Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами кратко

Обновлено: 02.07.2024

Налогоплательщики Крыма и Севастополя продолжают волноваться, что налоговый орган может доначислить им налоги на основании того, что признает их сделку нерыночной. Поэтому они задают нам вопросы о том, насколько опасны в данном отношении сделки между взаимозависимыми лицами.

Опасаться такого доначисления действительно необходимо. Но все не так уж страшно, ведь у налоговых органов нет возможности проверить каждую из всевозможных сделок между взаимозависимыми лицами. Фактически проверяется только часть из них, удовлетворяющая определенным условиям.

Из пункта 1 названной статьи явствует, что условия таких сделок должны сравниваться с сопоставимыми им сделками, которые проводятся между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми. Если эти условия различаются, то следует рассчитать сумму выручки (прибыли), которая недополучена одним из взаимозависимых лиц по причине установления данных особых условий и включить обозначенную сумму в его налогооблагаемую базу. Причем бюджет в итоге такого пересчета не должен пострадать.

В целях налогообложения цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами поименованных сделок, считаются рыночными.

В НК РФ в настоящее время есть специальная гл. 14.5, которая, как следует из ее названия, и посвящена налоговому контролю в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. При этом согласно п. 1 ст. 105.17 НК РФ такой контроль осуществляет ФНС (ее центральный аппарат) в виде проверок, инициируемых главным образом на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, или в случае, если контролируемая сделка была выявлена в результате повторной выездной проверки.

Положения гл. 14.5 НК РФ надо понимать так, что контроль правильности цен в сделках между взаимозависимыми лицами – особый вид проверки. В пункте 1 ст. 105.17 НК РФ подчеркивается, что контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

  • метода сопоставимых рыночных цен;
  • метода цены последующей реализации;
  • затратного метода;
  • метода сопоставимой рентабельности;
  • метода распределения прибыли.

Но, очевидно, применение названных методов неизбежно означает возможность доначисления налогов уже в ходе выездной или камеральной налоговой проверки.

Налогоплательщик указал на то, что в том смысле, как он понимает эти нормы, с 01.01.2012 территориальные налоговые органы не вправе осуществлять контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами и применять методы определения доходов, указанные в гл. 14.3 НК РФ.

Хотя очевидно, что смысл данного абзаца состоит именно в определенном указании для поименованных органов, что подтверждается и практикой: налоговые органы в своих решениях часто ссылаются на него.

Но при этом судьи указали следующее: реализация полномочий по доказыванию получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок не относится к случаям контроля за соответствием цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам. Вопреки доводам истца письмо не наделяет территориальные налоговые органы полномочиями по осуществлению контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами, которые на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ принадлежат ФНС (ее центральному аппарату).

Таким образом, ВС РФ фактически не поддержал желание чиновников контролировать ценообразование в сделках между взаимозависимыми лицами, которые нельзя признать контролируемыми.

Характерным в этом смысле можно назвать Постановление АС ЗСО от 16.02.2016 № Ф04-28821/2015 по делу № А70-2021/2015. Суд рассмотрел результаты выездной налоговой проверки налогоплательщика за период 2010 – 2012 годов. Арбитры выяснили, что в каждом из трех указанных лет налогоплательщик сдавал в аренду имущество лицам, взаимозависимым по отношению к нему. Налоговики нашли существенное отклонение цен аренды от рыночных и доначислили налоги также за каждый год этого трехлетнего периода.

Однако суд подошел к рассмотрению дела иначе. Он признал правомерность доначисления налогов за 2010 – 2011 годы, основываясь на положениях ст. 20 и 40 НК РФ. Данные статьи допускали возможность проверки правильности применения цен по сделкам в определенных случаях, в частности, если в сделке участвуют взаимозависимые лица. Но в соответствии с Федеральным законом № 227-ФЗ названные статьи применялись только до 01.01.2012. После обозначенной даты необходимо руководствоваться разд. VI НК РФ.

Так вот, в отношении действия тех же договоров аренды в 2012 году суд указал, что выявленная в ходе проверки разница между фактической арендной платой и рыночной ценой аренды применительно к договорам аренды, действующим в 2012 году, сама по себе не свидетельствует о получении обществом необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения базы по налогу на прибыль и НДС на выявленную разницу.

К похожим выводам пришли судьи и в Постановлении АС ПО от 29.10.2014 № Ф06-15959/2013 по делу № А72-16907/2013, указав, в частности, что в силу п. 4 ст. 105.14 НК РФ налоговый контроль возможен в отношении не всех сделок между взаимозависимыми лицами на территории РФ, а только при соответствии их определенных критериям – собственно тем, которые установлены лишь для контролируемых сделок.

Сделки между взаимозависимыми лицами всегда таят опасность возникновения желания у налогоплательщиков воспользоваться особыми отношениями между этими лицами и сэкономить на налогообложении. Небеспочвенны подозрения налоговиков, которые во время проверки обнаруживают подобные сделки.

Налогоплательщики тем не менее могут воспользоваться сложившейся арбитражной практикой, согласно которой цены в сделках между взаимозависимыми лицами проверяются, только если данные сделки признаны контролируемыми. Но мы хотели бы предостеречь налогоплательщиков от злоупотреблений в отношении таких сделок. Полагаем, что в этой части налоговое законодательство может измениться – и не в пользу налогоплательщиков.

[1] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615@.

Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее - проверка) проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения, на основании:

    • уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направленных в соответствии со статьей 105.16 НК РФ;
    • при выявлении контролируемой сделки в результате проведения повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

    При проведении проверок ФНС вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные статьями 95-97 НК РФ. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

    Проверка проводится должностными лицами ФНС на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) о проведении проверки. Такое решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения, указанных выше.

    ФНС не вправе проводить две и более проверки в отношении одной сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год. В случае, если по результатам такой проверки было установлено соответствие условий контролируемой сделки (группы однородных сделок) условиям сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, в отношении указанной сделки (группы однородных сделок) не могут быть осуществлены проверки у налогоплательщиков, являющихся другими сторонами указанной сделки (группы однородных сделок).

    При этом проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговом периоде, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок за этот же налоговый период.

    Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведении такой проверки. О принятии указанного решения налогоплательщик уведомляется в течение трех дней со дня его принятия .

    Сроки проведения налоговой проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами:

      1. в срок, не превышающий шесть месяцев;
      2. в исключительных случаях - срок может быть продлен до 12 месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

      Основания и порядок продления срока проведения проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

      В случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке, срок проведения проверки может быть продлен дополнительно на срок, не превышающий шесть месяцев, а в случае, если проверка была продлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не смог получить запрашиваемую информацию, срок продления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

      Копия решения о продлении срока проведения проверки направляется налогоплательщику в течение трех дней со дня его принятия.

      В рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий 3 календарных лет , предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

      Если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены, которые привели к занижению суммы налога, в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке уполномоченные должностные лица, проводившие проверку, должны составить в установленной форме акт проверки.

      Акт проверки составляется с учетом требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 НК РФ. Акт проверки должен содержать также документально подтвержденные факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены в сторону повышения от максимальной предельной цены или в сторону понижения от минимальной предельной цены с учетом соответствующих надбавок к ценам или скидок с цен, а также обоснование того, что это отклонение повлекло занижение суммы налога, и расчет суммы такого занижения.

      Лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих вправе в течение 20 дней со дня получения акта представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

      Документы Пленума и Президиума Верховного суда по НК РФ ч. 1

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)

      "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)

      Законы Российской Федерации по НК РФ ч. 1

      "О водоснабжении и водоотведении"

      "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

      Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по НК РФ ч. 1

      "О бюджетной политике в 2003 году"

      "О приостановлении действия пунктов 1, 4 и 7 Постановления администрации Воронежской области от 30 июня 1999 г. N 626 "О целевом использовании пшеницы и ржи урожая 1999 года"

      "О приостановлении действия пунктов 2, 5, 6 и 9 Постановления администрации Воронежской области от 20 июля 1999 г. N 723 "О формировании областного продовольственного фонда зерна"

      Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по НК РФ ч. 1

      "Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2022 год"

      "О проекте федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации""

      "О перечне документов (сведений), которые акционерное общество "Российский экспортный центр" вправе получать и передавать посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия"

      Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по НК РФ ч. 1

      "О направлении контрольных соотношений показателей формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), утвержденной приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@"

      "Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральным казначейством и бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства и федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" по главе 100 "Федеральное казначейство"

      "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий"

      В рамках налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проверяется полнота исчисления и уплаты налогов, перечисленных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ.

      В свою очередь, контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

      При этом финансисты отмечают, что в соответствии с п. 1 ст. 82, ст. 87 НК РФ территориальные налоговые органы вправе осуществлять посредством выездных и камеральных налоговых проверок налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, в том числе доказывать получение необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов.

      Читайте также: