Налоговая реформа 2000 года в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Когда в 1986 г. коалиции консерваторов и либералов удалось провести через Конгресс США Акт о налоговой реформе, это было названо политическим чудом. Согласно широко распространенной в то время точке зрения, реформа федеральной налоговой системы США являлась невыполнимой задачей. Однако благодаря политической воле, проявленной как республиканцами, так и демократами, новый Налоговый кодекс был одобрен Конгрессом и введен в действие.

Новый Кодекс покончил с сотнями исключений и налоговых льгот и упростил налоговую систему. Новое законодательство считалось "нейтральным" с точки зрения обеспечения поступлений. Это означает, что совокупная сумма подоходных налогов на физических лиц была уменьшена, а общий объем налогов на предприятия увеличен в равных пропорциях. Высокие налоговые ставки были снижены, а многие налоговые льготы отменены (например, по кредитам на приобретение автомобиля или водномоторных транспортных средств). Так же были отменены специальные льготы, распространявшиеся на банки и агентства по продаже недвижимости. В результате налоговой реформы размер налоговых ставок был понижен, однако общую базу налогообложения удалось расширить - главным образом за счет отмены различных льгот и освобождений.

В настоящий момент в России осуществляется радикальная реформа налоговой системы. Хотя действующая российская и американская налоговая система восьмидесятых годов, возможно, несоспоставимы, главный урок, который можно извлечь из опыта реформирования налогового законодательства в США, состоит в том, что политическая воля играет в этом процессе огромную роль. Как раз такая политическая воля и согласие требуются сейчас в России. Это предполагает не только взаимопонимание между различными фракциями Думы, но и тесное взаимодействие Думы с Советом Федерации. При этом, подобно всякой реформе, налоговая реформа должна получить поддержку со стороны общественности.

В специальном докладе июньского выпуска "Обзора российской экономики" подчеркивалось, что иностранные инвесторы считают главным препятствием для своей деятельности в России вовсе не преступность или коррупцию, а неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Инвесторам нужны вовсе не временные налоговые привилегии или более низкие налоговые ставки по сравнению с международными, а разумная, прозрачная и предсказуемая налоговая система. Разумеется, с налоговыми проблемами сталкиваются не только иностранные инвесторы, но и российские компании и граждане. Опыт стран с переходной экономикой показал, что самыми серьезными факторами, определяющими уклонение от уплаты налогов, являются высокий уровень неравенства доходов, чрезмерное бремя налогообложения и неспособность властей обеспечить предоставление необходимых общественных благ (3).

Уход от налогообложения был и остается серьезной проблемой и в России. Российским властям пока что не удалось достичь больших успехов в повышении прозрачности и ясности налоговой системы. По мнению специалистов, российская налоговая система не способствует экономическому росту, а является препятствием на его пути. Предпринимаемые в настоящий момент действия по реформированию налоговой системы, и, в частности, по повышению стимулов к уплате налогов, являются составной частью новой экономической программы, обнародованной под названием "Стратегия экономического развития Российской Федерации до 2010 г."

К основным целям налоговой реформы относятся снижение общего налогового бремени, обеспечение равных условий налогообложения для всех налогоплательщиков, упрощение налоговой системы за счет устранения неэффективных налогов и сокращения количества налоговых ставок, расширение базы налогообложения и усовершенствование системы сбора налогов. В отличие от прошлых лет, первые действия по осуществлению налоговой реформы оказались на удивление успешными: недавно Дума приняла во втором чтении главы второй части Налогового кодекса, которыми вводятся, в частности, единая ставка подоходного налога на физических лиц, равная 13%, и единый социальный налог со ставкой 7,6% вместо уплачивавшихся отдельно взносов в фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования.

В настоящем докладе рассматриваются отдельные составляющие российской налоговой реформы и анализируется их возможное влияние на эффективность распределения ресурсов и характер распределения доходов.

Краткий исторический очерк реформы налогового законодательства

В течение примерно десяти лет принципы налоговой системы определялись "Законом об основах налогообложения" (декабрь 1991 г.), который можно считать значительным шагом вперед по сравнению с ранее действовавшей системой. Закон содержит перечень федеральных, региональных и местных налогов. Законодательство по отдельным налогам (НДС, налог на прибыль предприятий, доходы кредитных организаций и страховых компаний) вступило в силу в 1992 г. В основу налоговой системы были положены те же принципы, что и в развитых странах, однако со временем становились все более очевидными недостатки системы, в частности, непомерно тяжелое налоговое бремя, которое приходилось нести предприятиям.

В течение переходного периода налоговая система видоизменялась в результате внесения многочисленных поправок в налоговое законодательство, издания правительственных постановлений и президентских указов, а также инструкций различных ведомств. Все эти изменения, вносимые по мере необходимости, были нацелены на решение многочисленных конкретных проблем, однако не затрагивали систему в целом. Нагромождение друг на друга все новых изменений и поправок все больше усложняло систему, делая ее все менее эффективной. В качестве более универсального средства решения этой проблемы и осуществления целостной налоговой реформы был предложен Налоговый кодекс.

Четыре главы, относящиеся к четырем основным видам федеральных налогов (См. "Приложение 1") уже приняты во втором чтении. Это означает, что Дума сможет принять бюджет на 2001 г. с учетом положений нового Налогового кодекса.

Вторая часть Налогового кодекса вводит пониженную ставку подоходного налога и единый социальный налог

Дискуссия об основных изменениях в налогообложении физических лиц не прекращается уже в течение нескольких недель. Эти изменения носят весьма масштабный характер и в целом отличаются продуманностью общей концепции. Усилия авторов были сосредоточены главным образом на упрощении налоговой системы, которая, как предполагается, начнет действовать с 1 января 2001 г., снижении налогового бремени и частичном устранении стимулов к уходу от налогов.

Ниже описаны основные из предлагаемых изменений.

Новые ставки подоходного налога:

Предлагаемые изменения ясно демонстрируют понимание схем ухода от налогообложения, применяемых в настоящее время субъектами экономической деятельности. Эти достаточно решительные меры предложены с тем расчетом, что, если соблюдение налогового законодательства не будет сопряжено с чрезмерными издержками, многие работодатели и работники предпочтут действовать в его рамках. Можно предположить, что при ставке подоходного налога, равной 13%, и сокращении размера выплат в социальные фонды (см. ниже) работодатели будут готовы отразить суммы, реально выплачиваемые работникам, как зарплату, а не прибегать к различным "серым" схемам выплаты зарплаты.

Определение источников дохода как российских или зарубежных

Налоговый кодекс предлагает новую концепцию определения дохода, получаемого из российских источников. Указанная концепция в значительно большей степени соответствует международным принципам. В настоящее время российское законодательство не содержит точного определения дохода, получаемого из российских источников. В соответствии со сложившейся практикой это всякий доход, получаемый в России или выплачиваемый из России. С 1 января 2001 г. доход из российского источника определяется как доход, возникающий от активов, находящихся в России, или услуг, физически предоставленных в России.

Это влечет за собой существенные изменения в режиме налогообложения персонала, часто въезжающего в Россию и выезжающего за рубеж. Раньше, если физическое лицо находилось в России в совокупности менее 183 дней и получало выплаты за рубежом, оно не облагалось налогом в России. С 1 января 2001 г. это положение изменится.

Однако новая концепция является малопривлекательной для налогоплательщиков-нерезидентов и не столь радикальной, как это могло бы показаться на первый взгляд. В США доход, получаемый нерезидентами, подлежит обложению с изъятием налога у источника выплат. Такая система направлена в первую очередь на взыскание налога и обеспечение подачи налоговой декларации нерезидентом. При этом в случае изъятия излишней суммы налога она подлежит возмещению. Однако суть изменений, предлагаемых в России, будет иметь иной практический эффект. Как нам представляется, она направлена на противодействие такой методике налогового планирования, при которой значительную часть дохода, относящегося к услугам, предоставляемым в России, можно освободить от налогообложения за счет переноса ее на тот год, когда налогоплательщик не подпадал под определение резидента.

Основной недостаток такого положения законодательства заключается в том, что физические лица, не являющиеся российскими налоговыми резидентами, могут подлежать налогообложению как в России, так и в других юрисдикциях. Налоговый режим, регулирующий эти ситуации, определяется отсутствием договора об избежании двойного налогообложения со многими странами.

Налоговый кодекс не предусматривает особого режима налогообложения для иностранных подданных, в частности, не позволяет вычитать из облагаемой суммы взносы в пенсионные фонды, уплачиваемые на родине.

Налоговые льготы

Основная категория налоговых вычетов, представляющая интерес для большинства налогоплательщиков, - это вычеты, связанные с приобретением или продажей имущества. До сих пор они исчислялись на основе минимального размера оплаты труда (МРОТ). Теперь же они определены в Налоговом кодексе в виде фиксированной суммы в рублях.

Размер вычета из налогооблагаемой суммы дохода издержек по приобретению или строительству жилья повышается с 5000 МРОТ (в настоящий момент эта сумма равна 417 450 руб.) до 600 000 руб. Указанная льгота по-прежнему предоставляется физическому лицу не больше одного раза. Проценты по выплате ссуды на приобретение жилья, по которому предоставляется вышеуказанная льгота, также подлежит вычету из налогооблагаемой суммы дохода в полном размере. Помимо этого, налогоплательщикам предоставляется право вычета из облагаемой суммы дохода медицинских расходов и расходов на образование (как его собственных, так и членов семьи) в размере до 25 000 руб. Как представляется, речь идет о сумме ежегодных вычетов, хотя формулировка этого положения требует уточнения.

Единый социальный налог

Главные из предлагаемых изменений:

Однако регрессивная шкала не применяется, если в течение предыдущего налогового периода (то есть календарного года) средняя налоговая база в расчете на одного работника составляла менее 50 000 руб. (приблизительно 1800 дол.). При этом при расчете средней налогооблагаемой базы не учитываются работники с самой высокой зарплатой (30% работников, если общее число работников составляет менее 30, и 10% работников - в остальных случаях).

Если регрессивная шкала не применяется, взносы в социальные фонды должны уплачиваться по ставке, равной 35,6%. Эти нормы, имеющие целью борьбу с уклонением от налогообложения, замедлят процесс раскрытия сумм зарплаты в полном объеме, поскольку в определенных случаях преимущества от отражения зарплаты, реально выплаченной в 2001 г., возникнут только год спустя, разумеется, в зависимости от того, насколько реальные суммы зарплаты были приуменьшены в 2000 г. Однако нам представляется, что в условиях относительно невысокого уровня оплаты труда это не будет иметь решающего значения для большинства предприятий и в то же время не будет стимулировать предприятия с большим количеством работников, получающих относительно низкую зарплату, к переходу на прозрачную систему выплаты зарплаты.

Заключение

Хотя принятые Думой во втором чтении конкретные положения, предусматривающие изменения в системе уплаты подоходного налога и взносов в социальные фонды, пока представляются во многом неясными, можно сделать вывод, что эти изменения являются сколь значительными, столь и благотворными.

Вне всякого сомнения, они направлены на повышение прозрачности экономической деятельности, дальнейшее упрощение системы сбора налогов и стимулирование как работодателей, так и работников к соблюдению налогового законодательства. Проект Налогового кодекса также предусматривает устранение различий в налогообложении нерезидентов и российских граждан.

Введение единой ставки подоходного налога, равной 13%, должно стимулировать граждан к раскрытию реального уровня получаемых ими доходов. В целом нам представляется, что реформа движется в верном направлении. При этом остаются опасения, что снижение налогов является лишь приманкой, рассчитанной на вовлечение в налоговую систему большего количества людей, а после того как в ловушке окажется достаточно большое число людей и уровень зарплаты, отраженной в отчетности возрастет, она захлопнется и налоговое бремя вновь увеличится.

Таким образом, одним из главных препятствий на пути успешной реализации налоговой реформы в России является фактор доверия (вернее, его отсутствия).

Приложение 1: Меры, предложенные в программе правительства

Снижение налогового бремени:

  • снижение налога на фонд заработной платы;
  • отмена налогов с оборота;
  • изменение правил исчисления налогоблагаемой базы при расчете налога на прибыль.

Равномерное распределение налогового бремени:

  • уравнивание ставок налога на прибыль и налога на фонд заработной платы;
  • ликвидация большинства налоговых льгот.

Упрощение налоговой системы:

  • закрытие перечня налогов;
  • введение единой шкалы подоходного налога;
  • введение единого социального налога;
  • отмена большей части мелких налогов.

Усовершенствование системы сбора налогов:

  • ограничение возможностей налоговых органов в толковании налогового законодательства;
  • повышение ответственности налогоплательщиков.

Приложение 2: Главы второй части налогового кодекса, обсуждавшиеся государственной думой

Физические лица-нерезиденты РФ облагаются по ставке 30%.

Льготы для военнослужащих, служащих прокуратуры, судейского корпуса, сотрудников Министерства внутренних дел, налоговой полиции и таможенных органов отменяются.

Предусмотрен ряд вычетов из налогооблагаемой суммы.

Для основных продуктов питания и детской одежды ? ставка в размере 10%

Экспорт облагается по нулевой ставке налога (за исключением нефти и газа, экспортируемых
в страны СНГ)

Главная Современная политическая история России Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)

Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Налоговая реформа

Налоговая реформа

Прежняя налоговая система, направленная в целом на элементарное выживание, была излишне запутанной и несовершенной. Ее серьезный недостаток заключался в том, что она приводила к утаиванию компаниями и частными лицами значительной части доходов, и, следовательно, к снижению налоговых поступлений в Федеральный бюджет. Целевые показатели по налогам не выполнялись, что содействовало образованию дефицита Федерального бюджета. Ставки налогов постоянно повышались. Беспокойство властей вызывал не только низкий уровень сбора налогов, но и возможность отрицательного воздействия снижения мировых цен на нефть и необходимость осуществлять платежи по обслуживанию внешнего долга, достигшего в пересчете к ВВП на конец 1999 г. почти 90%. Поэтому целью и основными задачами налоговой реформы, помимо устранения указанных недостатков, являются создание в стране упрощенной, прозрачной и эффективной налоговой системы, а также условий для реального увеличения ВВП, облегчение налогового бремени для производителей, обеспечение более равномерного распределения его между различными категориями налогоплательщиков. Новая эффективная и в то же время упрощенная система налогообложения должна способствовать экономическому росту, в том числе через рост малого предпринимательства и легализацию бизнеса, а также улучшению мониторинга получателей налогов, росту налоговых поступлений в бюджет. В рамках реформы был осуществлен ряд мер, направленных на повышение эффективности налоговой системы. Вот некоторые из них.

В начале марта 2000 г. Министерство по налогам и сборам поддержало идею создания Единого регистра государственной собственности. Осуществление такой меры является необходимым условием полномасштабного сбора налогов на собственность и должно прекратить разбазаривание государственного имущества и увеличить налоговую базу за счет тотального аудита собственности, знания реальной, а не мифической балансовой стоимости имущества, с которой берется налог (нефтяная компания ЮКОС, имевшая годовой оборот в 2,7 млрд долл. и прибыль в 105 млн долл., была продана за 159 млн долл.).

По состоянию на 1 июля 2002 г. в реестре собственности было учтено федеральное имущество, имевшееся у 52233 юридических лиц, в том числе: закрепленное за 9810 федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП); закрепленное за 36262 государственными учреждениями; переданное в аренду пользования, залог и по иным основаниям 1677 юридическим лицам, в том числе не вошедшее в уставной капитал хозяйственных обществ[5]. Учет федерального имущества полностью не завершен.

Одним из важнейших условий успеха экономической программы Правительства было принятие нового Налогового кодекса и введение новых норм налогообложения. Новая экономическая программа среди прочего включала такие положения, как упрощение налоговой системы, сокращение налогов на оплату труда и таможенных пошлин и введение одинаковой ставки подоходного налога.

В 2001 г. была проведена реформа налоговой и бюджетной системы. К числу наиболее важных изменений в области налогообложения и распределения доходов следует также отнести:

- проведение сильной налоговой политики в интересах общества и государства, улучшение собираемости налогов;

- введение с 1 января 2001 г. единой 13-процентной ставки подоходного налога;

- введение нового единого социального налога; снижение с 1 января 2002 г. налога на прибыль предприятий с 35 до 24 процентов;

- вступление в силу с 1 января 2003 г. постановления Правительства, снижающего налоговую нагрузку на малые предприятия;

- снижение средних ставок импортных пошлин с 11,4 до 10,5 процента в 2001 г. и сокращение экспортных тарифов, за исключением тарифов на сырую нефть. 26 июня 2000 г. было объявлено о повышении экспортных тарифов на нефть с 20 до 27 евро за одну тонну и о дальнейшем увеличении тарифов до 34 евро за одну тонну в случае, если мировая цена на нефть превысит 29 долл. за баррель;

- упразднение некоторых значительных федеральных фондов, включая Дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, внебюджетный фонд занятости населения;

- направление поступлений от НДС непосредственно в Федеральный бюджет (в 2000 г. примерно 15% их подлежало распределению федеральным Центром между регионами, таким образом, доля Федерального бюджета составляла 85%);

- осуществление налогово-бюджетной политики, направленной на увеличение доходной части бюджета[6].

Вследствие снижения налоговой нагрузки на население и предприятия значительно улучшилась собираемость налогов, а объем налоговых поступлений в 2001-2002 гг. вырос приблизительно на 5% ВВП. Можно ожидать положительных результатов и от последующих мер в рамках реформы. Все это позволяет говорить о вероятном завершении основного этапа реформы в течение ближайших двух лет.

Работа, о которой я сейчас буду говорить, была проведена коллективом сотрудников Института экономики переходного периода под руководством Сергея Германовича Синельникова.

В результате налоговой реформы 2000 г. изменилась система подоходного налогообложения. Вторая часть Налогового кодекса установила пропорциональную ставку подоходного налога на уровне 13% налогооблагаемого дохода, в то время как до этого предельная ставка варьировала, в зависимости от размера базы налогообложения от 12 до 30 процентов. Одновременно с реформой подоходного налога произошла реформа системы отчислений граждан в социальные фонды, в частности для высоких доходов предельная ставка социальных отчислений может быть снижена в соответствии с Налоговым кодексом с 39.5% до 15%.

Такое значительное снижение предельных ставок неизбежно должно было повлиять на налоговые поступления (особенно для налогоплательщиков с высокими доходами).

В своём сегодняшнем докладе, я расскажу о проведённом нами исследовании реформы подоходного налога и опишу его основные результаты. В начале своего доклада я затрону основные макроэкономические результаты реформы и сформулирую основные причины роста поступлений подоходного налога. Затем я перейду к обзору моделей уклонения от подоходного налога, что позволит мне сформулировать конкретные гипотезы о влиянии изменения предельной налоговой ставки на поступления подоходного налога. В последней части моего выступления я опишу построенные нами модели изменения налоговых поступлений и базы налогообложения и сделаю выводы о справедливости сделанных гипотез.

Переходя к обзору макроэкономических результатов реформы подоходного налогообложения, нужно отметить, что в подавляющем большинстве регионов России в 2001 году по сравнению с 2000 годом наблюдался рост налоговых поступлений.

Из приведённой гистограммы мы видим, что регионы можно разделить на три группы по величине прироста поступлений на душу населения: регионы с отрицательными приростами поступлений подоходного налога, регионы с низкими приростами налоговых поступлений и регионы с высокими поступлениями подоходного налога.

Поступления подоходного налога в реальном выражении выросли в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 19%.

Согласно нашей основной гипотезе, такое значительное повышение налоговых поступлений обусловлено снижением уклонения от уплаты подоходного налога.

Тем не менее, можно предположить, что повышение могло произойти и под влиянием других причин.

Во-первых, следует отметить тот факт, что для большого числа налогоплательщиков предельная налоговая ставка в результате реформы повысилась. Тем не менее, такое повышение при прочих равных условиях по нашим оценкам могло повлечь за собой прирост поступлений не более чем на 8%.

Во-вторых, рост налоговых поступлений мог произойти и под влиянием общего экономического роста в стране.

В третьих, дополнительный рост поступлений может быть связан с тем, что с 2001 года подоходный налог стал взиматься с доходов военных, что составило около 2% в общем приросте поступлений налога.

В-четвёртых, часть налогоплательщиков могла перенести часть доходов 2000 года на 2001 год, когда эти доходы облагались по более низкой ставке. Однако, налогоплательщики с низкими доходами 2000 года не могли претендовать на снижение ставки социальных платежей в 2001 году, что могло служить ограничением для перенесения доходов.

И, наконец, в связи с тем, что ставка налога на прибыль оказалась выше в 2001 году, чем минимальная ставка налогообложения доходов, часть прибыли могла быть замаскирована под заработную плату работников предприятий.

Оказывается, что наибольший рост налоговых поступлений преимущественно происходил в регионах с большими значениями среднедушевого дохода и эффективной ставки подоходного налога.

На приведённой диаграмме, показывающей зависимость приростов налоговых поступлений от среднедушевого дохода видна тенденция к повышению прироста налоговых поступлений в 2001 году по сравнению с 2000 годом при росте среднедушевого дохода.

На следующей диаграмме мы видим, что прирост налоговых поступлений имеет тенденцию к повышению и с ростом эффективной ставки налога.

Таким образом, данные говорят о больших приростах налоговых поступлений в более богатых регионах.

Для более формального изложения этой гипотезы я сделаю краткий обзор результатов теоретических моделей.

Одна из самых первых моделей была разработана Аллингэмом и Сандмо [1] , а затем несколько позднее дополнительные выводы из неё были сделаны Ицхаки [2] и Сринивасаном [3] . В модели предполагается, что при уклонении от налогообложения налогоплательщик решает задачу максимизации ожидаемой полезности при фиксированной и известной ему вероятности проверки правильности декларируемого им дохода. Штрафы и налоги считаются пропорциональными. В такой модели оказывается, что сумма дохода, скрытая от налогообложения снижается при увеличении предельной налоговой ставки.

Модель Аллингема и Сандмо может быть обобщена если сделать её многопериодной. Одна из первых попыток проанализировать долгосрочную динамику уклонения от налогообложения была сделана Энджелем и Хайнсом. [4] Они проанализировали модель уклонения от налогообложения для нейтральных к риску налогоплательщиков.

Обобщение модели на случай логарифмической функции полезности [5] было сделано Кабалле и Панадес [6] . Результатом обеих моделей был вывод о положительной связи уклонения с предельной ставкой подоходного налога.

Во всех моделях, кратко описанных выше, не учитывался тот факт, что собранные налоги, в конечном счёте, предназначены для финансирования деятельности государственных институтов и для предоставления общественных благ.

Попытка приблизиться к решению этого вопроса была сделана Коуэллом и Гордоном [7] . Их выводом является то, что уклонение от налогообложения происходит при недофинансировании общественных благ.

Изложенные модели позволяют предположить наличие отрицательной связи между изменением предельной ставки (или, для региона, средней предельной ставки) подоходного налога и налоговой базы. Для прироста налоговых поступлений такая связь также будет наблюдаться, когда отношение декларируемых доходов к скрытым доходам не превосходит эластичности скрытых доходов по предельной ставке налога.

Сформулировав гипотезу о связи изменения налоговой базы и налоговых поступлений с изменением средней предельной ставки налога, я перейду к построению регрессионных моделей.

При построении моделей учитывалось два основных фактора, повлиявших на изменение налоговых поступлений и налоговой базы: это изменение средней предельной ставки налога и реальный экономический рост.

На основании региональных данных Госкомстата и Министерства по налогам и сборам нами была построена следующая модель изменения налоговых поступлений:

∆НП = -185,4 - 63362 ∆ t+ 0,43 ∆Расх
(-0,81) (-5,77) (4,37) R 2 =0,50
Здесь ∆ t - изменение средней предельной ставки подоходного налога.

∆Расх - изменение потребительских расходов в регионе.

Вместо показателя изменения расходов было бы логичнее использовать индикатор изменения налоговой базы, например доходы. В то же время связь между изменением предельной налоговой ставки и доходами выше, чем между изменением предельной налоговой ставки и потребительскими расходами, поэтому в модели использовался последний показатель.

Как видно данное уравнение говорит о значимой отрицательной зависимости изменения налоговых поступлений с изменением средней предельной налоговой ставки.

Для изменения налоговой базы построение такой модели некорректно, поскольку предельная ставка подоходного налога до реформы определялась размером налоговой базы. Поэтому мы специфицировали модель зависимости изменения налоговой базы от изменения средней предельной налоговой ставки в виде системы.

Мы оценивали систему с помощью обобщённого метода моментов с оценкой матрицы ковариации коэффициентов в форме Уайта. В качестве инструментальных переменных мы использовали долю нетрудоспособного населения в регионе как индикатор возможного объёма вычетов и льгот по уплате подоходного налога, долю заработной платы в доходах в регионе, как индикатор склонности к сокрытию доходов от налогообложения, долю сельскохозяйственной продукции в ВРП региона и наконец, мы использовали показатель доли расходов на питание в расходах региона как индикатор уровня жизни в регионе.

Полученная система выглядела следующим образом:

∆Налоговая база= 2218 -170,6 ∆t + 0,7 ∆Расх R 2 =0,41
(0,13) (-3,22) (4,47)
∆t=- 0,012 -0,92 Налоговая база в 2000 г R 2 =0,56
(0,22) (-5,6)

Таким образом, на основании этой модели мы можем сделать вывод об отрицательной связи изменения налоговой базы и изменением средней предельной налоговой ставки. Это также говорит в пользу высказанной мной гипотезы.

Итак, в заключение следует сказать, что построенные модели изменения налоговых поступлений и налоговой базы говорят в пользу гипотезы об отрицательной связи изменения средней предельной налоговой ставки и изменением налоговой базы и налоговых поступлений. То есть, гипотезы, сформулированной при анализе теоретических моделей.

Таким образом, можно предположить, что одним из основных факторов, обусловивших большой прирост поступлений подоходного налога было снижение уклонения от уплаты налога из-за снижения средних предельных налоговых ставок.

[1] Allingam M.G., Sandmo A. (1972)" Income Tax Evasion: A Theoretical Analysis", Journal of Public Economics 1, pp. 323-328.

[2] Yitzhaki S. (1974) "A Note on Income Tax Evasion: A Theoretical Analysis", Journal of Public Economics 3, pp. 201-202.

[3] Srinivasan T.N. (1973) "Tax Evasion: A Model", Journal of Public Economics 2, pp. 339-346.

[4] Eduardo M.R.A. Engel, James R. Hines, Jr. “Understanding Tax Evasion Dynamics”, NBER WP6903

[6] J. Caballe, J. Panades, “On the Relation Between Tax Rates and Evasion in a Multi-period Economy”, Universitat Automna de Barcelona, Dept. Economia I Ha., 2001

Уроки минувших десятилетий российские власти усвоили плохо – они научились преодолевать кризисы и обеспечили макроэкономическую стабильность, но им не удается решить более сложную задачу – вывести экономику на траекторию развития.

От кризиса к кризису

20 лет назад, в 1999 г., Россия выбиралась из тяжелейшего кризиса, обернувшегося дефолтом, глубоким экономическим спадом, обесценением рубля, падением доходов. Девальвация и высвободившиеся мощности дали экономике импульс – рост на 6,4% в 1999 г. и на 10% в 2000 г.

За 10 лет к 2008 г. российский ВВП почти удвоился, доля бедного населения сократилась вдвое, прямые иностранные инвестиции выросли с $14,3 млрд в 2001 г. до $121,1 млрд в 2007 г., рубль существенно укрепился. Власти пытались сдерживать укрепление рубля ценой высокой инфляции, а она обернулась двузначными ставками по кредитам, что вынудило бизнес обратиться к дешевым иностранным займам – эта зависимость и валютный риск проявились в 2008–2009 гг.

Нефтяные доллары стабильно пополняли бюджет и поддерживали рост экономики. Цена нефти подскочила с $12/барр. в 1998 г. до $27,3 в 2003 г., а затем начала расти на 12–15% в год, достигнув к середине 2008 г. почти $150. Рост цены нефти объясняет от трети до половины российских темпов роста за десятилетие, указывал главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев. Приток сырьевых доходов позволил увеличить расходы федерального бюджета с 14% ВВП в 1999 г. до 18,3% и радикально сократить госдолг – с 92,4% ВВП в 1999 г. до 7,5% в 2008 г. В 2004 г. Россия впервые получила инвестиционный рейтинг.

Еще в 2000-е чиновники задумались, как изолировать экономику от нефтяных денег и сформировать подушку безопасности: в созданный в 2004 г. стабилизационный фонд направлялись дополнительные сырьевые доходы, полученные при цене барреля выше базовой – $20, которая затем начала повышаться, что позволяло увеличивать расходы бюджета.

Повышение роли государства проявлялось по крайней мере в трех формах: расширение госсобственности, рост бюджетных доходов и расходов, компенсация недоверия к бизнесу и финансовым институтам за счет развития государственных финансовых структур, перечисляли Мау и Ясин. Целью новой политики стало повышение контроля государства над финансовыми потоками и экономикой в целом, все больше власти полагались на инвестиции бюджета.

Движение экономики, запущенное позитивными ожиданиями, по инерции продолжалось вплоть до 2008 г., замечает Вьюгин. К 2008 г. экономика страны вышла на пик – ВВП составил 108% к 1990 г. Но впереди ее ждал новый шок – мировой финансовый кризис 2008–2009 гг.

Накопление проблем

В кризис российская экономика вошла отягощенная системными проблемами – гипертрофированной ролью государства и бюджета, зависимостью от цен на нефть и внешних рынков капитала, грузом неэффективных предприятий, ростом зависимости бизнеса и населения от государства, низкой конкуренцией, неэффективными институтами, высокой инфляцией. Все эти проблемы усилили удар кризиса.

За 2008–2009 гг. падение темпов роста ВВП от пикового докризисного уровня до нижней отметки в мае 2009 г. превысило 11%, чистый отток капитала за 2008–2009 гг. достиг $200 млрд, курс доллара вырос с $24,5/руб. до $35,7/руб. В условиях повышения рисков кредитования и сжатия притока капитала из-за рубежа началось быстрое падение инвестиций в основной капитал. Кризис оборотных средств, затронувший буквально все отрасли экономики, потянул за собой спад производства, вспоминает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников. Основной ущерб понесли успешные секторы, наиболее вовлеченные в глобальные рынки, – инвестиционная, банковская сфера и финансовые рынки, а также производство в экспортно- и инвестиционно-ориентированных отраслях.

Весной 2009 г. цены на нефть вновь начали расти, а мировая экономика – восстанавливаться. Вслед за этим начался восстановительный рост и в России. После падения на 7,8% в 2009 г. ВВП страны увеличился на 4,5% в 2010 г., а затем рост стал затухать – и даже дорогая нефть уже не могла поддержать экономику. Со стороны внешнего спроса поддержки тоже не оказалось. Если за четыре докризисных года (2005–2008 гг.) рост мировой экономики составлял в среднем 4,9% в год, то за четыре посткризисных (2010–2013 гг.) – 3,8%, причем все четыре года его скорость падала. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры привело к падению прибыли предприятий, нехватка ресурсов резко ограничила возможности финансирования инвестиционных программ: в 2013 г. инвестиции в основной капитал упали впервые с 2009 г. Расходы бюджета, возросшие в предвыборные 2011–2012 годы, в реальном выражении начали сокращаться.

Российская экономика 1999–2019

Стабильно без развития

В 2014 г. экономика России пережила идеальный шторм – падение цен на нефть (со $115,2/барр. в июне 2014 г. до $45,1 в январе 2015 г., а в начале 2016 г. – до минимума с начала 2000 х., $27,5), введение санкций из-за присоединения Крыма и ответных российских санкций, девальвация рубля (к концу 2014 г. курс снизился примерно вдвое). Уже в 2014 г. темпы роста экономики упали до 0,7% с 1,8% в 2013 г. и 3,7% в 2012 г., произошел рекордный отток капитала, прямые иностранные инвестиции рухнули до минимума за весь постсоветский период. В 2015 г. спад ВВП увеличился до 2,3% и продолжался до начала 2016 г.

Кризис сильно ударил по людям: девальвация вкупе с ограничением предложения продовольствия из-за антисанкций спровоцировали инфляционный шок – ускорение роста цен до 11,4% к концу 2014 г. ЦБ ответил введением в конце ноября плавающего курса рубля, а затем был вынужден экстренно повысить ключевую ставку до 17%.

Реальные располагаемые доходы россиян начали падать уже в 2014 г., на следующий год падение ускорилось до 3,2% и 5,9% в 2016 г. Пытаясь сохранить привычный уровень потребления, люди начали копить долги, что привело к сильному росту потребительского кредитования – с 2018 г. доля обязательных платежей домохозяйств по необеспеченным потребительским кредитам увеличилась с 7,5 до 8,4% доходов, а доля домохозяйств с кредитами превышает 40%.

В отличие от 2008–2009 гг. начавшийся рост цен на нефть не привел к отскоку экономики. И властям пришлось перейти к бюджетной консолидации – федеральные расходы сокращались от 5 до 10% вплоть до 2018 г., когда было одобрено новое бюджетное правило (стало применяться еще в 2017 г.): все нефтегазовые доходы, полученные при цене барреля свыше $40, должны направляться в фонд национального благосостояния. Снизив зависимость экономики от нефтяных цен, бюджетное правило помогло ЦБ в политике инфляционного таргетирования, к которой он перешел в 2012 г. Впервые инфляция достигла таргета 4% в мае 2017 г., а по итогам того года составила и вовсе 2,5%, но затем начала ускоряться, преодолела таргет и только этой осенью вернулась к 4%.

Пытаясь ускорить рост экономики, власти пошли по привычному пути использования бюджетных ресурсов. В мае 2018 г. Путин подписал указ, в котором определил цели на этот свой президентский срок – повышение продолжительности жизни до 78 лет, снижение вдвое уровня бедности, рост производительности труда, увеличение доли инвестиций в ВВП и т. д. На основании указа были разработаны национальные проекты общей стоимостью 25,7 трлн руб., из которых 13,2 трлн потратит федеральный бюджет, еще 4,9 трлн – регионы. Власти рассчитывают, что в ответ 7,5 трлн руб. вложит бизнес. При этом часть денег на нацпроекты власти изъяли у населения и бизнеса, повысив с 2019 г. НДС с 18 до 20%. Решение дорого обошлось экономике – риски ускорения инфляции вынудили ЦБ ужесточить денежно-кредитную политику.

Внезапным для избирателей стало решение о повышении пенсионного возраста, с помощью которого власти рассчитывают получить ресурсы для увеличения пенсий, снижения нагрузки на бюджет, увеличения рабочей силы в экономике. За внезапность решения Кремль заплатил ростом протестных настроений населения.

Вера в справедливость, частное предпринимательство подорвана, взамен установлен полный административный контроль над судебной системой, которая, казалось, должна была обеспечивать соблюдение законов, описывает состояние инвестиционного климата Вьюгин: в ответ частный сектор куда осторожнее принимает решения об инвестициях, а ставка на госинвестиции все больше растет. Дальнейшее изменение системы невозможно без изменений самой ее сути, говорил федеральный чиновник: без изменения политической ситуации, конкуренции, без устранения неравенства и несправедливости в распределении ресурсов.

Читайте также: