Народ и революция в поэзии и прозе 20 х годов кратко
Обновлено: 05.07.2024
1. Общая характеристика и своеобразие литературы 20-х годов XX века с точки зрения истории и литературы.
2. Соотнесение тем, образов и приёмов изображения человека – героя гражданской войны с общественно-политической обстановкой и убеждениями писателя в русской литературе XX века.
3. Выявление глубочайших философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость.
Орнаментальная проза – форма организации прозаического текста по законам поэтического: сюжет уходит на второй план, на первый выходят метафоры, образы, ассоциации, лейтмотивы, ритм. Слово обретает множество смысловых оттенков.
Историческое сознание – совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своём прошлом и прошлом всего человечества.
Историзм – 1. Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях. 2. Свойство произведений исторической тематики или исторического жанра. Выражается в способности автора отобразить самобытность описываемой эпохи, показать своеобразие облика и характеров персонажей.
Список литературы
Основная литература:
1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. – С. 123 – 124, 338 – 374.
Дополнительная литература:
1. Белякова Н. Н., Глушкова М. М. Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учеб. Пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. – 440 с.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Революция и Гражданская война дали новый импульс всей литературе советского периода. Миллионы россиян были вынуждены покинуть Родину. Однако для тех, кто принял новую Россию, несмотря на голод и разрушения, это эпоха стала временем необыкновенного эмоционального и духовного подъёма.
с большим задом
чтоб больше поэтов
— Мы, мол, единственные,
А я, по-вашему, что — валютчик?
Итак, обратимся непосредственно к произведениям того времени.
К концу этого периода власть ликвидирует почти все авторские объединения. Наступает время тотальной цензуры и репрессий.
31. Лирика Ф. Тютчева.- Необычайная одаренность и ранняя карьера.- Поздняя слава.- Необычайно длительное нахождение вдали от родины (22 года).
ВЕСЕННИЕ ВОДЫЕще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят -Бегут и будят сонный брег,Бегут, и блещут, и гласят. Они гласят во все концы:"Весна идет, весна идет,Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперед!Весна идет, весна идет,И тихих, теплых майских днейРумяный, светлый хороводТолпится весело за ней. "
32. Методика изучения обзорных тем и связь с монографией.
Обзорные темыСтруктурно курс на историко-литературной основе включает не только монографические, но и тесно связанные с ними обзорные темы: вводные и обобщающие, характеристики определенного периода общественно-литературного процесса, краткие обзоры. Обзорные темы включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции с элементами беседы, диалога, выразительного чтения, самостоятельных выступлений. Перед учителем стоит задача объединить весь материал, в том числе наглядный, придав ему тематическую стройность и завершенность.
Содержание и структура курса литературы в современной средней школе.
1. Литература как учебный предмет в современной средней школе 2. Программы по литературе и учебно-методический комплекс – Принципы построения программ по литературе , перспективы дифференцированного обучения. Задачи литературного развития ученика в связи с возрастной эволюцией школьника. Учебно-методический комплекс. Учебники, хрестоматии по литературе и пособия для учителя. Учитель и ученик. Дискуссии о преподавании литературы .3. Методы и приемы преподавания литературы в школе 4. Первый этап литературного образования учащихся Задачи и содержание курса литературы в средних классах. Принципы построения программ по литературе в 5-9 классах. Основные этапы изучения литературных произведений в школе . Вступительные занятия в средних и старших классах. Содержание и методы работы.5. Второй этап литературного образования школьников Методология и система курса на историко-литературной основе. Основные особенности и трудности преподавания литературы в старших классах. Принципы построения программ в 10-11 классах.6. Литературное развитие читателя-школьника Возрастные особенности и этапы литературного развития учащихся. Формирование общественно активной личности в процессе изучения литературы . 7. Урок литературы в современной средней школе
Различные классификации урока литературы : от его места в системе работы по изучению художественного произведения; от вида работы (В.В.Голубков); от содержания предмета (Н.И.Кудряшев). Анализ основных классификаций урока, их сильные и слабые стороны. Основные требования к современному уроку литературы . Этапы урока литературы.8. Планирование как основа творческого преподавания План и импровизация в преподавании. 9. Творческий характер труда учителя
Литература Алтая. Характеристика творчества одного из её представителей.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Урок по литературе. Учитель Колядинова О.В. , МОУ СОШ№ 31 г. Комсомольска –на Амуре, Хабаровского края.
Тема: Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов.
Предлагаемый материал должен дать наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 20-х годов; показать живой литературный процесс, наметить те проблемы, которые стоят в литературе этого периода, проблемы, разговор о которых будет продолжен при изучении монографических тем курса.
Обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи вывести современного школьника к рассмотрению глубочайших философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость.
Воспитывать развитие свободной, сознающей себя и окружающее ответственную личность.
Оборудование: компьютер, репродукции разных художников о революции, портреты писателей, участвовавших в литературном процессе 20-х годов.
Литературный процесс - литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и сбережение и различное использование классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей, систем, взаимосвязей литератур. Основные понятия , характеризующие литературный процесс, - художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.
1 Поэзия 20-х годов.
2. Литературные группы 20-х годов.
3. Проза 20-х годов
Официальная литература; неофициальная литература;
Развитие жанра антиутопии;
Юмористическая проза 20-х годов.
4. Публицистика 20-х годов.
Письма Короленко.
Эти воспоминания – ключ к пониманию литературной ситуации 20-х годов. А сами писатели, жившие и творившие в то трудное время, станут надежными помощниками и проводниками для вас.
Рыдай , огневая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия –
Безумствуй, сжигая меня!
В твои роковые разлуки,
В глухие твои глубины, -
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.
Не плачьте: склоните колени
Туда, в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!
Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез –
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.
Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, -
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!
И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня.
Работа 1 группы учащихся.
Поэзия 20-х годов.
1. Консультант по поэзии 20-х годов.
Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов, увидевших ХХ век совершенно иначе, чем до революции предполагает новый подход к осмыслению многих произведений. Силы притяжения к революции и одновременно потрясенности ее суровостью, глубина боли за человека и одновременно восхищения всеми, кто и в революции остался человеком, вера в Россию и опасения за её путь создавали поразительный состав красок, приемов на всех уровнях многих произведений. Новая проблематика заставляла обновлять и поэтику. Проанализировав стихотворения 20-х годов ХХ века, мы пришли к выводам (см. таблицу №1)
Стихотворения для анализа.
Пролетарская поэзия.
Выразительное чтение стихотворения.
Мы, несметные . грозные Легионы
Мы победили пространства морей,
Светом искусственных солнц мы
Пожаром восстаний горят наши
Мы во власти мятежного , страстного
Пусть кричат нам: «Вы палачи
Во имя нашего Завтра – сожжем
Разрушим музеи, растопчем искусства
Индивидуальное задание ( анализ стихотворения) учебник В. Чалмаев, С. Зинин 11 класс стр.296.
Возродил жанр баллады.
Жизнь учила веслом и винтовкой,
Крепким ветром. По плечам моим
Узловатой хлестала веревкой,
Чтобы стал я спокойным и ловким.
Как железные гвозди, простым.
Житейские детали в поэзии Тихонова переплетались с символикой:
Мы разучились нищим подавать,
Дышать над морем высотой соленой,
Встречать зарю и в лавках покупать
За медный мусор – золото лимонов.
Локти резали ветер, за полем – лог,
Человек добежал. Почернел, лег.
Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Хлебников и революция.
Ты ли глаза-трупы
Возводишь на меня?
Ты ли возвела мертвые белки
Сел самоедов, обреченных уснуть,
В ресницах метелей, Мертвые бельма своих городов,
Затерянные в снегу?
Ты ли шамкаешь лязгом
Хлебников объявляет бой торжествующей сытости спекулянтов, наживающихся на бедственном положении страны:
Не затем высока
Воля правды у нас,
Чтоб катались глумясь.
Не затем у врага
Кровь лилась по дешевке, Чтоб несли жемчуга
Руки каждой торговки.
В поэме есть поразительные по силе художественной выразительности и символичности картины той страшной эпохи:
Как филинов кровавый ряд,
Дворцы высокие горят.
Это у смерти утесов
Хлебников верит в возможность научного переустройства мира. Во всесилие человеческого разума, который освободила революция.
2 Литературные группы 20-х годов (презентация работ, выполненных на компьютере) Перечислите названия литературных групп.
Постепенно стали возникать и учреждаться литературные группировки, объединения.
Я долго думал, откуда на улице взялся тигр:
А в это время ветер дунул,
И я забыл, о чем я думал.
Так и не знаю, откуда на улице взялся тигр.
Проза 20-х годов.
Работа 2 группы.
Консультант по прозе: Работа с таблицей №2
Для Фадеева как пролетарского писателя и активного деятеля РАПП очень важно противопоставление героев в классовом, социально-политическом плане. Противопоставление это всегда прямолинейно и однозначно. Антитеза – главный прием романа. Противопоставление происходит на разных уровнях:
2. Внутреннем (инстинкт – сознание, добро - зло, любовь – ненависть).
Сопоставительный анализ образов.
Каков путь становления Морозки? (1 глава)
Трудный , через подъемы и срывы, путь становления личности. Осознания себя личностью начинается, когда человек начинает задаваться вопросами: в чем смысл моего существования? Морозка до того момента, как попал в отряд, подобных вопросов себе не задавал.
Какое событие заставило Морозку взглянуть на жизнь по-другому?
Что мы узнаем о жизненных устремлениях Морозки?
Мысли Морозки о том, что кто-то упорно мешает ему выйти на эту дорогу, не привели его к выводу, что этот враг сидит в нем самом, ему особенно приятно думать о том, что он страдает из-за подлости таких людей, как Мечик.
Как развивается образ Мечика в романе?
Как проявляется авторское отношение к Мечику?
Чем вызван внутренний конфликт Мечика?
Фадеев строит роман так, что предоставляет Мечику целый ряд возможностей слиться с отрядом, понять внутреннюю сущность происходящего, но Мечик так и не увидел главных пружин отрядного механизма и не чувствовал необходимость всего, что делается.
Какой эпизод раскрывает истинную суть Морозки и Мечика?
Как через образы Морозки и Мечика решает автор проблему интеллигенции и революции?
Морозке присущи трезвое, реальное отношение к действительности, растущая осознанность происходящего, понимание смысла и цели борьбы. Мечик – романтик, переполненный не жизненно-реальными, а книжными знаниями, человек, не обладавший четким, ясным видением событий и не осознавший еще своего места в жизни, а главное – не обремененный политическими и нравственными принципами.
Работа 3 группы.
Публицистика.
Консультант по публицистике: (работа с презентацией, сделанной на компьютере)
Сегодня, когда происходит решительный пересмотр многих коллизий истории нашей страны, мы должны внимательно присмотреться к восприятию и оценкам событий 1917 года крупными деятелями литературы и искусства предоктябрьского времени. Эти люди, бывшие в огромной мере человеческой, гражданской и художественной совестью своего времени, предчувствовали и предвидели те опасности и трагедии, к которым может привести насильственная ломка всех традиционных устоев жизни.
Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы.
Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.
В ходе нашего исследования выявлены черты сходства и различия взглядов писателей и определена их гражданская позиция. Всех писателей объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры. Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну. И В.Короленко, и И.Бунин, и М.Горький саркастично оценивают насаждение нового строя, факты насилия, запрет на оригинальную мысль. Они призывают бережно относиться к культурному достоянию страны и народа.
Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, заставили многих писателей изменить свои взгляды: М.Горький был вынужден приспособиться к большевистской идеологии. И.Бунин и В.Короленко еще более утвердились в своих убеждениях и до конца дней не признавали советскую Россию.
Учитель делает вывод по уроку.
Сегодня на уроке мы попытались всесторонне осветить литературный процесс 20-х годов, наметили те проблемы, которые стояли в литературе этого периода.
Обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи мы рассматривали философские проблемы, связанные с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость.
Наш урок подошел к концу, но я хочу, чтобы вы помнили, что многие вопросы, волнующие нас сегодня, - это эхо того времени. Смена политического режима в 90-е годы ХХ века привела к тому, что, как и в тот далекий семнадцатый год, в обществе снова царит нестабильность. Нет уверенности в завтрашнем дне, забыто духовное наследие предков.
Обращаясь к истории своей страны, мы сможем осмыслить, переоценить, сделать выводы и не допустить похожих ошибок, заводящих страну в тупиковые ситуации, выход из которых является болезненным для всего народа.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим.
Кто был ничем, тот станет всем.
Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть братоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы.
Читайте также: