Народ и революция в поэзии и прозе 20 х годов кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Общая характеристика и своеобразие литературы 20-х годов XX века с точки зрения истории и литературы.

2. Соотнесение тем, образов и приёмов изображения человека – героя гражданской войны с общественно-политической обстановкой и убеждениями писателя в русской литературе XX века.

3. Выявление глубочайших философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость.

Орнаментальная проза – форма организации прозаического текста по законам поэтического: сюжет уходит на второй план, на первый выходят метафоры, образы, ассоциации, лейтмотивы, ритм. Слово обретает множество смысловых оттенков.

Историческое сознание – совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своём прошлом и прошлом всего человечества.

Историзм – 1. Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях. 2. Свойство произведений исторической тематики или исторического жанра. Выражается в способности автора отобразить самобытность описываемой эпохи, показать своеобразие облика и характеров персонажей.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. – С. 123 – 124, 338 – 374.

Дополнительная литература:

1. Белякова Н. Н., Глушкова М. М. Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учеб. Пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. – 440 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Революция и Гражданская война дали новый импульс всей литературе советского периода. Миллионы россиян были вынуждены покинуть Родину. Однако для тех, кто принял новую Россию, несмотря на голод и разрушения, это эпоха стала временем необыкновенного эмоционального и духовного подъёма.

с большим задом

чтоб больше поэтов

— Мы, мол, единственные,

А я, по-вашему, что — валютчик?

Итак, обратимся непосредственно к произведениям того времени.

К концу этого периода власть ликвидирует почти все авторские объединения. Наступает время тотальной цензуры и репрессий.

31. Лирика Ф. Тютчева.- Необычайная одаренность и ранняя карьера.- Поздняя слава.- Необычайно длительное нахождение вдали от родины (22 года).

ВЕСЕННИЕ ВОДЫЕще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят -Бегут и будят сонный брег,Бегут, и блещут, и гласят. Они гласят во все концы:"Весна идет, весна идет,Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперед!Весна идет, весна идет,И тихих, теплых майских днейРумяный, светлый хороводТолпится весело за ней. "

32. Методика изучения обзорных тем и связь с монографией.

Обзорные темыСтруктурно курс на историко-литературной основе включает не только монографические, но и тесно связанные с ними обзорные темы: вводные и обобщающие, характеристики определенного периода общественно-литературного процесса, краткие обзоры. Обзорные темы включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции с элементами беседы, диалога, выразительного чтения, самостоятельных выступлений. Перед учителем стоит задача объединить весь материал, в том числе наглядный, придав ему тематическую стройность и завершенность.

Содержание и структура курса литературы в современной средней школе.

1. Литература как учебный предмет в современной средней школе 2. Программы по литературе и учебно-методический комплекс – Принципы построения программ по литературе , перспективы дифференцированного обучения. Задачи литературного развития ученика в связи с возрастной эволюцией школьника. Учебно-методический комплекс. Учебники, хрестоматии по литературе и пособия для учителя. Учитель и ученик. Дискуссии о преподавании литературы .3. Методы и приемы преподавания литературы в школе 4. Первый этап литературного образования учащихся Задачи и содержание курса литературы в средних классах. Принципы построения программ по литературе в 5-9 классах. Основные этапы изучения литературных произведений в школе . Вступительные занятия в средних и старших классах. Содержание и методы работы.5. Второй этап литературного образования школьников Методология и система курса на историко-литературной основе. Основные особенности и трудности преподавания литературы в старших классах. Принципы построения программ в 10-11 классах.6. Литературное развитие читателя-школьника Возрастные особенности и этапы литературного развития учащихся. Формирование общественно активной личности в процессе изучения литературы . 7. Урок литературы в современной средней школе

Различные классификации урока литературы : от его места в системе работы по изучению художественного произведения; от вида работы (В.В.Голубков); от содержания предмета (Н.И.Кудряшев). Анализ основных классификаций урока, их сильные и слабые стороны. Основные требования к современному уроку литературы . Этапы урока литературы.8. Планирование как основа творческого преподавания План и импровизация в преподавании. 9. Творческий характер труда учителя

Литература Алтая. Характеристика творчества одного из её представителей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок по литературе. Учитель Колядинова О.В. , МОУ СОШ№ 31 г. Комсомольска –на Амуре, Хабаровского края.

Тема: Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов.

Предлагаемый материал должен дать наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 20-х годов; показать живой литературный процесс, наметить те проблемы, которые стоят в литературе этого периода, проблемы, разговор о которых будет продолжен при изучении монографических тем курса.

Обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи вывести современного школьника к рассмотрению глубочайших философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость.

Воспитывать развитие свободной, сознающей себя и окружающее ответственную личность.

Оборудование: компьютер, репродукции разных художников о революции, портреты писателей, участвовавших в литературном процессе 20-х годов.

Литературный процесс - литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и сбережение и различное использование классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей, систем, взаимосвязей литератур. Основные понятия , характеризующие литературный процесс, - художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.

1 Поэзия 20-х годов.

2. Литературные группы 20-х годов.

3. Проза 20-х годов

Официальная литература; неофициальная литература;

Развитие жанра антиутопии;

Юмористическая проза 20-х годов.

4. Публицистика 20-х годов.

Письма Короленко.

Эти воспоминания – ключ к пониманию литературной ситуации 20-х годов. А сами писатели, жившие и творившие в то трудное время, станут надежными помощниками и проводниками для вас.

Рыдай , огневая стихия,

В столбах громового огня!

Россия, Россия, Россия –

Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разлуки,

В глухие твои глубины, -

Струят крылорукие духи

Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени

Туда, в ураганы огней,

В грома серафических пений,

В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,

Моря неизливные слез –

Лучом безглагольного взора

Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе – и кольца Сатурна,

И млечных путей серебро, -

Кипи фосфорически бурно,

Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия –

Мессия грядущего дня.

Работа 1 группы учащихся.

Поэзия 20-х годов.

1. Консультант по поэзии 20-х годов.

Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов, увидевших ХХ век совершенно иначе, чем до революции предполагает новый подход к осмыслению многих произведений. Силы притяжения к революции и одновременно потрясенности ее суровостью, глубина боли за человека и одновременно восхищения всеми, кто и в революции остался человеком, вера в Россию и опасения за её путь создавали поразительный состав красок, приемов на всех уровнях многих произведений. Новая проблематика заставляла обновлять и поэтику. Проанализировав стихотворения 20-х годов ХХ века, мы пришли к выводам (см. таблицу №1)

Стихотворения для анализа.

Пролетарская поэзия.

Выразительное чтение стихотворения.

Мы, несметные . грозные Легионы

Мы победили пространства морей,

Светом искусственных солнц мы

Пожаром восстаний горят наши

Мы во власти мятежного , страстного

Пусть кричат нам: «Вы палачи

Во имя нашего Завтра – сожжем

Разрушим музеи, растопчем искусства

Индивидуальное задание ( анализ стихотворения) учебник В. Чалмаев, С. Зинин 11 класс стр.296.

Возродил жанр баллады.

Жизнь учила веслом и винтовкой,

Крепким ветром. По плечам моим

Узловатой хлестала веревкой,

Чтобы стал я спокойным и ловким.

Как железные гвозди, простым.

Житейские детали в поэзии Тихонова переплетались с символикой:

Мы разучились нищим подавать,

Дышать над морем высотой соленой,

Встречать зарю и в лавках покупать

За медный мусор – золото лимонов.

Локти резали ветер, за полем – лог,

Человек добежал. Почернел, лег.

Богов иных тогда померкнут лики,

И обнажится всякая беда,

Но то, что было истинно великим,

Останется великим навсегда.

Хлебников и революция.

Ты ли глаза-трупы

Возводишь на меня?

Ты ли возвела мертвые белки

Сел самоедов, обреченных уснуть,

В ресницах метелей, Мертвые бельма своих городов,

Затерянные в снегу?

Ты ли шамкаешь лязгом

Хлебников объявляет бой торжествующей сытости спекулянтов, наживающихся на бедственном положении страны:

Не затем высока

Воля правды у нас,

Чтоб катались глумясь.

Не затем у врага

Кровь лилась по дешевке, Чтоб несли жемчуга

Руки каждой торговки.

В поэме есть поразительные по силе художественной выразительности и символичности картины той страшной эпохи:

Как филинов кровавый ряд,

Дворцы высокие горят.

Это у смерти утесов

Хлебников верит в возможность научного переустройства мира. Во всесилие человеческого разума, который освободила революция.

2 Литературные группы 20-х годов (презентация работ, выполненных на компьютере) Перечислите названия литературных групп.

Постепенно стали возникать и учреждаться литературные группировки, объединения.

Я долго думал, откуда на улице взялся тигр:

А в это время ветер дунул,

И я забыл, о чем я думал.

Так и не знаю, откуда на улице взялся тигр.

Проза 20-х годов.

Работа 2 группы.

Консультант по прозе: Работа с таблицей №2

Для Фадеева как пролетарского писателя и активного деятеля РАПП очень важно противопоставление героев в классовом, социально-политическом плане. Противопоставление это всегда прямолинейно и однозначно. Антитеза – главный прием романа. Противопоставление происходит на разных уровнях:

2. Внутреннем (инстинкт – сознание, добро - зло, любовь – ненависть).

Сопоставительный анализ образов.

Каков путь становления Морозки? (1 глава)

Трудный , через подъемы и срывы, путь становления личности. Осознания себя личностью начинается, когда человек начинает задаваться вопросами: в чем смысл моего существования? Морозка до того момента, как попал в отряд, подобных вопросов себе не задавал.

Какое событие заставило Морозку взглянуть на жизнь по-другому?

Что мы узнаем о жизненных устремлениях Морозки?

Мысли Морозки о том, что кто-то упорно мешает ему выйти на эту дорогу, не привели его к выводу, что этот враг сидит в нем самом, ему особенно приятно думать о том, что он страдает из-за подлости таких людей, как Мечик.

Как развивается образ Мечика в романе?

Как проявляется авторское отношение к Мечику?

Чем вызван внутренний конфликт Мечика?

Фадеев строит роман так, что предоставляет Мечику целый ряд возможностей слиться с отрядом, понять внутреннюю сущность происходящего, но Мечик так и не увидел главных пружин отрядного механизма и не чувствовал необходимость всего, что делается.

Какой эпизод раскрывает истинную суть Морозки и Мечика?

Как через образы Морозки и Мечика решает автор проблему интеллигенции и революции?

Морозке присущи трезвое, реальное отношение к действительности, растущая осознанность происходящего, понимание смысла и цели борьбы. Мечик – романтик, переполненный не жизненно-реальными, а книжными знаниями, человек, не обладавший четким, ясным видением событий и не осознавший еще своего места в жизни, а главное – не обремененный политическими и нравственными принципами.

Работа 3 группы.

Публицистика.

Консультант по публицистике: (работа с презентацией, сделанной на компьютере)

Сегодня, когда происходит решительный пересмотр многих коллизий истории нашей страны, мы должны внимательно присмотреться к восприятию и оценкам событий 1917 года крупными деятелями литературы и искусства предоктябрьского времени. Эти люди, бывшие в огромной мере человеческой, гражданской и художественной совестью своего времени, предчувствовали и предвидели те опасности и трагедии, к которым может привести насильственная ломка всех традиционных устоев жизни.

Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы.

Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.

В ходе нашего исследования выявлены черты сходства и различия взглядов писателей и определена их гражданская позиция. Всех писателей объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры. Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну. И В.Короленко, и И.Бунин, и М.Горький саркастично оценивают насаждение нового строя, факты насилия, запрет на оригинальную мысль. Они призывают бережно относиться к культурному достоянию страны и народа.

Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, заставили многих писателей изменить свои взгляды: М.Горький был вынужден приспособиться к большевистской идеологии. И.Бунин и В.Короленко еще более утвердились в своих убеждениях и до конца дней не признавали советскую Россию.

Учитель делает вывод по уроку.

Сегодня на уроке мы попытались всесторонне осветить литературный процесс 20-х годов, наметили те проблемы, которые стояли в литературе этого периода.

Обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи мы рассматривали философские проблемы, связанные с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость.

Наш урок подошел к концу, но я хочу, чтобы вы помнили, что многие вопросы, волнующие нас сегодня, - это эхо того времени. Смена политического режима в 90-е годы ХХ века привела к тому, что, как и в тот далекий семнадцатый год, в обществе снова царит нестабильность. Нет уверенности в завтрашнем дне, забыто духовное наследие предков.

Обращаясь к истории своей страны, мы сможем осмыслить, переоценить, сделать выводы и не допустить похожих ошибок, заводящих страну в тупиковые ситуации, выход из которых является болезненным для всего народа.

Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим.
Кто был ничем, тот станет всем.
Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской вой­ны как национальной трагедии стало определяю­щим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценно­стей классической литературы.

Читайте также: