Научная картина мира философские основания науки кратко

Обновлено: 06.07.2024

В системе оснований науки, наряду с научной картиной мира, идеалами и нормами исследования, можно выделить еще один компонент - философские основания науки. Философские основания науки - связующее звено между философским и научным знанием. Они не относятся напрямую ни к науке, ни к философии, так как по своей природе, они скорее являются неким пограничным знанием. Философские основания науки образуют идеи и принципы, обосновывающие идеалы и нормы науки, а также содержательное представление научной картины мира. Кроме того, философские основания науки обеспечивают включение научного знания в культуру.

Функции философских оснований науки

Любая новая идея для того, чтобы стать либо частью картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования (в этом заключается одна из функций философских оснований науки). Эвристическая функция - другая функция философских оснований науки. Она активно применяется при построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности.

Разновидности философских оснований науки

Выделяют несколько разновидностей философских оснований науки. Онтологические основания науки представляют собой принятые в той или иной науке представления о картине мира, типах материальных систем, законах функционирования и развития и т. д. Эпистемологические основания науки - принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта и т. п. Логические основания науки - принятые в науке правила абстрагирования, образования понятий и утверждений и т. п. Методологические основания науки представляют собой принимаемые в рамках той или иной науки представления о методах открытия и получения знания, способах доказательства и т. п. Ценностные или аксиологические основания науки - принятые представления о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в общей системе науки, о целях науки, научном прогрессе и т. д.

Заключение

Рассматривая механизм влияния философии на науку, необходимо иметь в виду существенные различия в характере, способах и силе этого влияния в зависимости от уровня научного познания, этапа развития науки, степени ее зрелости. Такой дифференцированный подход позволяет придать более конкретный вид представлениям о механизме влияния философии на научное познание.

Существует взгляд на мир, общество, природу и все, что окружает людей и происходит внутри каждого человека, который не принимает предрассудков и суеверий. Научное мировоззрение целиком основано на достижениях современных дисциплин и пронизано методом научного исследования и познания. Этот взгляд на Вселенную и место человека в ней отражает явления и объекты, как они существуют в действительности, без заблуждений, лжи и вымыслов. Научное представление основано на достигнутом уровне знаний во всех науках.

Каждая картина мира содержит, прежде всего, определенные знания, сведения о природе, познании, общественной жизни, представления о Вселенной, отражает направление и природу мышления, являясь основой и духовным центром человеческой индивидуальности.

Научная картина мира (как и все остальное) отражает бытие индивида в обществе. Этот путь содержит жизненные позиции, идеалы, убеждения, принципы деятельности и познания. Картина мира - неотъемлемая составляющая сознания человека. В данном случае, это не просто один из многих элементов. Картина мира - это сложная система, в которой взаимодействуют знания, убеждения, стремления, мысли и тому подобное. Таким образом, формируется целостное (в той или иной степени) понимание самих людей и окружающего их мира.

Сформированная картина мира считается сложной формой сознания, объединяющей различные аспекты человеческого опыта. Она накапливает опыт понимания смысловой основы человеческой жизни. Новые поколения, заботясь о духовном наследии своих предков, современников, что-то сохраняют и от чего-то окончательно отказываются.

Философия и наука имеют общую рациональную природу. Но наука - это объективное знание мира, обоснованное теоретически и практически подтвержденное. Кроме того, научная картина мира - это систематизированное знание, имеющее отраслевую дифференциацию.

Готовые работы на аналогичную тему

Философская картина мира является предпосылкой возникновения науки и содержит методологическую систему, используемую современными учеными.

Философия является промежуточным этапом между примитивным, а позднее средневековым "затемнением" необъяснимых явлений чувственными образами богов, мифологических героев и формированием рациональных средств познания.

Философия как научная дисциплина

Философия возникает тогда, когда человек начинает размышлять о своем опыте как внутреннем, то есть внутри своего личного мира, так и внешнем, то есть о реальности, которая происходит вокруг него.

Концепция картины мира

Философия сыграла большую роль в истории интеллектуального развития человека в силу того, что она являлась формой общественного сознания. Это в свою очередь делает философию двойственной формой, выступавшей в качестве науки и формировавшей картину мира. Под картиной мира понимаются основные, общие и глобальные убеждения человека относительно природы (объективности) и всесторонней личной жизни человека (субъективности) и того, как они влияют на стиль жизни и схему вещей. Картина мира есть когнитивная (ментальная) структура, состоящая из идеалов о том, что, по мнению человека, экзистенциальная жизнь есть или должна быть основана на его повседневном опыте. Проще говоря, картина мира - это то, как человек концептуализирует природу.

Научная картина мира в философии

Эта самая динамичная из всех картин мира. Она неразрывно связана с тем, что философия как дисциплина носит универсальный характер. Философское понимание научной картины мира - это совокупность взглядов на все, что существует универсально. Она охватывает все сферы бытия, будь то метафизика, эпистемология или этика. Это означает, что все остальные представления, какими бы многочисленными они ни были, заключены в философское понимание. Философская концепция влечет за собой как идеалистические, так и материалистические аспекты реальности, и это делает его самым фундаментальным из всех картин мира.

Характеристика научной картины мира в философии:

  • охватывает все сферы существования;
  • обладает качеством оценки, поскольку его сторонники высоко ценят ценности и идеалы. Они нацелены на то, чтобы раскрыть суть любого знания;
  • философское представление является весьма аргументированным, поскольку различные философы имеют свои собственные взгляды и поддерживают свои собственные ценности о субъективности (человеке) и объективности (природе);
  • влечет за собой фундаментальные и извечные проблемы, поскольку ее вопросы не могут быть исчерпаны сразу. Таким образом, попытки ответить на эти вопросы порождают другие основные вопросы. Это показывает бесконечность философского мировоззрения и длительное значение его вопросов.

Основы научной картины мира в философии

Под основами мы подразумеваем отправные точки или элементы, которые запускают создание философского понимания. В связи с этим можно выделить два базовых направления:

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ – система философских идей и принципов, посредством которых обосновываются представления научной картины мира, идеалы и нормы науки и которые служат одним из условий включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.

В фундаментальных областях исследования развитая наука, как правило, имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется не тогда, когда они были открыты, а в более позднюю историческую эпоху). Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразном согласовании с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с доминирующими смыслами универсалий культуры. Такое согласование обеспечивают философские основания науки. В их состав входят наряду с обосновывающими постулатами также идеи и принципы, которые определяют эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку научной картины мира и нормативных структур науки, а затем применяются для обоснования полученных результатов – новых онтологий и новых представлений о методе. Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случиться, что в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, благодаря которой они обретают признание и включаются в культуру. Философские основания гетерогенны: они допускают вариации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности. Философские основания науки не тождественны общему массиву философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.

Формирование философских оснований науки и их изменение требуют не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.). Они осуществляются путем выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания, конкретизации исходных философских идей, их уточнения, формирования новых категориальных смыслов, которые после вторичной рефлексии эксплицируются как новое содержание философских категорий. Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретными науками осуществляется совместно философами и учеными-специалистами. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности является важнейшим аспектом философии и методологии науки. В историческом развитии науки особую роль в разработке проблематики, связанной с формированием и развитием философских оснований, сыграли выдающиеся ученые, соединявшие в своей деятельности конкретно-научные и философские исследования (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Бор, Вернадский и др.).

Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов.

В неклассической науке кон. 19 – 1-й пол. 20 в. акцент был перенесен на гносеологическую проблематику, а новые смыслы онтологических категорий вводились с учетом трактовки познания как деятельности субъекта, от характера средств и операций которой зависят получаемые знания об объекте. В современной постнеклассической науке ее философские основания центрируют внимание на проблематике социокультурной обусловленности познания, анализе его мировоззренческих предпосылок и его социально-этических регулятивов. Под этим углом зрения разрабатываются смыслы онтологических и эпистемологических категорий. Такая разработка определена доминирующими типами объектов исследования, которыми становятся сложные, исторически развивающиеся системы. В их познании важную роль начинают играть способы коммуникации познающего субъекта, включенность операций деятельности в развитие изучаемых систем, этические регулятивы, определяющие выбор возможных стратегий изменения системы. Развитие философских оснований выступает необходимой предпосылкой освоения наукой принципиально новых типов объектов и процессов. См. также ст. Наука.

1. Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986;

2. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1987;

3. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988;

4. Никифоров А.Л. Философия науки. История и методология. М., 1998;

5. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992;

В рамках каждой научной дисциплины многообразие знаний организуется в единое системное целое во многом благодаря основаниям, на которые они опираются. Основания выступают системообразующим блоком, который определяет стратегию научного поиска, систематизацию полученных знаний и обеспечивает их включение в культуру соответствующей исторической эпохи.

Можно выделить три главных компонента оснований науки: логические – идеалы и нормы исследования, собственно научные – научную картину мира и философскиеоснования.

Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены: а) собственно познавательные установки, которые регулируют процесс познания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития.

Познавательные идеалы науки имеют достаточно сложную организацию. Можно выделить идеалы и нормы: 1) объяснения и описания; 2) доказательства и обоснования знания; 3) построения и организации знаний. На разных этапах своего исторического развития наука создает разные системы идеалов и норм исследования. Сравнивая их, можно выделить как общие, так и особенные черты познавательных идеалов и норм. Общие черты характеризуют научную деятельность в целом, а особенные черты отражают специфику конкретных научных дисциплин.

В содержании любого из выделенных нами видов идеалови нормнауки можно зафиксировать три взаимосвязанных уровня.

Первый уровень представлен признаками, которые отличают науку от других форм познания (обыденного, стихийно-эмпирического познания, искусства, религиозно-мифологического освоения мира и т.п.) Например, в разные исторические эпохи по-разному понималась природа научного знания, процедуры его обоснования и стандарты доказательности. Но то, что научное знание отлично от мнения, что оно должно быть обосновано и доказано, что наука не может ограничиваться непосредственной констатацией явлений, а должна раскрыть их сущность, - все эти нормативные требования выполнялись и в античной, и в средневековой науке, и в науке нашего времени.

Второй уровень содержания идеалов и норм исследования представлен исторически изменчивыми установками, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном историческом этапе ее развития. Так, сравнивая древнегреческую математику с математикой Древнего Египта, можно обнаружить различия в идеалах организации знания. Идеал изложения знания как набора рецептов решения задач, принятый в математике Древнего Египта, в греческой математике заменяется идеалом организации знания как дедуктивно развертываемой системы, в которой из исходных посылок-аксиом выводятся следствия. Наиболее яркой реализацией этого идеала была первая теоретическая система в истории науки - Евклидова геометрия.

Становление естествознания в конце XVI - начале XVII века утвердило новые идеалы и нормы обоснованности знания. В соответствии с новыми ценностными ориентациями и мировоз­зренческими установками главная цель познания определялась как изучение и раскрытие природных свойств и связей предметов, обнаружение естественных причин и законов природы. Отсюда в качестве главного требования обоснованности знания о природе было сформулировано требование его экспериментальной проверки, Эксперимент стал рассматриваться как важнейший критерий истинности знания.

В содержании идеалов и норм научного исследования можно выделить третий уровень, в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки. Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для естественных наук он обязателен. Современная биология не может обойтись без идеи эволюции, и поэтому методы историзма органично включаются в систему ее познавательных установок.

Итак, первый блок оснований науки составляют идеалы и нормы исследования. Они образуют целостную систему с достаточно сложной организацией.




Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы. В отдельных научных дисциплинах формируются специальные картины мира, наиболее разработанной из которых является физическая картина мира.

Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине мира посредством представлений: о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; о типологии изучаемых объектов; об общих закономерностях их взаимодействия; о пространственно-временной структуре реальности. Например, представления о том, что мир состоит из частиц-корпускул; их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени - описывают картину физического мира, сложившуюся во второй половине XVII в. и получившую впоследствии название механической картины мира.

Картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины (фундаментальные и частные), а также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть согласованы картины реальности. Одновременно она функционирует в качестве исследовательской программы, которая направляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения.

С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предполагает 1)центральное теоретическое ядро, 2) фундаментальные допущения и 3) частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются.

1) Центральное теоретическое ядрообладает относительной устойчивостью и характеризуется достаточно длительным сроком существования. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.

2) Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. в систему. С этим связана такая характеристика научной картины мира, как ее системность. Назначение научной картины мира как свода сведений состоит в обеспечении синтеза знаний. Отсюда вытекает ее интегративная функция.

Когда проблему научной картины мира обсуждают естествоиспытатели (а среди них такие ученые, как Л. Больцман, М. Планк, П. Дюгем, В. Амбарцумян, В. Казютинский и др.), речь идет, прежде всего, о физической реальности, системе фундаментальных физических конструктов, характеризующих основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле. В более широком смысле научная картина мира — это обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления.

Рассмотрим третий блок оснований науки. Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают постулаты науки, а также ее идеалы и нормы.

Как правило, в фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте. Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира, а также идеалы и нормативные структуры науки не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры. Такую "стыковку" обеспечивают философские основания науки. В их состав входят, наряду с обосновывающими постулатами, также идеи и принципы, которые определяют направление поиска.

Философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.

Читайте также: