Музыкальные способности младших школьников кратко

Обновлено: 05.07.2024


Рассматривается возможность посредством хорового пения развивать музыкальные способности во внеурочное время у младших школьников. Подчеркивается, что хоровое пение способствует гармоничному физиологическому и психическому развитию ребенка. Рассматривается процесс всестороннего развития личности во время занятий хоровым пением.

Ключевые слова: развитие, хоровое пение, способности, музыка, развитие способностей, музыкальные способности

В условиях современного общества одной из актуальных проблем является развитие музыкальных способностей у младшего школьника. Актуальность исследования проблемы состоит в том, что в современном обществе наблюдается катастрофическое падение уровня музыкальной культуры современной молодежи. Причины этому могут быть различными, но самая основная — негативное влияние на ребенка современной музыкальной среды. Ее основой является примитивность ладовой организации и ритмической структуры. Также негативную роль сыграло то, что в школах уделяется достаточно мало времени посещению детьми учреждений культуры: филармонии, концертных залов, театров.

Цель современного образования — развитие и выявление творческих способностей, потенциала ученика, формирование личности способной к самоопределению и самосовершенствованию. В исследованиях В. В. Давыдова, А. Н. Ксенофонтовой, Г. И. Щукиной и др. дана характеристика роли деятельности в развитии личности как основы создания условий для самореализации, самоопределения и развития творческого потенциала. Перед педагогами стоит задача организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у ребенка появилось желание самому приобретать навыки и знания, искать пути решения проблем. Здесь внеурочная деятельность может играть большую роль. В настоящее время значение эстетического воспитания стало одним из важных направлений воспитательной работы с детьми. Существует множество разнообразных видов художественного творчества, но невозможно не оценить привлекательность и многогранное развитие младшего школьника во время хорового пения, которое создает благоприятные условия для всестороннего развития личности ребенка.

Таким образом, сегодня развитие музыкальных способностей должно стать одним из важных направлений педагогической деятельности в воспитательной работе.

В. Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. У конкретного человека, по мнению В. Д. Шадрикова, каждая из способностей имеет свою меру выраженности в соответствии с критериями, по которым можно определить особенности развития той или иной способности. Поэтому человека, способности которого ярко выражены и позволяют ему продуктивно, качественно и надежно трудиться, т. е. решать задачи конкретной деятельности, можно назвать способным. [10].

Одним из видов способностей человека являются музыкальные способности. Музыкальные способности — индивидуально-психологические особенности личности, в структуре которых выделяют общие и специальные способности. Музыкальные способности — специальные способности, которые развиваются из общих способностей под воздействием требований музыкальной деятельности. Операционные механизмы (анализ, синтез) тонко приспосабливаются к требованиям деятельности. Исследования музыкальных способностей имеют давние традиции. Классификации музыкальных способностей многочисленны и разнообразны.

Рассмотрим структуру музыкальных способностей Ф. Гекера и Т. Цигена.

Ф. Гекер и Т. Циген в большой работе, посвященной вопросу о наследовании музыкальных дарований, исходят из признания следующих пяти компонентов музыкальной одаренности:

  1. сенсорный компонент: главным образом, чувствительность к различению высоты, интенсивности и длительности звуков;
  2. ретентивный компонент: память на высоту, интенсивность и длительность звуков и их комплексов;
  3. синтетический компонент: восприятие гештальтов, т. е. целостных образований (мотивов, мелодий, тем, ритмических фигур);
  4. моторный компонент: перенесение звукового образа на голос или инструмент;
  5. идеативный компонент: установление связи между звуковыми образами и неакустическими идеями (нахождение идейного содержания музыки).

1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

2. Способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение.

3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его, [7].

− технические (игре на данном инструменте или пение);

− слуховые (музыкальный слух).

К. В. Тарасова делит музыкальные способности на сенсорные (т. е. связанные с ощущениями) и интеллектуальные. Первые включают в себя музыкальный слух и чувство музыкального ритма, вторые — музыкальную память, музыкальный интеллект, музыкальное воображение [5].

В античной Греции сызмала обучали детей пению в хоре, игре на фортепиано, лире, кифаре, в надежде умножить тем самым свои благодетели, а музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Древнегреческие философы считали, что музыка влияет на рост клеток, отвечающих за интеллектуальное развитие человека. Неслучайно занятия математикой в Пифагорейской школе проходили под звуки музыки, считалось, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Таким образом занятия хоровым пением способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка младшего школьного возраста. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение — это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, хоровое пение, ребенок, развитие, воспитательная работа, звуковысотное движение, младший школьник, музыкальная культура, музыкальная память, музыкальное воспитание.

Читайте также: