Научно технический прогресс на рубеже 19 20 веков кратко

Обновлено: 05.07.2024

В конце 19- начале 20 века стремительными темпами происходило развитие производительных сил. В связи с этим в существенной мере увеличился объем мирового промышленного производства. Эти изменения сопровождались стремительным развитием техники, нововведения которой охватывали различные сферы производства, транспорта и быта. Также существенные изменения произошли в технологии организации промышленного производства. В этот период возникло много совершенно новых отраслей, которые не существовали ранее. Также произошли значительные сдвиги в размещении производительных сил, как на международном уровне, так и внутри отдельных государств.

Такое стремительное развитие мировой промышленности было связано с научно-технической революцией конца 19-начала 20 века. Посредством внедрения достижений научно-технического прогресса развитие промышленности в 19-20 ст. привело к существенным изменениям условия и образа жизни всего человечества.

Целью написания данной работы является анализ научно-технических достижений конца 19-начала 20 века, а также определение их влияния на мировое экономическое развитие.

При написании данной работы необходимо решить следующие задачи: характеристика научно-технических изобретений конца 19-начала 20 вв.; анализ структурных изменений промышленности конца 19-начала 20 вв.; определение влияния технологического развития на мировую экономику.

Научно-технические изобретения конца 19-начала 20 вв.

В связи с тем, что потребность в электроэнергии постоянно росла, то возникла необходимость в разработке более мощных, компактных и экономичных двигателях. Так, английским инженером Ч. Парсонсом в 1884 г. было изобретено многоступенчатую паровую турбину, с помощью которой можно было в несколько раз повысить скорость вращения.

Широко использовались двигатели внутреннего сгорания, которые были разработаны немецкими инженерами Даймлером и Бенцом в средине 80 гг.

В 1896г. немецким инженером Р.Дизелем было разработано двигатель внутреннего сгорания с большим коэффициентом полезного действия. Немного позже этот двигатель приспособили к работе на тяжелом жидком топливе, в связи с чем его стали широко применять во всех отраслях промышленности и транспорта. В 1906 г. в США появились тракторы с двигателями внутреннего сгорания. Массовое производство таких тракторов было освоено в период Первой мировой войны.




В этот период одной из основных отраслей являлась электротехника. Так, широкое распространение получило электрическое освещение, что было связано со строительством крупных промышленных предприятий, развитием городов и существенным увеличением производства электроэнергии.

Также широкое развитие получила и такая отрасль электротехники, как техника средств связи. В конце 19 века было усовершенствовано аппаратуру проволочного телеграфа, а к началу 80 гг. 19 века были выполнены работы по конструированию и практическому применению телефонной аппаратуры. Телефонная связь стала быстро распространяться во всех странах мира. Первая телефонная станция была построена в США в 1877 г., в 1879г. была построенная телефонная станция в Париже, а в 1881 году – в Берлине, Петербурге, Москве, Одессе, Риге и Варшаве.

Одним из основных достижений научно-технической революции было изобретение радио – беспроволочной электросвязи, которая основана на использовании электромагнитных волн. Впервые данные волны были обнаружены немецким физиком Г.Герцем. На практике данную связь применил выдающийся русский ученый А.С. Попов, который 7 мая 1885г. продемонстрировал первый в мире радиоприемник.

В начале 20 века было изобретена еще одна отрасль электротехники – электроника. Так, в 1904г. английский ученый Дж. А. Флеминг изобрел двухэлектродную лампу (диод), которая могла использоваться для преобразования частот электрических колебаний. В 1907г. американским конструктором Ли де Форестом было изобретено трехэлектродную лампу (триод) с помощью которой можно было не только преобразовывать частоту электрических колебаний, но и усиливать слабые колебания.

Так, промышленное применение электрической энергии, строительство электростанций, расширение электрического освещения городов, развитие телефонной связи обусловили быстрое развитие электротехнической промышленности.

Стремительное развитие машиностроения, судостроения, военного производства и железнодорожного транспорта предъявляло спрос на черные металлы. В металлургии начали применятся технические нововведения, а техника металлургии достигла больших успехов. Существенно изменились конструкции и увеличились объемы доменных печей. Были введены новые способы производства стали за счет передела чугуна в конверторе под сильным дутьем.

В 80 гг. 19 века был внедрен электролитический способ получения алюминия, который привел к развитию цветной металлургии. Электролитический метод также использовали для получения меди.

Еще одним из основных направлений научно-технологического прогресса являлся транспорт. Так, в связи с техническим развитием появились новые виды транспорта. Рост объема и скорости перевозок способствовали совершенствованию железнодорожной техники. Было усовершенствовано подвижный состав на железных дорогах: возросла мощность, сила тяги, быстроходность, вес и размеры паровозов и грузоподъемность вагонов. С 1872 г. на железнодорожном транспорте были введены автоматические тормоза, а 1876г. разработана конструкция автоматической сцепки.

В конце 19 века в Германии, России и США проводились эксперименты по введению на железных дорогах электрической тяги. Первая линия электрического городского трамвая открылась в Германии в 1881г. В России строительство трамвайных линий началось с 1892г.

В период научно-технического прогресса конца 19-начала 20 вв. был изобретен новый вид транспорта – автомобильный. Первые автомобили были сконструированы немецкими инженерами К. Бенцем и Г. Даймлером. Промышленное производство автомобилей началось с 90 гг. 19 века. Высокие темпы развития автомобилестроения способствовали строительству шоссейных дорог.

Еще одним новым видом транспорта был воздушный транспорт, решающую роль в развитии которого сыграли самолеты. Первые попытки конструирования самолетов с паровыми двигателями были осуществлены А. Ф. Можайским, К. Адером, Х. Максимом. Широкое распространение авиация получила после установления легких и компактных бензиновых двигателей. Сначала самолеты имели спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле, а потом – для перевозки автомобилей.[2]

В этот период также было организовано химические методы обработки сырья практически во всех отраслях производства. В таких отраслях, как машиностроение, электротехническое производство, текстильная промышленность стали широко использовать химию синтетических волокон.

Научно-технический прогресс конца 19-начала 20 вв. способствовал внедрению многих нововведений для усовершенствования технической сферы легкой, полиграфической и других отраслей промышленности.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Научно-технические изобретения конца 19-начала 20 вв…………………. 3

2. Структурные изменения в промышленности………………………………. 7

3. Влияние научно-технического прогресса на мировую экономику…………9

Список использованной литературы…………………………………………. 12

Введение

В конце 19- начале 20 века стремительными темпами происходило развитие производительных сил. В связи с этим в существенной мере увеличился объем мирового промышленного производства. Эти изменения сопровождались стремительным развитием техники, нововведения которой охватывали различные сферы производства, транспорта и быта. Также существенные изменения произошли в технологии организации промышленного производства. В этот период возникло много совершенно новых отраслей, которые не существовали ранее. Также произошли значительные сдвиги в размещении производительных сил, как на международном уровне, так и внутри отдельных государств.

Такое стремительное развитие мировой промышленности было связано с научно-технической революцией конца 19-начала 20 века. Посредством внедрения достижений научно-технического прогресса развитие промышленности в 19-20 ст. привело к существенным изменениям условия и образа жизни всего человечества.

Целью написания данной работы является анализ научно-технических достижений конца 19-начала 20 века, а также определение их влияния на мировое экономическое развитие.

При написании данной работы необходимо решить следующие задачи: характеристика научно-технических изобретений конца 19-начала 20 вв.; анализ структурных изменений промышленности конца 19-начала 20 вв.; определение влияния технологического развития на мировую экономику.

Научно-технические изобретения конца 19-начала 20 вв.

В связи с тем, что потребность в электроэнергии постоянно росла, то возникла необходимость в разработке более мощных, компактных и экономичных двигателях. Так, английским инженером Ч. Парсонсом в 1884 г. было изобретено многоступенчатую паровую турбину, с помощью которой можно было в несколько раз повысить скорость вращения.

Широко использовались двигатели внутреннего сгорания, которые были разработаны немецкими инженерами Даймлером и Бенцом в средине 80 гг.

В 1896г. немецким инженером Р.Дизелем было разработано двигатель внутреннего сгорания с большим коэффициентом полезного действия. Немного позже этот двигатель приспособили к работе на тяжелом жидком топливе, в связи с чем его стали широко применять во всех отраслях промышленности и транспорта. В 1906 г. в США появились тракторы с двигателями внутреннего сгорания. Массовое производство таких тракторов было освоено в период Первой мировой войны.

В этот период одной из основных отраслей являлась электротехника. Так, широкое распространение получило электрическое освещение, что было связано со строительством крупных промышленных предприятий, развитием городов и существенным увеличением производства электроэнергии.

Также широкое развитие получила и такая отрасль электротехники, как техника средств связи. В конце 19 века было усовершенствовано аппаратуру проволочного телеграфа, а к началу 80 гг. 19 века были выполнены работы по конструированию и практическому применению телефонной аппаратуры. Телефонная связь стала быстро распространяться во всех странах мира. Первая телефонная станция была построена в США в 1877 г., в 1879г. была построенная телефонная станция в Париже, а в 1881 году – в Берлине, Петербурге, Москве, Одессе, Риге и Варшаве.

Одним из основных достижений научно-технической революции было изобретение радио – беспроволочной электросвязи, которая основана на использовании электромагнитных волн. Впервые данные волны были обнаружены немецким физиком Г.Герцем. На практике данную связь применил выдающийся русский ученый А.С. Попов, который 7 мая 1885г. продемонстрировал первый в мире радиоприемник.

В начале 20 века было изобретена еще одна отрасль электротехники – электроника. Так, в 1904г. английский ученый Дж. А. Флеминг изобрел двухэлектродную лампу (диод), которая могла использоваться для преобразования частот электрических колебаний. В 1907г. американским конструктором Ли де Форестом было изобретено трехэлектродную лампу (триод) с помощью которой можно было не только преобразовывать частоту электрических колебаний, но и усиливать слабые колебания.

Так, промышленное применение электрической энергии, строительство электростанций, расширение электрического освещения городов, развитие телефонной связи обусловили быстрое развитие электротехнической промышленности.

Стремительное развитие машиностроения, судостроения, военного производства и железнодорожного транспорта предъявляло спрос на черные металлы. В металлургии начали применятся технические нововведения, а техника металлургии достигла больших успехов. Существенно изменились конструкции и увеличились объемы доменных печей. Были введены новые способы производства стали за счет передела чугуна в конверторе под сильным дутьем.

В 80 гг. 19 века был внедрен электролитический способ получения алюминия, который привел к развитию цветной металлургии. Электролитический метод также использовали для получения меди.

Еще одним из основных направлений научно-технологического прогресса являлся транспорт. Так, в связи с техническим развитием появились новые виды транспорта. Рост объема и скорости перевозок способствовали совершенствованию железнодорожной техники. Было усовершенствовано подвижный состав на железных дорогах: возросла мощность, сила тяги, быстроходность, вес и размеры паровозов и грузоподъемность вагонов. С 1872 г. на железнодорожном транспорте были введены автоматические тормоза, а 1876г. разработана конструкция автоматической сцепки.

В конце 19 века в Германии, России и США проводились эксперименты по введению на железных дорогах электрической тяги. Первая линия электрического городского трамвая открылась в Германии в 1881г. В России строительство трамвайных линий началось с 1892г.

В период научно-технического прогресса конца 19-начала 20 вв. был изобретен новый вид транспорта – автомобильный. Первые автомобили были сконструированы немецкими инженерами К. Бенцем и Г. Даймлером. Промышленное производство автомобилей началось с 90 гг. 19 века. Высокие темпы развития автомобилестроения способствовали строительству шоссейных дорог.

Еще одним новым видом транспорта был воздушный транспорт, решающую роль в развитии которого сыграли самолеты. Первые попытки конструирования самолетов с паровыми двигателями были осуществлены А. Ф. Можайским, К. Адером, Х. Максимом. Широкое распространение авиация получила после установления легких и компактных бензиновых двигателей. Сначала самолеты имели спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле, а потом – для перевозки автомобилей.[2]

В этот период также было организовано химические методы обработки сырья практически во всех отраслях производства. В таких отраслях, как машиностроение, электротехническое производство, текстильная промышленность стали широко использовать химию синтетических волокон.

Научно-технический прогресс конца 19-начала 20 вв. способствовал внедрению многих нововведений для усовершенствования технической сферы легкой, полиграфической и других отраслей промышленности.

Какие основные направления научно-технического прогресса в конце 19 начало 20 века? . Подскажите пожалуйста.

Достижения научной мысли конца XIX-начала XX вв. послужили основой технической революции, происшедшей в этот период, она получила название второй научно-технической революции (НТР).

Выдающиеся изобретатели второй НТР: Э.В.Сименс (динамомашина), Т.Эдисон (современный генератор), Ч.Парсонс (паровая турбина), Г.Даймлер и К.Бенц (двигатель внутреннего сгорания), Р.Дизель (двигатель внутреннего сгорания с большим КПД), А.Н.Лодыгин (лампа накаливания), П.Н.Яблочков ("электрическая свеча"). Т.Эдисон и Д.Юз (микрофон), А.Б.Строуджер (автоматическая телефонная станция), А.С.Попов (радио), Г.Маркони (передача электрических импульсов без проводов), Дж.А.Флеминг (диод), Г.Бессемер, П.Мартен, С.Томас (новые способы выплавки стали), Г.Даймлер и К.Бенц (автомобили), Дж.Дэнлоп (резиновые шины), Д.И.Менделеев, К.Э.Циолковский, Н.Е.Жуковский - вопросы воздухоплавания, А.Ф.Можайский, К.Адер - самолетостроение с паровым двигателем, Дж.Хайетт (целлулоид) и многие другие.

Сердцевиной второй НТР стала энергетика - изобретение электричества и двигателя внутреннего сгорания, что предопределило переход от пара и каменного угля к электричеству и жидкому топливу. Переворот в энергетике, изобретение способа передачи электричества на дальние расстояния обусловили рождение новых видов транспорта - автомобиля, самолета, электровоза, тепловоза, трамвая.

Автомобиль и самолет не только революционизировали транспорт, но дали толчок к преобразованию всех смежных отраслей - металлургии, машиностроении, химии. Были изобретены новые способы выплавки стали, получило развитие производство разнообразных видов качественных сталей, двинулось вперед производство цветных металлов.

Вторая НТР знаменовала быстрое развитие новых средств связи - телеграфа, телефона, радио , что сыграло огромную роль в распространении информации во всем мире.

Массовое производство катализаторов, красителей, лекарств, минеральных удобрений было итогом прогресса в химической промышленности.

Свершился технологический переворот в сельсокм хозяйстве, где широкое применение нашли химические удобрения, машины (тракторы и другие сельскохозяйственные машины). В результате значительно выросла урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность скота, производительность труда, благодаря чему этот сектор экономики высвободил значителную массу рабочих рук, необходимых для индустрии. Ведущие страны мира перешли к промышленному (индустриальному) типу занятости.

Достижения науки и техники стали основой очередной военно-технической революции. В конце XIX - начале ХХ вв. появились военная авиация и танки, были созданы мощные военно-морские суда (броненосцы, дредноуты), автоматическое артиллерийское оружие, изобретены новые взрывчатые вещества, отравляющие газы, широко стала использоваться радиосвязь. Известно, что в этот период ведущие страны мира усилили гонку вооружения, подготовив материально-техническую базу для Первой, а затем и Второй мировой войн.

На стадии завершения Второй мировой войны началась третья научно-техническая (научно-технологическая) революция . Она связана с кардинальными изменениями в области производительных сил в связи с развитием атомной энергетики, космонавтики, вычислительной техники, биотехнологии, производства новых конструкционных материалов.

Следует отметить, что пока нет общепризнанной периодизации этой НТР. Мы выделяем в развитии третьей НТР два этапа: 1) с середины 40-х гг до середины 60-х гг.; 2) с середины 60-х гг. до настоящего времени. Границей между этими этапами принято создание и внедрение в систему хозяйства ведущих стран ЭВМ четвертого поколения.

Изобретения первого этапа включали телевидение, транзисторы, компьютеры, радар, ракеты, атомную бомбу, синтетические волокна, водородную бомбу, искусственные спутники Земли, реактивную авиацию, электроэнергетические установки на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ), лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы.

Научно-техническая революция относится к XVIII-XIX векам.
Научно-технический прогресс относится к XX веку и затрагивает любые сферы деятельности человека и отрасли науки.

Достижения научной мысли конца XIX-начала XX вв. послужили основой технической революции, происшедшей в этот период, она получила название второй научно-технической революции (НТР) .

Выдающиеся изобретатели второй НТР: Э. В. Сименс (динамомашина) , Т. Эдисон (современный генератор) , Ч. Парсонс (паровая турбина) , Г. Даймлер и К. Бенц (двигатель внутреннего сгорания) , Р. Дизель (двигатель внутреннего сгорания с большим КПД) , А. Н. Лодыгин (лампа накаливания) , П. Н. Яблочков ("электрическая свеча"). Т. Эдисон и Д. Юз (микрофон) , А. Б. Строуджер (автоматическая телефонная станция) , А. С. Попов (радио) , Г. Маркони (передача электрических импульсов без проводов) , Дж. А. Флеминг (диод) , Г. Бессемер, П. Мартен, С. Томас (новые способы выплавки стали) , Г. Даймлер и К. Бенц (автомобили) , Дж. Дэнлоп (резиновые шины) , Д. И. Менделеев, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский - вопросы воздухоплавания, А. Ф. Можайский, К. Адер - самолетостроение с паровым двигателем, Дж. Хайетт (целлулоид) и многие другие.

Содержание

Энергетика
Физика
Распространение информации
Транспорт
Естественные науки
Связь науки и производства
Изменение среды обитания.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

Возраставший в течение всего 19 века интерес к естественным наукам и образованию стал давать свои результаты. Общая доля грамотных людей в России 1910-х годов составляла уже около 30%. С каждым годом среди учеников школ и гимназий росло количество выходцев из крестьян, рабочих, бедных слоев. Всё более демократическим становился состав студенческих аудиторий, где дети дворян и духовенства составляли уже только 1/3. В стране действовало 10 университетов и десятки других высших учебных заведений, число представителей интеллектуальных профессий превысило 1 млн человек. Конечно, для 165-миллионов России этого было мало. Достижения Российских ученых тоже сыграли свою роль в развитии государства.

В 1904 году русскому физиологу, основоположнику теорий высшей нервной деятельности Ивану Петровичу Павлову (1849—1936) была присуждена Нобелевская премия, а в 1908 году этой награды был удостоен Илья Ильич Мечников за исследования в области инфекционных заболеваний.

Огромный вклад в развитие мировой науки внёс Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) – основатель биогеохимии, геохимии, радиогеологии. За глубокую осведомленность во многих научных дисциплинах его часто называли Ломоносовым 20 века. Его труды, посвященные вопросам взаимодействия человека с окружающей средой, заложили основы современной экологии и учения о биосфере.

В то же время бурные события модернизации, революции 1905—1907 годов многих представителей интеллигенции если не напутали, то сильно насторожили, заставив их задуматься и над ценностями, и над ценой прогресса. Обострившиеся социальные проблемы вносили в атмосферу того времени чувства растерянности, отчаяния, неверия в благополучный исход перемен. Революция многим мыслителям представлялась как страшная разрушительная сила истории. Деятели культуры искали пути улучшения жизни в занятиях искусством, в нравственных и религиозных учениях, духовном возрождении людей. Многие из них обратились к религии и мистике. В 1901 году последователи знаменитого философа Владимира Сергеевича Соловьёва (1853—1900) создали Русское религиозно-философское общество. Религиозными философами стали многие бывшие социалисты и либералы. Некоторые из них, в частности Сергей Булгаков и Павел Флоренский, приняли сан священников Русской православной церкви.

Связь науки и производства

Как бы мы жили, если бы не научные открытия именно в 19-20 веках?

Достижения науки к рубежу 19-20 стали расти. Жизнь частных предприниматели и руководителей государств перевернулась, они в полной мере осознали огромную роль науки для успешного развития как отдельных фирм, так и стран в целом. На частные и государственные капиталы создавались исследовательские лаборатории с дорогим оборудованием, научно-исследовательские институты, денежные фонды для поощрения ученых. Благодаря шведскому предпринимателю Альфреду Нобелю, появилось ежегодное присуждение Нобелевской премии за выдающиеся достижения в физике, химии, биологии. Он пожертвовал свои капиталы особому общественному комитету, который и стал присуждать Нобелевскую премию.

Практически каждый раздел науки получил свое продолжение в виде соответствующей отрасли производства. Так, химия и химическая промышленность обеспечили выпуск новых материалов, призванных заменить редкие природные, — было начато производство пластмасс, алюминия, синтетических волокон, синтетического каучука для изготовления резины и т.д. Достижения науки в 19-20 веках такого раздела физики, как механика, позволили усовершенствовать различные механизмы и создать автоматические станки (ткацкий, наборный типографский и другие). Они без участия человека выполняли все производственные операции по заданной программе. Соединение достижений физики и химии дало возможность использовать в строительстве дешевые сталь и бетон. Через реки были переброшены стальные мосты, через горы прорыты туннели. В городах появились дома в 5-8 этажей, что оказалось особенно важным в крупных индустриальных центрах, где стоимость земли была чрезвычайно высока. В Нью-Йорке были построены первые небоскребы в 10-20 этажей.

К концу XIX в. преимущества индустриальной циви­лизации, утвердившейся в ряде стран Европы и в США, становились все более очевидными. Этот тип цивилизации гарантировал обществу не только относительно стабиль­ный уровень жизни, но и широкий комплекс прав, в том числе право владеть и свободно распоряжаться частной собственностью. Это право укрепляло веру человека в себя, в свои возможности. Политика социальных реформ, все активнее проводившаяся в ведущих странах (Англии, Гер­мании, США и др.), способствовала смягчению напряжен­ности в обществе. Государство и общество все крепче свя­зывали взаимные интересы, что обеспечивало эволюцион­ный путь развития ведущих индустриальных стран и сво­дило к минимуму опасность возникновения внутренних конфликтов. Общество постепенно становилось гражданс­ ким, то есть создавало независимую от государственного аппарата систему организаций и массовых движений, от­стаивавших права и интересы граждан. Но гражданское общество не было альтернативой государственным институтам, а как бы дополняло их, порой даже предопределяя их развитие. Так, борьба профсоюзов за расширение прав рабочих нередко вынуждала власти вносить изменения в официальное рабочее законодательство, а движение за эман­сипацию женщин (то есть их равноправие в политической и общественной жизни) — учитывать требования этого дви­жения.

Соединенные Штаты Америки. Первое место к концу XIX в. прочно закрепилось за США, темпы развития кото­рых после гражданской войны 1861—1865 гг. постоянно ус­корялись. Особенно поражали экономические успехи США. По выплавке чугуна и стали, добыче каменного угля США к началу века оставили далеко позади ведущие державы Ев­ропы, причем этот разрыв продолжал увеличиваться. В стра­не стремительно росла протяженность железных дорог, США стали родиной массового автомобилестроения. Знаменитый предприниматель Г. Форд, усовершенствовав изобретение немецких инженеров Г. Даймлера и К. Бенца, сконструиро­вал автомобиль и в начале века наладил серийное произ­водство. Уже к 1915 г. с конвейеров заводов Форда сходи­ло до 250 тыс. автомобилей в год. Их стоимость постоянно снижалась, й покупка автомобиля становилась доступ­ной все более широким слоям населения. Развитие сети шоссейных дорог укрепляло единый внутренний рынок США, что способствовало экономической и социальной ста­бильности в стране. К концу XIX в. средний заработок американских рабочих составлял примерно 700 долларов в год при прожиточном минимуме 150 долларов. Интере­сы американских рабочих с начала 80-х гг. защищали сильные профсоюзные объединения во главе с самым круп­ным из них — Американской федерацией труда (АФТ).

Германия. В начале XX века Германская империя пред­ставляла собой союз князей под главенством прусской ди­настии Гогенцоллернов. Политический строй был полуаб­солютистским: император являлся верховным главнокоман­дующим армии, имел право назначать и смещать главу правительства (канцлера). Парламент (Рейхстаг) лишь обсуждал проекты новых законов и бюджет, так как утвер­ждал их император. Прусское чиновничество составляло верхушку госаппарата и армии. После своего объединения Германия стала быстро догонять развитые страны: к нача­лу XX в. она опередила Англию, а накануне первой миро­вой войны заняла первое место в Европе и второе в мире (после США) по объему промышленного производства. Важ­ной особенностью германской экономики был быстрый рост военной промышленности. Экономическим успехам Герма­нии в немалой степени способствовало расширение внут­реннего рынка, введение единой валюты, получение кон­трибуции от Франции, захват Эльзаса и Лотарингии, бога­тых природными ресурсами, использование индустриаль­ного опыта других стран, высокий уровень эксплуатации собственных рабочих. Процессы концентрации производ­ства и капитала, появление промышленных и банковских монополий по времени совпали в Германии с завершением промышленного переворота, а потому протекали особенно бурно. Милитаристский характер объединенной Германс­кой империи обусловил усиленное развитие монополий в военной промышленности, где лидировала фирма Круппа. Развитие сельского хозяйства в силу сохранения полуфео­дальной системы помещичьих (юнкерских) хозяйств и ма­лоземелья наемных работников-батраков шло значительно медленнее. Крупные землевладельцы продолжали оказывать значительное влияние на политическую жизнь в стране. Сочетание передовой мощной индустрии с помещичьим сель­ским хозяйством было отличительной чертой германского полуфеодального империализма, что позднее определило многие внутренние конфликты в обществе и агрессивный характер внешней политики этого государства.

Франция. Франция в начале XX в. по выпуску основных видов продукции была оттеснена со второго на четвертое место в мире, отстав по темпам своего экономического раз­вития от Германии и США. Это во многом объяснялось по­следствиями франко-прусской войны, потерей Эльзаса и Лотарингии. В сельском хозяйстве преобладала мелкая зе­мельная собственность. Несколько лучше было положение лишь в традиционных для Франции отраслях по производ­ству предметов роскоши. В то же время доля Франции в заграничных капиталовложениях достигла 33 %, и она за­няла второе (после Англии) место до вывозу капитала. В отличие от английских, французские финансисты вывози­ли свои капиталы не столько в колонии, сколько в менее развитые страны Европы. Они не только вкладывали их в местную промышленность, но главным образом предостав­ляли займы как частным лицам, так и правительствам под большие проценты. Французский капитализм стал приобретать ростовщический характер. Вместе с тем, как и во всех развитых капиталистических странах, во Фран­ции усиливалась концентрация производства и капитала. Пришедшие к власти в начале XX в. радикалы во главе с Ж. Клемансо (1841—1929) провели закон об отделении церкви от государства и об ограничении роли церкви в вопросах образования.

1880—1890 гг. стали временем активного формирова­ния французской колониальной империи. Франция захва­тила Индокитай и значительные территории в Африке — Тунис, Берег Слоновой Кости, Гвинею, часть бассейна реки Конго, остров Мадагаскар. Столкновение интересов с Гер­манией, а также жажда отомстить за поражение 1870 г. ускорили экономическое и политическое сближение Фран­ции с Россией, а затем и с Англией.

Читайте также: