основным источником познания, получения опыта, развития когнитивных способностей.
  • Информативная. Данная функция состоит в передаче информации разной степени важности.
  • Креативная. В процессе общения формируются, меняются и развиваются социальные связи между людьми.
  • Конативная. У людей есть социальные роли, которые как-то соотносятся между собой (например, начальник и подчинённый). Конативная функция состоит во взаимодействии этих ролей.
  • Эмотивная. Данная функция обеспечивает обмен эмоциями.

Виды общения

В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:

Стороны общения

Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):

  • Коммуникативная сторона общения. Данная подсистема объединяет процессы, направленные на обмен знаниями, мнениями и идеями с использованием как вербальных, так и невербальных средств.
  • Перцептивная стороны общения. Это восприятие людьми друг друга, формирование мнения о личности в процессе взаимодействия и общения.
  • Интерактивная сторона общения. Это всевозможные виды взаимодействия, возникающие при совместной деятельности людей (действия, выполняемые вместе, либо действия одного человека, влияющие на другого).

Роль общения в человеческой жизни

Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.

Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.

Читайте также: