Научная школа рубинштейна кратко

Обновлено: 02.07.2024

Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамках такого предмета как история психологии. Рассматривая основные тенденции становления и развития психологической науки, мы не можем не осветить наиболее значимые труды знаменитых отечественных ученых, среди которых видное положение занимает Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 - 1960гг.) и его работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2
1: Школа С.Л. Рубинштейна…………………………………………4
2: Теоретические представления С.Л. Рубинштейна………………5
2.1 Принцип единства сознания и деятельности…………………. 5
2.2 Принцип развития по С.Л. Рубинштейну……………………….7
2.3 Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна…………………….7
3: Основные достижения С.Л. Рубинштейна……………………….8
Заключение……………………………………………………………11
Библиографический список………………………………………….12

Основатель школы – выдающийся отечественный психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), первый среди советских психологов член-корреспондент АН СССР (1943 г.).

Основные вехи жизненного пути С.Л. Рубинштейна

Учился в Германии (1909-1913) в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В 1913 г . защитил докторскую диссертацию : “Eine Studie zum Problem der Method”. С 1919 – доцент, с 1921 – профессор кафедры философии и психологии Новороссийского университета (Одесса). С 1922 по 1930г. – директор Научной библиотеки Одессы. С 1930 по 1942 – зав. кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена.

В 1942 г. Рубинштейн создает кафедру психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова и остается заведующим этой кафедрой до 1949 г. С 1942 по 1945 гг. он также директор Института психологии АПН РСФСР.

Начало академической психологии можно датировать 1945 годом, когда Сергей Леонидович Рубинштейн создал и возглавил Сектор психологии в Институте философии АН СССР. Этот сектор он возглавлял до 1949 года, и затем – с 1956 по 1960 гг.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание включено в контекст жизненных связей личности с объективным миром. Основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.

Проблемы психологии в трудах Карла Маркса, 1934.

Основы психологии, 1935.

Основы общей психологии, 1940.

Бытие и сознание, 1957.

Принципы и пути развития психологии, 1959.

О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

Принципы и пути развития психологии. М., 1959

Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения /под ред. Рубинштейна. М., 1960.

Абульханова (Славская) Ксения Александровна (р. 1932 г.)

Брушлинский Андрей Владимирович (1933-2002)

Богоявленская Диана Борисовна (р. 1932)

Будилова Елена Александровна (1909-1991)

Сборник конференции молодых ученых, 2019

Выдающийся отечественный психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), первый среди советских психологов член-корреспондент АН СССР (1943 г.).

Основные вехи жизненного пути С.Л. Рубинштейна
Учился в Германии (1909-1913) в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В 1913 г. защитил докторскую диссертацию: “Eine Studie zum Problem der Method”. С 1919 – доцент, с 1921 – профессор кафедры философии и психологии Новороссийского университета (Одесса). С 1922 по 1930г. – директор Научной библиотеки Одессы. С 1930 по 1942 – зав. кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена.

В 1942 г. Рубинштейн создает кафедру психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова и остается заведующим этой кафедрой до 1949 г. С 1942 по 1945 гг. он также директор Института психологии АПН РСФСР.

Начало академической психологии можно датировать 1945 годом, когда Сергей Леонидович Рубинштейн создал и возглавил Сектор психологии в Институте философии АН СССР. Этот сектор он возглавлял до 1949 года, и затем – с 1956 по 1960 гг.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание включено в контекст жизненных связей личности с объективным миром. Основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.

Почти 90 лет назад Сергей Рубинштейн предложил идею, которая положила начало научному подходу в советской психологии. Он одним из первых среди отечественных ученых выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Теория заключается в том, что сознание побуждает человека совершать определенные поступки, а они, в свою очередь, формируют его сознание. Так советская психология перешла к научным экспериментам, в которых психика человека изучалась через его поведение.

Основы общей психологии

Рубинштейн Сергей Леонидович

Предшествующие теории

Философы с давних времен спорили о том, как соотносятся психическое и физическое. Жирную точку в этом вопросе в свое время поставил математик Рене Декарт, который резко противопоставил материю и дух как две различные сущности. Эта идея незначительно менялась, но все же жила и процветала вплоть до ХХ века. В отечественной психологии она господствовала до 30-х годов.

Со временем появились доказательства того, что психика и тело взаимосвязаны. Например, ученые увидели, что повреждения различных участков головного мозга приводят к нарушениям психических функций. Но даже тогда отечественные психологи не изменили декартовской традиции. Они ухитрились объяснить новые факты двумя способами.

Теория психофизического параллелизма утверждала, что психическое и физическое составляют два ряда независимых друг от друга явлений, которые просто сопутствуют друг другу. Психическое явление соответствует физическому, но при этом не связано с ним. Сознание человека в таком понимании — это просто тень реальных физических процессов, побочное явление, которое лишено какой-либо власти.

Теория взаимодействия признавала, что психическое и физическое связано, но тоже только внешне. Например, сильные эмоции могут приводить к изменениям в организме. Но эту связь считали чисто механической. Никакого значения в ней не видели. Психику и физиологию по-прежнему рассматривали раздельно.

Деятельность по Рубинштейну

Такой взгляд на проблему мешал психологии стать наукой. До сих пор она сводилась к философским размышлениям, которые невозможно было обосновать. Но, когда Рубинштейн заявил, что физическое и психическое — это две стороны одного процесса, он открыл советской психологии научные методы. Ведь за поведением человека можно наблюдать и делать выводы о его психике. Поэтому ученый поставил во главу своего принципа единства понятие деятельности.

Деятельность по Рубинштейну — это действие и занятие, которым человек преобразует действительность. Например, труд, учеба или игра. По теории Рубинштейна психика и деятельность не находятся в равноправных отношениях. Вторая из них первичнее. Конечно, мышление, воображение и чувства человека влияют на его взгляд на мир. Но они, в свою очередь, формируются в результате его действий.

Чтобы узнать больше о психических процессах, можно наблюдать за поведением людей в определенных условиях. Такие опыты уже ставились за рубежом. Например, ученый Генри Ругер в 1910 году изучал то, как испытуемые разгадывают механическую головоломку. Участники эксперимента сначала явно пытались решить задачу наугад. Но после каждого нечаянного успеха они осмысляли его и допускали все меньше лишних движений. Такое переплетение и взаимодействие случайных и сознательных попыток характерно для образования навыка у человека.

Так, навык — это действие, которое переносится с одной ситуации на другую. Но также и мыслительный процесс, потому что его выработка требует обобщения.

Читайте также: