Национальные олимпийские комитеты кратко

Обновлено: 30.06.2024

Новая структура МОК выглядит следующим образом: 15 человек должны предсталять международные спортивные федерации или их объединения, 15 — национальные олимпийские комитеты или их региональные ассоциации, 15 — действующие атлеты и 70 — так называемые индивидуальные члены. При этом в стране не может быть более одного члена МОК из последней категории, а возрастной лимит для всех членов МОК установлен от 18 до 70 лет.

Международный олимпийский комитет (МОК) - высший руководящий орган современного олимпийского движения. Создан 23 июня 1894 по инициативе французского общественного деятеля П. де Кубертена на международном конгрессе, созванном в Париже для обсуждения актуальных проблем физического воспитания и спорта. На МОК была возложена организация современных Олимпийских игр. В состав МОК были избраны представители Аргентины, Бельгии, Богемии, Великобритании, Венгрии, Греции, Италии, Новой Зеландии, России, США, Франции и Швеции; первые члены МОК стали организаторами НОК в своих странах. Уставный документ МОК — Олимпийская хартия (в 1972—1978 называлась "Олимпийские правила"). В обязанности МОК входит регулярное проведение ОИ и ЗОИ, их постоянное совершенствование, руководство развитием олимпийского спорта во всем мире. МОК принимает решения о признании НОК и МСФ (на 18 марта 2005 признаны 202 НОК, 35 международных федераций по летним олимпийским видам спорта, 7 федераций по зимним олимпийским видам спорта, 29 федераций по видам спорта, не входящим в современную олимпийскую программу); определяет программу ОИ и ЗОИ, является высшей инстанцией при решении всех вопросов, связанных с их организацией и проведением (во время Игр право технического контроля за проведением соревнований передаёт мсждународным федерациям по видам спорта); выбирает из городов, выдвинувших свои кандидатуры на проведение ОИ или ЗОИ, олимпийский город (решение принимается не позднее чем за 6 лет до этих Игр на сессии МОК); учреждает и присуждает олимпийские награды.

Высшей организацией в решении проблем Олимпийского движения является МОК. Штаб-квартира МОК расположена в Лозанне (Швейцария). Постоянно действующим органом МОК является Исполком, решающий текущие проблемы. Важнейшие вопросы решаются на конгрессах и сессиях МОК. Задачами МОК является проведение Олимпийских игр, их постоянное совершенствование, координа­ция действий НОКов, принятие решения о их признании, опре­деление программ Олимпийских игр, взаимодействие с междуна­родными спортивными Федерациями. Во время Игр он передает международным спортивным Федерациям право технического контроля за проведением соревнований по соответствующим видам спорта. Важную роль сегодня играет спортивный арбитражный суд (САС), который разрешает все спорные вопросы во время Игр. Спортивный арбитражный суд с 1994 года юридически полностью не зависит от МОК. Он действует под эгидой Международного арбитражного совета. В пропаганде идей Олимпизма, Олимпийского движения все большую роль играет Международная Олимпийская Академия, функционирующая под патронажем МОК, и Олимпийские Академии стран, входящих в Олимпийское движение. В пропаганде идей Олимпизма участвуют и новые его организационные формы — Олимпийские музеи. 23 июня 1993 года в Лозанне, где расположена штаб-квартира МОК, был открыт Олимпийский музей, который в 1995 году по итогам конкурса занял первое место на Европейском континенте. Ему был вручен приз "Лучший музей года в Европе". Олимпийский музей в Лозанне — не только "храм истории", но и действующий информационно-пропагандистский центр, объединяющий прошлое и настоящее Олимпийских игр. В этом музее созданы прекрасные условия для посетителей всех возрастов. Большое внимание уделяется искусству, особенно организации художественных выставок, уровень которых всегда достаточно высок и которые органично вписываются в общую концепцию музея. В нем рационально использованы самые последние достижения научно-технического прогресса.

Олимпийская хартия: Глава IV. Национальные Олимпийские Комитеты (НОК)

28. Миссия и роль НОК*

1 Миссией НОК является развитие, поддержка и защита Олимпийского движения в своих странах в соответствии с Олимпийской Хартией.

2.1. Должны пропагандировать основополагающие принципы Олимпизма в своих странах, в частности, в рамках спортивной деятельности и образовании, содействуя развитию олимпийских учебных программ в школах на всех уровнях, училищах и вузах физического воспитания, а также способствуют созданию организаций, деятельность которых посвящена олимпийскому образованию, таких как Национальных олимпийских академий, олимпийских музеев и других программ, включая культурные, связанных с Олимпийским движением;

2.2 Должны обеспечивать соблюдение Олимпийской Хартии в своей стране;

2.3 Должны поощрять развитие спорта высших достижений, а также массового спорта;

2.4 Должны оказывать помощь в подготовке спортивных кадров, в частности, организуя курсы, и удостоверяться, что эти курсы содействуют пропаганде основополагающих принципов Олимпизма;

2.5 Должны бороться против любых форм дискриминации и насилия в спорте;

2.6 Должны принять и выполнять Всемирный Антидопинговый кодекс.

3 НОК имеют исключительные права по представлению своих стран на Олимпийских играх, а также на региональных, континентальных или всемирных комплексных спортивных соревнованиях, находящихся под патронажем МОК. Кроме того, НОК должен принимать участие в Играх Олимпиады, отправляя на них своих спортсменов.

4 НОК имеют исключительные полномочия по назначению города, который может подать заявку на организацию Олимпийских игр в своих странах.

5 В выполнении своей миссии НОК могут сотрудничать с правительственными органами, строя с ними гармоничные отношения. Однако они не должны быть причастными к деятельности, противоречащей Олимпийской Хартии. НОК могут также сотрудничать с неправительственными организациями.

6 НОК должны сохранять свою автономию и противостоять давлению любого вида, включая политическое, юридическое, религиозное или экономическое, которое могло бы препятствовать выполнению с их стороны требований Олимпийской Хартии.

7 НОК имеют право:

7.1 именоваться и представлять себя "Национальным олимпийским комитетом" (термин, который они должны включить или дать на него ссылку в своем наименовании);

7.2 направлять участников, официальных лиц команд и другой персонал команд на Олимпийские игры в соответствии с Олимпийской Хартией;

7.3 пользоваться выгодами, получаемыми от деятельности Олимпийской солидарности;

7.4 использовать Олимпийскую собственность на основе полученных от МОК полномочий и согласно Правилам 7-14 и официальным разъяснениям к ним (7-14);

7.5 принимать участие в деятельности, руководимой или находящейся под патронажем МОК, включая региональные игры;

7.6 входить в состав ассоциаций НОК, получивших признание МОК;

7.7 формулировать предложения, адресуемые в МОК, в отношении Олимпийской Хартии и Олимпийского движения, включая организацию и проведение Олимпийских игр;

7.8 излагать свое мнение относительно кандидатур на проведение Олимпийских игр;

7.9 участвовать по просьбе МОК в деятельности комиссий МОК;

7.10 сотрудничать в подготовке олимпийских конгрессов;

7.11 пользоваться другими правами, предоставляемыми им Олимпийской Хартией и МОК.

8 МОК оказывает НОК помощь в выполнении их миссии через свои департаменты и Олимпийскую солидарность.

9 Кроме мер и санкций, предусмотренных в случае нарушения Олимпийской Хартии, Исполком МОК может принять соответствующие решения по защите Олимпийского движения в стране какого-либо НОК, включая временное исключение такого НОК или лишение его своего признания, если конституция, правовые положения или порядки, действующие в данной стране, или акции со стороны правительственных или иных учреждений препятствуют деятельности НОК или выражению его воли. Перед принятием любого такого решения Исполком МОК предоставит соответствующему НОК возможность выступить в свою защиту.

29. Состав НОК*

1. Каким бы ни был состав НОК, в него должны обязательно входить:

1.1 все члены МОК в данной стране, если таковые имеются. Такие члены имеют право голоса на генеральных ассамблеях НОК. Кроме того, члены МОК, избранные в соответствии с Правилом 16.1.1.1 являются членами исполнительного органа НОК по должности с правом голоса;

1.2 все национальные федерации, являющиеся членами международных федераций, виды спорта которых включены в программу Олимпийских игр, или назначенные ими представители;

1.3 действующие или ушедшие из спорта спортсмены, участвовавшие в Олимпийских играх; однако последние должны покинуть свой пост по окончании трех Олимпиад с момента их последнего участия в Олимпийских играх.

2 Членами НОК могут также являться:

2.1. национальные федерации -- члены МСФ, признанных МОК, но виды спорта которых не входят в программу Олимпийских игр;

2.2. Комплексные спортивные группы и другие организации спортивной ориентации или их представители, а также отдельные лица, имеющие гражданство данной страны, которые могли бы способствовать повышению эффективности НОК или которые внесли выдающийся вклад в развитие спорта и Олимпизма.

3. Федерации по олимпийским видам спорта или их представители должны составлять голосующее большинство в НОК и его исполнительном органе. При решении вопросов, касающихся Олимпийских игр, во внимание принимаются только голоса членов исполнительного органа НОК и национальных федераций, упомянутых выше в параграфе 1.2. В случае одобрения Исполкома МОК, НОК может включить в свое голосующее большинство, а также добавить к голосам, принимающимся во внимание при решении вопросов, касающихся Олимпийских игр, голоса членов МОК в своей стране, упомянутых в параграфе 1.1, и голоса действующих или ушедших из спорта спортсменов, упомянутых в параграфе 1.3.

4 Правительства или иные общественные организации не могут назначать членов НОК. Однако НОК по своему усмотрению может принять решение об избрании в качестве членов представителей этих властей.

5 Юрисдикция НОК должна совпадать границами страны, в которой он основан и где расположена его штаб-квартира.

Официальное разъяснение к Правилам 28 и 29

1 Процедура получения признания НОК:

1.1 Национальная спортивная организация-кандидат на признание в качестве НОК должна подать заявку в МОК, подтверждающую, что она соответствует всем условиям, определенным в Олимпийской Хартии, в частности, в Правиле 29 и официальном разъяснении к Правилам 28 и 29.

1.2 Должны быть представлены доказательства, что национальные федерации, являющиеся членами НОК, осуществляют особую и реальную спортивную деятельность на национальном и международном уровнях, в частности, участвуя в соревнованиях и реализуя тренировочные программы спортсменов. НОК не может признавать более одной национальной федерации по каждому из видов спорта, руководимых такой МСФ. Кроме того, эти национальные федерации или избранные ими представители должны составлять большинство голосующих в НОК и его исполнительном органе. По крайней мере, пять национальных федераций, включенных в НОК, должны являться членами МСФ, виды спорта которых включены в программу Олимпийских игр.

1.3 Одобрение устава НОК-кандидата является обязательным условием признания. То же условие относится к любым последующим изменениям или поправкам в уставе НОК. Устав каждого НОК должен постоянно соответствовать Олимпийской Хартии и содержать четкие ссылки на нее. Если существуют какие-либо сомнения по поводу содержания или толкования устава НОК или если существует противоречие между этим текстом и Олимпийской Хартией, то силу имеют правила Олимпийской Хартии.

1.4 Генеральная ассамблея НОК должна проводиться не менее одного раза в год в соответствии с уставом НОК. НОК, в частности, должен включить в повестку дня генеральной ассамблеи презентацию годовых отчетов, аудиторского финансового отчета, а также, в случае возникновения, вопрос о выборах официальных лиц и членов исполнительного органа НОК.

1.5 В соответствии с уставом НОК должны проводиться выборы официальных лиц и членов исполнительного органа НОК на срок не более 4 лет; они могут быть переизбраны.

1.6 Члены НОК, за исключением лиц, которые занимаются административной работой в спорте, не могут получить ни жалованья, ни какого-либо вознаграждения за исполнение своих функций. Однако они могут получать компенсацию за расходы по проезду, размещению и за другие оправданные затраты, понесенные ими при выполнении своих функций.

1.7 НОК, которые временно или окончательно теряют признание МОК, теряют в этой связи все права, передаваемые им Олимпийской Хартией или со стороны МОК.

НОК выполняют следующие задачи:

2.1 Они составляют, организуют и возглавляют свои делегации на Олимпийские игры и региональные, континентальные и всемирные комплексные спортивные соревнования, находящиеся под патронажем МОК. Они принимают решение о заявке спортсменов, предложенных соответствующими национальными федерациями. Этот отбор основывается не только на спортивных достижениях спортсмена, но также и на его способности служить примером для спортивной молодежи своей страны. НОК должен обеспечить соответствие (во всех отношениях) заявок, предлагаемых национальными федерациями, положениям Олимпийской Хартии.

2.2 Заботятся об экипировке, проезде и размещении членов своих делегаций. НОК заключает в пользу членов делегации договоры о страховании от несчастных случаев (смерть, инвалидность, болезнь, медицинские и фармацевтические расходы) и гражданской ответственности перед третьими лицами. Они несут ответственность за поведение членов своих делегаций.

2.3 Они имеют исключительное право предписывать и решать, какую одежду и форму носить и какое снаряжение использовать членам делегации на Олимпийских играх и в связи со всеми соревнованиями и церемониями, связанными с Олимпийскими играми.

Это исключительное право не распространяется на специализированное снаряжение, используемое спортсменами этих делегаций во время текущих соревнований. Данное правило ставит цель ограничить специальное снаряжение только таким, которое данный НОК признает эффективно влияющим на результаты выступления спортсменов благодаря его особым характеристикам. Любая реклама в отношении такого специализированного снаряжения должна быть представлена соответствующему НОК на утверждение в том случае, если имеются любые ссылки (прямые или косвенные) на связь с Олимпийскими играми.

3 Национальным олимпийским комитетам рекомендуется:

3.1 регулярно (по возможности ежегодно) организовывать Олимпийский день или неделю с целью популяризации олимпийского движения;

3.2 включать в свою деятельность заботу о пропаганде культуры и искусства в области спорта и Олимпизма;

3.3 участвовать в программах Олимпийской солидарности;

3.4 изыскивать источники финансирования, которые позволят им сохранить свою автономию во всех отношениях. Тем не менее, сбор средств должен проводиться в соответствии с Олимпийской Хартией и таким образом, чтобы сохранить достоинство и независимость соответствующего НОК.

30. Национальные федерации

Для того чтобы получить признание НОК и считаться членом данного НОК, национальная федерация должна заниматься особой и подлинной спортивной деятельностью, принадлежать к МСФ, признанной МОК, и вести свою деятельность согласно Олимпийской Хартии и правилам своей МСФ.

31. Страна и наименование НОК

1 Понятие "страна" в Олимпийской Хартии означает независимое государство, признанное международным сообществом.

2 Наименование НОК должно соответствовать его территориальным границам, традициям страны и быть утвержденным Исполкомом МОК.

32. Флаг, эмблема и гимн НОК

Флаг, эмблема и гимн, одобренные НОК для использования в связи со своей деятельностью, включая Олимпийские игры, должны быть утверждены Исполкомом МОК.


НАЦИОНА́ЛЬНЫЙ ОЛИМПИ́ЙСКИЙ КО­МИТЕ́Т (НОК), ру­ко­во­дя­щий ор­ган олим­пий­ско­го дви­же­ния в стра­не. На­ли­чие НОК, при­знан­но­го МОК, – обя­за­тель­ное ус­ло­вие уча­стия спорт­сме­нов стра­ны в Олим­пий­ских иг­рах. Для та­ко­го при­зна­ния (со­глас­но ре­ше­нию, при­ня­то­му МОК в 1935) не­об­хо­ди­мо, что­бы НОК объ­е­ди­нял не ме­нее 5 нац. фе­де­ра­ций по олим­пий­ским ви­дам спор­та, яв­ляю­щих­ся ак­тив­ны­ми чле­на­ми со­от­вет­ст­вую­щих ме­ж­ду­нар. фе­де­ра­ций, в т. ч. по трём ви­дам спор­та, вхо­дя­щим в олим­пий­скую про­грам­му, и двум – при­знан­ным МОК. Ус­тав НОК дол­жен со­от­вет­ст­во­вать пра­ви­лам и по­ло­же­ни­ям МОК. НОК со­дей­ст­ву­ет раз­ви­тию олим­пий­ско­го дви­же­ния и лю­би­тель­ско­го спор­та в стра­не, сле­дит за со­блю­де­ни­ем Олим­пий­ской хар­тии.

НОК является организацией, имеющей своей целью развитие и защиту олимпийского движения и любительского спорта. НОК направляет свою деятельность на развитие и поощрение физического, морального и культурного воспитания молодежи своей страны для формирования ее характера, укрепления здоровья и высокого гражданского духа.

В соответствии с Хартией, только Национальные олимпийские комитеты, признанные МОК, имеют право заявлять участников на Олимпийские игры. Для того чтобы спортсмен какой-либо страны мог участвовать в Играх или отборочных соревнованиях, в ней должен быть создан Национальный олимпийский комитет, объединяющий не менее пяти федераций по видам спорта. Эти федерации должны быть, в свою очередь, активными членами международных федераций по олимпийским видам спорта.

Долгое время Национальные олимпийские комитеты не имели своего объединяющего органа, так как МОК проводил лишь эпизодические консультационные совещания, в основном инструктивного характера. В 1968 году в Мехико, во время XIX Олимпийских игр, представители Национальных комитетов образовали руководящий орган — Постоянную генеральную ассамблею, которая является сейчас одним из крупнейших международных спортивных объединений.

В апреле 1951 года был создан Национальный олимпийский комитет СССР, который спустя месяц был признан Международным олимпийским комитетом.

Следует отметить, что при решении вопроса о признании НОК СССР мнение членов МОК было далеко не единодушным: за признание голосовало 28 членов МОК, против — 18; это объясняется тогдашней расстановкой политических и классовых сил на мировой арене, международным положением Советского Союза, отчуждением его бывших союзников по антигитлеровской коалиции.

НОК СССР — самостоятельная общественная организация, представляющая советский спорт в международном олимпийском движении. Он призван оказывать содействие широкому развитию физической культуры и спорта в стране, расширению и укреплению международных связей советских спортсменов, координировать деятельность представителей спортивных федераций нашей страны в международных объединениях, осуществлять представительство советского спорта на Олимпийских играх.

Олимпийский комитет СССР ведет настойчивую, последовательную борьбу за демократизацию международного спортивного движения, предоставление равных прав национальным организациям, за привлечение спортсменов и спортивных организаций к активной деятельности по укреплению и сохранению мира. В его состав входят представители всесоюзных федераций, спортивных организаций союзных республик, спортивных обществ и ведомств, прославленные олимпийские чемпионы, видные деятели спорта. Всего в составе НОК СССР 178 человек. Его высшим органом является пленум. Между пленумами руководство осуществляет исполком из 30 человек.

С 1983 года Олимпийский комитет СССР возглавляет М. В. Грамов. В него вошли лучшие представители советского спорта — прославленные спортсмены, тренеры, организаторы.

В 1965 году МОК наградил НОК СССР специальным Кубком за большой вклад в развитие олимпийского движения. Особенно возросли роль и авторитет НОК ССС° при избрании Москвы столицей XXII Олимпийских игр.

Читайте также: