Народно героическая драма фуэнте овехуна сюжетные линии виды конфликтов идейный смысл кратко

Обновлено: 04.07.2024

Командор ордена Калатравы Фернан Гомес де Гусман преследует девушек Фуэнте Овехуны и хвалится своими победами перед их женихами, братьями, отцами. Командор не скрывает своего пренебрежения чувствами простых людей, верой и правдой служащих ему. Он требует старосту деревни Эстебана заставить дочь покориться ему. Но не все покорны господину. Лауренсия дает клятву не покоряться и до конца отстаивать свою честь перед командором. Независимость Лауренсии – исключение, судьбы других поселянок трагичны. Она независима, самостоятельна, ее гордость не равна гордыне, в чем ее упрекает командор и его прислужники. Она не спешит замуж, потому что хочет полюбить и выбрать достойного. Когда Фрондосо признается ей в любви, она тактично отказывает. Решительный поступок юноши, вставшего на защиту ее чести, меняет ее отношение. Она дает согласие на брак, признается, что еще не любит его, но именно в нем видит достойного ее руки мужчину. Под влиянием дальнейших событий Ларенсия вдруг понимает как дорог ей Фрондосо.

Командор нападает на свадебную процессию, бьет старика Эстебана, решает повесить Фрондосо и обесчестить Лауренсию. Свадьба оборачивается слезами. Создается впечатление полной безнаказанности феодала.

Лауренсия вырывается из плена командора и высказывает свое презрение к жалким мужчинам, неспособным защитить себя и своих женщин.

Вы – овцы, и Овечий ключ

Вам для жилья как раз подходит.

Вы – дикари, а не испанцы,

Трусишки, заячье отродье!

Несчастные! Вы ваших жен

Чужим мужчинам отдаете!

К чему вы носите мечи?

Подвесьте с боку веретена!

Клянусь вам, я устрою так,

Что сами женщины омоют

Свою запятнанную честь

В крови тиранов вероломных,

А вас оставят в дураках…

Используя прием контраста, Лопе показывает, насколько духовно богаче и чище крестьяне по сравнению с теми, от кого зависит их жизнь. Впервые Лопе рисует крестьян Фуэнте Овехуны не как серую порабощенную массу, а как людей умных, добрых, способных на самопожертвование ради спасения других.

Комедии Лопе де Вега.




Персонаж слуга играет значительную роль в интриге комедий Лопе де Вега. Он бедный малый, способный трезво оценить ситуацию, он может посмеяться над любовными переживаниями главных героев. Он, как правило, является главной пружиной развития интриги. Именно из-за образа слуги комедии Лопе де Вега нередко сравнивают с плутовскими романами. Слуга доказывает, что и крестьянки, и дворянки одинаково переживают любовной чувство. Любовь уравнивает все сословия, такое гуманистическое прославление любви стало настоящим открытием драматургии Лопе де Вега.

Название другой разновидности комедий Лопе де Вега дано по обязательной атрибутике персонажа. Действие пьесы происходит, как правило, в современности в Мадриде или Севильи. Особенностью комедии является параллель между влюбленной парой господ и парой слуг, отношения часто дублируются. Нравы Испании нарисованы очень ярко и многообразно.

Главным достоинством комедий Лопе де Вега является их жизнеутверждающее начало. Любовь является всепоглощающей силой, даже если она возникла из ревности или предубеждения. Еще одним изобретением Лопе де Веги являются мнимо счастливые финалы. Они позволяли ему, не нарушая правды жизни, вписываться в рамки жанра комедии.

В комедиях Л. де Вега много утопического во взгляде на человека, в этом проявляются ренессансные традиции. Драматург в период кризиса гуманистических идей до конца жизни рассматривал человека как существо доброе от природы, он наделен природным благородством и величием разума. При этом писатель не был наивным Дон Кихотом. Он прекрасно видел все противоречия современного общества. В историю художественной культуры Лопе де Вега вошел как жизнеутверждающий писатель. Его пьесы не потеряли своего звучания и в наши дни.

- подражание искусству жизни;

- смешение трагического и комического в комедии;

- контраст жанровых форм.

Интересно раскрытие Молиной женских образов. Женщина лишается ренессансной идеализации, она сочетает женственность, мягкость, хитрость, обман. Ради достижения личного счастья она способна пойти на рискованную авантюру. В разработке женских образов Молина сочетает 2 взгляда на женщину – как полноправный член общества и как коварное существо, исчадие ада.

Характер ее развивается на протяжении пьесы. Вначале Лауренсия отвергает ухаживания Фрондосо, но после того, как он спас ее от первого покушения командора, она убеждается в его преданности и смелости, ее охватывает горячая любовь к нему. Оскорбление, нанесенное ей затем командором, пробуждает таившиеся в ней душевные силы: своей пылкой речью она воспламеняет народ и становится во главе восстания, она вооружает женщин и лично принимает участие в битве.

В пьесе Лопе де Веги национальное единство, народность и подлинное благородство внутренне неразрывно связаны между собой.

Это произведение стало вершиной народно-героической драмы Лопе де Вега, с наибольшей силой, страстностью и художественной убедительностью наметило самые значимые мысли всей этой группы пьес.

Сюжетную основу пьесы составил исторический эпизод, имевший место в 1476 г., когда крестьяне деревни Фуэнте Овехуна (Овечий ключ) восстали против своего сеньора Фернана Гомеса де Гусмана, командора военно-церковного ордена Калатравы. Память об этом выступлении хранили народные песни и романсы, записи хронистов.

В Испании, страдавшей от самоуправства временщиков-угнетателей и разоряемой королевскими фаворитами, обращение к зпохе полуторавековой давности, когда королевская власть боролась против феодальной раздробленности за единую страну, способную противостоять нажиму внешних сил, было чрезвычайно актуальным.

Одним из немногих способов отнюдь не безопасного выражения передовой общественной мысли оставался театр, в особенности же театр Лопе де Вега. Иносказания, исторические параллели, полускрытые намеки и откровенные аналогии его пьес, их общий демократический дух, их всеобъемлющая народность противостояли существовавшей государственности, будили надежду на лучшее будущее.

Каков же человек, чьи злодеяния стали непосредственным толчком к выступлению крестьян? О командоре говорят горожане, никак с ним не связанные:

. с небывалым произволом,

Какого мы нигде не встретим,

Он держит подданных своих

В нужде и тяжком угнетенье.

Я предал бы в единый миг

Все это гнусное селенье.

Я стерегу издалека

Весьма превратно представление командора о людях, среди которых он живет. Высокомерное презрение и сословная спесь делают его близоруким:

В моей Фуэнте Овехуне

Искать бойцов я стал бы втуне.

Там людям впору скот пасти

Да землю рыть, а не сражаться.

Мало того, что командор насильник и дурной управитель, он еще и предатель, состоящий в заговоре против короля, как это, кстати сказать, и было в действительности.

И магистр, и командор смелы, умеют смотреть в глаза смерти. Война веками была профессией ордена и оправданием его существования во времена Реконкисты. Теперь же храбрость командора и магистра обращена против своих соотечественников, и отвага выродилась в звериную хищность. Узнав о событиях в Оуэнте Овехуна, магистр заявляет:

Возьму с собой пятьсот солдат

И все снесу до основанья.

Другая сфера отношений характеризует крестьян Фуэнте Овехуна: чувство солидарности, верность, искренние, дружелюбные отношения, готовность прийти друг другу на помощь, сердечное желание разделить радость, утешить в горе. Точно так же любовь, готовая на самопожертвование, противостоит здесь разнузданной похоти знати, злобному, бесчувственному разврату. Естественно, что две столь отличные друг от друга системы нравственного отношения к миру приходят в противоречие, да и в перспективе не могут быть примиримы. Отсюда и столкновение Фуэнте Овехуна со знатью оказывается органически неизбежным.

Крестьяне — умные, гордые, благородно мыслящие и поступающие люди. Простой человек, представитель низшего сословия героизируется Лопе, рисуется в возвышенном, одухотворенном плане. Такое сочетание персонажа и отведенной ему роли было подлинно новаторским для того времени. Разумеется, простолюдин у Лопе де Вега выглядит порой и смешным, попадает в юмористические ситуации, сам оказывается жертвой лукавой улыбки, но это лишь оттеняет все богатство его душевных проявлений и утверждает реальность, истинность изображаемого им типа простого человека.

Крестьяне подшучивают друг над другом, поддразнивают, порой довольно колко и болезненно, но это от простоты отношений и доброго нрава. Не только естественность чувств, природная простота отношений, но и интеллектуальная зрелость возвышают крестьян над сеньорами. Простые люди могут философски осмыслить и оценить самые тонкие движения человеческой души, крестьяне умеют предвидеть события и соотносят с ними свое поведение (беседа молодежи о любви, крестьянский совет в период восстания и др.).

Это рачительные хозяева, свой труд и свои намерения реализуют исходя из позиций здравого смысла, ориентируясь на реальный ход вещей, руководствуются не путаными предсказаниями астрологов, а принципом:

А в общем, что посеем, то сберем,

И год закончен будет в декабре.

Спор о книгопечатанье, бывшем в то время относительной новинкой, обнаруживает и тягу крестьян к просвещению, и подлинный интерес к строго научному знанию.

По воле истории, принимаемой и автором, народ в пьесе становится вершителем правосудия, а затем, в процессе королевского дознания, проявляет героическую солидарность, нерушимое единство.

И ни листа не написал,

Не добыл ни одной улики.

Сцена пыток — кульминация развития нравственной идеи пьесы: единство народа сильнее мук и страха смерти. Она наиболее драматична и проникнута скорбно патетическим величием.

Я не встречал еще таких.

Освободить их, я устал.

Палачи изнемогают и не выдерживают, а народ, наделенный непостижимым для них мужеством, стоек и непобедим в своем единстве.

Центральным персонажем, главным действующим лицом пьесы, без сомнения, следует считать народ Фуэнте Овехуна, обладающий некоторыми общими свойствами — приметами испанского национального характера, эмоциями, отношением к жизни и осознанием своего места в ней. Этот народ наделен чувством собственного достоинства, жизнестойкостью, ощущением солидарности и единства составляющих его людей, он справедлив и гуманен в своих устремлениях. В то же время он не является совокупностью безликих, каждый персонаж пьесы — это своя судьба, свой характер, своя жизненная цель. Здесь Лопе де Вега идет дальше многих своих предшественников, представляя массы как сочетание общего и особенного, специфичного в характере, судьбе, способах самовыражения.

В сочетании с пафосной героизацией простого люда и его роли в трагической ситуации такое изображение народа было поистине новым шагом развития испанской, да и всей западноевропейской драмы. Комическое в изображении народа уступает место трагически возвышенному.

Менго, на словах отрицающий любовь к кому бы то ни было, кроме себя самого, рискуя жизнью, можно сказать, идя на жертву, вступается за крестьянскую девушку перед лицом командора, его слуг и целого отряда солдат.

Лауренсия тянется к сердечному покою, маленьким радостям простой и привычной жизни. Она пытлива, остроумна, по-девичьи своевольна. Мысль резкая, нетерпимая, облеченная в режущие, гневные слова,— вот ее оружие. Лауренсия кокетлива, уверена в своей привлекательности, ее насмешливо-лукавый отпор чувству Фрондосо идет не от безразличия к нему, как может показаться, а от убежденности в силе и неизменности влечения к ней молодого крестьянина. Недаром же, будто отвергая его любовь, она предусмотрительно оставляет ему надежду.

Грозное будущее, обнажившее чувство влюбленных, вложит в уста Лауренсии другие слова.

Любовь, душевная мука, неустранимое беспокойство за судьбу избранника изливаются, в поэтические, трогательные, пронзительные строки монолога Лауренсии:

Любить, душой тревожась о любимом,—

Тягчайшая из всех любовных мук.

Страх за него — безжалостный недуг,

Растущий в сердце, нежностью томимом.

Тоскливый взор, как омраченный дымом,

Пугливо озирается вокруг.

Моя любовь — мучительная плаха.

Когда мы вместе — я дышу едва;

Когда я с ним в разлуке — я мертва.

Сколько глубинной сердечной боли, какая вездесущая преданность любимому человеку и как велика была бы радость любви, окрашенная той же силой чувства.

Трусишки, заячье отродье!

Несчастные! Вы ваших жен

Чужим мужчинам отдаете!

К чему вы носите мечи?

Подвесьте сбоку веретена!

Клянусь вам, я устрою так,

Что сами женщины омоют

Свою запятнанную честь

В крови тиранов вероломных.

Во главе женщин она присоединяется к мужчинам, штурмующим замок командора.

Лауренсия и Фрондосо увезены в замок командора, алькальд, отец Лауренсии Эстеван избит командором и лишен знаков достоинства. Над всем селением нависает угроза уничтожения. Что делать? Наиболее осторожные и запуганные издевательствами склоняются к мысли оставить местечко и бежать от гнева командора, более решительные требуют мести и наказания насильника:

. Умереть, иль пусть умрет злодей!

Нас много, а у них народу мало.

Один король властитель после бога,

А не зверье во образе людей.

Народ долго собирается и колеблется, но, раз выступив, не останавливается на полдороге. Недаром же Флорес, приближенный командора, замечает во время бунта:

Раз уже вскипела

Народная обида и шумит,

Ее лишь кровь и мщенье утолит.

Восставших нельзя обвинить в благодушной наивности, они предвидят, что король не удовлетворится лишь желанием крестьян перейти под его непосредственную власть:

Монархи наши учинят

Всему, что было, розыск строгий.

Почти на самой их дороге

Лежит бунтующий посад.

Таким образом, обращение к тексту пьесы позволяет квалифицировать крестьянское восстание как сознательный волевой акт народа.

Есть короли у нас в Кастилье, Которые несут порядок На смену старым беспорядкам.

Великий гуманист и художник-демократ Лопе де Вега нес в своем сознании и типичные заблуждения испанского народа той эпохи. Так, он искренне верил, а еще более того — хотел верить, в сильную и справедливую королевскую власть, в народного монарха, защищающего страну и от чужеземного нашествия, и от собственных хищников-феодалов. Король, руководящий всеми прогрессивными силами страны в борьбе за свободу и право,— эта фигура со времен Реконкисты занимала видное место в народных верованиях и народной поэтике.

Восстание крестьян Фуэнте Овехуна — это их борьба за централизованную власть, за единую страну, против феодальной раздробленности и анархии, это выражение классовой борьбы.

Закономерность их выступления, гуманистическая его основа только подчеркиваются высоконравственным поводом к борьбе — защитой чести неродовитой простолюдинки. Именно общественный смысл восстания, направленного против засилья феодалов, ощущает в первую очередь и сам командор:

Здесь оскорблен не я, Паскуала,

Здесь оскорблен магистр великий.

Здесь оскорблен священный орден

Такой неслыханный разбой

Наказан должен быть примерно —

Стало быть, характер сотрудничества народа с монархом весьма сомнительного свойства и напоминает выбор из двух зол меньшего.

Чувства жителей Фуэнте Овехуны к королю весьма далеки от фанатической преданности. Более того, пока борьба феодалов против королевской власти не затрагивает их интересов непосредственно, крестьяне полны сознания вассального долга по отношению к сеньору Гусману, выступающему вместе с орденом в поддержку претензий португальской короны.

Крестьяне встречают возвращающегося из победного похода командора заздравными песнями и щедрыми дарами. То обстоятельство, что их сеньор сражался против католических величеств—Фердинанда и Исавелы,—их в сущности не трогает. Сомнительность доброй природы союза народа и короля сквозит и в некоторых элементах композиции пьесы: так, тревога о любимом дважды сжигает Лауренсию, впервые когда Фрондо-со появляется в селенье, где свирепствует командор, другой раз, когда он приходит на площадь во время судебного разбирательства, назначенного королем, нимало не надеясь на торжество справедливости.

Теми же словами встречает Лауренсия любимого:

Фрондосо! Как ты мог решиться

(Улица в Фуэте Овехуна. Действие второе, явление первое)

Милый мой супруг!

Как ты сюда прийти решился?

(Площадь в Фуэнте Овехуна. Действие третье, явление второе)

Да не умолкнет вам хвала,

Эсфирь и Ксеркс, краса и сила!

Сеньор! Не будь я ваш вассал,

Я б этим людям показал,

Как убивают командоров.

Напрасно это вас тревожит.

Забота эта в должный час,

Надеюсь, ляжет и на вас,

Когда мне в том господь поможет.

Обещание достаточно определенное.

Скажу, сеньор, что мы не втуне

Искали твоего суда.

Поистине вынужденный союз.

В то же время укрепление государства, уничтожение феодальной обособленности в стране, развитие производительных сил Испании и наведение порядка в делах управления — все это Лопе де Вега, в силу естественной в его положении ограниченности, связывает исключительно с деятельностью королей при пассивной поддержке народа, который якобы должен заниматься исключительно местными проблемами, вопросами нравственного порядка.

Феодально-сословное понимание чести как принадлежности исключительно дворянского сословия подвергалось гуманистами Возрождения сомнению и критике. Идеология феодализма превращала честь в наследственное владение высшего сословия. Лопе де Вега яростно восставал против этого, выявляя дикое противоречие истинного поведения феодалов элементарной порядочности, верности и достоинству.

Иные носят крест кровавый,

А кровь у них, коль их поскресть,

Однако в отличие от множества других пьес эта грустная история рассматривается драматургом лишь как повод для противоборства народа и феодальной клики.

И в этой борьбе отражается извечный и неустранимый антагонизм двух общественных сил.

Движущая сила драматического конфликта, конечно же, вооруженное выступление крестьян против своих угнетателей. Именно эта сюжетная линия определяющим образом воздействует на все события пьесы, связанные с судьбой селения Фуэнте Овехуна и его жителей.

Вторая линия действия — история любви Лауренсии и Фрондосо — теснейшим и понятным образом связана с предыдущей. Наконец, третье направление сюжета составляет борьба королевской власти против предателей-феодалов, поддерживающих посягательства португальской короны. Эта тема, по мысли автора, проясняет позицию крестьян по отношению к насильникам-феодалам в самом общем плане, характеризуя их восстание и как патриотический акт.

Раскрытию основных идей автора служит каждая сцена, каждый эпизод драмы, хотя единства действия в понимании классицистов в пьесе нет.

Лопе недаром вводит в текст пьесы иронические замечания Менго о поэзии и литературном труде, низведенных до уровня расхожего ремесленничества. Художественная ткань пьесы в высшей степени соответствует смыслу произведения, это поистине плод искусства.

О природе женской души, об ухищрениях любви, о радостях и страданиях влюбленного в пьесе рассказано с пылкостью истинно страстного человека, сверх всякой меры наделенного живым ощущением жизни, но в целом это никоим образом не любовная, а политическая драма, лучшее произведение Лопе де Вега из цикла народно-героических драм.

2.5. Драма “Фуэнте Овехуна”
Драма “Фуэнте Овехуна” (“Овечий источник”) написана в 16121613 гг. Пьеса вобрала в себя события переходного времени, когда по всем пределам Испании прокатилась волна крестьянских волн, бунтов, вызванная реакцией феодальной знати, борьбой короля за единую власть. В драме выразились как взгляды самого драматурга, так и чаяния всего народа о призвании на королевский престол идеального монарха, человека, способного принести мир в раздираемую чужеземцами

и собственными феодалами испанскую землю.
Автор воспользовался историческими сведениями: настоящим восстанием в местечке Фуэнте Овехуна от 23 апреля 1476 г. и его последствием. Жители деревни – крестьяне восстали против непомерных поборов феодальной знати, представителем которой являлся командор ордена Калатравы Фернан Гомес де Гусман. Это лицо историческое. Командор прославился свирепостью в расправах над крестьянами, жадностью и жестокостью.

Крестьяне убили его и попросили власти города Кордовы взять их под свою опеку в знак признательности власти короля.
В пьесе данная тема пролеживается

автором в противопоставлении двух сил: сторонников принцессы Хуаны (феодальная знать) и доны Исабелы (настоящей королевы, за которой стоит единая Испания, не раздираемая феодалами). Пьеса Лопе де Веги, описывая данное событие, на самом деле вышла за рамки темы простого восстания. Драматург точно намечает причину стихийного возмущения крестьян, что заключалось в феодальном засилье, и задумывается о таком государственном строе, который положит конец политической и социальной нестабильности в стране.
В “Фуэнте Овехуна” наиболее полно выразились теоретические взгляды автора на задачи современной драматургии. В пьесе находим наиболее полное смещение тех правил, что были приняты драматургией, испанским театром и с которыми драматург безжалостно расстается. Можно сказать, Лопе де Вега намеренно, целенаправленно не соблюдает нормы драматического искусства в произведении.
Сюжет драмы, на первый взгляд, прост: раскрывается развитие истории любви между Лауренсьей и Фрондосо, молодых крестьян. Эту любовь пытается разбить насилием командор Фернан Гомес. Однако в данный сюжета вплетается еще один – сюжет феодального противостояния королевской власти.

Сюжетное переплетение раскрывается через различное осознание героями понятий “разум”, “дух”, “честь”, “долг”.
Автор словно проверяет приемом контрастности один из выдвигаемых постулатов ренессансного реализма: добродетель, настоящая по своей природе, рождается в человеке в ходе борьбы с силами зла, в противопоставлении с ними. Герои понимают общепринятые жизненные правила, но относятся к ним по-разному. Так понятия “честь”, “долг” одинаково воспринимаются как нормы жизни командором с его свитой и крестьянами Фуэнты Овехуна.
С первых слов командора может сложиться мнение, что это человек чести и долга, рыцарь ордена. Значит, высокий человек? Безусловно, в нем есть черты, подкупающие зрителя (читателя): он сильный, суровый, преданный ордену рыцарь. Однако Фернандо Гомес принимает земные блага как должное, они достаются ему без особых усилий и по малейшему его приказанию.

Герой считает подобный образ жизни правильным. Таким командор предстает перед нами впервые, когда убеждает юного неопытного в военном деле, в чем-то неискушенного магистра, совсем еще молодого человека выступить на стороне феодалов и поддержать притязания на королевский престол принцессы Хуаны. В разговоре с магистром командор несколько раз говорит слова “честь”, вкладывая в данное понятие прежде всего сословные притязания. Все, что относится к высшему свету, для командора наполнено именно таким понятием.

По его размышлению, крестьяне не имеют права не только говорить о чести, но и притязать на такое высокое понятие.
Главная идейная задача автора – утверждение внесословных, общечеловеческих ценностей. Именно такая нравственная основа героев Лопе де Веги позволяет им подняться над мелкими, обычными жизненными вопросами своей жизни до высот глубоко нравственных, важных государственных проблем. Поэтому Лауренсья, Фрондосо, Менго, другие крестьяне даны в развитии. Их необходимо назвать динамичными героями, тогда как командор, король и королева, магистры ордена Сантьяго и Калатравы, рыцари, воины показаны в статике.

С идеей ограничения абсолютистско-деспотической власти тесно связана замечательная драма "Звезда Севильи" ("La Estrella de Sevilla", 1623), в которой Лопе де Вега с особой трагической остротой поставил вопрос об этико-политической природе абсолютизма, вступающего в конфликт с принципами человеческой справедливости, высоких чувств и подлинного благородства простых людей. Действие пьесы отнесено ко времени правления кастильского короля Санчо IV (1284-1295).

Драматическую коллизию, возникающую из страсти короля к прекрасной Эстрелье, Лопе де Вега вставил в рамки столкновения деспотической власти с муниципальной демократией, придав тем самым индивидуальным конфликтам драмы широкую социально-политическую обобщенность.

В "Звезде Севильи", таким образом, разрабатывается ряд сложных в идейном и психологическом отношении проблем. Проблемы эти находят свое отображение и в тех внутренних, идейных и нравственных конфликтах у основных персонажей драмы, которыми движется ее действие. У Бусто Табера эти конфликты выражаются в столкновении высокого понимания сана государя с низменным злоупотреблением этим саном в действительности - злоупотреблением, приводящим к оскорблению его личной и семейной чести. Санчо Ортис переживает конфликт между своей преданностью королю, дружескими чувствами к Бусто и любовью к Эстрелье. В душе Эстрельи идет борьба между любовью к Санчо, как к жениху, и ненавистью к нему, как к убийце ее брата. На фоне этих глубоких психологических конфликтов "Звезда Севильи" рисует образ короля в крайне невыгодном свете. Санчо IV предстает здесь как король-деспот, приносящий в жертву своей прихоти жизнь, честь и доброе имя своих подданных, как король-тиран, способный на незаконное, прикрываемое мнимым "государственным интересом" убийство. Его фаворит дон Ариас представляет собой еще более отрицательную в моральном отношении фигуру льстеца, надменного временщика и лукавого раба, подчиняющего своим преступным внушениям волю короля.

"Звезда Севильи" остается в испанской литературе XVII века едва ли не самым ярким обличением существовавшего социально-политического режима и одним из самых глубоких анализов природы абсолютистского деспотизма. Этот "урок королям" занимает особое место в литературных трактовках государственно-этических проблем эпохи своим смелым противопоставлением человеческих прав и гуманистического толкования политической справедливости абсолютистскому понятию о власти.

Лучшие черты исторической и социально-политической драматургии Лопе де Вега соединились в драме "Фуенте Овехуна" напечатана в 1619 г.), написанной, повидимому, в 1612-1613 гг. и оставшейся наивысшим достижением национальной испанской драмы. Эта пьеса, созданная в период особого усиления феодальной реакции в Испании, явилась пламенным протестом не только против феодального гнета как такового, но и против той абсолютистско-деспотической государственности, которая в конечном счете представляла собою орудие того же феодального угнетения народных масс.

Сюжет драмы "Фуенте Овехуна" основан на историческом факте - крестьянском восстании, вспыхнувшем. 23 апреля 1476 г. в селе, название которого служит заглавием пьесы. Восстание было вызвано жестокими притеснениями, которым подвергались крестьяне Фуенте Овехуны со стороны своего владетеля, командора ордена Калатравы Фернана Гомеса де Гусман.

Восставшие крестьяне убили жестокого феодала и перешли под юрисдикцию города Кордовы, муниципальные власти которого содействовали и помогали восставшим.

Драма Лопе де Вега о крестьянском восстании "в Фуенте Овехуне является

единственным в драматургии эпохи Возрождения примером народно-революционной пьесы, смело, последовательно и решительно утверждающей права крестьянской демократии в ее борьбе с феодальными насилиями и злоупотреблениями. Сочетание в ней двух исторических событий - крестьянского восстания и мятежа рыцарской знати - обусловливается социально-политической концепцией пьесы, общий смысл которой заключается в утверждении идеала "демократической монархии", опирающейся на городское сословие и сельскую демократию. Заключительные сцены в "Фуенте Овехуне" подчеркивают сословную природу деспотического абсолютизма, осуждающего частные злоупотребления феодальной знати, но встающего на защиту дворянской государственности от крестьянского




Весьма показательна трактовка Лопе королевской власти, представленной в "Фуенте Овехуне" фигурами Фердинанда Арагонского и Исабелы Кастильской, с именами которых связывалось прежде всего представление о первой поре утверждения национального государства и обуздания феодальной анархии. Та легкость, с какой "католические короли" прощают магистру ордена Калатравы его тяжкое государственное преступление, и та жестокая расправа, которую они учиняют в восставшем селе, раскрывают истинное отношение великого испанского драматурга к абсолютистско-деспотическому режиму при всем стремлении его найти возможности благополучного и гармоничного разрешения конфликтов. "Фуенте Овехуна" проникнута пафосом народной революции. Драматургу удалось создать не только яркие образы отдельных представителей крестьянства (Лауренсья, Фрондосо, Эстебан, Менго и Паскуала), но и образ коллектива, народа, массы и раскрыть основные социально-психологические черты этого образа. Величайшей заслугой Лоле де Вега является изображение народа как героического субъекта истории. Патриархально-идиллическая атмосфера действия, начинающегося в границах традиционно-пасторального жанра, постепенно сменяется атмосферой героического реализма и высокой трагической патетикой, не теряющей, однако, связи с конкретной деревенской действительностью. Этот же процесс можно, в частности, проследить на примере развития образа весельчака и балагура Менго. Тема любви Лауренсьи и Фрондосо, начинающаяся в пасторальных тонах, также приобретает черты высокой патетичности и героизма. Тщательно разработанные в психологическом отношении образы главных действующих лиц пьесы - Лауренсьи и Фрондосо - олицетворяют целомудрие и благородство чувств, свойственные крестьянам, в противоположность моральному падению и развращенности феодальных верхов.

С идеей ограничения абсолютистско-деспотической власти тесно связана замечательная драма "Звезда Севильи" ("La Estrella de Sevilla", 1623), в которой Лопе де Вега с особой трагической остротой поставил вопрос об этико-политической природе абсолютизма, вступающего в конфликт с принципами человеческой справедливости, высоких чувств и подлинного благородства простых людей. Действие пьесы отнесено ко времени правления кастильского короля Санчо IV (1284-1295).

Драматическую коллизию, возникающую из страсти короля к прекрасной Эстрелье, Лопе де Вега вставил в рамки столкновения деспотической власти с муниципальной демократией, придав тем самым индивидуальным конфликтам драмы широкую социально-политическую обобщенность.

В "Звезде Севильи", таким образом, разрабатывается ряд сложных в идейном и психологическом отношении проблем. Проблемы эти находят свое отображение и в тех внутренних, идейных и нравственных конфликтах у основных персонажей драмы, которыми движется ее действие. У Бусто Табера эти конфликты выражаются в столкновении высокого понимания сана государя с низменным злоупотреблением этим саном в действительности - злоупотреблением, приводящим к оскорблению его личной и семейной чести. Санчо Ортис переживает конфликт между своей преданностью королю, дружескими чувствами к Бусто и любовью к Эстрелье. В душе Эстрельи идет борьба между любовью к Санчо, как к жениху, и ненавистью к нему, как к убийце ее брата. На фоне этих глубоких психологических конфликтов "Звезда Севильи" рисует образ короля в крайне невыгодном свете. Санчо IV предстает здесь как король-деспот, приносящий в жертву своей прихоти жизнь, честь и доброе имя своих подданных, как король-тиран, способный на незаконное, прикрываемое мнимым "государственным интересом" убийство. Его фаворит дон Ариас представляет собой еще более отрицательную в моральном отношении фигуру льстеца, надменного временщика и лукавого раба, подчиняющего своим преступным внушениям волю короля.

"Звезда Севильи" остается в испанской литературе XVII века едва ли не самым ярким обличением существовавшего социально-политического режима и одним из самых глубоких анализов природы абсолютистского деспотизма. Этот "урок королям" занимает особое место в литературных трактовках государственно-этических проблем эпохи своим смелым противопоставлением человеческих прав и гуманистического толкования политической справедливости абсолютистскому понятию о власти.

Лучшие черты исторической и социально-политической драматургии Лопе де Вега соединились в драме "Фуенте Овехуна" напечатана в 1619 г.), написанной, повидимому, в 1612-1613 гг. и оставшейся наивысшим достижением национальной испанской драмы. Эта пьеса, созданная в период особого усиления феодальной реакции в Испании, явилась пламенным протестом не только против феодального гнета как такового, но и против той абсолютистско-деспотической государственности, которая в конечном счете представляла собою орудие того же феодального угнетения народных масс.

Сюжет драмы "Фуенте Овехуна" основан на историческом факте - крестьянском восстании, вспыхнувшем. 23 апреля 1476 г. в селе, название которого служит заглавием пьесы. Восстание было вызвано жестокими притеснениями, которым подвергались крестьяне Фуенте Овехуны со стороны своего владетеля, командора ордена Калатравы Фернана Гомеса де Гусман.

Восставшие крестьяне убили жестокого феодала и перешли под юрисдикцию города Кордовы, муниципальные власти которого содействовали и помогали восставшим.

Драма Лопе де Вега о крестьянском восстании "в Фуенте Овехуне является

единственным в драматургии эпохи Возрождения примером народно-революционной пьесы, смело, последовательно и решительно утверждающей права крестьянской демократии в ее борьбе с феодальными насилиями и злоупотреблениями. Сочетание в ней двух исторических событий - крестьянского восстания и мятежа рыцарской знати - обусловливается социально-политической концепцией пьесы, общий смысл которой заключается в утверждении идеала "демократической монархии", опирающейся на городское сословие и сельскую демократию. Заключительные сцены в "Фуенте Овехуне" подчеркивают сословную природу деспотического абсолютизма, осуждающего частные злоупотребления феодальной знати, но встающего на защиту дворянской государственности от крестьянского

Весьма показательна трактовка Лопе королевской власти, представленной в "Фуенте Овехуне" фигурами Фердинанда Арагонского и Исабелы Кастильской, с именами которых связывалось прежде всего представление о первой поре утверждения национального государства и обуздания феодальной анархии. Та легкость, с какой "католические короли" прощают магистру ордена Калатравы его тяжкое государственное преступление, и та жестокая расправа, которую они учиняют в восставшем селе, раскрывают истинное отношение великого испанского драматурга к абсолютистско-деспотическому режиму при всем стремлении его найти возможности благополучного и гармоничного разрешения конфликтов. "Фуенте Овехуна" проникнута пафосом народной революции. Драматургу удалось создать не только яркие образы отдельных представителей крестьянства (Лауренсья, Фрондосо, Эстебан, Менго и Паскуала), но и образ коллектива, народа, массы и раскрыть основные социально-психологические черты этого образа. Величайшей заслугой Лоле де Вега является изображение народа как героического субъекта истории. Патриархально-идиллическая атмосфера действия, начинающегося в границах традиционно-пасторального жанра, постепенно сменяется атмосферой героического реализма и высокой трагической патетикой, не теряющей, однако, связи с конкретной деревенской действительностью. Этот же процесс можно, в частности, проследить на примере развития образа весельчака и балагура Менго. Тема любви Лауренсьи и Фрондосо, начинающаяся в пасторальных тонах, также приобретает черты высокой патетичности и героизма. Тщательно разработанные в психологическом отношении образы главных действующих лиц пьесы - Лауренсьи и Фрондосо - олицетворяют целомудрие и благородство чувств, свойственные крестьянам, в противоположность моральному падению и развращенности феодальных верхов.

Читайте также: