Мытарства блаженной феодоры кратко
Обновлено: 08.07.2024
Однажды, - пишет Григорий, - придя к отцу моему духовному Василию, я узнал, что прислужница его, Феодора, приняв иноческий чин, мирно отошла ко Господу. Все знавшие ее были огорчены ее кончиной, так она много добра сделала в своей жизни. Не менее других был огорчен и я. Но я не столько скорбел о потере ее, сколько о том, что не знал, какой участи удостоилась она по кончине своей и причислена ли она к лику святых праведников или нет.
Будучи мучим такими внутренними вопросами, я сначала ничего не говорил святому Василию, но потом, зная, что преподобный, по своей прозорливости, уже сам знает мои тайные помышления и желания, обратился к нему с убедительной просьбой, рассказать мне, какой участи удостоилась по кончине своей Феодора, которая вполне благочестиво провела последние дни своей жизни. Святой Василий, внимательно по обыкновению выслушав мою просьбу, обещал молить милосердного Господа о даровании мне этой милости. Господь услышал молитву преподобного. Когда я уходил домой, то преподобный спросил меня еще раз: "Так ты очень желаешь этого?" На это я ответил, что очень, очень желал бы. Преподобный сказал: "Ты увидишь ее сегодня, если с верою просишь об этом и если глубоко уверен в возможности исполнения просимого". Я был сильно удивлен и рассуждал сам с собой: "Как и где я увижу ту, которая отошла в жизнь вечную?"
В ту же ночь я заснул на одре своем и вот вижу некоего юношу благообразного и привлекательного, который, подойдя ко мне, сказал: "Встань, зовет тебя преподобный отец Василий, чтоб вместе пойти посетить Феодору; если ты хочешь увидеть ее, то иди с ним и увидишь".
Я постарался скорее встать; сейчас же направился к преподобному и, не найдя его у себя, спрашивал о нем у всех присутствовавших там. Мне ответили, что преподобный Василий сам ушел посетить Феодору. Больно мне было слышать это, и я с грустью воскликнул: "Как же он не подождал меня, чтобы и мне исполнить свое заветное желание и утешиться, увидевши свою духовную мать. "
И вот некто из присутствующих указал мне путь, по которому отправился святой Василий и по которому я должен был идти. Я отправился вслед за святым и вдруг на этом пути очутился как бы в неведомом лабиринте: узкая дорога, неизвестно куда ведущая, была так неудобна, что со страхом едва можно было идти по ней… Я очутился пред воротами, которые были крепко заперты; приблизившись к ним, я посмотрел в скважину, желая кого-нибудь увидеть внутри двора, чтобы спросить о святом, если только он зашел сюда. Действительно, к счастью моему, я увидел там женщину, сидящую и беседующую со своими друзьями; окликнув ее, я спросил: "Госпожа, чей это двор?" Она ответила, что он принадлежит отцу нашему Василию, который недавно пришел сюда, чтоб посетить своих духовных чад. Услышав это, я обрадовался и осмелился просить ее отворить мне ворота, чтобы и мне войти, так как я тоже духовное чадо отца Василия. Но мне без разрешения Феодоры служанка не открыла двери. Я начал сильно стучать в дверь, прося открыть. Феодора услышала, сама пришла к воротам и, увидев меня, тотчас узнала и поспешила открыть их, сказав при этом: "Вот он - возлюбленный сын господина моего Василия!" Ввела меня во двор, радуясь моему приходу и приветствуя меня целованием святым, говорила: "Брат Григорий! Кто тебя наставил прийти сюда?" Я ей подробно рассказал, как по молитве святого Василия достиг счастья видеть ее во славе, которую она приобрела, благодаря своей подвижнической жизни. Ради духовной пользы, я убедительно просил преподобную рассказать мне все: как она рассталась с телом, как прошла мимо клеветников, как пришла в эту святую обитель, как здесь живет. Феодора ответила мне:
Чадо Григорие, о страшном деле спросил ты, ужасно вспомнить о нем. Видела я лица, которых никогда не видела, и слышала слова, которых никогда не слыхала. Что я могу сказать тебе? Страшное и ужасное пришлось видеть и слышать за мои дела, но при помощи и по молитвам отца нашего преподобного Василия мне все было легко.
Как передать тебе, чадо, ту муку телесную, тот страх и смятение, которое приходится испытывать умирающим! Как огонь сжигает брошенного в него и обращает в пепел, так мука смертная в последний час разрушает человека. Поистине страшна смерть подобных мне грешников!
Итак, когда настал час разлучения души моей от тела, я увидела вокруг моей постели множество эфиопов, черных как сажа или смола, с горящими как уголья глазами. Они подняли шум и крик: одни ревели как скоты и звери, другие лаяли как собаки, иные выли как волки, а иные хрюкали как свиньи. Все они, смотря на меня неистовствовали, грозились, скрежетали зубами, как будто желая меня съесть; они готовили хартии, в которых были записаны все мои дурные дела. Тогда бедная душа моя пришла в трепет; муки смертной как будто не существовало для меня: грозное видение страшных эфиопов было для меня другою, более страшной смертью. Я отворачивала глаза, чтобы не видеть их ужасных лиц, но они были везде и отовсюду неслись их голоса. Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлы, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были светлые как снег и блестели как золото; одежды были похожи на свет молнии, и на груди они были крестообразно подпоясаны золотыми поясами. Подошедши к моей постели, они стали около меня с правой стороны, тихо разговаривая между собой.
Увидев их, я обрадовалась; черные же эфиопы затрепетали и отошли подальше; один из светлых юношей обратился к ним со следующими словами: "О бесстыдные, проклятые, мрачные и злые враги рода человеческого! Зачем вы всегда спешите придти к одру умирающих, производя шум, устрашаете и приводите в смятение каждую душу, разлучающуюся от тела? Но не радуйтесь очень, здесь вы ничего не найдете, ибо Бог милостив к ней и нет вам части и доли в этой душе". Выслушав это, эфиопы заметались, подняв сильный крик и говоря: "Как мы не имеем части в этой душе? А это грехи чьи,- говорили они, показывая на свитки, где были записаны все мои дурные дела,- не она ли сделала вот это и это?" И сказав это, они стояли и дожидались моей смерти. Наконец, пришла и сама смерть, рыкающая как лев и очень страшная по виду; она похожа была на человека, но только не имела никакого тела и была составлена из одних голых человеческих костей. При ней находились различные орудия для мучений: мечи, копья, стрелы, косы, пилы, топоры и другие неизвестные мне орудия.
Затрепетала бедная душа моя, увидев это. Святые же Ангелы сказали смерти: "что же медлишь, освободи эту душу от тела, освободи тихо и скоро, потому что за ней нет многих грехов". Повинуясь этому приказанию, смерть подошла ко мне, взяла малый оскорд и прежде всего отсекла мне ноги, потом руки, затем постепенно другими орудиями отсекла прочие члены мои, отделяя состав от состава, и все тело мое омертвело. Затем, взявши теслу, она отсекла мне голову, и она сделалась для меня как бы чужая, ибо я не могла ею повернуть. После этого смерть сделала в чаше какое-то питье и, поднеся к моим устам, насильно напоила меня. Питье это было так горько, что душа моя не могла этого вынести - она содрогнулась и выскочила из тела, как бы насильно вырванная из него. Тогда светлые Ангелы взяли ее себе на руки. Я обернулась назад и увидела свое тело лежащим бездушным, нечувственным и недвижным, подобно тому, как если кто снимет с себя одежду и, бросивши, смотрит на нее - так и я глядела на свое тело, от которого освободилась, и весьма удивлялась этому. Бесы, бывшие в образе эфиопов, обступили державших меня святых Ангелов и кричали, показывая мои грехи: "Душа эта имеет множество грехов, пусть даст нам за них ответ!"
Но святые Ангелы стали отыскивать мои добрые дела и, по благодати Божией, находили и собирали все, что при помощи Господней сделано было мною доброго: милостыню ли я когда подала, или накормила голодного, или жаждущего напоила, или одела нагого, или ввела странника в дом свой и успокоила его, или услужила святым, или посетила больного и находящегося в темнице и помогла ему, или когда с усердием ходила в церковь и молилась с умилением и слезами, или когда со вниманием слушала церковное чтение и пение, или приносила в церковь ладан и свечи, или делала какое другое какое-либо приношение, или вливала деревянное масло в лампады перед святыми иконами и лобызала их с благоговением, или когда постилась и во все святые посты в среду и в пятницу не вкушала пищи, или сколько когда поклонов сделала и молилась по ночам, или когда всей душой обращалась к Богу и плакала о своих грехах, или когда с полным сердечным раскаянием исповедовала Богу перед своим духовным отцом свои грехи и старалась их загладить добрыми делами, или когда для ближнего сделала какое-нибудь добро, или когда не рассердилась на враждующего на меня, или когда перенесла какую-нибудь обиду и брань и не помнила их и не сердилась за них, или когда воздала добром за зло, или когда смиряла себя или сокрушалась о чужой беде, или сама была больна и безропотно терпела, или соболела другим больным, и утешила плачущего, или подала кому руку помощи, или помогла в добром деле, или удержала кого от дурного, или когда не обращала внимания на дела суетные, или удерживалась от напрасной клятвы или клеветы и пустословия, и все другие мои малейшие дела собирали святые Ангелы, готовясь положить против моих грехов. Эфиопы, видя это, скрежетали зубами, потому что хотели похитить меня у Ангелов и отвести на дно ада.
В это время неожиданно явился там же преподобный отец наш Василий и сказал святым Ангелам: "Господие мои, эта душа много служила мне, успокаивая мою старость, и я молился Богу, и Он отдал ее мне". Сказав это, он вынул из-за пазухи золотой мешочек, весь полный, как я думала, чистым золотом, и отдал его святым Ангелам, сказав: "Когда будете проходить воздушными мытарствами и лукавые духи начнут истязывать эту душу, выкупайте ее этим из ее долгов; я по благодати Божией богат, потому что много сокровищ собрал себе своими трудами, и дарю этот мешочек душе, служившей мне". Сказавши это, он скрылся. Лукавые бесы, видя это, находились в недоумении и, поднявши плачевные вопли, тоже скрылись. Тогда угодник Божий Василий пришел снова и принес много сосудов с чистым маслом, дорогим миром и, открывая один за другим каждый сосуд, вылил все на меня, и от меня разлилось благоухание. Тогда я поняла, что изменилась и стала особенно светла. Святой же опять обратился к Ангелам со следующими словами: "Господие мои! Когда все необходимое совершите над ней, тогда, приведши ее в предуготовленную мне от Господа обитель, оставьте ее там". Сказав это, он отошел.
У преп. Василия была послушница Феодора, которая много служила ему; приняв иноческий чин, она отошла ко Господу. Одному из учеников преподобного, Григорию, пришло желание узнать, где находится по своем преставлении Феодора, сподобилась ли она от Господа милости и отрады за свое служение святому старцу. Часто размышляя об этом, Григорий просил старца ответить ему, что с Феодорой, ибо твердо верил, что угоднику Божию все это известно. Не желая огорчить своего духовного сына, преп. Василий помолился, чтобы Господь открыл ему участь блаженной Феодоры. И вот Григорий увидел ее во сне – в светлой обители, полной небесной славы и неизреченных благ, которая была уготована Богом преп. Василию и в которой водворена была Феодора по его молитвам. Увидев ее, Григорий обрадовался и спросил ее, как разлучилась душа ее от тела, что она видела при своей кончине, как проходила воздушные мытарства. На эти вопросы Феодора отвечала ему так:
Мытарство 1‑е
Когда мы восходили от земли на высоту небесную, сначала нас встретили воздушные духи первого мытарства, на котором испытываются грехи празднословия. Здесь мы остановились. Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие я только говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и, тем более, срамного. Тут же были записаны все кощунственные дела моей молодости, а также случаи праздного смеха, к которому так склонна юность. Я видела тут же скверные слова, которые я когда-либо говорила, бесстыдные мирские песни, и обличали меня духи, указывая и место и время и лиц, с кем занималась я праздными беседами и своими словами прогневляя Бога, и нисколько не считала того за грех, а потому и не исповедовалась в этом перед духовным отцом. Глядя на эти свитки, я молчала будто лишенная дара речи, потому что мне нечего было им отвечать: все, что было у них записано, была правда. И я удивлялась, как это у них ничего не забыто, ведь прошло столько лет и я сама давно забыла об этом. Подробно и самым искусным образом испытывали они меня, и мало по малу я все вспомнила. Но святые Ангелы, водившие меня, положили конец моему испытанию на первом мытарстве: они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывших моих добрых дел, а чего не доставало из них на покрытие моих грехов, добавили из добродетелей отца моего преподобного Василия и искупили меня из первого мытарства, и мы пошли далее.
Мытарство 2‑е
Мы приблизились к другому мытарству, называемому мытарством лжи. Здесь человек отдает отчет за всякое лживое слово, а преимущественно за клятвопреступление, за напрасное призывание имени Господня, за ложные свидетельства, за неисполнение данных Богу обетов, за неискреннюю исповедь во грехах и за все тому подобное, когда человек прибегает ко лжи. Духи в этом мытарстве свирепы и жестоки и особенно сильно испытывают проходящих через это мытарство. Когда они остановили нас, то начали со всеми подробностями спрашивать меня, и я была уличена в том, что два раза солгала когда-то в самых малых вещах, так что не ставила того себе во грех, а также в том, что один раз, из-за стыда, не всю правду сказала на исповеди своему духовному отцу. Уличив меня во лжи, духи пришли в большую радость и уже хотели похитить меня из рук Ангелов, но они, для покрытия найденных грехов, указали на мои добрые дела, а недостающее пополнили добрыми делами отца моего преподобного Василия и тем выкупили из этого мытарства, и мы беспрепятственно пошли выше.
Мытарство 3‑е
Мытарство, к которому мы пришли потом, называется мытарством осуждения и клеветы. Здесь, когда остановили нас, я увидела как тяжко грешит тот, кто осуждает своего ближнего, и как много зла, когда один клевещет на другого, бесславит его, бранит, когда ругается и смеется над чужими грехами, не обращая внимания на свои собственные. Грозные духи испытывают грешных в этом за то, что они предвосхищают сан Христов и делаются судиями и губителями своих ближних, когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения. В этом мытарстве я, по благодати Божией, не во многом оказалась грешна, потому что во всю жизнь свою остерегалась, чтобы кого-нибудь не осудить, не наклеветать на кого, не насмехалась ни над кем, никого не бранила; иногда только, слушая, как другие осуждали ближних, клеветали на них или смеялись над ними, в мыслях я отчасти с ними соглашалась и, по неосторожности, к их речам прибавляла немного от себя, но, одумавшись, тотчас удерживалась. Но и это испытывавшие меня духи поставили мне во грех, и только заслугами преподобного Василия святые Ангелы освободили меня из этого мытарства, и мы пошли выше.
Мытарство 4‑е
Мытарство 5‑е
Беседуя таким образом, мы дошли до мытарства, называемое мытарством лености, на котором человек дает ответ за все дни и часы, проведенные в праздности. Здесь же задерживаются и тунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничего делать, или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчет с тех, которые не заботятся о славе имени Божия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим. Здесь же испытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своей душе как мирских людей, так и духовных, и многие отсюда отводятся в пропасть. Много и меня испытывали здесь и, если бы не добродетели преподобного Василия, восполнившие недостаток моих добрых дел, то мне не освободиться бы от долга лукавым духам этого мытарства за грехи мои; но они покрыли все, и я была изъята оттуда.
Мытарство 6‑е
Следующее мытарство кражи. В нем мы ненадолго были задержаны, и немного добрых дел потребовалось на покрытие моих грехов, потому что я не совершала кражи, кроме одной, весьма малой, в детстве по неразумению.
Мытарство 7‑е
После мытарства кражи мы пришли к мытарству сребролюбия и скупости. Но и это мытарство миновали мы благополучно, потому что я, по благодати Божией, не заботилась во время моей земной жизни о приобретении имения и не была сребролюбива, но довольна тем, что посылал мне Господь, не была и скупа, а что имела, то усердно подавала нуждающимся.
Мытарство 8‑е
Восходя выше, мы достигли мытарства, называемого мытарством лихоимства, где испытываются отдающие в рост свои деньги и через то получающие неправедные приобретения. Здесь же отдают отчет те, кто присваивает себе чужое. Лукавые духи этого мытарства тщательно обыскали меня, и не найдя за мной никакого греха, заскрежетали зубами; мы же возблагодарив Бога, пошли выше.
Мытарство 9‑е
Мы достигли мытарства, называемого мытарством неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые свой суд ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невинных; здесь истязуются те, кто не отдает должной платы наемникам или при торговле употребляет неправильную меру и тому подобное. Но мы, по благодати Божией, бесприпятственно миновали это мытарство, покрыв лишь немногими добрыми делами мои грехи этого рода.
Мытарство 10‑е
Также благополучно прошли мы и следующее мытарство, называемое мытарством зависти. У меня вовсе не оказалось грехов этого рода, потому что я никогда не завидовала. И хотя испытывались здесь и другие грехи: нелюбовь, братоненавидение, вражда, ненависть, но, по милосердию Божию, во всех этих грехах я оказалась невинна и видела как яростно скрежетали зубами бесы, но не убоялась их, и, радуясь, мы пошли выше.
Мытарство 11‑е
Подобным образом прошли мы и мытарство гордости, где надменные и гордые духи испытывают тех, кто тщеславен, много думает о себе и величается; особенно же тщательно здесь испытывают души тех, кто непочтителен к отцу и матери, а также к поставленным от Бога властям: рассматриваются случаи неповиновения им, и прочие дела гордости, и тщеславные слова. Мне весьма и весьма мало потребовалось добрых дел, чтобы покрыть грехи по этому мытарству, и я получила свободу.
Мытарство 12‑е
Новое мытарство, которого мы потом достигли, было мытарством гнева и ярости; но и здесь, несмотря на то, что истязующие здесь духи свирепы, немного они от нас получили, и мы продолжали наш путь, благодаря Бога, покрывающего мои грехи молитвами отца моего преподобного Василия.
Мытарство 13‑е
Мытарство 14‑е
Пока я беседовала таким образом со святыми Ангелами, мы вошли в мытарство, называемое мытарством убийства. Здесь истязуется не одно только разбойничество, но требуют отчета за всякую причиненную кому-либо кару, за всякий удар по плечам или по голове, по щеке или по шее, или когда кто с гневом отталкивает от себя ближнего. Злые духи все это испытывают здесь с подробностями и взвешивают; мы же прошли это мытарство беспрепятственно, оставив малую часть добрых дел на покрытие моих грехов.
Мытарство 15‑е
Мытарство 16‑е
Мытарство 17‑е
Следующее мытарство было мытарством прелюбодеяния, где истязуются грехи живущих в супружестве: если кто не сохранил супружеской верности, осквернил свое ложе – здесь должен дать отчет. Истязуются здесь также и те, кто грешен в похищении для блуда, в насилии. Здесь же испытывают лиц, посвятивших себя Богу и давших обет целомудрия, но не сохранивших свой обет и впавших в блуд; истязание этих особенно грозно. На этом мытарстве я оказалась много грешной, меня уличили в прелюбодеянии, и злые духи уже хотели похитить меня из рук Ангелов и отвести на дно ада. Но святые Ангелы много спорили с ними и едва искупили меня, оставив все добрые дела мои здесь до последнего и весьма много прибавив из сокровищницы преподобного Василия. И взяв меня от них, отправились далее.
Мытарство 18‑е
Мытарство 19‑е
После блудных мытарств мы пришли к мытарству ересей, где истязуются люди за неправильные мнения о предметах веры, а также за отступничество от православной веры, недоверие к истинному учению, сомнений в вере, кощунство и тому подобное. Это мытарство я прошла без остановки, и мы были уже недалеко от врат небесных.
Мытарство 20‑е
Но прежде, чем мы достигли входа в Царствие Небесное, нас встретили злые духи последнего мытарства, которое называется мытарством немилосердия и жестокосердия. Истязатели этого мытарства особенно жестоки, тем более их князь. По виду своему он сух, уныл и в ярости душит немилосердным огнем. В этом мытарстве без всякой пощады испытываются души немилосердных. И если кто окажется совершившим многие подвиги, соблюдавшим строго посты, неусыпным в молитвах, сохранившим чистоту сердца и умертвившим плоть воздержанием, но был немилосерден, немилостив, глух к мольбам ближнего своего – тот из этого мытарства низводится долу, заключается в адской бездне и не получает прощения вовеки. Но мы, по молитвам преподобного Василия, всюду помогавшего мне своими добрыми делами, и это мытарство прошли беспрепятственно.
После мытарств
Все это блаженная Феодора пересказала Григорию в сонном видении и показала ему красоту той обители и духовные богатства, которые снисканы многотрудными подвигами преподобного Василия; показала также Григорию Феодора и наслаждение, и славу, и различные золотолиственные и обильные плодами сады, и вообще все духовное веселие праведных.
Что такое – мытарства? И кто такие мытари? Когда умерший человек начинает проходить мытарства, и сколько мытарств необходимо будет пройти каждому человеку, после его смерти? Давайте попробуем ознакомиться с этими терминами, и попытаемся понять, что нас ждет после смерти?
Мытарь – это сборщик податей, налогов. Следовательно, мытарство – это место сбора податей. В случае посмертных мытарств, в роли мытарей выступают бесы, которые предъявляют свои права на владение той или иной человеческой душой, и всячески препятствуют ее прохождению в Рай.
Мытарства блаженной Феодоры, описанные в житии святого десятого столетия, преподобного Василия Нового (празднование его совершается 26 марта, по новому стилю – 8 апреля), составляют собой описание посмертного состояния человеческой души.
Бесы на каждом мытарстве, а всего мытарств – 20, искушают умершего человека, всячески пугают его, показывая список нераскаянных на исповеди грехов; пытаются завладеть его душой, на правах того, что данный человек, при своей земной жизни, был подвержен тем или иным грехам.
Предлагаем Вашему вниманию краткий пересказ Мытарств блаженной Феодоры, поясняющий нам, какие мытарства существуют, и за какие наши нераскаянные прегрешения человек может остаться в них навсегда. Внимательное ознакомление с мытарствами будет полезно для нас, для более тщательной подготовки к исповеди, для испытания своей совести, обретения нами покаянного настроения.
Вот о чем поведала блаженная Феодора, явившись по смерти ученику преп. Василия Нового преп. Григорию (Ч. М. 26 марта):
Оттуда пошли мы выше и приблизились ко 2-му мытарству — лжи, на котором истязуется всякое слово ложное, то есть клятвопреступление, напрасное призывание имени Божия, лжесвидетельство, неисполнение данных Богу обетов, неискреннее и неистинное исповедание грехов и тому подобное. Духи этого мытарства злы и свирепы; они остановили нас и начали меня подробно испытывать. Но я обличена была ими только в том, что иногда лгала в неважных вещах и не считала того за грех. А клятвопреступлений, лжесвидетельства и других важных беззаконий не нашли во мне.
Достигли мы 3-го мытарства, истязующего осуждение и клевету. Тут остановили нас, и я уразумела, как тяжек грех осуждения ближнего и как велико зло клеветать на кого-либо, бесславить, хулить, браниться и смеяться над чужими недостатками. Таких грешников лютые демоны истязают как противников Христа, предвосхитивших себе право суда над другими. Но во мне, по благодати Христа, немного нашли этих грехов, я во все дни жизни моей старалась удерживаться от них.
В такой беседе мы дошли до 5-го мытарства — лености, где истязуются грешники за все дни и часы, проведенные в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, жившие чужими трудами, а сами не трудившиеся, и наемники, берущие плату, но не исполнявшие обязанностей, принятых на себя. Здесь же истязуются и те, которые нерадят о прославлении Бога, ленятся в воскресные и праздничные дни ходить в храм к утрене, литургии и другим службам. Там же испытывается вообще небрежение как мирских, так и духовных людей и нераденье о своей душе, и многие оттуда низводятся в пропасть. И я была там много испытываема, и нельзя бы мне было освободиться от долгов, если бы св. Ангелы не восполнили моих недостатков дарами преп. Василия.
На 6-м мытарстве — воровства, хотя и были остановлены мы на некоторое время, но, дав немного выкупа, пошли далее, потому что не обрелось на мне воровства, кроме весьма маловажных случаев в моем детстве.
7-е мытарство — сребролюбия и скупости, прошли мы без задержки, потому что я, по милости Божией, никогда в жизни моей не заботилась о многом приобретении и не была сребролюбива, довольствовалась тем, что Бог давал, и не была скупой, но что имела, усердно раздавала бедным.
9-е мытарство — неправды, где истязуются неправедные судьи, из корысти оправдывающие виновных и осуждающие невинных, также люди, не дающие наемникам условленной платы или в торговле употребляющие неправильно власть или меру, и вообще все делающие какую-либо несправедливость, мы, по милости Божией, прошли благополучно.
10-е мытарство — зависти, мы прошли ничего не заплативши, потому что я никогда не завидовала. Тут же истязуют за нелюбовь, братоненавидение, недружелюбие и ненависть, но, по милосердию Христа Бога, я оказалась невинной в этих грехах, и хотя видела ярость скрежетавших против меня бесов, но уже не боялась их — и мы, радуясь, пошли выше.
11-е мытарство — гордости, где надменные духи истязуют за тщеславие, самонадеянность, презрение к другим и величание, за невоздаяние должной чести родителям, правительству и начальству, поставленным от Бога, и за неповиновение им, мы также прошли свободно.
На 12-м мытарстве — гнева и ярости, воздушные истязатели хотя и очень свирепы, но мало что от нас получили, и мы пошли далее, радуясь о Господе.
На 13-м мытарстве — злопомнения, где без милости испытуются те, которые в сердцах своих питают злобу на ближнего и воздают злом за зло, милосердие Господне спасло меня, потому что во мне не было злопомнения, здесь мы ничего не заплатили и, радуясь о Господе, пошли далее.
Беседуя так, мы достигли 14-го мытарства — убийства, на котором истязуют не только за разбой, но и за всякую рану, за всякий удар нанесенный, за пхание с гневом и толчки. Мало нечто дав тут, мы пошли далее.
В 17-м мытарстве — прелюбодеяния, где истязуются грехи людей, живущих в супружестве, но не сохраняющих супружеской верности, оскверняющих свое ложе блудом, также блудные похищения и насилия, строго истязуются блудные грехопадения лиц, посвятивших себя Богу, но не соблюдших чистоты. И я много должна была на этом мытарстве; лукавые духи уже обличили меня и хотели вырвать из рук Ангелов, и Ангелы, долго спорив с ними, едва искупили меня — не столько моими добрыми делами, которые положили здесь все до последнего, сколько сокровищем отца моего Василия, которого также очень много положили на весы против моих беззаконий и, взяв меня, пошли далее.
После сего подошли мы к 19-му мытарству — ересей, где истязуются неправые мудрования о вере, отступничество от православного исповедания веры, неверие, сомнение о вере, порицание святыни. Я прошла это мытарство без испытания, и вот уже мы были недалеко от врат небесных.
Но нас встретили злобные духи последнего, 20-го мытарства, — немилосердия и жестокосердия. Жестоки тут истязатели, и князь их лют, с виду сухой и унылый. Если бы кто совершал и самые великие подвиги, изнурял себя постами, непрестанно молился и сохранял чистоту телесную, но был немилостив, таковой из этого последнего мытарства низвергается в бездну ада и не получает милости вовеки. Но мы, благодатью Христовой, прошли безбедно через это место, при помощи молитв преп. Василия”.
О книге
Не исключено, что русский автор знакомился с текстом первого жития Василия Константинопольского, составленного его учеником Григорием. Современные книги, выходящие под этим названием, представляют собой сборники, которые состоят из следующих частей:
- учение церкви о мытарствах;
- мытарства блаженной Феодоры;
- свидетельства современников, прошедших мытарства.
Прочтение этих небольших изданий помогает христианам узнать, что ждёт их после смерти, задуматься о неизбежном конце земного существования и подготовиться к исповеди.
История блаженной Феодоры
Святая Феодора жила в византийской столице в X в. Простые христиане часто путают её с другой святой женой, носящей это же имя. Она жила в конце IX в. Будучи правительницей Византии при малолетнем сыне, она восстановила иконопочитание, за что и была прославлена Христианской Церковью. Блаженная Феодора скромно прожила свою земную жизнь, но посмертный дар — бесценен для христиан.
Житие
Феодора родилась в Константинополе. Она вышла замуж, но брак был бездетным. После смерти мужа она приняла монашеский постриг и стала послушницей Василия Константинопольского. Женщина вела тихую благочестивую жизнь, наполненную помощью нуждающимся и больным людям. Она с теплом принимала путников, добрым словом напутствуя их. Старицей умерла она в своей келье в 940 г., проведя большую часть своей жизни рядом со своим духовным отцом Василием.
Посмертное чудо
Почитание блаженной Феодоры основано на посмертном чуде — её явлении ученику святого Василия. Григорий, знавший благочестивую старицу Феодору, захотел узнать, куда попала её душа, ушедшая из земного мира.
Он попросил своего учителя в молитве Господу, попросить открыть ему посмертную участь монахини. Господь откликнулся на молитву, и через некоторое время во сне молодой человек увидел женщину, которая находилась в светлых покоях.
Рассказ Феодоры
Светлая душа поддалась на уговоры Георгия и рассказала свой путь в Царство Божие.
Смертный час
Пребывая на смертном одре она увидела, что окружена бесами, похожими на людей с черной кожей, которые кричали и готовились забрать её. Женщина испугалась и старалась отвернуться от них. В этот момент появились два ангела, сияющих ярким светом.
Путешествуя с ангелами по раю, святая жена видела прекрасные селения и обители, подготовленные для истинных христиан, стремящихся к единению с Господом. Жили в них радостные и счастливые души, искренне радующиеся избавлению Феодоры от испытаний.
После этого спутники спустились с ней в ад, где показали ей грешников, испытывающих муки и страдания. После этого они препроводили её в обитель преподобного Василия, где рассказали ей, что в этот момент духовный отец творит память по ней.
Утром, послушав рассказ старицы, Григорий пошёл к своему учителю и из его слов понял, что всё увиденное им было правдой.
При этом отмечается, что они написаны под влиянием католического учения о чистилище, которое повествует о возможности человека самостоятельно изменить свою участь после смерти, откупившись от бесов.
Другие православные священники говорят об ортодоксальности учения о мытарствах. В своих обоснованиях они ссылаются на следующих богословов:
Сторонники учения о мытарствах говорят, что мытарства — неотъемлемая часть Божественного Суда. Во время мытарств не происходит откупа грехов. Мытарства обнажают страсти и грехи человеческие, помогая ему осознать себя при помощи духовных сил, которые накапливаются в процессе земной жизни и умножаются молитвами близких людей.
Отцы Церкви говорят, что не все люди проходят путь мытарств. Иноверцы и некрещеные люди сразу после смерти оказываются в руках бесов. Чистые же души, при жизни достигшие единения с Господом, минуют ступени испытаний и возносятся к Престолу Господа.
Многие православные слышали про мытарства блаженной Феодоры . Это откровение из загробного мира многому поучает верующих и служит доказательством вечной жизни после смерти. Ведь эта тема всегда оставалась самой загадочной, многие хотели бы узнать, что ждет нас после того, как тело перестанет дышать. Правда или миф — истязания души за грехи, сотворенные при жизни? Об этом можно узнать, прочитав книгу.
Авторство книги
В 1681 г. Димитрий назначен игуменом в украинском монастыре, затем переехал в Киево-Печерскую лавру. Здесь ему было дано послушание — трудиться над составлением Житий святых. В 1686 г. Киевская митрополия вышла из подчинения Константинопольскому патриарху и вошла в Московский патриархат. В то время уже были готовы два тома Житий.
В 1698 г. Димитрий возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Успенского монастыря в Елецке. В 1701 г. он становится митрополитом Тобольским, но сибирский климат оказал его здоровью плохую услугу. По указу самого царя Петра Первого в январе 1702 г. Димитрий становится митрополитом Ростовским. Он смело боролся со старообрядческим расколом, пьянством, невежеством простого народа. Прослужив на этом поприще 7 лет святитель мирно отошел ко Господу, оставив своим потомкам немало духовных трудов.
Спустя пятьдесят лет после его кончины были случайным образом обретены нетленные мощи святого. В 1757 году святитель был канонизирован Русской Православной Церковью. Четыре тома Четий-Миней, над которыми всю жизнь трудился святой, стали популярным чтением среди христиан.
Кроме того, известны другие его труды:
Мощи святителя покоятся в Ростовском мужском монастыре. Святитель Димитрий Ростовский — один из самых почитаемых русских святых.
Кто такая блаженная Феодора
Святая Феодора родилась в Константинополе в десятом веке.
Житие
Она вышла замуж, но детей у них с мужем не было. Овдовев, святая приняла монашество. Феодора вела весьма благочестивый образ жизни, принимала странников, помогала бедным, служила больным. Все житие святой Феодоры было согласно с учением Христовым.
Под конец жизни она стала духовной дочерью Василия Нового. Феодора остаток дней провела в уединенной монашеской келии. Преставилась ко Господу она в глубокой старости в 940 г.
О ее житии мало что известно кроме того, что она вела очень благочестивую жизнь . Еще она прославилась посмертным рассказом ученику своего наставника Василия преподобного об испытаниях души, ожидающих каждого человека после смерти .
Иконопочитание
На всех иконах святая Феодора изображается в виде души, проходящей мытарства. Благодаря рассказу этой святой люди узнали о том, что ждет их после смерти.
Не стоит путать на иконах эту святую с св.царицей Феодорой Александрийской — супругой Феофила.
Мытарства блаженной Феодоры
История написания
В середине описания находится история о святой Феодоре. Рассказывается, как она прислуживала Василию Новому, затем приняла монашество и почила о Господе. Все, знавшие ее, опечалились, потому что эта жена была благочестива, многим помогала, утешала, давала советы.
Тогда Григорию захотелось узнать, какова загробная учесть Феодоры, он стал усердно просить святого Василия помолиться Господу, чтобы Он открыл ему, где она находится сейчас — в раю или в аду. Как оказалось, такое любопытство Григория послужило на пользу многим христианам, потому что таким образом все узнали о загробных истязаниях душ.
Старец помолился, и Григорий увидел чудесный сон, который и лег в основу этого повествования.
Идея и суть
Многие люди живут беспечно, не задумываясь о том, что их ждет после смерти. А тем не менее конец жизни наступает порой неожиданно, и человек без должной подготовки отправляется на тот свет, где его ждет расплата за содеянное.
Цель этого рассказа — пробудить людей для покаяния, подготовки к жизни вечной. До этого не было столь развернутого повествования о загробной жизни. Воздушные мытарства — ступени, по которым душа совершает восхождение в рай. Если человек при жизни совершил грехи , которые проверяются на данных ступенях, то дальше он пройти не может, а падает в ад. Однако его могут спасти добрые дела , которые он совершил при жизни, а также молитвы оставшихся в живых знакомых и родственников.
Прочитав данный рассказ, человек может проверить свою совесть, есть ли у него грехи, которые истязуются на мытарствах, поразмыслить, а какова будет его загробная учесть. Затем он может покаяться в этих грехах и рассказать обо всем на исповеди. Некоторые строят свою исповедь в порядке 20 мытарств .
Виды мытарств
По молитвам святого Василия Григорий увидел ночью видение : Феодора была в светлой обители. Он упросил ее рассказать о том, как она попала сюда, что ее ожидало после кончины. Святая сказала, что многое уже забыла, но так как он настаивал, начала рассказывать.
Когда она была еще при последнем издыхании, то увидела страшных бесов, похожих на негров. Вид их был отвратителен. Они ждали ее смерти с целью забрать ее к себе. От этого Феодоре стало очень страшно.
Но тут же она увидела светлых ангелов в виде прекрасных юношей. Они стали прогонять бесов и упрекать за то, что они запугивают святую душу. Однако бесы отвечали, что она — вовсе не святая, у них в руках оказались списки с грехами, которые она совершила в юности.
Но ангелы стали вспоминать добрые дела Феодоры: как она молилась и каялась, как помогала нищим, как служила святому Василию, как подавала на храм, посещала заключенных в темнице и т. д.
Тут появилась смерть, она была похожа на человека, но тела не имела и состояла из одних костей. Она держала орудия пыток: косу, пилу и т. д. От ее вида душа святой содрогнулась. Ангелы попросили поскорее разрешить душу Феодоры от тела, чтобы прекратить ее муки.
Смерть стала поочередно отсекать части тела преподобной. Потом напоила ее ядом из чаши, от этой горечи тело ее содрогнулось, и душа, больше не в силах терпеть это, вышла из тела. Ангелы тут же подхватили ее и понесли. Бесы следовали за ними. Оглянувшись, Феодора увидела свое оставленное тело, лежащее бездыханно.
Бесы продолжали требовать душу Феодоры, потрясая своими списками ее грехов. Но внезапно появился святой Василий. Он подал ангелам мешочек с золотом, сказав, что это — богатство, которое он заработал своей молитвой при жизни. Оно послужит откупом от бесов. Затем святой возлил на Феодору святое масло и, приказав ангелам доставить душу ее к Престолу Божию, исчез.
Душа Феодоры стала проходить по следующим ступеням, которые назвались мытарствами:
- Грех празднословия. Здесь проверяется, говорил ли человек плохие слова, проклятья, ругательства, кощунства, льстил ли, болтал ли без цели, рассказывал ли пустые анекдоты и т. д. Бесы нашли много таких грехов у Феодоры, которые она даже забыла, и положили на чашу весов. Но ангелы положили на другую чашу ее добрые дела и молитвы, которые все же не смогли перевесить чашу с грехам. Тогда они дали бесам из мешочка святого, и бесы отпустили их.
- Лжи. Тут проверяется, говорил ли человек неправду, преступал ли обещание. Бесы положили на чашу весов все лживые слова, а также то, что Феодора говорила на исповеди не все грехи. Ангелы положили добрые дела ее и золото из мешочка Василия, и отправились дальше.
- Осуждения и клеветы. Здесь вспоминается, когда человек осуждал кого-то или смеялся над грехами других.
- Чревоугодия. Здесь бесы вспоминали, когда и с кем Феодора пировала, даже показывали посуду, из которой она пила и ела на званых обедах. Также говорили, что она ела без особой нужды, объедалась, забывала молиться и креститься перед едой. Но ангелы откупились от них золотом святого, и те отпустили их.
- Лености. На ней бесы вспоминали, когда человек ленился, не молился, пропускал богослужения, просыпал службу церковную и т. д.
- Воровства. Здесь проверяется, брал ли человек чужое. Бесы не смогли задержать святую, потому что она не грешила этим.
- Сребролюбия и жадности. Бесы не задержали Феодору, потому что она была щедра и подавала милостыню.
- Лихоимства. Здесь испытывается, имел ли человек богатство, приобретенное неправедным путем.
- Неправды. Проверяется, не задерживал ли кто платы работникам, не обманывал ли кого-нибудь, не приговаривал ли к смерти невиновных.
- Зависти. Здесь бесы не задержали Феодору, потому что она не завидовала никогда.
- Гордости. Тут задерживаются люди, которые тщеславились, превозносились, не слушались родителей и начальников.
- Гнева и ярости.
- Памятозлобия. Бывает, что человек имеет тайную злобу к кому-нибудь, хотя наружу ее не показывает, или воздает злом за зло. Здесь такие будут задержаны.
- Убийства. Здесь задерживаются те, кто не только убивал явно, но и делал аборты, наносил рану, которая вредит здоровью человека (в том числе и словом).
- Колдовства. Здесь будут задержаны те, кто гадал на картах и по руке, предсказывал судьбу (в том числе по звездам), наводил чары и т. д.
- Блуда. Здесь испытуются не только явные блудодеяния, но и тайные блудные помыслы и желания. Очень многие задерживались здесь.
- Прелюбодеяния. На ней задерживались те, кто изменял своим супругам, растлевал девиц.
- Содомский грех.
- На предпоследней ступени задерживались повинные в ереси.
- Последняя ступень — немилосердия. Даже если человек проходит все предыдущие мытарства, но был немилосерден к людям, он падает с самой последней ступени в адскую пропасть.
Феодора спросила у ангелов: как бесы помнят такие грехи, которые даже она сама не помнит? Те ответили ей, что при крещения человека к нему приставляется Ангел-хранитель, который записывает все его добрые дела. Также и бесы записывают все его грехи и проступки. Ангелы также сказали, что мытарства проходят только крещеные люди, а неверующие и не прошедшие Таинство Крещения сразу отправляются в ад.
Феодора заметила, что иногда бесы разворачивали свои списки, но те оказывались пустыми. Ангелы пояснили ей, что это происходит потому, что эти грехи были названы на исповеди. После покаяния записи в списках бесов стираются.
Воздушные испытания Феодора проходила в течение сорока земных дней. На некоторых ступенях задерживались души, имеющие данные грехи. Они могли там остаться надолго, и только молитвы оставшихся в живых могли их спасти. По молитвам живых душу отпускали бесы, и она продолжала свой путь.
Душа Феодоры прошла все мытарства с помощью молитв святого Василия и попала в райские обители. Невозможно описать всю красоту этих мест. Душа там вечно радуется и не знает ни болезни, ни бед, ни огорчения.
Григорий проснулся от чудесного сна и пошел рассказывать о нем своему духовному отцу — святому Василию. Из слов святого Григорий понял, что этот сон и рассказ Феодоры о мытарствах — быль .
Структура текста
Житие святого Василия Нового с рассказом о мытарствах написано непрерывным текстом и не имеет разделения на части.
- Предисловие.
- Рассказ Феодоры о мытарствах.
- Первое чудо св.Василия.
- Второе чудо св. Василия.
- Третье чудо св.Василия.
- Четвертое чудо св. Василия.
- Страшный Суд Божий (подробное описание разделения грешных от праведных).
- Окончание Суда Божия.
- Слова Божии, обращенные к Григорию.
- Кончина святого Василия.
- Загробная участь св. Василия.
- Тайны загробной жизни.
- Рассказ послушницы Феклы.
- Адские мучения.
- Христианская кончина праведного отрока.
- Рассказы о явлениях умерших.
Данная книга предназначена для душеполезного чтения, раскаяния и исправления греховной жизни.
Читайте также: