Начало реформации первые религиозные войны в европе кратко 10 класс

Обновлено: 08.07.2024

В разгар эпохи Возрождения в Европе начался глубокий духовный переворот, принявший форму религиозной Реформации. Это понятие обозначает широкое движение за обновление католической церкви, развернувшееся в XVI в. по всей Европе. Она началась в самый разгар Итальянских войн, в которые были вовлечены практически все государства Европы, что самым непосредственным образом сказалось на ходе Реформации. Хронологически Реформация совпала с последним периодом в истории Возрождения и развивалась в тесной взаимосвязи с ним. Фактически эти разнородные процессы слились воедино, знаменуя окончательный разрыв со Средневековьем и вступление всемирной истории в следующий период своего развития — Новое время. В итоге Реформация привела к образованию протестантских церквей, существующих наряду с католической церковью и по настоящее время.

1. Предпосылки Реформации

Реальная деятельность официальной церкви вступила в явное противоречие с христианским вероучением. Особое возмущение вызывало несоответствие поведения служителей церкви тому, что они проповедовали. Неприятие вызывали прежде всего растущие материальные запросы римской церкви. Образ жизни священников и политика, проводимая папами, спровоцировали в итоге такую мощную реакцию, которая привела к расколу католического мира. Реформационное движение, таким образом, носило не антирелигиозный, а антицерковный характер. Оно ставило целью укрепить истинно христианскую веру в противовес испорченной вере католических иерархов.

Немаловажную роль в подготовке Реформации сыграло распространение книгопечатания, что позволило превратить Библию в массовое чтение и создало возможности для широкого распространения новых религиозных идей.

2. Начало и основные этапы Реформации в Германии

Вспомните! Жизнь, мировоззрение и деятельность Мартина Лютера.

Родиной Реформации стала Германия, где противоречия и проблемы, накопившиеся к началу XVI в., ощущались особенно остро.


Л. Кранах Старший. Портрет М. Лютера. 1533 г.

Лютеранство быстро вышло за пределы Германии. Уже в 1525 г. владения древнего Тевтонского ордена были преобразованы в герцогство Пруссия, в котором утвердилась новая вера. Лютеранская реформация победила также в землях Ливонского ордена (современные Латвия и Эстония). К концу 1530-х гг. лютеранской становится вся северная Европа. В ходе борьбы за независимость от Дании лютеранство превратилось в государственную религию Швеции, а также подвластной ей Финляндии. Вслед за тем учение Лютера приняла и сама Дания, а затем подчинённые ей Норвегия и Исландия. Таким образом, весь Балтийский регион обратился в новую веру.

3. Кальвинизм


Портрет Ж. Кальвина

Фактически провозглашалось совершенно новое отношение к труду — из наказания он превращался в высшую форму самовыражения человека. Кальвин был убеждён, что евангельское послание призывало к преобразованию не только церкви, но и всего земного мира. Он пошёл дальше Лютера: не ограничился одной реформой церкви, но посягнул и на гражданские отношения. Именно поэтому французский реформатор считается одним из величайших деятелей в истории человечества.

4. Гугенотские войны во Франции

Прежде всего кальвинизм оказал сильнейшее воздействие на родину великого реформатора, где его последователей называли гугенотами. В 1555 г. в Париже была создана первая кальвинистская община, а в 1559 г. их было уже две тысячи по всей Франции. В том же году первый национальный синод реформатской церкви утвердил своё исповедание веры, основанное на наставлениях Кальвина. Гугеноты создали внутри Франции собственную организацию, практически независимую от сложившейся системы власти. Новая вера распространялась прежде всего в городах, наиболее активное население которых с трудом находило место в традиционном обществе, а по мере роста социальной напряжённости к ней обратилось и оппозиционное дворянство, значительная часть которого оказалась не у дел после завершения Итальянских войн. Наиболее сильные позиции гугеноты занимали в южных провинциях, позднее других вошедших в состав французского государства и сохранявших большие отличия от остальной Франции.

Гугенотские войны начались в 1562 г. и продолжались с перерывами до 1594 г., унеся в могилу почти миллион человек. Внутренний конфликт с самого начала осложнялся иностранным вмешательством. Гугенотов поддерживала английская королева Елизавета и германские протестантские князья, католиков — испанский король Филипп II и его итальянские союзники. В свою очередь, французские гугеноты оказывали поддержку’ своим единоверцам в Нидерландах, боровшимся за независимость от католической Испании.


Франсуа Дюбуа. Варфоломеевская резня


Ф. Поурбус Младший. Портрет Генриха IV

Продолжение гугенотских войн поставило Францию на грань национальной катастрофы. В ходе этих событий сошла с исторической арены династия Валуа, последний представитель которой Генрих III был убит в 1589 г. католическим фанатиком. В итоге на французском престоле утвердился недавний лидер гугенотов Генрих де Бурбон, ставший под именем Генриха IV основателем династии Бурбонов. Важнейшим достижением нового короля стало изгнание иностранных войск и окончательное восстановление религиозного мира. В 1598 г. Генрих IV издал знаменитый Нантский эдикт, впервые в истории Европы узаконивший сосуществование двух религий в рамках одного государства. Католичество сохраняло господствующие позиции, но гугеноты получали свободу вероисповедания и гарантированные права на участие в политической жизни. В их распоряжении оставалось сто крепостей и собственные вооружённые силы. Сам же король в 1610 г. закончил свой жизненный путь так же, как и его предшественник, пав от руки убийцы-католика.

5. Особенности Реформации в Англии


Г. Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII

6. Католическая реформация

Поворотным моментом в истории возрождения католичества стал 1534 г. С избранием Папы Павла III (1534-1549 гг.) католическая реформация приобрела последовательный характер и общеевропейский размах. В том же году дворянин из Испанской Наварры Игнатий Лойола основал Общество Иисуса, ставившее целью защиту католической церкви от её врагов, а в 1540 г. Павел III утвердил устав общества, за которым закрепилось название орден иезуитов. Он стал важнейшим орудием католической реформации. Железная внутренняя дисциплина, активная общественная и политическая деятельность, миссионерство в далёких странах позволили иезуитам в короткие сроки добиться впечатляющих успехов. К концу 1540-х гг. они добрались даже до Бразилии и Японии. Особое внимание иезуиты уделяли системе образования, создавая образцовые учебные заведения, где давались не только хорошие знания, но и приличное воспитание.


Тициан. Портрет Павла lll


Игнатий Лойола. Скульптура XVII в.

Центральное место в истории католической реформации занял Вселенский собор, проходивший в тирольском городе Тридент и заседавший с перерывами с 1545 по 1563 г. В постановлениях Тридентского собора католики впервые получили систематизированный свод предписаний, чётко регламентировавших их религиозную жизнь. Отвергая основные постулаты протестантизма, обновлённая католическая церковь пошла на некоторые уступки, важнейшей из которых стала отмена индульгенций. Была основана целая сеть семинарий для подготовки образованных священников. Вся система воспитания была реорганизована на основе традиционных ценностей.

7. Итоги Реформации в Европе

Реформация представляла собой величайший переворот в духовной сфере, которая в ту эпоху почти полностью определялась религией, стала подлинной революцией в сфере сознания, привела к полному перевороту в мыслях, убеждениях и религиозной практике миллионов людей. Главное следствие Реформации — возвращение к авторитету Священного Писания, прямое обращение верующих к Божественному откровению без посредников в виде многочисленной церковной иерархии. Одним из важнейших следствий Реформации стало массовое развитие грамотности и создание целой системы начального образования в протестантских странах. Осуществлённый Лютером перевод Библии на немецкий язык сыграл огромную роль в истории германской культуры, положив начало формированию современного литературного немецкого языка. В свою очередь, развитие единого национального языка способствовало культурному сближению разобщённых германских земель. Библия Лютера легла в основу немецкого образования. Во многом сходную роль сыграли переводы Священного Писания на другие национальные языки. Повсюду Реформация способствовала подъёму национального сознания.

Вместе с тем Реформация имела огромные социально-экономические и политические последствия. В результате её произошло колоссальное, невиданное раньше перераспределение собственности, прежде всего земельной; возникли целые категории новых собственников. В эпоху Реформации в европейских странах создавались и укреплялись национальные церкви, благодаря чему происходило усиление светской власти и централизованных государств современного типа. Важнейшим следствием Реформации стал раскол Европы по религиозному принципу, что предопределило многие трагические события в её последующей истории. Религиозные войны, вызванные Реформацией, происходили во многих странах Европы, а религиозные противоречия между ними вели к общеевропейской войне.

8. Тридцатилетняя война

Реформация и религиозные войны XVI в. лишь закрепили раскол Европы, но не привели к решению порождённых этими событиями проблем. Особой остротой отличалось противостояние между католическими и протестантскими государствами Германии, где малейшие перемены могли привести к нарушению хрупкого равновесия, установившегося в процессе Реформации. Благодаря развитой системе международных связей изменение ситуации в Германии затрагивало интересы практически всех остальных европейских государств. Как католики, так и протестанты имели мощных союзников за пределами империи. Сочетание всех этих причин создавало в Европе опасную ситуацию, которую могла взорвать малейшая искра, возникшая в такой наэлектризованной атмосфере. Этой искрой, от которой разгорелся общеевропейский пожар, стало национальное восстание, начавшееся в 1618 г. в столице королевства Богемия (Чехия).

По вероисповеданию чехи со времён Яна Гуса отличались от других католических народов, проживавших во владениях Габсбургов, и издавна пользовались традиционными вольностями. Религиозные притеснения и попытка императора лишить королевство его привилегий привели к восстанию. В 1620 г. чехи потерпели сокрушительное поражение. Это событие стало поворотным пунктом во всей истории Чехии. Процветавшее прежде славянское королевство превратилось в бесправную австрийскую провинцию, в которой целенаправленно уничтожались всякие признаки национального своеобразия.


Осада и взятие Магдебурга войсками Тилли в 1631 г. Гравюра М. Мернана

В 1635 г. католическая Франция, опасаясь усиления австрийских и испанских Габсбургов, открыто выступила на стороне германских протестантов и их иностранных союзников. Вступление Франции в Тридцатилетнюю войну окончательно изменило её характер, поскольку религиозный конфликт перерос в чисто политический. Вопросы веры отходили на второй план, на первое место выдвигалось стремление противоборствовавших держав к политическому преобладанию в Европе.

Вестфальский мир 1648 г., завершивший Тридцатилетнюю войну, подтверждал равноправие католической и лютеранской религий на всей территории Германии. Крупнейшие протестантские государства Германии увеличили свои территории, преимущественно за счёт бывших церковных владений. Некоторые церковные владения перешли под власть иностранных государей — королей Франции и Швеции. Позиции католической церкви в Германии были ослаблены, а протестантские князья окончательно закрепили свои права и фактическую независимость от империи. Вестфальский мир узаконил раздробленность Германии, предоставив множеству составлявших её государств всю полноту суверенитета. Подведя черту под эпохой Реформации, Вестфальский мир открыл новую главу европейской истории.

Вопросы и задания

Точка зрения

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РЕФОРМАЦИЯ И ПЕРВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ

Описание презентации по отдельным слайдам:

РЕФОРМАЦИЯ И ПЕРВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ

РЕФОРМАЦИЯ И ПЕРВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ

первые религиозные войны в Европе произошли из-за того, что Римско-католичес.

Первые религиозные войны в Европе произошли из-за реформации. Это был период.

Первые религиозные войны в Европе произошли из-за реформации. Это был период, когда происходила борьба за переосмысление роли Католической церкви в обществе. Цель реформации заключалась в стремление к созданию национальных церквей и борьбы против католического учения, имевшее в своей основе антифеодальный характер.

Цель реформации Главной целью реформации XVI века была борьба против католиче.

Что такое реформация? РЕФОРМАЦИЯ переводе с лат. преобразование – это религио.

Что такое реформация? РЕФОРМАЦИЯ переводе с лат. преобразование – это религиозные и социально-политические течения, выдвигавшие требования реформы католической церкви и возвышавшие значение мирской жизни.

Предпосылки Разложение феодальных отношений Зарождение капитализма Что мешало.

Предпосылки Разложение феодальных отношений Зарождение капитализма Что мешало? Цеховые правила Крепостная зависимость Феодальная раздробленность Грабежи и разбои рыцарей Засилье католической церкви Рост самосознания личности

Начало реформации Основал Реформацию профессор Виттенбергского университета М.

Начало реформации Основал Реформацию профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер против католической церкви в 1517. Возмущенный кризисом церкви, критикуя роскошь Рима, он был вынужден определить новые отношения между человеком и Богом, создавая, таким образом, новую религию.

Мартин Лютер Профессор Виттенбергского университета Великий основоположник и.

Мартин Лютер Профессор Виттенбергского университета Великий основоположник и вождь Реформации в Германии Основатель немецкого протестантизма (лютеранства), переводчик Библии на немецкий язык. В 1517 г. выступил против продажи индульгенции 1483 - 1546

Родина реформации - Германия Реформация в Германии началась как движение умер.

Родина реформации - Германия Реформация в Германии началась как движение умеренных общественных слоев, вдохновенных гуманистическими идеалами, направленный против католической церкви. Однако постепенно она приобрела черты присущих борьбе народных масс за улучшение своего положения. Отражением этого стали призывы Томаса Мюнцера поднять меч против господ и установить силой церкви Царство Божие на Земле, и события Крестьянской войны 1524 - 1526 гг.

Реформация привела к религиозным войнам за свободу совести, в результате кото.

Реформация привела к религиозным войнам за свободу совести, в результате которых в ряде европейских государств утвердились буржуазная, религиозная и политическая свободы. Но эпоха Реформации поняла свободу совести прежде всего как свободу от авторитета церкви, и её ближайшим результатом была замена авторитета церкви авторитетом государства. Реформация отвергла принципы католического теократизма и централизма, государства были освобождены от церковной опеки, а сама религия стала орудием государственной власти.

Вормсский рейхстаг По существу же РЕФОРМАЦИЯ началась после Вормсского сейма.

Вормсский рейхстаг По существу же РЕФОРМАЦИЯ началась после Вормсского сейма 1521 г., на котором был оглашен эдикт, объявивший Лютера еретиком. Папа – Лев Х отлучил Лютера от церкви за его учения; в движение включились широкие слои населения.

Социальную базу РЕФОРМАЦИИ в Германии составляли бюргерство, представители св.

Социальную базу РЕФОРМАЦИИ в Германии составляли бюргерство, представители светской власти, стремившиеся к захвату церковных земель, крестьянство. Значительную роль в распространении РЕФОРМАЦИИ сыграла Крестьянская война (1524-1526) под руководством Т. Мюнцера.

В первой половине XVI в. лютеранство распространилось в княжествах Северной Г.

В первой половине XVI в. лютеранство распространилось в княжествах Северной Германии - Пруссии, Браденбурзи, Саксонии, Силезии, Вюртемберге, Гессене. Официальной религией его признали в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и в прибалтийских землях.

Реформация в Дании и Норвегии Реформация в Даниии связана с именем Ганса Таус.

Реформация в Швеции и Финляндии В 1517 году братья Олаус (Олаф) и Лаврентий (.

Реформация в Швеции и Финляндии В 1517 году братья Олаус (Олаф) и Лаврентий (Ларс) Петри, сыновья кузнеца из Эребру, приехавшие в Германию для получения образования, стали свидетелями выступлений Мартина Лютера против злоупотреблений в Римско-католической Церкви. Первоначально к выступлениям Петри отрицательно отнеслись не только церковные иерархи, но и обычные прихожане. Негативно отнёсся к проповеди нового учения и новый король Густав Васа, которым в 1523 году был издан указ, запрещавший под угрозой лишения имущества и смертной казни изучать произведения Лютера. Однако сложная внутриполитическая ситуация заставила короля искать как новых союзников внутри страны, так и дополнительные источники финансирования своего правления. Вдобавок в 1524 году возник конфликт между королём и папой Клементом VII по поводу избрания нового архиепископа. В результате отношения с папством были прерваны и больше не возобновлялись.

Реформа Церкви в Швеции осуществлялась постепенно. С 1525 года началось прове.

Реформа Церкви в Швеции осуществлялась постепенно. С 1525 года началось проведение богослужений на шведском языке, в 1526 году был издан Новый Завет, а в1541 году — вся Библия, и король обязал все церкви купить новые книги. В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашён король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём. В 1531 году архиепископом Швеции стал брат Олауса Лаврентий. Под его руководством в 1536 году в Уппсале состоялся Церковный собор, на котором лютеранские церковные книги были признаны обязательными для всей Швеции.

Триумф Густава Васа. Женщина в жёлтом платье — Католическая Церковь

Триумф Густава Васа. Женщина в жёлтом платье — Католическая Церковь

Реформация в Прибалтике Реформация в Прибалтике началась с земель Тевтонского.

Реформация в Прибалтике Реформация в Прибалтике началась с земель Тевтонского ордена. В 1511 году его гроссмейстером был выбран Альбрехт Бранденбургский. Он пытался проводить независимую от Польши политику, вследствие чего в 1519 году поляки опустошили всю Пруссию. Реформационные процессы достаточно рано затронули земли Ливонской конфедерации. Уже в 1520-е годы здесь выступали ученикиЛютера Иоганн Бугенхаген, Андреас Кнопкен и Сильвестр Тегетмейер. Реформатором Дерпта был Мельхиор Хоффман. Их проповеди нашли живой отклик как среди дворян, так и среди бюргеров и городской бедноты. В результате в 1523—1524 гг. основные католические церкви в Таллине и Риге были разгромлены, а католическое духовенство изгнано. В 1539 году Рига вошла в состав протестантских городов. Активно распространялось новое учение и в Великом княжестве Литовском. В 1547 году на литовский язык Мартинасом Мажвидасом был издан евангелический катехизис

Катехизис Мажвидаса — первая книга на литовском языке

Катехизис Мажвидаса — первая книга на литовском языке

Итоги Реформации Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать о.

Итоги Реформации Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о рав.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством.

Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособство.

Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.



Реформация — ​это обновление духовных основ европейской цивилизации или начало упадка духовности европейцев?


Перечислите религии, распространенные в Европе в период Средневековья. Назовите регионы, где они были распространены. Какие изменения в европейском обществе породили развитие капитализма и Великие географические открытия? (История Средних веков, 6 класс; § 21 и § 23 данного учебного пособия)

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга: § 23. Реформация и религиозные войны
Напечатано:: Гость
Дата: Суббота, 5 Март 2022, 00:31

Оглавление

1. Причины и предпосылки Реформации

Реформация (от лат. reformatio — преобразование) — ​самое массовое религиозное и социально-­политическое движение XVI в. Это был период борьбы за реформирование католической церкви, переживавшей в XIV–XVI вв. тяжелейший кризис. В широком смысле Реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы — ​вероучения церкви, которое не отвечало больше предприимчивому духу Нового времени. Возрождение оказало огромное влияние на оформление реформационного движения. Гуманисты призывали к новому прочтению Библии и трудов авторитетных христианских богословов, чему содействовало распространение книгопечатания. Их идеи о необходимости внутреннего очищения человека от грехов очень быстро стали угрозой для католической церкви.

Зачастую папы и епископы вели недостойный церковных иерархов образ жизни. Нередко представители высшего духовенства одновременно занимали несколько церковных должностей. Некоторые вообще игнорировали свои обязанности и нанимали за деньги людей, чтобы те выполняли за них всю работу.


Папы и духовенство боролись за сохранение привилегий церкви, в то время как могущественные монархи теперь стремились ограничить ее вмешательство в дела своих государств.

Эта борьба требовала немалых средств. Поэтому была увеличена плата за отправление церковных обрядов. Папы также позволили продажу индульгенций. Индульгенция — ​это полное или частичное отпущение грехов за плату, а также свидетельство об этом.



Подобная практика вызывала возмущение. Необходимость в церковных реформах назревала уже давно, задолго до Реформации. Обес­покоенные нравственным разложением папства и духовенства, многие богословы и священники пытались изнутри восстановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость перемен. Аналогичные попытки реформаторов в XIV–XV вв. — ​Дж. Уиклифа в Англии и Я. Гуса в Чехии — ​также не увенчались успехом. Папство боролось с любым проявлением инакомыслия. По всей Европе полыхали костры инквизиции, на которых сжигали еретиков и обвиненных в колдовстве. Строптивых монархов отлучали от церкви. Но инквизиция так и не смогла подавить дух недовольства католической церковью.

В отличие от гуманистов, ориентированных на образованную часть общества, деятели Реформации обращались за поддержкой к различным слоям населения. В реформационное движение были вовлечены горожане, крестьяне, ученые-­богословы, студенты, обедневшее дворянство и даже коронованные особы. Начавшись в Германии, Реформация очень быстро охватила почти все европейские страны.

2. Начало Реформации в Германии

В начале XVI в. в Германии сложилась крайне напряженная ситуация. По стране прокатилась волна восстаний крестьян и горожан. Обострились противоречия между обедневшим рыцарством и князьями. В политически раздробленном государстве католическая церковь чувствовала себя полновластной хозяйкой. Откровенный грабеж и произвол, накопление богатства и роскошь вызывали возмущение католической церковью. Поэтому не удивительно, что именно в Германии началось широкое антицерковное движение.

Выразителем общего недовольства стал ученый монах и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546), возглавивший реформационное, или протестантское, движение. В 1517 г. он открыто выступил против католической церкви, отрицая ее роль как единственного посредника между Богом и человеком.

Спасение души человека, считал Лютер, не зависит от церковных таинств, обрядов и пожертвований в пользу церкви, а достигается чистой верой. Тем самым отрицалась роль духовенства как высшего религиозного авторитета. Лютер призывал к секуляризации церковных земель (их передаче в государственную собственность) и закрытию монастырей, к полной автономии верующих от церковной иерархии и папства. Он говорил о том, что христиане должны верить в Священное Писание и понимать его, а не бездумно повиноваться папе.

3. Распространение Реформации в Европе и основание протестантских церквей

Учение Лютера породило движение, которое быстро распространилось по всей Германии и стало известно как лютеранство. Официально лютеранский церковный обряд принял Ливонский орден, что ускорило распространение учения Лютера по берегам Балтийского моря. То же сделала и Пруссия. Идеи Лютера проникли на территорию недавно образованной Речи Посполитой.


Кальвин учил, что одних людей Бог предопределил к погибели, других — ​избранных — ​к спасению и вечному блаженству, независимо от их нравственности и поступков. Кальвин считал владение имуществом и его умножение делом богоугодным. Но он подчеркивал, что распоряжаться богатством надо с праведными целями. Кальвин оправдывал накопительство, стремление получить прибыль, строжайшую бережливость и расчет — качества, необходимые для делового и предприимчивого человека.

Обосновавшись в 1541 г. в Женеве, Кальвин приступил к реформе религиозной жизни. Он установил строгий надзор над поведением граждан и суровые наказания за преступления против нравов и веры. Несогласных с учением Кальвина либо высылали из города, либо казнили.

Несомненным вкладом Кальвина в религиозную реформу стали предложенная им структура церкви и общины, а также пропаганда дисциплины и скромности в жизни верующих. Церковная организация кальвинистов строилась по рес­публиканскому принципу. Руководители (старейшины) избирались из числа ­верующих, иерархия среди них отсутствовала. Избирались и проповедники. Вместе эти люди принимали решения по вопросам вероучения, норм жизни. Самоуправляемая кальвинистская церковь не зависела от государства.

Кальвинизм начал активно распространяться и за пределами Швейцарии. Приверженцы учения Кальвина во Франции стали известны как гугеноты. Общины кальвинистов появились в Шотландии, в Северо-­Западной Европе, особенно много их было в Дании. Кальвинизм проник также в Великое Княжество Литовское и Венгрию. Большое влияние учение Кальвина оказало на Англию.


В Англии недовольство католической церковью назревало уже давно, прежде всего среди горожан, которые отказывались платить церковную десятину. Поначалу протестантизм на английских землях распространялся медленно, поскольку королевская власть всячески этому препятствовала. Нападки на официальную церковь власти рассматривали как угрозу государству. Однако ситуация изменилась из-за отказа папы римского Климента VII дать развод английскому королю Генриху VIII (1509–1547). Парламент и народ поддержали короля, провозгласившего себя в 1534 г. главой церкви. Так в Англии образовалась отдельная церковь — англиканская, подчинявшаяся не папе, а королю. Католические догматы и обряды сохранились. При этом материально церковь была сильно ущемлена: монастыри были закрыты, а их имущество и земли переданы в казну.

Кроме лютеранства, кальвинизма, англиканства в XVI в. в Европе появились и другие протестантские церкви, которые легко могли приспособиться к существованию как в раздробленных государствах и мелких княжествах, так и в сильных королевствах.

4. Раскол католической части Европы на католическую и протестантскую

С распространением протестантизма ранее единая католическая часть Европы оказалась разделенной на два враждебных лагеря. В Италии, Испании и Португалии, где сохранилась католическая религия, преследовали протестантов, а в северных государствах, принявших протестантизм, — ​Англии, Шотландии, Швеции и большей части Германии — ​гонениям подвергались католики.

Еще в 1529 г. император Карл V призвал восстановить католическое богослужение и искоренить учение Лютера в Священной Римской империи. Большинство германских князей поддержали императора. Однако 5 князей-­лютеран и 14 городов заявили протест, откуда и пошло их общее название — ​протестанты. В ответ император Карл V ­начал в 1547 г. военную кампанию с целью заставить лютеранских князей вернуться в лоно католической церкви. Князья-­лютеране объединились в союз. Военные действия шли с переменным успехом, ни одна из сторон не могла одержать победу. В 1555 г. в Аугсбурге был подписан мир, согласно которому лютеранство становилось официальной религией. Высшее дворянство, духовенство и знатные горожане Священной Римской империи получали право самим выбирать веро­исповедание. Аугс­бургский мир официально закрепил новый раскол христианства.


К 1555 г. князья в Северной Германии были лютеранами, а большинство князей в Южной Германии — ​католиками. Но споры между католиками и протестантами не закончились. По мере того как реформаторы обретали своих последователей, конфликт разрастался все шире и шире. Острую форму он приобрел во Франции. Государство более чем на 30 лет погрузилось в религиозные гугенотские вой­ны (1562–1598).

Особенно разрушительный характер имела Тридцатилетняя вой­на (1618–1648). В нее было втянуто большинство европейских стран. Крупнейшие государства вели смертельную борьбу за гегемонию в Европе. Непосредственной причиной конфликта стала попытка австрийских Габсбургов, поддержанных своими испанскими родственниками, силой вернуть католическую религию в Германии. Французский король, хотя и был католиком, поддержал союз протестантских государей Германии против политических притязаний Габсбургов.

В ходе длительных и ожесточенных военных действий габсбургский лагерь потерпел поражение. Опустошенная Германия лежала в руинах. В 1648 г. был подписан Вестфальский мир. Он закрепил политическую раздробленность Германии и существование на ее территории как католических, так и протестантских государств. Наибольшие выгоды из Тридцатилетней вой­ны извлекла Франция. Получив значительные территориальные приобретения, она стала самой могущественной державой Европы.

Вопросы


1. Назовите не менее двух основных причин Реформации. Охарактеризуйте их. Почему именно они способствовали началу Реформации?

2. Назовите основные положения учения М. Лютера. На ваш взгляд, какие новые духовные требования привнесла в жизнь европейцев эпоха Реформации?

3. Охарактеризуйте Реформацию в Германии и Швейцарии. Выделите схожие и различные черты. Составьте в тетради таблицу.

4. Охарактеризуйте политическую и религиозную ситуацию в Европе в XVI — середине XVII в.

5. Охарактеризуйте политику Контрреформации по плану: а) причины, б) основные мероприятия, в) итоги и последствия.


6. Подготовьте интерактивную ленту времени с основными событиями периода Реформации и религиозных вой­н в Европе. Объясните свой выбор событий. Какое из них, на ваш взгляд, является переломным в религиозных вой­нах?

Реформация

Картина, посвящённая Реформации в Европе

Начавшись в Германии, Реформация вскоре прокатилась по всей Европе, навсегда разделив её на католиков и протестантов. Эти события перекроили политический баланс сил и оказали огромное влияние на всю дальнейшую историю, а также заложили предпосылки для религиозных войн.

Причины Реформации

Причины Реформации

Основные причины Реформации

  • Гонения католической церкви на науку. В XVI веке было совершено немало важных научных открытий, которые, однако, часто противоречили церковным догматам. Это стало причиной гонения на учёных, что вызвало недовольство среди многих людей.
  • Вмешательство Церкви в светскую жизнь. Феодалы были недовольны вмешательством духовенства в их дела, а городские власти – поборами на содержание расположенных в них церквей.
  • Сложность и непонятность церковных обрядов. Церковь была страшно далека от народа, стремясь стать посредником между людьми и Богом. Большинство людей же с радостью встретило предложенную Мартином Лютером идею о том, что посредники в этом вопросе не нужны, так как это давало им возможность стать ближе к Богу. Это стало одной из основных причин Реформации в Европе.
  • Кризис Католической церкви. В XV веке она пережила период троепапства, а некоторые порочные практики вроде злоупотребления властью и продажи индульгенций (отпущение грехов за плату) вызывали массовое недовольство. Многие католические священнослужители сами были невежественным, глупы и алчны, что создавало Церкви негативный имидж. Высшие церковные иерархи тем временем жили в роскоши, одновременно напоминая прихожанам о необходимости быть скромными и смиренными, и людей возмущало это двуличие.
  • Формирование класса буржуазии. Эти люди, более обеспеченные, чем простонародье, в массе своей не желали вкладывать деньги в постройку соборов и содержание духовенства. Такие настроения в буржуазной среде также стали одной из причин Реформации.
  • Налоги и коррупция. Церковь забирала свою десятину (одну десятую всех доходов) в виде налогов, а торговля должностями в среде духовенства приняла огромные масштабы. Проще говоря, католическая Церковь погрязла в коррупции.

Реформы Ярослава Мудрого

Реформы Ярослава Мудрого. Преобразования кратко в таблице.

Суэцкий кризис

Суэцкий кризис. Причины, ход событий, итоги.

Суть Реформации

Фактически Реформация стала церковным расколом, в результате которого от Римско-Католической Церкви отделились протестанты, которые, в свою очередь, позднее также раскололись на множество направлений и течений. По сути, Реформация в Европе положила конец безоговорочному владычеству католической Церкви в европейских государствах, так как за какие-то десятки лет многие страны стали целиком или почти целиком протестантскими. Это общественное-политическое и религиозное течение навсегда изменило облик Европы, а порождённый им протестантизм стал одним из трёх основных направлений христианства в мире наряду с католицизмом и православием. При этом суть Реформации была скорее революционной, нежели эволюционной – события развивались стремительно, сопровождаясь массовыми беспорядками, войнами и репрессиями.

Событие, положившее начало Реформации

Официально началом Реформации считается 31 октября 1517 года, тот самый день, когда Мартин Лютер опубликовал свой труд “95 тезисов”, критиковавший католическую Церковь. Некоторые историки, правда, сомневаются, что это событие имело место в реальности. При этом выступления против папской власти случались и раньше, но они были совсем другими: раньше критики рассматривали проблемы Церкви через призму человечности, а Мартин Лютер начал критиковать церковные догмы. Так что публикация его “95 тезисов” считается основным событием, начавшим Реформацию в Европе.

Распространение Реформации в Европе

Распространение Реформации

Некоторые этапы распространения Реформации в странах Европы

Чтобы вспомнить, в каких странах была распространены Реформация, надо вспомнить о том, что началась она в XVI веке в Германии, которая тогда была раздробленным государством, в котором недовольство церковью испытывали представители всех социальных слоёв. Вскоре Реформация распространилась по другим странам – Чехия, Нидерланды, Венгрия, Австрия, Франция, Англия. В ряде случаев это привело к разрушительным военным конфликтам – так, казнь Яна Гуса идеолога чешской реформации, послужила основной причиной гуситских войн, продлившихся 15 лет, а протестантский проповедник Томас Мюнцер фактически начал в Германии крестьянскую войну против несправедливости и угнетения, ставшую крупнейшим восстанием в Европе до Великой Французской революции. Стоит отметить, что распространение Реформации в Европе также сопровождалось частыми погромами и грабежами католических храмов и церквей. Постепенно Реформация охватывала всё новые и новые страны – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Литва, Швейцария, Шотландия и др. Русское царство, однако, затронуто Реформацией не было – она представляла собой конфликт между протестантами и католиками, а Россия была православной. Самым заметным последствием Реформации в Европе стала Контрреформация, комплекс мер, призванных ей противодействовать. В итоге часть европейских государств осталась католическими целиком или частично.

Читайте также: