Наскальная живопись кратко для детей

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: социализация детей посредством изобразительной деятельности.

- расширять и уточнять представления детей о наскальной живописи как виде изобразительного искусства;

- закреплять знания о свойствах гуашевых и акварельных красок;

- развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции;

- воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Назовите, какие вы знаете виды изобразительного искусства? (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство).

Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним видом изобразительного искусства. Это – наскальная живопись. Оно возникло очень давно, тысячи лет назад, когда только на земле появились первые люди.

Почему так называется этот вид искусства – наскальная живопись?

Тогда еще не было бумаги. Где древние люди могли рисовать? (На стенах пещер). Отсюда и название пещерная или как ее еще называют наскальная живопись.

- Как вы думаете, что могли рисовать древние люди на стенах пещер? Чем они занимались, чтобы выжить, прокормиться? (Охотой). Значит, что они могли рисовать? (Животных, сцены охоты).

- Как вы думаете, чем могли рисовать древние люди на стенах пещер, ведь тогда не было еще ни карандашей, ни красок? Стены пещеры были мягкие, как земля, по которой мы ходим. Чем можно нарисовать на земле? (Палочкой, острым предметом). Вот и древние люди рисовали сначала острыми предметами, палочками, процарапывая изображение на стенах пещер.

На стенах своих пещер древние люди рисовали изображения животных, на которых они охотились. Они первыми из людей стали рисовать, пользуясь красками, хотя неандертальцы, вероятно, задолго до того раскрашивали свои тела истолченной породой красного цвета, так называемой охрой. Они верили, что рисунки защитят от злых сил и помогут во время охоты, от успеха которой зависело само их существование. До сих пор не найдено никаких рисунков, выполненных более древними людьми. Возможно, они рисовали или царапали чем-то острым на кусочках дерева, которые давным-давно сгнили.

Наскальные рисунки были во множестве обнаружены во Франции и Испании. Краски и по сей день сохранили яркость, хотя возраст этих рисунков превышает 30 000 лет. На ранних наскальных рисунках запечатлены исключительно животные и всякого рода охотничьи сцены, из чего можно заключить, что художники были мужчинами. Пещера освещалась пучками горящей шерсти или мха, смоченного в животном жире. Иногда они сперва обозначали контуры животного, а затем закрашивали силуэт при помощи пучков мха или обрывков шкур, смоченных в краске. Краски изготовлялись из окрашенной мягкой породы. Художник растирал породу в порошок костью и камнем, а затем смешивал этот порошок с животным жиром. Краску хранили в полых костях животных, концы которых затыкались комками жира. Зеленой и голубой краски древние живописцы не знали, так как пород такого цвета им не попадалось. Художники делали кисти из кусочков шерсти, привязанных к небольшим костям. Иногда они наносили краску на рисунок пальцами или же использовали для этого маленькие кусочки меха либо пучки мха.

Потом стали делать подобие красок из природных материалов. Для создания рисунков использовались глина , известняк или как его сегодня называют: мел, древесный уголь . Эти красители, при необходимости смешивались с вяжущими веществами , такими как древесная смола или животный жир , и наносились на поверхность пальцами. Применялись и инструменты, такие как примитивные кисти из шерсти животных, а также пустые трубки, тростины, через которые краски выдувались.

Существует интересный исторический факт о том, что первые находки наскальной живописи совершили маленькие дети.

Однажды испанский ученый взял с собой в пещеру свою дочь. Смышленая пятилетняя девочка, захваченная путешествием по загадочной пещере, подняла голову. Её глаза встретились с глазами быка, свет факела выхватил его взгляд, полный ужаса. Бык был не один, за ним, словно паря в воздухе, неслись мощные фигуры его собратьев. Они как будто надвигались с потолка и казались живыми благодаря живости взгляда и экспрессии движения, необыкновенно точно переданной рукой неизвестного далёкого мастера. Привлечённый криками дочери учёный стоял в изумлении, картины казались нарисованными недавно, хотя возраст пещер был несколько тысяч лет. Так была найдена наскальная живопись в знаменитой пещере Альтамира в Испании.

Осенью 1940 года во Франции мальчишки потеряли во время прогулки собаку, нырнувшую в яму, оставшуюся после бури, вырвавшей с корнями огромную сосну. Пес в прямом смысле провалился сквозь землю и на зов не отзывался. Четыре сорванца не могли оставить верного друга в беде, и они спустились в узкий лаз. Здесь, к счастью, и обнаружилась собака. Мальчишки увидели расширяющийся коридор, пошли по нему и попали в большой зал. Колеблющийся, плавающий свет явил им поразительные картины - чёрные быки, бизоны, олени, лошади, неведомые животные. Из большого зала шли ещё два коридора, стены которых были украшены красными, жёлтыми, чёрными и коричневыми фигурами диких животных - козлов, лошадей, коров и бесконечного множества оленей. (Слайд) Так мир мгновенно узнал об удивительном открытии наскальной живописи во Франции.

Сейчас по всему миру находят пещеры древних людей, на стенах которых нарисованы изображения животных, людей, сцены охоты. Есть такие пещеры и в Горном Алтае (Слайд). Все это считается историческими памятниками и охраняется государством.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья мы сложим назад.

Древние люди, как мы сегодня увидели, рисовали животных, сцены охоты. Вы можете нарисовать на камнях, что захотите: пейзаж, натюрморт, может даже животных и людей. Посмотрите на камни, которые разрисовал художник. (Подходят к выставке, рассматривают камни).

Рисовать мы будем уже знакомыми нам красками.

Итог: Давайте полюбуемся, какие интересные работы получились (Дети встают, рассматривают). Понравилось вам рисовать на камнях? Что вы расскажете своим родителям, друзьям о сегодняшнем занятии? Я предлагаю вам дома вместе с родителями найти в книгах, интернете наскальные рисунки и потом поделиться с остальными ребятами своими знаниями и впечатлениями.

Каждый ребенок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста.

Детство – это волшебная пора, которая, к сожалению, быстро заканчивается. То, насколько интересной и насыщенной будет эта пора, зависит от нас, взрослых, от тех людей, которые окружают ребёнка.

Вид непосредственной деятельности : Интегрированный

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, музыка, социализация, продуктивная и художественная деятельность.

Форма деятельности : совместная деятельность взрослых и детей, опыты.

Виды деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная, экспериментальная, двигательная, художественная деятельность взрослых и детей.

Материалы оборудование: Гуашь, кисти для рисования, вода, палитра для смешивания красок, лист А-4, наскальные рисунки (охота, бизон, олень).

Цель занятия : знакомство дошкольников с жизнью и рисунками древних людей;

природой родного края.

- познакомить детей с природой родного края, с жизнью и наскальными рисунками древних людей - учить понимать схематическое изображение;

- развивать творческое воображение, внимание, память, умение работать самостоятельно;

- воспитывать интерес к культуре и истории родного края.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в очень необычное место, а для начала давайте немного пофантазируем. Сегодня мы с вами не Вани и Наташи, а древние, немного дикие, дети древних людей.

А как вы думаете, дети у древних людей были воспитанные или не очень?

Я с вами пожалуй соглашусь, и еще по секрету расскажу, как они любили больше всего делать, когда собирались вместе или выходили на охоту.

(Воспитатель подносит руку ко рту, произносит звук АААААА, при этом похлопывает себя по губам).

Ой, мы кажется уже начали превращаться в диких людей!

Перед вами на столах лежат листы.

Как вы думаете, что бы с ними сделали дикие первобытные ученики из самой первой школы?

Да я с вами согласна, скорее всего, они бы схватили эти листы и помяли бы их полностью.

Предлагаю продолжить нашу игру, и сделать с листом то, что бы сделали первобытные ученики.

(Воспитатель мнёт свой лист, а дети мнут свои листы.)

(На лицах у детей в этот момент появляется дикое недоумение, большая половина детей не понимает что происходит.)

А мы продолжаем.

Ой, но мы же с вами не дикие, мы же понимаем, что так делать нельзя, давайте все исправим.

На столах разравнивают свой лист руками.

А вам понравилось быть первобытными учениками?

Тогда давайте продолжать.

Когда древние люди находили, что-то новое и им не известное они все рассматривали и тщательно изучали. Трогали руками, нюхали, пробовали на зуб.

(Проделаем все это с нашим листом бумаги)

На глазах у детей воспитатель начинает отрывать кусочки по краю листа и предлагает повторять за ним.

Ну вот, мы уже почти древние люди. А где жили древние люди?

Ответы детей. Правильно. Давайте рассмотрим их жилище.

Какими бы красками вы бы рисовали дом первобытных людей?

Я предлагаю вам взять краски, кисточки, воду и палитру.

Давайте попробуем на палитре добиться нужного цвета. Дети смешивают разные краски на своё усмотрение ( ориентировочно: зелёную, черную, желтую, синюю педагогам не переживать, в результате на палитре красивая грязь, это нам и нужно) .

А теперь мы с вами возвратимся к нашему мятому листу. Мы его смачиваем широкой кистью водой (ничего страшного, если у кого-то из ребят вода в баночке уже не очень чистая).

Потом мы наносим на лист свою красивую грязь с палитры. Промыв кисточку, добавляем несколько более ярких акцентов по сырому: черной, зелёной или коричневой гуашью так чтобы краска слегка растеклась.

Теперь нашим рисункам надо немного подсохнуть.

А мы с вами проведем физкультминутку.

Раз первобытные люди пошли в первобытный лес.

И первобытное солнце глядело на них с небес.

Решили тогда эти люди в глухой пещере пожить

Огонь они раздобыли, на нём стали пищу варить.

А ели они руками и воду пили с ручья,

Одеты не так, как мы с вами, шкурой прикрыты слегка.

Выполняют движения в сочетание словам, потом звучит музыка и исполняется произвольный танец первобытного человека, танцуют все дети.

Возвращаются на места. Рисунки должны быть слегка влажные.

Сейчас мы будем рисовать как древние люди. А где рисовали древние люди?

Конечно в своём доме на стенах.

И чаще всего они рисовали свою жизнь. Рисовали как ходили на охоту, рисовали своё жилище, рисовали себя.

А сейчас мы представим, что мы с вами древние люди, сегодня славно поохотились, поужинали, взялись изображать как прошел наш день.

Дети рисуют по сырому.






Дети! Вам понравилось наше путешествие? Тогда до новых встреч!


Развитие познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения.

Музыкально-театральная форма организации художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста В образовательном пространстве детского сада можно использовать разные культурные практики. Одним из таких направлений является музыкальная.

Развитие креативности и творческого потенциала дошкольников средствами продуктивной художественно-творческой деятельности Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей.

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности Растите творческую личность! Ещё Аристотель заметил, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию личности. В наше время,.

Тесная связь человека и искусства зародилась многие столетия назад. Еще до появления городов и письменности люди изображали на стенах пещер эпизоды из жизни племени.

Альтамира

На протяжении долгих лет многие археологи и ученые даже не могли представить себе, что у первобытных людей было искусство. Как же был поражен испанский археолог Марселино-Санс де Саутуола, который впервые обнаружил пещеру с наскальными рисунками в 1879 году. В этом ему помогла его девятилетняя дочка, которая случайно наткнулась на стены с нарисованными бизонами. Там были и другие первобытные животные, например, кабаны.


Изображение быка в пещере Альтамира

Звери, изображенные в разных позах, изумляли своей реалистичностью. Никто на тот момент и подумать не мог, что наши далекие предки обладали столь развитыми художественными способностями и превосходными изобразительными навыками.

Пещерная живопись (наскальная живопись) — вид первобытного искусства. Представляет собой изображения в пещерах, которые создали древние люди эпохи палеолита.

Находка Марселино произвела настоящий фурор на историков 19 века. Марселино-Санс де Саутуола начал изучать шедевры первобытных художников и установил их приблизительный возраст — рисунки в пещере Альтамиры появились около 13-16 тыс. лет назад.


Археологи в пещере Альтамира

После публикации результатов исследования Марселино столкнулся с критикой со стороны многих ученых, которые обвиняли его в обмане. Люди просто не могли поверить в то, что все эти художества когда-то нарисовал пещерный человек.

Только спустя десятки лет исследователи поняли, что первобытные рисунки более чем реальны. Одну за другой, по всему миру начали находить пещеры с наскальной живописью.

Практически все археологические находки пещер с рисунками найдены в Европе, ведь там первобытные люди прятались от суровых холодов.


Группа археологов в пещере Ласко

Факт существования художественных шедевров в первобытную эпоху поистине удивляет. Каким же было искусство наших далеких предков? И какое значение несли в себе загадочные пещерные рисунки?

Магия наскальных рисунков

В исследованиях пещерной живописи возраст рисунков вызывает некоторые трудности. Ветхость изображений усложняет процесс раскрытия всех тайн наскального искусства. К сожалению, никто не может достоверно сказать, для чего первобытный человек создавал изображения в пещерах.

Существует множество теорий об истинном значении древней живописи, однако однозначных суждений все еще нет. Наука не может дать ответ на вопрос “Что означают эти рисунки?”. Поэтому археологи и исследователи истории находятся в постоянном поиске истинного смысла первобытного искусства.


Создание рисунков первобытными людьми

Исследователь из Африки Джеймс Дэвид Льюис-Уильямс проанализировал жизнь племен охотников и собирателей нашего времени и составил свое мнение на счет искусства первобытных людей. Он считает, что пещерная живопись является звеном в цепочке ритуалов, которые относились к определенному верованию.

Шаманы рисовали эпизоды из жизни сородичей и, возможно, пытались таким образом связаться с некими высшими силами. На таких обрядах строилась вера первобытных людей в собственное благополучие и безопасность каждого члена родовой общины.


Наскальная живопись

Антрополог из Канады Женевьева фон Петцингер выдвинул предположение, что наскальные рисунки отражают некую систему хранения информации, которую использовал род Homo Sapiens.

Возможно, так первобытные люди хотели запечатлеть главные знания о мире для будущих поколений. Обряды племени, правила ведения охоты, обращения с орудиями — все это древние люди хотели сохранить на века.

Антропология — это наука, которая изучает все о человеке. К ней относится исследование поведения человека, анатомии, происхождения человечества как вида. Антропологи изучают и материальные объекты культуры, особенности определенного общества людей.

Есть еще одно интересное предположение о наскальной живописи эпохи палеолита. Ученые из Британии считают, что реалистичные картины могли представлять собой особые карты расположения звезд на ночном небе. Таким образом, очевидные на первый взгляд сцены охоты являются схемой созвездий.


Рисунки и созвездия

Палеолит — исторический период каменного века с начала использования первых каменных орудий родом homo sapiens.

Пять самых известных пещер с наскальной живописью

1. Пещера Альтамира

Про эту пещеру вы уже хорошо знаете. Альтамира — та самая пещера, благодаря которой мир узнал о наскальной живописи древности. Случайная находка дочери археолога открыла историкам глаза на новый, удивляющий мир первобытного искусства.

Некоторые художественные приемы, которые использовались людьми палеолита, современные художники начали применять в своих картинах лишь в 19 веке.


Пещера Альтамира

Изображения бизонов в этой пещере довольно реалистичные: есть эффект объема, тени и штрихи. Художники использовали и сам рельеф стен, чтобы животные “оживали” и приобретали форму.

Раньше пещеру Альтамиру мог посетить любой желающий, однако из-за наплыва туристов температура в пещере начала меняться, и на ее стенах образовалась плесень. Поэтому сейчас сама пещера закрыта для посетителей. Но недалеко от нее находится музей древней истории и археологии, где можно познакомиться с разнообразными находками археологов и посмотреть на копии наскальных рисунков.

2. Пещера Ласко

Пещера Ласко была найдена в 1940 году, когда компания подростков случайно набрела на нее после разрушительной грозы. Размер пещеры невелик, однако на стенах изображено тысячи элементов.

Уникальная пещера Ласко находится во Франции, но о ней знают во всем мире. Шедевры были созданы еще в 18 веке до нашей эры.


Археолог в пещере Ласко

В этой пещере множество действующих лиц: все они в движении, даже разделены по разным “тематикам”. Именно в этой пещере находится самый крупный наскальный рисунок в мире – это бык, размер которого составляет 5 метров.

3. Пещера Шове

Пещера Шове тоже расположена во Франции. В отличие от пещеры Ласко с самыми крупными наскальными рисунками, пещера Шове может похвастаться самыми древними из найденных.


Живопись в пещере Шове

Стены украшают более 300 картин, на которых изображены даже животные ледникового периода. Ученые считают, что этой первобытной картинной галерее около 30 тысяч лет.

4. Пещера Нио

Пещера Нио располагается на юго-востоке Франции. Наскальные рисунки в ней обнаружили еще в 17 веке, но никто не придал этому значения. Рядом некоторые писали записи своей рукой, не подозревая, что оставляют след на уникальном памятнике искусства, которому десятки тысяч лет.


Живопись в пещере Нио

5. Пещера Коске

В эту пещеру могут попасть лишь отличные пловцы. Чтобы добраться до древних шедевров, надо проплыть по 137-метровому тоннелю, который находится глубоко под водой.

Открыл необычное место в 1985 году дайвер Анри Коске. Ученые считают, что некоторые изображения животных, обнаруженные внутри, были сделаны около 30 тысяч лет назад.


Живопись в пещере Коске

Потому что это открытие сделали именно дети! Представьте себе, именно детское любопытство раздвинуло рамки художественной культуры на десятки тысячелетий. Рассказ об этих удивительных приключениях может стать билетом в мир истории древнего мира, увлечь и заразить исследовательским азартом. Судите сами.

Почему непременно надо рассказать детям об открытии пещерной живописи?

Всё началось с маленькой Марии, её отец, испанский сеньор Марселино Саутуола, увидев на Всемирной выставке в Париже орудия первобытного человека, вспомнил, что его слуги во время охоты обнаружили большую пещеру близ селения Альтамира. В 1879 году он начал там археологические изыскания и нашёл первые предметы — каменные орудия труда древнего человека. Конечно, ему захотелось показать их как можно скорее маленькой дочери, и господин Саутуола взял однажды малышку с собой в пещеру.

В те времена, какие-то 100 с лишним лет назад, история искусства начиналась с разделов, посвящённых Ассирии и Древнему Египту, а первобытного человека считали дикарём в полном смысле этого слова. Эти представления были сокрушены, когда смышленая пятилетняя девочка, захваченная путешествием по загадочной пещере, подняла голову…

Её глаза встретились с глазами быка, колеблющийся свет факела выхватил его взгляд, полный ужаса. Бык был не один, за ним, словно паря в воздухе, неслись мощные фигуры его собратьев. Они как будто надвигались с потолка и казались живыми благодаря живости взгляда и экспрессии движения, необыкновенно точно переданной рукой неизвестного далёкого мастера. Привлечённый криками дочери учёный стоял в изумлении, картины казались нарисованными недавно, хотя возраст пещер не оставлял сомнений.

Между тем, на поиски новых пещерных галерей бросились сотни исследователей, но им не хватало приключенческого везения. Именно оно стало причиной открытия знаменитой пещеры Ласко во Франции. Осенью 1940 года мальчишки потеряли во время прогулки собаку, нырнувшую в яму, оставшуюся после бури, вырвавшей с корнями огромную сосну. Пес в прямом смысле провалился сквозь землю и на зов не отзывался. Четыре сорванца не могли оставить верного друга в беде, и один из друзей спустился в узкий лаз, за которым открылся тоннель. Здесь, к счастью, и обнаружилась собака, а вскоре собралась вся компания. Мальчишки увидели расширяющийся коридор, казавшийся бесконечным, а вот спички быстро закончились. Потрясённые путешественники, оставшись в полной темноте, решили вернуться.

Картины пещеры в Куэва-де-Лас-Манос, Патагония, Аргентина

Они сохранили открытие в тайне и, вооружившись верёвками и факелами, предприняли новый спуск. Теперь они уже смогли пройти широкий коридор и попали в большой зал. Колеблющийся, плавающий свет явил им поразительные картины — чёрные быки, бизоны, олени, лошади, неведомые животные. Из большого зала шли ещё два коридора, стены которых были украшены красными, жёлтыми, чёрными и коричневыми фигурами диких животных — козлов, лошадей, коров и бесконечного множества оленей. Картины пещеры в Куэва-де-Лас-Манос, Патагония, Аргентина
Фото: Depositphotos

Восторг, охвативший первооткрывателей, рвался наружу, а с ним выплеснулась и тайна, утаить свою находку ребята уже не смогли. Мир мгновенно узнал об удивительном открытии. На сей раз он не был потрясён и признал за древним человеком способность тонко чувствовать и талант выражать свою душу в образах, переживших тысячелетия. Но миром тогда завладела война, и изучение пещеры началось лишь в 1948 году. Сейчас в ней оборудован великолепный музей.

Сегодня известно большое множество пещерных рисунков по всему миру. Заложенный в этих символах смысл, их назначение пока не разгаданы. Главные тайны тысячелетней давности ждут своих первооткрывателей, готовых к увлекательным приключениям. Возможно, они подрастают рядом с вами!

Читайте также: