Музыкотерапия история возникновения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Музыкотерапия: история и факты

Актуальность исследования. В современном обществе социальная ценность человека является главным показателем его успешности, но большие перспективы открыты в первую очередь здоровым людям. В наше неспокойное время человек подвержен постоянным стрессам, которые приводят к различным психосоматическим заболеваниям, возникающих из-за эмоциональных проблем и неразрешенных конфликтов.

Американский ученый Франц Александер в процессе своих исследований по психосоматической медицине в Чикагском институте, выявил, что в основе каждой болезни лежит специфический внутренний конфликт, который приводит к заболеваниям различных органов и систем организма (язва двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит, гипертония, сахарный диабет). Исследования других американских ученых показали, что очень близки по причинам происхождения и другие широко распространенные заболевания — ишемическая болезнь сердца, миома матки, Базедова болезнь, рак молочной железы. Устранив причины конфликта, вызывающие заболевания, можно избавиться не только от его симптомов, но и от самого заболевания [2, с. 79]. Одним из эффективных методов лечения психосоматических заболеваний является психотерапия, которая включает множество направлений. Одно из них — музыкотерапия.

Цель исследования: провести теоретический анализ влияния музыкотерапии на психоэмоциональное состояние человека.

Задачи исследования .

1. Провести теоретический анализ психологической и медицинской литературы о музыкотерапии, как направлении психотерапии и психокоррекции.

2. Изучить историю музыкотерапии, систематизировать и описать результаты различных исследований.

3. Разработать программу пилотажного исследования, подобрать диагностический инструментарий и коррекционный материал (музыкальные произведения).

Обратимся к истории музыкотерапии и систематизируем результаты исследований, которые доказывают ее положительное влияние на эмоциональную сферу и самочувствие человека.

Музыкотерапия как лечебная практика существует с древних времен.

Во Франции в начале XIX психиатр Эскироль стал использовать музыкотерапию в психиатрических учреждениях.

В конце XIX века в Санкт-Петербурге академик, профессор физиологии И.Р. Тарханов в процессе своих исследований доказал, что мелодии, доставляющие человеку счастье вызывают приятные эмоции. Они, в свою очередь, положительно действуют организм: нормализуют пульс, улучшают работу сердца, способствуют расширению сосудов, усиливают внимание и память, нормализуют артериальное давление, улучшают пищеварение, стимулируют центральную нервную систему [1].

В начале XX века в России В.М. Бехтерев, изучая связь психической деятельности и мозга, выявил, что музыка, которая нравится слушателю, приносит огромную пользу, снимает стресс, производит расслабляющий эффект и улучшает общее и эмоциональное состояние организма. Также им было доказана связь музыкального ритма с деятельностью нервной системы человека [4, с. 169—170].

Несколько фактов об использовании музыкотерапии за рубежом.

В США музыка была с успехом применена при лечении эмоциональных расстройств у ветеранов второй мировой войны и музыкотерапия впервые получила признание [8].

Во Франции в 1985 г. в Национальном институте переливания крови звучала музыка, отражающая личные особенности человека и характер заболевания.

В больницах Голландии проводилось исследование влияния музыки на протекание заболеваний сердечно-сосудистой системы, которое показало, что музыка не только помогает преодолевать состояние одиночества и улучшает психоэмоциональное состояние, но и оказывает положительное воздействие на больных с сердечными заболеваниями.

В Германии в Институте музыкальной терапии, врачи и исследователи применяли музыкотерапию в различных областях: в детской и взрослой психиатрии, педиатрии, невропатологии, в лечении психосоматических заболеваний.

В России не существует системы подготовки профессиональных кадров в области музыкотерапии, хотя это необходимо. В настоящее время в Московском институте традиционной медицины и музыкотерапии при участии Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ и Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова подготовлена учебная программа по клинической музыкотерапии [8].

Таким образом, с помощью музыкотерапии можно преодолеть стрессы, улучшить свое физическое и психическое здоровье, развивать свой творческий потенциал, ускорить процессы памяти и мышления.

Благодаря специальным физиологическим исследованиям было выявлено влияние музыки на различные системы организма человека. Например, сердечно-сосудистая система реагирует на музыку, которая вызывает удовольствие или раздражение. В первом случае замедляется пульс, усиливается сокращение сердца, расширяются кровеносные сосуды, снижается артериальное давление. Во втором случае сердцебиение учащается и становится слабее.

Е. Словиковская, психолог и учитель музыки, пишет, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы [5].

Нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка стимулирует физиологические и двигательные процессы организма. Используя музыку таким способом можно добиться экономичности энергетических затрат. Ярким примером служит ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах.

Музыкотерапия позволяет преодолевать стресс, что приводит к психическому и физическому здоровью, помогает уснуть, восстанавливает силы человека, улучшает процессы восприятия и памяти.

В настоящее время диапазон применения музыкотерапии довольно широк, тем более, что она развивается как интегративная дисциплина, использующая достижения нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыковедения и др.

Список литературы :

1.Бехтерев В.М. Работа головного мозга в свете рефлексологии. Л., 1926.

2.Великанова Л.П., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства: современное состояние проблемы (ЧАСТЬ 1) // Социальная и клиническая психиатрия. — 2005. — № 4. — С. 79—91.

3.Догель И.М. Влияние музыки на человека и животных. Казань, 1888.

4.Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001 — с. 169—177.

6.Шумарджак С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма 1998.

7.Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека// автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук М., 1996.

Музыкотерапия

Французский отоларинголог А. Томатис впервые изучил влияние звуков высокой частоты на человеческую психику. В результате исследования выяснилось, что человек не просто слышит музыку - воспринимаемые ими колебания воздействуют на нервы внутреннего уха, которые преобразовываются в электрические импульсы и тем самым направляются в мозг.

Представитель шведской школы музыкотерапии А. Понтвик развивает концепцию психрезонанса, в которой указывается, что глубинные слои человеческого сознания резонируют со звучащими гармоническими формами.

В США музыкотерапия получила известность после Второй мировой войны, когда она начала успешно применяться при лечении эмоционально-психических расстройств у ветеранов. А уже в 1950 в США создана Национальная ассоциация музыкальной терапии.

В Германии в 80-е сфера применения музыкотерапии не была ограничена лишь лечением депрессии и неврозов, а применялась в разных областях: от детской и общей психиатрии до невропатологии и педиатрии. Так ученые пришли к выводу, музыка – эффективное лекарство для борьбы с различными заболеваниями.

В отечественной науке интерес к музыке возник в начале 20 века. Именно тогда по инициативе В.М. Бехтерева в 1913 году был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов. К этому времени ученым удалось выявить положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, центральную нервную. Во второй половине 20 века в России арт-терапия применяется в лечебных и коррекционных целях, как в медицине, так и в психологии.

Как мы лечимся с помощью музыки

Музыка может служить эффективным средством для лечения. Например, для людей, страдающих от болезни Альцгеймера или деменции. Не так давно, финские ученые показали, что с помощью музыки у пациентов улучшается память и настроение.

Сегодня музыкальные композиции выступают одним из главных методов воздействия в арт-терапии. Известно, что во время прослушивания любимой музыки активируются разнообразные зоны мозга. Использование музыки для управления настроением, лечения психиатрических заболеваний или реабилитации людей после инсульта – еще одно важное преимущество музыкотерапии. Так примеру, канадские ученые Блад и Заторре провели исследование, что происходит в мозге, когда от музыки у нас бегут мурашки по коже — обычно такая реакция связана с каким-то конкретным местом в композиции. Она индивидуальна: на каждого человека так действует разная музыка, разные фрагменты произведений. Ученые исследовали, какие процессы протекают в мозге, когда возникают мурашки. Они включили одно и то же произведение, чтобы вызвать мурашки у одних испытуемых, а как контрольный, нейтральный стимул — для других. Испытуемые сообщали ученым о своих эмоциях после прослушивания. Далее исследователи сравнивали паттерны активности мозга при разных реакциях на музыку. Выяснилось, что мурашки от музыки связаны с такими зонами, как миндалина, островковая доля и таламус, которые отвечают за удовольствие и реагируют и на другое поведение, связанное с системами вознаграждения, — например, пищевое или половое.

Людям с особенностями развития прослушивание музыки помогает взаимодействовать с другими. Для этого ее часто воспроизводят в группах детей с аутизмом. В ходе исследования выяснилось, что дети-аутисты, по сравнению с детьми без особенностей, показывают равные или превосходящие способности к распознаванию эмоций и восприятию тона в музыке.

Музыка благотворно влияет не только на пациентов, но и на врачей. Британские ученые из Университетского госпиталя Уэльса установили, что 80% хирургов оперируют под музыку, причем чаще всего это ведущие хирурги с большим опытом. Создавать музыкальный фон в операционной советуют не только врачам, но и пациентам, которым предстоит пробуждение от наркоза. Она успокаивает и отвлекает от плохих мыслей.

Интересный факт: во многих странах мира музыкотерапия — это вспомогательная профессия здравоохранения, которая требует профильного образования. Музыкальные терапевты могут служить в медицине, занимаясь паллиативной помощью, в индустрии ЗОЖ, лечебной педагогике, психотерапии, психиатрии, гериатрии. Профессиональный музыкальный терапевт обменивается информацией с другими специалистами: лечащим врачом, психологом, педагогом, логопедом, помощником по уходу, даже если музыкальная терапия становится основным видом лечения.

Почему мы получаем удовольствие от музыки?

Человеческий мозг — это очень хороший прогностический механизм. Он должен непрерывно предсказывать развитие событий, потому что это дает нам возможность подготовиться к их последствиям. Однако, с научной точки зрения объяснить феномен получение удовольствия от музыки весьма трудно. Ведь для человеческого инстинкта музыка бесполезна, то есть без музыки человек не умрет, но существует теория, согласно которой музыка представляет тренажерный зал для мозга. Именно музыка позволяет нашим прогностическим механизмам делать предположения о том, как она будет развиваться, куда повернет мелодия, насколько она нас удивит. Мы можем формировать ожидания на разных уровнях. Конечно, в случае с музыкой мы делаем это не для выживания, но, согласно этой теории, нам от природы интересно предсказывать развитие событий, мы ничего не можем с этим поделать. С другой стороны, человек не может вообразить себе жизнь без музыки, она ему нужна как все остальные жизненные человеческие потребности, чтобы жить в гармонии. Получается, что музыка — прекрасная возможность потренироваться в таких предсказаниях. Таким образом, Слушая музыку, мы строим догадки, какая нота прозвучит дальше и как будет меняться ритм. Если мы угадали, в мозге активируется система вознаграждения и мы испытываем положительные эмоции.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ КАК НАУКИ О ЛЕЧЕБНЫХ СВОЙСТВАХ МУЗЫКИ.

«Музыка не только фактор облагораживающий,

Владимир Михайлович Бехтерев.

Музыка оказывает влияние на психическое и физиологическое состояние человека. С физической точки зрения музыка - это колебание, у которых можно определять чистоту, тембр, тональность, громкость и т. д. Музыкотерапия появилась к началу истории человечества. Мелодии, которые использовались в обрядах, постепенно приобретали волшебный характер и становитлись лечебными. Попытки древнего человека избавления от болезней приводят к применению музыки в качестве лечебного средства.

Суггестивное воздействие ритма использовалось в заклинании богов и духов. Постепенно ускоряющийся и замедляющийся темп, ритмичные удары, усиление ритмического воздействия, пением вызывали у древних людей заметные телесно- двигательные реакции. По истечении времени мелодические интонации, понижающиеся или повышающиеся, становятся частью обрядов магического лечения. Пение и игра на простейших музыкальных инструментах в сочетании с танцевальными движениями превращаются в ритуальное магическое действо. В это время музыка приобретает силу могущественного мага, врачевателя в человеческом обществе. Древнее искусство неотделимо от врачевания и медицины.

При исполнении и прослушивании музыки создаются связи между левым и правым полушариями головного мозга, таким образом, музыка воспринимается двумя полушариями одновременно: левое ощущает ритм, правое тембр и мелодию. Наиболее сильное воздействие на организм человека оказывает ритм, но не всякий ритмический рисунок оказывает благотворное влияние на здоровье, а только от 2,2-4 колебаний в секунду, такой ритм идеально совпадает со здоровой частотой сердцебиения и дыхания человека. При прослушивании такой музыки клетки принимают те самые частоты, которые наиболее для них благоприятны. Поэтому повышается и ощущается прилив сил, поднимается настроение снижается чувствительность к боли, стабилизируется работа сердца и дыхание.

Лечение музыкотерапией становится все более популярным, в данное время имеется огромный выбор аудиозаписей, которые воспроизводят звуки леса, шум дождя, пение птиц, морской прибой. Есть музыкальные произведения, которые имитируют звуки природы и дополняют их. Мелодии изображающие природные явления помогают человеку успокаивать нервную систему и помогают не хуже таблеток. Каждый человек может вспомнить, когда любимое музыкальное произведение, мелодия поднимала настроение, боль под воздействием музыку уходила, а давление приходило в норму.

Изначально народная китайская музыка была предназначена для лечебного воздействия на организм человека, и гораздо позднее выяснилось, что и определенные травы могут лечить болезни. В древнем Китае людям было известно, что музыка имеет огромную силу воздействия.

К счастью, знания древних китайцев о целебной силе музыки не утеряна. Широко известное шоу ShenYun через танец и музыку возрождает на сцене древние традиции Китая.

Индийские лекари выявили закономерность, что ритм пения имеет тесную связь с сердечным ритмом человека, таким образом музыка с ритмом реже пульса успокаивает и расслабляет организм, а музыка с ритмом чаще пульса возбуждает и направляет стремлением к деятельности. Поэтому древние индийские врачеватели рекомендовали заниматься пением или ранним утром, либо поздней ночью. Исходя из этих утверждений можно сделать вывод что музыкальный ритм является главным компонентом индийской музыки.

Индийская классическая музыка способна воздействовать на многочисленные болезни, связанные с центральной нервной системой, невидимые звуки и ритмы передают состояние души особым образом влияя на мозг и сознание человека. Таким образом индийская музыкальная культура влияет не только на физическое и эмоциональное состояние, но и позволяет легко войти в новое измерение духовности.

О целебной силе музыки говорили такие выдающиеся мыслители как Пифагор, Демокрит, Платон, по их мнению, музыка способствует формированию духовного мира личности. В Древней Греции полагали, что музыкальные инструменты по разному влияют на человека, например: скрипка способна излечит плохое настроение, флейта помогает при кашле, если звучит альт, то улетучиваются неврозы, арфа возвращает в доброе и бодрое расположение духа.

Пифагор выделял музыку над другими лечебными средствами, доказывая что музыка способна излечить физические и психические заболевания, для этого он сочинял и играл специальные музыкальные композиции. Находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности является одним из важнейших понятий в учении Пифагора.

Так же Пифагор утверждал о воспитании при помощи музыки, то есть мелодия и ритм воспитывают в человеке гармоничную, развитую личность. Из чего следует что здоровье — это состояние гармонии в душе человека в его организме, болезнь является временным нарушением этой гармонии, поэтому восстановления дисбаланса возможно в том числе и с помощью искусства.

Свидетельства о больших возможностях музыкального воздействия на человека известны во всех мировых культурах, анализируя которые можно сделать вывод о перспективности использования музыки в лечении, образовании воспитании.

В Европе музыкальная терапия стала широко применяться в ХХ веке, особенно в его второй половине, это можно объяснить научно-техническим прогрессом, позволившим изучать физиологические реакции, возникающие в ответ на музыкальное воздействие. Знания в области музыкотерапии, в применяется повышения работоспособности человека, снятия усталости, в том числе в условиях космических полетов.

В настоящее врямя исследования развиваются по следующим направлениям:

• Изучение художественно – эстетических закономерностей музыкального восприятия осуществляется в работах Асафьева Б. В.

• Психофизиологические аспекты изучаются в работах психологов и физиологов В. М. Бехтерева, И. М. Догель,И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова.

И. М. Догель и И. М. Сеченов отмечали, что маршевая музыка влияет на работоспособность, а мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращения, нормализуют артериальное давление, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.

Музыкотерапия широко практикуется в США как независимая дисциплина. Американская терапевтическая ассоциация, задача которой заключатся в распространений знаний терапевтического воздействия музыки.

Музыкотерапия – это перспективное направлении, используемое во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из актуальных проблем в процессе обучения — быстрота запоминания музыкального материала. Она важна для всех видов деятельности учащихся. Умение быстро заучивать пьесу наизусть становится серьезнейшей проблемой на уроке, время которого ограничено.

История возникновения музыкотерапии, как средства воздействия на организм человека

О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. В колыбелях человеческой цивилизации — Китае и Индии, Египте и древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания.

Идеи Платона и Пифагора получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля, разработавшего учение о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В его теории была представлена концепция очищения души (слушателя, зрителя) в процессе восприятия произведений искусства.

Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инфекциях. Знаменитый Гиппократ специально прописывал больным курсы музыкотерапии.

Музыка рассматривается как фактор эстетического, эмоционального, творческого и нравственного развития. Тем не менее, недостаточно изучен аспект, связанный с развитием умственной активности детей. Исследование теоретических вопросов данной проблемы прослеживается в трудах таких философов, как Платон, Демокрит, Аристотель, Пифагор и др. Вопросы воспитания детей средствами музыкального искусства волновали также Аль-Фараби, который музыкальное образование и воспитание связывал с такими вопросами, как врожденные и приобретенные способности человека, а также подчёркивал, что музыку можно познать и постичь непосредственно обучением. Также Аль-Фараби сформулировал дидактическое кредо, способствующее умственной активности детей: целенаправленные и систематические музыкальные занятия, последовательная учеба; активная аналитическая работа и накопление музыкального опыта. Итак, мы видим, что начиная с древности, знаменитые философы разных стран мира отмечали колоссальное значение музыкального воспитания в умственном развитии детей. В трудах вышеупомянутых ученых и философов, а также педагогов, были заложены основы воспитания, которые способствовали бы музыкальному и умственному развитию детей. Среди известных педагогов, исследовавших благоприятное воздействие музыкального воспитания на умственное развитие ребёнка, были Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Знаменитый педагог Я.А. Коменский считал, что музыкальное воспитание непременно должно начинаться с самого рождения. По мнению Я.А. Коменского, не надо ждать, когда ребенок вырастет, потому что, чем дольше родители будут затягивать с музыкальным воспитанием и обучением, тем хуже это будет для развития ребенка, а возможные его способности все больше будут затухать. Как мы видим, ценность замечания Я.А. Коменского состоит в том, что музыкальное воспитание должно охватывать, несомненно, все периоды развития детей, начиная сразу с младенчества.

В.А.Сухомлинский также акцентировал внимание на колоссальные возможности музыки в умственном развитии детей. По словам В.А.Сухомлинского, музыка является могучим источником мысли, а также могучим средством самовоспитания. Музыка способна пробудить скрытую энергию даже у самых инертных детей, она вливает в клетки мыслящей материи чудодейственную силу.

Звуки могут оказывать влияние на атмосферу и даже ее менять. Еще в древней Руси считалось, что звон колоколов отпугивает молнии. Мощные вибрации воздуха под воздействием звукового потока, издаваемого колоколами, защищали от энергетической силы молнии.

Даже природа реагирует на созданные человеком музыкальные произведения. Оказывается, различные звуковые волны благоприятно воздействуют на развитие клеток. После долгих экспериментов определили, что самой благоприятной является легкая, ненавязчивая музыка.

Начало нынешнего этапа развитие музыкальной психотерапии берет с конца 40-х годов, когда во многих странах Западной Европы и США стали организовываться музыкально-психотерапевтические общества и центры. Большую известность получили музыкально-психотерапевтические центры и школы в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии.

В шведской школе, основателем которой считается А. Понтвик, исходным моментом является концепция психорезонанса, она исходит из того, что глубинные слои человеческого сознания могут приходить в резонанс со звучащими гармоническими формами и таким образом выявляться наружу для анализа и понимания.

В американском направлении музыкальной психотерапии ее лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа. Стремясь во время сеанса добиться от пациента, чтобы он вспомнил эмоционально травмировавшие его ситуации, психотерапевт при помощи музыки доводит их до катарсической разрядки и тем самым облегчает состояние пациента.

В немецком методе (Швабе, Келер, Кениг) при построении стратегии и тактики лечения исходят из тезиса психофизического единства человека, и поэтому лечение проводится в целом комплексе воздействий, учитывающих физический, эмоциональный, коммуникативный и органически регулятивный аспекты.

Но воздействие музыкального произведения зависит и от индивидуальных особенностей человека. Так, при тяжелом нервном расстройстве музыка не должна противоречить настроению больного. Если человек чрезмерно угнетён, ему принесет облегчение, печальная музыка, возбужден — успокоят звуки бравурной музыки. Если чувства неглубокие и человек сам готов к изменению настроения, то в таком случае по его желанию можно использовать музыку, противоположную эмоциональному состоянию человека: грустная музыка успокоит, а радостная снимет грусть. Выбор метода зависит от глубины чувств. Чем в более депрессивном состоянии находится человек, тем в большей степени музыка должна гармонировать с его состоянием. В силу этой своей способности утешать и просветлять музыка довольно широко применяется в работе кабинетов психологической разгрузки и в различных направлениях психотерапии.

Говоря об отрицательном воздействии музыки, интересно заметить, что активная, агрессивная музыка передаёт напряжение не только на психику, но и на тело, заставляя двигаться. Часто это сочетается с духовным расслаблением и даже недисциплинированностью.

Границы применения музыки в психотерапевтических целях очень широки. В повседневной жизни, богатой сегодня разного рода трудностями и стрессами, музыка может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми.

Таким образом, мы видим, что известные педагоги считали, что музыка является могучим стимулятором мысли, без которого практически невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Именно благодаря этим педагогам, наметилась устойчивая тенденция к изучению музыки, как вида искусства, которое способно эффективно воздействовать не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу детей. Также немалый интерес к воспитанию умственной активности детей средствами музыки проявили такие психологи, педагоги, искусствоведы, как М.Т. Арановский, О.А. Апраксина, Б.В. Астафьев, Т.Л. Беркман и другие. В трудах этих видных исследователей можно выделить несколько подходов к решению проблемы музыкального воспитания. Так, некоторые из них решали вышеупомянутую проблему с позиции соотношения эмоционального и рационального в музыке. Другие же рассматривали специфику музыкального мышления, а также его значение в обучении детей и профессиональной деятельности музыкантов. Третьи же видели в музыке также способ познания детьми окружающего мира. А четвертые обращали внимание на значение музыкального восприятия в развитии интеллектуальной сферы .

Отмечая взаимосвязь музыки и интеллектуальной сферы, ученые и педагоги-музыканты указывают, что сущность восприятия нового музыкального произведения заключается в стремлении слушателя почувствовать и понять позицию композитора, а также идею, которую он стремился передать слушателям, дать оценку данному сочинению в контексте современного развития музыкальной культуры. По мнению исследователей, условиями активизации музыкального восприятия детей, как способа их умственного развития, являются:

обучение слуховому наблюдению музыки, т.е. наблюдению и осмыслению ее течения, развития происходящих в ней процессов;

расширение опыта детей по слушанию музыки, привлечение произведений искусства для пробуждения у детей интереса к музыке;

активизация собственной деятельности детей в процессе знакомства с музыкальными произведениями;

использование только высокохудожественных музыкальных произведений;

анализ музыкальных средств;

вопросы, которые направляют и заостряют слуховое внимание;

сравнение и сопоставление музыкальных произведений, формирование знаний об особенностях музыкального языка и др.

Таким образом, музыка - это искусство, которое помогает познать окружающий мир, постичь сложные законы человеческого бытия, расширить кругозор, из чего следует, что она способствует умственному развитию и воспитанию детей.

Творческая деятельность детей, несомненно, также играет немаловажную роль в процессе их умственного развития. Проблема музыкального творчества, как средства формирования умственной активности детей, легла в основу исследования Н.А.Ветлугиной, которое показало, что творческая деятельность доступна всем детям, необходимо лишь создать условия, способствующие проявлению индивидуальных возможностей ребёнка [1].

Подводя итоги, можно сказать, что развитие творчества в процессе музыкальной деятельности детей способствует проявлению и развитию их умственной активности. Колоссальное влияние музыки на формирование интеллекта детей, как части их духовной культуры, отмечал Д. Б. Кабалевский, композитор и видный музыкант-просветитель. Теория формирования музыкальной культуры детей в программе Д. Б. Кабалевского продвинулась от концепции музыкального обучения и воспитания, к системе взглядов на музыку, как на источник и на способ развития ребенка, а также как на метод освоения содержания других предметов, почву, на которой может произрастать духовное, нравственное, интеллектуально-творческое совершенствование ребенка .

Таким образом, анализ вышеизложенного позволяет нам сделать следующие выводы: проблема поиска эффективных путей воздействия музыки на воспитание и развитие детей постоянно находилась в поле зрения исследователей, музыкантов, психологов и педагогов; большинство исследователей-педагогов, музыкантов и психологов отмечают значительную роль музыки в развитии умственных способностей детей.

Читайте также: