Народный хор это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Н. Кутузов
О работе с русским народным хором
(в помощь руководителям самодеятельных хоров)

За годы советской власти неизмеримо выросли благосостояние и культура нашего народа. Кроме старинных песен, он теперь поет песни о новой жизни. Всеобщая тяга к образованию, к культуре, естественно, повлияла и на современное народно-песенное творчество. Художественная палитра народных хоров значительно расширяется и обогащается под влиянием профессиональной музыкальной культуры, которая всё решительней входит в быт советских людей. Это прекрасно подтверждает практика наших профессиональных народных хоров, соединяющих в своей деятельности самобытность народного творчества с достижениями профессионального хорового исполнительства. Это же стремление характерно и для наших лучших самодеятельных народных хоров, где ведется серьезная музыкальная учеба.
Известно, что многими самодеятельными хорами руководят люди, не имеющие специального музыкального образования. Это или талантливые певцы-умельцы или, что чаще всего бывает, — баянисты. Вот в помощь таким руководителям и предлагается эта статья, в которой на конкретном музыкальном материале рассматриваются основные моменты работы руководителя с народным хором.

РУКОВОДИТЕЛЬ

СОСТАВ И ПОСТРОЕНИЕ ХОРА

Наиболее часто встречаются альтовые женские хоры двухголосного и трехголосного состава. Выступая, они располагаются на сцене в таком порядке:

Расположение хора

Трехголосый состав хора

Альтово-сопрановые женские народные хоры бывают двухголосные, но чаще — трехголосные и четырехголосные.
Построение трехголосного альтово-сопранового хора.

Пример построения хорового коллектива

Построение четырехголосного альтово-сопранового хора.

Расположение хора

Смешанные народные хоры бывают двух типов.

I. С нешироким диапазоном женских голосов. В таком хоре участвуют альты, тенора и басы.

Как построить народный хор

Количество партий в таком хоре может изменяться в зависимости от партитуры конкретного произведения. Альты могут быть представлены двумя и даже гремя партиями, а мужские голоса могут петь и в унисон, образуя одну партию, и в два, и даже в три—четыре голова.


II. Хор с широким диапазоном женских голосов. Чаще всего это четырехголосие (сопрано, альт, тенор, бас).

Построение хора

Хорошо подвинутые народные хоры поют и на шесть и более голосов. В этих случаях мужская и женская группы дробятся уже не на два, а на три и даже четыре голоса.

РЕПЕРТУАР


Вся работа хора, его творческое лицо и художественный рост в большой степени определяются репертуаром. Каким же требованиям должен удовлетворять репертуар для народного хора?
Как и всякий коллектив художественной самодеятельности, народный хор занимает видное место в коммунистическом воспитании нашего народа, он помогает партии сплачивать советских людей, направлять их волю и усилия на выполнение великих задач коммунизма, помогает воспитывать у них эстетический вкус и благородные человеческие качества Отсюда ясно, что репертуар для народного хора должен прежде всего обладать высокими идейно-художественными качествами. Но народный хор— это особый жанр хорового искусства со своей характерной палитрой выразительных средств; репертуар его должен соответствовать жанровому лицу коллектива.
Что же должны петь народные хоры?

Это прежде всего— старинные и современные русские народные песни в подлинном виде и в обработке композиторов/Кроме этого, народные хоры исполняют и песни советских авторов, как профессионалов, так и любителей: участников хора, баянистов, руководителей хоров, которые сочиняют в народно-песенной манере, развивают ее традиции.
Помимо общерусских особенностей, народные хоры имеют и свои местные отличия в составе хора, в манере распева, в произношении слов и т. д. Руководитель хора должен следить за тем, чтобы обработки народных песен и авторские произведения, принимаемые для исполнения, соответствовали местным певческим традициям коллектива.

Наконец, очень важно, чтобы песня, включенная в репертуар, также соответствовала вокально-техническим возможностям хора и являлась материалом для его дальнейшего развития, так как слишком трудные песни подчас не приносят творческой радости и убивают в певцах интерес к занятиям.
В стремлении приспособить песню к профилю и возможностям конкретного коллектива руководитель часто меняет тональность, переаранжировывает партитуру. В одном случае он упрощает ее, в другом — добавляет подголоски, дополнительные варианты запева и хорового распева.
Итак, песенный репертуар русского народного хора должен отличаться глубоким идейно-художественным содержанием, соответствовать жанровым особенностям и вокально-техническим возможностям коллектива.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПЕСНИ И РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА


Художественный образ музыкального произведения в хоре создается и раскрывается посредством напева и слова. Поэтому основными техническими требованиями хоровой звучности являются, во-первых, точность высотного интонирования звука каждым певцом а отдельной партии и каждой партией в общем хоровом звучании; во-вторых, тембровая слитность и динамическая уравновешенность отдельных голосов внутри каждой партии и всех партий в общем хоровом ансамбле; в-третьих, четкое произношение слов.
Но стройная, интонационно чистая, уравновешенная в силе, слитная по тембру хоровая звучность — это только предпосылка для создания художественного образа, передающего содержание произведения. Поэтому, прежде чем приступить к разучиванию песни, руководитель должен путем анализа произведения уяснить себе его содержание и те средства, которыми оно раскрывается композитором. В результате ознакомления с литературным текстом можно понять тему и идею произведения и его характер: то ли героический, то ли лирический, то ли шуточный и т. д. В зависимости от общего характера песни определяется темп, динамика, тембровая окраска звучания, характер движения мелодии, художественно-смысловое выделение фраз.

В литературном тексте песни раскрывается картина широкого, раздольного колхозного поля.

Ой, ты мое полюшко,
Полюшко колхозное,
Ты мое широкое,
Ты мое раздольное.
Рожь густая волнами,
Ветром колыхается.
Ежегодно полюшко
Урожаем славится.
Ой, ты мое полюшко,
Полюшко колхозное,
Ты мое широкое.
Ты мое раздольное.

Рожь густая волнами,
Ветром колыхается.

Темп медленный, движение мелодии плавное, общий оттенок пианиссимо (очень тихо).
Все элементы художественной выразительности (мелодия, метро-ритм, фактура, фразировка) находятся в постоянном движении, как бы раскрывая все новые и новые стороны образа, благодаря чему произведение становится благодатным материалом для художественного исполнения.

Первый куплет, как и последующие куплеты, состоит из четырех фраз, каждая из которых имеет свою динамическую вершину. Звуки, следующие до вершины, исполняются с усилением звучности, а звуки, следующие после вершины, — с ослаблением. Таким образом, вершина динамически подчеркивается и организует вокруг себя предыдущие и последующие звуки. В разбираемой песне вершиной каждой фразы является первая доля второго такта. Но и фразы по своему значению не равноценны. В данном случае главной, вершинной фразой является третья. К ней восходит эмоцинальное нарастание, мелодия расширяет диапазон, ускоряется внутреннее движение посредством сокращения количества тактов во второй фразе, насыщается фактура: сначала запевает одна певица, во второй фразе к ней присоединяется вторая, а в третьей фразе звучит уже многоголосный хор. В четвертой фразе, напротив, ощущается уже ослабление эмоционального напряжения, динамически она звучит слабее, чем третья, изменяется ее ритмический рисунок, укорачивается диапазон и упрощается фактура: на смену четырехголосью приходит унисон.
Такое разграничение фраз по своему художественному значению называется фразировкой. (Пример № 1) Если общий оттенок куплета — пианиссимо, то в вершинах фраз звук может несколько усиливаться, достигая пиано, а к концу фразы возвращаться к исходному оттенку.

Ноты к песне Полюшко

Третья фраза (вершинная) звучит несколько сильнее, чем все остальные (в пределах пиано).

Развитие музыкального образа во втором и в третьем куплетах идет по пути динамического нарастания — от пиано до форте, фактурного усложнения, вариантного развития голосов, изменений тембра, характера движения мелодии и произношения слов. Все эти изменения идут по принципу нагнетания — постепенного и непрерывного увеличения, расширения. В подтверждение сказанного рассмотрим динамический план и фактурные изменения песни.

Динамический план
Первый куплет — пианиссимо.
Второй куплет — пиано.
Третий куплет — от меццо-форте — к фортиссимо.

Изменения в динамике тесно связаны с фактурным усложнением: первый куплет запевает одна певица, второй — двое, а третий куплет начинает весь хор. Здесь мы видим не только увеличение числа запевал, но и увеличение количества голосо-партий, а также вариантность в самой мелодической линии запева. (Пример № 2)

Ноты для хорового коллектива

Песни - ноты

Итак, в результате художественного анализа руководитель уяснил содержание песни и те средства, которыми композитор его раскрывает. Но этим не ограничивается предварительная работа над произведением.
Каждый вид искусства имеет свою технику, т. е. совокупность определенных навыков, необходимых для создания художественного образа. В. хоровом искусстве—это строй, ансамбль, дикция, вокальные навыки — дыхание, звукообразование и резонирование. Поэтому ясно, что следующим этапом предварительной работы руководителя является анализ произведения уже с точки зрения его технических трудностей.
Рассмотрим основные моменты работы над строем хора.
Пение без сопровождения предъявляет к исполнителям особенно высокие требования в части интонирования интервалов и аккордов. Очень развитая мелодическая линия песни, изобилующая широкими интервалами, представляет большую трудность для интервального интонирования. Нужно обратить внимание на мелодические отрезки, которые хор может спеть фальшиво: на звуки секундного соотношения

Обучение хорового коллектива

Звук первой ступени (основной тон) интонируется устойчиво. Звуки второй, третьей, пятой, шестой и седьмой ступеней интонируются х.о стремлением к повышению. С особенно сильным стремлением к повышению интонируются звуки третьей и седьмой ступеней (терция тонического трезвучия и вводный тон). Звук четвертой ступени интонируется со стремлением к понижению.

Следует отметить, что в русской песне часто встречается мажорный лад с пониженной седьмой ступенью. В этом случае она интонируется со стремлением к понижению.

Ноты для хора

На примере № 5 показан характер интонирования различных ступеней мажорной гаммы. Стрелки, направленные вверх, указывают, что звук нужно интонировать со стремлением к повышению, горизонтальная стрелка указывает на устойчивое интонирование, а стрелка, направленная вниз,—на интонирование со стремлением к понижению

Интонирование минорной гаммы (натуральной).

Звуки первой, второй и четвертой ступеней интонируются со стремлением к повышению.
Звуки третьей, шестой и седьмой ступеней — со стремлением к понижению.
В гармоническом и мелодическом миноре звук седьмой ступени интонируется с сильным стремлением к повышению. В мелодическом миноре звук шестой ступени интонируется также со стремлением к повышению.

Разбор анализ песни в хоре

Учимся петь в хоре

Ноты для женского хора

Поем в хоре - ноты

как петь в хоре

Пример нот

Ноты для народного хора

Большинство русских народных песен исполняется с запевалами. В этих случаях очень важен ансамбль между запевалой и хором, который перенимает от запевалы весь характер исполнения песни. Это нужно учесть и при разучивании данной песни. Основой хорошего ансамбля в хоре является правильный подбор голосов и количественное их равенство в каждой партии. В результате получается естественный ансамбль. Но иногда у голосов, составляющих аккорд, различные тесситурные условия. В этом случае уравновешенность звучания достигается искусственным путем, в результате особого распределения силы звучания между голосами: второстепенный голос, написанный в высоком регистре, должен звучать тише, а основной голос, написанный в невысоком регистре, должен исполняться громче. Если же все голоса при данной ситуации будут исполняться с одинаковой силой, то второстепенный голос заглушит основной, и ансамбля, конечно, никакого не получится.
Для создания художественно полноценного ансамбля необходимо, чтобы каждый певец не только точно пел свою партию, но и, слушая своих соседей по партии, сливался с ними. Мало того, он должен слушать основной голос и соразмерять с ним силу своего голоса.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности структуры русского народного хора

Хор- большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства раскрывает содержание и форму исполняемых произведений. В отличии от вокальных ансамблей, в хоре каждый звук и каждую линию партитуры исполняет не один певец, а группа певцов поющих в унисон. Принято различать 2 основных направления академическое и народное. Академические хоры в своей деятельности опираются на принципы и критерии выработанные музыкальными академиями. Характерные признаки Академического хора:1) основа пения-округлое звучание;2) репертуар академического хора- классика: русская и зарубежная, авторская песня, народные песни, но в обработке;3) белый верх черный низ в костюме, черные или белые платья;4) исполнение с дирижером и с партитурой;

Характерные признаки русских народных хоров:1) опора на местную областную традицию бытового хорового пения;2) подголосочно-полифонический распев песни, как основа хорового многоголосья;3) использование натурального регистрового регистра;4) сочетание пения с народной пантомимой и хореографией.

В зависимости от профиля исполнительской деятельности хоровые коллективы именуются капеллами, ансамблями песни и танца, оперными хорами, учебными хорами.

Капелла. Хор получил это наименование от названия места, где размещаются певчие. В настоящее время капеллами называются большие и средние по составу профессиональные концертные хоры.

Ансамбль песни и танца. Название объединяет два жанра искусства: музыка и хореография. К ним относятся русские народные хоры (Государственный русский народный хор им. Пятницкого), ансамбль песни и пляски донских казаков, кубанских казаков, а также ансамбли песни и пляски, которые организуются в частях и подразделениях.

Певческий голос образуется и формируется в голосовом аппарате. Он состоит из гортани, в середине которой расположены голосовые связки, являющиеся источником звука. Трахеи, бронхи и легкие выполняют не только дыхательную функцию, но и являются нижними резонаторами. Расположенные выше гортани глотка, рот, нос, лобные пазухи, гайморовы полости являются верхними резонаторами.

Профессиональный певческий голос должен иметь приятный тембр, силу звука, диапазон не менее двух октав.

Певческие голоса разделяются на высокие, средние и низкие; делятся на з группы: женские, детские и мужские. Каждая группа имеет определенный диапазон.

Диапазоном называется звуковой объем голоса от самого низкого до самого верхнего звука. В диапазон входит понятие тесситура.

Тесситура- это часть диапазона голоса. Бывает низкая, средняя (удобная) и высокая.

Женские певческие голоса:

Разница в диапазоне и тембре голоса: Высокие- лирическое сопрано, колоратурное и лирико-колоратурное сопрано, лирико-драматическое и драматическое сопрано.

Средний- меццо-сопрано. Низкий- контральто.

Мужские певческие голоса: Высокий- тенор альтино, лирический тенор (Собинов, Лемешев, Паворотти, Козловский), лирико-драматический тенор, драматический тенор (Карузо, Саткилава).

Средний- баритон лирический/драматический

Низкий- бас: бас высокий- кантанте (Шаляпин), центральный бас- профундо, басы октависты (в опере не используются, применяются в хоровом пении).

Типы и виды хоров и их структура. Различают 2 типа хора: однородный (детский, женский, мужской) и смешанный (полный или неполный).

В основе любого хора лежит хоровая партия, объединяющая певцов, имеющих родственных по тембру и диапазону голоса.

Хоровая партия делится на группы. Такое деление называется divisi (дивизи).

Тип хора- характеристика состава исполнительского коллектива по группам певческих голосов ( мужская, женская, детская группы),

Детский хор- альт (низкий, ля1), дискант (высокий, до2-ре2),

Женский хор- сопрано (диапазон от до первой октавы до соль/ля второй октавы), альт (фа/соль малой октавы- ми/фа второй октавы),

Мужской хор- теноровая партия (до малой октавы- соль/ля первой октавы), бас (до большой октавы- фа первой октавы).

Наибольшими художественно-выразительными возможностями отличается полный смешанный хор. Он состоит из четырех хоровых партий: сопрановой, басовой, альтовой, теноровой.

Неполным смешанным хором называется коллектив в котором отсутствует одна или две хоровые партии, но обязательно из разнородных групп хора (чаще встречается в художественной самодеятельности, где отсутствует одна мужская партия)

Вид хора- характеристика хорового коллектива по количеству хоровых партий. Бывают одноголосные, двух-, трехголосные и т.д. возможности одноголосного хора ограничены. Но благодаря этим произведениям добиваются унисонного звучания. Двух-, трехголосное изложение хоровых произведений чаще применяется в художественной самодеятельности. Четырехголосное изложение является классической формой фактуры в смешанном хоре. Пяти- восьмиголосное исполнение встречается в основном в произведениях крупной формы.

Состав хора по количеству исполнителей. Различаются на большие, средние и малые хоры. Наименьшим составом хоровой партии принято считать 3-4 человека (связано с цепным дыханием). Отсюда минимальный состав смешанного хора 12-16 человек(норма), но чаще 16-20 человек (меньшее количество называется ансамблем) Средний состав академического хора 30-60 человек, народного 20- 25. Большой академический хор 87-120 человек, большой народный хор от 30 до 35-40 человек.

хор наш поет. .
.хОР (от греч. - хороводная пляска с пением; лат. chorus, итал. соrо) . На определенных этапах исторического развития мировой культуры выявились три основные трактовки данного определения: 1) Культовый групповой танец с пением (иногда хоровод) , часто в сопровождении авлоса, кифары, лиры в Древней Греции, а также в Древней Иудее. 2) В античном театре обязательный коллективный участник трагедий и комедий, олицетворявший собой голос народа и нередко выступавший как самостоятельное действующее лицо. 3) Коллектив певцов, которые совместно исполняют какое-либо вокальное произведение с инструментальным сопровождением или без него (хор a cappella). Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д. ) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Григорианский церковный хор

Хор Пермского музыкального колледжа

Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек, исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило, на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.

Читайте также: