Нарушение социализации кратко и понятно

Обновлено: 06.07.2024

Все механизмы социализации в современном мире связаны с решением трех групп проблем:

  • социально-психологические проблемы – становление самосознания, самоактуализация и самоопределение, саморазвитие и самоутверждение личности;
  • социально-культурные проблемы – приобщение индивида к определенной совокупности знаний, умений и навыков, определенному уровню культуры;
  • естественно-культурные – достижение индивидом определенного уровня физического, полового развития; вопросы формирования примеров женственности и мужественности в различных этносах, культурах, регионах.

Решение проблем социализации является объективной необходимостью. При осознании этих проблем личность способна к самостоятельному их разрешению. Если на определенном этапе развития личности проблемы социализации не решаются, то это тормозит процесс ее развития, делает его неполноценным.

Противоречия процесса социализации

Процесс социализации имеет противоречия, так как:

  • предполагает успешное освоение социальных норм, ценностей, стандартов поведения;
  • указывает на способность человека противостоять определенным образом обществу или его отдельным структурам, если они мешают удовлетворению его потребностей в социализации.
  1. В случае полной идентификации с социумом и принятия всех его ролевых ожиданий и предписаний, неспособности к противостоянию, личность превращается в конформиста.
  2. Неприятие социальных требований общества, носящих принципиальный характер, превращает личность в борца против устоев общества.

Постоянно изменяющиеся обстоятельства жизни существенно влияют на процессы социализации, видоизменяя ее эффекты по содержанию и по времени.

Процесс социализации детерминирован институциональными образованиями и меняющимися условиями жизни: присутствие в обыденной жизни виртуального пространства, возможностями мобильности, возможность легко менять социальные группы и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

На современного человека воздействует множество факторов - техногенных, социальных, природных, экономических и т.д. Все они могут вызывать ухудшение физического и психического здоровья. Индивид может реализовать себя в обществе, если обладает необходимым и достаточным уровнем психической энергии, определяющим работоспособность, гармоничность психики и пластичность, которые позволяют быть адекватными требованиям общества, безболезненно адаптироваться в нем.

Психическое здоровье – обязательное условие успешной социализации личности.

В последнее время все чаще наблюдаются проявления затрудненной социализации. Довольно широко распространены:

  • агрессия в подростковой среде;
  • нарушение социальных норм и правил;
  • личностная беспомощность;
  • проявления девиантного поведения;
  • переживание одиночества;
  • рост числа суицидов, лиц, склонных к суицидальному поведению.

Неразрешенные проблемы одного возраста ведут к появлению новых, что формирует симптомокомплекс, закрепляющийся в характеристиках личности.

Проблемы социализации российского общества

Современное состояние российского общества характеризуется:

  • ростом ощущения бессмысленности существования, духовной пустоты;
  • чувством временности и бесперспективности происходящего;
  • изменением ценностных ориентаций;
  • снижением нравственных критериев;
  • увеличением разочарованности в будущем;
  • распространением правого нигилизма.

Противоречия между поколениями в настоящее время носят гипертрофированный характер, они стали источником конфликтов на фоне:

  • процессов отчуждения молодого поколения в обществе;
  • сокращения социальных программ для молодежи;
  • снижения социального статуса молодых людей;
  • снижение возможности получить хорошее образование, достойную работу, участвовать в политической жизни страны.

Социализация российского общества - специфическое явление, процесс протекающий с отложенным эффектом. Знание, выработанное веками, должное и существенное, теряет свой авторитет. Отложенный эффект выражается в утрате надежды на будущее.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 13.08.2021

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта.

ВложениеРазмер
kharakteristika_ponyatiya_sotsializatsii_lichnosti.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

Составила: социальный педагог Липатникова Светлана Николаевна
Слайд 2

Многие исследователи считают, что социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду через его деятельность.

Иными словами, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя.

Суммируя эти два понятия профессор кафедры социальной педагогики и психологии ТГПИ им. А. П. Чехова Молодцова Татьяна Даниловна определила социальную адаптацию как процесс и одновременно результат внутренней и внешней, гармонизации личности со средой, процесс активного приспособления личности, уравновешивающей потребности человека и требования среды. Таким образом, социальная адаптация – это часть процесса социализации и ее разновидность.

Процесс социализации условно можно представить

как совокупность четырех составляющих:

– стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями;

– относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп и/или социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т. д.);

– относительно социально контролируемой социализации – планомерного создания обществом и государством организационных, материальных и духовных условий для развития (воспитания) человека;

– самоизменение человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный характер, в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям его жизни.

Ядром направленного воспитания является образование, т. е. процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей. Образование, в свою очередь, включает в себя целенаправленное, специализированное по своим методам обучение и воспитание – более широкое просвещение, процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидом сообщаемой информации. По мере усложнения и обогащения культуры объем передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а сами формы их передачи дифференцируются и специализируются.

Социализация, по мнению С. Беличевой, заключается не только в том, чтобы дать ребенку представления о социальных нормах, санкциях и ролевых предписаниях, но и перевести их во внутренний план, превратить их во внутренние поведенческие регуляторы.

Содержательная сторона процесса социализации включает формирование профессиональных намерений, знаний, навыков, правовых, этических, социальных, политических представлений, ценностных ориентации, взглядов, убеждений, а также формирование механизмов самореализации, способности к самооценке, к самокритичности, эмоционально-волевые особенности личности.

С точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации,

которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритическое восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.д., которые не всегда соответствуют общественно одобряемым.

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства (воспитательными, а также реализующими социализирующие функции параллельно с основной деятельностью), которое способствует накоплению человеком знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека (группы сверстников, коллеги по профессии и др.).

Межличностный механизм социализации реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т. д.).

Детский возраст является восприимчивым для воздействия большинства перечисленных механизмов. Действие всех механизмов социализации в большей или меньшей степени опосредуется рефлексией – то есть внутренним диалогом, в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье, значимым лицам. Человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней и самого себя.

Ребенок в процессе социализации не является пассивным звеном. Он активно взаимодействует с социумом. Основным способом усвоения ребенком социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, в которое он вступает в процессе общения и деятельности. В процессе социализации ребенок входит в систему общественных отношений и сам воспроизводит их по мере взросления. Социализация ребенка осуществляется на основе освоения им социальных ролей. При этом доминирующее влияние на ребенка оказывают взрослые. Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое существенное влияние на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является для ребенка образцом для подражания, эталоном, а в общении со сверстниками ребенок апробирует присвоенные в общении со взрослыми способы деятельности, нормы человеческих отношений, особые формы взаимодействия.

Однако вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств могут возникать различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, то есть в неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами.

В зависимости от природы, характера, степени выделяют патогенную, психическую и социальную дезадаптацию.

Патогенная дезадаптация определяется как следствие нарушений нервной системы, болезней головного мозга, нарушений анализаторов и появление различных фобий.

Психосоциальная дезадаптация трактуется как результат половозрастных изменений, акцентуаций характера, а также неблагоприятных проявлений эмоционально-волевой сферы, умственного развития и т. д.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в социальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития социализации индивида. В этом случае субъект мешает обществу, отличается девиантным (отклоняющимся от норм) поведением, легко входит в асоциальную среду (адаптация к асоциальным условиям), становится правонарушителем (делинквентное поведение), становится дезадаптированным (наркомания, алкоголизм, бродяжничество), в результате чего формируются психо-социальные условия для преступного поведения.

В настоящее время встает вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта, т.к. их интеллектуальный потенциал в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создает достаточной основы для усвоения и самостоятельного использования широкого спектра социальных, общественных и других форм жизни.

Внимание к проблемам нетипичных детей со стороны государства проявляется в законодательных актах, направленных на организацию всесторонней помощи таким детям и их семьям, создание необходимых условий для постоянного развития и совершенствования системы специального образования. Однако очевидна недоработка законодательной базы. Это доказывает отсутствие разработанных полиаспектных программ постшкольной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями. Например, выпускники специальных образовательных коррекционных школ и школ-интернатов для детей с нарушением интеллекта оказываются на улице, не имея средств к существованию, в силу макроэкономических и социокультурных причин, когда их специальность, полученная в школе не востребована на рынке труда или работа оценивается крайне низко.

Возникает несколько условий, которые в целом предопределяют результативность социальной адаптации.

К основным из них относят следующие:

  • уровень сформированности практических и социально значимых навыков у выпускников специальных коррекционных школ, который позволит им вести самостоятельную жизнь;
  • объективная оценка детьми перспектив будущей самостоятельной жизни;
  • готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с нарушениями интеллекта;
  • уровень социальной защищенности выпускников школы VIII вида.

Многие выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны. Но есть и те, кто попав в неблагоприятные социальные условия, ведет аморальный образ жизни. Иногда выпускники специальных школ VIII вида испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Юноши и девушки, оставшиеся без родителей, выйдя из стен школы, не умеют правильно распорядиться своим имуществом, не всегда в состоянии экономно рассчитать свой бюджет. Они часто становятся жертвами обмана.

Именно поэтому большое место в специальной (коррекционной) школе VIII вида отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности. Важную роль в специальных школах играют уроки трудового обучения, уроки СБО, сопровождение учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога.

Таким образом, эффективность работы по социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта в рамках специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида возможна только при комплексном взаимодействии педагогического коллектива школы с психологической службой, органами социальной помощи и защиты, а также четкого взаимодействия социального педагога со школьным психологом, врачом, учителями, воспитателями, администрацией и внешкольными учреждениями.

Несмотря на факторы социализации, влияющие на ее процесс, она несколько напоминает выстрел по движущейся мишени, который всегда попадает в цель. Однако одни случаи неудавшейся социализации могут быть более серьезными, чем другие.

Нарушения социализации

Некоторые социологи считают, что существует зависимость между неудачной социализацией и психическими заболеваниями. Леннард и его коллеги выявили связь между способами коммуникации, сложившимися в семье, и шизофренией. Они исследовали два различных способа коммуникаций: внешний и внутренний. Внешняя коммуникация подразумевает отношения с посторонними людьми, а также между родителями и ребенком. Беседу о звезде телеэкрана или семье, проживающей по соседству, следует считать примером внешней коммуникации, внутренние коммуникации касаются чувств, мыслей и душевных переживаний родителей и ребенка.

Кон (1969) выдвинул иное объяснение связи между шизофренией и социализацией. Отметив, что шизофрения особенно широко распространена среди представителей низшего класса, он предположил, что она обусловлена механизмами социализации, характерными для этого класса. Дети из низшего класса в большей степени приучаются подчиняться другим людям, поэтому у них может сложиться упрощенное представление об авторитете и некоторых других аспектах реальной жизни. И когда в их личной жизни происходит кризис, который нельзя преодолеть с помощью усвоенных правил, они падают духом и оказываются совершенно не способными выдержать стресс. Кон утверждает, что такие симптомы шизофрении, как упрощенное, ригидное представление о реальности, страх и подозрительность, неумение ставить себя на место других, являются гипертрофированными чертами личности, склонной к конформизму.

Итак, социализация – это процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие собственного Я.

Нарушение социализации

Социализация личности – это процесс внедрения индивида в общественную жизнь в процессе общения с другими участниками коллектива. Этот навык идет бок о бок с человеком всю его жизнь и меняется в зависимости от окружающих факторов. Психологи считают социально зрелой личностью человека, обладающего ответственностью за свои поступки перед обществом, способностью самостоятельно принимать социально значимые решения, имеющего развитое чувство толерантности и умение правильно вести себя в профессиональном, семейном, общественном кругах.


Пути развития антисоциализации

Процесс отчуждения личности обычно идет по одному из двух сценариев:

- с антисоциальными проявлениями, опасными для общества;

- более мирная дезадаптация без противозаконных действий.

Причины отчуждения личности

У истоков формирования антисоциального поведения стоит тот же самый социум, семья и особенности воспитания индивида. Агрессивность родителей по отношению к своему ребенку, сложное положение внутри семьи, неполные семьи, некорректное поведение взрослых, грубость педагогов способствуют развитию антисоциального отчужденного поведения подростка. Свою лепту вносит и низкий уровень жизни семьи, алкоголизм, наркомания внутри коллектива, тяжелые заболевания родителей, неспособность их организовать уют внутри семьи.

Но бывают и более завуалированные случаи, когда подросток воспитывается в достаточно социальной семье, в доброжелательных условиях в школе, тем не менее начинает вести себя антисоциально, начинает отстраняться от общества, противопоставляет себя окружающим. Это пример косвенной десоциализации.

Если говорить о семьях, в которых воспитываются будущие преступники, нужно обратить внимание, что зачастую там правит тоталитаризм, ребенок не имеет права слова и жестко наказывается своими родителями за любые проступки.

Есть и обратная сторона медали – это семьи, в которых разрешено абсолютно все.

Если пытаться структурировать основные направления антисоциального поведения, то можно выделить основные вехи:

- отстранение от общества;

- фанатизм, то есть превозношение какой-либо идеи, ценности;

- пассивное поведение без учета своих интересов;

- противозаконные действия, склонность к преступной жизни.


Профилактика преступности

Нарушение социализации начинается с семьи, поэтому оздоровление внутрисемейных отношений – это важнейшая задача предупреждения десоциализации.

Читайте также: