Национальный характер якутов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Человек выживает даже в крайне сложных условиях, но шансов больше у того, кто не стремится подчинить себе природу, а проявляет гибкость, находя гармонию с окружающим миром. Как якуты, веками живущие в самом холодном месте на Земле.

ГЕРОЙ
Виктор Томский

КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
Якуты

Холод якут чувствует с рождения — и приспосабливается к нему как может. Чтобы не замерзнуть, мы едим много жирного мяса. Помню, когда я был ребенком, отец постоянно приносил домой с охоты огромных толстых зайцев. Мне было грустно, что они мертвые, и я просил отца принести живых зайчиков.

В Якутии, особенно на севере, практически все мужчины — охотники. Отцы передают свое мастерство сыновьям. С одинокими женщинами, стариками принято делиться добычей. Рыбачат почти все, ставят невод: на севере самые рыбные места! Караси с тарелку величиной, муксун, чир, пелядь, осетровые.

Национальный характер. В нем, как и в футболе, разбираются все. Вот и я навскидку назову кавказцев вспыльчивыми, немцев - педантичными, украинцев - расчетливыми. Возможны, разумеется, и другие варианты. А на деле их самооценка может быть другой. Ведь любой народ видит себя добрым, отзывчивым, терпеливым, духовным.

В Якутии национальный характер стали изучать в позапрошлом веке. Сибирский купец и золотопромышленник Иннокентий Сибиряков выделил 20 тысяч рублей на организацию научной экспедиции в Якутию. В те времена это была солидная сумма. В 90-х годах XIX века в Якутске бутылка водки стоила рубль.

"МНЕ ВАЖНО ЗНАТЬ. "

Состав экспедиции, состоящей в основном из политических ссыльных, выглядит внушительно: Вацлав Серошевский, Эдуард Пекарский, Владимир Иохельсон, Владимир Богораз, Николай Виташевский, Сергей Ястремский, Дмитрий Клеменц, Лев Левенталь, Иван Майнов. Они написали фундаментальные работы. Чего стоят "Якуты" Вацлава Серошевского, капитальный словарь якутского языка Эдуарда Пекарского.

Широкому кругу неизвестно, что члены этой экспедиции составили уникальное методическое пособие по изучению национального характера. Эта работа так и называется: "Программа для собирания сведений о нравах и национальном характере якутов". 110 лет назад (1894 год) начала работу эта первая комплексная экспедиция по изучению народов, которые населяли территорию нашей республики. Вызывает уважение искреннее желание сибирского купца и золотопромышленника Иннокентия Сибирякова узнать больше о Якутии. "Мне важно, - говорил он, - чтобы экспедиция, насколько возможно, выяснила исторический ход инородцев. Для выяснения характера народа важны сказки, поверия, исследование обычного права. "

И в XIX веке в Якутии хватало залетных людей, которых соблазняли "жареные" факты. Владимир Трощанский дал прямо-таки убийственные характеристики якутов: "У них отсутствуют всякие понятия, которые действительно можно бы было отнести к категории понятий нравственных, регулирующих поведение человека" , "Им даже неизвестно, что такое добродетель, в языке их совсем нет слов для выражения моральных понятий". Даже в книге сибирского писателя Николая Щукина "Поездка в Якутск" есть такое описание якутского нрава: "Якуты - народ хитрый, пронырливый и коварный, злопамятны и мстительны. Ябедничества и жалобы столь обыкновенны между якутами. Леность их чрезвычайна. Страсть к воровству и картежной игре повальна. Плут и мошенник почитается человеком умным. Ни стыда, ни вежливости не знают". А в официальном сборнике "Народы России" в разделе "Якуты" можно прочесть: "Главные черты якутского характера: мстительность, сутяжничество, необходительность и скрытность".

О ГОВОРУНАХ И ЖИВЧИКАХ, ТО ЕСТЬ О ЯКУТАХ-САНГВИНИКАХ

Исследователь Ричард Маак по типу темперамента определил якутов сангвиниками, то есть людьми, отличающимися живостью, быстрой возбудимостью, ярким проявлением эмоций. Итак, характеристика от Ричарда Маака: "Невзгоды жизни сделали якута мало впечатлительным к влияниям холода и жара. Способны переносить голод, но при изобилии пищи в состоянии уничтожить неимоверные ее количества. Вообще весьма характерная черта якута - приспособляться к условиям посещающих его или в соседстве с ним живущих народностей. Молчаливых якутов я встречал редко. Между здоровыми якутами молчаливых я, по крайней мере, не встречал. Ни у одного из коренных племен Восточной Сибири не развита так словоохотливость, как у якутов".

Широко известно, что естествоиспытатель, академик Александр Миддендорф "обозвал" якутов "сибирскими евреями". Он согласился с выводом Маака, что якуты сангвиники, и добавил: "При всей своей энергии, на какую они способны, они все-таки нередко внезапно по какому-нибудь ничтожному поводу впадают в полнейшее отчаяние или предаются неукротимому пылу и необузданному веселью". А вот дополнение Вацлава Серошевского: "Легко поддаются общей панике, гневу, унынию и общей радости. Любовь к уединению им непонятна, одиночество кажется им самым тяжелым наказанием. По характеру якуты вообще веселы, впечатлительны. "

"КАЖДЫЙ ПРИБАВИТ ПИКАНТНОЕ. "

Те исследователи , которые старались глубоко "пахать" , понимали, что не могут охватить все и вся из жизни якутов. Не все были "масюками" XIX века. Так широко цитируемый всеми нашими учеными Ричард Маак в своей работе признался: "Об умственных и нравственных способностях и образе жизни населения я могу сообщить только поверхностные и, конечно, далеко не полные сведения".

Член Сибиряковской экспедиции Николай Виташевский, изучавший юридический быт якутов, тоже признал несовершенство научного подхода: "Конечно, далеко то время, когда социолог в состоянии будет по одному какому-нибудь факту из жизни того или иного народа восстановить всю эту жизнь во всех ее подробностях". Такие ученые "глубокой вспашки" , знакомясь со всеми предыдущими описаниями жизни якутов, быстро разбирались, что к чему. Так, составивший фундаментальнейший словарь якутского языка Эдуард Пекарский выразил такое мнение: "Несмотря на сравнительное богатство литературы о якутах, верные сведения о них мало распространены среди обыкновенной читающей публики, которая в большинстве случаев вынуждена довольствоваться так называемыми научно-популярными изданиями, наполненными неизвестно на чем основанными измышлениями по адресу этого интересного племени".

Завершу эту подборку фразой автора очерков юридического быта якутов Д. Кочнева: "Каждый приезжий в Якутскую область считает своим долгом написать что-нибудь о якутах и, не зная ни жизни, ни языка якутов, пользуется предыдущими сочинениями и повторяет все, что было написано раньше, да еще и сам прибавит что-нибудь пикантное, не поняв смысла наблюдаемого явления".

КАЖДЫЙ ЯКУТ -ТАЛЕЙРАН

Но все же позитива было много, ведь в большинстве случаев за дело брались думающие люди, знающие, что такое истинная человеческая цивилизация. Тот же Александр Миддендорф, "обозвавший" якутов сибирскими евреями, считал их развитым народом из-за занятия скотоводством и не соглашался с теми, кто ставил их в один ряд с аборигенами Северной Америки.

А сибиряковец Владимир Иохельсон "обозвал" якутов "талейранами" , имея в виду их способность быстро сходиться с людьми. Он же сделал заключение: "Якуты имеют все задатки для прогресса как по своим природным способностям, так и по отсутствию у них в некоторой степени духа косности и консерватизма. В якутской массе находим много добродетелей и достоинств, каких не найдем в низших классах многих культурных народов".

И Вацлав Серошевский отмечал, что в общем "якутов нужно считать за племя здоровое, закаленное, легко приспособляющееся и при лучшем питании, при улучшении санитарных и гигиенических условий обещающее быстро превратиться в сильный, рослый, работящий народ". Известный этнограф Сибири Дмитрий Клеменц был также высокого мнения о якутах, говоря, что они народ интеллигентный, стойкий и мужественный.

В заключение приведу слова автора научно-популярной книги "Якуты" А. Голиковой: "Образование научит якутов экономнее тратить свои силы в борьбе с природой, оно научит их остерегаться болезней и лечиться полезными медицинскими средствами, оно научит их многим полезным изобретениям, которые уже известны нам, русским, и которые помогут якутам лучше устроить свою жизнь".

БРОКГАУЗЪ И ЕФРОНЪ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (189О-1907)

ЯКУТЫ. Их коммерческие наклонности облегчают им эксплуатацию легкомысленных и беспечных соседних инородческих племен, а нередко даже и русских. Как ремесленники, якуты быстро успевают во всех мастерствах, обнаруживая значительную ловкость в ручных работах. Якуты неохотно идут в работники и при малейшей возможности устраиваются самостоятельно. По якутским понятиям, каждый приезжий имеет право войти в любой дом во всякое время дня и ночи и расположиться там пить чай, варить пищу или ночевать. Грабежей и воровства внутри рода не существовало вследствие общности имущества. Убийство было явлением исключительным; за убийство вне рода виновные терпели родовую месть или платили виру. Родовая вражда, прежде возбуждавшая родовые войны, теперь выражается в интригах, доносах, сплетнях, судбищах. К наукам якутские дети прилежны и понятливы; в якутской гимназии, особенно в низших классах, они идут впереди русских. Разговорный якутский язык меток, звучен и живописен. Я. любят остроумные обороты, каламбуры, красные словца, прибаутки и сравнения. Красноречие у них в большом почтении.

Федор РАХЛЕЕВ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. // Якутск вечерний (Якутск).- 08.10.2004

Национальный характер якутов

У якутов критерий нравственной оценки проступков довольно долго был напрямую связан с религиозными чувствами

Поскольку народы Якутии, в отличие от народов более южных регионов, продолжительное время своей этнической истории жили несколько изолированно, с менее интенсивными социальными контактами, традиции обычного права вполне успешно регулировали их общественную жизнь. Прежде всего, доверие к другому человеку было основным условием жизни на Севере. Другим характерным аспектом общения была особая обходительность.

Для народа саха характерно сочетание сплоченности родственников с индивидуализмом. Этот индивидуализм якутов, основанный на их традиционном быте, был несколько изменен при советской власти, но вновь актуализирован в постсоветский период – многие современные якуты почти не рассчитывают на помощь рода, в отличие от представителей других тюркских народах бывшего СССР. Эта особенность может препятствовать этнической консолидации, она может преодолеваться за счет формирования сильной национальной интеллигенции, которая интегрирована в жизнь своего народа; такую нацию создает только город в современном обществе.

Любовь Цой – кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии и социальных наук Института психологии Северо-Восточного федерального университета.


Наш якутский менталитет - это синтез северного и тюркского менталитетов. Север не любит неоправданную суету, он очень брутален. А тюркский менталитет - это большая зависимость от эмоциональных и духовных вещей. В результате получаем человека по- северному сдержанного, невозмутимого и по- восточному с почтительным отношением к природе и ко всему духовному.

Что такое северный менталитет? Это не столько говор или присущая грубость представителей некоторых улусов, о которых обычно говорят. Ведь понятие менталитет включает в себя в первую очередь мировосприятие присущее группе( в нашем случае группа - саха) и только потом относительно понятки мировоззрения можно говорить о "сунтарском говоре" или "агрессивности представителей северных улусов". Саха - человек северный. Северянам от природы присуща сдержанность и медлительность, т.к. каждое лишнее движение ума и тела приводит к потере энергии, которую в севере просто нельзя расточительствовать. Склонность северян максимально экономно и рационально тратить энергию можно находить как в материальных вещах, так и в нематериальных. В естественных условия на Севере выживали только те которые умели запасаться едой и теплом на долгую зиму и экономно их тратить - это пример материальной стороны экономной и рациональной траты энергии. А в качестве примера НЕматериальной стороны можно привести немногословность северян. Им, в отличие от южан, не свойственно чесать языком. Если для южан быстро восстанавливающих и также быстро тратящих энергию это позволительно и, более того, необходимо, то для северян - это очень и очень нежелательно.

Что такое тюркский менталитет? Он отличается( от прагматичного европейского менталитета например) меньшей рациональностью, большей зависимостью от эмоциональных и духовных вещей. Тюрки никогда не возводили мегаполисы - шрамы на лице планеты. Им природа представлялась как нечто внутренне осмысленное, от которого ничего не требуется отсекать или к чему надо было бы что то добавлять.

Синтезом этих двух местами противоречивых менталитетов является и наш якутский менталитет.

Читайте также: