Научение по механизму импринтинга кратко

Обновлено: 30.06.2024

Естественно, что на теорию импринтинга существует несколько взглядов различных школ, на основе которых формируется целостная теория импринтинга в НЛПси.

С другой стороны, оказали влияние уже существовавшие психодинамические теории, предполагавшие детерминированность настоящего структурами, образованными в прошлом индивида

Совершенно новым этапом явилось исследование Роберта Дилтса, по началу совместное с Тимоти Лири, одним из основателей трансперсональной психологии.

Была решена задача не только привнесения ресурса человеку в детстве, а привнесение ресурса всей системе. Как говорит Р. Дилтс, нам необходимо оздоровить отношения и всю систему, а не только самих данных индивидов. (Изменение Убеждений с помощью НЛП). Р. Дилтс вместе Т. Лири нашел решение на вопрос: как привести мозг в такое состояние, которое может быть перепрограммировано или может способствовать перепрограммированию того, что они называли импринтами (см. определения). Процесс реимпринтинга, который явился результатом совместной работы, стал новой отправной точкой в НЛПси, создал возможности для в работы с еще более глубинными структурами.

Определения

Д. Мейнарди рассматривает Импринтинг как форму обретения устойчивых навыков, которые остаются неизменно запечатленными на протяжении всей жизни. Следовательно, главная функция импринтинга состоит в получении информации об окружающей среде и прочном закреплении полученных сведений. Эта форма обучения имеет явные отличия от других форм, которые предоставляют достаточную свободу приспособляемости к среде обитания в зависимости от переменчивости ее условий. Таким образом, импринтинг можно рассматривать как некую переходную форму от инстинкта к познанию и свободному выбору.

Существующие теории импринтинга.

Генетическая предопределенность плюс стимулы внешней среды.

Для одного из утят таким импринтом был воздушный шарик, и когда шарик перемещали с места на место, то утенок повсюду следовал за ним. Когда этот утенок вырос, он не обращал абсолютно никакого внимания на своих соплеменниц, и все его ухаживания и стремление образовать пару были направлены на любой круглый предмет. Это говорит о том, что когда утенок вырос, то импринт матери перешел также и на подругу.

Он указывал, что дробление поведения на врожденное (собственно инстинктивное) и приобретенное (сформированное за счет индивидуального опыта, обучения) в большинстве случаев бывает условным.

Согласно Лоренцу, даже у животных целостный поведенческий акт состоял из комбинации врожденных механизмов реагирования — механизмов, в создании которых требуется специфический тип обучения — запечатление (импринтинг), приобретенных индивидуально и спонтанных. Под спонтанностью принято понимать такие изменения на выходе системы, для которых неизвестны соответствующие изменения на входе (Хайнд, 1975).

Лоренц указывал, что по своим свойствам запечатление существенно отличается от обычного ассоциативного обучения прежде всего тем, что оно происходит в определенные, достаточно узко ограниченные периоды онтогенеза. Второе его отличие состоит в том, что эффект запечатления практически необратим и в обычных условиях не угашается. Таким образом, информация, запечатленная в импринте, может быть как полезной для адаптации в конкретном социуме, так и нет. Анализируя явление запечатления и его роль в формировании поведения, Лоренц обращал внимание на его сходство с процессом дифференцировки органов в эмбриогенезе. В обоих случаях наличие чувствительного периода — необходимое условие для осуществления определенной реакции формообразования. Наиболее подробно эта проблема изложена в монографии Лоренца "Эволюция и модификации поведения" (1965, Evolution and Modification of Behavior). [18]

Сегодня в этологии и биологии Импринтирование как механизм, реализующий генетические предпосылки в сочетании со стимулами внешней среды, склонны рассматривать как переходную эволюционную форму от полного генетического обуславливания непосредственно к обучению.

Белковый синтез и изменение синаптической структуры.

В ряде экспериментов было установлено, что импритинг тесно связан с увеличением белкового синтеза. В опытах с цыплятами Стивен Роуз и его коллеги устранили все возможные посторонние влияния. Синтез белка в мозгу цыпленка увеличивается в первые два часа после воздействия стимула. Исследователи перерезали у цыпленка нервные пути, которые служили для передачи зрительной информации из одного полушария в другое и закрывали один глаз цыпленка. В итоге в той половине мозга, которая была связана с открытым глазом, белковый синтез был выше, чем половине мозга, связанного с закрытым глазом. Возможно, что в процессе запоминания синтезируемые белки транспортируются к синапсу и изменяют его структуру.

Пространственная структура связей между нейронами.

Еще немецкий биолог Ричард Симон предполагал, что под воздействием стойкого запечатливания в мозговой ткани так называемых энграм может происходить модификация мозговой ткани. Он предполагал, что энграмма является биохимическим проявлением памяти и проявляется постоянным изменением нервной ткани, возникающим в процессе научения.

Импринты и импринтная уязвимость как состояние нервной системы.

Конрад Лоренц, автор теории импринта, пришел к заключению, что условием образования стойкой биохимической связи в нашем мозге, то есть программы, является импринтная уязвимость — полная синхронизация деятельности правого и левого полушарий мозга — состояние, в котором мозг работает в режиме Альфа-ритмов. Для человеческого мышления характерны возрастные изменения — так мозг новорожденного ребенка генерирует преимущественно частоты дельта (0 – 4 Гц) и тета (5 – 7 Гц) — грудной ребенок в основном спит. Мозг ребенка до возраста полового созревания работает главным образом в режиме альфа (расслабленное состояние; 8 – 13 Гц) — это период интенсивного накопления информации. Другое дело, что воспринимается вся информация, независимо от качества. В состоянии бодрствования взрослого человека в мозге преобладают быстрые ритмы — бета (напряженное мышление; 13 – 25 Гц) и меньше альфа-волны, связанные с деятельностью коры больших полушарий. Бета-ритмы — способствуют поддержанию созданных ранее процессов и структур психики. Таким образом, создавая условия, при которых мозг будет работать на Дельта и Тета частотах мы можем как менять программы (предопределенные импринтами), так и создавать новые (Хосе Сильва).

Импринт как моделирование.

Если в детстве девочка подвергалась грубому отношению со стороны матери, то когда она вырастет, вполне возможно, что, так или иначе, будет грубо обращаться со своими собственными детьми, ненавидя себя за это и недоумевая, почему так поступает. Это означает, что наш ранний опыт не только воздействует на наши чувства, но и создает весьма глубинные ролевые модели отношений.

При этом, как считает Р. Дилтс, ребенок чаще отождествляет себя с одной ролью в системе семьи, но бывают и случаи одновременного отождествления со всеми участниками системы. Запечатленные ролевые модели влияют не только на поведение и ценности, но и на формирование идентичности и жизни человека.

Импринт как часть системы конденсированного опыта.

Система конденсированного опыта (СКО), определенная Гроффом как особое сгущение воспоминаний, состоящее из конденсированного опыта (и связанных с ним фантазий) различных жизненных периодов человека. Или, другими словами, СКО состоит из импринта (импринтов) и кондиционирования, кристаллизующегося вокруг него опыта.

Воспоминания, принадлежащие к отдельной системе конденсированного опыта, имеют похожую основную тему или содержат подобные элементы и связаны с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества. Наиболее глубокие слои этой системы представлены живыми и красочными воспоминаниями из младенческого и детского периодов. Более поверхностные слои такой системы включают память о более поздних периодах, вплоть до настоящего времени. Каждая СКО имеет основную тему, проникающую через все слои и представляющую собой их общий знаменатель. Природа этих тем варьируется в значительной степени от одной СКО к другой. Чрезвычайно большим эмоциональным зарядом, которым наделена СКО, оказывается сумма эмоций, принадлежащих ко всем воспоминаниям, составляющим СКО определенного вида.

Индивидуальные системы конденсированного опыта имеют фиксированные отношения с определенными защитными механизмами и связаны со специфическими клиническими симптомами. Структура личности обычно содержит значительное количество СКО. Их число, характер, размеры и интенсивность в немалой степени варьируются от одного индивида к другому.

В соответствии с основным качеством эмоционального заряда мы можем различать отрицательные СКО (конденсирующие неприятные эмоциональные переживания) и положительные (конденсирующие приятные эмоциональные переживания и положительные стороны прошлой жизни индивида). Хотя и имеет место определенная взаимозависимость и перекрывание, отдельные СКО могут функционировать относительно независимо. В сложном взаимодействии с окружением они избирательно влияют на восприятие человеком самого себя и мира, на его чувства, способность формировать идеи и даже на многие соматические процессы.

Как пишет Грофф, оживление переживаний, составляющих различные уровни СКО, характеризуется разными убедительными признаками регрессии субъекта в те времена, когда он впервые переживал данное событие. Одна из наиболее важных сторон этой регрессии состоит в том, что ощущение своего тела, эмоции, рефлексы и восприятие всегда соответствует возрасту, в который регрессировал субъект.

В концепции СКО детские воспоминания представляют собой ядра или более глубокие уровни сложных сгущений воспоминаний, действующих в качестве управляющих динамических систем.

Во-вторых, повторное переживание травмирующих событий детства часто сопровождается далеко идущими изменениями клинической симптоматологии, поведенческих стереотипов, ценностей и позиций. Мощное трансформирующее действие переживания таких воспоминаний и их осмысление предполагают, что имеется более общий динамический принцип.

Третья, и самая важная, причина мышления в терминах СКО, а не отдельных воспоминаний, заключается в затрудненности непосредственного доступа к ядру СКО. До того как испытуемый сможет оживить травмирующее воспоминание раннего детства (ядро переживаний), он должен встать лицом к лицу со многими ситуациями более позднего периода жизни и проработать те из них, где наблюдается та же или похожая тема и включены те же самые основные элементы. Все эти травматические ситуации из различных жизненных периодов связаны с эмоциями одного и того же качества и с такими же защитными механизмами. Их оживление сопровождается тем же самым набором соматических симптомов.

Факторы, выделяемые Гроффом, предрасполагающие к образованию СКО, являются теми же, что для импринтов и конденсирования.

Факторами наибольшей важности, обладающими патогенным значением для развития, может оказаться как одно-единственное событие (импринтинг), так и ежедневные патогенные взаимодействия с одним из членов семейства, длящиеся в течение месяцев и лет. Они могут непрерывно регистрироваться в памяти, собираться в конденсированном виде и образовывать в конечном итоге патологический фокус, сравнимый с фокусом, возникшим в результате макротравмы. В последнем случае ядро переживаний представляет вид переживания, несущего в себе сумму подобных событий.

Вследствие комбинации вышеприведенных факторов (а возможно, и других неизвестных в настоящее время переменных), определенное событие жизни ребенка становится ядром СКО. Когда ядро переживаний запечатлелось (импринтинг состоялся), оно начинает работать как матрица памяти, а более поздние аналогичные переживания записываются в тесной связи с первоначальным событием. Повторяющееся наложение следующих слоев может привести в результате к появлению специфического динамического сгустка воспоминаний, который Грофф называет системой конденсированного опыта (СКО). Очевидно, формирование периферийных слоев СКО может происходить в силу двух динамических механизмов. Иногда пополнение новыми воспоминаниями происходит, так сказать, механическим путем. Жизнь приносит массу эмоциональных переживаний, и некоторые из них, так или иначе, напоминают ядро переживаний. Благодаря аналитической и синтетической работе памяти, эти переживания включаются в СКО на основе схожих компонентов или общего сходства. Однако предположительно существует значительно более важный динамический механизм. На самых ранних стадиях развития ребенок выступает более или менее пассивной жертвой окружения и обычно не играет активной роли в ядре переживаний, которую следовало бы рассмотреть. Позднее эта ситуация меняется, и индивид постепенно сам становится все более определяющим фактором в формировании своих межличностных отношений и жизненного опыта в целом. Однако когда фундамент СКО заложен, он явно начинает влиять на субъекта в плане его восприятия окружения, переживания мира, в плане его позиций и поведения. Под влиянием ядра переживаний он развивает устойчивые специфические ожидания и общие опасения в отношении определенной категории людей и определенных ситуаций. Они порождаются общим формообразующим ядром переживаний и могут быть логически выведены из его особого содержания.

Таким образом, механизм образования и поддержания СКО есть динамическая самоподдерживающаяся структура, постоянно существующая в психике.

Имея ядра, человек как бы моделирует прежние отношения, присутствующие в момент образования, на тех людях, которые присутствуют в настоящий момент. И одно из предположений заключается в том, что человек моделирует эти отношения как бы с намерением завершить их поведенческим способом. Итак, непрерывная активизация и подкрепление первичного патогенного сгустка опыта многими другими взаимодействиями в более поздние периоды жизни могут, вероятно, объяснить интенсивность эмоционального заряда, связанного с индивидуальной СКО. Механизм самоподкрепления СКО, который не исправляет норму, а создает тенденцию к уклонению от нее и к первоначальному сбою, закрепляя СКО, работает на принципе прямой связи.

Принцип суммирования эмоциональных зарядов, связанных с различными слоями СКО, — это только одно из объяснений огромного количества аффективной энергии, которая обычно должна разрядиться, прежде чем ядро переживаний будет изжито и система или истощится, или будет интегрирована, включена в сознательный опыт. Другой мощный источник энергии может быть обнаружен в перинатальных матрицах, лежащих в основе СКО. Сходство между родовым переживанием и определенными травматическими событиями более позднего периода жизни предполагает возможность разряда глубоких эмоциональных и инстинктивных энергий, связанных с этой наиболее фундаментальной травмой человеческой жизни.

Постепенный рост СКО отвечает за скрытый "инкубационный" период между первичными травмирующими событиями и будущим невротическим или даже психотическим расстройством. Психопатологические симптомы проявляются, как правило, к тому времени, когда СКО достигает определенной критической величины и травматические повторения затрагивают жизненно важные области клиента, мешая удовлетворению его основных потребностей.

Стоит заметить, что обучение и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения. Это еще одно основание для разведения обсуждаемых понятий и их параллельного использования.

В этой работе мы рассмотрим сочетание различных форм научения в разные возрастные периоды.

Научение, виды научения

С самого начала следует заметить, что далеко не все, что связано с развитием, может быть названо научением. В него, например, не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают по биологическим, в частности генетическим, законам. Хотя процессы созревания также связаны с приобретением организмом нового и изменением уже имеющегося опыта, хотя они также могут способствовать лучшему приспособлению организма к условиям окружающей среды, эти процессы, тем не менее, нельзя назвать научением. Они мало или почти не зависят от обучения и научения. Например, внешнее анатомо-физиологическое сходство ребенка и родителей, умение схватывать предметы руками, следить за ними и ряд других возникают в основном по законам созревания. Оно же, в свою очередь, может быть определено как биологически детерминированный процесс изменения организма, его функций, включая некоторые психологические и поведенческие признаки, изначально, вероятно, заложенные в генотипе.

Научение по механизму импринтинга




Введение

Стоит заметить, что обучение и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения. Это еще одно основание для разведения обсуждаемых понятий и их параллельного использования.

В этой работе мы рассмотрим сочетание различных форм научения в разные возрастные периоды.

Научение, виды научения

С самого начала следует заметить, что далеко не все, что связано с развитием, может быть названо научением. В него, например, не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают по биологическим, в частности генетическим, законам. Хотя процессы созревания также связаны с приобретением организмом нового и изменением уже имеющегося опыта, хотя они также могут способствовать лучшему приспособлению организма к условиям окружающей среды, эти процессы, тем не менее, нельзя назвать научением. Они мало или почти не зависят от обучения и научения. Например, внешнее анатомо-физиологическое сходство ребенка и родителей, умение схватывать предметы руками, следить за ними и ряд других возникают в основном по законам созревания. Оно же, в свою очередь, может быть определено как биологически детерминированный процесс изменения организма, его функций, включая некоторые психологические и поведенческие признаки, изначально, вероятно, заложенные в генотипе.

Научение по механизму импринтинга

Суммация, долговременная потенциация, импринтинг

А пока давайте разберемся с птичками, рыбками, котиками, собачками и тем, как у них происходит научение тем или иным навыкам и моделям поведения. Это, кстати, во многом приоткрывает секреты успешного обучения и у человека.

Импринтинг и научение

Способностью к научению обладают не только люди и животные, но и некоторые специально разработанные системы искусственного интеллекта. Более того, ученые нашли подтверждение ранее выдвинутой гипотезе, что способность к научению может быть свойственна и некоторым растениям. Подробно останавливаться на нюансах научения растений не будем ввиду того, что это не является целью сегодняшнего материала. Желающие могут самостоятельно изучить книгу Plant Sensing and Communication, обратив особое внимание на главу 3 Plant Learning and Memory [R. Karban, 2015].

Исследования продолжились и в последующие годы. Так, ученые выяснили, что даже совсем маленькие цыплята со временем научаются распознавать объекты [G. Horn, 1986]. Серия биохимических исследований показала, что в процесс импринтинга вовлечена передняя часть мозга, а изменения синапсов в этой области происходят в результате тренировки. Левая и правая области играют разные роли в процессе импринтинга.

Так, воздействие на группы подопытных птиц простого искусственного объекта, в качестве которого ученые использовали вращающийся красный квадрат, имеет одни нейронные последствия. А вот воздействие более сложного объекта, например, чучела птицы, имеет несколько иные нейронные последствия [G. Horn, 1986]. Не менее интересно и более позднее исследование Imprinting, learning and development: from behaviour to brain and back [J. Bolhuis, R. Honey, 1998]. Нейронный и поведенческий анализ показал, что формирование предпочтений у птенцов включает, по крайней мере, два отдельных процесса.

Один из процессов – это возникающая предрасположенность подходить к стимулам с характеристиками матери. Кроме того, птенцы предпочитают приближаться к стимулу, которому они подверглись, и этот процесс включает в себя формирование связей между компонентами этого стимула. Ученые, организовавшие наблюдение, назвали это явление обучающим процессом импринтинга [J. Bolhuis, R. Honey, 1998].

В целом, выделяют следующие виды импринтинга: социальный, экологический, пищевой и инструментальный. Поговорим о них подробнее.

Характеристики видов импринтинга:

  • Социальный импринтинг – направлен на формирование внутривидового и межвидового взаимодействия. Различают такие разновидности социального импринтинга как детский, родительский, половой и видовой.
  • Экологический импринтинг – запечатлевает основные признаки среды обитания животного. Это позволяет впоследствии вовремя идентифицировать знакомые угрозы и незнакомые подозрительные ситуации и избежать опасности.
  • Пищевой импринтинг – способствует обучению способам добычи пропитания, способности отличить пригодное в пищу от непригодного, оценке количества и качества пищевых ресурсов в той или иной местности.
  • Инструментальный импринтинг – способствует выработке двигательных реакций, необходимых для жизни в существующей среде.

Выделяют следующие условия формирования и свойства импринтинга у животных:

  • Формируется преимущественно в начальный период жизни.
  • Формируется в краткий срок и без подкрепления.
  • Сохраняется на протяжении длительного периода и даже всей жизни.
  • Не угасает в отсутствие подкрепления.
  • Имеет слабую обратимость.
  • Предопределяет дальнейшее развитие животных.

Кроме всего прочего, импринтинг напрямую связан с таким понятием как неассоциативное обучение. Такое обучение заключается в постепенном ослаблении реакции на раздражитель при его повторных появлениях. Выражаясь научным языком, это относительно постоянное изменение силы реакции на одиночный стимул из-за многократного воздействия этого стимула.

Так, если самая первая встреча с незнакомым субъектом или явлением привлечет внимание и вызовет настороженную реакцию, при последующих встречах будет уже понятно, чего ждать от ситуации и как на нее реагировать. Если ситуация нейтральна и не несет ни пользы (добыча, пропитание), ни опасности (хищник, погоня), то и реакция на нее со временем угасает за счет привыкания.

Нечто подобное наблюдается не только у животных, но и у человека. Например, люди, живущие возле аэропорта, перестают обращать внимание на звук двигателя взлетающего самолета, хотя этот звук может достигать 120 децибел и закрытые окна уменьшают его не так уж заметно.

Суммация и долговременная потенциация

Итак, что же такое суммация и долговременная потенциация? Долговременная или, как ее еще называют, длительная потенциация – это усиление синаптической связи между двумя нейронами, которое сохраняется на протяжении длительного времени после того, как совершено воздействие на синаптический проводящий путь. Уточним, что под синапсом понимается место контакта двух нейронов или нейрона с принимающей сигнал клеткой.

Для большей наглядности последующие поколения ученых исследовали процесс неассоциативного обучения на примере морского моллюска [J. Byrne, R. Hawkins, 2015]. Оказалось, что обучение и память зависят от множества механизмов пластичности в нескольких участках нейронных цепей, при этом относительный вклад в память разных участков варьируется в зависимости от силы воздействия и времени, прошедшего после воздействия обучения. Оказалось, что те внутриклеточные сигнальные каскады, которые вызывают краткосрочные модификации синаптической передачи, могут быть использованы и для генерации долгосрочных изменений.

В свою очередь, долговременная потенциация взаимосвязана с таким явлением как суммация. Это взаимодействие синаптических процессов на мембране нейрона или клетки, которое характеризуется усилением эффекта раздражения до рефлекторной реакции. Данное явление как типичное свойство нервных центров впервые описал российский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов (1829-1905).

Характеристики видов суммации:

  • Пространственная суммация происходит в случае одновременного воздействия нескольких пространственно разделенных раздражителей.
  • Временная суммация фиксируется в случае взаимодействия нервных влияний, происходящих с некоторым интервалом по одним и тем же нервным каналам.

По сути, разграничение суммации на пространственную и временную на клеточном уровне весьма условно, потому что это один из механизмов координации реакций организма, и одно без другого невозможно. Поэтому нередко суммацию называют пространственно-временной.

Думается, с научной частью пояснений мы разобрались. Теперь осталось разобраться с прикладным значением всех этих понятий, определений, исследований. Может ли понимание всего вышеперечисленного быть использовано на практике и помочь учить или учиться? И если да, то каким образом?

Импринтинг, эффект суммации и неассоциативное обучение: практическое применение

Итак, каким же образом можно воспользоваться знаниями о таких явлениях как импринтинг, эффект суммации и неассоциативное обучение? Выше мы уже начали говорить о том, что все эти знания используются в дрессировке служебных собак [В. Гриценко, 2009]. Пожалуй, стоит рассказать подробнее об этом и других аспектах применения результатов научных исследований в области импринтинга, суммации и неассоциативного обучения.

Дрессировка животных

Роль собаки в жизни человека весьма многообразна. Это сторож для дома и личный охранник, помощник для подразделений МЧС, пограничной службы и уголовного розыска, поводырь для незрячих и лучший в мире обнаружитель наркотических веществ. Для выполнения каждой из этих функций у собаки нужно воспитать определенные навыки.

Многое, конечно, зависит от породы и темперамента конкретной особи, однако дрессировка способна сделать многое. Но начинать процесс нужно задолго до того, как щенок достигнет возраста, когда можно приступить к тренировкам и отработке команд. Результат зависит не только от выработки определенных условных рефлексов.

Очень многое зависит от того, что видел и слышал щенок в первые дни и даже часы своей жизни. Если с самого рождения животное видит агрессивное отношение к посторонним, оно копирует эту модель поведения. Если с самого рождения животное видит, как взрослые особи спокойно реагируют на все происходящее вокруг, оно начинает вести себя аналогично.

Поэтому важно организовать процесс так, чтобы животное видело то, что нужно для его будущих функций. Так, сторожевой пес обязан реагировать, как минимум, громким лаем на появление любого незнакомого человека. А вот собака-поводырь должна сохранять спокойствие независимо от того, что происходит вокруг.

Обучение детей

Ученые давно выяснили, что интеллект собак сопоставим с интеллектом двухлетнего ребенка [American Psychological Association, 2009]. Поэтому вполне логично предположить, что для воспитания и обучения двухлетних детей вполне пригодны многие из методов, применяемых для дрессировки собак. И даже без такого предположения мы все знаем, как важен личный пример взрослых для формирования личности маленького человека, та обстановка, в которой он растет, то, что он видит и слышит каждый день.

Впрочем, и в более старшем возрасте можно найти немало примеров того, как работает неассоциативное обучение. Так, если просьбы родителей насчет хорошей учебы будут повторяться изо дня в день и не подкрепляться ни какими-то свежими аргументами, ни поощрениями за хорошие оценки, ни наказаниями за плохие, очень скоро ребенок начнет воспринимать такие просьбы, как нейтральный раздражитель, и перестанет на него реагировать. Примерно так, как перестает реагировать на звук взлетающих самолетов живущий возле аэропорта.

Поэтому, если родители желают влиять на ребенка и воспитывать его правильно, для начала они должны научиться подавать положительный пример во всем, касается это правильной речи, культурного поведения или пищевых привычек. Другими словами, если вы хотите, чтобы малыш полюбил книги, он должен видеть, как вы читаете. Если вы хотите, чтобы он уважительно относился к старшим, у него перед глазами должен быть пример уважительного отношения папы к маме и мамы к папе.

Разумеется, следует помнить, что на ребенка влияет не только семья, но и окружающий мир: воспитатели в детском садике, учителя в школе, тренер в спортивной секции, наставник в музыкальной или художественной школе, общение со сверстниками, многое другое. Именно поэтому многие родители очень тщательно выбирают для детей не только садик и школу, но даже первую учительницу, чтобы была не слишком юной и не очень пожилой.

Если вокруг ребенка будут культурные и образованные люди – учителя музыки и английского, преподаватели изобразительного искусства и тренеры – вероятность того, что он научится разумному, доброму, вечному будет больше, чем если у него перед глазами не будет положительных примеров культурного поведения и тяги к прекрасному.

В целом, механизмы импринтинга, эффекты суммации и неассоциативного обучения вызывают устойчивый интерес научной общественности, и в этой сфере регулярно появляются новые исследования. Несколько лет назад было проведено масштабное исследование эффекта суммации в обучении, отслеживании целей и распознавании паттернов [A. Thorwart et al., 2017]. Еще одно интересное исследование проводилось с целью изучения влияния схожести стимулов на эффект суммации [O. Pérez et al., 2018].

Так или иначе, изучение физиологии долговременной потенциации и эффекта суммации открывает новые перспективы и возможности в обучении новым знаниям и навыкам.

Медицина

Как выяснилось в ходе исследования, долговременная депрессия – это стойкие изменения в силе синапсов, вызванные определенными паттернами синаптической активности. Другими словами, это можно рассматривать, как пример долговременного потенцирования. Работа в ряде областей головного мозга у многих видов животных и людей продемонстрировала надежную способность химических синапсов претерпевать длительные изменения эффективности в ответ на различные воздействия.

Понимание молекулярных механизмов, лежащих в основе этих процессов, и технологических достижений в неинвазивном манипулировании активностью мозга теперь ставит нас на порог использования долговременной потенциации для управления синаптической силой в нервной системе человека. Лекарства могут использоваться для стирания или лечения патологических синаптических состояний, а устройства неинвазивной стимуляции могут использоваться для искусственного индуцирования синаптической пластичности с целью улучшения состояний, возникающих в результате нарушения синаптического возбуждения.

Эти подходы перспективны для лечения различных неврологических состояний, включая невропатическую боль, эпилепсию, депрессию, амблиопию, шум в ушах и профилактику инсульта [T. Bliss, S. Cooke, 2011]. В некотором смысле борьба с депрессией, стрессом и прочими нервными расстройствами подразумевает научение новым моделям восприятия окружающей действительности. А следовательно, понимание механизмов импринтинга, неассоциативного обучения, долговременного потенцирования, эффекта суммации может помочь процессу.

Импринтинг как запечатлевание в памяти детей окружающей действительности. Возрастная последовательность формирования условных рефлексов. Основные закономерности, формы и примеры проявления импринтинга. Связь прочности запечатления с силой эмоций.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.10.2015
Размер файла 23,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. ЯВЛЕНИЕ ИМПРИНТИНГА

Сразу после рождения у ребенка начинают формироваться новые приобретенные формы взаимодействия нервных центров, обеспечивающие индивидуальные механизмы организации поведения. Они образуются под влиянием действия реальной окружающей среды. При этом основой их формирования являются генетические механизмы развития нейронов и нервной системы, свойства нейронов и нервных центров, а также указанные выше врожденные формы поведения - безусловные "рефлексы и их цепочки - инстинкты. Напомним, что в проявлении начальной поисковой фаза инстинкта определенную роль играет обученность, то есть уже здесь формируются приобретаемые в течение жизни связи.

Можно выделить следующую возрастную последовательность формирования условных рефлексов:

1. Импринтинг (от англ. imprint - запечатлевать, оставлять след) или подражание. Это пассивная форма обучения.

2. Условные рефлексы - формируются на более поздних этапах онтогенеза. Они относятся как к активным, так и к пассивным формам обучения.

3. Мышление - высшая форма организации поведения. Процессы, обеспечивающие мышление, используют все предыдущие формы.

Проявление импринтинга как простейшей формы обучения основано на следующих закономерностях:

1. В период онтогенеза, особенно в ранний постнатальный период, развертывание генетической программы развития нервной системы определяет появление критических периодов. Для полноценного развития нервной системы необходимо своевременное внешнее воздействие, которое и закрепляется в нервных связях. Если такой период миновал, а функция не развилась, то она в дальнейшем полноценной не сформируется.

2. Необратимость процесса запечетлевания.

3. Запечатлевание возникает очень быстро, часто с первого предъявления, и не требует подкрепления.

Эта пассивная форма обучения проявляется без сколь либо активного влияния самого субъекта. Импринтинг наглядно демонстрируют опыты на домашней птице, когда, например, утиное яйцо высиживает курица. Проклюнувшийся утенок в качестве матери воспринимает любой движущийся объект - курицу, хозяйку или даже передвигаемый с помощью веревочки ящик.

Такие же критические периоды имеются и у человека. Так, если в первый месяц постнатального развития мать не будет улыбаться над колыбелью своего ребенка, ласково с ним разговаривать, то в последующем у данного индивидуума такая форма внешнего проявления положительных эмоций, как улыбка, если и станет использоваться, то будет искусственной, подражательной.

1. ЯВЛЕНИЕ ИМПРИНТИНГА

Импринтинг (англ. imprint - оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - запечатлевание в памяти детенышей окружающей действительности; процесс, в результате которого ключевой стимул или комплекс стимулов оказывается жестко фиксированным в аппаратах памяти. Импринтинг настроен на видовые, врожденные реакции. Биологическое значение импринтинга состоит в формировании у новорожденного животного долговременной связи с родителями, с особями своего вида, т.е. идентификации особью своей видовой принадлежности. Импринтинг обеспечивает также формирование видовых навыков в раннем онтогенезе.

У младенцев социальные наслоения еще не замутняют картину, поэтому их изучали больше и успешней, а у взрослых импринтинг тонет в массе других эффектов (что не означает его отсутствия). В пользу существования позднего импринтинга говорит, например, то, что с помощью определенных психотехник возможен реимпринтинг (Т. Лири), то есть перепрограммирование установок личности. Практика кодирования от алкоголизма, вероятно, из этого ряда явлений.

Импринтинг у человека - это не пожизненный капкан, но, чтобы высвободиться из него, требуется неимоверное усилие. Хотя, бывает, это само собой происходит со временем. Кроме того, как установили в последние годы, возможно целенаправленное редактирование памяти с использованием химпрепаратов. В отличие от натаскивания и отработки условных рефлексов, изученных на собаках Павлова, при импринтинге фиксация происходит с одного раза, без многократного стимулирования. Необходимое условие импринтинга - эмоция, пробирающая до глубины души, что, впрочем, характерно для всякого устойчивого следа в психике.

Всегда прочность запечатления связана с силой эмоций, а те в свою очередь зависят от готовности психики откликнуться на стимул и от его величины.

Работы австрийского этолога Конрада Лоренца помогли понять взаимодействие между этими двумя факторами в некоторых явлениях. В частности, К.Лоренц занимался изучением поведении гусят, вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом, с которым встречались гусята в момент вылупления, была не их биологическая мать, а сам К. Лоренц. Произошло удивительное явление: эти гусята повсюду следовали за К. Лоренцом и вели себя так, как если бы он был их матерью.

Оказавшись в присутствии своей настоящей матери, они не обращали на нее никакого внимания и возвращались под защиту Лоренца. Проявление этой привязанности к человеку стало особенно необычным, когда, достигнув половой зрелости, эти гуси принялись искать брачных партнеров, сходных с человеком, не проявляя ни малейшего интереса к представителям собственного вида. Лоренц назвал эту глубокую привязанность к первому движущемуся объекту, который увидели гусята после вылупления из яйца - импринтингом.

У обезьян, т.е. животных, у которых детеныши гораздо дольше зависят от родителей, импринтинг происходит намного позднее и жен сильнее. У ребенка человека социальные связи устанавливаются очень рано и носят более глубокий характер. Если индивид первые годы жизни находится в изоляции, то это приводит к отклонениям (иногда значительным) в его поведении.

Различают несколько разновидностей (форм) проявления импринтинга.

1. Запечатление образов и объектов: родителей, братьев, сестер, вида пищи и т.д.

2. Усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей). Это так называемое имитационное поведение, разновидностью этого импринтинга является половой импринтинг - половое поведение особей внутри своего вида. Но половое поведение у животных может быть направлено и на особь другого вида, с которой воспитывался детеныш. Например, половое поведение кота будет направлено не на кошку, а на собаку, если кот с момента рождения котенок воспитывался в семье собаки.

Рассматривая психику как совокупность процессов, импринты можно рассмотреть как постоянно поддерживаемые процессы (динамические структуры), то есть как созданные в течение жизни незавершенные процессы, стремящиеся к завершению и целостности. Или еще как части опыта (личности), желающие выразить свое позитивное намерение и предназначение по отношению ко всей системе. Не имея возможности завершиться и выразиться только лишь во внутренних процессах вследствие разнонаправленности, конфликтности и даже взаимоисключения импринтов между собой, они стремятся экстериоризироваться. Таким образом, человек пытается в отношениях с людьми смоделировать структуру взаимоотношений, присутствующую в актуальных для него запечетлеваниях.

Импринтинг является третьей формой деятельности организма, промежуточной между условным и безусловным рефлексами и имеющей черты того и другого. Например, реакция следования является врожденной, но для ее реализации нужны определенные условия и движущийся объект. В частности, реакция следования у ягненка изолированного в момент рождения от родителей, не развивается.

Явление импринтинга, тесным образом связанное с формированием субъективного опыта, оказывает сильное воздействие на формирование религиозных настроений, убеждений, верований и соответствующих им моделей поведения. Импринтинг занимает область соотношения естественных и социальных предпосылок, оказывающих влияние на формирование религиозного сознания индивидов. Импринты, по мнению исследователей, создают практически неизгладимые впечатления, которые выливаются в определённые образы, играющие ведущую роль в организации специфических поведенческих реакций.

Естественная сторона импринтинга проявляется в том, что он базируется, во-первых, на эмоциональной основе, во-вторых, на подражании поведенческим реакциям объекта, вызвавшего ситуацию импринта. Социальная сторона импринтинга заключается в потоке информации, поступающей из внешней (по отношению к организму человека) социальной среды. Таким образом, можно предположить, что импринтинг проявляется в тесном взаимовлиянии естественных закономерностей развития психики индивида и среды его жизнедеятельности.

Исходя из того, что религиозное сознание формируется в течение длительных временных отрезков, можно предположить, что на него оказывает влияние не один, а несколько пережитых индивидом импринтов.

Причём своеобразие субъективного опыта индивида, полученное в результате смешения импринтов, будет влиять на специфику образов, представлений и убеждений, что неизбежно повлечёт наделение их специфическим характером, черты которого не совместимы с реальным, бытийным опытом человека.

Среди форм индивидуальных адаптации особое место занимают процессы на ранних этапах постнатального развития, связанные с установлением жизненно важных контактов в гнезде, в стаде или стае, в группе или семье, в окружении родителей.

Комплекс поведенческих адаптации новорожденного, которые обеспечивают первичную связь между ним и родителями и как бы замыкают цепь преобразований эмбрионального периода, позволяя реализовать новорожденному уже сформированные механизмы восприятия и реагирования, именуют импринтингом (запечатлеванием).

Импринтинг полней всего изучен на животных. Установлено, что еще до появления на свет их первые шаги запрограммированы в виде набора реакций на встречающие их условия. Эти исследования, наряду со многими ценными сведениями об инстинктах и устройстве мозга, помогли разгадать секрет пения канарейки, объяснить, как лосось, идя на нерест, отыскивает путь к давно покинутому месту рождения.

С импринтингом также связывают топографическое чувство у пчел и ос. Что касается человека, то им занимались меньше - уж очень ответственный материал в работе. (В порядке эксперимента не подсунешь какой-нибудь неодушевленный предмет вместо матери).

При всей скудости данных об импринтинге человека этот механизм настолько важен, что есть смысл попытаться обобщить все, что так или иначе с ним связано.

Известно, что люди подвержены импринтной уязвимости (сензитивности), как называют состояние психики, когда она открыта для запечатления - неизгладимого восприятия чего-либо. В эти неслучайные периоды жизни может произойти фиксация на неких образах, как положительных, так и отрицательных. Те обретают безусловное значение для человека и сохраняются на долгие годы, предопределяя установки, склонности, способы восприятия и т. п. Периоды особой впечатлительности относят в основном к младенческим и отчасти юношеским годам, но нечто подобное импринтингу происходит и позже, хотя и в менее выраженной форме.

импринтинг условный рефлекс эмоция

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности. - М.: Академия, 2014. - 324 с.

2. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Высшая школа, 2013. - 409 с.

3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Учебная литература, 2012. - 430 с.

4. Россолимо Т.Е., Москвина-Тарханова И.А. Рыбалов Л.Б. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: МОДЭК, 2014. - 238 с.

5. Моисеева Л.А. Краткий курс физиологии высшей нервной деятельности и центральной нервной системы. - М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2015. - 200 с.

6. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. - М.: Мир, 2009. - 256 с.

7. Шульговский В.В. Физиология целенаправленного поведения млекопитающих. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. - 178 с.

Подобные документы

Запечатление как важный характерный компонент раннего постнатального онтогенеза. История открытия импринтинга, его виды. Разновидности и практические примеры критического периода. Феномен реакции следования. Специфика запечатления в сфере размножения.

реферат [31,2 K], добавлен 28.10.2011

Понятие импринтинга и его объекты. Характерные особенности, отличающие его от других форм научения. Исследование механизмов запечатления в работах К. Лоренца. Подходы к феномену адаптации - процессу приспосабливания к изменяющимся условиям внешней среды.

курсовая работа [26,1 K], добавлен 15.03.2015

Физиологические механизмы проявления эмоций. Лимбическая система и эмоции. Экспериментальная биологически обратная связь висцеральных функций; теории эмоций. Роль миндалевидного тела в проявлениях эмоций. Положительные эмоции. Висцеральные функции.

реферат [29,8 K], добавлен 24.10.2008

Понятие эмоций в психологии. Роль мотивации и памяти в эмоциональных процессах. Виды эмоций и их общая характеристика. Основные положения активационной теории. Проявления эмоций в европейской, азиатской и российской культурах. Эмоции в структуре личности.

курсовая работа [202,3 K], добавлен 08.08.2019

Зависимость научения от созревания организма по характеру течения процесса. Значение созревания для научения. Возможности внешнего влияния на генотипически обусловленные процессы и структуры в организме. Научение человека по механизму импринтинга.

Читайте также: