Наказание реки волги кратко

Обновлено: 18.04.2024

Река Волга находится на европейской территории России. Из всех рек Европы она имеет самую большую длину и бассейн. Её длина 3530 км.

Берёт своё начало Волга на Валдайской возвышенности, недалеко от деревни Волговерховье. Из достоверной информации известно, что начало великой реке даёт ключ (родник). Впадает в Каспийское море, образует дельту. Исток находится на высоте 228 м, а устье ниже уровня моря на 28 м. Она относится к бассейну внутреннего стока, так как не связана с океаном.

В Волгу впадает 200 рек разной величины. Самые крупные водотоки: Ока, Кама.

Волга – равнинная река, поэтому имеет спокойный характер течения. Нет на реке ни порогов ни водопадов.

В зимнее время покрывается льдом. В этот период наблюдается самый низкий уровень воды в реке. В весеннее время освобождается ото льда, на реке происходит ледоход. После таяния льда и снега уровень воды в реке поднимается. Это явление называют половодьем.

В засушливые годы уровень воды падает. Осенью или в сильно дождливое лето уровень воды может подниматься из-за обильных осадков. Это паводок.

На реке построен каскад гидроэлектростанций, поэтому изменение уровня воды в реке выражены не резко. В водохранилищах в весеннее время вода задерживается, постепенно в течение тёплого периода спускается в русло.

Река имеет смешанное питание: дождевое, снеговое и подземными водами.

На Волге находится много городов. Даже есть города-миллионеры: Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград.

При помощи каналов связана с рекой Дон и имеет выход в Азовское и Чёрное море. А также имеет выход в Балтийское и Белое моря при помощи каналов.

— Чтобы вам, — говорит, — отныне и довеку оставаться сороками!

Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе.

Стала одолевать неверная сила народ христианский, и собрался войной на врагов сам царь Иван Грозный. Повел он за собой рать-силу большую. Надо было переправлять ополчение за реку Волгу. Сперва переехал на тот берег царь с вельможами и стал поджидать переправы воинства. Посажались солдаты на струги и лодки и отхлынули от берега. Вдруг Волга начала бурлить, и пошли по ней валы за валами страшные — лодки мечутся из стороны в сторону, летают, как пух…

Видит Грозный-царь с берега, того и гляди, что перетопит все его воинство, — и крикнул он громким голосом:

— Не дури, река, присмирей, а то худо будет!

Не унималась Волга и заволновалась пуще прежнего.

— Палача сюда подать! — крикнул царь. — Вот я тебя проучу.

Пришел палач, мужчина здоровенный, — и велел ему царь сечь реку кнутом, чтобы она не бунтовала против царской рати. Взял кнут палач, засучил рукава красной рубахи, разбежался да как свистнет по Волге — вдруг кровь из воды на аршин вверх брызнула и лег на воде кровяной рубец в палец толщиной. Потише пошли волны на реке, а царь кричит:

— Не жалей, валяй крепче!

Разбежался палач дальше прежнего и хватил сильнее — кровь брызнула еще выше и рубец лег толще. Волга утишилась больше прежнего. После третьего удара, который палач отвесил изо всей мочи, кровь махнула на три аршина и рубец оказался пальца на три толщины — совсем присмирела тогда Волга.

— Довольно, — сказал Грозный-царь, — вот как вас надо проучивать!

После того благополучно переправилось через реку все войско, и ни один солдатик не утонул, хотя много приняли страху. И теперь, говорят, на том месте, где была переправа, видают на Волге три кровяных рубца, особливо летним вечером, если взглянешь против солнца, когда оно закатывается за горы.

Когда на Москве был царем Иван Грозный, он хотел делать все дела по закону христианскому, а бояре гнули все по-своему, перечили ему и лгали. И стала народу тягота великая, и начал он клясть царя за неправды боярские, а царь совсем и не знал о всех их утеснениях. Насмелились тогда разные ходоки, пришли в Москву и рассказали царю, как ослушаются его князи-бояре, как разоряют людей православных, а сами грабят казну многую и похваляются самого царя известь. Разозлился тогда царь на бояр и велел виноватых казнить и вешать. Тогда бояре совсем перестали его слушаться и начали его ссылать из царства вон неволею. Как ни грозен был царь, а убоялся бояр и выехал с горем из дворца своего, попрощался с народом и отправился куда глаза глядят. Все его покинули, только один любимый его боярин поехал с ним вместе. Долго ли, коротко ли ехали они по лесу — и истосковался царь по своему царству, и молвил своему боярину:

— Вот бог избрал меня на Московское царство, а я стал хуже последнего раба. Нигде нет мне пристанища, никто меня не пожалеет, и куска хлеба взять негде.

Только смотрят на лес, а березка кудрявая стоит впереди них и кланяется царю. Поклонилась низко раз, другой и третий…

Не утерпел тогда царь, заплакал и сказал своему боярину, указывая на березку:

— Смотри, вот бесчувственная тварь и та мне поклоняется как царю, от бога поставленному, а бояре считают себя разумными — и не хотят знать моей власти… Стой! Поедем назад. Проучу же я их и заставлю мне повиноваться.

И велел царь той березке повесить золотую медаль на сук за ее почтение. А когда вернулся в Москву, то перекрушил бояр, словно мух.


Батыева дорога
В Тамбовской и Воронежской губерниях, первых подвергшихся натис­ку татар, рассказывают крестьяне, когда-то давно прошел по русской земле страшный воитель Батый и на пути вырубил все православное население. Он никому не давал пощады: ни старику хилому, ни беспомощному малютке; сжег по дороге всякое жилье человеческое, истребил все леса и травы на сто верст в ширину, а в длину — насквозь всей русской земли. Где шли его полчища многочисленные, как муравьи, там не осталось ни одного зверя, ни одной птицы, да и рыба вся подохла в реках. Одна лежала черная земля, и та вся избитая конскими копытами, а не зарастала она сто годов. С той поры против этой широкой тропы земной, где шел Батый, и на небе выступило знамение в виде белой полосы, которую зовут Батыевой дорогой. Крестьяне считают, что Млечный путь образовался на небе со времени нашествия Батыя на Русь в память страшного бедствия и лежит в том же направлении, в каком двигался свирепый завоеватель в нашей стране.

О царе Грозном
Ходил царь Грозный ночью по Москве один, разведывал все о благосос­тоянии своих подданных, заглядывал в питейные дома, сходился с лицами всех сортов общества, расспрашивал их. Вот познакомился он с одним ловким вором и мошенником, узнав о его ремесле, и стал его подбивать обокрасть казну государеву. Вор с первых же слов обругал царя за это предложение, прибавив: как он смеет посягать на общест­венное дос­тояние, и не хотел с ним идти на воровской промысел.
— Вот другое дело, — сказал он, — пойдем к тем, которые крадут казну государеву. Это будет лучше.
Пошли они по улицам мос­ковским и увидели свет на втором этаже палат близкого к царю боярина, у которого было немало народа.
— Послушаю, — шепнул вор, — о чем там разговаривают.
Достал он из кармана кошки (железные крючки, нашитые на пальцах кожаных перчаток), навязал на руки ремнем и живо взобрался под окно, долго подслушивал разговор бояр, спус­тился и сказал:
— Плохо дело. Надо бы дать знать царю, что бояре сговорились завтра вечером отравить его; этот близкий боярин пригласит его завтра к себе в гости и поднесет ему заздравную чарку с ядом. Как бы ухитриться донести государю?
Царь Грозный отвечал, что у него есть при дворе хороший знакомый, служитель, и он через него непременно сообщит государю о заговоре на его жизнь.
Тут они распростились, и переодетый царь пригласил на другой день утром вора к себе в гости; он разъяснил ему, чтобы тот пришел к воротам царских палат, где живет его приятель придворный, и назвал его по имени.
— На вот тебе мою палку, позови служителя и покажи ему: эта палка ему знакома, он пустит тебя к себе, и там мы с тобой покутим на радости, что царя спасли. Да чего доброго, дадут нам и награждение за это. Смотри же, приходи, как услышишь колокол к поздней обедне; я там тебя стану дожидаться.
Отдал ему палку — и скрылся.
На другой день вор пришел к царскому дворцу, вызвал служителя, о котором говорил неузнанный им царь, показал ему палку и тотчас приглашен был к самому царю, который велел его накормить, напоить и держать до вечера. Он хотел увериться, действительно ли вор сказал правду о том, что любимый им боярин хотел извести его на смерть. Когда время клонилось к вечеру, боярин этот прибыл к царю и сильно стал просить его приехать в гости. Царь принял его чудесно, как будто ничего не подозревал, и обещался быть в его доме через час.
Когда уехал боярин, Грозный велел поставить около его дома тайно отряд солдат, чтобы они по свисту его тотчас окружили дом и не выпускали никого оттуда; а вору наказал при этом знаке на кошках прямо лезть в окно второго этажа. Сделав такие распоряжения, царь отправился на вечер к боярину.
Началась пирушка, веселье общее, и поднесли государю заздравную чару. Царь взял чару в руки и сказал:
— Любил я тебя, хозяин, пуще всех бояр, и в знак этой любви прими и выпей чару государеву, а я выпью из твоей чарки.
Ужас объял всех гостей, злоумышлявших на жизнь царя; а боярин стал отказываться выпить как недостойный прикасаться к питью государеву.
Свистнул тогда в окно Грозный — солдаты окружили дом боярина, а вор влез на кошках на второй этаж в окно и стал обличать всех, передавать, что он слышал накануне вечером от каждого. Царь заставил выпить приготовленную ему чару с ядом хозяина, который и умер в страшных мучениях очень скоро перед глазами царскими; других бояр государь велел перевязать солдатам, а вору драть их своими железными кошками. С ними он расправился на другой день, а вора велел наградить за верность царю, дал ему средства богатые, и он сделался потом хорошим человеком.


Наказание Волги
Стала одолевать неверная сила народ христианский, и собрался войной на врагов сам царь Иван Грозный. Повел он за собой рать-силу большую. Надо было переправлять ополчение за реку Волгу. Сперва переехал на тот берег царь с вельможами и стал поджидать переправы воинства.
Посажались солдаты на струги и лодки и отхлынули от берега.
Вдруг Волга начала бурлить, и пошли по ней валы за валом страшные. Лодки мечутся из стороны в сторону, летают, как пух…
Видит Грозный царь с берега — того и гляди, что перетопит все его воинство. И крикнул он громким голосом:
— Не дури, река, присмирей, а то худо будет!
Не унималась Волга, заволновалась пуще прежнего.
— Палача сюда подать, — крикнул царь, — вот я тебя проучу!
Пришел палач, мужчина здоровенный, и велел ему царь сечь реку кнутом, чтобы она не бунтовала против царской рати. Взял кнут палач, засучил рукава красной рубахи, разбежался да как свистнет по Волге — вдруг кровь из воды на аршин вверх брызнула и лег на воде кровяной рубец в палец толщиной. Потише пошли волны на реке, а царь кричит:
— Не жалей, валяй крепче!
Разбежался палач дальше прежнего и хватил сильнее — кровь брызнула еще выше и рубец лег толще. Волга утишилась. После третьего удара, который палач отвесил изо всей мочи, кровь махнула на три аршина и рубец оказался пальца в три толщиной — совсем присмирела тогда Волга.
— Довольно, — сказал Грозный царь, — вот как вас надо проучивать.
После того благополучно переправилось через реку все войско, и ни один солдатик не утонул, хотя много приняли страха. И теперь, говорят, на том мес­те, где была переправа, видят на Волге три кровяных рубца, особенно летним вечером, если взглянешь против солнца, когда оно закатывается за горы.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сокольская средняя школа


Содержание

Рассказывать сказки и легенды – одно из любимых и главных развлечений гренландцев; эти истории весьма поучительны и одновременно помогают понять происхождение обычаев и традиций народов.

Мифы и легенды нашего мира – величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. И не только потому, что они сами по себе – шедевры человеческого гения, собранные и обобщенные многими поколениями великих поэтов, писателей, мыслителей. Знание этих легенд и мифов дает ключ к пониманию поэзии Гёте и Пушкина, драматургии Шекспира и Шиллера, живописи Рубенса и Тициана, Брюллова и Боттичелли.

Цель: Изучить легенды, связанные с рекой Волга.
Задачи:
1. Ознакомиться с историей реки.
Т.е. изучить ее историю возникновения, истоки, расположение.
2. Ознакомиться с понятиями легенда и миф.
3. Ознакомиться с легендами и мифами Волги.
Методы исследования: изучение, структурирование информации.

1.История имени Волги

После частично в среднем течении сменила название Ра на Итиль. Итиль — тюркский термин, как и Ра, обозначает вода, река. Возможно, гидроним состоит из двух слов Ит, Иль, так как на востоке и юге Сибири есть реки с такими названиями.

2.Общая информация о Волге

Волга – река в Европейской части России, одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Длина реки – 3530 километров (до постройки водохранилищ – 3690 километров).
Волга берет начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 метров и впадает в Каспийское море. Устье лежит на 28 метров ниже уровня океана. За год по Волге стекает около 250 кубических километров воды, которую собирают 150 тысяч рек, речек и ключей.

Площадь бассейна реки – 1360 тысяч квадратных километров, что составляет 8% территории РФ. Исток Волги – ключ у деревни Волговерховье в Тверской области. Волгу принято делить на три части: верхняя Волга – от истока до устья Оки, средняя Волга – от впадения Оки до устья Камы, нижняя Волга – от впадения Камы до Каспийского моря.

С конца 30-х годов XX века Волга начала использоваться как источник гидроэнергии. В настоящее время в бассейне Волги сосредоточено около 45% промышленного и примерно 50% сельскохозяйственного производства РФ. На Волгу приходится более 20% всей рыбы, добываемой в реках страны. На реке построены 9 водохранилищ с гидроэлектростанциями.

Волга соединена с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путем; с Белым морем – через Беломорско-Балтийский канал и Северодвинскую систему; с Азовским и Черным морями – через Волго-Донской канал. Важную роль выполняет Канал имени Москвы, связывающий Волгу с Москвой и созданный в целях судоходства, водоснабжения столицы и обводнения реки Москвы.

По данным экспертов, нагрузка на водные ресурсы Волги в 8 раз выше средней по России.

В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности.

В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Легенда — приблизительный синоним понятия миф; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют богии другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

Миф(греч. mythos - слово, рассказ, сказка) - форма творческого осмысления греками явлений природы. Собственного происхождения, историческогопрошлого, всего окружающего мира.
Отличия легенды от мифа

-легенда — реальные события, которые потом перетерпели многие искажения. Часто в легенды в имени одного героя, включены другие герои (Илья Муромец), либо портрет существующего героя изменен до неузнаваемости (Крали Марко).

- миф — полностью вымышленные персонажи и сюжеты (Прометей; Пандора). Однако миф может иметь моральный смысл, и таким образом миф переходит в притчи и басни (Мидас и золото).

4. Легенды Волги

Начало Волги издавна манило людей, казалось чудесным и загадочным. Бродившие по Руси странники рассказывали о волжском истоке легенды, поражающие воображение. Наука не имела еще твердого понятия об истоках рек.

Древние легенды обожествляли как саму Волгу, так и ее исток. Считалось, что берет она свое начало в "белых горах, с которых стекают дивные, чистые струи. И живут в этих райских местах добрые, святые люди".
При всей наивности наши пращуры были во многом правы.
Горы - это Валдайская возвышенность. Здесь шумит древнейший русский лес, первое упоминание о котором мы находим в "Повести временных лет": "Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг. Двина из того же леса вытекает и течет на север. Из того же леса вытекает Волга на восток. ".
Финны в древности назвали этот лес очень точно - Лес рек. Природа, будто нарочно оберегая истоки рождения былинной реки, постаралась подальше скрыть начало Волги между большими и малыми озерами в глухих лесах и болотах.
Поверье об очистительной силе источника, способной исцелить от многих болезней, издавна бытовало в народе. Сюда шли лечиться богомольцы, твердо веруя во всемогущество маленького ручейка. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича неподалеку от источника был основан монастырь. Но он не стал большим и богатым, как неподалеку расположенная на одном из селигерских островов Нило-Столобенская пустынь. Затерянный в глухом озерном краю, он быстро запустел, а потом сгорел. Но всегда оставалась часовенка над истоком, которую обихаживали.
Дальнейшая история истока Волги связана уже с новейшими временами, и это всё вполне подтвержденные документами факты, как, например, разрушение фашистами часовенки, ее восстановление временной, а затем и постоянной. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил и освятил исток в 1995 году.
Хотя каждый, кто бывал здесь, согласится со мной в ощущении, что место ощущается необыкновенно сказочным и полным неведомыми нам легендами.
На берегу установлен большой камень, на котором написаны такие слова: "Путник! Обрати взор свой на Волги исток. Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной. Храни их. Камень сей заложен 27 июня 1989 года. Живущим и будущим детям России. Оглянись уходя".. Как тайна рождения до конца не осознается человеком, как она всё равно остается непонятной, так и тут, рождение великой реки остается волнующей загадкой. Как, почему не высыхает и не иссякает этот ручей?

Читайте также: