Нато проблемы и вопросы кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 2019 году НАТО исполнилось 70 лет. Опрошенные RT эксперты отмечают, что к юбилею альянс подошёл с самыми сильными внутренними противоречиями за всю свою историю. Несмотря на то что блок продолжает расширяться — сейчас в его состав входят 29 государств, — по целому ряду вопросов среди его членов нет единства. Наибольшая напряжённость наблюдается в отношениях Вашингтона и Анкары из-за ситуации в Сирии — в Госдепе даже не исключали возможности военного столкновения. Серьёзные разногласия возникли между США и Европой, которая стремится к большей независимости в сфере безопасности. С какими проблемами столкнулось НАТО в уходящем году — в материале RT.

Постепенно количество стран — членов альянса увеличивалось: после распада СССР в блок начали втягиваться бывшие участники Варшавского договора, а также бывшие советские республики, получившие независимость. На сегодняшний день в альянс входят 29 стран, и блок продолжает расширяться: в декабре 2019 года Соединённые Штаты ратифицировали протокол о вступлении в НАТО Северной Македонии. На присоединение к блоку также претендуют Украина и Грузия.

Однако пока страны-неофиты проявляют большой энтузиазм относительно перспектив своего нахождения в НАТО, в кругу старейших участников альянса назревают разногласия.

Наиболее острые противоречия наметились между США и Турцией, которая стала членом НАТО в 1952 году и располагает одной из наиболее крупных армий в блоке. Спор между Анкарой и Вашингтоном развивается по двум линиям. Во-первых, раздражение турецкой стороны вызывают союзнические отношения американских военных в Сирии с курдскими военными структурами, которые власти Турции причисляют к террористами и называют одной из ключевых угроз национальной безопасности.

Ещё одним поводом для споров стала покупка Турцией российских ЗРК С-400, несмотря на многочисленные протесты американской стороны. В качестве ответной меры Вашингтон исключил Анкару из программы создания и поставок истребителя пятого поколения F-35.

В случае принятия законопроекта ограничения затронут ряд высокопоставленных государственных служащих Турецкой республики, армейские структуры, оборонные предприятия и финансовый сектор. Отдельные санкции предусматриваются также за покупку Анкарой российских ЗРК С-400.

Усиливаются противоречия и между Вашингтоном и Парижем. В ноябре 2019 года президент Пятой республики Эммануэль Макрон заявил в интервью изданию The Economist о плачевном положении НАТО. По мнению французского лидера, симптомом кризиса альянса стали события в Сирии, где Анкара начала военную операцию против военных союзников другого участника НАТО — Соединённых Штатов, не согласовав эти действия с руководством военного блока, а Вашингтон неожиданно вывел большую часть своего контингента из региона.

Подводя итог, президент Пятой республики выделил две ключевые задачи для Европы: она должна обрести автономность в сфере безопасности и в стратегических вопросах, а также возобновить диалог с Москвой.

Дискуссия о необходимости создания единой европейской армии идёт в Европе на протяжении не одного десятилетия, однако реальные шаги в этом направлении начали предпринимать лишь в последнее время. Роль главного лоббиста этой идеи в Евросоюзе взял на себя Макрон.

В 2018 году политик сообщил, что странам ЕС необходимо объединить свои усилия для укрепления коллективной обороны. По мнению президента Франции, Европа должна быть способна к самостоятельной защите, а не полагаться полностью на США.

Однако ни в Вашингтоне, ни в НАТО не приветствовали эти идеи французского лидера.

Как заявил в ноябре 2019 года генсек альянса Йенс Столтенберг в интервью испанскому изданию El País, ЕС не может защитить себя самостоятельно, поэтому должен сохранять военное партнёрство с другими странами.

Однако в Старом Свете уверены, что партнёрство по линии НАТО не должно мешать наращиванию собственной оборонной мощи ЕС. Как заявила в начале декабря 2019 года новая глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, Евросоюз должен рассчитывать на собственные возможности в вопросах безопасности, поскольку деятельность НАТО распространяется не на все сферы.

Как пояснил в комментарии RT эксперт Российского института стратегических исследований Сергей Ермаков, в этом случае подразумевается, что ЕС возьмёт на себя те функции, которые не свойственны НАТО.

Несколько иной точки зрения придерживается руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. По его мнению, в целом НАТО устраивает всех его членов, однако серьёзные противоречия возникают потому, что участники блока пытаются извлечь для себя наибольшую выгоду от альянса и нередко их интересы не совпадают.

Поскольку разногласия не разрешились в рамках юбилейного саммита, они станут основанием для будущих проблем, будь то разногласия между европейскими союзниками и США, проблемы в треугольнике Турция — Европа — США или противоречия между государствами Старого Света.

Следует отметить, что Трамп после победы на президентских выборах 2016 года в США тоже немало критиковал Североатлантический альянс, называя его устаревшей структурой, финансирование которой ложится преимущественно на американский бюджет.

При этом то, как именно участники блока тратят свои оборонные бюджеты, тоже стало поводом для разногласий. По мнению министра обороны Франции Флоранс Парли, Вашингтон не должен навязывать партнёрам по альянсу контракты на покупку американской военной техники под предлогом союзнических отношений.

По словам экспертов, администрация Трампа действительно оказывает беспрецедентное давление на союзников, поскольку американский лидер считает этот подход наиболее эффективным.

Альянс отказывается сотрудничать с Россией и готовится к обороне


НАТО переходит к жестким мерам


Американским парламентариям предложили продвигать новый подход НАТО в отношении России, который будет основан на сдерживании, а не на сотрудничестве. Это следует из документа, подготовленного Исследовательской службой конгресса.

Методичка напоминает, что в июле текущего года альянс собирается обновить свою стратегическую концепцию. В этой связи конгрессменам предложили скоординировать усилия с тем, чтобы в дальнейшем отношения НАТО с Россией строились с упором не на сотрудничество, а на оборону и сдерживание.

Как отмечают аналитики конгресса, спецоперация России на Украине может стать толчком для обсуждений обязательств перед Украиной и отношений с Грузией.

Помимо этого разработчики документа рекомендовали конгрессменам изучить вопросы, касающиеся способности НАТО защищать участников альянса, особенно страны Балтии. В частности — готовность европейских союзников увеличить и сохранить на новом уровне вклад в доктрину сдерживания НАТО.

Тут было бы уместно спросить, а кого из НАТО атаковал Белград? И за что тогда натовские самолеты два с половиной месяца утюжили бомбами и ракетами Югославию весной 1999 года.

Но ведь не ответят. Или придумают очередную ложь в оправдание.

По факту на свои предложения Россия получила не подписанные американцами и НАТО документа, гарантирующие безопасность нашей страны, а откровенные отговорки.

Более того, нам показательно стали грозить ядерным оружием. Сначала — Столтенберг. Потом — французский министр иностранных дел Ле Дриан. А глава британского Форин-офиса Лиз Трасс, ранее какое-то время, проведя на броне танка, прямо так и заявила, что она готова к войне между НАТО и РФ.

— Понятно, что Соединенные Штаты пытаются консолидировать Запад, — комментирует ситуацию ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин. — Уже идут прямые разговоры о том, что членами НАТО могут стать такие страны, как Швеция и Финляндия. Страны, которые даже в годы холодной войны придерживались принципиальной позиции и имели нейтральный статус. Сейчас даже их хотят втянуть в военный блок.

Что касается представленного документа, то он, мне кажется, составлялся до начала нашей спецоперации на Украине. Потому что не представляю, какие обязательства перед Украиной у НАТО могут быть. И что они там у себя собираются еще обсуждать. Членство Украины?

Наши действия сделали членство Украины в НАТО невозможным. Главные цели у нас — денацификация и демилитаризация этого пространства. То есть, смена там политического режима и установление дружественного России. И как в этой зоне пророссийского влияния американцы будут с Украиной работать, чтобы дальше как-то вовлечь в свою орбиту, я представить не могу.

— Потому что Штаты, да и весь Запад шокированы тем, что произошло. Они не ожидали такой решимости и эффективности от российских вооруженных сил. И — да, они работали там плотно на всех уровнях с 90-х годов. Вкладывались. Создавали свою военную инфраструктуру. Строили с ними вместе АнтиРоссию. А Россия пришла и буквально за несколько дней обнулила все их стратегические активы.

Украина в нынешних географических границах уже не будет существовать — это факт неоспоримый. Донбасс — независимое государство. Крым — часть России.

То есть, как они собираются ее вовлекать в НАТО? Это уже невозможно. Мы показали им, что готовы защищать свою безопасность и свои интересы любыми способами.

А Грузия, напомню, даже к санкциям против нас присоединяться не стала.

Поэтому, все эти умозаключения и советы службы конгресса, скорее, символические жесты. Политика сдерживания, на которую они якобы собираются переходить в отношениях с Россией, и так уже вовсе идет. Здесь нет ничего нового.

Новое здесь только то, что мы не просто находимся в условиях конфронтации. Мы находимся в состоянии новой холодной войны — об этом нужно говорить открыто.

Хотя многие наши либералы еще два-три года назад утверждали, что мир стал другим и новой холодной войны быть не может. Не хотели признавать, что уже тогда у нас с Западом шла самая настоящая холодная война.

Сейчас все стало понятно — маски сброшены.

— Конечно, наши отношения с Западом такими, как раньше, не будут. Рвутся экономические связи, коммуникативные. Запад пытается нас навязать разделительные линии. И риторика Европы, заметьте, особенно агрессивная — Штаты более сдержанны. Какие заявления, обратите внимание, делают политики Германии! Немцы будут поставлять оружие на Украину — кто себе мог представить, что такое снова случится.

Украинский вопрос, в любом случае, надо было решать. У нас просто выбора не осталось. А заявление Зеленского о желании стать обладателями ядерной бомбы, только ускорило процесс.

Но ни первого, ни второго не случилось. То есть, и Запад нам навстречу не пошел. И проблема Украины не рассосалась. Поэтому уже не осталось никакого выбора.

По крайней мере, Россия делала до конца все, чтобы сохранить мир на Украине — разработала эти Минские соглашения и семь лет билась над тем, чтобы Киев их начал выполнять. Но власти украинские, с одобрения своих западных покровителей, на все это плевать хотели.

Только воевать за Украину США и НАТО не будут. Их единственный инструмент давления на Россию, это санкционный рычаг. И то, почти все уже активированы. Нам же остается довести начатое до логического конца. Искоренить нацистское зло на Украине. Это сейчас главный приоритет. Важнее этого вопроса нет ничего.


Глобальное противостояние

После объявления российским президентом Владимиром Путиным спецоперации по демилитаризации Украины Москва столкнулась с мощнейшим политическим и экономическим давлением: в ООН была принята резолюция, осуждающая действия России, западные страны вводят все новые и новые ограничения против российской экономики и политиков, а международные компании и сервисы один за другим объявляют о прекращении деятельности на территории страны.

Российская военная техника в районе поселка Октябрьский рядом с российско-украинской границей

Российская военная техника в районе поселка Октябрьский рядом с российско-украинской границей

Фото: Антон Вергун / ТАСС

За поставками вооружений на Украину может последовать более открытое и непосредственное вмешательство в ход военного конфликта — например, переброска в горячие точки добровольцев и наемников из западных частных военных компаний. При этом звучали и более радикальные идеи вроде создания бесполетной зоны над территорией Украины.

Впрочем, как в секретариате Североатлантического альянса, так и в отдельных столицах подобное предложение отвергли: такой шаг сопряжен с риском прямого военного столкновения России и НАТО, а воевать в альянсе не хотят

По мнению Кортунова, скорее всего, дело ограничится косвенной поддержкой Украины: поставками вооружений, отправкой добровольцев и наемников, а также предоставлением Украине разведданных западных спецслужб. Так или иначе, в долгосрочной перспективе Россия останется главным оппонентом и главным объектом интересов НАТО, что явно будет отражено в новой стратегии Североатлантического альянса, которую планируется принять в июне 2022 года на саммите в Мадриде.

Новый Карибский кризис

В силу своей природы человек нередко пытается провести параллели между событиями настоящего и прошлого. В последние месяцы нарастающее напряжение между Россией и Западом неоднократно сравнивали с наиболее острыми моментами холодной войны — Карибским кризисом и ракетным кризисом в Европе конца 1970-х — 1980-х годов. После приказа президента России Владимира Путина привести в режим несения боевого дежурства силы сдерживания, включающие ядерное оружие, эта аналогия перестала быть сугубо умозрительной и теоретической.

Подобный шаг был воспринят на Западе с осуждением и тревогой, а Пентагон принял решение отложить испытание баллистической ракеты Minuteman-3, чтобы не послать России неверный сигнал.

Ядерную войну нельзя выиграть и не следует начинать

Впрочем, в нынешних обстоятельствах сложно исключить эскалацию в сфере неядерных вооружений. НАТО еще до последних событий планировало значительно увеличить свое военное присутствие на восточных рубежах, и вполне естественно, что с нынешней эскалацией эти планы будут лишь форсированы.

В средней и долгосрочной перспективе текущие события приведут к наращиванию вооруженных сил стран НАТО

Генеральный директор РСМД Андрей Кортунов предположил, что нынешний кризис сподвигнет США к ускорению программы по разработке ракетных систем нового поколения. При этом если раньше речь шла о размещении подобных комплексов в Восточной Азии для сдерживания Китая, то сейчас может быть рассмотрен вопрос об их использовании и в Европе. Это создаст угрозу для безопасности России, которая в ответ может разместить аналогичные системы в европейской части страны, чтобы оказать давление на союзников США на континенте.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на саммите альянса в Брюсселе, Бельгия, 25 февраля 2022 года

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на саммите альянса в Брюсселе, Бельгия, 25 февраля 2022 года

Фото: Yves Herman / Reuters

Тенденция не самая приятная. Будет непросто

За период президентства Дональда Трампа США вышли из соглашений о контроле над вооружениями, на выработку которых в свое время уходили месяцы: это Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и Договор по открытому небу (ДОН). Еще до этого, в 2001 году, администрация Джорджа Буша-младшего в одностороннем порядке вышла из Договора об ограничении систем противоракетной обороны.

Дональд Трамп

Фото: Erin Scott / Reuters

Основополагающий акт Россия — НАТО, по всей видимости, прекращает свое существование. 25 февраля генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг заявил, что Россия неоднократно нарушила положения документа, в том числе в связи с операцией на Украине, а потому документ больше не работает. Судьба Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности также выглядит крайне туманной.

Все это вместе фактически обнуляет существовавшую до этого архитектуру безопасности. А значит, ее придется создавать заново и, скорее всего, не просто в обновленном, но в полноценно переосмысленном виде

И с чистого листа опять начнем сначала

До разгорания кризиса вокруг Украины Россия уже предприняла попытку обсудить с Западом будущее безопасности в Европе. В США и НАТО были направлены два документа, в которых содержались российские предложения по гарантиям безопасности.

Ключевые требования России — нерасширение НАТО на восток, отказ от предоставления Украине и Грузии членства в альянсе, а также отвод сил и военной инфраструктуры НАТО на позиции 1997 года — были отвергнуты на Западе

Однако некоторые предложения, вроде контроля над вооружениями, транспарентности в военной деятельности и избежания военных инцидентов, все-таки снискали поддержку США и НАТО. Но такой ответ не устроил Россию, которая настаивала на комплексном рассмотрении своих предложений.


Фото: Вера Тюкалова / Коммерсантъ

На нынешнем этапе продолжение переговоров на основании российских проектов соглашений выглядит крайне маловероятным. Однако стороны все же могут вернуться к обсуждению насущных вопросов в сфере контроля над вооружением, пусть и не в краткосрочной перспективе, считает Стефанович.

В интересах не только России, но и всех европейских стран найти какое-то решение, которое не привело бы к дальнейшему наращиванию численности и количества вооруженных сил и техники вдоль линии соприкосновения

По мнению специалиста, стороны могли бы сфокусироваться на вопросах, связанных с носителями высокоточного оружия большей дальности: крылатыми ракетами, противоракетными системами, ударными беспилотниками, — то есть тем вооружением, которое представляет непосредственную угрозу как России, так и Западу.

Кортунов напомнил, что у сторон расходится видение будущего документа: Россия хочет, чтобы он охватывал все стратегические системы — и ядерные, и неядерные; США же настаивают на том, что соглашение должно сосредоточиться на всем ядерном оружии, тактическом и стратегическом.

Компоненты комплекса крылатых ракет SSC-8/9M729

Компоненты комплекса крылатых ракет SSC-8/9M729

Фото: Максим Шеметов / Reuters

Вопрос в том, чтобы не столько количественно, сколько качественно ограничивать гонку вооружений

В НАТО в целом продемонстрировали готовность продолжить с Россией диалог по вопросам стратегической стабильности и контроля над вооружением после завершения острой фазы кризиса на Украине. Осторожный оптимизм питают и российские официальные лица.

Я уверен, что мы от этого дна оттолкнемся и начнем выправлять отношения

Как показали предшествующие глобальные кризисы, вслед за тотальным обнулением наступает период выстраивания новых правил игры, взаимных гарантий и новой архитектуры безопасности. С учетом накопившихся противоречий этот процесс будет весьма продолжительным и непростым, но уже на нынешнем этапе осознается сторонами как критически важный и необходимый, без преувеличения, для будущего всей планеты.

Со времен ракетного кризиса в Европе и уж тем более Карибского кризиса военные технологии шагнули далеко вперед. Время подлета ракет-носителей ядерного оружия сократилось до минут, и цена человеческой ошибки стала как никогда высокой. Именно поэтому так важно сесть за стол переговоров и принять новые правила игры. Но для этого понадобится твердая политическая воля обеих сторон. Как скоро она появится — вопрос открытый.

НАТО ( NATO ) или Североатлантический Альянс – это военно-политический союз нескольких государств, который призван обеспечивать всестороннюю безопасность для членов данного объединения.

Краткая история создания и развития НАТО

После окончания кровопролитной Второй Мировой войны большая часть Европы и многие другие страны мира находились в определенном экономическом и моральном упадке. Люди были напуганы происходящими в мире событиями и особенно тем, что за такой относительно короткий период времени как 50 лет, произошли 2 мировые войны унесшие миллионы человеческих жизней. Из этих событий человечество вынесло для себя определенный урок, который заключался в понимании того, что в одиночку с агрессивными противниками справится практически невозможно, и всеобщая безопасность может быть обеспечена только совместными усилиями.

Так 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был сформирован военно-политический альянс, состоявший из 12-ти независимых стран Северной Америки и Европы. Данный союз был назван Организацией Североатлантического договора (на английском — North Atlantic Treaty Organization – NATO ). Суть договора состояла в том, чтобы поручить каждому участнику союза обязанности по обеспечению безопасности и поддержке других членов договора.

Следует отметить, что одной из немаловажных причин для создания Североатлантического Альянса послужила политика СССР. Несмотря на то, что в последней войне многие страны выступали в качестве союзников СССР в борьбе с Нацистской Германией, послевоенная внешняя политика и внутриполитический режим Советского союза вызывали серьезные опасения.

Не внедряясь во все технические подробности, с течением времени блок НАТО постепенно расширялся. Некоторые страны на время выходили из союза после чего снова в него вступали. Интересным фактом является то, что СССР тоже стремился вступить в Североатлантический Альянс в 1954 году, но заявка была отклонена по ряду причин.

Впервые военные силы NATO были задействованы в 1991 году в ходе Иракской компании. Следует отметить, что данное вмешательство было полностью санкционированно Организацией Объединенных Наций (ООН). Таким образом силы блока NATO прошли боевое крещение и показали отличные результаты.

Далее войска Североатлантического Альянса приняли участие еще в нескольких военных конфликтах, а именно в: Боснии и Герцеговине, Югославии, Македонии, Афганистане и снова в Ираке.

Цели и задачи НАТО.

Как уже можно было понять из прочитанного ранее, основной целью НАТО является обеспечение защиты от военной агрессии для всех участников союза. Данная концепция предполагает тот факт, что нападение на одну страну из блока НАТО, будет рассматриваться как нападение на весь альянс, что вызовет соответствующие меры противодействия. Важным фактором в формировании целей и задач организации, является отсутствие захватнических или агрессивных мотивов. Уставом союза, запрещены любые проявления военной экспансии, направленной на захват территорий других стран. Военная сила применяется только в случаи необходимости обеспечения защиты. Мандат на подобные действия предоставляется путем всеобщего обсуждения и одобрения всеми странами участниками союза.

Также в сферу деятельности Североатлантического Альянса входят: поддержка антитеррористических сил, противодействие морским пиратам и кибербезопасность.

Штаб квартира НАТО.

Следует понимать, что Североатлантический Альянс, это огромный союз, состоящий из множества государств и собственно их армий. Именно по этой причине в многих странах существуют своего рода штабы, отвечающие за те или иные подразделения. Главная штаб-квартира совета НАТО располагается в Бельгии, а именно в Брюсселе.

Страны НАТО или блок НАТО.

На момент написания данной статьи, блок NATO состоит из 29-ти стран участников. Список сформирован с учетом годов вступления стран в союз.

1949 год – страны которые основали Североатлантический Альянс:

  • США;
  • Канада;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Италия;
  • Португалия;
  • Норвегия;
  • Нидерланды;
  • Исландия;
  • Люксембург;
  • Дания;
  • Бельгия.

1952 год:

1955 год:

1982 год:

1999 год:

2004 год:

  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония;
  • Болгария;
  • Румыния;
  • Словакия;
  • Словения.

2009 год:

2017 год:

Силы НАТО — что это и как устроены.

Помимо использования собственных вооруженных сил, Североатлантический Альянс часто прибегает к помощи армий стран партнеров, которые не являются членами блока. Данное становится возможным благодаря заключению индивидуальных партнерских соглашений в сфере военной поддержки и сотрудничества.

Вступление в НАТО.

По своей сути, вступление в NATO не является какой-то особо сложной и недостижимой процедурой. На самом деле, для получения членства в союзе, стране, которая хочет вступить, необходимо соответствовать определенным критериям. В перечень которых входят такие аспекты как: демократия и демократические ценности, прозрачная экономическая и политическая структура, финансовая состоятельность и отсутствие территориальных и этнических конфликтов.

Если страна выполняет все требование, то ее кандидатура проходит процедуру одобрения со стороны всех действующих участников блока. В случаи всеобщего одобрения, начинается процедура интеграции в существующий военно-политический союз.

США и НАТО.

Существует неверный стереотип о том, что США является руководящей страной в Североатлантическом Альянсе. Хоть Соединенные Штаты действительно являются самым сильным во всех отношениях участником НАТО, управление союзом осуществляется сугубо путем голосования всех участников. Даже тот факт, что США предоставляет самую большую долю финансирования и военной силы, не позволяет самостоятельно инициировать проведение тех или иных компаний.

Украина – НАТО.

Что касается Украины и ее отношений с НАТО, то тут все достаточно сложно. Партнерские отношения между Украиной и Альянсом установлены уже довольно давно, а именно с 1992 года. За это время проводилось множество встреч, направленных на сближение и более тесное сотрудничество в разных сферах деятельности. Тем не менее постсоветское прошлое сформировало у граждан Украины определенное недоверие к Североатлантическому Альянсу, и скорее всего, правильно будет сказать, что большая часть населения не желала вступления в этот союз. Ситуация кардинально изменилась после начала Российско-Украинского конфликта. Правительство страны официально приняло решение о том, что Украина больше не будет придерживаться внеблокового статуса и приоритетом становится вступление в Североатлантический Альянс. Следует заметить, что с учетом всех событий, мнение населения в отношении НАТО кардинально изменилось. Теперь данная инициатива правительства поддерживается абсолютным большинством граждан. Забавным фактом выступает то, что Российская Федерация, которая всегда приветствовала внеблоковый статус Украины, своими действиями сама подтолкнула ее к вступлению в НАТО.

Естественно, что от политической воли украинских лидеров, вступление в альянс не произойдет чудесным образом, так как существуют территориальные конфликты. Но как можно наблюдать, по данному вопросу ведутся основательные переговоры, и существует вероятность того, что Украина сможет получить членство минуя данный критерий отбора. Время покажет.

НАТО сегодня.

Удивительным фактом, является то, что до возникновения террористической угрозы со стороны исламистских фанатиков и агрессивных внешнеполитических действий РФ, у блока NATO наблюдался период определенного застоя и деградации. Мир был практически в спокойном состоянии и не наблюдалось глобальных угроз. Многие страны постепенно сокращали финансирование ввиду ненадобности содержания больших армий. В последнее время все изменилось. Североатлантический Альянс снова стал необходим. Опять возобновилось крупное финансирование и все больше стран хотят вступить в блок.

Североатлантический альянс (НАТО) на пути своего развития претерпевал несколько этапов расширения и неоднократное изменение концепции деятельности. Проблема расширения НАТО остро встала перед Россией при продвижении организации на Восток, к границам РФ.

расширение нато кратко

Исторические предпосылки создания НАТО

Необходимость в создании различного рода союзов появилась на осколках старого мира после Второй мировой войны. Послевоенное восстановление, оказание помощи пострадавшим странам, повышение благосостояния государств-участниц союза, развитие сотрудничества, обеспечение мира и безопасности — все это стало основными причинами активизации интеграционных процессов в Европе.

Контуры ООН были очерчены в 1945 году, Западноевропейский союз стал предшественником современного ЕС, Совет Европы — ровесник НАТО — образован в 1949. Идеи объединения Европы витали в воздухе еще с 20-х годов ХХ века, но до окончания масштабной войны не было возможности создать союз. Да и первые попытки интеграции также не увенчались особым успехом: организации, созданные в первые послевоенные годы, во многом были разобщенными и недолговечными.

Отправная точка организации Североатлантического договора

НАТО (организация Североатлантического договора или же Североатлантический альянс) основано в 1949 году. Основными задачами военно-политического союза декларировались сохранение мира, оказание помощи пострадавшим государствам и развитие сотрудничества. Скрытые мотивы создания НАТО — противостояние влиянию СССР в Европе.

расширение нато

Первыми членами Североатлантического альянса стали 12 государств. На сегодняшний момент НАТО объединяет уже 28 стран. Военные расходы организации составляют 70% общемирового бюджета.

Глобальная программа НАТО: тезисно о целях военного союза

Основной целью организации Североатлантического договора, закрепленной в упомянутом документе, является сохранение и поддержание мира и безопасности в Европе и других странах - членах союза (США и Канада). Изначально блок был образован для сдерживания влияния СССР, к 2015 году НАТО пришло к видоизмененной концепции — основной угрозой теперь рассматривается возможное нападение России.

Промежуточный этап (начало XXI века) предусматривал внедрение кризисного регулирования, расширение Евросоюза. Глобальная программа НАТО “Активное участие, современная оборона” стала тогда основным инструментом организации на международной арене. В настоящее время безопасность поддерживается в основном за счет размещения военных объектов на территории стран-участниц и присутствии военного контингента НАТО.

Основные этапы расширения военного союза

Расширение НАТО кратко вмещается в несколько этапов. Первые три волны произошли еще до распада Советского Союза, в 1952, 1955 и 1982. Дальнейшее расширение НАТО характеризовалось довольно агрессивными действиями в отношении России и продвижением в Восточную Европу. Крупнейшее расширение произошло в 2004 году, на сегодняшний момент кандидатами во вступление в Североатлантический альянс являются восемь государств. Все это страны Восточной Европы, Балканского полуострова и даже Закавказья.

расширение нато на восток

Причины расширения НАТО предельно ясны. Организация Североатлантического договора распространяет свое влияние и усиливает присутствие в Восточной Европе с целью подавления мнимой агрессии России.

Первая волна расширения: Греция и Турция

Первое расширение НАТО включило в состав организации Североатлантического договора Грецию и Турцию. Численность стран-членов военного блока впервые увеличилась в феврале 1952 года. Позднее Греция некоторое время (1974-1980 годы) не принимала участия в НАТО из-за напряженных отношений с Турцией.

Западная Германия, Испания и несостоявшийся член союза

Второе и третье расширение НАТО ознаменовалось присоединением ФРГ (с начала октября 1990 года — объединённая Германия) ровно через десять лет после легендарного парада Победы и Испании (в 1982 году). Позднее Испания выйдет из военных органов НАТО, но останется членом организации.

В 1954 году альянс предлагал присоединиться к Североатлантическому договору и Советскому Союзу, однако СССР ожидаемо ответил отказом.

Присоединение стран Вышеградской группы

Первым действительно чувствительным ударом стало расширение НАТО на Восток в 1999 году. Тогда к альянсу присоединились три из четырех государств Вышеградской четверки, объединившей в 1991 году несколько стран Восточной Европы. К Североатлантическому договору присоединились Польша, Венгрия и Чехия.

Самое масштабное расширение: путь на Восток

Пятое расширение НАТО включило в состав альянса семь государств Восточной и Северной Европы: Латвию, Эстонию, Литву, Румынию, Словакию, Болгарию и Словению. Немногим позже министр обороны США заявил, что Россия стоит “на пороге НАТО”. Это лишний раз спровоцировало усиление присутствия альянса в государствах Восточной Европы и откликнулось изменением концепции организации Североамериканского договора в сторону защиты от возможной агрессии России.

россия расширение нато

Шестой этап расширения: явная угроза

Последний на сегодняшний момент этап расширения Североатлантического альянса произошел в 2009 году. Тогда к НАТО присоединились Албания и Хорватия, расположенные на Балканском полуострове.

Критерии членства в НАТО: список обязательств

Вступить в НАТО может не любое государство, изъявившее желание стать членом Североатлантического альянса. Организация выдвигает ряд требований к потенциальным участникам. Среди таких критериев членства основополагающие требования, принятые в 1949 году:

расположение потенциального члена НАТО в Европе;

согласие всех участников альянса на вступление государства.

С последним пунктом уже имелись прецеденты. Греция, например, препятствует присоединению Македонии к организации Североатлантического договора по той причине, что до сих пор не разрешен конфликт относительно наименования Македонии.

В 1999 году список обязательств участников НАТО был дополнен еще несколькими пунктами. Теперь потенциальный член альянса обязан:

разрешать международные споры исключительно мирным путем;

решение этнических, внутригосударственных, территориальных и политических споров в соответствии с принципами ОБСЕ;

соблюдать права человека и власть закона;

организовывать контроль над вооруженными силами государства;

при необходимости свободно предоставлять информацию об экономическом состоянии страны;

принимать участие в миссиях НАТО.

проблема расширения нато

Что интересно: список обязательств несколько неверный, так как предусматривает в том числе и невыполнение некоторых пунктов. Игнорирование потенциальным членом альянса отдельных пунктов влияет на окончательное решение о принятии в НАТО, но не является критическим.

Программы партнерства организации Североатлантического договора

Военный альянс разработал несколько программ сотрудничества, которые облегчают вступление в НАТО других государств и обеспечивают широкую географию влияния. Основные программы являются следующими:

"Партнерство ради мира". На сегодняшний момент в программе принимают участие 22 государства, бывших участников насчитывается тринадцать: 12 из них уже являются действительными членами альянса, Россия, оставшийся бывший участник программы партнерства, вышла из ПРМ в 2008 году. Единственным членом ЕС, который не принимает участия в ПРМ, является Кипр. Вступлению государства в НАТО препятствует Турция, ссылаясь на неразрешенный конфликт между турецкой и греческой частями Кипра.

Индивидуальный партнерский план. Участниками на данный момент являются восемь государств.

"Ускоренный диалог". В нем участвуют Черногория, Босния и Герцеговина, Украина, Грузия.

План действий по членству. Он разработан для трех государств, два из которых ранее являлись участниками программы "Ускоренный диалог": Черногория, Босния и Герцеговина. В программе с 1999 года также участвует Македония.

Седьмая волна расширения: кто следующий вступит в НАТО?

Программы партнерства позволяют предположить, какие государства станут следующими участниками альянса. Однако нельзя однозначно говорить о сроках вступления в ряды участников организации Североатлантического договора. Так, например, Македония ведет ускоренный диалог с НАТО еще с 1999 года. Тогда как с момента подписания программы ПРМ до непосредственного вступления в ряды государств-членов альянса для Румынии, Словакии и Словении прошло десять лет, для Венгрии, Польши и Чехии — всего пять, для Албании — 15.

расширение евросоюза глобальная программа нато

Партнерство ради мира: НАТО и Россия

Расширение НАТО способствовало усилению напряженности относительно дальнейших действий альянса. РФ участвовала в программе "Партнерство ради мира", однако дальнейшие конфликты, касающиеся расширения НАТО на Восток даже в том случае, если Россия будет против, не оставили выбора. Российская Федерация была вынуждена прекратить свое участие в программе и приступить к разработке ответных мер.

С 1996 года национальные интересы России стали более конкретными и четко очерченными, но и проблема расширения НАТО на Восток стала острее. Вместе с тем со стороны Москвы началось выдвижение идеи, что главным гарантом безопасности в Европе должен стать не военный блок, а ОБСЕ — организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Новый этап отношений между Москвой и НАТО был юридически закреплен в 2002 году, когда в Риме была подписана декларация “Отношения Россия-НАТО: новое качество”.

проблема расширения нато на восток

Несмотря на непродолжительное ослабление напряженности, негативное отношение Москвы к военному союзу только усугублялось. Нестабильность отношений между Россией и Североатлантическим альянсом продолжает демонстрироваться при военных операциях организации в Ливии (в 2011) и Сирии.

Конфликтный вопрос

Расширение НАТО на Восток (кратко: процесс продолжается с 1999 года, когда к альянсу присоединились Польша, Чехия, Венгрия, и до сих пор) — это серьезная причина исчерпания кредита доверия к организации Североатлантического договора. Дело в том, что проблема усиления ее присутствия у границ России усугубляется вопросом о существовании договоренностей о нерасширении НАТО на Восток.

В ходе переговоров между СССР и США предположительно была достигнута договоренность о нерасширении НАТО на Восток. Мнения насчет данной проблемы расходятся. Президент СССР Михаил Горбачев высказывался о получении гарантий о нерасширении НАТО к границам современной России в устной форме, представители альянса же утверждают, что никакого обещания не давалось.

Во многом возникновению расхождений в вопросе обещания о нерасширении способствовало неверное толкование речи министра иностранных дел ФРГ в 1990 году. Он призвал альянс заявить, что продвижения к границам Советского Союза не будет. Но являются ли такие заверения формой обещания? Данный спор не разрешен до сих пор. А ведь подтверждение обещания о нерасширении альянса на Восток могло бы стать козырем в руках РФ на международной арене.

Читайте также: