На государевой службе кратко

Обновлено: 08.07.2024

Формирование относительно самостоятельной административной (аппаратной) власти в России произошло достаточно давно. Оно восходит к XVI в., ко времени правления Ивана IV. К этому времени территория страны приобрела внушительные размеры, а население достигло порядка 10 млн человек. В этих условиях система управления, рассчитанная на небольшие княжеские владения, должна была уступить место новой организации власти[10].

В это время механизм центральных органов государственного управления эволюционировал из дворцово-вотчинного, ведавших делами княжеских владений, в общегосударственный, охвативший всю территорию страны. В центральных органах появились первые общероссийские административные управленческие учреждения — приказы, которые стали курировать отдельные отрасли управления или порученные им территории.

Главной задачей Посольского приказа было осуществление решений верховной власти (царя и Боярской думы) но вопросам внешней политики. До начала XVI в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом, а потому не имела и у себя соответствующих миссий других государств. В связи с этим основным содержанием работы Посольского приказа была отправка за границу русских посольств, а также прием и размещение иноземных посольств.

Кроме того, в ведении Посольского приказа находились дела, связан-

ные с проживанием в России иностранных купцов и ремесленников, выкупом пленных и др.

Кроме того, приказ выполняли многие функции но обороне, безопасности и внутренним делам. На него ложились организация строительства крепостей, пограничной службы, назначение наместников и других должностных лиц, а также контроль за их деятельностью. Поместный приказ был тесно связан с Разрядным приказом. Он наделял служилое дворянство и приказных служащих тем количеством земли, которое определял каждому конкретному лицу.

Разрядный приказ. В его распоряжении находился весь государственный земельный фонд страны. В приказе работали специалисты межевого дела, учетчики и другие служащие, которые составляли межевые,

окладные и прочие книги. Приказ выдавал акты на право владения землей от имени Боярской думы, что создавало ему соответствующий престиж. Попасть на службу в Поместный приказ считалось большой удачей.

Для управления другими группами служилых людей были созданы специальные приказы: для стрельцов — Стрелецкий, для пушкарей — Пушкарский. Под началом Оружейного приказа находился арсенал русского государства, в том числе и Оружейная палата, ведавшая изготовлением и хранением оружия. Значительную группу приказов составляли так называемые дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и царского хозяйства.




Вся работа в приказах велась силами приказной бюрократии. Она принадлежала к правящим слоям общества и признавалась не податным сословием. Внутри приказной бюрократии существовала своя иерархия, определявшая социальный статус и материальное обеспечение каждого из служащих. Деление управленческого персонала на политических руководителей и приказных (государственных) служащих в это время еще не существовало. Многие приказные служащие занимали должности и политических руководителей.

Помимо дьяков и подьячих, в приказах имелись также приставы и сторожа. Так, в Посольском приказе сторожа сопровождали иностранных дипломатов, а приставы разбирали и судебные дела. В этом же приказе служили еще толмачи (переводчики) и золотописцы, расписывавшие золотом и краской грамоты.

Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил обычай, проверенный веками опыт: приказные служащие легко разбирались в хитросплетениях разнородных дел. В неопределенности числа приказов состояла суть приказного строя — текучего, изменяющегося, приспосабливающегося к различным историческим условиям и в то же время неизменного.

Все приказы делились на три большие группы: приказы общегосударственной компетенции, дворцовые и патриаршие. Первая группа

приказов сосредоточивала в себе основные функции по управлению российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные приказы. В XVI—XVII вв. отношения между приказами не регулировались каким-то определенным законом. На практике вырабатывались приемы сношений между приказами, которым традиционно следовали приказные служащие.

Централизация и систематизация приказного управления оказывалась невозможной потому, что в основе образования и функционирования приказной системы лежали такие принципы, которые не позволяли ей сложиться в строгую систему отраслевого управления.

Сосредоточение в отдельных приказах разнообразных дел сочеталось

с распылением однородных, идентичных дел между несколькими приказами, что создавало своеобразную ведомственную чересполосицу.

Все приказные люди, вне зависимости от их происхождения, были включены в структуру служилого сословия российского общества, пользовались соответствующими правами и привилегиями. Вместе с тем для них сохранялось двойственное понимание их службы. С одной стороны, по общей присяге они были обязаны нести службу царю, в основном военную. С другой стороны, специальными приписями их служба определялась как работа в государственных органах и учреждениях[12].

Формирование относительно самостоятельной административной (аппаратной) власти в России произошло достаточно давно. Оно восходит к XVI в., ко времени правления Ивана IV. К этому времени территория страны приобрела внушительные размеры, а население достигло порядка 10 млн человек. В этих условиях система управления, рассчитанная на небольшие княжеские владения, должна была уступить место новой организации власти[10].

В это время механизм центральных органов государственного управления эволюционировал из дворцово-вотчинного, ведавших делами княжеских владений, в общегосударственный, охвативший всю территорию страны. В центральных органах появились первые общероссийские административные управленческие учреждения — приказы, которые стали курировать отдельные отрасли управления или порученные им территории.

Главной задачей Посольского приказа было осуществление решений верховной власти (царя и Боярской думы) но вопросам внешней политики. До начала XVI в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом, а потому не имела и у себя соответствующих миссий других государств. В связи с этим основным содержанием работы Посольского приказа была отправка за границу русских посольств, а также прием и размещение иноземных посольств.

Кроме того, в ведении Посольского приказа находились дела, связан-

ные с проживанием в России иностранных купцов и ремесленников, выкупом пленных и др.

Кроме того, приказ выполняли многие функции но обороне, безопасности и внутренним делам. На него ложились организация строительства крепостей, пограничной службы, назначение наместников и других должностных лиц, а также контроль за их деятельностью. Поместный приказ был тесно связан с Разрядным приказом. Он наделял служилое дворянство и приказных служащих тем количеством земли, которое определял каждому конкретному лицу.

Разрядный приказ. В его распоряжении находился весь государственный земельный фонд страны. В приказе работали специалисты межевого дела, учетчики и другие служащие, которые составляли межевые,

окладные и прочие книги. Приказ выдавал акты на право владения землей от имени Боярской думы, что создавало ему соответствующий престиж. Попасть на службу в Поместный приказ считалось большой удачей.

Для управления другими группами служилых людей были созданы специальные приказы: для стрельцов — Стрелецкий, для пушкарей — Пушкарский. Под началом Оружейного приказа находился арсенал русского государства, в том числе и Оружейная палата, ведавшая изготовлением и хранением оружия. Значительную группу приказов составляли так называемые дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и царского хозяйства.

Вся работа в приказах велась силами приказной бюрократии. Она принадлежала к правящим слоям общества и признавалась не податным сословием. Внутри приказной бюрократии существовала своя иерархия, определявшая социальный статус и материальное обеспечение каждого из служащих. Деление управленческого персонала на политических руководителей и приказных (государственных) служащих в это время еще не существовало. Многие приказные служащие занимали должности и политических руководителей.

Помимо дьяков и подьячих, в приказах имелись также приставы и сторожа. Так, в Посольском приказе сторожа сопровождали иностранных дипломатов, а приставы разбирали и судебные дела. В этом же приказе служили еще толмачи (переводчики) и золотописцы, расписывавшие золотом и краской грамоты.

Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил обычай, проверенный веками опыт: приказные служащие легко разбирались в хитросплетениях разнородных дел. В неопределенности числа приказов состояла суть приказного строя — текучего, изменяющегося, приспосабливающегося к различным историческим условиям и в то же время неизменного.

Все приказы делились на три большие группы: приказы общегосударственной компетенции, дворцовые и патриаршие. Первая группа

приказов сосредоточивала в себе основные функции по управлению российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные приказы. В XVI—XVII вв. отношения между приказами не регулировались каким-то определенным законом. На практике вырабатывались приемы сношений между приказами, которым традиционно следовали приказные служащие.

Централизация и систематизация приказного управления оказывалась невозможной потому, что в основе образования и функционирования приказной системы лежали такие принципы, которые не позволяли ей сложиться в строгую систему отраслевого управления.

Сосредоточение в отдельных приказах разнообразных дел сочеталось

с распылением однородных, идентичных дел между несколькими приказами, что создавало своеобразную ведомственную чересполосицу.

Все приказные люди, вне зависимости от их происхождения, были включены в структуру служилого сословия российского общества, пользовались соответствующими правами и привилегиями. Вместе с тем для них сохранялось двойственное понимание их службы. С одной стороны, по общей присяге они были обязаны нести службу царю, в основном военную. С другой стороны, специальными приписями их служба определялась как работа в государственных органах и учреждениях[12].

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как и в предыдущие столетия, в XVI веке российское общество делилось на сосло.

Местничество – система замещения высших должностей в государстве по родовитос.

Местничество – система замещения высших должностей в государстве по родовитости происхождения. Своё положение надо было поддерживать службой. Царское наказание – опала (за бегство с поля боя, переход на службу к другому государю) ухудшало положение не только дворянина, но и всего его рода.

Холопы были прислугой помещика. Некоторые работали на хозяйской пашне, управл.

Основное жилище крестьянина - изба по своим размерам была невелика (от 10 до.

Основное жилище крестьянина - изба по своим размерам была невелика (от 10 до 30 м2). Внутри избы располагались лавки, стол, посуда из дерева, бересты, глины. Металлических изделий было мало и ценились они высоко.

Основное пространство избы занимала печь. Её использовали для отопления, приг.

Основное пространство избы занимала печь. Её использовали для отопления, приготовления пищи, для вентиляции помещения. Часть избы, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом.

Красный угол располагался по диагонали от печи. Основным украшением красного.

Красный угол располагался по диагонали от печи. Основным украшением красного угла являлась божница с иконами и лампадкой. В красном углу находился стол. Все значимые события семейной жизни отмечались именно здесь.

доску врубали одним концом в стену избы, а на другом делали подпорки. Под лав.

доску врубали одним концом в стену избы, а на другом делали подпорки. Под лавками хранили различные предметы: топоры, инструменты, обувь и прочее. На лавку позволялось сесть не каждому. Под окнами избы делались лавки, которые были прикреплены к стенам неподвижно:

В избе жила крестьянская семья, состоящая из 6 - 8 человек. В крестьянском хо.

В избе жила крестьянская семья, состоящая из 6 - 8 человек. В крестьянском хозяйстве трудились и мужчины и женщины. Женились рано - до 20 лет (в одиночку невозможно было вести хозяйство). Средний срок жизни крестьянина составлял 30 - 40 лет. Доживший до 45 - 50 лет считался уже стариком.

Вся жизнь земледельца протекала в соседской общине (миру). Община обычно сост.

Вся жизнь земледельца протекала в соседской общине (миру). Община обычно состояла из жителей более крупного села и близлежащих к нему деревень. Община распределяла пахотные наделы и угодья (пастбища, луга, леса, водопои) и отвечала за уплату податей. Общинные старосты решали дела с господами и распределяли повинности между односельчанами.

Крестьяне имели право перехода от одного владельца к другому. Чтобы сохранить.

Крестьяне имели право перехода от одного владельца к другому. Чтобы сохранить налогоплательщиков и обеспечить поместья рабочими руками, правительство в 1581 году ввело заповедные лета - запретило крестьянам уходить из вотчин и поместий. В 1597 году был введён 5-летний срок сыска беглых крестьян - урочные лета.

3. Посадские люди и гости К концу XVI в. в России насчитывалось около 200 гор.

3. Посадские люди и гости К концу XVI в. в России насчитывалось около 200 городов. Город насчитывал 100 - 300 дворов, а всё городское население в России составляло около 300 тыс. человек. Городами управляли назначаемые государем наместники и воеводы.

Центром города была каменная или деревянная крепость, внутри которой находили.


Стрельцы были вооружены гладкоствольными ружьями-пищалями, саблями, которые пришли на смену мечам, и бердышами — топорами с лезвием в форме полумесяца на длинных рукоятках; такое устройство позволяло использовать бердыш как рубящее и колющее оружие. На нижний конец его древка насаживалось железное копьецо для втыкания в землю; при стрельбе из пищали бердыш служил для неё опорой-подсошком.

Из других Плещеевых известен Иван Дмитриевич Колодка. В разрядах его имя появилось только во время опричнины, куда он попал благодаря своим родственникам Басмановым и уже в 1567/68 году командовал опричными войсками под Калугой, в 1568/69-м — под Ржевом; а в 1569-м был назначен первым воеводой полка правой руки под Калугой.

Судя по кратким разрядным записям, Плещеевы особых воинских лавров не стяжали, но служили честно. Опричнина позволила им выдвинуться в первые ряды военачальников — но и погубила их карьеру. Захарий и Иван в 1570 году попали вместе с Алексеем Басмановым в опалу и были казнены. Никита и Андрей остались живы, но их имена исчезли из разрядов. Никита Иванович вновь получил назначение в октябре 1573 года и до конца царствования Ивана Грозного ничем отмечен не был. Лишь в 1589 году он стал окольничим и вскоре после этого скончался. Иван Колодка-Плещеев также на три года исчез из разрядов, а в дальнейшем получал должности гораздо менее ответственные и до думного чина отца так и не дослужился .

На службе государевой

На службе Франции

На службе Франции Не будет большим преувеличением сказать, что морское дело в Ордене было поставлено на широкую ногу. Сейчас мало кто упоминает о морских баталиях иоаннитов, хотя всерьез обсуждается влияние голландской или английской военно-морской школы на стиль

На службе у Республики

На службе у Республики Как писал в 1762 г. Пьетро Франчески, секретарь работавшей в то время комиссии по пересмотру конституции, сама атмосфера в Брольо «воспитывала граждан в республиканском духе и поддерживала в них чувство субординации, необходимое для выживания

Продвижение по службе

Продвижение по службе Способность командовать приходит благодаря способности подчинять, а также благодаря умению подавать пример и быть лучшим во всем, а также хорошему знанию движений человеческой души. С помощью охоты, верховой езды, бега, борьбы, кулачного боя,

1. НА ЦАРЕВОЙ СЛУЖБЕ

1. НА ЦАРЕВОЙ СЛУЖБЕ Для генерал-лейтенанта Николая Николаевича Юденича вступление в первую мировую войну началось с приема, устроенного в его честь по случаю 52-летия. Собралась семья, родственники, пришли многочисленные сослуживцы. Торжество намечалось обычное для

Солдаты жалуются на тяготы государевой службы

Солдаты жалуются на тяготы государевой службы Как за реченькой за ВолгоюНе камыш-трава в поле шатается,Зашатался душа добрый молодец;Он не сам собой, не своей охотою,Он не охотушкой – большой неволюшкой.Как неволюшка – наша жизнь боярская,Жизнь боярская, служба

На германской службе

На германской службе Первые контакты Б. А. Смысловского с немецкой военной разведкой начались с середины 1920-х гг. По одной из версий, высказанной В. Ф. Климентьевым, Смысловский вступил в контакт с абвером во время обучения в Политехническом институте в Данциге. Уже тогда,

Оккультизм на службе ЧК

Оккультизм на службе ЧК Александр Барченко родился в 1881 году в Ельце, в семье судьи. В 1898 году окончил петербургскую гимназию, затем поучился в нескольких университетах, но, так и не сумев нигде закончить полного курса, отправился в путешествие по России и миру «в качестве

Разведспутники на службе ЦРУ

ТАНКИ Т-10 НА СЛУЖБЕ

ТАНКИ Т-10 НА СЛУЖБЕ К моменту принятия Т-10 на вооружение, танковые войска Советской Армии состояли из танковых или механизированных дивизий, частично сведенных в механизированные армии, частично отдельных. Всего по состоянию на 1948 год было сформировано 27 танковых и 80

На государевой службе

На службе у Екатерины

На службе у Екатерины Но, а причем тут Россия? А при том, что скоро приговоренный на родине к смерти и щедро награжденный ее врагами, корсар предлагает свои услуги Екатерине. Россия в это время готовилась к войне с Турцией и очень нуждалась в опытных моряках, а потому Джонсу

Формирование относительно самостоятельной административной (аппаратной) власти в России произошло достаточно давно. Оно восходит к XVI в., ко времени правления Ивана IV. К этому времени территория страны приобрела внушительные размеры, а население достигло порядка 10 млн человек. В этих условиях система управления, рассчитанная на небольшие княжеские владения, должна была уступить место новой организации власти[10].

В это время механизм центральных органов государственного управления эволюционировал из дворцово-вотчинного, ведавших делами княжеских владений, в общегосударственный, охвативший всю территорию страны. В центральных органах появились первые общероссийские административные управленческие учреждения — приказы, которые стали курировать отдельные отрасли управления или порученные им территории.

Главной задачей Посольского приказа было осуществление решений верховной власти (царя и Боярской думы) но вопросам внешней политики. До начала XVI в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом, а потому не имела и у себя соответствующих миссий других государств. В связи с этим основным содержанием работы Посольского приказа была отправка за границу русских посольств, а также прием и размещение иноземных посольств.

Кроме того, в ведении Посольского приказа находились дела, связан-

ные с проживанием в России иностранных купцов и ремесленников, выкупом пленных и др.

Кроме того, приказ выполняли многие функции но обороне, безопасности и внутренним делам. На него ложились организация строительства крепостей, пограничной службы, назначение наместников и других должностных лиц, а также контроль за их деятельностью. Поместный приказ был тесно связан с Разрядным приказом. Он наделял служилое дворянство и приказных служащих тем количеством земли, которое определял каждому конкретному лицу.

Разрядный приказ. В его распоряжении находился весь государственный земельный фонд страны. В приказе работали специалисты межевого дела, учетчики и другие служащие, которые составляли межевые,

окладные и прочие книги. Приказ выдавал акты на право владения землей от имени Боярской думы, что создавало ему соответствующий престиж. Попасть на службу в Поместный приказ считалось большой удачей.

Для управления другими группами служилых людей были созданы специальные приказы: для стрельцов — Стрелецкий, для пушкарей — Пушкарский. Под началом Оружейного приказа находился арсенал русского государства, в том числе и Оружейная палата, ведавшая изготовлением и хранением оружия. Значительную группу приказов составляли так называемые дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и царского хозяйства.




Вся работа в приказах велась силами приказной бюрократии. Она принадлежала к правящим слоям общества и признавалась не податным сословием. Внутри приказной бюрократии существовала своя иерархия, определявшая социальный статус и материальное обеспечение каждого из служащих. Деление управленческого персонала на политических руководителей и приказных (государственных) служащих в это время еще не существовало. Многие приказные служащие занимали должности и политических руководителей.

Помимо дьяков и подьячих, в приказах имелись также приставы и сторожа. Так, в Посольском приказе сторожа сопровождали иностранных дипломатов, а приставы разбирали и судебные дела. В этом же приказе служили еще толмачи (переводчики) и золотописцы, расписывавшие золотом и краской грамоты.

Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил обычай, проверенный веками опыт: приказные служащие легко разбирались в хитросплетениях разнородных дел. В неопределенности числа приказов состояла суть приказного строя — текучего, изменяющегося, приспосабливающегося к различным историческим условиям и в то же время неизменного.

Все приказы делились на три большие группы: приказы общегосударственной компетенции, дворцовые и патриаршие. Первая группа

приказов сосредоточивала в себе основные функции по управлению российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные приказы. В XVI—XVII вв. отношения между приказами не регулировались каким-то определенным законом. На практике вырабатывались приемы сношений между приказами, которым традиционно следовали приказные служащие.

Централизация и систематизация приказного управления оказывалась невозможной потому, что в основе образования и функционирования приказной системы лежали такие принципы, которые не позволяли ей сложиться в строгую систему отраслевого управления.

Сосредоточение в отдельных приказах разнообразных дел сочеталось

с распылением однородных, идентичных дел между несколькими приказами, что создавало своеобразную ведомственную чересполосицу.

Все приказные люди, вне зависимости от их происхождения, были включены в структуру служилого сословия российского общества, пользовались соответствующими правами и привилегиями. Вместе с тем для них сохранялось двойственное понимание их службы. С одной стороны, по общей присяге они были обязаны нести службу царю, в основном военную. С другой стороны, специальными приписями их служба определялась как работа в государственных органах и учреждениях[12].

Формирование относительно самостоятельной административной (аппаратной) власти в России произошло достаточно давно. Оно восходит к XVI в., ко времени правления Ивана IV. К этому времени территория страны приобрела внушительные размеры, а население достигло порядка 10 млн человек. В этих условиях система управления, рассчитанная на небольшие княжеские владения, должна была уступить место новой организации власти[10].

В это время механизм центральных органов государственного управления эволюционировал из дворцово-вотчинного, ведавших делами княжеских владений, в общегосударственный, охвативший всю территорию страны. В центральных органах появились первые общероссийские административные управленческие учреждения — приказы, которые стали курировать отдельные отрасли управления или порученные им территории.

Главной задачей Посольского приказа было осуществление решений верховной власти (царя и Боярской думы) но вопросам внешней политики. До начала XVI в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом, а потому не имела и у себя соответствующих миссий других государств. В связи с этим основным содержанием работы Посольского приказа была отправка за границу русских посольств, а также прием и размещение иноземных посольств.

Кроме того, в ведении Посольского приказа находились дела, связан-

ные с проживанием в России иностранных купцов и ремесленников, выкупом пленных и др.

Кроме того, приказ выполняли многие функции но обороне, безопасности и внутренним делам. На него ложились организация строительства крепостей, пограничной службы, назначение наместников и других должностных лиц, а также контроль за их деятельностью. Поместный приказ был тесно связан с Разрядным приказом. Он наделял служилое дворянство и приказных служащих тем количеством земли, которое определял каждому конкретному лицу.

Разрядный приказ. В его распоряжении находился весь государственный земельный фонд страны. В приказе работали специалисты межевого дела, учетчики и другие служащие, которые составляли межевые,

окладные и прочие книги. Приказ выдавал акты на право владения землей от имени Боярской думы, что создавало ему соответствующий престиж. Попасть на службу в Поместный приказ считалось большой удачей.

Для управления другими группами служилых людей были созданы специальные приказы: для стрельцов — Стрелецкий, для пушкарей — Пушкарский. Под началом Оружейного приказа находился арсенал русского государства, в том числе и Оружейная палата, ведавшая изготовлением и хранением оружия. Значительную группу приказов составляли так называемые дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и царского хозяйства.

Вся работа в приказах велась силами приказной бюрократии. Она принадлежала к правящим слоям общества и признавалась не податным сословием. Внутри приказной бюрократии существовала своя иерархия, определявшая социальный статус и материальное обеспечение каждого из служащих. Деление управленческого персонала на политических руководителей и приказных (государственных) служащих в это время еще не существовало. Многие приказные служащие занимали должности и политических руководителей.

Помимо дьяков и подьячих, в приказах имелись также приставы и сторожа. Так, в Посольском приказе сторожа сопровождали иностранных дипломатов, а приставы разбирали и судебные дела. В этом же приказе служили еще толмачи (переводчики) и золотописцы, расписывавшие золотом и краской грамоты.

Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил обычай, проверенный веками опыт: приказные служащие легко разбирались в хитросплетениях разнородных дел. В неопределенности числа приказов состояла суть приказного строя — текучего, изменяющегося, приспосабливающегося к различным историческим условиям и в то же время неизменного.

Все приказы делились на три большие группы: приказы общегосударственной компетенции, дворцовые и патриаршие. Первая группа

приказов сосредоточивала в себе основные функции по управлению российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные приказы. В XVI—XVII вв. отношения между приказами не регулировались каким-то определенным законом. На практике вырабатывались приемы сношений между приказами, которым традиционно следовали приказные служащие.

Централизация и систематизация приказного управления оказывалась невозможной потому, что в основе образования и функционирования приказной системы лежали такие принципы, которые не позволяли ей сложиться в строгую систему отраслевого управления.

Сосредоточение в отдельных приказах разнообразных дел сочеталось

с распылением однородных, идентичных дел между несколькими приказами, что создавало своеобразную ведомственную чересполосицу.

Все приказные люди, вне зависимости от их происхождения, были включены в структуру служилого сословия российского общества, пользовались соответствующими правами и привилегиями. Вместе с тем для них сохранялось двойственное понимание их службы. С одной стороны, по общей присяге они были обязаны нести службу царю, в основном военную. С другой стороны, специальными приписями их служба определялась как работа в государственных органах и учреждениях[12].

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Как формировалось сословное общество в России? Какие факторы влияли на этот процесс?

1. На государевой службе

Кого называли удельными князьями? Когда на Руси появились удельные княжества?

У удельных князей — родственников государя всея Руси были свои бояре и слуги, полки, с которыми князья ходили на войну, казна и администрация. В своих владениях удельные князья выдавали специальные документы — жалованные грамоты, предоставлявшие особые права и льготы отдельным лицам и монастырям. Согласно договорам удельных князей с великим князем (а с 1547 г. — царём) они не имели права чеканить монету и вести самостоятельную внешнюю политику. Тем не менее удельные князья (как члены московского княжеского дома) имели право на престол, и государям всея Руси приходилось делать всё, чтобы они эти права не предъявляли.


Смотр служилых людей. Художник С. В. Иванов

Вспомните, что такое местничество.


Русские крестьяне. Рисунок XVII в.

2. Крестьянский мир

В избе жила крестьянская семья, состоящая из 6—8 человек. В крестьянском хозяйстве трудились и мужчины и женщины: глава семьи с сыновьями расчищал поле, выполнял все сельскохозяйственные работы (на жатве работала вся семья); он строил и чинил дом, заготавливал дрова. Уход за скотом, приготовление еды, изготовление домотканой одежды лежали на хозяйке и дочерях. Женились и выходили замуж рано — до 20 лет (как только юноша был способен вести своё хозяйство и нести повинности — тягло). Холостяков и незамужних в деревне не было, ибо в одиночку невозможно было вести хозяйство.


Избы русских крестьян (слева направо): северный район, центральный район (вверху), северо-восточный район, южный район (внизу). Современный рисунок

Как вы думаете, почему в разных районах страны строили различные по конструкции избы?

Средний срок жизни крестьянина составлял 30—40 лет. Доживший до 45—50 лет считался уже стариком.

Вся жизнь земледельца протекала в соседской общине (миру). До XVII в. община обычно состояла из жителей более крупного села и близлежащих к нему деревень; позднее появились и общины, состоявшие из крестьян одного села. Община распределяла пахотные наделы и угодья (пастбища, луга, леса, водопои) и отвечала за уплату податей круговой порукой. Общинные старосты решали дела с господами и местной администрацией и распределяли повинности между односельчанами.

Что такое крепостное право?


Поимка и привод беглых крестьян. Рисунок XVII в.

В конце XVI в. выросшие налоги и неурожаи привели к массовому запустению дворянских владений. Чтобы сохранить налогоплательщиков и обеспечить поместья рабочими руками, правительство при проведении новой переписи земель в 1581 г. ввело заповедные лета — запретило крестьянам уходить из вотчин и поместий. Так в России продолжилось законодательное оформление крепостного права. В 1597 г. был введён 5-летний срок сыска беглых крестьян — урочные лета.


Карта Москвы XVI в., составленная иностранцем

Найдите в Интернете современную схему Московского Кремля. Сравните её с данной картой. Предположите, какие храмы изображены на карте, составленной иностранцем.

3. Посадские и гости

К концу XVI в. в России насчитывалось около 200 городов. Из них только Москва была очень большим городом — в ней проживало около 100 тыс. человек. Вторым по величине городом являлся Великий Новгород (около 30 тыс. жителей). Кроме нескольких больших центров (Ярославль, Устюг, Вологда), обычный город насчитывал 100—300 дворов, а всё городское население в России составляло около 300 тыс. человек. Городами управляли назначаемые государем наместники и воеводы.

Что такое слободы?

Купцы и ремесленники проживали в посадах. Среди городского купечества выделились гости. Наиболее известными были Сырковы, Хозниковы,

Таракановы, Строгановы. Они платили налоги отдельно от прочих горожан, владели вотчинами, ездили за границу.


Хоромы Строгановых в Сольвычегодске. Рисунок XVII в.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю.

2. Какую сферу отношений регулировало местничество? 3. Что нового произошло в положении крестьянства в XVI в? Чем были вызваны эти перемены?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Какой была структура российского общества в XVI в.?

3. С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, чем различалась система управления в крестьянских общинах и городах. Способствовала ли такая система управления развитию России?

4. С помощью Интернета найдите изображения древних гербов российских бояр. Выясните, что они обозначали.

Запоминаем новые слова

Гости — крупные купцы, ведущие торговлю с иностранными государствами, а также иноземные купцы.

Заповедные лета — годы, в течение которых в некоторых районах Российского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный статьёй 57 Судебника 1497 г.).

Посад — торгово-ремесленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города, которое иногда делилось на слободы и сотни. Тягло — денежные и натуральные повинности, которые несли крестьяне и посадские люди.

Урочные лета — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян.

Читайте также: